Научная статья на тему 'Современная интерпретация понятия "педагогическая картина мира"'

Современная интерпретация понятия "педагогическая картина мира" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
526
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КАРТИНА МИРА / ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЦЕННОСТНЫЙ / ЭТОС / ГАБИТУС / PEDAGOGICAL WORLDVIEW / EMOTIONAL-VALUE COMPONENT / ETHOS / HABITUS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сагитдинова Танзиля Камилевна

В связи с требованиями, которые предъявляет современное общество к образованию, меняется взгляд и на профессию учителя, его роль в образовательном процессе. Личность учителя рассматривается как наиважнейшая составляющая успешности в достижении целей образования. В свете гуманизации образования все более актуальной становится проблема развития профессиональных компетенций и личностных качеств педагога. Поэтому большое внимание в последнее время уделяется формированию педагогической картины мира. Но основная проблема заключается в том, что ускорение темпов развития общества повлекло за собой изменение системы ценностей как в общем понимании так и системы профессиональных ценностей учителя, в частности. Кроме того, при наличии отдельных трудов по данной теме, и повышенного внимания к формированию картины мира в педагогическом образовании, данная проблема остаётся малоизученной. Теоретический анализ педагогических идей позволил мне рассмотреть понятие педагогической картины мира как интегративного образования, включающего ряд структурно-функциональных компонентов: эмоционально-ценностный, деятельностный и личностный, овладение каждым из которых осуществляется последовательно и формирует целостное понимание педагогической профессии. В результате исследования мною впервые установлено, что эмоционально-ценностный компонент является основополагающим, так как содержит в себе усвоение и принятие ценностей педагогического труда, без которых невозможно освоение профессии. Обобщая понимание педагогической картины мира, я пришла к выводу о том, что педагогическая картина мира, являясь интегративным образованием, предполагает включение в свою структуру взаимосвязанных компонентов, наиболее важным из которых выступают ценности, так как на основе этих ценностей происходит профессиональная идентификация личностью себя как педагога, субъекта педагогической деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN INTERPRETATION OF THE NOTION “PEDAGOGICAL WORLDVIEW”

In connection with the requirements that modern society places on education, the view on the teacher’s profession and his/her role in the educational process is changing as well. The identity of the teacher is considered the most important component of success in achieving the goals of education. In the light of the humanization of education, the problem of the development of professional competencies and personal qualities of a teacher is becoming increasingly relevant. Therefore, much attention has recently been paid to the formation of a pedagogical worldview. However, the main problem lies in the fact that the acceleration of the development of society has led to a change in the value system, both in the general understanding and in the system of professional values of the teacher, in particular. In addition, if there are individual works on this topic, and increased attention to the formation of a worldview in teacher education, this problem remains poorly understood. Theoretical analysis of pedagogical ideas allowed me to consider the concept of a pedagogical worldview as an integrative formation that includes a number of structural and functional components: emotional, axiological, technological and personal-creative, mastering each of which is carried out consistently and forms a holistic understanding of the pedagogical profession. As a result of my research, I have found out for the first time that the emotional-value component is fundamental because it contains the assimilation and acceptance of the values of pedagogical work, without which it is impossible to master the profession. Summarizing the understanding of the pedagogical worldview, I have come to the conclusion that the pedagogical worldview, being an integrative formation, involves the inclusion of interrelated components in its structure. The most important component is emotional, because, on the basis of these values, professional identification of oneself as the subject of pedagogical activity is carried out.

Текст научной работы на тему «Современная интерпретация понятия "педагогическая картина мира"»

УДК 378

Сагитдинова Т.К.

Северо-Казахстанский государственный университет им. М.Козыбаева, г Петропавловск, Казахстан E-mail: a_tanzilya@mail.ru

СОВРЕМЕННАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ПОНЯТИЯ «ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КАРТИНА МИРА»

В связи с требованиями, которые предъявляет современное общество к образованию, меняется взгляд и на профессию учителя, его роль в образовательном процессе. Личность учителя рассматривается как наиважнейшая составляющая успешности в достижении целей образования. В свете гуманизации образования все более актуальной становится проблема развития профессиональных компетенций и личностных качеств педагога. Поэтому большое внимание в последнее время уделяется формированию педагогической картины мира. Но основная проблема заключается в том, что ускорение темпов развития общества повлекло за собой изменение системы ценностей как в общем понимании так и системы профессиональных ценностей учителя, в частности. Кроме того, при наличии отдельных трудов по данной теме, и повышенного внимания к формированию картины мира в педагогическом образовании, данная проблема остаётся малоизученной.

