Научная статья на тему 'Временные рамки Серебряного века: проблемы периодизации'

Временные рамки Серебряного века: проблемы периодизации Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
7075
377
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ КУЛЬТУРЫ / THEORY AND HISTORY OF CULTURE / СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК / SILVER AGE / РУССКИЙ КУЛЬТУРНЫЙ РЕНЕССАНС / ACHIEVEMENTS OF RUSSIAN EMIGRANTS OF THE FIRST WAVE / ВЕРХНЯЯ И НИЖНЯЯ ВРЕМЕННЫЕ ПЛАНКИ СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА / UPPER AND LOWER TIME BARRIERS OF SILVER AGE / ФАКТОЛОГИЧЕСКАЯ БАЗА / EVIDENTIAL BASE / ПИК СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА / PEAK OF SILVER AGE / ДОСТИЖЕНИЯ ЭМИГРАНТОВ ПЕРВОЙ ВОЛНЫ / "RUSSIAN CULTURAL RENAISSANCE"

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Ведерникова Маргарита Андреевна

Данная статья посвящена проблеме периодизации Серебряного века, приведены различные точки зрения по данному вопросу. Автор, опираясь на обширную фактологическую базу, доказывает, что Серебряный век в отечественной культуре следует рассматривать на временном отрезке 1890-1939 годов, учитывая беспрецедентное для мировой истории культуры продолжение расцвета на чужеродной почве, которое проявилось в достижениях русских эмигрантов первой волны (1917-1939 годы)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is dedicated to the problem of periodazation of Silver Age. It provides various points of view on this matter. Author, resting on vast evidential base, proves that in National culture Silver Age should be considered on the time line of 1890-1939, bearing in the unprecedented for the world cultural history continuation of the rise on the foreign ground, which revealed itself through achievements of the Russian emigrants of the wave in 1917-1939

Текст научной работы на тему «Временные рамки Серебряного века: проблемы периодизации»

ходятся в сложном, противоречивом взаимодействии с традиционными формами музейной коммуникации, оказывают влияние на все формы музейной деятельности. Музейная аура оказывается перед угрозой победного шествия информационных технологий. Высказываются опасения, что в условиях всеобщей компьютеризации музей утратит свою идентичность, если он будет видеть в ней свою сущност-

ную характеристику, а не средство для достижения практических целей. Он должен осознаваться как антипод других средств массовой информации, приглашать к размышлению и восприятию пространств и экспонатов, к взаимодействию с современными технологиями, а не к подчинению им. Специфическая музейная информационная деятельность оказывается стратегически важной в современном мире.

Примечания

1. Белтинг Г. Музей как средство информации / Г. Белтинг // Музей как сообщество в условиях глобализации. - М.: ИКОМ России, 2002.

2. Кастельс М. Музеи в эру информации: проводники культуры во времени и пространстве / М. Кастельс // Информационный бюллетень ИКОМ. - 2001. - № 4.

3. Кастельс М. Становление общества сетевых структур / М. Кастельс // Новая постиндустриальная волна на Западе: [антология]. - М., 1999.

4. Музейное дело России / под ред. М.Е. Каулен [отв. ред.], И.М. Коссовой, А.А. Сун-диевой. - М.: Издательство «ВК», 2006.

5. Уэбстер Ф. Теории информационного общества: пер. с англ. / Ф. Уэбстер; под ред. Е.Л. Вартановой. - М.: Аспект Пресс, 2004.

6. Roszak T. The Cult of Information: The Folklore of Computers and the TrueArt of Thinking / T. Roszak. - Cambridge: Lutterworth, 1986.

М. А. Ведерникова

ВРЕМЕННЫЕ РАМКИ СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА: ПРОБЛЕМЫ ПЕРИОДИЗАЦИИ

Данная статья посвящена проблеме периодизации Серебряного века, приведены различные точки зрения по данному вопросу. Автор, опираясь на обширную фактологическую базу, доказывает, что Серебряный век в отечественной культуре следует рассматривать на временном отрезке 1890-1939 годов, учитывая беспрецедентное для мировой истории культуры продолжение расцвета на чужеродной почве, которое проявилось в достижениях русских эмигрантов первой волны (1917-1939 годы). Ключевые слова: теория и история культуры, Серебряный век, русский культурный ренессанс, верхняя и нижняя временные планки Серебряного века, фактологическая база, пик Серебряного века, достижения эмигрантов первой волны.

