100% 90% 30% 70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%
уууууЙ m : 37.5C
15,63 w,
37,53
НИ
Wii< ■
i—
и
ШШ 's$.$
ШШ in 14,3
□ Экспериментальн ая
шКонтрольная
Базовый Средний Высокий
Рис. 3. Сводная диаграмма сформированности полифункциональных компетенции
ли возросший уровень сформированности полифункциональных компетенций
Инновационное построение образовательного процесса при изучении дисциплины «Информационные технологии в профессиональной деятельности» повлияло и на общую оценку результатов учебной деятельности студентов. Были удовлетворены результатами в экспериментальных группах 87 % студентов, в контрольных — 63 % обучаемых.
В ходе анкетирования 230 молодых специалистов - выпускников техникума было установлено, что они положительно оценивают ориентацию изучения данных дисциплин на формирование соответствующих полифункциональных компетенций. Большинство респондентов отметило, что интерес к такому построению образовательного процесса перерос у них в заинтересованность дальнейшего развития этих компетенций при изучении дисциплин профессионального цикла, убежденность в их важности для последующей трудовой деятельности в условиях перемен.
Выполнение курсовых и дипломных проектов по темам, представленным СНХЗ, Салаватнефтеоргсинтез, с использованием современных программных продуктов помогли также сориентировать будущих техников-механиков на конкретный вид профессиональной деятельности: эксплуатационный, производственно-технологический, сервисный.
Работодатели ОАО «Сода», СНХЗ, Салаватнефтеоргсинтез, «Синтез-Каучук» подчеркнули, что выпускникам эксперименталь-
Библиографический список
ных групп в большей мере присущи уверенность в своих силах, способность к коллективной деятельности, ответственность за свои решения, умение применять полученные знания в профессиональной деятельности, в том числе в меняющихся производственных условиях, и ряд других полифункциональных компетенций. Особо было отмечено сокращение периода адаптации к условиям производства.
Результаты опытно-экспериментальной работы показали эффективность изучения данных дисциплин с позиций формирования полифункциональных компетенций студентов техникума. В целом по итогам педагогического эксперимента можно сделать вывод, что определенным образом построенное изучение этих дисциплин способствует формированию полифункцио-нальных, общих и, опосредованно, профессиональных компетенций.
По итогам эксперимента мы еще раз убедились в правильности выдвинутого в предположения, что пути решения проблемы формирования полифункциональных компетенций следует искать как в направлении их выявления в содержании нормативных, учебно-программных документов, требований работодателей, так и в соответствующем построении образовательного процесса, поэтому считаем целесообразным внесение изменений в методологию проектирования ФГОС СПО, а именно: полифункциональные компетенции должны стать зафиксированной частью структуры ФГОС среднего уровня профессионального образования.
1. Зеер, Э.Ф. Модернизация профессионального образования: компетентностный подход / Э.Ф. Зеер, А.М. Павлова, Э.Э. Сыманюк. -М., 2005.
2. Новиков, Д.А. Статистические методы в педагогических исследованиях (типовые случаи). - М., 2004.
Bibliography
1. Zeer, Eh.F. Modernizaciya professionaljnogo obrazovaniya: kompetentnostnihyj podkhod / Eh.F. Zeer, A.M. Pavlova, Eh.Eh. Sihmanyuk. -M., 2005.
2. Novikov, D.A. Statisticheskie metodih v pedagogicheskikh issledovaniyakh (tipovihe sluchai). - M., 2004.
Статья поступила в редакцию 24.09.12
УДК 373
Grinechko E.D. MODERN TRENDS OF ECOLOGICAL COMPETENCE FORMATION AT OLDER ADOLESCENTS IN CONDITIONS OF SOCIAL PARTNERSHIP INSTITUTIONS OF VOCATIONAL EDUCATION. This article presents the main trends that determine the need of address to the problem of environmental education of the individual in modern society. The specificity of the environmental expertise of older adolescents in the social partnership institutions of further education is revealed. The characteristic of pedagogical support of the process is offered. The choice of pedagogical conditions of the environmental e competence formation at older adolescents is substantiated.
Key words: environmental competence, additional education, social partnership, pedagogical support.