Теоретический анализ педагогических идей позволил мне рассмотреть понятие педагогической картины мира как интегративного образования, включающего ряд структурно-функциональных компонентов: эмоционально-ценностный, деятельностный и личностный, овладение каждым из которых осуществляется последовательно и формирует целостное понимание педагогической профессии. В результате исследования мною впервые установлено, что эмоционально-ценностный компонент является основополагающим, так как содержит в себе усвоение и принятие ценностей педагогического труда, без которых невозможно освоение профессии.

Обобщая понимание педагогической картины мира, я пришла к выводу о том, что педагогическая картина мира, являясь интегративным образованием, предполагает включение в свою структуру взаимосвязанных компонентов, наиболее важным из которых выступают ценности, так как на основе этих ценностей происходит профессиональная идентификация личностью себя как педагога, субъекта педагогической деятельности.

Ключевые слова: педагогическая картина мира, эмоционально-ценностный, этос, габитус.

Sagitdinova T.K.

M.Kozybayev North Kazakhstan State University, Petropavlovsk, Kazakhstan E-mail: a_tanzilya@mail.ru

MODERN INTERPRETATION OF THE NOTION "PEDAGOGICAL WORLDVIEW"

In connection with the requirements that modern society places on education, the view on the teacher's profession and his/her role in the educational process is changing as well. The identity of the teacher is considered the most important component of success in achieving the goals of education. In the light of the humanization of education, the problem of the development of professional competencies and personal qualities of a teacher is becoming increasingly relevant. Therefore, much attention has recently been paid to the formation of a pedagogical worldview. However, the main problem lies in the fact that the acceleration of the development of society has led to a change in the value system, both in the general understanding and in the system of professional values of the teacher, in particular. In addition, if there are individual works on this topic, and increased attention to the formation of a worldview in teacher education, this problem remains poorly understood.

Theoretical analysis of pedagogical ideas allowed me to consider the concept of a pedagogical worldview as an integrative formation that includes a number of structural and functional components: emotional, axiological, technological and personal-creative, mastering each of which is carried out consistently and forms a holistic understanding of the pedagogical profession. As a result of my research, I have found out for the first time that the emotional-value component is fundamental because it contains the assimilation and acceptance of the values of pedagogical work, without which it is impossible to master the profession.

Summarizing the understanding of the pedagogical worldview, I have come to the conclusion that the pedagogical worldview, being an integrative formation, involves the inclusion of interrelated components in its structure. The most important component is emotional, because, on the basis of these values, professional identification of oneself as the subject of pedagogical activity is carried out.

Key words: pedagogical worldview, emotional-value component, ethos, habitus.

В настоящее время активно идет процесс модернизации образования, основным направлением которого является гуманизация, обращение к личности обучающегося, значимости формирования личностных (персонифицированных) результатов образования, что ведет к изменению восприятия роли ученика в образовательном процессе, рассмотрении его как активного субъекта познания.

В связи с этим возрастает роль личности учителя в достижении данной цели образования.

Известный французский ученый Бер-нар Корню (B. Cornu), характеризуя педагогическую профессию на современном этапе развития общества, отмечает рождение социального феномена «новой профессии» [1].

По его мнению, ускорение темпов развития общества, происходящее в последнее время, привело к кризису современного образования что повлекло за собой изменение системы ценностей как в общем понимании так и системы профессиональных ценностей учителя, в частности.

В связи с этим Б. Корню (B. Cornu) пишет «Мы присутствуем при рождении «новой профессии» - профессии «Учителя XXI века» [9, с. 18].

Поэтому большое внимание в последнее время уделяется формированию педагогической картины мира.

Понятие «педагогическая картина мира» достаточно многогранно и предполагает формирование основ профессионального мировоззрения педагогов, их ценностных ориентаций, связанных с профессией, профессиональной мотивации, а так же соблюдение профессиональных норм и образцов поведения.

