Научная статья на тему 'Программа спецкурса для студентов-историков 2 4 курсов'

Программа спецкурса для студентов-историков 2 4 курсов Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
415
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Новый исторический вестник
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Программа спецкурса для студентов-историков 2 4 курсов»

Стр. 1 из 7

Автор-составитель Л.Г. Березовая

Программа спецкурса для студентов-историков 2 - 4 курсов

Введение

Понятие культурных эпох. Ренессанс в истории европейской культуры и проблема русского ренессанса.

Понятие «Серебряный век русской культуры», его культурологический и мифологический смысл. Дискуссии о содержании понятии «Серебряный век»: С.К. Маковский, В.В. Розанов, Н.А. Бердяев, Вяч. И. Иванов, А. Белый. Современный уровень исследовательского осмысления понятия.

Тема 1. Ментальные, духовные и художественные истоки Серебряного века

Усиление вариативности русской культуры в конце XIX в. Новый этап размышлений о судьбах и предназначении России в конце Х1Х в. (Н.А. Данилевский, К.П. Леонтьев, В.С. Соловьев). Усложнение интеллектуальной картины мира: кризис элементарности и монизма в объяснении общества, культуры и истории. Утверждение принципов релятивизма и противоречивости национального сознания. Начало формирования светского религиозного сознания. Религиозный морализм Л.Н. Толстого.

Изменение эстетических критериев. Эстетическая концепция К.Н. Леонтьева. Новое понимание соотношения национальной и мировой культуры в «пушкинской речи» Ф.М. Достоевского 1880 г. «Культурный переворот» Ф.М. Достоевского: от событий «внешней жизни» к «истории души». Судьба «обличительства» в литературе, размывание «учительной» роли писателя, новые художественные ценности и новые герои литературных произведений. Феномен А.П. Чехова.

Изменение соотношения рациональных и иррациональных элементов мировоззренческих систем, индивидуализация творчества. Изменение архетипов времени, пространства, места человека в мире. Духовный синдром «конца века» (Le fin de siecle). Идея «человекобожия», возрождение ренессансных элементов культуры. Концепция «аполлоновского» и «дионисийского» восприятия жизни в русской эстетической мысли.

Русские импрессионисты (К. А. Коровин). Новые тенденции в музыкальной и театральной культуре (А.Г. Рубинштейн, А.Н. Скрябин). Принципы «художественного универсализма» и «синтеза искусств», их эффективность в попытках создания нового стиля. Пути преодоления провинциализма русской культуры. Всемирные и отечественные истоки ренессансного подъема русской культуры на рубеже веков.

Тема 2. Поэтический символизм как новое миропонимание

А. Белый и Вяч. Иванов о символизме как типе миропонимания. Идея «теургизма», концепция «цельного знания» и «посвятительного знания». Русский символизм в контексте европейского культурного процесса. Философская роль поэзии «Серебряного века».

Художественные поиски и открытия поэзии символистов. Универсализм новой литературы. Блоковская формула ХХ в.: «нераздельность и неслиянность всего». Синтетизм и новаторство в живописи, в поэтическом и музыкальном творчестве, обновление сценографии и театрально-выставочного дела. Деятельность Стравинского, Рахманинова, Метнера, Скрябина. Дискуссии о соотношении социального и эстетического, коллективистского и индивидуального в культуре.

Идея творчества как «народной мистерии». Сатира, плакат, карикатура в атмосфере общественной и духовной нестабильности начала ХХ в. Издательская деятельность символистов. Журналы «Весы», «Золотое руно» - энциклопедия русского символизма.

Культурный смысл деятельности меценатов на рубеже веков. Элементы художественного просветительства в коллекционерстве. Меценаты Москвы.

Тема 3. Новые художественные образы Серебряного века

Художественные, социальные и мировоззренческие истоки русского модерна. Архитектура модерна: всемирность и самобытность. «Флореальный стиль» предметной среды рубежа веков. Формирование новых художественных вкусов, выход на позиции «большого стиля» культуры. Модерн в моде, бытовой культуре.

