Научная статья на тему 'Искусствоведческо-культурологическая и педагогическая концепция «Художественной картины мира»'

Искусствоведческо-культурологическая и педагогическая концепция «Художественной картины мира» Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
518
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Преподаватель ХХI век
ВАК
Область наук
Ключевые слова
АВТОРСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ / AUTHOR'S IDEA / ИСТОРИЯ ИСКУССТВА / HISTORY OF ARTS / ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КАРТИНА МИРА / ARTISTIC WORLD VIEW / СМЫСЛОВЫЕ ОСНОВАНИЯ / SEMANTIC FOUNDATIONS / МОДЕЛЬ / MODEL

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Золотарева Л. Р.

В статье обосновывается «художественная картина мира» как одна из концепций преподавания истории искусства. Дается краткий очерк различных представлений о «художественной картине мира» в культурологии, эстетике и искусствоведении. Разрабатывается авторская концепция смысловых оснований «художественной картины мира» на примере модели русской рубежной эпохи конца XIX начала ХХ вв.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article examines the «artistic world view» as one of the approaches in teaching history of arts. The author gives a brief summary of various ideas about the «artistic world view» in culture studies, aesthetics and art criticism. The author presents her own idea of semantic foundations of the «artistic world view» based on the model of the Russian boundary epoch of the turn of the XX century.

Текст научной работы на тему «Искусствоведческо-культурологическая и педагогическая концепция «Художественной картины мира»»

ИСКУССТВОВЕДЧЕСКО-КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКАЯ И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ «ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КАРТИНЫ МИРА»

Л. Р. Золотарева

Аннотация. В статье обосновывается «художественная картина мира» как одна из концепций преподавания истории искусства. Дается краткий очерк различных представлений о «художественной картине мира» в культурологии, эстетике и искусствоведении. Разрабатывается авторская концепция смысловых оснований «художественной картины мира» на примере модели русской рубежной эпохи конца XIX - начала ХХ вв.

Ключевые слова: авторская концепция, история искусства, художественная картина мира, смысловые основания, модель.

Summary. The article examines the «artistic world view» as one of the approaches in teaching history of arts. The author gives a brief summary of various ideas about the «artistic world view» in culture studies, aesthetics and art criticism. The author presents her own idea of semantic foundations of the «artistic world view» based on the model of the Russian boundary epoch of the turn of the XX century.

Keywords: author's idea, history of arts, artistic world view, semantic foundations, model.

58

И;

стория искусства - теоретическая дисциплина, изучающая пластические, пространственные виды искусства - живопись, графику, скульптуру, архитектуру и прикладное искусство; их возникновение и закономерности развития с выделением историко-художественных этапов; смену художественных стилей, направлений, течений, школ; специфику пластических искусств на основе толкования произведений искусства и оценки творчества художника.

Философы подчеркивают, что наиболее полно искусство осуществляется «именно в своей культурной функции». Культурная функция курса

истории искусств как предмета синкретического воздействия имеет свою специфику: оставляя область пластических искусств доминирующей, он может представлять художественно-культурный процесс всеохватно и целостно - как «художественную картину мира».

В научной литературе понятие «художественная картина мира» употребляется довольно часто, хотя его значение остается нераскрытым. Что же такое «художественная картина мира»? Прежде отметим тот факт, что для воссоздания целостного представления о той или иной эпохе должна быть определена категория, выполня-