The article is dedicated to the problem of periodazation of Silver Age. It provides various points of view on this matter. Author, resting on vast evidential base, proves that in National culture Silver Age should be considered on the time line of 1890-1939, bearing in the unprecedented for the world cultural history continuation of the rise on the foreign ground, which revealed itself through achievements of the Russian emigrants of the wave in 1917-1939. Keywords: theory and history of culture, Silver Age, «Russian cultural renaissance», upper and lower time barriers of Silver Age, evidential base, peak of Silver Age, achievements of Russian emigrants of the first wave.

Временной отрезок - конец XIX -начало ХХ века — в истории отечественной культуры получил название Серебряный век и является периодом расцвета отечественной культуры. Другое, более точное название данного временного отрезка - русский культурный ренессанс, стало известным после выхода в свет четырех изданий книги Н. А. Бердяева «Самопознание» (1990—1991 гг.).

Первоначально термин Серебряный век восходит к временам античности, к Гесиоду и Овидию, выстраивавшим периодизацию человеческой истории в соответствии со сменой богов: при титане Кроне-Сатурне был золотой век, при его сыне Зевсе-Юпитере наступил серебряный век. Данное размежевание было отнесено и к русской культуре: «золотой век» — век Пушкина, Серебряный век — культура России конца XIX — начала ХХ века. Хотя применение понятия «золотой век» к веку Пушкина можно оспорить. Есть мнения, что русскую культуру конца XIX

— начала ХХ века следует считать веком золотым. По меткому замечанию Н. А. Бердяева: «В эти годы России было послано много даров» (4, с. 140).

Интересен вопрос, кто первым по времени применил термин Серебряный век по отношению к культуре России рубежного времени.

Исходя из мемуаров Сергея Маковского, первенство в использовании понятия Серебряный век применительно к порубежной русской культуре принадлежит Н. Бердяеву: «Томление духа, стремление к"запредельному" пронизало наш век, "Серебряный век" (так называл его Бердяев, противополагая пушкинскому — "Золотому"), отчасти под влиянием Запада» (10, с. 10). Но Бердяев, как уже было сказано, ввел в научный оборот другое понятие

— культурный ренессанс. Термин Серебряный век в своих работах не использовал вовсе, что отмечает доктор

филологических наук, профессор Колумбийского университета Борис Гас-паров: «Маковский ссылается на Николая Бердяева как на источник выражения, но я его не смог обнаружить ни в одном из бердяевских текстов».

В 2000 году вышла нашумевшая работа филолога-слависта, профессора Омри Ронена «Серебряный век как умысел и вымысел» (15), в которой был сделан вывод, что первое упоминание о Серебряном веке, принадлежит футуристу Глебу Мареву и что он использовал данный термин в манифесте «Конечного Века Поэзии» в 1913 году. Несколько позднее, в 1925 году, в статье сборника «Современная литература» данный термин встречается в работах литературоведа, социолога Р. В. Иванова-Разумника, скрывавшегося под псевдонимом Ипполит Уду-шьев (1878—1946). Третий по времени в этой цепи, по мнению Ронена, поэт Владимир Алексеевич Пяст (1886— 1940) — 1929 год.

На термин были и свои претенденты, один из которых — поэт, переводчик Николай Авдеевич Оцуп (1894— 1958) настойчиво отмечал в своем посмертном сборнике, вышедшем в 1961 году в Париже: «Пишущий эти строки предложил это название для характеристики модернистической русской литературы» (11, с. 549). В последние годы своей жизни он был очень обеспокоен тем, что авторство переадресовывается к Николаю Бердяеву.

Следует также отметить, что все вышеперечисленные авторы вкладывали разный смысл в термин Серебряный век. Являясь детьми Серебряного века, они еще не могли дать верную оценку, которая возможна только по истечении времени и накоплении необходимой многоуровневой системы знаний. Но все сходились в одном, что русская культура переживала необычный период своего развития.

