УДК 378
ПОДГОТОВКА ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВУЗА К ФОРМИРОВАНИЮ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КАРТИНЫ МИРА СТУДЕНТОВ
Т.К. Сагитдинова
Аннотация. Актуальность статьи обусловлена необходимостью изменения подхода к формированию педагогической картины мира у студентов современного педагогического вуза. Цель статьи заключается в обосновании результативности отдельных технологий в подготовке преподавателей к формированию педагогической картины мира студентов. В статье рассматривается подготовка преподавателей вуза к формированию педагогической картины мира студентов через организацию профессионального развития преподавателей как динамического процесса, который проходит, во-первых, в процессе их непрерывного профессионального развития и образования, во-вторых, в процессе самообразования, профессиональной деятельности и взаимодействия. Автор считает, что сформировать педагогическую картину мира у студентов могут только те преподаватели, у которых сформирована собственная педагогическая картина мира, которые осуществляют профессиональное развитие, саморазвитие и рефлексию.
Ключевые слова: педагогическая картина мира, непрерывное профессиональное развитие, коучинг, технологии обучения, повышение квалификации.
TRAINING OF UNIVERSITY TEACHERS FOR THE FORMATION OF THE PEDAGOGICAL WORLDVIEW OF STUDENTS
T. Sagitdinova
Abstract. The relevance of the article is due to the need to change the approach to the formation of the pedagogical worldview of modern pedagogical university students. The purpose of the article is to justify the effectiveness of certain technologies in training the university teachers for the formation of students' pedagogical worldview. The article studies the university teachers training on the formation of a pedagogical worldview of the students through the organization of professional development of teachers as a dynamic process. This process occurs, firstly, in the stream of their continuous professional development, and secondly, in the process of self-education, professional activity and interactions. The author believes that only teachers who have their own pedagogical worldview, who carry out professional development, self-development and reflection can form pedagogical worldview at their students.
Keywords: pedagogical worldview, continuing professional development, coaching, teaching technology, in-service education.
Одно из самых важных условий для успешной работы по формированию педагогической картины мира - подготовка педагогического состава, так как именно это является залогом результата деятельности.
Профессиональное развитие преподавателей - это процесс не статичный и он проходит, во-первых, в процессе непрерывного образования педагогов, во-вторых, в процессе самообразования, профессиональной
деятельности и взаимодействия.
В современном обществе происходят интенсивные перемены, которые вызваны информационной и коммуникационной революциями, что влечет за собой преобразование понятия профессиональной деятельности педагога, а следовательно и его профессионализма [1, с.37].
Одной из наиболее результативных технологий подготовки преподавателей к
формированию педагогической картины мира студентов является технология коучинга, идеи которой были заложены в гуманистической педагогике К. Роджерсом. Рассмотрение точек зрения различных авторов (Е.П. Бажанова [2], М.В. Кларин [3], ОС. Рыбина [4], И.В. Цветкова [5] и др.) на определение коучинга позволило выделить определение, которое наиболее приемлемо в контексте проводимого исследования: коучинг - технология профессионального развития, целенаправленный, ориентированный на результаты,
систематический процесс, способствующий самостоятельному научению и личностному росту профессионала (М.В. Кларин).
В связи с этим была разработана программа коучинга для курсов повышения квалификации преподавателей педагогического вуза, в процессе которого преподавателям предлагалось подумать, что такое «педагогическая картина мира», как
она влияет на деятельность преподавателя и ее успешность, каковы критерии и показатели ее сформированное™, каковы пути и способы ее формирования у будущих педагогов.
Программа отвечала следующим требованиям:
- использованы различные модели коучинга, учитывающие особенности непрерывного профессионального развития педагогов;
- в рамках коучинга организовано взаимодействие, направленное на реализацию личностных ресурсов осуществления самообразования и рефлексии;
- программа коучинга направлена на развитие каждого из компонентов в структуре педагогической картины мира педагогов.
Программа предполагает работу с группой педагогов для достижения конкретной цели посредствам реализации специальных технологий и методик, используемых в коучинге под руководством специалиста (коуча).
Цель программы: расширение диапазона навыков преподавателей в формировании педагогической картины мира студентов за счет осознания преподавателями понятия
«педагогическая картина мира», её влияния на деятельность преподавателя и ее успешность, путей и способов ее формирования у будущих педагогов.
Задачи программы:
- способствовать осознанию преподавателями собственной педагогической картины мира, необходимости её развития;
- создать условия, способствующие достижению высокого теоретико-практического уровня профессиональной компетентности педагогов в формировании педагогической картины мира студентов;
- обеспечить формирование следующих навыков: рефлексивного мышления;
самообразования; планирования и реализации исследовательского подхода в масштабах школы;
- оказать профессиональную поддержку преподавателям в формировании педагогической картины мира студентов.