Появление объединения «Мир искусства». Изменение художественных принципов творчества и новый эстетизм. Деятельность С.П. Дягилева. «Русские сезоны» как способ вхождения в мировую культуру. Деятельность А. Бенуа, Л. Бакста, Е. Лансере. Декоративный модерн в живописи (М. Врубель). Выставка «Голубой розы» и художественные объединения 10-х гг. Особенности деятельности Союза русских художников. Символизм поэзии и живописи: варианты диалога. Движение к синтетизму творчества. Соединение национальных и всемирных мотивов в новой русской живописи. Абрамцево и Талашкино: новые типы творческого содружества.

Появление богемы как формы освобождения творческой энергии культуры. Кабачки и кабаре: «варваризация» культурной жизни столицы.

Тема 4. Интеллектуальные и религиозные поиски 1900-х гг. как попытки перекодировки национальной ментальности

Религиозная светская философия рубежа веков. Деятельность Религиозно-философского общества. От «Проблем идеализма» к «Вехам». «Вехи» против мифов русской интеллигенции. Интеллигенция «за» и «против» «Вех». Сборник «Из глубины» как эпилог веховской концепции.

Образы России и русской судьбы в литературном творчестве 1900-х гг. «Миры» А. Блока и судьба России. Д. Мережковский и Л. Андреев о пути России. Историософские представления А. Белого. «Конец культуры» в повести «Петербург». Феномен В.В. Розанова и его «рецепт» аполитизма культуры.

Тема 5. Истоки, содержание и судьба русского авангарда 10-х гг.

Кризисные явления в культуре Серебряного века в 1909 - 1910 гг. «Преодоление символизма» в творчестве участников «Цеха поэтов». Эксперименты со словом и появление авангардной поэзии (В. Хлебников, Д. Бурлюк).

Истоки авангардизма в поэзии и живописи, его мировоззренческие и эстетические принципы. Общеевропейский характер русского авангарда. Футуристическая устремленность как специфика отечественного авангардизма. Манифесты «искусства будущего», выставочная и издательская деятельность. Художественные поиски: от «Бубнового валета» до «Ослиного хвоста». Имена и судьбы новаторов в живописи и литературе. «Русский пуризм» как ответ на усложненность общественной жизни.

Расщепление культурного ядра нации, нарастание эсхатологизма, апокалипсических мотивов и аморализма. Явления раскола в культуре Серебряного века. Причины необратимости культурного распада.

Тема 6. Судьба культурного наследства Серебряного века

Русская революция 1917 г. как социокультурное явление, ее ментальный и культурный смысл. Н.А. Бердяев о ментальной неизбежности революционного слома русской цивилизации. «Духи» русской революции. Концепция «нового средневековья» и «варваризации культуры» (О. Шпенглер, Н.А. Бердяев, А.А. Блок). Дискуссия о соотношении понятий «революция» и «культура», о возможности «прогресса» в культуре, о «классовой культуре». Теории культурного эгалитаризма (Евг. Лозинский, А. А. Богданов).

Интеллигенция в ситуации революционного выбора. Деятельность «Лиги русской культуры». Пролеткультовские организации. «Несвоевременные мысли» А.М. Горького.

Истоки революционного романтизма, его художественные символы в 1917 - 1920 гг. Роль авангардизма и конструктивизма как фантомов «нового искусства». Образы «монументальной пропаганды» (Н.И. Альтман, В.Е. Татлин). Истоки новой символики бытовой культуры. Газета и литературное творчество.

Функции политического плаката, частушки, лозунга, механизм формирования массовой культуры. «Серапионовы братья», «Лефовцы». Театр революции.

Причины расхождения авангардистов и пролеткультовцев с новой властью. Гибель русского авангарда и конструктивизма в 20-е гг.

Проблема сохранения ренессансных основ и характеристик русской культуры в эмиграции. Формирование основных культурных центров Российского зарубежья в 1914 - 1925 гг. Теория «культурного гнезда» и особенности сохранения и развития «рассеянной» культуры на иннациональной почве. Русофильские и охранительные мотивы в культуре эмиграции. Идеология евразийства и идея пассионарности зарубежной русской культуры.

Издательская деятельность русской культурной эмиграции. Структура литературного творчества. Феномен мемуаристики Российского зарубежья. Русский литературный Париж: возрождение культуры литературного салона («Зеленая лампа»). Проблема наследования культурной традиции и особенность нового поколения русских литераторов за рубежом. Феномен И. А. Бунина.

Заключение

Мировое значение русской культуры, особенности ее имплантации в европейский культурный процесс первой половины ХХ в.

