THE INTEGRATION PROBLEMS OF THE REGIONAL LABOR MARKET AND THE SYSTEM OF ADDITIONAL PROFESSIONAL EDUCATION
© 2014
V.G. Gerasimenko, candidate of technical sciences, assistant professor of management,
North Ossetian State Pedagogical Institute, Vladikavkaz (Russia)
Annotation: In the context of the scientific research, we found that the current labor market situation develops in such a way that only a well-prepared and adapted to the labor market specialist can realize himself professionally and build his career. We believe that these problems can be solved by the creation of the Regional Coordinating Center for Continuing Professional Education.
Keywords: labor market, continuing professional education, training and retraining, skills development, regional coordinating center for continuing professional education.
УДК 377.5
МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩИХ КОМПЕТЕНЦИЙ У СТУДЕНТОВ-ЭКОЛОГОВ В УЧРЕЖДЕНИЯХ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
© 2014
Е.Ю. Голохвастова, аспирант кафедры «Педагогика и методики преподавания»
Тольяттинский государственный университет, Тольятти (Россия) П.Э. Шендерей, кандидат педагогических наук, проректор по учебной и научной работе
Институт менеджмента, маркетинга и права, Тольятти (Россия)
Аннотация: Статья посвящена вопросам проектирования процесса формирования общих компетенций у студентов-экологов в учреждениях среднего профессионального образования. Рассмотрены различные подходы к определению понятия «модель». Спроектирована модель формирования общих компетенций у студентов-экологов в учреждениях среднего профессионального образования, направленная на достижение необходимого уровня формирования общих компетенций и состоящая из целевого, содержательно-организационного и результативного блоков. Представлены результаты апробации пропедевтического курса «Основы экологии и природопользования» у студентов-экологов в учреждениях среднего профессионального образования.
Ключевые слова: студенты-экологи, модель, компетентностный подход, общие компетенции, учреждения среднего профессионального образования, критерии, показатели, уровни.
Введение компетентностного подхода затрагивает все компоненты процесса обучения и требует существенного пересмотра содержания образования, методов обучения и традиционных контрольно-оценочных процедур. ФГОС СПО/НПО, введенные с сентября 2011 года, в отличие от предыдущей версии государственного стандарта, ориентированы на результаты. Согласно существующему законодательству оценка качества подготовки выпускников происходит в процессе аттестации, требующей репрезентативного отображения ФГОС в содержаниии оценочных средств. В ходе промежуточной и итоговой аттестации необходимо оценивать не только привычные знания и умения, но и большой набор общих и профессиональных компетенций (стандартами регламентирована оценка ком-петентностных образовательных результатов). В связи с вышесказанным встает вопрос моделирования процесса формирования общих компетенций у студентов-экологов в учреждениях среднего профессионального образования.
Моделирование - это воспроизведение характеристик некоторого объекта на другом объекте, специально созданном для их изучения. Как общенаучный метод моделирование широко применяется в педагогических исследованиях. При моделировании между моделью и изучаемой системой должно существовать известное подобие. В каждом конкретном случае модель может выполнять свою функцию только тогда, когда степень ее соответствия объекту или процессу определена достаточно строго. Однако насколько неповторима педагогическая действительность, настолько велико и разнообразие моделей (педагогические системы, процессы и их развитие, ситуации взаимодействия, структура взаимоотношений и управления, методы обучения, формы организации).
В педагогическом исследовании применяются модели описательного, объяснительного или прогностического характера. Каждая из этих моделей позволяет формализовать изучаемые процессы, помогает сделать предположение о взаимосвязях и причинах, влияющих
на события, или мысленно проследить их возможное развитие. Моделирование помогает не только разработать какой-либо проект, но и представить его целостно в развитии. Под моделью формирования общих компетенций студентов-экологов мы понимаем систему взаимосвязанных между собой компонентов профессионального экологического образования (цели, задачи, объекты, условия), которые взаимосвязаны с социальным заказом и специфическими особенностями профессиональной деятельности техника-эколога. В основу модели заложены основные положения компетентностного подхода и идеи образования для устойчивого развития.
