Научная статья на тему 'Понятие картины мира в историко-культурологических психологических исследованиях'

Понятие картины мира в историко-культурологических психологических исследованиях Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
2962
491
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИРОВОСПРИЯТИЕ / МИРОВОЗЗРЕНИЕ / МИРОПОНИМАНИЕ / ОБРАЗ МИРА / КАРТИНА МИРА / ЦВЕТОВАЯ КАРТИНА МИРА / ATTITUDE / OUTLOOK / UNDERSTANDING OF THE WORLD / AN IMAGE OF THE WORLD / A WORLD PICTURE / A COLOR PICTURE OF THE WORLD

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Базарова Екатерина Васильевна

В статье рассматриваются искусствоведческие, философские, психологические аспекты по вопросу формирования знаний о картине мира; становление понятия «картина мира», типология картин мира, приведены основные критерии, дифференцирующие картины мира.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONCEPT OF THE PICTURE OF THE WORLD IN HISTORICAL-CULTURAL PSYCHOLOGICAL RESEARCHES

In the article art criticism, philosophical, psychological aspects concerning formation of knowledge of a world picture are considered; concept formation «the world picture», typology of pictures of the world, the basic criteria differentiating pictures of the world are resulted.

Текст научной работы на тему «Понятие картины мира в историко-культурологических психологических исследованиях»

ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ

УДК 159.9:930.85

ПОНЯТИЕ КАРТИНЫ МИРА В ИСТОРИКО-КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИХ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ

© 2012 Е.В.Базарова

Поволжская государственная социально-гуманитарная академия

Статья поступила в редакцию 20.01.2012

В статье рассматриваются искусствоведческие, философские, психологические аспекты по вопросу формирования знаний о картине мира; становление понятия «картина мира», типология картин мира, приведены основные критерии, дифференцирующие картины мира.

Ключевые слова: мировосприятие, мировоззрение, миропонимание, образ мира, картина мира, цветовая картина мира.

Понятие «образ мира» не ново для современной науки. Оно активно используется социологами, психологами, психоаналитиками, лингвистами. Понятие «картина мира» зачастую заменяется рядом терминов - «образ мира», «схема реальности», «модель универсума», «когнитивная карта». Под образом мира понимается некоторая совокупность или упорядоченная многоуровневая система знаний человека о мире, о себе, о других людях, которая опосредует, преломляет через себя любое внешнее воздействие1. Выделены разные типы картин мира: обыденная, научная, художественно-эстетическая, мифопоэтическая, философская. Соотнесены понятия: «картина мира», «модель мира», «образ мира», «информационная модель действительности», «концептуальная модель»2.

Искусство - яркий пример среды, в которой окружающее пространство не воспринимается отдельными предметами, а их совокупностью. Изобразительное искусство, творчество предполагает накопление знаний различных культур. Известны работы ученых, в которых рассматриваются понятия «картина мира», «образ мира», «модель мира» (К.А.Абульханова-Славс-кая, М.М.Бахтин, Б.Г.Кузнецов, А.Я.Гуревич, Э.Гуссерль, В.П.Дьяконова, Л.В.Даниленко,

B.С.Жидков, Ю.М.Лотман, Л.С.Выготский,

C.Л.Рубинштейн, Л.И.Никитина, В.И.Постова-лова, К.Б.Соколов, А.Г.Спиркин, М.Хайдеггер, О.Шпенглер и др.). Пространство художественной картины мира изучают Е.Э.Комарова,

сБазарова Екатерина Васильевна, аспирант, ассистент кафедры изобразительного и декоративно-прикладного искусства .Е-тай:Ъагагоуа005@тай.ти

1 Словарь практического психолога / Сост. С.Ю.Головин. - М.: 1997. - С.351 - 356.

2 Богоявленская Д.Б. Психология творческих способно-

стей: Монография. - Самара: 2009.

М.М.Бахтин, Ю.М.Лотман, В.Б.Мириманов, И.П.Никитина и др. С точки зрения культурологи «пространство» освещают Л.В.Мочалов, С.А.Бабушкин, Р.А.Зобов, А.М.Мостепаненко, М.С.Каган, Л.Г.Юлдашев, Ф.П.Федоров и другие ученые. Психология искусства изучается в работах Р.Арнхейма, Э.Берна, Х.Дрейфуса, Д.Б.Богоявленской, М.Вертгеймера, Я.А.Пона-марева, А.М.Матюшкина и др. Исследованием языков искусства занимались М.Ш.Бонфельд, Т.В.Булыгина, С.А.Крылов, А.Д.Шмелев, В.В.Виноградов и др.