Рекомендуемые источники и литература Источники основные

Белый А. Символизм как миропонимание: Сб. статей. М., 1994.

Белый А. Начало века: Воспоминания. М., 1990.

Бердяев Н.А. О русских классиках: Сб. статей. М., 1993.

Бунин И.А. Окаянные дни: Воспоминания, статьи. М., 1990.

Вехи: Сборник статей о русской интеллигенции. М., 1990.

Воспоминания о Серебряном веке. М., 1993.

Кандинский В.В. Ступени: Текст художника. М., 1918.

Литературные манифесты от символизма до наших дней. М., 2000.

Маковский С.К. Портреты современников. М., 2000.

Маковский С.К. На Парнасе Серебряного века. М., 2000.

Малевич К.С. Манифест. СПб. 1916.

Шевченко А.В. Принципы кубизма. СПб. 1913.

Источники дополнительные

Белый А. Между двух революций: Воспоминания. М., 1990.

Берберова Н.Н. Курсив мой: Автобиография. М., 1996.

Валентинов Н. (Н. Вольский). Два года с символистами. М., 2000.

Волошин М., Лики творчества. Л. 1988.

Горький М., «Несвоевременные мысли» и рассуждения о революции и культуре (1917 - 1918 гг.). М., 1990.

Грабарь И. Моя жизнь. М.;Л. 1937.

Иванов Вяч. И. Родное и вселенское: Сб. статей. М., 1994.

Кандинский В. В. О духовном в искусстве. Л. 1989.

Курдов В. Памятные дни и годы. СПб. 1994.

Литература русского зарубежья: Антология. В 5 т. М., 1992 - 1996.

Маковский С.К. Силуэты русских художников. М., 1999.

РозановВ.В. О писательстве и писателях. М., 1995.

Розанов В.В. Среди художников. М., 1994.

Серов В.А. Переписка 1884 - 1911. М.;Л. 1937.

Соловьев В.С. Оправдание добра: Нравственная философия. М., 1996.

Сомов К. А. Письма. Дневники. Суждения современников. М., 1979.

Шаляпин Ф.И. Страницы из моей жизни. Калининград. 1995.

Шевченко А.В. Неопримитивизм. СПб. 1913.

Щербатов С.А. Художник ушедшей России: Воспоминания. М., 2000.

Литература основная

Бенуа А.Н. Русская школа живописи. М., 1997.

Березовая Л.Г. Серебряный век в России: единство без целостности//Россия в новое время: единство и многообразие в историческом развитии. Материалы Российской межвузовской научной конференции. 28 - 29 апр. 2000 г. М., 2000.

Бобринская Е.А. Футуризм. М., 2000.

Борисова Е.А., Стернин Г.Ю. Русский модерн. М., 1990.

Бердяев Н.А. Самопознание. М., 1990.

Боханов А.Н. Коллекционеры и меценаты в России. М., 1989.

История русской литературы. ХХ век: Серебряный век/Под ред. Ж. Нивы и др. М., 1995.

Ильин И.А. Религия революции и гибель культуры. М., 1994.

Мириманов В.Б. Русский авангардизм и эстетическая революция XX в. М., 1995.

Мазаев А.И. Проблема синтеза искусств в эстетике русского символизма. М., 1992.

НеклюдоваМ.Г. Традиции и новаторство в русском искусстве конца XIX - начала XX вв. М., 1991. Ше://В:\Работа_НЕБ\шуе81шк\Проба\22.к1т1 14.07.2007

Нестьев И.В. Дягилев и музыкальный театр ХХ в. М., 1994.

Пайман А. История русского символизма. М., 1998.

Раев М., Россия за рубежом: История культуры русской эмиграции. 1919 - 1939. М., 1994.

Сарабьянов Д.В. Стиль модерн: Истоки. История. Проблемы. М., 1989.

Сидорина Е. Сквозь весь двадцатый век: Художественно-проектные концепции русского авангарда. М., 1994.

Стернин Г.Ю. Художественная жизнь России 1900 - 1910-х гг. М., 1988.

Тихвинская Л. Кабаре и театры миниатюр в России, 1908 - 1917. М., 1995.

Эткинд А. Содом и Психея: Очерки интеллектуальной истории Серебряного века. М., 1996.