ющая роль культурно-историческои универсалии. Так, в трактатах античных философов такоИ категорией является «пайдейя», обозначающая как непосредственно воспитание, обучение, так и в более широком смысле -образование, образованность, просвещение, культуру. В трудах Я. Буркгард-та, в частности, в «Культуре Италии эпохи Ренессанса», универсалией является «индивидуализм», идея человека, «каков он есть и каким он всегда был и должен быть». Эта идея, по мнению Буркгардта, «привела к открытию мира и человека», представлению о преимуществах «ценностей духовных над материальными». Для ученого ценность искусства выше научной «философской рефлексии» [1, с. 25]. Согласно культурологической концепции И. Канта, высшее проявление культуры есть ее эстетическое проявление; для И. Г. Гердера - принцип «национального» в культуре, перерастающий в идею «равноценности эстетических систем» и «многообразия эстетического идеала» в различных цивилизациях и в различные периоды истории человечества [цит. по: 2, с. 292]. Идея восхождения духа к творчеству выполняет универсальную культурную функцию в культурологии и эстетике Г.-В. Ф. Гегеля: «во всяком истинном творчестве подлинная свобода предоставляет господство духу» [3, с. 309]. Интегративной идеей в трудах В. Г. Риля оказалось понятие «характер - портрет эпохи»; Ф. Ницше - концепция «сверхчеловеческого»; в центре концепции К. Г. Юнга - «коллективное бессознательное», содержанием которого являются общечеловеческие первообразы-архетипы как культурные образования; они - источник мифологии, религии, искусства. В на-

учной программе Й. Хейзинги в качестве синтезирующей категории культуры провозглашена «игра»: «Культура зачинается не как игра и не из игры, а в игре» [4, с. 172]. В исследованиях по герменевтике всеобщим понятием выступает «язык». По мнению Х. Гадамера, ученика М. Хайдег-гера, носителем понимания художественного текста и традиции является «язык» [цит. по: 5, с. 438].

В современных исследованиях Л. М. Баткина ключевым понятием исторической целостности предстает «образ культуры» [6, с. 99], Б. С. Мейлаха - «художественная картина мира» [7, с. 296], в коллективной монографии крупных ученых НИИ теории и истории изобразительных искусств РАХ В. П. Толстого, Д. О. Швидковского, Е. И. Кириченко, А. Н. Шукурова - «художественная модель мироздания» [8, с. 5].

Таким образом, «художественная картина мира» выражает понятие культурной целостности эпохи, позволяет воссоздать образ культуры как единое явление, носит многомерный характер.

Дать логически четкую схему, словесную формулу художественной картины мира, из которой разворачивается ее богатство, - задача сложная. Но историк искусства вправе попытаться высказать представление о понятии «художественная картина мира» через свой способ отбора и систематизации материала, создавая ее исследовательский образ, концепцию, необходимую для точки опоры, так как речь идет о научном описании. Мы опирались на исследования Л. М. Бат-кина [6], И. А. Азизян [9], Т. Ф. Кузнецовой [10], Б. С. Мейлаха [7] и других. По определению Б. С. Мейлаха, «худо-

59

60

жественная картина мира» - воссоздаваемое всеми видами искусства синтетическое панорамное представление о конкретной действительности тех или иных пространственно-временных диапазонов» [7, с. 298]. Однако данное определение требует развернутой интерпретации.

Формируется художественная картина прежде всего на фундаменте философских, мировоззренческих позиций субъекта и общества; на основе восприятия многих эстетических ценностей - произведений литературы, музыки, пластических и синтетических искусств, а также под воздействием философско-эстетических и искусствоведческих исследований, художественной критики - одним словом, из совокупности факторов, непосредственно и опосредованно связанных с искусством. Особенности познания в искусстве определяют специфику художественной картины.

Художник познает «мир только в соотношении с человеком» (И. В. Гете): в центре его внимания - человек, его мировосприятие, миропереживание, миропонимание и мироотношение. Именно поэтому в комплексе подходов интегративного изучения мировых художественных процессов основополагающее место должна занять образная концепция человека.

К числу важнейших, «вечных» проблем художественного творчества, связанных с мировоззренческими основаниями «художественной картины мира», принадлежит взаимосвязь, синтез искусств. Многопла-стовый процесс синтеза различных искусств в «художественной картине мира» наиболее выразительно воплощается в феномене универсальной личности художника, моделирующей

своим творчеством характерные черты исторически конкретного синтеза искусств (Леонардо да Винчи, Мике-ланджело Буонарроти, Лоренцо Бер-нини, М. А. Врубель, В. В. Кандинский, Н. К. Рерих и др.).

Следовательно, «художественная картина мира» выражает понятие культурной целостности, позволяет воссоздать образ культуры как единое явление, в каждую конкретную эпоху обладающее своим образным видением и художественным языком. Любая эпоха, как бы она ни была сложна и противоречива, обладает целостностью, исторической определенностью, и вполне возможно истолкование общих сущностных параметров художественно-культурной жизни, обеспечивающих эту целостность.