Мыслители эпохи Возрождения термин «образ», «картина мира» используют редко. Л.Б.Альберти и Леонардо да Винчи рассуждают о том, что картины показывают образы предметов, и если художник способен грамотно скомпоновать сюжет, то «картина будет казаться природной вещью, видимой в большом зер-кале»3. Микеланджело утверждал, что образ мира необходимо извлекать из природного материала, который в гармоничной форме содержится в окружающей действительности.

Известные философы и эстетики (Е.Г.Яковлев, Н.А.Дмитриева, И.Б.Роднянская) рассуждают об образе мира как о форме отражения действительности и выражения мировоззрения художника. Другие исследователи (А.Я.Зись, Ю.Б.Бореев, Г.Л.Ермаш) говорят, что художественный образ и картина мира складывается из индивидуального мышления художника. Русский философ И.А.Ильин писал о формировании образа окружающей действительности как о «творческом созерцании», «эстетическом

3 Леонардо да Винчи. Избранные произведения: В 2т. -М.; Л.: 1935. - С.114 - 115.

акте», встречи творца и действительности4. Исследователь А.А.Ковалев приводит схему возникновения картины мира, художественного образа, как последовательную цепочку, а именно, сначала формируется «образ - представление», затем «образ произведение», в завершении оформляется «образ впечатление»5.

Картина мира включает в себя исторический компонент, мировоззрение и мироощущение человека, целостно-духовное содержание, эмоциональное отношение человека к миру. Образ отражает не только личностно-мировоззрен-ческий и эмоциональный компонент личности, но также особый компонент - это духовное состояние эпохи, идеология. Оценкой и анализом культурной составляющей картины мира занимались многие русские и европейские мыслители (О.Шпенглер, П.Сорокин, Д.Андреев, А.Тойнби, К.Ясперс и др.). Картина мира формировалась как представление о мире, его внешней и внутренней структуре, эволюция этих представлений отражена в идеях и теориях мыслителей разных эпох. Философия подчеркивает, что индивидуальное сознание в своем становлении опирается на научную картину мира, которая трактуется как структурный элемент научного знания. Картина мира, в отличие от мировоззрения, есть совокупность мировоззренческих знаний о мире, совокупность знаний о предметах и явлениях действительности. Чтобы понять структуру картины мира необходимо понять путь ее становления и развития. Появление первых изображений окружающего мира, зарождение представлений о мире датируется VII - VI вв. до н.э. Это время рабовладельческого общества, в котором природа и мир исследовались при помощи наблюдений и опыта, все наблюдения отражались часто в наскальной живописи в виде красочных наивных картин, а непроверенная и неизвестная информация замещалась фантазией. Эпоха Средневековья в Европе (XIII - XVвв.) и искусство Древней Руси (X - XII вв.) отражают религиозное, канонизированное мировоззрение человека того времени, а картина мира ориентируется на божественное природу всех явлений. Во время формирования феодального строя (IV - XIII в н.э.) - появляются первые орудия труда, простые механизмы, которые дают возможность становления опыта, эксперимента как двигателя науки. Этот факт объясняет причину становления механического мировоззрения, механиче-

4 Ильин И.А. Одинокий художник. - М.: 1993. - С.255 - 272.

5 Ковалев А.А. Методика анализа категории художественного образа в изобразительном искусстве // Вопросы истории, теории и методики преподавания изобразительного искусства. Сб. ст. Вып. 2. - М.: 1998. - С.46 - 51.

ской картины мира - XIV - XVIII вв.6. XVIII-век промышленного переворота в Англии и буржуазной революции во Франции, развитие капиталистического строя. Развивается техника и научное объяснение и изучение источников энергии, изучение электричества (Законов М.Фарадея). Согласно этим знаниям в мире нет пустоты, он заполнен электрически зараженными частицами, все явления в мире объясняются взаимодействием электрических зарядов. В 1910 г. изучение физики переходит на новый уровень, появляются квантовые представления, корпусно-волновой дуализм элементарных частиц, в этот период формируется современное мировоззрение, современный взгляд на мир7. Концепция историка и философа науки Дж. Холтона соединяет понятие картина мира и мировоззрение, где «обобщенный опыт и сокровенные убеждения человека и выполняет роль своеобразной ментальной карты, с которой он сверяет свои поступки и ориентируется среди вещей и событий реальной жизни»8. Картина мира является составной частью мировоззрения личности, ее жизненных установок, научных знаний, во многом формируя направленность. В.И.Вернадский сформировал мысль о том, что мировоззрение включает общенаучную картину мира, философские суждения, культурную и духовную составляющую жизни общества9.