В целом, при наличии отдельных трудов по данной теме, и повышенного внимания к формированию картины мира в педагогическом образовании, данная проблема остаётся малоизученной. Так, можно говорить о различных трактовках самого понятия «педагогическая картина мира» в работах Е.Ю. Артемьевой, И.Н. Баловой, Е.Н. Дмитриевой, Г.А. Ястребова и др. Несмотря на это, на сегодняшний день нет единого уточненного определения данного понятия, не разработана его структура. Именно поэтому, в данном исследовании была предпринята по-

пытка теоретически обосновать, разработать и апробировать педагогические условия формирования педагогической картины мира будущих учителей в образовательном процессе вуза. Вследствие этого в исследовании были поставлены следующие задачи:

1. Осуществить теоретический анализ проблемы формирования педагогической картины мира и ее современное состояние.

2. Разработать и апробировать педагогические условия формирования ПКМ будущих учителей в образовательном процессе вуза.

3. Разработать критерии и показатели оценки сформированности педагогической картины мира будущих учителей.

4. Проанализировать практику формирования педагогической картины мира будущих учителей в образовательном процессе вуза.

5. Разработать методические рекомендации по формированию педагогической картины мира будущих учителей в образовательном процессе вуза.

Понятие «педагогическая картина мира» является составной частью наиболее широкого по отношению к нему понятия «картина мира», которая трактуется как система знаний и представлений индивида о существующей реальности, понимание этой реальности через призму индивидуального опыта и соотнесения поведения с внутренними представлениями о нормах той или иной действительности. Такая система складывается из разных отраслей бытовых и научных знаний, интуитивного опыта индивида и состоит из подсистем, каждая из которых имеет социальное значение для человека.

Если в общем понимании картина мира является наиболее концептуальной и представляет собой целостную систему знаний и представлений о мире, то педагогическая картина мира, являясь специфическим профессиональным феноменом, основывается на представлении образа мира различных профессий, которые могут претерпевать изменения и проявляться в различных сочетаниях в сознании индивида.

По мнению Е.Н. Дмитриевой, данное понятие является в современной педагогической науке атрибутом методологии и теории кибернетической педагогики, где его рассматривают как идеальную модель учебно-воспитательного, образовательного процесса, включающего в себя

наиболее общие понятия, принципы и гипотезы комплекса психопедагогики [10].

Исходя из теоретических позиций ряда авторов (Е.Ю. Артемьевой, Е.Н. Дмитриевой) Г.А. Ястребова в статье «Педагогическая картина мира: методологические основы исследования профессиональной концепции учителя» рассматривает профессионально-педагогическую картину мира как целостный образ профессионального педагогического труда, сложившийся на основе чувственного и рационального познания педагогической теории, истории, практики Ее содержанием является совокупность субъективно интерпретированных педагогом объективных профессионально-педагогических ценностей (концептов), определяемая нами как концептосфера (термин академика Д. Лихачева), включенных в контекст его жизнедеятельности и определяющих характер профессионально значимых отношений и поведения [23].

Итак, педагогическая картина мира - целостная система представлений о свойствах и закономерностях педагогической реальности, которые дают целостное ее понимание.

Исходя из сказанного выше, педагогическая картина мира - совокупность внутренних образов педагогической реальности, из которых логическим путем можно получать сведения относительно поведения педагогических объектов.

В данном контексте необходимо рассмотреть понятие педагогической картины мира как интегративное образование, включающее ряд составляющих.

Так, по утверждению И.Ф. Исаева, педагогическая картина мира - это системное образование, включающее в себя ряд структурно-функциональных компонентов [13].

Опираясь на исследования О.Ю. Ханукае-вой [20], Н.Н. Аловой [2], Э.А. Болдуриной [4], можно выделить в структуре педагогической картины мира три компонента: эмоционально-ценностный, деятельностный и личностный.

Такая структура позволяет рассматривать понятие «педагогическая картина мира» с точки зрения инвариативной составляющей (ценностей, этоса, габитуса) и вариативной (субъектного и субъективного опыта индивида), что позволяет более детально разобраться в его сущности.

Эмоционально-ценностный компонент содержит в себе усвоение и принятие ценностей педагогического труда. Прежде чем определить, что понимается под таковыми, следует рассмотреть определение понятия «ценности».

