Научная статья на тему 'Сущностные черты русского культурного ренессанса'

Сущностные черты русского культурного ренессанса Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
457
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУЩНОСТНЫЕ ЧЕРТЫ РУССКОГО КУЛЬТУРНОГО РЕНЕССАНСА / CHARACTERISTIC FEATURES OF RUSSIAN CULTURAL RENAISSANCE / "РУССКАЯ АНТИЧНОСТЬ" / "RUSSIAN ANTIQUITY" / "ЗОЛОТОЙ ВЕК РУССКОГО МЕЦЕНАТСТВА" / "THE GOLDEN AGE OF RUSSIAN PATRONAGE OF ARTS" / РУССКАЯ ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ / RUSSIAN INTELLIGENCE / ТВОРЧЕСКИЙ ДИАПАЗОН / CREATIVE RANGE / ТРАДИЦИИ И НОВАЦИИ / TRADITIONS AND INNOVATIONS

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Ведерникова Маргарита Андреевна

Данная статья посвящена выявлению сущностных черт русского культурного ренессанса, что является принципиально новым в осмыслении данного этапа отечественной культуры. Автор называет восемь сущностных черт отечественной культуры Серебряного века, среди которых: обращение к русской античности в новых исторических условиях; достижение оптимального сплава традиций и новаций; расцвет меценатства в сфере культуры «золотой век русского меценатства» и др.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article is devoted This article is devoted revealing of characteristic features of Russian cultural Renaissance that is essentially new in intelligent of the given stage of domestic culture. The author names eight characteristic features of domestic culture of a silver age, among which: the reference to Russian antiquity in new historical conditions; achievement of an optimum alloy of traditions and innovations; blossoming of patronage of arts in culture sphere «the Golden Age of Russian patronage of arts», etc.

Текст научной работы на тему «Сущностные черты русского культурного ренессанса»

Population Economic. - 6 (1988). - 367-399.

7. Loomis, L. S. Cohabitation and Childbearing Among Black and White American Women / Laura Spencer Loomis and Nancy S. Landale // Journal of Marriase and the Family. - 56 (November, 1994). - 949-962.

8. Smith, D. S. The Curious History of Theorizing about the History of the Westem Nuclear Family / Daniel Scott Smith // Social Science History. - 17(3). - 325-33.

9.usinfo.state.gov/xarchives/display.

10. http://www.wvwv.org/

11. http://www.owl.ru/content/news/worldwide-2006/p58595.shtml

12. http://www.cdc.gov/nchs/births.htm

13. http:// www.washprofile.o rg/ru/node/3824

14. http://www.census.gov/population/www/socdemo/hh-fam.html

15. Foroohar, R. Myth and Reality / Rana Foroohar // Newsweek. - February. - 27. - 2006.

16. <http://www.census.gov/prod/www/abs/cbptotal.html>; http://www.census.gov/epcd/nonemployer/ index.html

17.Blotter [05.08.05 15:18] http://www.blotter.ru/

18. http://www.owl.ru/content/news/worldwide-2006/p58595.shtml

19. <http://www.owl.ru/content/news/worldwide-2006/p58595.shtml>

20 Дильк, А. 8 мифов и реальность. Коррекция образа женщины / Аня Дильк // Die Tageszeitung. - Режим доступа: http://www.inopressa. ru/taz/2007/03/08/13:08:21/mythe

21. Washington ProFile. 01 Октября 2006. http://www.owl.ru/content/openpages/p71682.shtml

22. http://www.vfocuse.ru/social/news_114693.html

СУЩНОСТНЫЕ ЧЕРТЫ

РУССКОГО КУЛЬТУРНОГО РЕНЕССАНСА

М. А. Ведерникова

Московский государственный университет культуры и искусств

Данная статья посвящена выявлению сущностных черт русского культурного ренессанса, что является принципиально новым в осмыслении данного этапа отечественной культуры. Автор называет восемь сущностных черт отечественной культуры Серебряного века, среди которых: обращение к русской античности в новых исторических условиях; достижение оптимального сплава традиций и новаций; расцвет меценатства в сфере культуры - «золотой век русского меценатства» и др.

Ключевые слова: сущностные черты русского культурного ренессанса, «русская античность», «золотой век русского меценатства», русская интеллигенция, творческий диапазон, традиции и новации.

