ОБМЕН ОПЫТОМ (EXCHANGE OF EXPERIENCE)
Вестник Челябинского государственного университета. 2014. № 4 (333).
Образование и здравоохранение. Вып. 3. С. 154-158.
УДК 378.1 ББК 20.1:74.1
ПРАКТИЧЕСКАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СОЦИАЛЬНОМ ПАРТНЁРСТВЕ
Е. Д. Гринечко, С. Э. Потапов
ФГБОУВПО «Челябинский государственный университет», Челябинск, Россия
Исходя из теоретических положений и проведённой опытно-экспериментальной работы по проблеме научно-педагогического обеспечения социального партнёрства как средства формирования экологической компетентности подростков в учреждениях дополнительного образования детей, нами был обоснован ряд направлений экологической деятельности на основе этапности социального партнёрства.
Ключевые слова: экологическая деятельность, социальное партнёрство, учреждения дополнительного образования.
Нами не раскрывается вся методика реализации направления, поскольку каждое из них выступает авторской программой педагога учреждения дополнительного образования, а также заключает в себе спектр механизмов реализации, нуждающихся в особом рассмотрении как в теории, так и в практике. Нашей задачей являлось создание социального партнёрства в каждом из направлений, куратором которого автор исследования выступал на практике.
Одним из значимых направлений социального партнёрства нами обосновано научно-исследо-вателъское, реализуемое через деятельность научного общества учащихся. Специфика научной деятельности подростков в условиях учреждения дополнительного образования детей (в отличие от общеобразовательной школы, где ведущим выступает учебный компонент экологического познания, который углубляется и расширяется) в том, что это вид творческой деятельности подростков в сфере экологии, результаты которой использовались для решения локальных экологических проблем, имеющих социальное значение (например, проблем твёрдых бытовых отходов в районе проживания, бездомных животных, защиты зелёных насаждений и др.).
Выбор направления опирается на мнение подростков о том, что наибольший интерес у окружающего населения вызывают проекты, направленные на изучение экологических проблем,
связанных с местом проживания людей. Всё это обусловливает необходимость реализации социальных ожиданий подростков, так как позволяет «выйти за рамки ученических дел в какую-то новую сферу, дающую возможность проявить себя, самоутвердиться» в коллективе и в глазах взрослых.
Материалы исследования. Целями социального партнёрства в данном направлении выступали:
- формирование эмоционально-ценностного отношения к любой экологической ситуации;
- овладение систематизированными экологическими знаниями, осознание социальной и личной значимости исследовательской деятельности в сфере экологии, стремление и умение разрешать проблемные ситуации;
- выработка умений распознавать, обследовать и разрешать проблемные ситуации в сфере экологии на основе мыслительных операций репродуктивного, продуктивного и эвристического типа.
На основании социального партнёрства в научно-исследовательском направлении
- создана развивающая образовательная среда, позволяющая проводить занятия в интерактивной форме;
- организованы научные конференции школьников по экологии; педагогов УДО; руководителей научных работ подростков; учебных семинаров и тренингов по освоению новых методов
и методик исследования; индивидуальных консультаций по научным работам для подростков и их руководителей;
- реализована система активизации деятельности подростка, включение его в самостоятельную деятельность, что обеспечивает воспитание умения культурно и научно вести диалог, аргументированно отстаивать свою точку зрения; развитие характера личности исследователя; сохранение преемственности в научно-исследовательской работе различных возрастных категорий; обмен опытом и знаниями между подростками, студентами и педагогами ссузов, вузов, занимающимися экологическими проблемами;
- организован выпуск тематических сборников творческих и исследовательских работ подростков по изучению объектов и явлений окружающей среды: «Защитим свою малую родину», «Пусть будет мир зелёным!» и др.
