Научная статья на тему 'Педагогические условия формирования общих компетенций у студентов-экологов в учреждениях среднего профессионального образования'

Педагогические условия формирования общих компетенций у студентов-экологов в учреждениях среднего профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
191
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КОМПЕТЕНЦИЯ / ОБЩИЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ И КОМПЕТЕНЦИЯ / МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Голохвастова Елена Юрьевна

В статье рассмотрены педагогические условия формирования общих компетенций у студентов-экологов в учреждениях среднего профессионального образования. На основании теоретического анализа определено понятие экологической компетентности в интересах устойчивого развития. Разработана модель формирования общих компетенций у студентов-экологов в учреждениях СПО, сформулированы педагогические условия формирования экологической компетентности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Голохвастова Елена Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Педагогические условия формирования общих компетенций у студентов-экологов в учреждениях среднего профессионального образования»

1. необходимо целевое выделение в бюджетах вузов средств для финансирования программ мобильности, реализуемых в рамках прямого межвузовского сотрудничества, хотя бы на первых этапах этой деятельности;

2. культивировать в вузах гибкие образовательные траектории, разрабатывать механизмы признания и перезачета дисциплин и периодов обучения в других вузах, в том числе, и российских;

3. развивать систему информирования студентов и преподавателей вузов о возможностях и проблемах, связанных с академической мобильностью;

4. создавать инфраструктуру социальной и культурной поддержки и адаптации иностранных студентов;

5. успешное развитие академической мобильности в вузе зависит от ее финансирования. Нужно привлекать средства, для чего необходимо организовать в вузе работу по поиску грантов, программ кредитования и субсидирования мобильности. Нужен активный фандрай-зинг - поиск и анонсирование грантов, оказание помощи студентам и преподавателям в написании заявок на гранты;

6. нужен механизм содействия трудоустройству иностранных студентов, с предоставлением им возможности работать в период обучения и трудоустраиваться на российские предприятия после прохождения полного курса обучения.

Е.Ю. Голохвастова

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩИХ КОМПЕТЕНЦИЙ У СТУДЕНТОВ-ЭКОЛОГОВ В УЧРЕЖДЕНИЯХ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация: в статье рассмотрены педагогические условия формирования общих компетенций у студентов-экологов в учреждениях среднего профессионального образования. На основании теоретического анализа определено понятие экологической компетентности в интересах устойчивого развития. Разработана модель формирования общих компетенций у студентов-экологов в учреждениях СПО, сформулированы педагогические условия формирования экологической компетентности.

Ключевые слова: компетенция, общие компетенции, экологическое образование, экологическая компетентность и компетенция, модель формирования экологической компетентности, педагогические условия.

Сегодня в мировой и отечественной педагогике начинает складываться новое стратегическое направление, которое получило название «образование в интересах (для) устойчивого развития» (ОУР) [5]. Его основная цель состоит в изменении существующего массового сознания людей, переориентировании их на сохранение универсальных ценностей жизни, в обучении тому, как, не выходя за рамки правового поля, находить компромисс в ситуациях, в которых вступают в конфликт экономическая выгода и экологическая целесообразность, личные потребительские запросы и общественные интересы.

В исследованиях, посвященных проблематике образования в интересах устойчивого развития, подчеркивается, что это не альтернатива существующему экологическому образо-

© Голохвастова Е.Ю., 2014

ванию, это его новая ступень, с переходом на которую оно приобретает статус - экологическое образование в интересах устойчивого развития (ЭОУР). Но при этом экологическое образование претерпевает существенные изменения, которые связаны с углублением его правовой и культурологической составляющих, с созданием в образовательных учреждениях активной экокультурной среды, с усилением деятельностной стороны эколого-образова-тельного процесса. Экологическое образование должно обрести опережающий характер и перейти:

- от парадигмы «знания-умения-навыки» к формированию у молодежи экологической компетенции и готовности жить в малопредсказуемом будущем мире;

- от экологической грамотности к умениям проектирования своей деятельности в окружающей среде с учетом ее экологических последствий;

- от описания и объяснения современных экологических проблем к предвидению, моделированию и прогнозированию возможных экологических ситуаций и упреждению их негативных последствий;

- от экологических проблем среды к экологии человека, его культуре, здоровью и безопасности жизнедеятельности [2].