This article is devoted This article is devoted revealing of characteristic features of Russian cultural Renaissance that is essentially new in intelligent of the given stage of domestic culture. The author names eight characteristic features of domestic culture of a silver age, among which: the reference to Russian antiquity in new historical conditions; achievement of an optimum alloy of traditions and innovations; blossoming of patronage of arts in culture sphere - «the Golden Age of Russian patronage of arts», etc.

Key words: characteristic features of Russian cultural Renaissance, «Russian antiquity», «the Golden Age of Russian patronage of arts», Russian intelligence, a creative range, traditions and innovations.

1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 5 (43) сентябрь-октябрь 2011 70-75

Теория и история культуры

71

Принимая во внимание тот факт, что диалектика культурной динамики находится в постоянном переходе от прошлого к настоящему и будущему и требует постоянной расшифровки прежнего культурного опыта, его приспособлении, отборе и интерпретации, видится необходимым установление сущностных (характерных) черт столь уникального явления, как культура Серебряного века (по определению Н.А. Бердяева - «русский культурный ренессанс»).

Под сущностными чертами понимается вычленение процессов, явлений, характерных сугубо Серебряному веку, - идентификация Серебряного века в общем потоке истории отечественной культуры.

Следующие факты дают возможность утверждать, что у Серебряного века были свои сущностные черты, распространившиеся на все культурное пространство во временных рамках с 1890 по 1939 год. Большинство характерных черт отечественной культуры находятся в тесной взаимосвязи, вытекая одна из другой.

Первая сущностная черта Серебряного века - обращение к «русской античности» (термин «русская античность» впервые введен Дмитрием Сергеевичем Лихачевым) в новых исторических условиях, которое было обусловлено возрастанием в конце XIX века авторитета Российской империи на международной арене. С данным ростом увеличивался интерес внутри страны к собственной культуре времен Древней Руси.

Повышенный интерес к русской старине, национальным традициям, пронизывает все слагаемые культурного процесса как системы, сочетая новаторство современных стилей, направлений в искусстве.

В художественном искусстве обращение к «русской античности» проходило по нескольким направлениям:

- обращение к древнерусскому иконописному искусству в работах Врубеля, Васнецова, Нестерова, Рериха и др.;

- обращение к русской истории и старине, к русским сказкам, к традиционному рус-

скому быту в работах Васнецова, Билибина, Кустодиева, Петрова-Водкина, Рябушкина и

др.;

- использование художественной техники, колористической экспрессии, композиционных возможностей древнерусских школ при создании современных произведений в работах Н. Гончаровой, П. Кузнецова, К.С. Петро-ва-Водкина и др.;

- возрождение забытых древнерусских ремесел. Крупнейшими центрами возрождения кустарной промышленности становятся художественные объединения в Абрамцево и Талашкино;

- собирательство предметов русской старины: К.Е. Маковским, С.И. Мамонтовым, Ф.М. Плюшкиным, М.К. Тенишевой и др.

Подобным образом обращение к «русской античности» может быть рассмотрено в области скульптуры, архитектуры, музыки, балета.

Идентификация первой сущностной черты предопределяет последующие две: сближение элитарной культуры и культуры низов; достижение оптимального сплава традиций и новаций.

Ориентируясь прежде на достижения античной и западной культур, элитарная культура впервые осмысливает достижения культуры низов, создав беспрецедентное число уникальных произведений и коллекций. К примеру, в 1890-м году в Абрамцеве открывается гончарная мастерская, где работали Серов, Васнецов, Врубель и др. Одна из интереснейших работ, созданная в стенах гончарной мастерской, работа Врубеля «Микула Селя-нинович и Вольга» (камин, 1898-1899). Или на базе Талашкино выдающимися художниками своего времени были расписаны русские балалайки.

Вопросы взаимодействия традиций и новаций рассматриваются на любом временном историческом отрезке, но именно в Серебряном веке, в порубежное время, эта проблема заявляет о себе как важнейшая. Между традициями и новациями, старым и новым, всегда подразумевается диалог, но диалог в различ-

ном соотношении.

«Все великие направления в искусстве не изобретали все заново, а развивали отдельные или многие черты, присущие искусству как таковому» (3, с. 394).

Теоретики искусства (А. Бенуа, А. Ростиславов, Д. Философов и др.) ратовали как за продолжение лучших традиций русского искусства прошлых времен, так и за развитие всего нового и передового в искусстве, относя к новаторству авторскую интерпретацию культурного наследия прошлого.

