Научная статья на тему 'Понятие картины мира в контексте различных наук'

Понятие картины мира в контексте различных наук Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
4837
518
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАРТИНА МИРА / РЕЛИГИОЗНАЯ КАРТИНА МИРА / ФИЛОСОФСКАЯ КАРТИНА МИРА / НАУЧНАЯ КАРТИНА МИРА / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КАРТИНА МИРА / МИРОВОЗЗРЕНИЕ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Сагитдинова Т. К.

В статье рассматривается понятие картины мира в контексте различных наук: философии, социологии, психологии, истории, педагогики и др. Рассмотрена также хронология зарождения данного понятия и основные особенности религиозной, философской и научной картины мира. Особое внимание уделено педагогической картине мира как миро-видению, которое должно сложиться у студентов педагогических вузов в рамках профессиональной подготовки в контексте современных требований к образованию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONCEPT OF THE PICTURE OF THE WORLD IN THE CONTEXT OF DIFFERENT SCIENCES

The article deals with the concept of the picture of the world in the context of various sciences: philosophy, sociology, psychology, history, pedagogy, etc. The chronology of the origin of this concept and the main features of the religious, philosophical and scientific picture of the world are also considered in the article. Particular attention is paid to the pedagogical picture of the world as a vision of the world, which should emerge among students of pedagogical universities during professional training in the context of modern requirements for education.

Текст научной работы на тему «Понятие картины мира в контексте различных наук»

Зарубежные исследователи: Р. Атфилд, К. Инэда, X. Ролс-тон, Л. Уайт и др. пытаются определить исторические и социокультурные истоки нарушения баланса между человеком и природой. Эти проблемы неразрывно связаны в своем происхождении с феноменом отчуждения, который также должен исследоваться в связке со смыслами судьбы.

Фундаментальные исследования судьбы человека и смысла жизни также практически отсутствуют. Представляется, что одной из главных причин ограниченного количества исследований является не отсутствие исследовательского интереса к теме судьбы человека, а ограниченный выбор инструментов познания: теорий, подходов, методов.

В отечественной и зарубежной науке ХХ века проводились исследования по вопросам судьбоанализа. В частности, в одной из статей уральских ученых отмечается, что судьба - это выбор тех задач и направлений жизненного пути, которые помогут стать человеком [2]. Человек - это открытая возможность, «еще не установившееся животное» с незавершенностью человеческой природы [3]. Проблема незавершенности человеческой природы получила наиболее полное освещение в работе Карла Ясперса «Общая психопатология». В этой работе он отмечает, что человека никто не имеет права принуждать изменять маршрут жизненного пути, который он выбрал. Человек самостоятельно способен бесконечно меняться [4]. Его способности неограниченны, он сам способен предвидеть события и освещать свой путь не только утопическими, но и истинными целями. И тем самым человек может вернуться к своим природным истокам, проявить свою человеческую сущность, предопределить, а точнее сказать, предвосхитить, создать свою судьбу.

Появление новых исследовательских подходов в условиях постнеклассического этапа развития науки, возможно, приведет к изменению представлений и в понимании человеческой судьбы. В частности, использование синергетичес-кого подхода, где человек рассматривается как нелинейная, открытая, диссипативная структура, как самоорганизован-

УДК 001.2

ПОНЯТИЕ КАРТИНЫ МИРА В КОНТЕКСТЕ РАЗЛИЧНЫХ НАУК

В статье рассматривается понятие картины мира в контексте различных наук: философии, социологии, психологии, истории, педагогики и др. Рассмотрена также хронология зарождения данного понятия и основные особенности религиозной, философской и научной картины мира. Особое внимание уделено педагогической картине мира как миро-видению, которое должно сложиться у студентов педагогических вузов в рамках профессиональной подготовки в контексте современных требований к образованию.

Ключевые слова: картина мира, религиозная картина мира, философская картина мира, научная картина мира, педагогическая картина мира, мировоззрение.

