8. Поттер-Эфрон, РТ. Стыд, вина и алкоголизм: клиническая практика - М., 2002.
9. Циринг, Д.А. Семья как фактор формирования личностной беспомощности у детей // Вопросы психологии. - 2009. - № 1.
10. Clare, A. On men: masculinity in crisis. Para chapter 7. Man the father. Published by Arrow Books in 2001.
11. Heath, D.H., Heath, H. E. Fulfilling lives: paths to maturity and success. - San Francisco, 1991.
12. Гуггенбюль-Крейг, А. Благо сатаны. Парадоксы психологии. - СПб., 1997.
13. Холлис, «Под тенью Сатурна». - М., 2005.
14. Собчик, Л.Н. Диагностика межличностных отношений (модифицированный вариант интерперсональной диагностики Т. Лири) // Методическое руководство. - М., 1990.
Bibliography
1. Manukhina, N.M. Sozavisimostj glazami sistemnogo terapevta. - M., 2009.
2. Moskalenko, V. Zavisimostj: semeyjnaya boleznj. - M., 2006.
3. Uayjnkhold, B. Osvobozhdenie ot sozavisimosti / B. Uayjnkhold, D. Uayjnkhold. - M., 2003.
4. Figdor, G. Deti razvedennihkh roditeleyj: mezhdu travmoyj i nadezhdoyj (psikhoanaliticheskoe issledovanie). - M., 1995.
5. Bouehn, M. Teoriya semeyjnihkh sistem Myurreya Bouehna. - M., 2005.
6. Lippo, S.V. Obraz otca kak faktor samoaktualizacii lichnosti: dis. ... kand. psikhol. nauk. - SPb., 2006.
7. Papero, D. Semjya kak ehlementarnaya edinica // Teoriya semeyjnihkh sistem Myurreya Bouehna. - M., 2005.
8. Potter-Ehfron, R.T. Stihd, vina i alkogolizm: klinicheskaya praktika - M., 2002.
9. Ciring, D.A. Semjya kak faktor formirovaniya lichnostnoyj bespomothnosti u deteyj // Voprosih psikhologii. - 2009. - № 1.
10. Clare, A. On men: masculinity in crisis. Para chapter 7. Man the father. Published by Arrow Books in 2001.
11. Heath, D.H., Heath, H. E. Fulfilling lives: paths to maturity and success. - San Francisco, 1991.
12. Guggenbyulj-Kreyjg, A. Blago satanih. Paradoksih psikhologii. - SPb., 1997.
13. Khollis, «Pod tenjyu Saturna». - M., 2005.
14. Sobchik, L.N. Diagnostika mezhlichnostnihkh otnosheniyj (modificirovannihyj variant interpersonaljnoyj diagnostiki T. Liri) // Metodicheskoe rukovodstvo. - M., 1990.
Статья поступила в редакцию 10.09.12
УДК 377.5
Gabitova E.M. FORMING MULTIFUNCTIONAL COMPETENCES OF STUDENTS OF THE TECHNICAL SCHOOL: THE RESULTS OF THE STUDY. In work considers the results of research the forming of multifunctional competences of students of the technical school. The author describes the forming of multifunctional competences and the course of experimental research, the analysis of the results of the work.
Key words: competences, multifunctional competences, the pedagogical conditions, criteria and levels of the formation of competences.
Э.М. Габитова, аспирант каф. «Педагогика и психология профессионального образования» Башкирского гос. педагогического университета им. М. Акмуллы, г. Уфа E-mail: gabitovae@mail.ru
ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛИФУНКЦИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ ТЕХНИКУМА: РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
В работе рассмотрены результаты исследования по формированию полифункциональных компетенций студентов техникума. Автор описывает модель формирования полифункциональных компетенций и ход опытно-поисковой работы, проводится анализ результатов работы.
Ключевые слова: компетенции, полифункциональные компетенции, педагогические условия, критерии и уровни сформированности компетенций.
