Научная статья на тему 'Индивидуальная картина мира автора как отображение художественной картины мира эпохи'

Индивидуальная картина мира автора как отображение художественной картины мира эпохи Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
4534
442
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАРТИНА МИРА / НАУЧНАЯ КАРТИНА МИРА / ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КАРТИНА МИРА / ИНДИВИДУАЛЬНАЯ КАРТИНА МИРА / ПРОИЗВЕДЕНИЕ ИСКУССТВА / ИСТОРИЧЕСКАЯ ЭПОХА / СИМВОЛ / WORLD VIEW / SCIENTIFIC WORLD VIEW / ARTISTIC WORLD VIEW / PERSONAL WORLD VIEW / AN ART WORK / A HISTORICAL PERIOD / A SYMBOL

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Лугаськова И. П.

Статья раскрывает особенности такого понятия, как «картина мира», дает представление о картинах мира различных эпох, освещает некоторые существующие классификации картин мира. В статье рассматривается также понятие «символ», воплощающий в себе художественную картину мира. Актуальность и новизна темы статьи обусловлена наличием ряда идей автора о взаимосвязи индивидуальной картины мира художника и художественной картины мира определенной исторической эпохи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PERSONAL AUTHOR’S WORLD VIEW AS A REFLECTION OF THE ARTISTIC WORLD VIEW OF THE HISTORICAL PERIOD

The article reveals the features of such a concept as the «world view», gives a presentation of the different world views of different historical periods, illustrates some existing classifications of world views. The paper also deals with the concept of «symbol», which embodies the artistic world view. The number of the author's ideas about the relationship between the personal Artist's world view and the artistic world view of a certain historical period determine relevance and novelty of the article topic.

Текст научной работы на тему «Индивидуальная картина мира автора как отображение художественной картины мира эпохи»

НАУЧНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ

УДК 708.1:82.0

Индивидуальная картина мира автора как отображение художественной картины мира эпохи

Статья раскрывает особенности такого понятия, как «картина мира», дает представление о картинах мира различных эпох, освещает некоторые существующие классификации картин мира. В статье рассматривается также понятие «<символ», воплощающий в себе художественную картину мира. Актуальность и новизна темы статьи обусловлена наличием ряда идей автора о взаимосвязи индивидуальной картины мира художника и художественной картины мира определенной исторической эпохи.

Ключевые слова: картина мира, научная картина мира, художественная картина мира, индивидуальная картина мира, произведение искусства, историческая эпоха, символ.

Искусство является выражением жизни человека. Всякое произведение искусства несет на себе отпечаток картины мира эпохи и, будучи творением того или иного автора, отображает особенности индивидуальной картины мира художника.

«Картина мира» — широкое понятие, активно функционирующее в таких областях знания, как философия, психология, культурология, языкознание, этика и др. Это универсальная категория, которая включает в себя такие компоненты, как языковая, социальная, научная, религиозная и художественная картина мира. Становится оче-

И. П. Лугаськова

Соискатель степени кандидата культурологии Национального исследовательского Мордовского государственного университета им. Н. П. Огарева E-mail: lugaskova.irina@ mail.ru

Irina P. Lugaskova Applicant for PhD (Culturology),National Research Ogarev Mordovia State University

Как цитировать статью: Лугаськова И. П. Индивидуальная картина мира автора как отображение художественной картины мира эпохи // Ценности и смыслы. 2017. № 5 (51). С. 131-141.

видным, что картина мира — явление многогранное, многоуровневое, обладающее значительным эвристическим и прогностическим потенциалом, раскрывающимся в различных системах знаний.

Одним из актуальных вопросов в современной культурологии и философии является вопрос двойственности трактовки «картины мира», которая, с одной стороны, представляет собой философско-культуро-логическую модель культуры, а с другой стороны, отражает реальное состояние общественного сознания. С точки зрения первого подхода, картина мира представляет собой модель реальной конкретной исторической эпохи, отражающей все сущностные характеристики общественной жизни. Второй подход к исследованию данного вопроса определяет картину мира как мир, понятый как картина.

Субъектом познания современного мира является человек; мир представляется человеку независимой от него реальностью — картиной. Картина мира, в понимании М. Хайдеггера,— это не простое изображение реальной действительности, а особый способ восприятия человеком окружающего мира, пространства и времени, основанный на личном опыте и представленный в виде определенных смыслов, образов и знаков: «Картина мира, сущностно понятая, означает, таким образом, не картину, изображающую мир, а мир, понятый как картина. Сущее в целом берется теперь так, что оно только тогда становится сущим, когда поставлено представляющим и устанавливающим его человеком. Где дело доходит до картины мира, там выносится кардинальное решение относительно сущего в целом. Бытие сущего ищут и находят в представленности сущего» [8, с. 104].