В качестве примера подобного оптимального сплава традиций и новаций - неорусский стиль начала ХХ века (иногда называемый неоромантизмом): Ф.О. Шехтель - Ярославский вокзал в Москве, 1903-1904 годы; А.В. Щусев - Казанский вокзал в Москве, 19131926 годы; В.М. Васнецов - старое здание Третьяковской галереи, 1901-1906 годы.

Или иной пример, уже из области скульптуры, «лесная серия» Сергея Тимофеевича Коненкова (1874-1971), в которой мастер творчески переосмыслил образы старинных преданий, возродил деревянную скульптуру: «Старенький старичок» (1909), «Старичок-полевичок» (1909), «Стрибог (1910), «Вещая старушка» (1916), «Дядя Григорий» (1916), «Нищая братия» (1918).

Диапазон интересов творцов Серебряного века обширен. Речь идет не о единичных случаях, а о целой плеяде имен. И это еще одна сущностная черта Серебряного века, которую можно определить как появление в это время «ренессансного типа личности» с присущим ему широким творческим диапазоном.

К примеру: архиепископ Лука (в миру Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий; 18771961) - русский хирург и духовный писатель, епископ Русской православной церкви; с апреля 1946 года - архиепископ Симферопольский и Крымский; лауреат Сталинской премии первой степени (1946). Бенуа Александр Николаевич (1870-1960) - историк искусства, живописец, книжный график, сценограф, основатель и главный идеолог объединения «Мир искусства». Вернадский Владимир Ива-

нович (1863-1945) - ученый, естествоиспытатель, мыслитель, общественный деятель, создатель многих научных школ. Мамонтов Савва Иванович (1841-1918) - предприниматель, меценат, музыкант, антрепренер, скульптор. Соловьев Владимир Сергеевич (1853-1900) -русский философ, богослов, поэт, публицист, литературный критик и многие другие.

Именно в период Серебряного века, который автор статьи определяет во временных рамках с 1890 по 1939 годы, в истории России состоялось большое число прорывов, значимых не только для отечественной культуры, но и для мировой культуры. Доказательная база по этой сущностной черте очень обширна, остановимся лишь на некоторых фактах.

Признание международной общественностью заслуг и успехов отечественной науки выразилось в присуждении русским ученым Нобелевских премий: И.П. Павлову (1904), И.И. Мечникову.

В области мировой физики огромную роль сыграли великие русские ученые: П.Н. Лебедев, А.Г. Столетов, Н.А. Умов.

Исследования термохимика Н.Н. Бекетова явились отправной точкой для возникновения алюминотермии.

Основателем новой науки сейсмологии стал Б.Б. Голицын. В 1906 году Голицын изобрел первый электромагнитный сейсмографа. В 1911 году он был избран президентом Международной сейсмологической ассоциации.

Стремительным прорывом в науке стали исследования гениального русского ученого К.Э. Циолковского, разработавшего основы науки полетов в космическое пространство. Циолковский - основоположник современной космонавтики. Выходом в свет работы К.Э. Циолковского «Исследования мировых пространств реактивными приборами» (1903) совершен переворот в представлениях о ракетах и создана прочная основа для создания космических ракет для межпланетных полетов.

Мирового признания достигли русские философы Н.Н. Бердяев, С.Н. Булгаков, Н.О. Лосский и др., во многом определив направление развития культуры, философии, этики не

Теория и история культуры 73

только России, но и на Западе.

Национальные реформаторы русского театра К.С. Станиславский, В.И. Немирович-Данченко, В.Ф. Комиссаржевская стали реформаторами всего мирового театра. Систему Станиславского знают и успешно применяют на практике во всем мире.

Благодаря С.П. Дягилеву русский балет перешагнул национальные границы и получил признание во всем мире, а русская школа классического танца была признана лучшей в мире, именно с нее, как с основы, появлялись школы-слепки в других странах: в США, Бразилии, Монако и др.

Уровень творчества русских писателей Серебряного века, количество гениальных произведений созданных в этот период не имеет аналогов, как в отечественной, так и в мировой культуре. Мирового признания достигли: М. Горький, И.И. Бунин (в 1933 году получил Нобелевскую премию в области литературы), В.В. Маяковский, С.А. Есенин, А.А. Ахматова, А.Н. Толстой, М.А. Шолохов, М.А. Булгаков, О.Э. Мандельштам, М.И. Цветаева и др.

Крупнейшим представителем мировой музыкальной культуры ХХ века является Игорь Федорович Стравинский.

Безусловно, данные прорывы стали возможны при активном участии русской интеллигенции, проявившей себя как никогда ярко.