Литература дополнительная

АлленовМ.М., Евангулова О.С., Лифшиц Л.И. Русское искусство Х - начало ХХ вв. М., 1989.

Адамович Г.В. Вклад русской эмиграции в мировую культуру. Париж. 1961.

Асмус В.Ф. Философия и эстетика русского символизма//Асмус В. Вопросы теории и истории эстетики. М., 1968.

БенуаА.Н. История русской живописи в XIX в. М., 1995.

Бердяев Н.А. О назначении человека. М., 1998.

Григорьев С.Л. Балет Дягилева, 1909 - 1929. М., 1993.

Дмитриев В. Поэтика (Этюды о символизме). СПб. 1993.

Зернов Н. Русское религиозное возрождение ХХ в. Париж. 1991.

Культурное наследие русской эмиграции. В 2 кн. М., 1994.

К истории русского авангарда. Стокгольм, 1976.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Литературный Петербург, Петроград. М., 1991.

ЛапшинаН. «Мир искусства»: Очерк истории и творческой практики. М., 1977.

Литература русского зарубежья, 1920 - 1940. М., 1993.

Наков А. Русский авангард. М., 1991.

Рапацкая Л.А. Искусство Серебряного века. М., 1996.

Ронен О. Серебряный век как умысел и вымысел. М., 2000.

Сарабьянов Д.В. История русского искусства конца XIX - начала ХХ вв. М., 1993.

Сарычев В.А. Эстетика русского модернизма: Проблема «жизнетворчества». Воронеж. 1991.

Серебряный век в России: Избранные страницы. М., 1993.

Стернин Г.Ю. Художественная жизнь России на рубеже XIX - ХХ вв. М., 1970.

Стернин Г.Ю. Художественная жизнь России начала ХХ в. М., 1976.

Стерноу Сюзанна А. Ар Нуво: Дух прекрасной эпохи. М., 1997.

Энциклопедия символизма /Сост. Ж. Кассу. М., 1998.

Примерные темы творческих заданий

1. Художественные и литературные объединения 1896 - 1904, 1904 - 1910, 1907 - 1914 гг. (на выбор по периодам).

2. Выставки «Мира искусства», «Голубой розы», «Бубнового валета» (на выбор).

3. Лермонтов и Врубель: сходные темы и сюжеты. Опыт сравнительной интерпретации.

4. А. Скрябин и А. Белый: синтез цвета и звука в творчестве.

5. А. Белый: библиография произведений и периодизация творческой деятельности в контексте темы романа «Петербург».

6. А. Блок: структура сюжета и героев поэмы «Возмездие»: проблема ретроспективизма поэмы.

7. Цветовая и звуковая гамма поэмы А. Блока «Двенадцать»: опыт интерпретации.

8. Четыре поколения русских символистов: имена, сравнительная характеристика, периодизация.

9. Феномен «Русских сезонов» С. Дягилева в России в контексте европейской культуры.

10. Выставки зарубежного искусства в России и выставки русского искусства в европейских странах в конце XIX - начале ХХ вв.: сравнительный анализ тематики и стилей.

11. Кабаре и театры миниатюр в Москве и Петербурге в начале ХХ в.

12. К. Коровин и французские импрессионисты.

13. В. Брюсов и французские поэты-символисты.

14. Московские меценаты и коллекционеры.

15. Единство стиля модерн: архитектура, костюм, бытовые изделия, мебель, дизайн.

16. Философско-религиозное общество в Петербурге: состав участников, формы деятельности, круг идей.

17. Политический плакат начала ХХ в.

18. Репертуар московских театров в начале ХХ в.: сравнительная характеристика авторов, сюжетов, героев.

19. Балетные спектакли «Русских сезонов» С. Дягилева: авторы, сюжеты.

20. Художественные выставки дореволюционного авангарда.

21. «Союз русских художников» в Москве: состав, хронология деятельности, выставки.

22. Карикатура в периодической печати начала ХХ в.

23. Деятель русской культуры Серебряного века: биографическая справка, иллюстративный материал, хроника творчества, библиография произведений (на выбор).

23. Журнал «Весы», «Золотое руно», «Аполлон», «Мир искусства»: история деятельности, тематика, участники - на выбор.

24. «Цех поэтов»: манифесты, участники, деятельность.

Форма аттестации: представление и защита выполненной творческой работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.