Вопросы моделирования в педагогических исследованиях освещаются в работах С. И. Архангельского [1], Ю. А. Конаржевского и других. Сущность моделирования состоит в замене реально существующих объектов, процессов, явлений их знаковыми графическими или материальными аналогами, адекватно отражающими существенные свойства объектов реальности, а также в исследовании последних с помощью полученных моделей в соответствии с поставленными целями. Использование моделирования в теоретическом исследовании представляет собой не просто способ схематического и четкого представления целостного явления для упрощения понимания сложноорганизованных систем. Модель выполняет две функции: эталона и инструмента для достижения цели. Понятие «модели» сегодня широко используется в педагогической науке.
Модель всегда отличается от оригинала. Как и любая другая система, модель имеет свой элементарный состав, структуру, внутренние и внешние связи. При построении модели имеет смысл сохранять только наиболее значимые элементы системы оригинала, менее важные игнорируются или объединяются в новые структурные элементы. Однако такие изменения структурных элементов и связей не должны нарушать основное назначение модели. Она в определенном смысле должна отражать оригинал и походить на него так, чтобы результаты изучения свойств, состояния, поведения модели были бы применимы к оригиналу._
К принципам построения моделей и последовательности операций при их разработке относят определение целей и конкретных задач моделирования, сбор и систематизацию информации, выделение основных факторов, влияющих на изменение тенденций и закономерностей исследуемого объекта или явления [2].
Основополагающей идеей при моделировании процесса формирования общих компетенций студентов-экологов является разработка такой модели, которая позволила бы повысить эффективность данного процесса и привести его в соответствие с требованиями современного общества. На основании полученной структуры общих компетенций, учитывая компетентностный подход как методологическую основу, с опорой на истинные принципы теории моделирования В. А. Веникова [3], В. А. Штофа [4] и других, а также в соответствии с социальным заказом общества и государства ФГОС СПО [5] была разработана теоретическая модель формирования общих компетенций студентов-экологов. Нами выделены следующие компоненты общих компетенций у студентов-экологов: мотивационный, когнитивный, деятельностный. Выделенные компоненты положены в основу проектирования модели формирования общих компетенций.
Спроектированная нами модель характеризуется целостностью и системностью, так как все указанные компоненты взаимосвязаны между собой, несут определенную смысловую нагрузку и работают на конечный результат - достижение необходимого уровня формирования общих компетенций у студентов-экологов.
Модель ориентирована на конкретную цель - формирование общих компетенций у студентов-экологов - и состоит из следующих блоков: целевого, содержательно-организационного и результативного. Модель представлена на рисунке 1.
Рисунок 1- Модель формирования общих компетенций у студентов-экологов в учреждениях среднего профессионального образования
Целевой блок модели формирования общих компетенций у студентов-экологов в учреждениях среднего
профессионального образования выступает как прогнозируемый результат обучения в специально организованной среде, который должен соответствовать нормативным требованиям к профессиональной подготовке выпускников.
Содержательно-организационный блок модели формирования общих компетенций у студентов-экологов в учреждениях среднего профессионального образования обеспечивает целенаправленную субъект-субъектную деятельность педагога по формированию структурных составляющих общих компетенций у студентов-экологов в виде системы знаний, умений и опыта их применения в решении практических и теоретических проблем и задач, встречающихся в профессиональной деятельности.
Этот блок в модели формирования общих компетенций у студентов-экологов в учреждениях СПО отражает социальный заказ общества на современное качество образования и включает в себя методологическую основу (единство системного, деятельностного, личност-но ориентированного, средового, компетентностного, интегративного подходов), теоретическую основу (теории педагогического моделирования и проектирования, идеи построения образования на основе компетентност-ного подхода, личностно ориентированные концепции образования, исследования по теории педагогических технологий и оценке результатов образования), содержание педагогического проектирования (факторы, детерминирующие его направления, стратегию, средства реализации), принципы (проектирования, отбора содержания образования и педагогического процесса, органи-зационно-деятельностные) и ведущие концептуальные идеи (идеи концепции гуманитаризации образования в рамках личностно ориентированной парадигмы) организации процесса формирования общих компетенций.
Результативный блок характеризует степень достижения поставленной цели. Он включает диагностику уровня сформированности общих компетенций у студентов-экологов и выявление основных направлений совершенствования процесса, направленного на повышение уровня сформированности общих компетенций. Данный компонент выполняет функцию диагностики и коррекции.