Результаты исследования и их обсуждение. Проектно-поисковое направление, реализуемое через экопроектирование, выступало одним из самых популярных у подростков (около 74 % участников эксперимента включились в работу данного направления). В результате экопроектирования было разработано около 145 проектов (индивидуальных и групповые), из них на конкурсной основе отобрано и реализовано около 25 проектов и 25 проектов выстроены в перспективу социального партнёрства. Так был осуществлён проект «Яблоневый сад» с целью формирования активной гражданской и нравственной позиции у подростков, где социальными партнёрами ДОУ выступали общественное объединение студентов СПО «Пульс», Горзеленстрой, вузы г. Костаная и Челябинска и др. Проект «Моя туристическая семья» имел целью обобщения истории семьи, реализации её туристического потенциала на слёте туристических семей, где основным социальным партнёром выступала семья подростка, экологические общественные организации.
Наибольший интерес у общественности вызвали флешмобы на улицах города по экологическим проблемам; онлайн-форум на портале УДО (в некоторых случаях вузов); дворовые экологические акции; шефство за рекреационными зонами города; «Экограффити» — фестиваль настенных рисунков, «Экококтейль» — безалкогольные вечеринки с дегустацией, например, родниковой воды; разработка «экопояса» (чистых и ухоженных мест в городе) и др.
Культурно-досуговое направление реализовывалось в системе летнего экологического лагеря в течение двух лет, на базе санатория «Сосновая горка» для детей участников экологической деятельности (участники в экспериментальных группах составили 32 %).
Были разработаны и опробованы специализированные смены на двух уровнях: базовый уровень экологических знаний и продвинутый.
В задачи смены входило:
- активное восприятие подростками созданий живой и неживой природы, экосистем, процессов (ведущий компонент — гносеологический);
- формирование представлений об экологических взаимосвязях, противоречиях — занятия на природе, экскурсии, наблюдения, интерактивные упражнения и игры (ведущий компонент экологической компетентности — аксиологический);
- включение в различные виды экологической деятельности — акции, творческое моделирование, экоигры и пр. (ведущий компонент — праксиологический);
- оценивание, осмысление экологической деятельности на основе эмоциональных, эстетических, научных, нравственных, практических, экзистенциальных критериев — проведение наблюдений, выполнение экологических заданий (ведущий компонент — рефлексивный).
В план-сетку мероприятий были включены экскурсионно-практические занятия и лабораторные исследования (творческий конкурс «Осенний вернисаж», «Красная книга Челябинской области», «Арт-шоу», благотворительная акция «Чистый отдых» и др.).
В социально-значимом направлении было реализовано участие в деятельности экологических общественных объединений, привлечено 34 % участников экспериментальных групп.
В Челябинской области более 100 активных общественных объединений экологического, культурно-просветительского, научно-медицинского направления, которые участвуют в решении экологических проблем, ведут проекты и организуют мероприятия по защите окружающей среды, формированию здорового образа жизни, прививают навыки экологически безопасного поведения.
Школьники были включены в деятельность Челябинской областной общественной организации «Центр детско-юношеского туризма и краеведения “Наследие”», благотворительного экологического фонда «Моя планета» (детское экологическое движение «Зелёный дозор») и др. Эти
организации и есть основные партнёры направления, подростки участвуют не в самом движении, а выступают наблюдателями, активаторами акций объединений.
Совместным проектом социальных партнёров в данном направлении выступает создание экологического дискуссионного клуба «Танкоград». В заседаниях клуба принимают участие учёные, представители органов государственной власти, органов местного самоуправления, преподаватели вузов, работники библиотек, общественные организации и др. Заседания клуба в 2010 г. были посвящены особо охраняемым природным территориям области и биологическим видам, занечён-ным в Красную книгу Челябинской области.
Практико-ориентированное направление объединило в себе 54 % участников экспериментальной деятельности, при этом в направление вошли постоянно действующие объединения туристской, туристско-краеведческой деятельности, а также ряд участников направлений гражданского воспитания, связанных с экологией и изучением родного края.