Ожидаемые результаты:
- преподаватели будут использовать современные формы, методы и технологии организации учебно-познавательной деятельности, способствующей формированию педагогической картины мира студентов;
- преподаватели будут стремиться к непрерывному профессиональному развитию, к обучению и совершенствованию на протяжении всей профессиональной деятельности;
- у преподавателей будет выражено стремление к саморазвитию и самосовершенствованию через повышение квалификации и самообразование; мотивацию в профессиональной деятельности; ценностное отношение к профессии; рефлексивные умения;
- преподаватели смогут мобилизовать собственные внутренние ресурсы на достижение поставленных целей, решение проблем, преодоление трудностей в профессиональной деятельности по формированию педагогической картины мира студентов;
- преподаватели приобретут навыки самостоятельной постановки целей профессиональной деятельности, разработки путей их достижения и отслеживания результата;
- у преподавателей будет выражена направленность на развитие и реализацию творческого потенциала в профессиональной деятельности, они будут осуществлять творческий подход к профессиональной деятельности, формулировать и творчески решать педагогические задачи.
Содержание программы представлено в таблице, см. таблицу 1.
Таблица 1. - Содержание программы коучинга
№ п/п Блок Тема занятия Кол-во часов Технологии, способы и приемы работы
1 Блок 1. Педагогическая картина мира учителя и анализ овладения ею и способы ее формирования и развития Педагогическая картина мира (ПКМ) учителя, ее отличительные особенности 2 Методы и приемы организации взаимодействия в группе «карусель», «метод джиксоу»; методы и приемы организации взаимодействия в группе «карусель», «метод джиксоу», дискуссия; составление кластеров, таблиц; методы рефлексии и самооанализа
2 Посредством чего формируется педагогическая картина мира? 2
3 ПКМ преподавателя и ее влияние на формирование ПКМ студента 2
4 Рефлексия собственной педагогической картины мира 2
Продолжение таблицы 1
5 Блок 2. Возможности образовательного процесса вуза в формировании ПКМ студентов Образовательный процесс современного вуза и его возможности в формировании ПКМ студентов педагогической специальности 2 Методы и приемы организации группового взаимодействия «фишбоун», «дерево проблем»; дискуссия; составление кластеров, постеров, таблиц; метод рефлексивного анализа
6 Использование эффективных форм и методов организации работы студентов как средство формирования ПКМ 2
7 Использование современных технологий оценивания образовательных результатов 2
8 Роль рефлексии в формировании ПКМ 2
9 Проведение и самоанализ занятий. Практика 2
10 Блок 3. Личность преподавателя и её роль в формировании ПКМ студентов Портрет современного учителя (характеристика основных компетенций, личностная характеристика) 2 Методы и приемы организации взаимодействия в группе «карусель», «дерево проблем»; дискуссия; составление кластеров, таблиц, моделей и т.д.; метод самооценивания; метод рефлексивного анализа; метод проектов
11 Стратегии решения педагогических проблем с точки зрения формирования ПКМ 2
12 Саморазвитие, рефлексия и их роль в формировании ПКМ 2
13 Выполнение исследовательского проекта. Практика 8
14 Рефлексия коучинга 2
Итак, Программа состоит из 12-ти (продолжительностью по 2 академических часа) коучинг-сессий и 2-х практических занятий (продолжительностью от 2-х до 8-ми академических часов) и подразделяется на три блока.
В рамках данной программы были проведены занятия с использованием различных моделей коучинга, повышающих результативность подготовки преподавателей к формированию педагогической картины мира студентов. Среди таких моделей были выделены модель «GROW», модель «ЦЦПРР», модель «ПРАВДА».
Модель GROW представляет собой базовую методику решения проблемных ситуаций путем прохождения четырёх этапов: цель (goal), реальность (reality), возможность (opportunity), действия (what to do), следование которым позволяет, сформулировав конкретную цель, достичь ее. Более сложной по своей структуре может считаться модель «ЦЦПРР» (цель, ценности, процесс, ресурсы, результат). Эта модель предполагает стимулирование внутренних ресурсов самого педагога на достижение поставленных целей, решение проблем, преодоление трудностей в профессиональной
деятельности за счёт самостоятельной постановки целей (первый компонент модели - цель), разработки путей их достижения (процесс и ресурсы) и отслеживание результата (результат).
Использование данной модели коучинга позволяет развивать ценностное отношение к профессии за счет присутствия в структуре модели такого компонента, как ценности, предполагающего необходимость оценки собственного отношения к проблемам профессиональной деятельности и
профессиональной самореализации.