Неоспорим тот факт, что в процессе смены исторических эпох, ценностных систем одна картина мира сменяется другой. Античная картина мира сменяется средневековой, а та, в свою очередь, сменяется картиной Нового времени. Каждая картина мира обладает присущими только ей характерными признаками и особенностями, однако при более детальном исследовании становятся очевидными и элементы их сходства.

Основу античной картины мира составляла не жизнь отдельной личности, а жизнь космоса как олицетворение гармоничного и светлого мира. Гармония космоса, однако, явление непостоянное и даже хаотическое. Античную картину мира называют фаталистической, так как присутствие и влияние судьбы на все явления, происходящие

в нем, составляют основную идею культуры данного типа. Однако античный фатализм не отрицал присутствия героизма. Человек действовал по своей воле, хотя игра судьбы всегда придавала взаимоотношениям человека и окружающего мира в античной культуре трагичности и драматизма.

Концепция жизни как игры перестает быть главенствующей в средневековой картине мира. Человек приобретает собственную индивидуальность и независимость. Происходит разделение реальной жизни и игры, которая находит свое место в отдельной сфере — в фольклорных слоях культуры. В эпоху Средневековья основным компонентом картины мира выступает текст. Священные писания, заключающие в себе Слово Божье, помогают человеку познавать окружающий его мир.

Ренессанс как эпоха индивидуализма создает условия для возникновения и формирования картины мира свободного человека. Пространство картины мира расширяется и, одновременно, ограничивается противопоставлением человека и мира как субъект объекту. В картине мира Нового времени человеческий разум выступает единственным способом познания окружающего мира, истории и культуры.

Во второй половине XVII в. происходит становление естественно-научной картины мира, которая возникает как следствие перехода самой науки на более высокий уровень, сопровождаемый ростом практической значимости и математической точности научных знаний. В этот период наука активно развивается, что проявляется не только в появлении новых методов исследования, но и в создании научных академий и институтов, существенно влияющих на дальнейшее развитие научного знания.

В культурологии понятие «картина мира» несколько отличается по значению от одноименного понятия в философии, так как при рассмотрении вопроса единства культуры и картины мира невозможно обойтись без исследования «культурных парадигм» — своеобразных моделей образа жизни и способов восприятия данной культурной эпохи. Заимствовав понятие «картина мира» из философии, культурология привнесла в него новые понятия и истолкования, раскрыла новые способы, методы и приемы духовного освоения мира человеком.

Термин «картина мира» разными исследователями трактуется

по-разному: у В. С. Жидкова картина мира — «сложноструктурированная целостность, включающая три главных компонента: мировоззрение, мировосприятие и мироощущение. Эти компоненты объединены специфическим для данной эпохи, этноса или субкультуры образом» [3, с. 56]; у Г. В. Драча — это система образов и представлений о месте человека в окружающем мире; у А. Гуревича — это «сетка координат» [2], с помощью которой человек воспринимает действительность и выстраивает образ мира, существующий в его сознании.

Картина мира — явление чрезвычайно объемное и сложноструктурированное, однако в общих чертах ее можно представить в виде системы определенных взглядов человека на окружающий его мир.

Всякая картина мира базируется на определенных знаниях, обобщениях и синтезе различных представлений об окружающей действительности, соответствующих определенной исторической эпохе. Результаты познавательной деятельности человека складываются в определенную совокупность знаний, а те, в свою очередь, образуют картину мира. Различные картины мира формируют видение действительности на основе собственных, специфических мировоззренческих положений. Однако наибольшего развития представлений об окружающей действительности достигают научные изыскания. Следовательно, научную картину мира можно считать наиболее прогрессирующей и обладающей максимальным влиянием на другие картины мира.

Научная картина мира формируется на основе знаний об окружающей действительности, на основе обобщения фундаментальных научных понятий и принципов.

По мнению В. С. Степина, картина мира формируется на основе «синтеза знаний, получаемых в различных науках, и содержит общие представления о мире, вырабатываемые на соответствующих стадиях их исторического развития. В этом значении ее именуют научной картиной мира, которая включает представления как о природе, так и о жизни общества» [7, с. 11].