Обеспечение формирования общих компетенций у студентов-экологов невозможно без применения обоснованного мобильного критериально-оценочного аппарата, позволяющего для каждого студента определить уровень (низкий, средний, высокий) сформированности общих компетенций.
Разрабатывая теоретическую модель формирования общих компетенций у студентов-экологов, мы опирались на компетентностный подход. Реализация компе-тентностного подхода потребовала опоры на ряд принципов, отражающих особенности общих компетенций у студентов-экологов.
К содержательным принципам формирования общих компетенций у студентов-экологов, которые связаны с отбором содержания данного процесса и его совершенствования, относятся принципы фундаментальности, целесообразности, научности, профессиональной направленности [6].
Процесс формирования общих компетенций у студентов-экологов предполагает применение разных методов, средств и форм организации обучения [7-14]. К основным организационным формам отнесены лекции, семинары, практические занятия, самостоятельная работа студентов. При этом акцент делается на продуктивную работу в малых группах, выстраивание индивидуальных учебных траекторий, межпредметные связи, самостоятельность (эффективный поиск информации в сети Интернет; технология работы с учебным текстом, с аудиотекстами; визуальными учебными материалами в виде картин, схем, таблиц, фильмов; рисование карт мышления; подготовка мультимедийных презентаций,
проектов, кейс-пакетов и пр.) и личную ответственность студентов за принятие решений.
Опытно-экспериментальная работа была проведена в 2010-2014 годах на базе ГБОУ СПО «Тольяттинский техникум производственных технологий» (г. Тольятти) со студентами 1-х курсов по специальности «Рациональное использование природохозяйственных комплексов».
Цель экспериментального исследования - диагностика и оценка уровня сформированности общих компетенций у студентов-экологов в учреждениях среднего профессионального образования в процессе обучения.
Структурно экспериментальное исследование представлено констатирующим, формирующим и контрольным этапами.
Первый этап - констатирующий (2011-2013 годы), -в ходе которого диагностировался начальный уровень сформированности общих компетенций по выделенным критериям, показателям и уровням.
Сравнительная характеристика по итогам анкетирования позволила сделать вывод о преобладающей части студентов со средним и низким уровнями сформирован-ности по всем критериям общих компетенций на начало эксперимента. Полученные данные показали необходимость проведения целенаправленной и систематической работы, направленной на формирование общих компетенций у студентов-экологов в учреждениях СПО в условиях устойчивого развития, на основе разработанной личностно ориентированной технологии.
На формирующем этапе (2012-2014 годы) происходила апробация пропедевтического курса «Основы экологии и природопользования» в предложенных организационно-педагогических условиях по формированию общих компетенций у студентов-экологов. В ходе формирующего эксперимента было разработано учебно-методическое обеспечение пропедевтического курса. Комплекс содержит тематический план учебного курса, материалы для организации учебной деятельности и самостоятельной работы. Тематический план изучения учебного курса «Основы экологии и природопользования» представлен в таблице 1.
Таблица 1-Тематический план пропедевтического курса «Основы экологии и природопользования»
Наименование разделов и тем Лекционные Практнческ Количество
занятия не занятия, семинары часов
Наука экология 4
1.Место экологии в науках о биосфере 2
2. Среда обитания организмов 2
Экологические системы 30
1. Основные элементы экосистем 2
2.Популяция. Вид. 2
3. Атмосферный воздух 2 2
4. Гидросфера 2 2
5. Проблемы Волжского водохранилища 4
б. Лесные ресурсы. 2
7. Национал ьный парк « Самарская Лука» 4
8. Почвенные ресурсы 2
9. Загрязнение почвы твердыми бытовыми отходами. ПолигоныТБО 4
Экологические проблемы современного мира 8
1. Мониторинг окружающей среды 2
2. Виды загрязнений 2
3. Биоэтика 2
4. Концепция устойчивого развития 2
Итоговое занятие 2
Всего: 24 18 42
В образовательный процесс был внедрен учебный курс «Основы экологии и природопользования», направленный не только на освоение основ теории экологии и природопользования, но и на закрепление профессионального выбора, формирование таких умений, как ответственность за принятые решения, поиск информации для профессиональной деятельности, проявление интереса к будущей профессии.
Курс реализуется за счет часов вариативной части основной профессиональной образовательной программы и относится к дисциплинам общего гуманитарного и социально-экономического цикла.