В итоге мировоззрение и картина мира, а также система философских идей создают единую культурную базу каждой личности, картину мира личности. Философ В.С.Степин выделяет мировоззрение «не как завершенный, раз и навсегда сложившийся, а как подтвержденный радикальными трансформациями, постоянно развивающийся способ духовно-практического освоения мира»10. Философия конструирует новые смыслы, структуры действительности, в результате происходит формирование мировоззренческих установок будущего. Задача психолого-педагогического воздействия сформировать условия для развития мировоззрения личности, а следовательно, картины мира. Одними из первых ученых, которые формировали знания о мире, стали такие ученые как

6Степин В.С. Философия науки. Общие проблемы: Учебник для аспирантов и соискателей ученой степени кандидата наук. - М.: 2006. - С.232.

7 Богомолов А.С., Ойзерман Т.И. Основы теории историко-философского процесса. - М.: 1983.

8 Холтон Дж. Что такое «антинаука» // Вопр. философии. - 1992. - №2. - С.38 - 39.

9 Вернадский В.И. Избранные труды по истории науки. - М.: 1981. - С.230 - 232.

10 Степин В.С., Кузнецова Л.Ф. Научная картина ми-

ра в культуре техногенной цивилизации. - М.: 1994. -

С.28.

К.Поппер, Т.С.Кун, И.Лакатос, В.Ф.Чер-новоленко, М.В.Мостепаненко. К.Поппер отмечает формирующую роль философии для научного знания и его развития, философские идеи являются основой для научных мыслей и ее эволюции. Т.Кун описывает основу научного знания как «философские принципы», которые включаются в состав фундамента научно - исследовательских программ. Наука, по И.Ла-катосу, базируется на «метафизических принципах». Ученый считает, что множество теорий и гипотез составляют поле для ядра науки, в процессе непосредственных сражений противных философских мыслей рождается истинная мысль и мировоззрение, истинная картина ми-ра11. В истории становления представлений о картине мира можно выделить разные этапы формирования и эволюции представлений о мире: 1) вселенная зародилась из воды (историк древности Диоген Лаэртский, ученый и философ Фалес); 2) первоначало жизни «апей-рон» - бесконечное и неопределенное начало, при вращении неопределенного вещества выделяется огонь, вода и воздух, земля. Земля как самая тяжелая материя окружена водной, огненной и воздушными сферами, ободами (Анаксимандр). В среднем ободе одно отверстие Луна, в верхнем ободе также одно отверстие - Солнце. Все ободы, звезды, солнце и Луна вращаются вокруг Земли; 3) происхождение мира детерминировано воздушной стихией, небесные тела движутся вокруг Земли, а не над ней, все тела возникают через раздражение и сгущение воздуха, и растворяются в нем, становление теории о том, что все состоит из небольших частиц, из элементов (Анаксимен)12.

Другой мыслитель, Эмпидокл, выделил четыре стихии - землю, воздух, воду и огонь, которые пассивны, а основная движущая сила любовь (сила притяжения) и ненависть (сила отталкивания).

Основатель античной атомистики, Демокрит, полагал, что Вселенная состоит из атомов и пустоты, из атомов разной формы (шарообразной, угловатой, выпуклой и вогнутой), которые синтезируют различные явления, зачастую противоположные друг другу. Впервые появляется гипотеза о субъективном чувственном познании как доминирующей составляющей картины мира личности - соединение философских суждений со знаниями по физике, космогонии, биологии, математики, этике, риторики.

11 Lacatos I. Falsification and the Methodology of Scientific Research Programmes // Criticism and the growth of knovledge. Cambrige, 1970. - P.125 - 130.

12 Лаэртский Д. О жизни, учениях и знаменитых философов. - М.: 1979.

Учение Аристотеля предполагает ведущую роль физических воззрений, мир состоит из стихий - земли, воды, воздуха, огня и эфира. По мнению ученых того времени, Земля синтезируется из сочетаний материалов. Ученые не могли обойтись без божественного происхождения многих явлений, они не могли объяснить движение звезд, планет, Луны и Солнца.

