УДК 377.5
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩИХ КОМПЕТЕНЦИЙ У СТУДЕНТОВ-ЭКОЛОГОВ
Е.Ю. Голохвастова
Тольяттинский государственный университет 445667, г. Тольятти, ул. Белорусская, 14 E-mail: [email protected]
Представлена совокупность общих компетенций студентов-экологов в учреждениях среднего профессионального образования. Обоснована необходимость организации педагогического процесса, ориентированного на формирование общих профессиональных компетенций у обучающихся. Сформулировано собственное определение компетенции, выделены некоторые из общих компетенций, формируемые в результате освоения дисциплин по направлению «Рациональное использование природохозяйственных комплексов» ФГОС СПО 3-го поколения. Разработаны критерии и диагностический инструментарий, позволяющие контролировать процесс формирования у студентов общих компетенций. Представлены результаты исследования по уровню сформированности понимания социальной значимости своей будущей профессии, проявлению устойчивого интереса к ней у студентов-экологов. Предложен учебно-методический курс «Основы экологии и природопользования», направленный на формирование общих компетенций у студентов-экологов в учреждениях СПО. Рассматриваются итоги педагогического эксперимента по определению эффективности разработанной технологии формирования общих компетенций у студентов-экологов.
Ключевые слова: общие компетенции, экологическое образование, студенты-экологи, экспериментальное исследование.
Актуальность формирования общих компетенций будущих техников-экологов обусловлена необходимостью качественной подготовки специалистов среднего звена в области охраны окружающей среды. Анализ опыта работы по новому ФГОС свидетельствует об имеющихся противоречиях в организации педагогического процесса:
- между потребностью современного общества в личности, владеющей общими профессиональными компетенциями, способной адаптироваться на рынке труда, - и традиционным содержанием, технологиями образования, не позволяющими в полной мере сформировать необходимый уровень подготовки специалиста;
- между необходимостью организации педагогического процесса, ориентированного на формирование общих профессиональных компетенций у обучающихся, -и недостаточного теоретического обоснования, конкретных практических рекомендаций по реализации основных положений ФГОС в профессиональных образовательных учреждениях СПО. Данное противоречие усугубляется по причине отсутствия или незначительного количества в образовательных учреждениях современных учебных пособий, разработанных в соответствии с ФГОС;
- между необходимостью оценки сформированности компетенций - и неразработанностью контрольно-оценочных средств.
Задачи экологического образования наиболее эффективно могут быть реализованы в рамках компетентностного подхода, который признан одним из стратегических направлений модернизации российского образования.
Елена Юрьевна Голохвастова, аспирант кафедры педагогики и методики преподавания.
К вопросам внедрения компетентностного подхода в образовании обращались такие авторы, как Э.Ф. Зеер [1, с. 9-10], И.А. Зимняя, А.В. Хуторской [2, с. 58-64].
Анализ подходов в работах специалистов к вопросам определения понятия компетенции показывает их неоднозначность.
Внутри компетентностного подхода в образовании выделяются два ключевых понятия: компетенция и компетентность. В литературе встречаются разные точки зрения на соотношение этих понятий [3].
По мнению одних, компетенция представляет собой способность к реализации знаний, умений и качеств личности в процессе деятельности; другие подчеркивают когнитивную сущность этого понятия и отделяют его от «компетентности».
Так, И.А. Зимняя указывает, что компетентность всегда есть актуальные проявление компетенции и основанный на компетентности подход характеризуется усилением собственно прагматической и гуманистической направленности образовательного процесса [4].
Э.Ф. Зеер определяет компетентность как «...целостную и систематизированную совокупность обобщенных знаний», а компетенцию - как «обобщенный способ действий, обеспечивающих продуктивное выполнение профессиональной деятельности, т. е. способность человека на практике реализовывать свою компетентность» [1, с. 44-46].
Анализ различных трактовок позволяет сделать следующий вывод: компетенция - это способность личности применять знания и навыки в какой-либо области, а компетентность - это интеграция индивидуальных качеств личности, специальных знаний, умений, опыта и потенциальных возможностей, необходимых для эффективной профессиональной деятельности. Наконец, компетенция включает в себя ценностно-мотивационный аспект, который определяет формирование мотива деятельности, личностного отношения к ней и выполнение этой деятельности в соответствии с ценностными ориентациями и убеждениями субъекта.