Е.Д. Гринечко, аспирант каф. педагогики и психологии Челябинской государственной академии культуры и искусств, г. Челябинск, E-mail: info@chgaki.ru
СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА УЧРЕЖДЕНИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В статье представлены основные тенденции, предопределяющие необходимость обращения к проблеме экологического образования личности в современном обществе; выявлена специфика формирования экологической компетентности старших подростков в системе социального партнерства учреждения дополнительного образования; представлена характеристика педагогического обеспечения рассматриваемого процесса, его методологическая база; обоснован выбор педагогических условий формирования экологической компетентности старших подростков.
Ключевые слова: экологическая компетентность, дополнительное образование, социальное партнерство, педагогическое обеспечение.
Экология в современном мире рассматривается как политиками, так и учёными в качестве зоны риска. Среди глобальных вызовов современности проблемы экологической культуры и экологической безопасности становятся значимыми факторами развития социума. Педагогическая наука системно решает вопросы формирования экологической культуры подрастающего поколения. Полагаем, что актуализация экологического образования и воспитания личности в современной социально-культурной и экономической ситуации, а также возрастание роли ком-петентностного подхода в образовательно-воспитательных процессах обостряют проблему формирования экологической компетентности старших подростков, в том числе в системе дополнительного образования.
Анализ исследований по проблеме формирования экологической компетентности позволил рассматривать экологическую компетентность старших подростков как достигнутый уровень экологических способностей личности, который определяется степенью владения познавательной и практической экологической деятельностью на основе закономерностей взаимодействия человека и природы.
Формирование экологической компетентности старших подростков в соответствии с психолого-педагогическими особенностями возраста направлено на решение важнейшей задачи формирования восприятия, оценок и суждений, что подразумевает становление личной духовно-содержательной позиции по отношению к природе как объекту социальной и эстетической ценности, в частности, и подготовку к жизненному самоопределению, самостоятельному выбору в пользу гуманистических идеалов, развитию самостоятельности как качества личности, в целом.
Научную новизну обращения к формированию экологической компетентности старших подростков в системе социального партнерства учреждения дополнительного образования доказывает обобщение, осуществленное А.В. Егоровой. В общественном сознании постепенно утверждается идея: выход из современной кризисной ситуации в решении многих социальновоспитательных проблем обусловлен не только (а в нынешней социальной ситуации и не столько) внутренней перестройкой деятельности учреждений тех или иных ведомств, в том числе учреждений дополнительного образования, сколько активизацией и педагогизацией их взаимосвязей с другими элементами системы, с социальной микросредой как фактором личностного развития; их открытостью к ребенку, его семье, компетентностью и активностью их согласованной деятельности по формированию педагогически ориентированной инфраструктуры микросоциума и интеграцией деятельности государственных, муниципальных структур с общественными организациями, формируемыми всеми жителями социума [1, с. 67].
Социальное партнерство, в соответствии с исследованием А.Ю. Ховрина [2, с. 211], по отношению к учреждению дополнительного образования детей следует понимать как:
- партнерство внутри системы дополнительного образования детей между социальными группами данной профессиональной общности;
- партнерство, в которое вступают педагогическое сообщество, контактируя с представителями иных сфер общественного воспроизводства;
- партнерство, которое инициирует система дополнительного образования детей как особая сфера социальной жизни, делающая вклад в становление гражданского общества.
Определяя педагогический потенциал системы социального партнерства учреждения дополнительного образования в соот-
ветствии с анализом собственной практической деятельности, мы выделяем следующие группы социальных партнеров: общеобразовательные учреждения (школы, лицеи, гимназии, интернаты и пр.); учреждения среднего и высшего профессионального образования (колледжи, институты, академии, университеты и пр.); общественные организации; учреждения спорта, культуры и искусств; семья; спонсоры (предприятия всех форм собственности, их объединения, государственные и частные учреждения и организации, частные (индивидуальные) предприниматели и др.); органы управления и другие властные структуры.
Педагогическое обеспечение рассматриваемого процесса мы понимаем как специфическую педагогическую деятельность по управлению функционированием и развитием системной совокупности ресурсов, привлекаемых для осуществления процесса социального партнерства по формированию экологической компетентности старших подростков в учреждении дополнительного образования.