Рассмотрим мнения современных российских учёных-аксиологов Н.С. Розова, В.К. Шохина и М.С. Кагана, которые определяют понятие «ценности» следующим образом:

- ценности - предельные рациональные нормативные основания актов сознания и поведения людей (Н.С. Розов) [17];

- ценности - значимости для кого-то, а не значимости сами по себе (В.К. Шохин) [22];

- ценность - значение данного предмета для субъекта (М.С. Каган) [14].

Большой вклад в изучение понятия ценностей внёс современный исследователь Р.А. Сус-лин, который рассматривал недостатки и достоинства описанных выше подходов и на основе такого анализа сделал попытку выстроить собственное определение ценностей.

Основываясь на понимание понятия «ценности» перечисленными выше авторами, и объединяя точки зрения представителей транс-ценденталистского и натуралистического подходов Р.А. Суслин даёт следующее определение: «Ценность - это предельное значимое основание актов сознания и поведения конкретного индивида» [19, с. 58].

Итак, следуя из определения, можно сделать вывод о том, что ценности - это осознаваемые представления, которые выступают для личности идеальной моделью, основанием выборов и непосредственно задействованы в процесс выбора человеком той или иной стратегии поведения в жизненной ситуации.

В этом определении заложено несколько важных смыслов:

- ценности - это идеалы, к которым человек стремится, с чем соотносит свое поведение и поведение других людей;

- ценности - это то, что определяет выбор, так как в основании практически всех выборов, которые осуществляет человек, лежат ценности.

Еще один важный смысл, заложенный в определении - человек осознает свои ценности. Конечно, в процессе жизнедеятельности мы не сверяем каждый свой шаг с внутренним

ценностным эталоном, но если мы сделаем остановку, задумаемся, то сможем ответить на вопрос, какие ценности стоят за нашим поведением.

В связи с этим педагогические ценности можно определить, как нормы, регламентирующие педагогическую деятельность.

Педагог выступает в качестве субъекта этой деятельности и выполняет эту деятельность, основываясь на осознаваемые им представления о ценностях, которые выступают для него эталоном профессионального поведения. На основе этих ценностей происходит профессиональная идентификация личностью себя как педагога, субъекта педагогической деятельности. На основании этого именно ценностный компонент можно считать наиболее значимым в структуре педагогической картины мира, так как без него невозможно построение двух других компонентов - деятельностного и личностно-творческого. Только осознав и приняв профессиональные ценности, педагог сможет реализовывать свою деятельность, повышать компетентность, творчески подходить к профессии.

Опираясь на изложенные выше мнения, можно сделать вывод о том, что именно педагогические ценности и мера принятия их личностью являются показателем степени педагогической идентичности учителя. В связи с этим необходимо затронуть содержание основных педагогических ценностей и их классификацию в современной педагогике.

Каждая профессиональная группа формирует свой собственный этос: «аффективно окрашенный комплекс ценностей и норм, считающийся обязательным» для представителя определенной профессиональной группы, нормы которой «выражаются в форме предписаний, запрещений, предпочтений и разрешений» и «легитимируются в терминах институциальных ценностей» [17, с. 769].

Профессиональный этос - это многослойная конструкция, которая включает в себя мораль, ценности, нормы [11] и функционирует на уровне профессионального сообщества, задавая определенные правила [16].

Опираясь на изложенные выше мнения, можно сделать вывод о том, что именно педагогический этос, основанный на педагогических

ценностях, и мера принятия их личностью являются показателем степени педагогической идентичности учителя. В связи с этим необходимо затронуть содержание основных педагогических ценностей и их классификацию в современной педагогике.

Анализ работ известных классиков педагогики И.Ф. Исаева [13], С.Г. Вершловского [7], Е.И. Шиянова [21] и современных исследователей Ж.А. Болотовой [5], Ю.В. Костриковой [5], Е.А. Радченко [5], М.Н. Рахманова [5], Т.Ю. Ка-тричевой [15], показал, что классифицируя педагогические ценности, можно выстроить определенную иерархию (рис. 1).

Первая группа ценностей - социально-педагогические - включает те ценности, которые приняты обществом и предъявляются к педагогической деятельности «извне», требования общества (общественная значимость профессии, психолого-педагогические знания, нормы общения, любовь к детям, образцы поведения, педагогический такт и др.).