С опорой на эти рассуждения нами было сформулировано собственное определение компетенции - взаимосвязь личностно значимых характеристик индивида (знаний, навыков, умений, способностей, качеств, опыта и т. д.), способствующих выполнению им определенного вида деятельности, которая обусловлена конкретным мотивом и целями. При этом компетенция является динамично развивающимся качеством, которое постоянно обогащается за счет опыта познавательной, коммуникативной и практической деятельности. Выпускнику-экологу среднего профессионального образовательного учреждения необходимо обладать определенным набором общих компетенций.
Показателями качества подготовки техников-экологов выступают в таком случае общие и профессиональные компетенции и компетентность, которые являются интегральными характеристиками личности.
Для оценки уровня сформированности общих компетенций были разработаны критерии и диагностический инструментарий, позволяющие контролировать процесс формирования у студентов-экологов этих компетенций и проводить коррекцию. В статье рассматриваются результаты экспериментального исследования эффективности формирования общих компетенций у студентов-экологов на базе техникума.
Общие компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплин по направлению «Рациональное использование природохозяйственных комплексов» в учреждениях среднего профессионального образования, приведены согласно ФГОС СПО 3-го поколения [5] в таблице.
Общие компетенции студентов-экологов, формируемые в учреждениях среднего профессионального образования
Код компетенции Характеристика компетенции
ОК-1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК-2 Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК-3 Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК-4 Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, для профессионального и личностного развития.
ОК-5 Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК-6 Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК-7 Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.
ОК-8 Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК-9 Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
В нашем исследовании рассматриваются две из девяти общих компетенций, а именно: ОК 1 - понимание сущности и социальной значимости своей будущей профессии, проявление к ней устойчивого интереса; ОК 4 - осуществление поиска и использования информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
Наше исследование было направлено на обобщение опыта работы по формированию общих компетенций у студентов-экологов в учреждениях среднего профессионально образования и проходило в три этапа.
Опытно-экспериментальная работа была проведена в 2012-2014 гг. на базе ГБОУ СПО «Тольяттинский техникум производственных технологий» (г. Тольятти) со студентами 1-го и 2-го курсов по специальности «Рациональное использование приро-дохозяйственных комплексов».
На этапе непосредственно организации опытно-экспериментальной работы согласно сформулированным целям и задачам было выбрано 2 группы студентов, которым было предложено принять участие в эксперименте. Часть респондентов сформировала контрольную группу - студенты 2-го курса, другая стала экспериментальной группой - студенты 1-го курса.
В ходе констатирующего эксперимента, который проводился в период 20122013 гг., выявлялся начальный уровень сформированности общих компетенций в соответствии с выделенными критериями и показателями. Этот этап эксперимента был направлен на определение исходного уровня сформированности понимания социальной значимости будущей профессии, обладания мотивацией к выполнению профессиональной деятельности. Решение данной задачи осуществлялось в соответствии с разработанными уровнями и критериями и с привлечением методик, позволяющих диагностировать сформированность каждого критерия общей компетенции. Формирование общих компетенций у студентов-экологов основано на единстве и целостности трех критериев: мотивационного, когнитивного и деятельностного.
Изучение мотивационного критерия сформированности ОК-1 проводилось по методике А.А. Реан и В.А. Якунина в модификации Н.Ц. Бадмаевой с целью изучения мотивации учебной деятельности студентов. Были определены мотивы, лежащие в основе мотивации учебной деятельности студентов-экологов. Анализ результатов тестирования студентов позволяет констатировать, что по всем шкалам учебной мотивации у студентов контрольной (КГ) и экспериментальной (ЭГ) групп имеются одинаковые показатели по результатам тестирования. Это говорит о том, что мотива-ционная направленность у той и другой группы выражена одинаково.
Изучение когнитивного критерия сформированности ОК-1 проводилось по методике на выявление уровня экологической образованности. Измерение уровня сформированности экологической образованности позволяет оценить уровень знаний по экологии у студентов-экологов.
Полученные результаты показали: высокий уровень экологической образованности преобладает у 35 % респондентов КГ и 25 % ЭГ, средний уровень - у 27,5 % КГ и 30 % ЭГ, низкий уровень, трудности в переобучении - у 25 % КГ и 30 % ЭГ.