ная система, расширяет исследовательский инструментарий, который создает новые возможности для объяснения тайн человеческой природы, проникновения в глубинные ее основания. К примеру, синергетический подход, в той или иной мере являясь предпосылкой и условием расширения горизонта познания, позволяет иначе взглянуть на судьбу человека, но вместе с тем данный подход имеет ограниченные объяснительные возможности, что не позволяет сформировать концептуальные представления о судьбе, его необходимо дополнить комплексом других исследовательских подходов.

Таким образом, можно сделать вывод, что теоретические исследования судьбы представлены фрагментарно, до конца не сформированы концептуальные контуры представлений о судьбе. В рамках различных традиционных воззрений судьба трактуется как представление о предопределенности и неотвратимости жизненных событий и поступков человека, как всеохватывающая, непреложная детерминация жизни человека, не имеющая какой-либо четкой определенности и относительно мало связанная с его поведением, как будущее - то, что произойдет, случится, как история существования определенного вида бытия.

1. Бергер П., Лукман Т. Конструирование социальной реальности. Трактат по социологии знания. М. : Медиум, 1995. 323 с.

2. Зонди Л. Вера как судьба // Психология судьбы. Екатеринбург : УрО РАН, 1994. Вып. 1. С. 63-69.

3. Ницше Ф. По ту сторону добра и зла. Казус Вагнер. Антихрист. Ессе Ното.Человеческое, слишком человеческое. Злая мудрость : [пер. с нем.]. Минск : Харвест, 2005. 879 с.

4. Ясперс К. Общая психопатология. М. : Практика, 1997. 288 с.

© Пузиков В. Г., 2017

T. K. Сaгитдиновa T. K. Sagitdinova

CONCEPT OF THE PICTURE OF THE WORLD IN THE CONTEXT OF DIFFERENT SCIENCES

The article deals with the concept of the picture of the world in the context of various sciences: philosophy, sociology, psychology, history, pedagogy, etc. The chronology of the origin of this concept and the main features of the religious, philosophical and scientific picture of the world are also considered in the article. Particular attention is paid to the pedagogical picture of the world as a vision of the world, which should emerge among students of pedagogical universities during professional training in the context of modern requirements for education.

Keywords: picture of the world, religious picture of the world, philosophical picture of the world, scientific picture of the world, pedagogical picture of the world, worldview.

Возможности человеческого познания безграничны, но неизбежно наступает время, когда в разрезе новых знаний то, что было незыблемым ранее, отступает на задний план, уступая место новшествам, и одна картина реальности сменяется другой, наиболее достоверной для данного периода времени. Именно поэтому понятие «картина мира» так широко и многогранно рассматривается в области различных наук: философии, социологии, психологии, истории, педагогике и др.

Многогранность понятия «картина мира» связана также с тем, что она может быть совершенно разной в разных областях знания, у представителей разных стран, конфессий и времен, наций и этносов. Отличается эта картина и у представителей различных социальных и профессиональных групп, отдельных представителей разных профессий. Так, например, существует понятие «педагогическая картина мира», которая и будет интересовать нас в рамках проводимого исследования. Но для наиболее полного понимания значения данного термина, следует разобраться, как понимается картина мира разными областями знания.

В наиболее общем понимании картиной мира можно считать систему интуитивных представлений человека о существующей реальности.

Впервые понятие картины мира сложилось в недрах философии и религии, затем было определено научное ее понимание в области социологии, психологии и педагогики.

Религиозная картина мира, возникшая у истоков зарождения религии, основывалась на представлениях о всесильном и всемогущем Боге, который наделен безмерной властью и сотворил все вокруг. Такая картина мира была основана на вере в Бога и не выходила за ее пределы: все законы вселенной и события жизни человека при таком восприятии мира позиционируются как воля Бога, а смысл существования человека - принимать эту волю.