Сегодня, на основе имеющихся на-

учных исследований и богатой фактологической базы, можно четко определить временные рамки этого периода. Еще не так давно, в 80-е годы ХХ века, в обзорных работах по истории отечественной культуры, литературы и искусства термин культура Серебряного века не использовался; ряд ученых до сих пор продолжают занижать достижения Серебряного века, искажая его временные рамки.

В учебнике Т. В. Ильиной по истории искусства за 1989 год: «Все виды искусства - живопись, театр, музыка, архитектура выступили за обновление художественного языка, за высокий профессионализм» (7, с. 252). Раздел в учебнике называется «Русское искусство конца XIX - начала ХХ века», понятия художники Серебряного века или искусство Серебряного века не используются. Нет такого понятия и в обзорной работе С. С. Дмитриева, посвященной сугубо истории отечественной культуры начала ХХ века (5).

Не используется оно и в хрестоматии, посвященной поэтам данного временного отрезка, хотя о поэтах Серебряного века заговорили ранее всего. «Конец XIX - начало ХХ века - особый период в русской истории. Это было время революционных бурь, завершившихся Великим Октябрем» (12, с. 5).

«Поэзия начала века - сложнейшее явление русской культуры. Творческая практика настоящих больших поэтов была всегда неизмеримо шире групповых манифестов и деклараций. Все лучшее из их художественного опыта стало достоянием советской эпохи» (12, с. 12).

В учебнике «Культурология» под редакцией профессора А. Н. Марковой находим параграф, называющийся «Серебряный век русской культуры», с подразделами в нем: поэзия, живопись, театр, балет, авангард в живописи, меценатство (9). Временные рамки

Серебряного века обозначены как конец XIX - начала ХХ века, культура первой волны эмиграции полностью отсутствует.

Установим верхнюю и нижнюю временные планки Серебряного века, определим высшую временную точку развития Серебряного века.

В предисловии, написанном Н. Богомоловым, к сборнику «Серебряный век. Мемуары»: «... творчество Д. С. Мережковского стоит у самых истоков "Серебряного века". Его лекция "О причинах упадка и новых течениях в русской литературе", прочитанная в конце 1892 и опубликованная в 1893 году, была одним из предвестий возникновения символизма, а журнал "Северный вестник", в котором Мережковский и Гиппиус печатались после перехода его в руки Л. Гуревич и А. Волынского, стал одним из первых центров, объединивших вокруг себя тех писателей, которые стали оплотом "нового искусства".» (17, с. 7). Устанавливает Н. Богомолов и время окончания Серебряного века, определяя его второй половиной 30-х годов ХХ века: «.когда вместе с любыми остатками духовной независимости советских людей докорчевывались последние люди, прикасавшиеся к "серебряному веку"» (17, с. 7).

Частично высказанное мнение совпадает с мнением доктора филологических наук, профессора Вадима Соломоновича Баевского: «Серебряным веком русской культуры принято . называть 30 лет между 1892 годом, когда были изданы "Символы" Д. Мережковского и прочитаны его лекции "О причинных упадка и новых течениях современной русской литературы", и 1921 годом, когда погибли Блок и Гумилев, а вскоре за ними и Хлебников, умер Короленко, добровольно эмигрировали и были высланы сотни деятелей культуры, в том числе, многие писатели, свирепствовала цензура», «сереб-

ряный век охватывает последнее десятилетие XIX века и два первых десятилетия ХХ века» (3, с. 32). В. С. Баевский не относит к культуре Серебряного века творчество эмигрантов первой волны. Аналогично рассматривается Серебряный век в учебнике «Русская литература ХХ века» Е. С. Роговер (14).

Лидия Петровна Егорова замыкает понятие Серебряный век на трех направлениях в литературе: символизме, акмеизме, эгофутуризме. «...понятие Серебряный век — не хронологической, а оценочное» (6, с. 10). В связи с этим она не рассматривает таких поэтов, как Д. Бедный или В. Маяковский. «Определение поэзия Серебряного века . может быть соотнесено лишь с произведениями символизма, акмеизма, эгофутуризма И. Северянина или реалиста И. Бунина, то есть выборочно, в том эмоциональном ключе, который использовал Горький, говоря о таланте Бунина, "прекрасном, как матовое серебро"» (6, с. 10).