Исходя из теоретических выводов исследователей, мы пытались создать образ «художественной картины мира» в педагогическом процессе применительно к преподаванию истории искусства, включив в него следующие смысловые основания:

- мировоззрение эпохи;

- эстетическая мысль и художественная теория (философия искусства);

- взаимосвязь и синтез искусств в развитии видов, доминантный вид искусства;

- стиль как идеальная модель синтеза искусств;

- художественный универсализм творческой личности.

Однако предлагаемая концепция не претендует на решение «всех проблем», ибо прав В. Альфонсов, что «синтетическая история искусств -дело времени и многих практиков и искусствоведов» [11, с. 9].

Модель «художественной картины мира» русской рубежной эпохи конца XIX - начала ХХ вв.

• Мировоззрение эпохи. «Последняя цель культуры - пересоздание человечества, в этой последней цели встречается культура с последними целями искусства и морали; культура превращает теоретические проблемы в практические» (А. Белый). «Пересоздание» жизни - главное направление культурологической программы эпохи.

• Философия искусства. В. Соловьев и В. Иванов - философские авторитеты неоромантиков и символистов. Стержневая линия философско-эстетических воззрений: вера в высокую миссию искусства в «пересоздании» действительности, в осуществлении «цельной жизни». «Совершенное искусство в своей окончательной задаче должно воплотить абсолютный идеал не в одном воображении, а и в самом деле, - должно одухотворить, пресуще-ствить нашу действительную жизнь», -писал В. Л. Соловьев в своей работе «Общий смысл искусства» [12, с. 89].

• Концепция человека. Философские источники художественной антропологии: влияние «опытного учения о душе» антропологии романтизма; воздействие философских воззрений Ф. М. Достоевского, В. Соловьева, В. Иванова, Ф. Ницше. Будучи полярными в конечных устремлениях, В. Соловьев и Ф. Ницше сходились в одном: желании не столько объяснить мир, сколько изменить его своим «жизнетворческим порывом».

Проблема «пересоздания», обновления жизни и человека определяла творческое самочувствие представителей творческой интеллигенции. Проявляются различные аспекты решения проблемы образа человека. Лучезарный образ юности и красоты, выражающий поэтическо-взволнованное отношение к миру, состояние «отрад-

ного» в «девушках» молодого В. Серова («Девочка с персиками» - портрет В. Мамонтовой; «Девушка, освещенная солнцем» - портрет М. Симонович). Эстетизм представителей «Мира искусства», основанный на «восемнадцатом веке», на «галантном веке» пушкинской поры (К. Сомов «Дама в голубом» - портрет художницы Е. М. Мар-тыновой). Проблема «пустынножи-тия» как определенного условия духовной цельности человека: в естественной гармонии с природой человек может найти внутреннюю сосредоточенность и ясный смысл своей жизни - в творчестве М. Нестерова. Влияние философии Ф. Ницше, зовущей к «сверхчеловеческому» на М. Врубеля: в «Демониане» выражено «многое сильное, даже возвышенное в человеке»; «зло наскучило ему».

Как видим, в философии искусства и художественной практике «серебряного века» отводилась высокая миссия искусству в «пересоздании» действительности, в осуществлении «цельной жизни».

• Общая концепция взаимосвязи и синтеза искусств. Синтез искусств -программная идея художественной культуры рубежа веков. Живопись -доминирующий вид искусства в области пластических. Ее многосторонние формообразующие влияния в пределах своего вида и на другие виды искусств. Взаимосвязи изобразительного искусства (живописи), поэзии и музыки в поэтике символистов. Влияние живописи, ее основного выразительного начала - цвета на архитектуру модерна, скульптуру и прикладное искусство (живописная полихромность), на театрально-декорационное искусство. Воздействие новейших течений живописи на искусство временное, на

61

62

творчество поэтов-футуристов: связи В. Хлебникова, В. Маяковского с Д. Бурлюком.