Более глубокой является философская картина мира, так как она основана на системе теоретических взглядов, в основе которых лежит взаимосвязь человека с миром. Философские взгляды на картину мира отличаются в рамках различных ее направлений (идеалистического, материалистического, рационалистического, космоцентрического, эмпирического, теоцентрического и др.).

В философии картины мира классифицируются по разным основаниям. К примеру, возможно различать картины мира по степени общности (всеобщая, частная, единичная) и средствам моделирования реальности (религиозная, мифологическая, научная и т. п.).

Обобщая ведущие философские концепции, О. Е. Кускова пишет, что философия определяет термин «картина мира» в общем смысле, как целостный образ предмета исследования в его главных системно-структурных характеристиках, формируемый посредством фундаментальных понятий в рамках исходных мировоззренческих установок определенного исторического этапа [1].

Итак, при широком подходе в философии картина мира представляет собой рассмотрение соотношения человека и вселенной, подвергает осмыслению мироздание в аспекте взаимоотношений человека с окружающим миром в различных ракурсах: со стороны онтологии, познания, ценностей и деятельности. В этом отличительная черта философских

картин мира по сравнению с другими. Философское понимание отличается от религиозного научностью и направленностью на теоретические способы освоения окружающего мира, которым свойственны понятия, умозаключения.

Философия осмысляет бесконечность и сложность организации мира, его необъятность, пытается расширить понимание мира не «вширь», а именно «вглубь», не просто через многообразие происходящих явлений, а в целостном единстве всей его сущности и бытия, не исключая и человека.

Философия подчеркивает, что индивидуальное сознание каждого человека на пути своего становления должно опираться на научную картину мира, как на структурный компонент научного познания.

Впервые термин «картина мира» (как «совокупность внутренних образов внешних предметов, из которых логическим путем можно получать сведения относительно поведения этих предметов») начал использоваться в трудах по физике на рубеже Х1Х-ХХ столетий, что представляется закономерным, так как именно открытия, связанные с естественными науками, объясняющие природу и функционирование окружающего нас материального мира, могут кардинально поменять картину мира человека, указать на ошибочность его прежних мировоззренческих представлений [2, с. 87].

Формирование научной картины мира прошло несколько стадий. Первой научной картиной мира считается классическая, которая сложилась в XVII- XVIII вв. и по своей сути основана на представлениях об абсолютном пространстве и времени, в которых существуют некая совокупность материальных тел, состоящих из атомов, вечных по своей сущности. Они совершают движения в пространстве (законы Ньютона). Этими законами также управляются все процессы, протекающие в мировом пространстве, и поэтому все происходящие изменения имеют причину. Случайность отрицается и считается нераспознанной закономерностью. И всевозможные действия человека рассматриваются как выражение законов физики, а разум, чувства и мысли позиционируются как импульсы его нервной системы. И жизнь человека, и природа подчиняются неизменным законам физики и собственной цели не имеют.

Вторая стадия формирования научной картины мира привнесла множество изменений: появились впервые представления о половом разделении как двух сторонах единой материи. Возникло понимание об относительности категорий пространства и времени и об их взаимозависимости с материальными объектами. Было сделано открытие, что атом не является неделимой частицей, расширились представления о его свойствах и перемещении в пространстве. Появилась наука кибернетика, и в ее рамках переосмыс-лилась фундаментальная категория «энергия», а затем и «информация»: переход как веществ и энергии в друг друга, так и трансформации в энергию (на сетчатку глаза падают лучи света - это энергия, которая способствует созданию зрительного образа - информации).

В современной науке термин «картина мира» рассматривается и изучается социологами, психологами, психоаналитиками, нейрофизиологами и др. Ученые и исследователи выделили несколько определений этого термина:

- система образов (представление о мире и человека в нем);

Гуманитарные исследования • 2017 • №4 (17)

37

- позиции человека, его убеждения и представления, ценностные, духовные составляющие;

- фундамент мировосприятия [3].