Безусловно, нижняя временная граница Серебряного века — 90-е годы XIX века, и если исходить сугубо из истории литературы, то за год отсчета можно принять 1892 год. Но данное явление не было изолировано в сфере одной литературы, а реализовывалось во всех слагаемых культурного процесса. Есть объективные показатели, указывающие на 1890 год, как на год начала Серебряного века. Многие отражены в учебном пособии доктора культурологии, профессора Аркадия Алексеевича Аронова «Культурный ренессанс в России»: «... в том, что было бы правомерно рассматривать 1890 год как начало Серебряного века, также убеждает обилие знаменательных событий в истории отечественной культуры, приходящихся на этот год: в этом году в Уфе состоялась первое сольное выступление на оперной сцене гениального сына земли русской Ф. И. Шаляпи-

на; в 1890 году в Петербурге состоялась премьера жемчужины русской и мировой оперы — "Пиковой дамы" П. И. Чайковского; в 1890 году были написаны такие знаковые, выдающиеся произведения русской живописи, как "Демон" (сидящий) М. А. Врубеля, "Видение отроку Варфоломею" М. В. Нестерова, "Сиверко" И. С. Остроухова; в 1890 году родились один из крупнейших поэтов мира Б. Л. Пастернак и такой уникальный танцовщик, как В. Ф. Нижинский; в 1890 году Л. Н. Толстой написал пьесу "Плоды просвещения"» (2, с. 27).

С 1890 года Серебряный век начинает набирать творческую силу: на рубеже веков возникает множество художественных объединений — «Мир искусства» (1898), Союз русских художников (1903) и др. Появляются так называемые артистические колонии — Абрамцево и Талашкино, собравшие под единой крышей живописцев, архитекторов, музыкантов, артистов, вдохновленных идеей возрождения народной культуры («русской античности»). Серебряный век достигает пика своего развития, расцвета, в период с 1907 года до начала Первой мировой войны в 1914 году. К объективным показателям, указывающим на пик Серебряного века, 1907—1914, следует отнести следующие факты.

В 1907 году в Париже состоялись Исторические русские концерты. На этих концертах впервые в Европе с огромным успехом прозвучала музыка из опер Н. А. Римского-Корсакова «Снегурочка», «Ночь перед Рождеством», «Сказка о царе Салтане», «Садко», «Млада» под управлением автора, а также А. К. Глазунова, С. В. Рахманинова. Концерты принесли мировую славу Федору Шаляпину, выступившему в опере «Борис Годунов».

В марте 1907 года в Москве по инициативе мецената Николая Павловича Рябушинского (1877—1951) открылась

выставка группы живописцев под название «Голубая роза», куда вошли выпускники Московского училища ваяния и зодчества: Павел Кузнецов, Сергей Судейкин, Николай Сапунов, Мартирос Сарьян и др. Художники видели главной задачей своего творчества погружение в мир тончайших, неуловимых чувств, затаенных и сложных внутренних ощущений, которые невозможно объяснить словами.

25 ноября 1907 года в Мариинском театре в Петербурге состоялась премьера балета Черепнина «Павильон Армиды» в постановке М. Фокина и оформлении А. Бенуа. Успех был грандиозным, и можно без преувеличения сказать, что этот спектакль начал новую страницу в истории русского балетного театра, реализовав на практике оптимальный вариант синтеза искусств. Этот же балет 18 мая 1909 года открыл первый Русский балетный сезон в Париже. «Именно синтезу и единству учит нас прежде всего "Серебряный век".» (16, с. 4). «Убеждение, что балет является единственным средоточием осуществления синтеза искусств, привело, как известно, к знаменитым парижским сезонам русского балета, родившимся из сотрудничества петербургской группы "Мир искусства" с танцовщиком и хореографом М. Фокиным» (13, с. 121). 19091914 года - золотой период в истории русского балета, связанный с Русскими сезонами Дягилева в Париже, подтвердивший успехи представителей Серебряного века на мировом уровне. Уникальность русских сезонов заключалась именно в оптимальном варианте синтеза искусств: в балетный театр пришли выдающиеся деятели различных сфер искусства - композиторы, художники, литераторы, танцовщики, хореографы.