Ещё одна модель системно-интегративного коучинга - модель «ПРАВДА». Основана эта модель на осознании проблемы, её причин, взглядов на решение самих участников, желаемого результата, анализе изменений в поведении и оценке успешности нового поведения.
Выбор модели коучинга зависит от особенностей профессионального развития педагогов, среди которых были выделены следующие: непрерывность профессионального развития; наращивание и совершенствование компетенций в соответствии с изменениями системы образования; освоение новых
профессиональных позиций и видов деятельности; необходимость стимулирования внутренних ресурсов самого педагога на достижение поставленных целей; развитие наиболее актуальных для современного образования личностных качеств педагога; развитие и реализацию творческого потенциала в профессиональной деятельности [6].
В рамках коучинга было организовано взаимодействие, направленное на реализацию личностных ресурсов и повышение эффективности формирования педагогической картины мира преподавателей. Организации взаимодействия способствовало создание коллаборативной среды посредствам использования групповой формы работы. Использовались различные методы и приемы организации взаимодействия в группе, такие как «карусель», «метод джиксоу», «фишбоун», «дерево проблем», дискуссия. Результаты работы выражались в виде кластеров, постеров, таблиц, моделей и т.д.
В процессе коучинга использовались деловые игры, когда преподаватели должны были проиграть роли участников образовательного процесса, чтобы прочувствовать проблему с разных сторон. Это тоже способствовало развитию у педагогов компетентности в решении проблем, связанных с формированием педагогической картины мира, за счет самостоятельного поиска и осознания его необходимости.
Для работы в группах также предлагались задания практической направленности: составить
модель поведения педагога, найти выход из ситуации, разработать стратегию решения проблемы. Эти задания презентовались, обсуждались, затем снова обсуждались и корректировались с целью выработки наиболее эффективных моделей профессионального поведения в формировании педагогической картины мира. Преподаватели сами работали над проблемами, совещаясь в группах, общаясь непосредственно и посредствам сетевого взаимодействия с коллегами, вели поиск наиболее оптимального решения.
Таким образом, разработанная программа способствует расширению и совершенствованию уже имеющихся профессиональных компетенций за счет того, что в ней присутствует обсуждение проблемной зоны, а затем поиск решения проблемы в процессе группового сотрудничества. Кроме того, данная программа коучинга освоению новых профессиональных позиций и видов деятельности, таких как тьютор, консультант, модератор, за счёт того, что участники обучаются новым формам взаимодействия с преподавателем, которые потом могут реализовать их в собственной практике.
Рассмотренные модели являются эффективными, так как позволяют изучить проблемы профессионального и личностного характера на достаточно глубоком уровне и способствуют мобилизации сил самих педагогов на поиск эффективных методов формирования педагогической картины мира студентов.
Литература:
1. Дроботенко Ю.Б. Становление профессионализма педагога в контексте современных социальных изменений / Ю.Б. Дроботенко // Человек и общество в нестабильном мире / Материалы междунар. науч. конф. - Омск: 2005. - С. 131136.
2. Бажанова Е.П. Факторы развития качеств специалиста социальной сферы в стиле коучинг / Е.П. Бажанова // Научно-исследовательские публикации. - 2014. -№ 4(8). - С. 98-103.
3. Кларин М.В. Профессиональный стандарт «коуч»: развитие коучинга как профессии / М.В. Кларин // Организационная психология. - 2014. - № 1. - С. 6-12.
4. Рыбина О.С. Образовательный коучинг для личной
эффективности и профессиональной компетентности студентов / О.С. Рыбина // Актуальные вопросы современной педагогики / Материалы междунар. науч. конф. - Уфа: 2011. -С. 112-114.
5. Цветкова И.В. Профессиональный коучинг в развитии профессионального самосознания и профессиональной компетенции студентов / И.В. Цветкова // Теория и практика общественного развития. - 2013. - № 12. -С. 6-9.
6. Сагитдинова Т.К. Опытно-экспериментальная работа по реализации педагогических условий формирования ПКМ будущих учителей в образовательном процессе вуза / Т.К. Сагитдинова // KANT. - 2019. - № 3(32). - С. 111-115.
Сведения об авторе:
Сагитдинова Танзиля Камилевна (г. Казань, Россия), магистр филологических наук, старший преподаватель кафедры иностранных языков и языкознания, Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма, соискатель Омский государственный педагогический университет, e-mail: [email protected]
Data about the author:
T. Sagitdinova (Kazan, Russia), Master of Philology, Senior Lecturer, Department of Foreign Languages and Linguistics, Volga Region State Academy of Physical Culture, Sports and Tourism, Postgraduate student, Omsk State Pedagogical University, e-mail: [email protected]
Статья поступила в редакцию 10.11.2019 13.00.08 - Теория и методика профессионального образования