• Основные звенья взаимосвязи и синтеза искусств. Абрамцевский художественный «кружок»; здесь формируется новый тип художника, развивающего в себе творческий артистизм, доходящий до универсальности, по аналогии с художниками эпохи Возрождения. Универсальность как прообраз синтеза искусств. Архитектура модерна: активное воздействие на процесс ее формообразования системы художественных принципов изобразительного искусства и прикладных искусств. «Мир искусства» - культурное явление с широким диапазоном художественных интересов (станковая живопись и графика, работа в театре, искусство книги, оформление интерьеров, художественная критика (А. Бенуа). Влияние «Мира искусства» на другие области искусств: «Вечера современной музыки»; предприятие «Современное искусство», выступившее с проектами интерьеров; «Русские балеты». Символизм «Голубой розы»: близость голуборозовцев поэтам-символистам, творческое сотрудничество в журналах «Весы» и «Золотое руно», личное знакомство и дружба; «Голубая роза» - «весенний цветок мистической любви», символ недостижимой Красоты: «Голубой цветок» Новалиса, «Синяя птица» М. Метер-линка и др. Символизм - универсальное мифотворческое сознание эпохи. Новейшее искусство: примитивизм «Бубнового валета»; искусство художников русского авангарда (В. Кандинский, М. Шагал, К. Малевич, П. Филонов). К. Малевич: мечта о полном обновлении облика мира, о слиянии всех искусств на основе супрематизма; «витебский Ренессанс».

• Стиль как идеальная модель синтеза искусств. Проблема стиля - одна из главных в художественной жизни эпохи. Стиль «модерн» и символизм как художественное направление, складываясь одновременно, оказывали друг на друга взаимовлияние. Синтез пластических искусств под эгидой архитектуры: стремление к ансамблевому решению, к размыванию границ между архитектурой и пластическими искусствами, к театральной зрелищности; цветовая фактура как особенность модерна. Взаимосближение пластических искусств -отличительное качество формообразования в модерне (М. Врубель. Особняк З. Г. Морозовой: интерьер готического кабинета А. В. Морозова, скульптурная группа «Роберт и монахиня» в готическом стиле, витраж на лестнице дома, живописно-монументальное панно). Сверхзадача модерна: синтез искусств с жизнью; «приладиться прямо к жизни и создать для современного человека обстановку» (С. Дягилев).

• Театральный синтез. Особое место театра в художественной жизни рубежной эпохи. А. Бенуа, Л. Бакст, А. Головин, М. Добужинский, М. Врубель, К. Коровин - крупнейшие театральные мастера. Частная опера С. И. Мамонтова - новое явление в художественно-музыкальной жизни России. «Символистский театр» В. Э. Мейерхольда - театр зрительного впечатления-символа, «синтетического представления»; декоративно-пластический образ спектакля. Синтетический характер спектаклей «Русских сезонов» (1909-1914) в Париже. Инициаторы спектаклей - художники «Мира искусства» во главе с А. Н. Бе-нуа. Организатор, «блестящий дирижер», по словам М. В. Нестерова, -Сергей Павлович Дягилев. «Русские сезоны» (оперные и балетные поста-

новки) - крупнейшее событие в мировой художественной жизни; творческое объединение выдающихся художников, хореографа-новатора М. Фокина, композитора И. Стравинского, блестящих танцовщиков А. Павловой, Т. Карсавиной, В. Нижинского, певца Ф. Шаляпина, а также музыкального критика Вальтера Нувеля, критика в области балета Валериана Светлова. Доминирующая роль живописного оформления «Русских балетов». Главное в декорациях и костюмах - колорит, который, подчиняясь музыке, приобретает свойства музыкальности. Музыка и танец, вступая в содружество, служат драме и живописи как главным компонентам балетного действия. «Не Бородин, и не Римский; и не Шаляпин, и не Головин, и не Рерих, и не Дягилев были триумфаторами в Париже, а вся русская культура» (А. Н. Бенуа).