Современная профессиональная школа переживает период реформ, обусловленных переходом к новой образовательной парадигме, приоритетами которой являются интересы личности, адекватные тенденциям интенсивного развития общества. Осуществляемые преобразования определяют появление новых целей профессионального образования, заключающееся в достижении такого уровня образованности отдельной личности и общества в целом, который обеспечивает решение жизненно важных задач. Становиться важным обновление технологического обеспечения профессионального образования на основе переосмысления всего арсенала традиционно сложившихся и новых технологий в отечественной профессиональной школе, а также потребность в разработке новых образовательных технологий, нацеленных на становление личности, усиление ценностей и социокультурной значимости современного профессионального образования, методов и технологий обучения. Одним из основных направлений развития содержания профессионального образования является усиление общепрофессиональной подготовки, обеспечивающей развитие профессиональной компетентности выпускников учреждений профессионального образования.
Исследования феномена формирования профессиональной компетентности специалиста отражены в научных работах: В.И. Байденко, Э.Ф. Зеер, И.А. Зимняя, Н.В. Иванова, В.А. Каль-ней, Е.А. Могилевкин, Спенсер Лайл М., А.В. Хуторской, О.Б. Читаева, С.Е. Шишов и др. Основной структурной единицей компетентности являются компетенции. Н.Ф. Зеер обозначает «компетенции как обобщенный способ действий, обеспечивающий продуктивное выполнение профессиональной дея-
тельности» [1]. В нашем исследовании компетенции рассматриваются как способности личности к реализации своего профессионального развития в производственной ситуации в соответствии с должностными требованиями, предъявляемыми специалисту в рамках его квалификации.
В рамках исследования рассмотрены компетенции для специальности среднего профессионального образования 151031 Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования (по отраслям). Профессиональная компетентность специалиста включает в себя общие, полифункциональные, общепрофессиональные, профессиональные компетенции. В диссертационном исследовании мы рассматриваем структуру и процесс формирования полифункциональных компетенций.
Полифункциональные компетенции объединены в следующие группы:
• информационно-технологические (интегративное качество личности, системное образование знаний, умений и способности субъекта в сфере информации и информационно-коммуникационных технологий и опыта их использования, а так же способность совершенствовать свои знания, умения и принимать новые решения в меняющихся условиях или непредвиденных ситуациях с использованием новых технологических средств);
• мотивационно-целевые (реализация личных амбиций в сфере профессиональной деятельности, умение быть мобильным и адаптивным в условиях изменяющейся социально-политической и производственно-экономической обстановке региона, города, страны; профильная направленность);
• нормативно-правовые (знание и реализация в различных сферах организации производства, законодательных норм и др.);
• экономико-аналитические (базовые знания о промышленной отрасли как составной части экономики, об основах бизнеса; владение технологиями сегментного анализа рынка ремонта, монтажа и эксплуатации промышленного оборудования, аналитические умения выявлять причины снижения эффективности работы структурного подразделения и разрабатывать обоснованные проекты оптимизации функционирования различных структурных подразделений учреждения и др.);
• организационно-управленческие (владение персонал -технологиями работы с подчиненными различного уровня квалификации; умение разрабатывать и реализовывать индивидуальные стратегии карьерного роста и др.);
• коммуникативные (умения вести переговоры; умения предупреждать и разрешать конфликтные ситуации).
Опытно-поисковая работа по формированию полифункцио-нальных компетенций осуществлялась в соответствии с разработанной моделью. Модель формирования полифункциональных компетенций техника-механика представляется нам открытой системой, которая базируясь на идеях компетентностного и деятельностного подходов, состоит из следующих ключевых блоков: целевой компонент, педагогические условия, компетенции, группы полифункциональных компетенций, методы, формы, средства обучения, результат. Целью исследования является повышение эффективности профессиональной подготовки студентов техникума в условиях информационно-образовательной среды учреждения. Задачи, стоящие перед нами, следующие:
• выделить и обосновать сущность общих, полифункцио-нальных, профессиональных компетенций специалистов;
• выяснить степень разработанности этого вопроса в педагогической теории и практике, а также обобщить требования работодателей к компетентностной модели специалиста;
• разработать инструменты мониторинга формирования полифункциональной компетенции и экспериментально определить критерии её эффективности.