По мнению Е. В. Базарова, картина мира не является чем-то индивидуальным (в отличие от мировоззрения). Создание единой картины мира, которая будет отражать все аспекты жизнедеятельности, предполагает объединение коллективных усилий профессионального сообщества [4, с. 13].

Большое внимание в последнее время уделяется педагогической картине мира. Это связано с повышением значения образования для общества и реформированием системы образования, в том числе и высшего профессионального.

Внимание к проблеме формирования педагогической картины мира у студентов педагогических вузов обусловлено рядом факторов:

- качественно новыми требованиями общества к профессиональной подготовке и по-прежнему преимущественно знаниевым подходом к организации образовательного процесса;

- необходимостью формирования педагогической картины мира как неотъемлемого условия профессионализма будущих педагогов.

Современное педагогическое образование предполагает как обязательный предмет в программе подготовки студентов вузов курс «Концепции современного естествознания», в рамках которого рассматривается понятие картины мира.

Выявление теоретических основ исследования педагогической картины мира как философской категории позволяет приблизиться к пониманию феномена данного понятия.

Наиболее общим понятием педагогической картины мира является понятие концептуальной картины мира, под которой можно понимать систему информации об объектах, актуально и потенциально представленных в деятельности индивида [5, с. 3].

Картина мира в широком понимании представляет собой целостную систему знаний и представлений о мире, которые выполняют функцию ориентира действий человека. Такая система может складываться из различных отраслей как бытовых, так и научных знаний, интуитивного опыта человека и распадаться на подсистемы, каждая из которых социально значима для индивида.

Педагогическая картина мира является наиболее локальной, по сравнению с остальными и является специфически профессиональным явлением (рис.).

| общенаучная, философская |

_у_

естественно-научная

^ 1

| социальная |

_у_

| локаЛьная i

Рис. Картина мира

С переходом от формулы «образование на всю жизнь» к формуле «образование на протяжении всей жизни», которое требует не столько формирование определенной суммы знаний, сколько умения их приобретать самостоятельно и применять, педагогическая картина мира получила новую интерпретацию в литературных источниках.

Педагогическая картина мира приобрела в связи с этим ряд новых функций: обобщающую, генерализующую, объяснительную, мировоззренческую, что стало отражением повышенного интереса к проблематике концепции картины мира в области методологии науки - дидактике, которая, по мнению Л. Клингберга, всегда стремится к восприятию новых научных проблем, проявляя при этом постоянную способность к адаптации и трансформации [6].

Педагогическая картина мира подразумевает формирование основ профессионального мировоззрения, ценностных профессиональных ориентаций, профессиональной мотивации и целостного отношения к профессиональным традициям и обычаям, умений и навыков следования профессиональным нормам и образцам поведения, педагогической культуры и такта.

Таким образом, понятие картины мира достаточно широко и многогранно рассматривается в контексте различных наук. Впервые зародившись как научное понятие в рамках философии, термин получил распространение в областях исследования различных наук, в том числе и педагогики. Формирование педагогической картины мира является неотъемлемой составляющей высшего педагогического образования.

1. Кускова О. Е. Проблема трактовки понятия «философская картина мира» // Философия и культурология. 2013. № 2(32). С. 20-24.

2. Ярцева К. В. Понятие «картина мира». Адаптивная функция картины мира // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. 2010. № 4. С. 87-90.

3. Степин В. С., Кузнецова Л. Ф. Научная картина мира в культуре техногенной цивилизации. М. : ИФРАН, 1994. 274 с.

4. Базаров Е. В. Понятие картины мира в историко-культурных психологических исследованиях // Искусствоведение. 2012. № 5. С. 12-16.

5. Ястребова Г. А. Педагогическая картина мира: методологические основы исследования профессиональной концепции учителя // Методологические проблемы педагогики. 2006. С. 3-8.

6. Потемкин М. Н. Исследование дидактических функций картины мира в непрерывном педагогическом образовании : дис. ... канд. пед. наук. СПб., 1999. 212 с.

© Сагитдинова Т. К., 2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.