Вторая группа ценностей - профессионально-групповые - те ценности, которые приняты в конкретном профессиональном сообществе, образовательном учреждении (профессиональное развитие, саморазвитие, нормы общения с коллегами и учениками, ценностное отношение к профессиональным традициям и обычаями).

И третья группа - личностно-педагогические ценности предполагает ценностное «Я» учителя, в котором отражены индивидуальные цели педагогической деятельности, профессиональная мотивация, идеалы и установки профессионального мировоззрения, составляющие в совокупности систему профессионально-ценностных ориентаций педагога.

Данная классификация отражает иерархию ценностей по вертикали, но чтобы раскрыть их смысл, следует группы и подгруппы ценностей аксиологического «Я» учителя.

С этой точки зрения следует рассмотреть классификацию И.Ф. Исаева, который подраз-

личностно-педагогические

профессионально-групповые

социально-педагогические

Рисунок 1 - Иерархия педагогических ценностей

делил педагогические ценности на две группы: самодостаточные и инструментальные. К самодостаточным автор отнес ценности-цели. Это ценности, выступающие в качестве доминирующей аксиологической функции в системе других педагогических ценностей, т. к. в них отражен основной смысл формирования профессионально-педагогической культуры учителя (самостоятельная педагогическая деятельность, творческая самореализация в профессии, социальная значимость профессии, возможность самоутверждения, любовь и привязанность к детям, саморазвитие и др).

Осуществляя поиск путей реализации ценностей-целей, педагог прибегает к другой группе ценностей, которые носят название «ценности-средства». Среди таковых можно выделить три группы ценностей - ценности-знания, ценности-качества и ценности-отношения (Табл. 1).

Итак, ценности-знания представляют собой эталоны профессионального развития учителя; ценности-качества - такая система личностных свойств, которая обеспечит осуществление педагогической деятельности учителем; ценности-отношения - отношения учителей к собственной профессиональной деятельности, к себе, к учащимся, к коллегам.

Таким образом, одним из компонентов педагогической картины мира являются педагогические ценности, которые определяются как идеалы, на основе которых происходит профессиональная идентификация личностью

себя как педагога, субъекта педагогической деятельности.

Второй компонент в структуре педагогической картины мира - деятельностный (принципы деятельности, образцы деятельности, схемы действий, габитус).

Этот компонент раскрывает деятельност-ный характер, способы и приемы взаимодействия участников образовательного процесса, культуру общения, использование педагогической техники, информационных и образовательных технологий, способность действовать в различных ситуациях профессиональной деятельности согласно принятым в педагогическом сообществе правилам и нормам [4].

В этом контексте можно рассмотреть понятие habitus (габитус), определяемое как система диспозиций, «прочных приобретенных пред-расположенностей», порождающих и структурирующих социальную практику агента и его представления [8].

Габитус - организационный принцип действия; целостная система диспозиций восприятия, оценивания, классификации и действий индивида, результат опыта и интериоризации [6].

Таким образом, деятельностный компонент в структуре педагогической картины мира предполагает наличие способности действовать в различных ситуациях профессиональной деятельности согласно принятым в педагогическом сообществе правилам и нормам (организационный принцип действий индивида, результат опыта и интериоризации), определяется уровнем

Таблица 1 - Классификация педагогических ценностей

Ценности-цели Ценности-средства

ценности-знания ценности-качества ценности-отношения

- готовность к самостоятельной профессиональной деятельности; - обретение профессионально-педагогической компетентности; - творческий характер труда, престижность, социальную значимость; - возможность самоутверждения и личностного развития; - любовь и привязанность к детям. - психолого-педагогические знания, связанные с профессией «учитель»; - психолого-педагогические знания о природе профессиональной компетентности учителя; - психолого-педагогические знания об особенностях компетентного осуществления педагогической деятельности. - педагогические способности; - индивидуально- личностные характеристики; - креативность - отношение к собственной профессиональной деятельности и профессии; - отношение к себе; - отношение к окружающим.

педагогического мастерства, предполагающих развитие общих и специальных компетенций.