Для реализации цели и выполнения поставленных задач выделены педагогические условия. Комплекс условий, обеспечивающих эффективность процесса формирования полифунк-циональной профессиональной компетентности техников-меха-ников в техникуме включает следующие составляющие: организационно-педагогические, результативно-корректирующие, когнитивно-содержательные и регионально-профессиональные условия. Формирование полифункциональных компетенций осуществляется различными методами, формами и средствами обучения. Методы обучения, применяемые при проведении исследования, - словесные, дедуктивные, поисковые, практические, индуктивные, проблемные, наглядные, игровые, исследовательские. Формы обучения - лекция, семинар, практическое занятие, консультация, конференция, игра, тренинг. Формирование полифункциональных компетенций осуществлялось с использованием информационно-коммуникационных технологий -электронных УМК, системы виртуального эксперимента, телекоммуникационных сетей, интерактивного оборудования, презентаций, программ-тренажеров. Результирующий компонент модели состоит из уровней и критериев сформированности поли-функциональных компетенций. В совокупности все компоненты данной модели определяют достигаемый результат, который характеризуется объективными потребностями личностного роста студента, в виде сформированных полифункциональных компетенций и социально-личностных свойств личности, необходимых как для выполнения профессиональных обязанностей, так и для решения производственных задач на уровне квалификации техник, старший техник.
Педагогический эксперимент проходил в течение 2008-2012 гг. на базе ГБОУ СПО «Стерлитамакский химико-технологический техникум». Исследованием было охвачено более 200 студентов специальности 151031 Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования (по отраслям), изучающих дисциплину «Информационные технологии в профессиональной деятельности».
На констатирующем этапе исследования (2008-2009 гг.) были выявлены требования работодателей к полифункциональным компетенциям будущих специалистов технического профиля. Анализ показал, что работодатели высказывают обоснованные претензии к качеству подготовки выпускников. С учетом этого одной из задач констатирующего этапа опытно-поисковой работы был анализ содержания государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования в части
направленности на формирование полифункциональных компетенций будущих специалистов. В рамках данного этапа опытнопоисковой работы была проведена первичная диагностика и выявлен исходный уровень сформированности полифункцио-нальных компетенций. Сопоставимость результатов входного контроля студентов контрольных и экспериментальных групп показала, что исходное состояние объектов этих групп в целом идентично. Более 85% из 230 студентов, опрошенных и протестированных перед изучением дисциплины «Информационных технологий в профессиональной деятельности», испытывали затруднения по большинству вопросов, связанных с базовыми профессиональными и ИТ-знаниями предмета, мотивацией к профессиональной деятельности, умениями анализировать рынок труда и ИТ-технологий, умениями разрабатывать планы развития структурного подразделения и пр. Количественный и качественный анализ результатов не показал значительных расхождений между контрольными и экспериментальными группами, что свидетельствует об относительно равных исходных позициях.
На основании полученных в констатирующем эксперименте данных был осуществлен формирующий эксперимент, в ходе которого была реализована модель формирования полифунк-циональных компетенций с использованием информационнокоммуникационных технологий.
Формирующий эксперимент (2010-2012) включал в себя актуализацию содержания дисциплины «Информационные технологии в профессиональной деятельности», разработку и апробацию электронного УМК, системы виртуального эксперимента, программ тренажеров. В процессе преподавания учебной дисциплины применялся комплекс соответствующих методов, форм и средств обучения. В ходе опытно-поисковой работы были отобраны те общие, профессиональные и полифункциональные компетенции, которые, по нашему мнению, получают в этом курсе наибольшее развитие.
Для специальности СПО 151031, связанной с промышленной отраслью, формирование полифункциональных компетенции обеспечивается следующим набором программных средств, включенных в рабочие программы при изучении дисциплин математического и общего естественнонаучного, общего гуманитарного и социально-экономического, профессионального циклов: операционные системы - MS Windows, Linux; офисные средства работы с текстом, графикой, базами данных - Open Office, MS Word, MS Excel, MS Access, MS Power Point, Gimp, CorelDraw; системы программирования - Visual Basic; системы автоматического проектирования - КОМПАС-3D; системы управления проектами - MS Project; автоматизированные системы управления производством - WinServicePro; системы документооборота - Простой бизнес; системы для автоматизации учета выпуска продукции на сборочном производстве - БЭСТ-5; сборочное производство, системы анализа и статистической обработки данных -SPSS.