Формирование научной картины мира — это всегда процесс не только внутринаучный, это процесс взаимодействия науки с другими областями культуры. Предметно-практическая деятельность является основным источником образов, аналогий, ассоциаций, служащих фундаментальными основами при формировании и развитии науч-

ной картины мира. Развитие научной картины мира представляет собой двойственный процесс. С одной стороны, научная картина мира формируется под постоянным воздействием новых учений, теорий, фактов. С другой стороны, научная картина мира подчинена влиянию господствующих культурных ценностей и процессу их исторической эволюции.

Изменения общественной структуры, «кризис культуры», предполагающий противопоставление духовной культуры и технической цивилизации, окончательное расхождение науки и искусства конца XIX — начала XX века становятся предпосылками для возникновения и конструирования художественной картины мира.

При современной тенденции развития научного знания остро встает вопрос о разработке исследования художественной картины мира. Художественный метод познания мира как метод создания чувственно-образной картины исследуемой реальности, приобретающий все большее развитие в современной науке, способствует возрастанию интереса к исследованиям художественной картины мира. Подобные исследования позволяют также уточнить и конкретизировать многие вопросы, связанные с такой областью знания, как философия искусства. Ценностно-мировоззренческий аспект художественной картины мира также представляет практический интерес для современных исследователей.

Несмотря на то, что понятие «художественная картина мира» широко используется в философских, культурологических, искусствоведческих, психолого-педагогических и других науках уже на протяжении нескольких десятилетий, точного единого определения данного понятия в науке все еще не существует. Следует отметить также, что в ряде работ исследователей художественной картины мира часто можно встретить понятия, близкие по содержанию и охвату с основным общепринятым термином: «художественный образ мира», «художественная модель мира», «художественная реальность».

Художественная картина мира предстает в виде художественного образа, отражающего видение художника и понимание им человеческого и сущего. Такой подход к изучению картины мира связан с именами Я. Буркхардта, М. Вебера, К. Лампрехта, В. Г. Риля, Й. Хёйзинги.

Художественную картину мира можно определить как совокупность образов, созданных в конкретно-исторический момент времени

определенной группой людей, историческими событиями, отдельным автором, влияющих на все сферы человеческой деятельности и отражающих закономерности человеческого существования, а также определяющих духовные доминанты бытия.

Любая историческая эпоха характеризуется присущими только ей особенностями культурного развития, дающими тому или иному историческому периоду культурную уникальность, яркость, правдоподобно-пластический образ. На создание такого образа любого художника толкает необходимость отображения визуализирующей его художественной картины мира. Художественную картину мира можно определить как совокупность представлений об определенной исторической эпохе, возникающих под воздействием процесса осмысления произведений искусства, принадлежащих тому или иному историческому периоду. Художественная картина мира аккумулирует историческую память поколений.

Специфика художественной картины мира определяется особенностями познания в искусстве. Искусство, проникая в сущность процессов и явлений, сохраняет их связь с жизненной целостностью и значимостью для человека. Художественная картина мира — это картина жизненная, эмоционально окрашенная, формирующаяся на основе философских, мировоззренческих взглядов человека и общества, на основе восприятия произведений искусства, под влиянием современных научных теоретических изысканий.

На наш взгляд, основополагающим фактором при формировании художественной картины мира выступает потребность человека в самовыражении. Систематизирующим фактором при построении художественной картины мира является духовность.

Нельзя не отметить, что художественная картина мира отдельного художника отличается своеобразием и индивидуальностью. Художественная картина мира отдельного автора — это специфическая форма восприятия мира, которая является непосредственным отображением реальности, возникающим как результат творческой деятельности художника.

Если представить все существующие типы картин мира в виде иерархической системы, то минимальным простейшим ее элементом будет являться индивидуальная картина мира человека. Хотя следует сразу оговориться, что индивидуальная картина мира по своей сути слож-

нейшее явление, формирующееся под влиянием различных факторов. Индивидуальная картина мира представляет собой отражение окружающей действительности в сознании человека, сформированное на базе его индивидуальных особенностей. На формирование картины мира отдельного человека оказывают влияние все другие картины мира (научная, социальная, религиозная, языковая, художественная и т.д.). Следовательно, конструирование образа мира в сознании отдельно взятого человека зависит от его возрастной, гендерной, этнической, профессиональной, языковой принадлежности, от индивидуальных характеристик и особенностей личности, от предпочтений в увлечениях и хобби и т.д.