Соответственно, основными задачами профессионального экологического образования в интересах устойчивого развития следует считать разработку и совершенствование междисциплинарных учебных тем, необходимых для включения в традиционные учебные дисциплины, и выработку у студентов таких качеств, как социальная ответственность, инициативность, способность формулировать проблемы и искать пути их решения, а также терпимость к альтернативным суждениям [4].

Решение указанных стратегических задач напрямую связано с созданием эффективной системы образования человека в течение всей его жизни. Тенденция непрерывности образования как основополагающий, ведущий принцип его развития и ценностный фактор каждого индивида предусматривает воспитание человека нового типа, который в динамически меняющихся социально-экономических условиях сможет активно жить и действовать, внося максимальный вклад и в саморазвитие и в самореализацию и в развитие общества, его прогрессивное обновление. Развитие личности рассматривается при этом как непрерывный процесс, ориентирующий учебно-познавательную деятельность не только на усвоение знаний, но и на активное преобразование окружающего мира [1].

Как полагают большинство исследователей проблематики экологического образования в интересах устойчивого развития, методологической основой его построения и важнейшим инструментом практической реализации является компетентностный подход. В отечественной научно-педагогической литературе идет его активное обсуждение в связи с глобализацией и интернационализацией образования. Разработке методологических оснований и практической реализации компетентностного подхода посвящен большой пласт исследований отечественных и зарубежных ученых (В.И. Байденко, Э.Ф. Зеер, И.А. Зимняя, Ю.Г. Татур, А.В. Хуторской, Дж. Равен, В. Хутмахер и др.). В процессе дискуссий постепенно вырабатываются общие позиции относительно его категориального аппарата, классификации компетенций, дидактических и методических аспектов воплощения в образовательную практику. Его фундаментальные понятия - «компетенция» и «компетентность». При этом компетенция рассматривается как готовность к какому-либо виду деятельности, а компетентность - как актуализированная на практике компетенция. Компетентность выступает как деятельностная характеристика индивида и включает его личностные качества. Вне ситуации и деятельности она не проявляется [3].

В условиях экологического кризиса, поиска оптимальных способов взаимодействия человека с природой, позитивного решения современных экологических проблем возрастает потребность формирования у каждого члена общества экологического сознания и культуры. Переход к компетентностной образовательной парадигме указывает на необходимость подготовки специалистов-экологов качественно иного уровня. Выпускнику-экологу среднего профессионального образовательного учреждения необходимо обладать определенным набором ключевых (базовых, общеобразовательных) компетенций. К наиболее значимым отнесены политические и социальные, межкультурные, коммуникативные, информационные, способность к самосовершенствованию в профессиональном и личностном планах.

Экологическую компетентность можно определить как интегративное качество личности студента, которое может быть раскрыто через общекультурную, специальную и социально-личностную компетенции. Она предполагает наличие совокупности интегрированных знаний, умений и убеждений, а также личностных качеств, позволяющих эффективно проектировать и осуществлять профессиональную деятельность. На наш взгляд, центральным компонентом экологической компетентности является экологическая культура личности. Категория «культура» рассматривается как степень индивидуального развития человека, а экологическая культура - это личностное качество, отражающее степень развития экологического сознания человека, уровень владения системой экологических знаний и его умение осуществлять взаимодействие с природой во всех его видах и формах. Таким образом, общекультурная компетенция раскрывается через развитие экологической культуры, которая определяется сформированностью экоцентрического экологического сознания, знаний экологии и владением способами природосообразного действия.

Специальная компетенция определяет высокий профессиональный уровень педагогической деятельности и включает не только наличие определенных знаний по теории и методике экологического образования, но и умение применять их на практике. Социально-личностная компетенция связана с владением приемами творческого самовыражения и коммуникации, наличием способности самостоятельно эффективно организовывать свою профессиональную деятельность, самостоятельно принимать решения, видеть проблему.