Второй компонент в структуре педагогической картины мира - деятельностный. Этот компонент в структуре педагогической картины мира предполагает наличие способности действовать в различных ситуациях профессиональной деятельности согласно принятым в педагогическом сообществе правилам и нормам, определяется уровнем педагогического мастерства и педагогической культуры, предполагающих развитие общих и специальных компетенций, а так же личностные качества специалиста.

И третьим компонентом педагогической картины мира можно считать личностный, который предполагает творческую самореализацию в профессиональной деятельности, педагогическую позицию учителя, которая соотносится им с позицией профессионального сообщества; умение творчески, неординарно решать педагогические задачи.

Данный компонент предполагает субъектный опыт как опыт профессиональной дея-

тельности на основе присвоенных ценностей, смыслов; принципов деятельности, образцов деятельности.

В этом смысле важнейшей функцией педагогической картины мира являются адаптация и включение в структуру субъектного опыта профессионального компонента педагога в его непосредственной согласованности с общей картиной мира.

Обобщая вышесказанное, можно представить современное понимание педагогической картины мира в виде следующей иерархии (рис. 2).

Таким образом, только приобретая личный опыт поведения, индивид осваивает педагогические ценности и образцы деятельности, принятые в педагогическом сообществе, и результатом освоения этого опыта является формирование педагогической личности.

Обобщая понимание педагогической картины мира в современной научной литературе, можно утверждать, что она является интегра-тивным образованием, включающим в себя

Эмоцпонильно-ценностный компонент (педагогические ценности п педагогический этос)

Деятельностный компонент

(принципы деятельности, образны деятельности, схемы действий, габитус)

>

Личностный компонент

(ИНДИВИД как социальный агент и его субъектный ОПЫТ)

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КАРТИНА МИРА - интегративное образование, включающее в себя ряд структурно-функциональных компонентов: эмоционально-ценностный, деятельностный и личностный,

овладение каждым из которых осуществляется последовательно и формирует целостное понимание и приятие педагогической реальности, свойственное педагогической личности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЛИЧНОСТЬ как качественное образование, возникшее у педагога в результате освоение им закономерностей педагогического процесса, результат опыта и творчества, профессионального общения и профессиональной рефлексии, профессионального поиска и анализа достигнутого

Рисунок 2 - Современное понимание термина «Педагогическая картина мира»

Сагитдинова Т.К.

ряд структурно-функциональных компонентов: эмоционально-ценностный, деятельностный и личностный, овладение каждым из которых осуществляется последовательно и формирует целостное понимание и приятие педагогической реальности, свойственное педагогической личности.

По моему мнению, ценностный компонент можно считать наиболее значимым в структуре педагогической картины мира, так как педагог выступает в качестве субъекта деятельности и выполняет эту деятельность, основываясь на осознаваемых им представлениях о цен-

ностях, которые выступают для него эталоном профессионального поведения. На основе этих ценностей происходит профессиональная идентификация личностью себя как педагога, субъекта педагогической деятельности. Без этого компонента невозможно построение двух других компонентов - деятельностного и личностно-творческого. Только осознав и приняв профессиональные ценности, педагог сможет реализовывать свою деятельность, повышать компетентность, творчески подходить к профессии.

27.12.2018

Список литературы:

1. Cornu B. Le nouveau métier d'enseignant. - Paris : La documentation française, 2004.

2. Алова Н.Н. Структура педагогической культуры преподавателя профессионального лицея // Современные проблемы науки и образования. - 2013. - №2.

3. Артемьева, Е.Ю. Психология субъективной семантики / Е.Ю. Артемьева. М., 1980.

4. Болдурина Э.А. Педагогические условия формирования профессиональной культуры студентов // Вестник Южно-Уральского государственного университета. - 2010. - №7. - С. 153-155

5. Болотова Ж.А., Кострикова Ю.В., Радченко Е.А., Рахманова М.Н. Ценности педагогической деятельности // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2016. - № 1-2. - С. 257-259.

6. Бурдье П. Структура, габитус, практика // Журнал социологии и социальной антропологии. - 1998. - № 2 // [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: http://www.old.jourssa.ru/1998/2/4bourd.html/.

7. Вершловский С.Г. Особенности социально-профессиональных ориентаций учителей // Развитие социально-профессиональной активности учителей на разных этапах деятельности: Сб. науч. тр. - М.: Изд-во АПН СССР, 1990. - С. 5-24.