Изучение деятельностного критерия сформированности ОК-1 проводилось по методике «Диагностика стратегий достижения цели», направленной на определение основных стратегий в процессе реализации деятельностной цели. Полученные результаты показали: низкий уровень преобладает у 25 % респондентов КГ и 25 % ЭГ, средний - у 52,5 % КГ и 55 % ЭГ, высокий - у 22,5 % КГ и 20 % ЭГ.
Изучение мотивационного критерия сформированности ОК-4 проводилось по методике «Диагностика мотивации достижения» (А. Мехрабиан), предназначенной для диагностики двух обобщенных устойчивых мотивов личности: мотива стремления к успеху и мотива избегания неудачи. Полученные результаты показали: мотив стремления к успеху выражен у 62,5 % респондентов КГ и 67,5 % ЭГ, мотив избегания неудачи наблюдается у 37,5 % (15 чел.) КГ и 32,5 % (13 чел.) ЭГ.
Изучение когнитивного критерия сформированности ОК-4 проводилось по методике «Исследование быстроты мышления», которая позволяет определить темп выполнения ориентировочных и операциональных компонентов мышления или, другими словами, быстроту мышления и подвижность нервных процессов. Полученные результаты показали: низкая быстрота мышления и подвижность нервных процессов выражены у 22,5 % (9 чел.) КГ и 20 % (8 чел.) ЭГ; средняя быстрота мышления и подвижность нервных процессов - у 55 % (22 чел.) КГ и 62,5 % (25 чел.) ЭГ; высокая быстрота мышления и подвижность нервных процессов - у 22,5 % (9 чел.) КГ и 17,5 % (7 чел.) ЭГ.
Изучение деятельностного компонента сформированности ОК-4 проводилось по методике «Диагностика параметров самостоятельной деятельности учащихся» с целью выявления и оценки формируемых качеств самостоятельной деятельности. Полученные результаты показали: успеваемость выражена у 22,5 % (9 чел.) КГ и 20 % (8 чел.) ЭГ, мотивация - у 30 % (12 чел.) КГ и 37,5 % (15 чел.) ЭГ, активность - у 45 % (18 чел.) КГ и 42,5 % (17 чел.) ЭГ, организованность - у 32,5 % (13 чел.) КГ и 37,5 % (15 чел.) ЭГ; ответственность - у 20 % (8 чел.) КГ и 20 % (8 чел.) ЭГ, самостоятельность - у 30 % (12 чел.) КГ и 32,5 % (13 чел.) ЭГ.
Полученные результаты показали: высокий уровень мотивационного критерия сформированности общих компетенций преобладает только у 15 % респондентов КГ и 20 % ЭГ, средний уровень - у 50 % КГ и 52,5 % ЭГ, низкий уровень - у 35 % КГ и 27,5 % ЭГ; высокий уровень когнитивного критерия сформированности общих компетенций наблюдается у 10 % респондентов КГ и 7,5 % ЭГ, средний уровень - у 40 % КГ и 45 % ЭГ, низкий уровень - у 50 % КГ и 47,5 % ЭГ; высокий уровень деятель-
ностного критерия сформированности общих компетенций наблюдается только у 2,5 % респондентов КГ и 5 % ЭГ, средний уровень - у 20 % КГ и 32,5 % ЭГ, низкий уровень - у 77,5 % КГ и 62,5 % ЭГ.
Сравнительная характеристика по итогам анкетирования позволила сделать вывод о превалирующей части студентов со средним и низким уровнями общих компетенций в обеих группах на начало эксперимента, а следовательно, и об одинаковых начальных возможностях студентов.
Полученные данные показали необходимость проведения целенаправленной и систематической работы, направленной на формирование общих компетенций у студентов-экологов в учреждениях СПО в условиях устойчивого развития, на основе разработанного нами учебно-методического обеспечения изучения дисциплин экологической направленности.
На формирующем этапе (2012-2013 годы) происходила апробация разработанного учебного курса «Основы экологии и природопользования» в предложенных организационно-педагогических условиях по формированию общих компетенций у студентов-экологов.