• Художественный универсализм творческой личности. Идеал всеобъемлющего художественного синтеза, основанного на выражении универсальности и свободе личности творца. «Среди новых художников нет таких мощных, как Врубель» (А. Блок). «Мирискусники»: идеал художественного синтеза, основанного на историко-культурном ре-троспективизме. А. Н. Бенуа - живописец, график, театральный художник, критик и историк искусства. Н. К. Рерих - ученый, философ, общественный деятель, живописец, график, театральный художник и монументалист-декоратор, литератор, теоретик искусства. («Радость искусству»). В. Кандинский - теоретик-исследователь искусства, живописец и график, монументалист-декоратор, художник-прикладник, поэт. Вопросы синтеза искусств нашли отражение в книге В. Кандинского «О духовном в искусстве».

Обосновывая педагогическую целесообразность, подчеркнем, что введение концепции «художественной картины мира» в педагогический процесс преподавания истории искусства в условиях специальной подготовки бакалавров изобразительного искусства существенно обогащает ее эвристический потенциал. Гуманитарно-художественное знание - это преимущественно личностное знание. Включение в проблемное поле «художественной картины мира» самой личности обучающегося подрывает монологический характер учебников и учебных курсов. Не секрет, что особенностью построения учебников по истории искусства является узко искусствоведческий подход к историко-культурному процессу, недостаточность материала по художественной теории, отсутствие проблематизации знания. В процессе освоения «художественной картины мира» мы пытаемся разрушить модель готового знания, ввести некоторую аргументацию, логику теоретической мысли, приводящую к определенным выводам. Поскольку «художественная картина мира» складывается в индивидуальном сознании обучающегося, в ходе занятий открываются новые возможности формирования культуры художественного восприятия как особого вида творческой деятельности, развития художественной интуиции. Таким образом, учебная деятельность понимается как эйдетическая -как «живая картина мира».

Концепция преподавания истории искусства как «художественная картина мира» направлена на формирование поликультурной, полихудожественной личности будущего бакалавра изобразительного искусства.

63

В настоящее время, когда остро стоит задача гуманитарного образования, духовного воспитания, становится очевидным, что с точки зрения худо жественно-педагогического, искус ство ведческо-культу ро ло ги че ско-го образования работа с категорией «художественная картина мира» является значительным фактором подготовки специалиста нового типа -«человека культуры».

12. Соловьев В. С. Философия искусства и литературная критика / Вст. ст. Р. Гальце-вой и И. Роднянской. - М.: Искусство, 1991. - 701 с. ■

64

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Буркгардт Я. Культура Италии в эпоху Возрождения: В 2 т. / Пер. с нем. С. Бриллианта. - СПб.: Типо-лит. «Герольд», 1904-1906. - Т. 2. - 404 с.

2. Очерки по истории культуры: Учеб. пособие / Под ред. Т. Ф. Кузнецовой. - М.: «Языки рус. культуры», 1997. - 496 с.

3. Гегель Г.-В. Ф. Эстетика. В 4 т. - М.: Искусство, 1968. - Т. 1. - 312 с.

4. Аверинцев С. С. Культурология Й. Хей-зинги // Вопросы философии. - 1969. -№ 3.

5. Бореев Ю. Б. Эстетика. - 4 изд. доп. - М.: Политиздат, 1988. - 496 с.

6. Баткин Л. М. Тип культуры как историческая целостность // Вопросы философии.

- 1969. - № 9.

7. Мейлах Б. С. Художественная картина мира как комплексная проблема // Процесс творчества и художественное восприятие. - М.: Искусство, 1985. - 318 с.

8. Художественные модели мироздания. Взаимодействие искусств в истории мировой культуры / Под общ. ред. В. П. Толстого. - М.: НИИ РАХ, 1997. - 399 с.

9. Азизян И. А. Взаимодействие архитектуры с другими видами искусства: Автореф. дис. ... д-ра искусствоведения. - М., 1987.

- 48 с.

10. Кузнецова Т. Ф. Философия и проблема гуманитаризации образования. - М.: Фи-лос. общ. СССР, 1990. - 117 с.

11. Альфонсов В. Н. Слова и краски: Очерки из истории творческих связей поэтов и художников. - СПб.: САГА, 2006. - 309 с., илл.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.