Индивидуальные картины мира художников находят свое отражение в художественной картине мира эпохи в целом, в свою очередь художественная картина мира эпохи, безусловно, оказывает огромнейшее влияние на формирование мировоззренческих и стилистических взглядов каждого автора.

В результате взаимодействия человека с окружающим миром складывается его собственное представление о действительности, формируется его модель мира. Одним из центральных понятий при исследовании индивидуальной картины мира является «мировоззрение» как неотъемлемый компонент картины мира художника. Существуют различные точки зрения по поводу роли и участия мировоззрения в построении картины мира. Одни исследователи считают картину, или образ, мира результатом отражения действительности и выражением мировоззрения художника. Другие говорят, что образ мира складывается только из индивидуального мышления автора.

Как отмечалось выше, картина мира — явление многоуровневое, состоящее из исторического компонента, мировоззрения и мироощущения человека, целостно-духовного содержания, эмоционального отношения человека к миру. Картина мира отражает не только личностное понимание и восприятие мира человеком, но и духовное состояние эпохи.

Немаловажную роль в построении индивидуальной картины человека играет антропоцентричность как неотъемлемый принцип человеческого сознания соизмерять и оценивать все явления окружающей действительности по своему образу и подобию. Антропоцентричность реализуется во всех формах духовной культуры и фиксируется в специ-

альных знаковых системах: в мифологии, религии, искусстве, языке. Антропоцентричность — это не только отношение «человек — мир», она включает в себя и другие типы взаимоотношений: «человек — другой человек», «человек — микросреда», «человек — общество», «человек — его знание о мире», «человек — созданные им образы мира», «человек — язык» и др.

«Авторская картина мира является элементом глобальной художественной картины мира, которая возникает в сознании читателя при восприятии художественного произведения и представляет собой воссоздаваемое всеми видами искусств синтетическое панорамное представление о конкретной действительности в тех или иных пространственно-временных диапазонах» [9, с. 40]. Произведение искусства всегда несет на себе отпечаток художественной картины мира эпохи. Одновременно с этим каждая эпоха искусства отражает определенный общий уровень художественного мышления.

Каждый художник находится под постоянным давлением определенного культурного пространства, влияющего на специфику понимания им сути вещей, на формирование индивидуальной картины мира — мировоззренческой модели. Универсальным способом познания окружающей реальности для человека, в частности для творческой личности, становится уникальный язык культуры — язык знаков, образов и символов.

Задача любого художника состоит в том, чтобы донести до реципиента смысл и цель создания произведения искусства, а также в том, чтобы выразить свое стремление сделать окружающую его реальность более привлекательной, украсить окружающий его мир, довести до совершенства, приблизиться к идеалу. Произведение искусства всегда несет глубокий смысл, даже если он не всегда очевиден и понятен. Произведение искусства передает понимание жизни, индивидуальную картину мира автора. Оно всегда несет на себе отпечаток личности автора. Смысл, содержащийся в произведении искусства, передается реципиенту не напрямую, а опосредованно — символически.

По мнению А. Ю. Ивлевой, «в основе человеческой культуры лежит символ, который является нам посредством картины мира эпохи, воплощаемой в произведении искусства посредством художественной картины мира» [4, с. 65].

Произведение искусства, в частности изобразительного, представ-

ляет собой систему образов-символов, отобранных автором и отражающих его индивидуальную картину мира. С другой стороны, символ — основная строительная единица всей художественной картины мира эпохи. Следовательно, индивидуальная картина мира художника одновременно несет на себе отпечаток художественной картины мира эпохи и отражается в ней, а связующим звеном в данной цепочке является символ. Цель создания всякого произведения искусства заключается в стремлении автора передать зрителю собственное эмоциональное и чувственное состояние, собственное видение действительности. Образ, создаваемый художником, при этом визуализируется в символе.

В художественной картине мира символ определяется как сопоставление предметного образа и его глубинного значения. Символ заключает в себе значение, где первичный, прямой смысл означает наряду с этим и иной, вторичный, аллегорический смысл, понимание которого возможно лишь через первый. Для нас наибольший интерес представляет способность символа выступать в качестве смыслового содержания произведения искусства.

Символ как выражение индивидуальной картины мира художника отражает авторское видение изображаемой реальности. Еще А. Белый в своих рассуждениях о символе, о картине мира, о мировоззрении отмечал, что данные явления непосредственно связаны с процессом формирования индивидуальной художественной картины мира автора и отображением в ней художественной картины мира эпохи.