Рабочая программа курса «Основы экологии и природопользования» предназначена для изучения основ экологии в учреждениях среднего профессионального образования, реализующих образовательную программу
среднего (полного) общего образования при подготовке квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена, и является вариативной частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО.
Программа пропедевтического курса рассчитана на 56 часов, в ней выделено 15 тем, направленных на решение частных, локальных дидактических и воспитательных задач формирования общих компетенций, из них 42 часа аудиторных занятий и 14 часов самостоятельной работы студентов.
Новизна процесса обучения заключается в наполнении содержания курса проблемами региональной экологии, конкретизации исследовательских заданий студентам, экскурсий, самонаблюдений, изменения форм взаимодействия субъектов образовательного процесса: лекция-диалог (студенты и преподаватель заранее готовятся по проблеме), дискуссии, учебная полемика, подготовка студентами видеофрагментов к лекциям и практическим занятиям, самоанализ.
Целью третьего контрольного этапа эксперимента (2013-2014 год) явилась итоговая оценка уровня сфор-мированности общих компетенций у студентов, анализ и обобщение результатов опытно-экспериментальной работы. Контрольный этап эксперимента (2013-2014 гг.) был направлен на уточнение и конкретизацию выводов по результатам внедрения разработанного курса. Проверка эффективности педагогических условий осуществлена путем проведения диагностик по всем критериям и сравнения его результатов с результатами, которые получены во время проведения констатирующего этапа. В конце первого семестра 2012/2013 и 2013/2014 годов обучения у студентов 1 курса с помощью ранее подобранного инструментария проводилась диагностика уровней сформированности общих компетенций.
Результаты контрольного эксперимента изучения уровней сформированности по всем компонентам общих компетенций (ОК-1,ОК-3, ОК-4) показали положительные изменения у студентов после обучения с применением пропедевтического курса. После проведенной работы мы отметили повышение уровней по всем трем компонентам.
Сравнение данных позволяет сделать вывод о заметном увеличении показателей по среднему и высокому уровням сформированности общих компетенций студентов-экологов. Существенные сдвиги хорошо заметны, если сравнивать высокий уровень сформированности общих компетенций, повышение показателей в 1 группе с 9,1% до 27,5% и с 10,9% до 40,8% во 2 группе свидетельствует о возросшем понимании сущности и значимости свой профессии, ответственности за принятые решения, готовности к личному и профессиональному росту у студентов-экологов. Такие изменения произошли, на наш взгляд, за счет включения в курс тем «Экологические проблемы Волжского водохранилища», «Концепция устойчивого развития», «Особо охраняемые природные территории - Национальный парк "Самарская Лука"». Среди студентов уменьшилось количество с низким уровнем сформированности общих компетенций: в 1 группе с 54,2% до 35%, и с 45,8% до 21,7% у студентов 2 группы после внедрения в учебный процесс пропедевтического курса «Основы экологии и природопользования».
У студентов 2 курса 2013/2014 (2014/2015) годов обучения проводилось анкетирование закрепления профессионального выбора. В анкете задавался вопрос «Хочу ли я в будущем работать по профессии?» После внедрения пропедевтического курса в процесс обучения студентов-экологов в выделенных педагогических условиях мы отметили рост положительных ответов в первой группе на 12,5% и во второй группе на 10% по сравнению с данными констатирующего эксперимента. Что свидетельствует о положительном влиянии курса на закрепление профессионального выбора студентов-экологов.
Таким образом, спроектированная модель формирования общих компетенций студентов-экологов в учреждениях СПО позволяет повысить качество подготовки будущих экологов.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Архангельский, С.И. О моделировании и методике обработки данных педагогического эксперимента / С.И. Архангельский, В.И. Михеев, С.А. Машников - М.: Знание. 1974. 48 с.
2. Ахметжанова Г.В. Функционально -личностная технология развития педагогической функции в системе непрерывного образования/Г.В. Ахметжанова, О.В. Андрюшина, А.В. Богданова, И.В. Вильдеватов и др.// Педагогическая деятельность как социокультурный феномен: монография; под общ. ред. Г.В. Ахметжановой. -Тольятти: Изд-во ТГУ, 2011 -С.8-30.
3. Веников, В. А. Моделирование как метод научного исследования / В. А. Веников - М.: Научная книга. 1965. 74 с.