Основная трудность опытно-поисковой работы заключалась в разработке соответствующих критериев эффективности формирования компетенций с необходимостью учитывать то обстоятельство, что многие из формируемых компетенций не поддаются точному количественному измерению. Поэтому для обоснованной оценки сформированности компетенций можно использовать различный инструментарий.
Критериями эффективности модели формирования поли-функциональных компетенций у студентов экспериментальных групп в процессе изучения дисциплины «Информационные технологии в профессиональной деятельности» стали следующие (по сравнению с успеваемостью студентов контрольных групп):
• мотивированность в профессиональной деятельности;
• ценностное отношение к самосовершенствованию поли-функциональной компетенции;
• применение ИТ знаний в производственных ситуациях;
• нормативно-правовая дисциплинированность;
• умение выявлять причинно-следственные связи экономических процессов в производственной ситуации;
• организация своего труда и труда структурного подразделения;
• опыт продуктивной социально-коммуникативной деятельности.
Для оценки сформированности полифункциональных компетенций были выбраны следующие оценочные количественные показатели: высокий, средний и базовый уровни сформиро-ванности.
Каждому уровню сформированности присвоены баллы: высокому - 3 балла; среднему - 2 балла; низкому - 1 балл.
На каждую учебную группу велась карта наблюдений, где отражались уровни сформированности компетенций, подсчитывалась сумма полученных баллов, затем осуществлялся перевод суммы баллов в уровни сформированности на основе соотношения:
• высокий - 24-30 баллов;
• средний - 17-23 балла;
• базовый - до 17 баллов.
При этом для оценки удовлетворенности работодателей уровнем полифункциональных компетенций техников-механиков совместно с работодателями была составлена анкета, включающая вопросы, отражающие структуру и содержание модели техника-механика. При составлении анкеты учитывалась её валидность: содержание анкеты согласовано с работодателями;
анкета прошла экспертизу у внешних экспертов (социологов); устойчивость анкеты проверялось путем повторного тестирования по одинаковым выборкам через определенный промежуток времени. При этом коэффициент ранговой корреляции Спирмена (р > 0,71) показал, что различия в средних значениях первичного и вторичного анкетирования незначительны. Как показал опрос работодателей, удовлетворены уровнем сформиро-ванности полифункциональных компетенций - 48,7%, удовлетворенные в полной мере 39,5%, не удовлетворены 11,8%.
Результаты опытно-экспериментальной работы в части отслеживания уровня сформированности полифункциональных компетенции по контрольным и экспериментальным учебным группам систематизированы в приведенных ниже в таблицах и диаграммах.
Таблица 1
Уровни сформированности компетенций в контрольной группе по дисциплине «Информационные технологии в профессиональной деятельности»
Уровень сформированности полифункциональных компетенций Учебный год
Кол-во студентов
2008/2009 (30 человек) 2009/2010 (30 человек) 2010/2011 (28 человек) 2011/2012 (28 человек)
Высокий 5 5 4 3
Средний 16 14 12 10
Базовый 9 11 12 15
20
18
16
14
12
10
8
6
4
2
0
16
2008/2009 30 человек
14
11
12 12
4
2009/2010 30 человек
45
10
ШИШ
2010/2011 28 человек
2011/2012 28 человек
□ Высокий Ш Средний
□ Базовый
Рис. 1. Сформированность компетенций в контрольной группе
Таблица 2
Уровни сформированности компетенций в экспериментальной группе по дисциплине «Информационные технологии в профессиональной деятельности»
Уровень сформированности полифункциональных компетенций Учебный год
Кол-во студентов
2008/2009 (30 человек) 2009/2010 (30 человек) 2010/2011 (29 человек) 2011/2012 (25 человек)
Высокий 9 10 11 15
Средний 16 15 14 7
Базовый 5 5 4 3
18
16
14
12
10
8
6
4
2
0
16
Л\\'
Л\\'
Л\\'
Л\\'
2008/2009 30 человек
15
14
10
11
ч\Ч\' ч\Ч\'
$$$> 5
ч\Ч\'
Л\\' н-н-н-н-
<Ч\\'
<Ч\\'
<Ч\\'
<Ч\\'
<Ч\\'
<Ч\\'
4
2009/2010 30 человек
15
ЛЛЛО
ЛЛЛО
ЛЛЛО
ЛЛЛО
ЛЛЛО
<\\Ч'
ЛЛЛО
2010/2011 29 человек
2011/2012 25 человек
7
5
3
0 Высокий Ш Средний Н Базовый
Рис. 2. Сформированность компетенций в экспериментальной группе
Достоверность совпадений и различий определялась нами при помощи критерия однородности х 2 для данных, измеренных в порядковой шкале (см. таблицы 1, 2) по формуле:
где п и т-число студентов экспериментальной и контрольной групп, у которых сформированы уровни полифункцио-нальных компетенций (базовый, средний, высокий), N и М-об-щее количество студентов в группах.