По мнению А. Белого, культура есть «деятельность сохранения и роста жизненных сил личности и расы путем развития этих сил в творческом преобразовании действительности, начало культуры поэтому коренится в росте индивидуальности» [1, с. 20]. Следовательно, в основе индивидуальной художественной картины мира отдельно взятого человека лежит его творческая деятельность как способ преобразования окружающего мира. Различные составляющие культуры (религиозные, эстетические, познавательные, этические и др.) являются формирующей базой для художественной картины мира. Белый считает культуру историей проявления ценностей, в основе которой лежит творческое достояние различных исторических эпох, различных народов, а также особенности научного, философского, религиозного и эстетического творчества личности и коллектива.

Очевидно, что, по мнению автора, основой универсальной картины мира является не научная, а именно художественная картина мира.

Итак, теория творчества А. Белого, перерастающая в теорию символа, представляет нам процесс взаимопроникновения художественной картины мира эпохи и отдельного художника. Картина мира, отображающая символ-предел, оказывает непосредственное влияние на индивидуальную картину мира художника, где под воздействием его мировоззрения и особенностей сознания, символ-предел трансформируется, обрастает новыми смыслами. Реципиент воспринимает художественный образ, или символ-образ, воплощением которого является символ-предел.

Согласно другой концепции, разработанной Ю. М. Лотманом, символы в процессе взаимодействия с «культурным контекстом трансформируются, видоизменяют свое значение, но при этом не теряют памяти о своих предшествующих смыслах» [6, с. 8]. Символ выполняет функцию связующего звена между прошлым и настоящим.

А. Ф. Лосев определяет символ как мировоззренческую категорию, «порождающую модель действительности», «принцип конструирования», «выход за пределы чисто художественной стороны произведения» и «указание на некоторого рода инородную перспективу» [5, с. 381-382]. Он всегда является символом какой-то реальности, которая в нем задана. Творческое начало в символе состоит в переходе сознания в бытие — он создает новую реальность, наполняя ее множеством различных смыслов. Символ — некий способ фиксации и кодировки идей. Смысловое наполнение его опосредовано культурными традициями социума, в рамках которого он возникает. Как отмечалось ранее, смысловое содержание символа изменяется и расширяется с течением времени. С другой стороны, символ — это относительно постоянное явление человеческой культуры. Создавая произведение искусства, художник находится под влиянием определенной художественной картины мира и сознательно, а чаще бессознательно использует художественные традиции эпохи.

Рассмотрев особенности возникновения и формирования научной и художественной картин мира как неотъемлемых компонентов при формировании индивидуальной картины мира человека, мы проследили роль исторической составляющей, отражающей особенности той или иной эпохи в художественной картине мира. Некоторые концеп-

ции исследования символа и процесса символизации в искусстве в целом также, на наш взгляд, представляют практический интерес при изучении индивидуальной картины мира, так как символ выступает в качестве связующего звена, соединяющего и вплетающего индивидуальную картину художника в художественную картину мира эпохи, и, наоборот, переносящего образы и смыслы картины мира эпохи в мировоззренческие взгляды отдельного человека.

Литература

1. Белый А. Символизм как миропонимание. М. : Республика, 1994. 525 с.

2. Гуревич П. С. Философия культуры. М. : Аспект — пресс, 1994. 314 с.

3. Жидков В. С., Соколов К. Б. Искусство и картина мира / СПб. : Алетейя, 2003. 464 с.

4. Ивлева А. Ю. Интерпретация текстов «Потока сознания»: аксиологический и лингвистический аспекты // Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. 2013. № 3(7). С. 64-67.

5. Лосев А. Ф. Знак. Символ. Миф: труды по языкознанию. М. : Изд-во МГУ, 1982. 480 с.

6. Лотман Ю. М. Символ в системе культуры // Избранные статьи в 3-х т. Т. 1. Статьи по семиотике и топологии культуры. Таллин : Александра, 1992. 480 с.

7. Степин B. C. Научное познание ценностей техногенной цивилизации // Вопросы философии. 1989. № 10. С. 12-18.

8. Хайдеггер М. Время и бытие: статьи и выступления / сост., пер. с нем. и комм. В. В. Бибихина. М. : Республика, 1993. 447 с.

9. Эйнштейн А. Влияние Максвелла на развитие представлений о физической реальности: собр. науч. тр. М. : Наука, 967. Т. 2. С. 295-296.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.