В контрольной группе обучение студентов и их подготовка к будущей профессиональной деятельности осуществлялись по традиционной образовательной технологии, не предусматривающей специального формирования общих компетенций. В экспериментальной группе были реализованы педагогические условия, средства и методы [6, с. 13-17], направленные на развитие общих компетенций в условиях разработанной нами модели формирования общих компетенций будущих экологов. В образовательный процесс был внедрен учебный курс «Основы экологии и природопользования», направленный на освоение не только основ теории экологии и природопользования, но также на формирование экологической культуры, являющейся теоретической и практической базой для специалиста-эколога.
Программа учебной дисциплины рассчитана на 32 часа, в ней выделено 16 тем, направленных на решение частных, локальных дидактических и воспитательных задач формирования общих компетенций. Новизна процесса обучения заключается в изменении теоретической и практической части за счет расширения содержания курса, наполнения проблемами региональной экологии, конкретизации исследовательских заданий студентам, практикумов на природе, самонаблюдений, изменения форм взаимодействия субъектов образовательного процесса: лекция-диалог (студенты и преподаватель заранее готовятся по проблеме), дискуссии, учебная полемика, подготовка студентами видеофрагментов к лекциям и практическим занятиям, самоанализ.
Направленность на развитие учебной и познавательной активности студентов, взаимопонимание и взаимодействие (личностный контакт преподавателя и обучающихся с целью изменения их поведения, деятельности, отношений, установок, ценностных ориентаций), учет индивидуально-психологических и физических особенностей, желаний и интересов вносят разнообразие, новизну, эмоциональность в процесс обучения, в значительной степени способствуют развитию экологических знаний, формируют экологические убеждения, изменяя в целом взгляд на окружающий мир и человека в нем.
Взаимодействие организует личностное пространство человека, если межличностные коммуникации происходят на принципах равенства и взаимоуважения, взаимного доверия и обоюдной ответственности. Интерес к взаимодействию, сотрудничеству в процессе обучения зависит не столько от индивидуальности преподавателя, сколько от его общекультурного уровня, эрудиции, научной и методической подготовки, готовности и умения включаться в совместную деятельность на уровне парт-
нерства, сотворчества, проявляя разумную требовательность, принципиальность, педагогическое мастерство и т. д.
Большое значение придавалось интеграции теории и практики - это способствовало формированию общих теоретических знаний в области экологии, знаний психолого-педагогического блока, освоению основ физиологии и овладению технологиями организации эколого-оздоровительной деятельности, что обеспечивает формирование общих компетенций. При этом обязательным наложением на профессиональные компетентности является развитие личностно значимых смыслов экологической защиты в профессиональной деятельности.
Исходя из общих представлений о педагогических технологиях придерживались общих качеств организации предметной дисциплины: системность, комплексность, целостность, научность, структурированность, управляемость, что обеспечивало перевод экологических знаний в убеждения, а антропоцентрического сознания -в экоцентрическое.
В организации процесса изучения дисциплины «Основы экологии и природопользования» мы исходили из того, что экологическое образование - это не только знания, умения и навыки, это и «развитие новообразований индивида», под которыми Л.С. Выготский понимал определенный тип строения личности и ее деятельности, т. е. психические изменения, которые возникают на данной ступени развития и определяют сознание человека, его внутреннюю и внешнюю жизнь. Важно помнить, что сами выделенные нами циклы не должны быть строго замкнуты на себя. Границы их должны быть открыты. Это значит, что, переходя к следующей проблеме, мы не должны покидать первую навсегда. Напротив, важно постоянно возвращаться, находить разумные связи и зависимости, раскрывать проблему уже на другом материале, каждый раз углубляя, видоизменяя и расширяя ее.
Продумывая содержание и структуру материала, мы выделили базовые темы, которые важны только для изучения данной дисциплины, и сквозные темы, которые будут связаны с общекультурным развитием и профессиональной подготовкой. Например, базовыми могут быть темы и проблемы, касающиеся внутренней и внешней красоты человека, соучастия его в судьбе других людей, домашнего очага, семьи, экологической защиты быта и т. д. Сквозными можно назвать темы, связанные с проблемами милосердия, истинными и ложными ценностями, нравственным законом, экологической совестью, экологической культурой и цивилизацией и др. Если создать определенную последовательность в изучении экологических проблем, то получится система знаний, представляющая определенную ось сознания.