лин и администрацией техникума; проведено анкетирование студентов и работодателей. В результате проделанной работы методика формирования полифункциональных компетенций была дополнена и скорректирована.
По итогам сравнительного анализа результатов этого года эксперимента можно сделать вывод, что уточненная методика позволила добиться более существенных результатов в части высокого и среднего уровней сформированности полифункцио-нальной компетенции студентов экспериментальных групп. В то же время для проверки эффективности этой методики в 2011/12 учебном году был проведен третий этап формирующего эксперимента. Результаты третьего года эксперимента подтверждают эффективность разработанной методики формирования по-лифункциональных компетенций (таблица 4).
у2 = 114 * 116 *
^ЭМП
/ 17 47 \ \ 114 116) 2 ґ 52 52 1 Ш4 116; 2 ґ 45 17 л І114 116/
(17 + 47) И- (52 + 52) Н" (45 + 17)
= 26,69
Таблица 3
Критические значения критерия % для уровня значимости ог=0,05
L-1 1 2 3 4 5 6 7 8 9
Ж 0,05 3,84 5,99 7,82 9,49 11,07 12,59 14,07 15,52 16,92
Критические значения %0,05 критерия X2 для уровня значимости 0,05 приведены в таблице 3 [2].
Нами выделены три уровня знаний - «базовый», «средний» и «высокий»), следовательно, L - 1 = 2. Из таблицы получаем
2
для L - 1 = 2: %0,05= 5,99.
2
Из полученного нами %2 критерии 26,69 > 5,99= %0,05, то
* /'•'Эмп II’ ’ ’
есть достоверность различий характеристик экспериментальной и контрольной групп составляет 95% после изучения дисциплины «Информационные технологии в профессиональной деятельности».
Из полученных данных можно сделать вывод, что реализация разработанной методики, применение различных организационных форм обучения, использование электронного учебнометодического комплекса с соответствующей корректировкой их дидактических целей позволили на этапе поискового эксперимента повысить результативность учебного процесса в экспериментальных группах с позиций сформированности полифунк-циональных компетенций на высоком и среднем уровнях.
В ходе второго года формирующего этапа опытно-поисковой работы были проанализированы диссертационные исследования по данной проблеме и научно-методическая литература; проведены беседы с преподавателями специальных дисцип-
Таблица 4
Итоговое сопоставление уровней сформированности полифункциональных компетенций студентов контрольной и экспериментальной групп
Уровень Контрольная Экспериментальная
Базовый 42,53 15,63
Средний 39,3 37,53
Высокий 14,3 37,53
Из приведенных итоговых данных можно сделать вывод, что применяемая модель формирования полифункциональных компетенций достаточно эффективна. Она позволила достичь у большего количества студентов экспериментальных групп высокого и среднего уровня сформированности полифункциональ-ных компетенций. Количество же студентов, имеющих низкий уровень сформированности полифункциональных компетенции, в экспериментальных группах значительно меньше, по сравнению с контрольными группами.