Выбор педагогического обеспечения опирается на избранные нами методологические подходы, определяющих принципы педагогической деятельности, что позволяет наиболее продуктивно организовать процесс формирования экологической компетентности старших подростков. Мы опираемся на положения системно-деятельностного (общенаучная основа исследования), компетентностного (теоретико-методологическая стратегия исследования), эколого-аксиологического (практико-ориентирован-ная тактика) подходов.
В своем исследовании А.И. Тимонин указывает, что педагогическое обеспечение предполагает определение функционального назначения каждого ресурса, установление взаимосвязей их функций в определенных организационно-педагогических формах [3, с. 22].
Учитывая особенности учреждения дополнительного образования, и опираясь на тезисы указанного исследования, нами определен ресурсный фонд, который состоит из взаимосвязанных между собой нескольких групп ресурсов. Во-первых, личностных ресурсов педагогов, родителей и старших подростков: жизненный опыт, личностный потенциал, уровень экологической компетентности и др. Во-вторых, институциональные ресурсы: содержание экологической деятельности; квалификационные характеристики педагогического коллектива и особенности профессионального мастерства педагогов; психологический климат коллектива; особенности управления образовательным и воспитательным процессом; уровень развития методической деятельности; особенности организации исследуемого процесса. В-третьих, ресурсы среды: наличие опыта взаимодействия и совместных проектов (наибольшее значение имеют долгосрочные, постоянно действующие программы); прочные личные отношения и деловые связи с работниками других организаций и учреждений.
При этом ресурсная база структурирована, систематизирована, активирована и представлена нами в модели формирования экологической компетентности старших подростков в системе социального партнерства учреждения дополнительного образования, которая одновременно является как объектом изучения, так и экспериментальным средством.
На реализацию модели формирования экологической компетентности старших подростков в системе социального партнерства учреждения дополнительного образования, состоящей из прогностического, технологического и диагностико-результа-тивного блоков и включающей совместную деятельность по направлениям: научно-исследовательское (в рамках деятельнос-
ти научного общества учащихся); культурно-досуговое (в рамках деятельности летних экологических лагерей); проектно-поисковая (в результате эко-проектирования); социально-значимое (участие в деятельности экологических общественных организаций); практико ориентированное (эко-туризм); творческо-натуралистическое (в деятельности эко-клубов (флористика, экодизайн, игровая экология, эко-театр и др.)); экспедиционно-музейное (экспедиции и музейная деятельность), влияют педагогические условия. Каждое из определенных условий соответствует и поддерживает один из компонентов модели.
Так, первое условие - создание научно-координационного совета по управлению социальным партнерством выступает необходимым условием педагогического обеспечения рассматриваемого процесса, поскольку в педагогической науке и практике все более усиливается стремление осмыслить педагогический процесс с позиции управления, придать ему системный, научно обоснованный характер.
Управление как процесс представляет собой управленческие воздействия, направленные на создание благоприятных социально-психологических отношений в соответствующей группе; управление как деятельность характеризуется взаимодействием управляющей и управляемой сторон, которое нацелено на реализацию потенциала человека.
Научно-координационый совет реализует управленческие функции, их выбор связан с полифункциональностью самой системы управления.
В своем исследовании на основе трудов Е.Н. Абузяровой [4], Д.С. Ермакова [5] и относительно специфики деятельности мы выделяем такие функции управления: функция планирования (стратегического); функция согласования и организации (взаимодействия); функция контроля (аналитико-регулятивная).
Еще одной специфической функцией выступает дуальность системы координационного совета как системы управления и самоуправления.
Деятельность координационного совета обусловлена необходимостью формирования научно-исследовательского и др. прогнозов; формирование важнейших тематик экологических исследований и разработок; стратегии развития перспективных технологий экологического образования и воспитания; использование новых технологий в туризме и экообразовании в целом; организационных процессов реализации целей развития; кор-
Библиографический список
реляцией управленческой деятельности при взаимодействии, сотрудничестве, взаимообучении и др.
Деятельность координационного совета обеспечивает распределение ответственности, а также координацию процессов, процедур и ресурсов в целях эффективности управления формированием экологической компетентности старших подростков при обеспечении взаимосвязи между целями, ожидаемыми результатами, методологическими основами, функциями и структурными элементами, что служит основой системности действий всех социальных партнеров.