Николай Коперник в своем труде «О вращении небесных тел», Г.Галилей «Звездный вест-ник»(1610 г.), И.Ньютон объединили достижения мыслителей прежних веков, они ввели понятие о гелиоцентрической системе мира, в основе которой теория о том, что Земля вращается вокруг оси и вместе в другими планетами вокруг Солнца, появляется идея относительности механического движения. Началось развитие науки механики, становление законов, которые на данном этапе объясняли структуру мира - появилась механическая картина мира. К.Линней в XVIII в. классифицировал всю природу и живое на минералы, растения и животных. Внутри механистического мировоззрения зреет идея эволюции жизни.

И.Кант в работе «Всеобщая естественная история и теория неба»(1775 г.) впервые поставил под сомнение идею о том, что природа не имеет никакой истории. А следовательно, она эволюционирует меняется со временем. Он писал, что «дайте мне материю, и я покажу вам, как из нее должен образоваться мир. Но... в состоянии ли мы сказать: дайте мне материю, и я покажу вам, как можно было бы произвести гусеницу?»13. На данном этане становления знаний о картине мира можно выделить научную (Ж.Б.Ламарк, Ч.Дарвин «Происхождение видов»1859 г.) и религиозную картину мира, которые сосуществуют и соперничают и сейчас.

Научная картина мира идет по пути развития таких наук как биология, химия, физика, на первый план выходит становление атомно-молекулярное представление о строении мира и как следствие зарождение физической картины мира и электоромагнитной картины мира (М.В.Ломоносов, Я.Берцелиус, М.Фарадей, Г.Эрстед, А.Ампер). Из научных достижений ученых становится ясно, что в механической картине мира формирующими элементами реальности становятся частицы, движение которых предопределяется законами механики, то в электромагнитной картине мира эти частицы -электрические заряды 14.

Изучение мышления, мировоззрения, сформировало новую категорию термин «картина мира». Картина мира - это сложившаяся в

13 Кант И. Сочинения в шести томах. - М.: 1964. -Т.2. - С.126 - 127, 479.

14 Кузнецов Б.Г. От Галилея до Энштейна. - М.: 1992.

процессе развития человечества совокупность представлений о структуре действительности, способах ее функционирования и изменения, которая состоит из опыта, мировоззрения, научного и философского, эмоционального мышления общества. Картина мира, по мнению В.С.Степина, Л.Ф.Кузнецова - это не только мировоззрение личности, а также сформированный образ мира, который «является особым типом научного теоретического знания»15. Для В.С.Степина научная картина мира является основой, соединяющей в себе различные, «специальные картины мира», раскрывающие компоненты деятельности человека. В современной науке прослеживается тенденция усиливающихся связей между науками, а создание единой картины мира возможно при соединении множества знаний и опыта в разных сферах деятельности. Таким образом, гармоничную личность, которая обладает ярким математическими и логическими способностями необходимо развивать и эстетическое представления, чувственное восприятие. Художник, поэт, музыкант не способен создать произведение отражающее мир без знаний законов геометрии, физики и химии. Эволюция картины мира связана с замещение компонентов изученной теории новыми сегментами, теориями, гипотезами, причем предшествующая теория не уничтожается, она эволюционирует. В.С.Степин выделяет «механическую картину мира», «физическую картину мира», «химическую картину мира», биологический мир, «картину социальной реально-сти»16. Социолог, искусствовед В.С.Жидков, К.Б.Соколов рассматривает термин «картина мира» как совокупность подвижных образов, каждый образ включает в себя «общее представление и эмоциональную нагрузку (окраска, знак)»17. Таким образом, выделена эмоциональная, чувственная составляющая образа мира. Образы кроме эмоций включают индивидуальную, субъективную составляющую.

Термин картина мира рассматривается и изучается социологами, психологами, психоаналитиками и нейрофизиологи. Ученые и исследователи выделили несколько определений этого термина: система образов (представление о мире и человека в нем); позиции человека, его убеждения и представления, ценностные, духовные составляющие, фундамент мировосприятия. Формирование картины мира напрямую зависит от способа восприятия, мировос-

15 Степин В.С., Кузнецова Л.Ф. Научная картина мира в культуре техногенной цивилизации.... - С.24.

16 Степин В.С. Философия науки. Общие проблемы:.. - С.229 - 239.

17 Жидков В.С., Соколов К.Б. Искусство и картина мира. - СПб.: 2003. - С.69.