Следующая сущностная черта Серебряного века - расцвет меценатства в сфере культуры - «золотой век русского меценатства».

Меценатство является одной из характерных черт русского народа в целом (см. работы: В.О. Ключевского, А.А. Аронова, А.Н. Боханова, Н.Г. Думовой), история данного явления уходит далеко вглубь веков. Ретроспектива благотворительности, милосердия, меценатства велика по времени, богата ярчайшими примерами, позволяет выявить очевидную преемственность добрых деяний, истоки и тенденции отечественного меценатства. Русские цари, родовитые князья, бояре покровительствовали строителям храмов и дворцов, иконописцам, летописцам, книгопе-

чатникам, ученым и поэтам. С середины XIX века эстафета меценатства переходит от высшей аристократии к купечеству, к русской буржуазии.

В конце XIX - начале XX века меценатство достигает апогея в своем развитии - своего «золотого века». Союз предпринимательства и благотворительности убедительно прослеживается в истории многих известных купеческих династий: Бахрушиных, Морозовых, Третьяковых, Щукиных и др.

Только в Москве ими были осуществлены столь крупные начинания в области культуры, просвещения, медицины, самых различных областей науки, что можно с полным основанием утверждать - это был качественно новый этап благотворительности: Третьяковская галерея братьев Павла и Сергея Третьяковых; Музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, строительство которого финансировал Ю.С. Нечаев-Мальцов и куда вошли коллекции И.А. и М.А.Морозовых, С.М. Третьякова, Д.И. и С.И.Щукиных; Театральный музей, основанный А.А. Бахрушиным; Московский художественный театр имени А.П. Чехова, построенный на деньги С.Т. Морозова и пр.

Большинство из меценатов поддерживали национальную традицию, «русскую античность», в искусстве и культуре. Так, истинной страстью М.К. Тенишевой была русская старина. Собранная ею коллекция предметов русской старины была выставлена в Париже и произвела неизгладимое впечатление на западноевропейцев. Именно эта коллекция стала основой музея «Русская старина» в Смоленске (ныне в собрании Смоленского музея изобразительных и прикладных искусств им. С.Т. Конёнкова). В 1911 году Тенишева передала в дар Смоленску первый в России музей этнографии и русского декоративно-прикладного искусства «Русская старина». С.П. Рябу-шинский собирал иконы «старого письма»: покупал их большими партиями по всей России, лучшие оставлял себе, другие жертвовал в старообрядческие храмы. К 1914 году владел одной из лучших коллекций икон в Москве.

Рождается меценатство нового типа:

- меценаты своими талантами, а не только финансовыми вливаниями, развивали отечественную культуру:

К.С. Станиславский - основатель знаменитой актерской системы, не устаревающей на протяжении уже достаточно большого участка времени - более ста лет;

М.К. Тенишева - художник-эмальер, педагог, ученый;

С.И. Мамонтов - в созданном им художественном центре Абрамцево нередко выступал режиссером и драматургом домашних спектаклей и пр.;

- меценатство заключалось не только в одаривании деньгами нуждающихся, но и в создании оптимальных условий для работы талантливых людей:

С.И. Мамонтов приглашал в Абрамцево художников, где предоставлял им кров, заказы, тем самым давая возможность для творческого роста;

П.М. Третьяков приобретал картины в мастерских художниках, зачастую еще не готовые, чем поднимал авторитет мастеров и пр.;

- расширяется социальная база, в роли меценатов начинают выступать артисты, писатели, архитекторы:

благотворительные концерты Шаляпина, Собинова;

открытие Шаляпиным школы, лазаретов в годы Первой мировой войны;

создание Шехтелем проекта МХАТ и пр.

Завершающая черта культуры Серебряного века - исключительная роль книги и периодики в данный период.

К началу ХХ века по количеству издаваемых книг Россия занимала третье место в мире после Германии и Японии (2). Книжный поток набирал силу: в 1913 году только на русском языке выпущено 106,8 млн. экземпляров книг.

Расширяется читающая аудитории за счет повышения уровня грамотности среди рабочих, крестьян, городского мещанства: хотя формулировка Серебряный век - «Рос-

сия читающая» относится к 28% грамотного населения (по переписи 1897 года общее количество населения страны составляло 126 млн. человек) (1, с. 44). Типографское, издательское дело переживает грандиозный подъем, во много раз увеличивает обороты за несколько десятилетий. Число журналов и особенно газет быстро возрастает. Так, по официальным данным, в 1889 году в стране выходит 667 из-даний,а в 1913 году - 2915.