4. Штоф, В. А Моделирование и философия / В. А. Штоф - М.: Научная книга. 1966. 96 с.
5. 5.Федеральные государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования [Электронный ресурс] //Интернет-портал Министерства образования и науки Российской Федерации. 01.03.2012. иКЬ±йр://хп--80аЬисЩЬ^9а.хп-рЫ, свободный (дата обращения 10.06.2014). - Загл. с экрана.
6. Шендерей, П.Э., Межпредметные связи и их моделирование / П.Э. Шендерей, А.В. Козлов, Е.Э. Шендерей // 6 Международная научно-методическая конференция «Университетское образование». Сборник материалов. Пенза. 2002. с. 184-185
7. Пескова Э.И. Технология визуализации как инструмент формирования общих и профессиональных компетенций на практических занятиях // Вектор науки
Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2013.№ 1 (12). С. 185-187.
8. Бахарев Н.Р., Беляева Ю.В. Формирование общекультурной компетенции у студента вуза // Синергетика природных, технических и социально-экономических систем. 2011. № 9. С. 207-210.
9. Ярыгина Н.А. Современные требования к преподаванию экономических дисциплин // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2012.№ 2. С. 352-355.
10. Ярыгин А.Н., Палфёрова С.Ш. Формирование базовых компетенций студентов при изучении математики в техническом вузе // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2013.№ 1 (12). С. 294-298.
11. Кондаурова И.К., Кулибаба О.М. Средства, формы, методы и технологии профессионально-методической подготовки будущих учителей математики в условиях классического университета // Научные исследования в образовании. 2008. № 8. С. 19-21.
12. Руденко И.В. Проблема формирования и оценивания профессиональных компетенций в области научно-исследовательской деятельности студентов магистратуры // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2013.№ 1 (12). С. 223-226.
13. Куликова Е.В. Предпосылки осуществления единого подхода при организации обучения методам решения планиметрических задач // Самарский научный вестник. 2013. № 2 (3). С. 34-37.
14. Бахусова Е.В. Моделирование траектории формирования профессиональных компетенций у студентов вузов в условиях компетентностной парадигмы профессионального образования // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2013.№ 3 (14). С. 27-30.
MODELING OF FORMATION OF GENERIC COMPETENCES IN STUDENTS -ECOLOGY
IN SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION
© 2014
E.Yu. Golokhvastova, postgraduate student of department «Pedagogy and methods of teaching»
Togliatti State University, Togliatti (Russia) P.E. Shenderei, candidate of pedagogical sciences, Prorector of Educational and Science work
Institute of Management, Marketing and Law, Togliatti (Russia)
Annotation: The article deals with the design process of the formation of generic competences students environmentalists in secondary vocational education. Various approaches to the definition of "model". Designed model of generic competences students environmentalists in secondary vocational institutions, aimed at achieving the required level of formation of generic competences and consisting of the target, content-organizational and productive units. The results of testing introductory course "Fundamentals of Ecology and Environmental Management" students environmentalists in secondary vocational education.
Keywords: ecology students, model, competence approach, general competence, institutions of secondary vocational education, criteria, indicators, levels.
УДК 364.01
СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА СТУДЕНТОВ «ГРУППЫ РИСКА» В ВЫСШИХ
УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ
© 2014
Л.З. Гостева, кандидат медицинских наук, доцент кафедры «Cоциaльнaя работа» Н.М. Полевая, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Cоциaльнaя работа»
Амурский государственный университет, Благовещенск (Россия)
Аннотация: На сегодняшний день необходим поиск и реализация защитных мероприятий по отношению к студентам «группы риска». ^циальная поддержка в данном случае имеет особую значимость, поскольку будет в полной мере способствовать более успешному профессиональному и личностному становлению будущих выпускников из числа студентов «группы риска».
Ключевые слова: студенты «группы риска», социальная поддержка, социальная защита, формы и методы социальной поддержки, государственная поддержка, студенческие социальные службы.
На сегодняшний день в России более девяти мил- онных процессов и ростом студенческой мобильности
лионов студентов, что составляет шесть процентов от увеличивается и количество студентов, испытывающих
общего числа населения [1]. В условиях трансформиру- те или иные социальные проблемы [2]. К традиционным
ющегося российского общества с усилением миграци- социальным проблемам, связанным с образом жизни