В исследовании применялись также методы опроса и анкетирования, причем соответствующие анкеты были предложены преподавателям дисциплин специального цикла, студентам и выпускникам техникума, работодателям, которые подтверди-
5301480123014801230123012301
100% 90% 30% 70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%
Я m : 37.5С
15,63 w,
37,53
in
■
і—
и
WBH 's$.$
ШШ in 14,3
□ Экспериментальн ая
шКонтрольная
Базовый Средний Высокий
Рис. 3. Сводная диаграмма сформированности полифункциональных компетенции
ли возросший уровень сформированности полифункциональных компетенций
Инновационное построение образовательного процесса при изучении дисциплины «Информационные технологии в профессиональной деятельности» повлияло и на общую оценку результатов учебной деятельности студентов. Были удовлетворены результатами в экспериментальных группах 87 % студентов, в контрольных — 63 % обучаемых.
В ходе анкетирования 230 молодых специалистов - выпускников техникума было установлено, что они положительно оценивают ориентацию изучения данных дисциплин на формирование соответствующих полифункциональных компетенций. Большинство респондентов отметило, что интерес к такому построению образовательного процесса перерос у них в заинтересованность дальнейшего развития этих компетенций при изучении дисциплин профессионального цикла, убежденность в их важности для последующей трудовой деятельности в условиях перемен.
Выполнение курсовых и дипломных проектов по темам, представленным СНХЗ, Салаватнефтеоргсинтез, с использованием современных программных продуктов помогли также сориентировать будущих техников-механиков на конкретный вид профессиональной деятельности: эксплуатационный, производственно-технологический, сервисный.
Работодатели ОАО «Сода», СНХЗ, Салаватнефтеоргсинтез, «Синтез-Каучук» подчеркнули, что выпускникам эксперименталь-
Библиографический список
ных групп в большей мере присущи уверенность в своих силах, способность к коллективной деятельности, ответственность за свои решения, умение применять полученные знания в профессиональной деятельности, в том числе в меняющихся производственных условиях, и ряд других полифункциональных компетенций. Особо было отмечено сокращение периода адаптации к условиям производства.
Результаты опытно-экспериментальной работы показали эффективность изучения данных дисциплин с позиций формирования полифункциональных компетенций студентов техникума. В целом по итогам педагогического эксперимента можно сделать вывод, что определенным образом построенное изучение этих дисциплин способствует формированию полифункцио-нальных, общих и, опосредованно, профессиональных компетенций.
По итогам эксперимента мы еще раз убедились в правильности выдвинутого в предположения, что пути решения проблемы формирования полифункциональных компетенций следует искать как в направлении их выявления в содержании нормативных, учебно-программных документов, требований работодателей, так и в соответствующем построении образовательного процесса, поэтому считаем целесообразным внесение изменений в методологию проектирования ФГОС СПО, а именно: полифункциональные компетенции должны стать зафиксированной частью структуры ФГОС среднего уровня профессионального образования.
1. Зеер, Э.Ф. Модернизация профессионального образования: компетентностный подход / Э.Ф. Зеер, А.М. Павлова, Э.Э. Сыманюк. -М., 2005.
2. Новиков, Д.А. Статистические методы в педагогических исследованиях (типовые случаи). - М., 2004.
Bibliography
1. Zeer, Eh.F. Modernizaciya professionaljnogo obrazovaniya: kompetentnostnihyj podkhod / Eh.F. Zeer, A.M. Pavlova, Eh.Eh. Sihmanyuk. -M., 2005.
2. Novikov, D.A. Statisticheskie metodih v pedagogicheskikh issledovaniyakh (tipovihe sluchai). - M., 2004.
Статья поступила в редакцию 24.09.12
УДК 373
Grinechko E.D. MODERN TRENDS OF ECOLOGICAL COMPETENCE FORMATION AT OLDER ADOLESCENTS IN CONDITIONS OF SOCIAL PARTNERSHIP INSTITUTIONS OF VOCATIONAL EDUCATION. This article presents the main trends that determine the need of address to the problem of environmental education of the individual in modern society. The specificity of the environmental expertise of older adolescents in the social partnership institutions of further education is revealed. The characteristic of pedagogical support of the process is offered. The choice of pedagogical conditions of the environmental e competence formation at older adolescents is substantiated.
Key words: environmental competence, additional education, social partnership, pedagogical support.