Растет не только количество, но и качество изданий. Синтез искусств оказал благотворное влияние не только на театральную сферу, но и на книжное дело. Маститые художники начинают работать на периодику, в таких журналах, как «Мир искусства», «Золотое руно», «Аполлон» и др., иллюстрируют книги: А.Н. Бенуа, И.Я. Билибин, М.В. Добужинский, Е.Е. Лансере, Д.И. Митрохин, Г.И. Нарбут, К.С. Сомов, С.В. Чехонин и др. «Как ни в одной другой стране, мощные художественные силы хлынули в эту область, нашли в ней свою реализацию и определили высокий уровень книжного искусства» (4, с. 107).

Режиссер и реформатор театра К.С. Станиславский назвал российских издателей «строителями русской культурной жизни», среди них такие имена: В.М. Антик; А.Е. Бурцев, братья Гранаты, И.Н. Кнебель, С.В. Сабашников, В.М. Саблин, К.Т. Солдатенков, И.Д. Сытин.

В 1913 году в России существовало 575 книгоиздательских фирм (2, с. 120), располагавшихся преимущественно в Москве и Санкт-Петербурге.

Таким образом, автором статьи выявлены восемь сущностных черт отечественной культуры Серебряного века:

- обращение к русской античности в новых исторических условиях;

- достижение оптимального сплава традиций и новаций;

- сближение элитарной культуры и культуры низов;

- исключительное яркое проявление русской интеллигенция;

Теория и история культуры 75

- формирование так называемого «ре-нессансного типа личности», для которого характерен широкий творческий диапазон;

- расцвет меценатства в сфере культуры - «золотой век русского меценатства»;

- огромное, беспрецедентное в истории России число прорывов в науке и культуре, значимых для мировой культуры;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- исключительная роль книги и периодики.

Примечания

1. Дмитриев, С. С. Очерки истории русской культуры начала XX века / С.С. Дмитриев. - М., 1985.

2. Лейкина-Свирская, В. Р. Русская интеллигенция в 1900-1917 гг. / В.Р. Лейкина-Свирская. - М., 1981.

3. Лихачев, Д. С. Русское искусство от древности до авангарда / Д.С. Лихачев. - М.: Искусство, 1992. - 408 с. [ил.]

4. Сарабьянов, Д. В. История русского искусства конца XIX - начала XX века / Д.В. Сарабьянов. - М., 2001.

ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ И ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ЧЕРТЫ ИСКУССТВА СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА

Е. С. Штанько

Белгородский государственный институт культуры и искусств

В данной статье анализируется сложная проблема новаторства и традиции в искусстве, рассматривается художественно-творческое наследие, тенденции развития, доминировавшие в эпоху Серебряного века; даются характеристики отличительных черт в творчестве наиболее ярких представителей искусства того периода, таких как литовский композитор и живописец М. Чюрлё-нис; театральный и художественный деятель С.П. Дягилев, философ и поэт В.С. Соловьёв, композитор и пианист А.Н. Скрябин, творчество которых оставило заметный след в культуре Серебряного века.

Ключевые слова: Серебряный век, история российской культуры, новаторство и традиции в искусстве, М. Чюрлёнис, С.П. Дягилев, В.С. Соловьёв, А.Н. Скрябин.

This article deals with the analysis of a complicated problem of innovation and tradition in art, the consideration of art heritage, tendencies of its development dominating during an epoch of the Silver age; the characteristics of distinctive features in creative works of the brightest representatives of art of that period, such as the Lithuanian composer and painter M. Chjurlyonis; the theatrical and art figure S. P. Djagilev, the philosopher and poet V. S. Solovyov, the composer and pianist A. N. Skriabin, which inspiration has left an appreciable trace in the culture of the Silver age.

Key words: Silver Age the history of Russian culture, innovation and tradition in art, M. Chjurlyonis, S. P. Djagilev, V. S. Solovyov, A. N .Skriabin.

В искусстве всегда существовали и выступали в качестве альтернатив две тенденции. Одна из них выражалась в стремлении сохранить автономность и самостоятельность отдельных видов и жанров искусства (литературы, живопи-

си, музыки и др.). Другая тенденция, напротив, вела в сторону слияния, синтеза искусств, их взаимопроникновению в рамках тех или иных художественных явлений, феноменов и т.п.

1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 5 (43) сентябрь-октябрь 2011 75-78

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.