В августе 1907 года выходит первый русский журнал, посвященный вопросам кинематографа, «Кино», в октябре

- «Синефоно».

Резкий скачок в своем развитии делает отечественный кинематограф: в 1908 году снят первый русский игровой фильм «Стенька Разин» в киноателье Александра Дранкова, в 1909 году

- первая русская цветная (раскрашенная от руки) художественная картина «Ухарь-купец».

Мировое признание получает деятельность выдающегося ученого Ильи Ильича Мечникова, в 1908 году он получает Нобелевскую премию в области медицины «За труды по иммунитету».

Растет число изданий, выходящих в России. Приведем статистические данные по их количеству. Учетом периодики в императорской России занималось Главное управление по делам печати, учрежденное 5 апреля 1865 года и ежегодно обнародовавшее списки изданий. По данным управления, в стране выходило:

в 1889 году - 667 изданий, в 1901 году - 1074 издания, в 1905 году - 1795 изданий, в 1908 году - 2028 изданий, в 1910 году - 2391 издание, в 1911 году - 2543 издания, в 1912 году - 2784 издания, в 1913 году - 2915 изданий (19). Следует так же добавить, эти данные касаются только официальных изданий. Современные исследователи приходят к выводу, что в них не отражено еще порядка 10-20% выходивших в это время журналов и газет (1, с. 29).

В это время успешно работают такие литературно-художественные журналы, как «Весы» (1904-1909), «Золоте руно» (1906-1909), «Аполлон» (1906-1917). Их деятельность сопровождается художественными выставками, знакомящими посетителей с образцами современного отечественного и зарубежного искусства. На страницах изданий публикуются поясняющие, когда и разъясняющие, статьи

по поводу состояния современного искусства.

Установим год окончания Серебряного века. Многие исследователи, отмечая временные рамки Серебряного века как конец XIX — начало ХХ века, не дают конкретных дат. Например, в обзорных работах Т. И. Балакиной, Л. А. Рапацкой (18).

При всем многообразии мнений о временном пространстве Серебряного века, большинство исследователей сходится во мнении, что в России Серебряный век окончился с Октябрьской революцией 1917 года, с приходом большевиков к власти.

Не все согласны с продолжением культуры Серебряного века в творчестве эмигрантов первой волны, 1917— 1939 годов. Так, к примеру, категоричен в своей оценке русский поэт и литературовед Вадим Прокопьевич Крейд, ограничивая Серебряный век 1917 годом: «Все кончилось после 1917 года, с началом гражданской войны. Никакого Серебряного века после этого не было, как бы нас ни хотели уверить» (8, с. 7).

Есть несколько оригинальное мнение поэта и переводчика Дмитрия Васильевича Бобышева (р. 1936) считающего, что Серебряный век кончился лишь вместе со смертью последнего значительного поэта первой волны русской эмиграции: в 1996 году, с кончиной во Флориде Игоря Владимировича Чиннова.

Отказывая Серебряному веку в продолжении в 1917—1939 годах, исследователи не принимают во вниманию ту доказательную базу, те достижения эмигрантов первой волны, которые бесспорно указывают на продление Серебряного века до 1939 года. «. первая послеоктябрьская эмигрантская волна из России, которую принято рассматривать в границах 1917— 1939 гг., фактически, объективно сумела совершить просто немыслимое: эта

волна действительно продолжила историко-культурную миссию Серебряного века, культурного ренессанса» (2, с. 28).