Вторым условием выступает поэтапное ролевое включение старших подростков в различные виды экологической деятельности. Необходимость ролевого включения связана с особенностями самой экологической компетентности ее последовательным формированием от компонента к компоненту, поскольку без сформированного экологического мировоззрения и сознания невозможно формирование экологических ценностей, а соответственно безуспешное включение в экологическую деятельность.
Следуя исследованиям экологической направленности, а также учитывая возможности учреждения дополнительного образования детей, мы выстраиваем поэтапный переход ролевой позиции от «Я - созерцатель» к «Я - участник» до «Я - активный преобразователь», при этом данные ролевые позиции отражают социальную активность включения старших подростков в деятельность.
Третьим условием выступает комплексное использование информационно-технологических ресурсов во взаимодействии с социальными партнерами (основывается на поэтапную методику: обобщения информационных ресурсов; ревизии; фасили-тативного обучения; информационно-коммуникативного взаимодействия).
По нашему убеждению, экологическая культура должна стать значимым сегментом культуры личности в новом XXI веке. В нашем исследовании, на основе предпринятого анализа проблемы представлены возможности социального партнерства учреждения дополнительного образования детей в экологическом развитии личности старшего подростка, заключающиеся в неразрывной взаимосвязи экологического образования и воспитания при векторном развитии от экологических знаний, умений и навыков к экологическому сознанию и мировоззрению. Это и есть основа экологической компетентности и залог успешного формирования и развития экологической культуры.
1. Егорова, А.В. Дополнительное образование детей: воспитание по месту жительства как приоритетная сфера // Вестник ЧГПУ. - 2009. - № 8.
2. Ховрин, А.Ю. Функции социального партнерства и особенности их проявления в сфере молодежной политики // Социально-гуманитарные знания. - 2010. - № 2.
3. Тимонин, А.И. Социально-педагогическое обеспечение профессионального становления студентов в условиях социокультурной трансформации современного общества // Казанский педагогический журнал. - 2008. - № 10.
4. Абузярова, Е.Н. Организация социального партнерства в сфере дополнительного образования детей // Образование и саморазвитие.
- Казань, 2008. - № 3.
5. Ермаков, Д.С. Педагогическая концепция формирования экологической компетентности учащихся: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. -М., 2009.
Bibliography
1. Egorova, A.V. Dopolniteljnoe obrazovanie deteyj: vospitanie po mestu zhiteljstva kak prioritetnaya sfera // Vestnik ChGPU. - 2009. - № 8.
2. Khovrin, A.Yu. Funkcii socialjnogo partnerstva i osobennosti ikh proyavleniya v sfere molodezhnoyj politiki // Socialjno-gumanitarnihe znaniya.
- 2010. - № 2.
3. Timonin, A.I. Socialjno-pedagogicheskoe obespechenie professionaljnogo stanovleniya studentov v usloviyakh sociokuljturnoyj transformacii sovremennogo obthestva // Kazanskiyj pedagogicheskiyj zhurnal. - 2008. - № 10.
4. Abuzyarova, E.N. Organizaciya socialjnogo partnerstva v sfere dopolniteljnogo obrazovaniya deteyj // Obrazovanie i samorazvitie. - Kazanj, 2008. - № 3.
5. Ermakov, D.S. Pedagogicheskaya koncepciya formirovaniya ehkologicheskoyj kompetentnosti uchathikhsya: avtoref. dis. ... d-ra ped. nauk. -M., 2009.
Статья поступила в редакцию 20.10.12
УДК=378.14+378.4(47+571.64)
Dimova E.V. THE ACTUAL PROBLEMS IN PREPARATIONS OF HIGHER EDUCATION STUDENTS PREPARATION TO THE FURTHER PROFESSIONAL ACTIVITY IN THE CONDITIONS OF EMERGENCY SITUATIONS. The problems which appeared in the process of HIGHER EDUCATION student's preparation in the field of health and safety are in detail described and opened in this article.
Key words: emergency situation, problem, training, method, behavior, ability.
Е.В. Димова, ст. преп. филиала федерального гос. автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Дальневосточный федеральный университет», аспирант каф. теории и методики обучения и воспитания Сахалинского гос. университета, г. Южно-Сахалинск, Е-mail: dimova-ekaterina@mail.ru