8. Глушко И.В. Осмысление феномена социальных практик и возможностей их развития // Общество: философия, история, культура. - 2011. - № 1-2. - С. 32-36.

9. Гордиенко Н.Е. Профессионализм и компетентность в системе высшего педагогического образования Франции: Учебное пособие. - Коломна: МГОСГИ, 2013. - 92 с.

10. Дмитриева, Е.Н. Смысловая парадигма как основа совершенствования профессиональной подготовки педагогов в вузе: авто-реф. дис. д-ра пед.наук / Е. Н. Дмитриева. Н. Новгород, 2004.

11. Дроботенко Ю.Б. Изменение этоса педагогической профессии в современных социокультурных условиях // Наука о человеке: гуманитарные исследования. 2016. №1 (23). С. 170-178.

12. Заслаская О.В., Жирких Н.Г. Профессиональная личность педагога: трактовки и гипотезы // Ученые записки Орловского государственного университета. - 2017. - №2. - С. 236-241.

13. Исаев И.Ф. Теория и практика формирование профессиональной педагогической культуры преподавателей высшей школы.

- М., - 1993. - 219 с.

14. Каган М.С. Философская теория ценности. СПб.: Петрополис, 1997. -205 с.

15. Катричева Т.Ю. Проблема классификации педагогических ценностей // Успехи современного естествознания. - 2004. - № 7. - С. 119-120.

16. Макарова Н.С. Изменение представлений об этосе учительского сообщества в содержании педагогического образования // Интернет-журнал «Мир науки» 2016, Том 4, номер 6 http://mir-nauki.com/PDF/65PDMN616pdf (доступ свободный).

17. Мертон Р. Социальная теория и социальная структура. - М.: АСТ, 2006.

18. Розов Н.С. Ценности в проблемном мире: философские основания и социальные приложения конструктивной аксиологии (Россия, г.Новосибирск, 20 января 2012 г.) // [Электронный ресурс]. URL: http://filosof.historic.ru/books/item/ f00/s01/z0001097/ st000.shtml

19. Суслин Р.А. Критический анализ классических концепций понимания термина «ценность» // Гуманитарный вектор. Серия: Философия, культурология. - 2014. - №2. - С. 50-58.

20. Ханукаева О.Ю. Формирование профессиональной культуры будущих специалистов финансовой сферы в учреждениях среднего профессионального образования: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / Ханукаева, Ольга Юрьевн - Ульяновск, 2011.

- 275 с.

21. Шиянов Е.И. Гуманизация педагогического образования: состояние и перспективы. - М., Ставрополь, 1991.

22. Шохин В. К. Философия ценностей и ранняя аксиологическая мысль: монография. М.: РУДН. 2006. - 457 с.

23. Ястребова Г.А. Педагогическая картина мира: методологические основы исследования профессиональной концепции учителя // Методологические проблемы педагогики. - 2006. - С. 3-8.

References:

1. Cornu B. Le nouveau métier d'enseignan [The new teaching profession]. Paris: La documentation française, 2004.

2. Alova N.N. The structure of the pedagogical culture of the teacher of professional lyceum. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya [Modern problems of science and education], 2013, no. 2.

3. Artemyeva, E.Yu. Psihologiya sub"ektivnoj semantiki [Psychology of subjective semantics]. Moscow, 1980.

4. Boldurina E.A. Pedagogical conditions of the formation of students' professional culture. Vestnik YUzhno-Ural'skogo gosudarstvennogo universiteta. [Bulletin of the South Ural State University], 2010, no.7, pp. 153-155.

5. Bolotova Zh.A., Kostrikova Yu.V., Radchenko Ye.A., Rakhmanova M.N. Values of pedagogical activity. Mezhdunarodnyj zhurnal prikladnyh ifundamental'nyh issledovanij [International Journal of Applied and Basic Research], 2016, no. 1-2, pp. 257-259.

6. Bourdieu P. Structure, habitus, practice. Zhurnal sociologii i social'noj antropologii [Journal of Sociology and Social Anthropology], 1998, no. 2 Available at: http://www.old.jourssa.ru/1998/274bourd.html/. (Accessed 21 November 2018).