приятия, содержит исторический, эволюционный компонент развития18.

В.С.Жидков, К.Б.Соколов выделили основные критерии, которые отличают одну картину от другой: масштабность, четкость, эмоциональная окрашенность, свет и мрак, присутствие прошлого, настоящего и будущего, самосогласованность, аналитизм и синтетизм, выде-ленность субъекта из внешней среды, активность-пассивность, знаковость, рефлексивность, насыщенность межчеловеческими отношениями, конформность, детерминированность мироустройства, степень общей развитости, особенности развития репрезентативной системы19.

З.Д.Попова определяет картину мира как «упорядоченную совокупность знаний о действительности, сформировавшуюся в общественном (а также групповом, индивидуальном) сознании». Ученый различает «непосредственную» и «опосредованную» картину мира. «Непосредственная картина мира» - образ мира, который раскрывается через познание действительности, в результате практического действия. Картина мира состоит из впечатлений, чувств, мышления, осознания мира личностно-индивидуально, без посредников. В результате познание и отражение мира у каждого человека свое, отличное от другой личности, часто противоположное (чувственное и рациональное, научное и примитивное, реальное и идеальное). В процессе исторического становления термина картина мира происходила смена одного мировоззрения к другому, от одного учения к следующему. Этот процесс ярко представлен в эволюции учений, начиная с античности и заканчивая современной наукой. «Непосредственная» картина мира определяется понятием «когнитивная», которая представляется в результате познания действительности. «Опосредованная картина мира» -это результат перевода полученных знаний «вторичными знаковыми системами, которые материализуют, формирует существующую в сознании непосредственную когнитивную картину мира»20. В результате этого процесса выделяется языковая и художественная картина мира. Также можно выявить уровни картин мира: духовный, культурный, метафизический, чувственно-пространственный.

П.Слотердайк говорит о взаимосвязи отдельных картин мира и их детерминированности. В своих научных исследованиях он рассматривает творческой способности личности

18 Зись А.Я. В поисках художественного смысла. - М.: 1991.

19 Жидков В.С., Соколов К.Б. Искусство и картина мира.. - С.70 - 77.

20 Попова З.Д. Когнитивная лингвистика. - М.: 2007. -С.50 - 53.

объединять различные картины мира в одной оболочке. Он утверждает: «Суть дела не в том, чтобы теперь Я стало безраздельным «хозяином в собственном доме»; скорее, речь идет о шансе научить «духов дома» жить в мире снами под одной крышей»21. Психолог А.Н.Леонтьев в своих трудах выстроил модель личности как целостного субъекта деятельности и общения. Основываясь на расчленении понятия индивида и личности, он выделил три компонента понятия личность: личность как совокупность индивидуальных качеств; личность как включенность в пространство межиндивидуальных связей; личность как индивидуальная представленность ее в жизнедеятельности других лю-дей22. Гармоничное развитие личности невозможно без развития личностно-эмоциональной составляющей, что в свою очередь позволяет созерцать окружающую действительность и составлять картину мира. Восприятие визуальной информации, создание образа и картины мира происходит постепенно: 1) организация внутреннего целостного образа; 2) узнавание образа, систематизация новых данных с ранее присвоенными (нейронная модель Д.Хоп-фильда), происходит процесс восприятие-распознание образа; 3) сравнение внешнего и внутреннего сформированного образа, комбинация признаков на основе присутствующей информации; 4) формирование визуально-смысловых множеств, т.е. частиц будущей картины мира; 5) движение визуальной информации (визуального кода) в форме определенной творческой идее, концепции в едином информационном процессе23.

Следовательно, информация анализируется и синтезируется творцом через его внутренний мир, его практику и передается обществу в закодированной форме. Таким образом, мир искусства и культуры, практический опыт, знание мировой художественной культуры дает возможность творческой личности «примерить» на себя образы других поколений, изучит исторические аспекты. Только через сопровождение чужое мнение становиться своим, складывается мир художественного творчества, мир языка между творцом и художником.

Творческое восприятие предполагает фиксация нового в предмете, отношения между ними. Формирование навыка соединения противоречивых качеств в одном объекте, умение видеть

21 Слотердайк П. Критики цинического разума. - Екатеринбург: 2001. - С.480.

22 Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. -М.: 1975.

23 Кухта М.С. Методология моделирования визуаль-

ной информации: Автореф. дис. канд. филос. наук. -

Томск: 2004.