Занятия в экспериментальной группе имели большую практическую направленность, учитывали межпредметные взаимодействия, способствующие развитию общих компетенций. Условия организации учебного процесса, самостоятельной работы, контроля знаний были ориентированы на формирование способности и готовности будущих экологов вести свою профессиональную деятельность с учетом экологического императива. Задания на учебную и производственную практику выдавались с учетом необходимости содействия формированию экологически компетентного специалиста.
Система преподавания дисциплин экологической направленности студентам и формирования всех критериев общих компетенций (мотивационного, когнитивного, деятельностного) предусматривает создание четко определенных педагогических условий (познавательная мотивация, мотивация овладения будущей профессией, применение деятельностного подхода, привлечение в различные виды деятельности, применение контрпримеров, создание информационно-методического обеспечения и
аппаратно-программных средств). В начале изучения дисциплины формулируются цели и задачи, четко регламентируется вся учебная деятельность студентов, производится ознакомление с модульным планом и планом изучения каждого модуля, обязательными и вариативными формами контроля, критериями оценивания.
Базовыми компонентами комплекса являются блок организационной информации (рабочая программа, модульный план, структурно-логическая схема, критерии оценивания), блок теоретического материала (интерактивные учебники и курс лекций), система тестирования, лабораторный практикум. Такая структура дает возможность индивидуализировать работу со студентами, гибко конструировать ход учебного процесса, а наличие инвариантной и вариативной части учебного курса позволяет глубже рассмотреть отдельные его вопросы.
Целью контрольного этапа эксперимента явилась итоговая сравнительная оценка уровня сформированности общих компетенций у студентов в контрольной и экспериментальной группах, анализ и обобщение результатов опытно-экспериментальной работы в целом, позволившие констатировать эффективность разработанной программы учебного курса «Основы экологии и природопользования».
Контрольный этап эксперимента (2014 г.) был направлен на уточнение и конкретизацию выводов по результатам внедрения разработанной программы. Проверка эффективности разработанной программы осуществлена путем проведения контрольного среза и сравнения его результатов с результатами, которые получены во время проведения констатирующего этапа.
Анализ результатов контрольного тестирования студентов позволяет констатировать, что по всем шкалам учебной мотивации у студентов ЭГ наблюдается улучшение. Число студентов, увлеченно занимающихся познавательной деятельностью по экологии, возросло. Уровень познавательного интереса к экологическим знаниям в ЭГ вырос. Количество студентов, проявляющих интерес к творческой самореализации, увеличилось. Результаты контрольного эксперимента изучения уровней сфор-мированности по всем компонентам общих компетенций (ОК-1, ОК-4) показали положительные изменения у студентов экспериментальной группы. Согласно данным констатирующего эксперимента у студентов-экологов приблизительно одинаковый начальный уровень общих компетенций. После проведенной работы мы отметили повышение уровней по всем трем компонентам.
Так, в контрольной группе высокий уровень сформированности общих компетенций практически не изменился (9 и 10 %). Существенные сдвиги хорошо заметны в экспериментальной группе, где произошел рост высокого уровня от 11 до 41 %. Достаточно большой процент студентов с высоким уровнем общих компетенций наблюдается именно в экспериментальной группе, в то время как студентов с низким уровнем здесь гораздо меньше, чем в контрольной группе. Низкий уровень сформированности общих компетенций снизился с 46 до 22 % в экспериментальной группе после обучения с применением учебного курса «Основы экологии и природопользования».
Средний уровень сформированности общих компетенций, составляя основное звено как в КГ, так и в ЭГ, практически остается без изменений. Качественный же прирост высокого уровня происходит за счет перехода низкого уровня на средний, а среднего - на высокий. При этом данный процесс активнее протекает именно в экспериментальной группе.
На основе данных анализа можно сделать вывод, что предложенная нами программа формирования общих компетенций у студентов-экологов в учреждениях СПО является эффективной, так как именно она стала причиной положительной динамики в уровне исследуемых качеств. Рост числа студентов, причисляемых к более высоко-
му уровню, связан, по нашему мнению, с большой работой в экспериментальной группе, проводимой как на занятиях, так и во внеаудиторное время, что говорит о надежности педагогических технологий, форм и средств, использованных в педагогическом эксперименте.
Внедрение учебного курса «Основы экологии и природопользования» в образовательный процесс студентов-экологов в выявленных педагогических условиях показало его результативность, что проявилось в положительной динамике и достоверности по всем оцениваемым параметрам в экспериментальной группе. Эффективность формирования общих компетенций у студентов-экологов проверена при помощи специально разработанного диагностического инструментария.