В эмиграции плодотворно работали и достигли определенных успехов:

— литераторы: А. Т. Аверченко, Г. В. Адамович, А. В. Амфитеатров, М. А. Алданов (Ландау), Н. Н. Берберова, И. А. Бунин, Д. Д. Бурлюк, Б. К. Зайцев, Е. И. Замятин, Г. В. Иванов, Д. С. Мережковский, В. В. Набоков, А. М. Ремизов, Н. А. Тэффи, И. С. Шмелев и др.;

— редакторы-издатели журналов: С. К. Маковский, П. Н. Милюков, Н. А. Оцуп, П. Б. Струве и др.;

— художники: Л. С. Бакст, А. Н. Бе-нуа, М. В. Добужинский, М. Ф. Ларионов, Н. К. Рерих, М. З. Шагал и др.;

— танцовщики: А. М. Павлова, М. Ф. Кшесинская, С. Лифарь, О. И. Преображенская и др.;

— балетмейстеры: Дж. Баланчин, С. Лифарь, М. Мордкин, Л. Мясин, М. Фокин и др.;

— композиторы: А. Т. Гречанинов, Н. К. Метнер, С. В. Рахманинов, И. Ф. Стравинский, С. С. Прокофьев, Н. Н. Черепнин и др.;

— певцы: Ф. И. Шаляпин, Г. А. Бакланов, М. М. Куренко, Н. П. Кошиц, М. Н. Каракаш, Л. Я. Липковская и др.

— музыканты-исполнители: Л. С. Ауэр, В. С. Горовиц, А. И. Зилоти, С. А. Кусевицкий и др.

— и многие другие.

Основными городами расселения

русской эмиграции стали Константинополь, София, Прага, Берлин, Париж, Харбин. Литературной столицей русского зарубежья в начале 20-х годов ХХ века стал Берлин, в котором с 1918 по 1928 год было зарегистрировано 188 русских издательств. Эмигрантами большими тиражами печаталась русская классика, произведения современных авторов. В Германию выезжают многие советские писатели:

М. Горький, В. Маяковский, Ю. Тынянов, К. Федин. «Для нас нет в области книги разделения на Советскую Россию и эмиграцию», - декларировал берлинский журнал «Русская книга». С началом экономического кризиса в Германии центр эмиграции переместился в Париж.

К 1923 году только в Париже проживают свыше 300 тысяч русских эмигрантов, среди которых Ив. Бунин, А. Куприн, А. Ремизов, З. Гиппиус, Д. Мережковский, В. Ходасевич, Г. Иванов, Г. Адамович, Г. Газданов, Б. Поплавский, М. Цветаева и др.

Плодотворная деятельность эмигрантов первой волны, а соответственно, Серебряный век заканчивается с началом Второй мировой войны в сентябре 1939 года.

Таким образом, Серебряный век занимает следующее временное пространство:

1890 год - начало Серебряного века в России;

1907-1914 годы - Серебряный век

достигает апогея своего развития (высшая точка - Русские сезоны С. П. Дягилева, 1909-1914 годы);

1917 год - время прекращения Серебряного века в России;

1917-1939 годы - продолжение культуры Серебряного века эмигрантами первой волны, воспроизводство отечественной культуры на чужеродной почве;

1 сентября 1939 года - дата окончания Серебряного века.

Сущностная характеристика Серебряного века заключает в себе расцвет всех слагаемых культурного процесса как в творчестве представителей Серебряного века в России с 1890 по 1917 год, так и в деятельности эмигрантов первой волны в 1917-1939 годах.

Есть объективные показатели, через призму которых видится распространение термина Серебряный век на русскую культуру 1890-1917 годов и достижения эмигрантов первой волны 1917-1939 годов.

Примечания

1. Андреева Н. Ф. Русская периодическая печать (анкетированный указатель) / Н.Ф. Андреева, М.В. Машкова. - М., 1977.

2. Аронов А. А. Культурный ренессанс в России / А.А. Аронов. - М.: Экон-Информ, 2006.

3. Баевский В. С. История русской литературы: [энциклопедия] / В.С. Баевский.

- М., 2003.

4. Бердяев Н. А. Самопознание. Опыт философской автобиографии / Н.А. Бердяев.

- М.: Книга, 1991.

5. Дмитриев С. С. Очерки истории русской культуры начала ХХ века / С.С. Дмитриев. - М.: Просвещение, 1985.