Теоретический анализ проблемы исследования и обоснование ее предпосылок позволили создать и апробировать модель формирования общих компетенций у студентов-экологов в учреждениях среднего профессионального образования. Она межпредметна по своей сути и представляет собой целостную педагогическую систему (см. рис.).

Формирование общих компетенций у студентов-экологов в учреждениях среднего профессионального образования (СПО) связано с рядом педагогических условий. Первое ориентирует учебный процесс на приближение учебной деятельности к предметным и социальным условиям будущей профессиональной деятельности. Введение данного условия было вызвано необходимостью решения характерной проблемы ценностно-ориентирующего обеспечения традиционного образовательного процесса, которая выражается в слабой эколого-педагогической ориентированности учебных курсов, направленных на подготовку студентов к формированию начал экологической культуры у студентов, а также в концентрации педагогических целей не на будущей профессиональной деятельности, а на непосредственных результатах обучения - усвоении сведений, понятий и т.п. Кроме того, данное условие основано на принципе культуросообразности; его соблюдение призвано поддерживать баланс между изучением глобальных, региональных и локальных аспектов экологического образования.

Принципы: экогуманизма, природосообразности, культуросообразности

Результат: сформированность общих компетенций на оптимальном, допустимом или недопустимом уровне

Рис.1. Модель формирования общих компетенций у студентов-экологов в учреждениях СПО в условиях устойчивого развития

Подходы: компетентностный, системный, технологический

Следующее условие предполагает организацию активной практической деятельности студентов в профессиональной сфере на основе накопленного опыта решения экологических задач. Студенты должны активно использовать потенциал педагогической практики как модели реальной профессиональной деятельности в области экологического образования для того, чтобы применить полученные в ходе теоретического обучения знания и умения. Это условие обосновало необходимость разработки и внедрения специфических заданий для студентов на период педагогической практики: анализ экологически развивающей среды по предложенному плану; проведение природоведческого эксперимента; создание экологической тропинки и организация работы на ней; составление картотеки научно-методической литературы по вопросам экологии и т.п.

Важным условием, на наш взгляд, следует считать преобладание интерактивных форм и методов обучения в учебном процессе. В сочетании с традиционными формами при апробации модели использовались лекции-конференции, деловые игры, конкурсы, диспуты и т.п., что обеспечивало развитие творческого мышления, способности к самоуправлению и организации собственной деятельности, создавая, таким образом, предпосылки для развития самостоятельности и активности каждого члена группы.

Для повышения эффективности реализации модели формирования общих компетенций у студентов-экологов в учреждениях СПО в условиях устойчивого развития предлагается использовать интегрированный дидактический комплекс, в котором значимые позиции занимает диагностическая методика по определению уровня сформированности общих компетенций у студентов-экологов, а именно: авторская карта развития данного качества. В карте развития в качестве показателей сформированности общих компетенций выступают: развитость эко-центрического экологического сознания, владение способами природосообразного поведения, знание основ экологии, сформированность профессиональных знаний, умений, навыков и развитость профессионально значимых качеств личности (способности к творчеству, работоспособности, коммуникабельности и способности к самоуправлению в процессе профессиональной деятельности).

Библиографический список

1. Актуальные проблемы непрерывного профессионального образования: сб. науч. трудов. - Тольятти, 2010.

2. Захлебный А.Н., Дзятковская Е.Н. Развитие общего экологического образования в России на современном этапе // Россия в окружающем мире. - М.: МНЭПУ, 2008.

3. Зеер Э.Ф. Модернизация профессионального образования: компетентностный подход: учеб. пособие / Э.Ф. Зеер [и др.]. - М., 2005.

4. Марфенин Н.Н., Попова Л.В. Экологическое образование в интересах устойчивого развития // Россия в окружающем мире: 2005: аналитический ежегодник. - М.: МодусК - Этерна, 2006. -С. 19-58.

5. Стратегия образования в интересах устойчивого развития: материалы 57-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН. - М., 2005.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.