Экспериментальное исследование по формированию общих компетенций у студентов-экологов открывает перспективные направления поиска путей организационно-педагогического обеспечения процесса формирования общих компетенций на разных ступенях образования.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Зеер Э.Ф. Обновление базового профессионального образования на основе компетент-ностного подхода // Профессиональное образование. Столица. - 2007. - № 4.
2. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования // Народное образование. - 2003. - № 2.
3. Федоров А.Э., Метелев С.Е., Соловьев А.А., Шлякова Е.В. Компетентностный подход в образовательном процессе: Монография. - Омск: Омскбланкиздат, 2012. - 210 с.
4. Зимняя И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата современного образования // Интернет-журнал «Эйдос». - 2006. - 5 мая. - URL: http://www.eidos.ru/journal/2006/0505.htm
5. Федеральные государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования по специальности и начального профессионального образования по профессиям (ФГОС СПО). URL: http://standart.edu.ru
6. Ахметжанова Г.В. Модели и технологии развития педагогической функции личности в процессе непрерывного образования // Педагогическое образование и наука. - М., 2008. - № 2. - С. 13-17.
Поступила в редакцию 02.10.2014; в окончательном варианте 02.10.2014
UDC 377.5
EXPERIMENTAL INVESTIGATION OF THE EFFICIENCY OF FORMATION OF THE GENERAL COMPETENCES OF STUDENTS-ECOLOGISTS
E.Y. Golokhvastova Togliatti State University 14, Belorusskaya str., Togliatti, 445667 E-mail: [email protected]
This article presents a set of general competencies of students-ecologists in the institutions of secondary professional education. the results of research are discussed to determine the efficiency of the developed technology to form general competencies of students - ecologists. The necessity of the organization of the educational process, based on the formation of general, professional competencies of students is proved. An authentic definition of competence is formulated, some of the general competences are singled out, formed as a result of the development of disciplines in the direction "Rational Use of Nature Economic Complexes" educational standard of secondary professional education. The criteria and the diagnostic tools allowing
to control the process offormation of the general competences of students are developed. The results of research on the level of formation of understanding of the social importance of the future profession, manifestation of steady interest of students ecologists to it are presented. The educational and methodical course "Fundamentals of Ecology and Environmental Management" aimed at the formation of the general competences of students ecologists of institutions of secondary professional education is offered. The results ofpedagogical experiment by determination of the efficiency of the developed technology offormation of the general competences of students-ecologists are considered.
Key words: general competence, environmental education, students-ecologists, experimental research.
Original article submitted 02.10.2014;
revision submitted 02.10.2014
Elena Yu. Golokhvastova, postgraduate student of department «Pedagogy and methods of teaching».
УДК 378
ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ
Д.Х. Гурьева
Центр психолого-медико-социального сопровождения «Юго-Восток» 109390, г. Москва, ул. Чистова, 3Б Е- mail: [email protected]
Рассматривается современное состояние системы отечественного образования. Проанализированы основные понятия области изучения психологической безопасности образовательной среды, предложенные исследователями данного феномена. Подчеркивается важность роли образовательной среды в развитии обучающегося.
Ключевые слова: образовательная среда, психологическая безопасность, обучающийся, воспитательный процесс.
Целью написания этой статьи послужило изучение теоретических основ психологической безопасности образовательной среды. В современном российском обществе на сегодняшний день наблюдается резкое повышение психологической напряженности. В связи с этим происходит изменение социальных установок общества и актуальных ранее стереотипов поведения. Разрушаются привычные модели поведения и сложившийся образ жизни, что приводит к росту деструктивных поведенческих реакций и насилия. Потребность в психологической безопасности становится главной в условиях современных социальных изменений.
С рождения каждый человек находится в некоторой жизненной среде, с которой он все время взаимодействует. Среда и субъект существуют в определенных отношениях, взаимодействиях и взаимовлияниях. Наивысший уровень такого взаимодействия - это умение личности защищаться от различных угроз, создавая при этом психологически безопасную среду. Признаками позитивного развития среды могут
Дина Халимовна Гурьева, руководитель структурного подразделения Центра психолого-медико-социального сопровождения «Юго-Восток».