все детали, наряду с общей формой, синтезировать новые знания, входит в профессиональную подготовку художников, музыкантов, творческих личности.

Изменение знаний о мире, расширение знаний о структуре мира, знание законов жизни отражается на художественно-эстетической позиции личности. Когда в начале XX века мир узнал о фундаментальных открытиях ученых разных областей (явление радиоактивности, теория относительности, модели атома, гелиоцентрическая модель мира, возникновение кинематографа), искусство и художники перешли от фотографического отображения действительности к изучению внутренних процессов явлений. В результате от реалистичной канонизированной, религиозной живописи Средневековья, далее идеализированная фресковая живопись Возрождения и в результате на полотнах художников возникает мерцание света и цвета импрессионистов, многократное повторение предметов для передачи движения на полотнах кубистов и супрематистов.

Яркий представитель кубизма П.Н.Филонов в 1915 г и его группа выпустили манифест «Интимная мастерская живописцев и рисовальщиков «Сделанные картины». Каждое прикосновение к холсту, по Филонову, — «единица действия», атом. «Упорно и точно рисуй... вводи прорабатываемый цвет в каждый атом, чтобы он туда въедался, как тепло в тело или органически был связан с формой, как в природе клетчатка цветка с цветом»24. П.Н.Филонову важны методы, которыми действует природа, а не она сама. Его метод включает равнозначно абстрактное и фигуративное. Предмет творчества другого абстракциониста К. Малевича был нереальный, лишенный образов и предметов, мир, образы которого пытались объяснить внутренную суть событий и явлений жизни, понять физику и химию законов жизни.

По мнению психолога Л.С.Выготского, в культуре создаются идеальные формы деятельности, образцы, эталоны. Без осознания и восприятия этого образца личность не будет способна к целостному развитию, а, следовательно, будет не способна синтезировать свою картину мира25. Каждая личность содержит в себе исторически и генетически обусловленную основу, но способна она к саморазвитию или нет будет зависеть от самого индивидуума. Психолог В.Е.Семенов в своей работе «Искусство - как межличностная коммуникация» утверждает, что культурная среда формирует в

24 Филонов П.Н. Идеология аналитического искусства. - В каталоге: Филонов. - Л.: 1930. - С.42.

25 Выготский Л. С. Развитие высших психических функций. - М.: 1960.

личности желание к саморазвитию, предопределяет создание эволюционной и развивающейся модели мира, в искусстве отражается «субъективный образ объективного мира»26. Психолог А.Н.Леонтьев занимался изучением построения образа мира, который связан с особенностями восприятия. Он утверждает, что в картине, образе мира ведущая роль отведена внешнему воздействию, а также индивидуальное взаимодействие со средой. А.Н.Леонтьев термин «концептуальная картина мира» замещает понятием «образ мира»27.

В результате изученного материала, достижений в науке начиная с 600 - 500 гг. до н.э. -до учений XVI - XVII вв., а также современные теории исследователей, можно выделить три группы картин мира: религиозную, научную, философскую картину мира. Нас будет интересовать научная картина мира, которая в

своем составе предполагает наличие эмоционального восприятия мира, соответственно художественно-эстетическую картину мира. Особенно интересна структура цветовой картины мира личности, а также характеристики личности, которые формируют цветовой образ мира. Картина мира не является чем-то индивидуальным (в отличие от мировоззрения). Создание единой картины мира, которая будет отражать все аспекты жизнедеятельности, предполагает объединение коллективных усилий профессионального сообщества.

26 Семенов В.Е. Искусство как межличностная коммуникация (Социально-психологическая концепция). -Самара: 2007. - С3.

27 Леонтьев А.Н. Образ мира// Избран. психол. произведения: в 2 т. - Т.2.- М.: 1983.

CONCEPT OF THE PICTURE OF THE WORLD IN HISTORICAL-CULTURAL

PSYCHOLOGICAL RESEARCHES

© 2012 E.V.Bazarova°

Samara State Academy of Social Sciences and Humanities

In the article art criticism, philosophical, psychological aspects concerning formation of knowledge of a world picture are considered; concept formation «the world picture», typology of pictures of the world, the basic criteria differentiating pictures of the world are resulted.

Keywords: attitude, outlook, understanding of the world, an image of the world, a world picture, a color picture of the world.

Bazarova Ekaterina Vasilevna, the post-graduate student, the assistant of the department of Visual, applied and decorative arts. E-mail:[email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.