6. Егорова Л. П. Общие вопросы / Л.П. Егорова // «Серебряный век» - метафора или реальность? История русской литературы ХХ века (первая половина): [учебник для вузов]: в 2 кн. - Ставрополь, 2004. - Кн. 1.

7. Ильина Т. В. История искусств. Русское и советское искусство: [учебное пособие для вузов по спец. «Журналистика»] / Т.В. Ильина. - М.: Высш. шк., 1989.

8. Крейд В. Встречи с Серебряным веком / В. Крейд // Воспоминания о Серебряном веке. - М., 1993.

9. Культурология. История мировой культуры: [учебник для вузов] / под ред. проф. А.Н. Марковой. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998.

- 600 с.: ил. цв.

10. Маковский С. К. На Парнасе Серебряного века / С.К. Маковский. - М., 2000.

11. Оцуп Н. «Серебряный век» русской поэзии / Н. Оцуп // Океан времени: Стихотворения; Дневник в стихах. Статьи и воспоминания. - 2-е изд. - СПб.: Logos, 1994.

12. Поэтические течения в русской литературе конца XIX — начала ХХ века: Литературные манифесты и художественная критика: [хрестоматия] / сост. А.Г. Соколов.

— М., 1988.

13. Рицци Д. Рихард Вагнер в русском символизме / Д. Рицци // Серебряный век в России. Избранные страницы / РАН, Научный совет по истории мировой культуры.

— М., 1993.

14. Роговер Е. С. Русская литература ХХ века / Е.С. Роговер. — СПб.; М.: САГА-ФОРУМ, 2004.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15. Ронен О. Серебряный век как умысел и вымысел / Омри Ронен // Материалы к исследованию по истории русской культуры / под ред. Е.В. Пермякова; вступит. статья Вяч. Вс. Иванова. — М.: ОГИ, 2000. — Выпуск 4. — 152 с.

16. Серебряный век в России. Избранные страницы / РАН, Научный совет по истории мировой культуры. — М., 1993.

17. Серебряный век. Мемуары: [сборник] / сост. Т. Дубинская-Джалилова. — М.: Известия, 1990.

18. См.: Балакина Т. И. История русской культуры IX — ХХ вв. / Т.И. Балакина.

— М.: Простор, 1998; Рапацкая Л. А. Искусство «серебряного века» / Л.А. Рапацкая.

— М.: Просвещение, 1996.

19. См.: Книжный вестник. — 1909. — № 24. — С. 293; Розенберг Вл. Летопись русской печати / Вл. Розенберг. — М., 1914; Статистика произведений печати на 1913 год. — СПб., 1915.

Н. С. Кулешова

МАРГИНАЛЫ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ: СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ПОДХОД (ВНЕШНИЕ МИГРАНТЫ)

В статье рассматриваются сущность и содержание понятия «маргинал» и выявляются особенности маргинального поведения внешних мигрантов в России, для которых процесс этносоциокультурной адаптации особенно труден и длителен, а также рассматривается аномия и процессы аномии, аккультурации и показана роль культурной интеграции для этносоциокультурной адаптации внешних мигрантов. Ключевые слова: теория и история культуры, внешние мигранты, аномия, аккультурация, культурный шок, культурная интеграция, мультикультурализм, социальный индикатор, мотивация.

The notion and meaning of the term "marginal" are addressed in this article and specific characteristics of the marginal behavior of the external migrants in Russia, for whom the process of ethnic and socio-cultural adaptation is particularly hard and lengthy, are identified. Along with that, anomie, anomic processes and acculturation are analyzed, and the role of the cultural integration for the ethnic and socio-cultural adaptation of the external migrants is shown. Keywords: theory and history of culture, external migrants, anomie, acculturation, cultural shock, cultural integration, multiculturalism, social indicator, motivation.

Современные исследователи в различных регионах отмечают, что глобальная унификация образа жизни большинства населения стран, осуществивших модернизацию, приводит к потере самобытности и национального своеобразия. Сама же этническая при-

надлежность теоретиками конструктивистской концепции этноса объявляется своего рода химерой, которую человек может разделять или от нее отказаться (6).

Многие современные исследователи делают, все еще оставаясь на пози-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.