7. Vershlovsky S.G. Features of the socio-professional orientations of teachers. Razvitie social'no-professional'noj aktivnosti uchitelej na raznyh ehtapah deyatel'nosti [The development of the socio-professional activity of teachers at different stages of activity]. Moscow, Publishing house of the USSR Academy of Pedagogical Sciences, 1990, pp. 5-24.

8. Glushko I.V. Understanding the phenomenon of social practices and opportunities for their development. Obshchestvo: filosofiya, istoriya, kul'tura [Society: philosophy, history, culture], 2011, no. 1-2, pp. 32-36.

9. Gordienko N.E. Professionalizm i kompetentnost' v sisteme vysshego pedagogicheskogo obrazovaniya Francii: Uchebnoe posobie [Professionalism and competence in the system of higher pedagogical education in France: Textbook]. Kolomna, MSRSHI, 2013, 92 p.

10. Dmitrieva E.N. Semantic paradigm as the basis for improving the training of teachers in high school. Extended abstract of Doctor's thesis. N. Novgorod, 2004.

11. Drobotenko Y.B. The alteration of the ethos of teaching profession in modern sociocultural conditions. Nauka o cheloveke: gumanitarnye issledovaniya [Science of Man: Humanitarian Studies], 2016, no 1, pp. 170-178. DOI 10.17238/issn1998-5320.2016.23.170

12. Zaslaskaya O.V., Zhirkih N.G. Professional personality of the teacher: interpretations and hypotheses. Uchenye zapiski Orlovskogo gosudarstvennogo universiteta [Scientific notes of the Oryol State University], 2017, no 2, pp. 236-241.

13. Isaev I.F. Teoriya ipraktikaformirovaniyaprofessional'nojpedagogicheskoj kul'turyprepodavatelej vysshej shkoly [Theory and practice of the formation of professional pedagogical culture of higher schoolteachers]. Moscow, 1993, 219 p.

14. Kagan M.S. Filosofskaya teoriya cennosti [The philosophical theory of value]. Saint Petersburg, Petropolis, 1997, 205 p.

15. Katricheva T.Yu. The problem of the classification of pedagogical values Uspekhi sovremennogo estestvoznaniya [Successes of modern natural science]. 2004, no 7, p. 119-120.

16. Makarova N.S. Changing ideas about the ethos of the teaching community in the content of pedagogical education. Mir nauki [World of Science], 2016, vol. 4, no 6. Available at: http://mir-nauki.com/PDF/65PDMN616pdf.

17. Merton R. Social'naya teoriya i social'naya struktura [Social Theory and Social Structure], Moscow, AST, 2006.

18. Rozov N.S. Cennosti vproblemnom mire: filosofskie osnovaniya i social'nyeprilozheniya konstruktivnoj aksiologii [Values in the problem world: philosophical foundations and social applications of constructive axiology], 2012. Available at: http://filosof.historic.ru/books/item/ f00/s01/z0001097/st000.shtml

19. Suslin R.A. Critical analysis ofthe classical concepts of understanding the term "value". Gumanitarnyj vektor. Seriya: Filosofiya, kul'turologiya. [Humanitarian vector. Series: Philosophy, Cultural Studies], 2014, no 2, pp. 50-58.

20. Hanukayeva O. Yu. Formation of professional culture of future specialists in the financial sector in institutions of secondary vocational education. Candidate's thesis, Ulyanovsk, 2011, 275 p.

21. Shiyanov E.I. Gumanizaciya pedagogicheskogo obrazovaniya: sostoyanie i perspektivy [Humanization of pedagogical education: state and prospects], Stavropol, 1991.

22. Shokhin V. K. Filosofiya cennostej i rannyayaaksiologicheskaya mysl': monografiya [The philosophy of values and early axiological thought: a monograph]. Moscow, RUDN, 2006, 457 p.

23. Yastrebova G.A. Pedagogical worldview: the methodological basis of the study of the professional concept of a teacher. Metodologicheskie problemypedagogiki [Methodological problems of pedagogy], 2006, pp. 3-8.

Сведения об авторе

Сагитдинова Танзиля Камилевна, старший преподаватель кафедры германо-романской филологии Института языка и литературы Северо-Казахстанского государственного университета им. М. Козыбаева

E-mail: a_tanzilya@mail.ru

150000, г. Петропавловск, ул. Пушкина, 86

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.