Задача куратора эксперимента заключалась в создании единого, активного поля социального взаимодействия, опирающегося на принципы:
- интеграции;
- потенциальности (обладает обучающим, познавательным, развивающим, воспитательным и оздоровительным потенциалом);
- практико-ориентированности;
- взаимосвязи педагогических технологий (устанавливает взаимосвязь между содержанием, технологиями, методами и формами экологической деятельности социальных партнёров);
- комфортности взаимодействия руководителей, учителей, педагогов дополнительного образования, подростков, их родителей и социального окружения, направленного на формирование экологической компетентности подростков.
Творческо-натуралистическое направление, реализуемое в деятельности экоклубов включало около 75 % участников эксперимента, представляло собой одно из ведущих, поскольку связывалось со спецификой УДО детей.
Исключительность данного направления — в постоянном социальном партнёрстве в рамках реализации образовательных программ экологического направления (таблица).
Экспедиционно-музейное направление — предполагает участие подростков, имеющих опыт экологической деятельности и формирование
Аспекты содержательной деятельности социальных партнеров
Направление деятельности экоклуба СП Аспект деятельности по формированию экологической компетентности подростков Результат социального партнерства
Диагностическое Вуз, колледж Определение уровня развития экологической компетентности каждого участника клуба Выявление профессиональной ориентации подростков Повышение качества ресурсного обеспечения дополнительного образования детей
ДОУ, школа Определение уровней мотивации деятельности. Интеграция и преемственность основного общего и дополнительного образования детей
Родители, подростки Самодиагностика, взаимодиагности-ка Восприятие в сообществе детей и взрослых творчества и личной свободы субъекта образовательной деятельности как особо значимых ценностей
Фасилитативное ДОУ Подбор индивидуальных форм работы Создание условий для развития способности к самоанализу, потребности в самореализации Реализация индивидуальных образовательных маршрутов подростков в сфере экологического воспитания
Вуз, колледж Инициирование активности вех субъектов экологической деятельно -сти Развитие конкурентоспособности УДО и подростка
Окончание таблицы
Направление деятельности экоклуба СП Аспект деятельности по формированию экологической компетентности подростков Результат социального партнерства
Аналитико-рефлек- сивное Вуз, колледж Оказание помощи в овладении способами обнаружения и решения своих проблем Выстраивание перспектив личностного развития в сфере экологической деятельности Поощрение инициативы и создание условий для проявления самостоятельной экологической деятельности Развитие профильного обучения в дополнительном образовании детей
ДОУ Создание условий для осознания своих возможностей и социальной позиции в экологической деятельности Преобладающий субъектносубъектный характер взаимодействия между всеми участниками образовательного процесса
Информационное ДОУ Предоставление информации о деятельности в клубе, пропаганда деятельности Повышение координирующей роли УДО в формировании экологической компетентности подростков
Вуз, колледж Информирование о перспективе экологической активности (для подростков); предоставление и подбор материалов теоретического характера для деятельности клуба (для педагогов) Обеспечение внедрения в новых эффективных воспитательных технологий и повышение качества отдельных аспектов экологической подготовки
личности в духе национальных и общечеловеческих ценностей через приобщение к истории, экономике, природе и культуре своей Родины. В этой группе выделяются долгосрочные поисковые экспедиции, исследования состояния окружающей среды (в том числе памятников истории и культуры), социологические опросы, пропаганда краеведческих знаний (лекции, экскурсии, публикации в средствах массовой информации) и создание музейных экспозиций.
Таким образом, основными направлениями являются: научно-исследовательское (в рамках деятельности научного общества учащихся); культурно-досуговое (в рамках деятельности летних
экологических лагерей); проектно-поисковое (в результате экопроектирования); социально значимое (участие в деятельности экологических общественных организаций); практико-ориенти-рованное (экотуризм); творческо-натуралистическое (в деятельности экоклубов (флористика, экодизайн, игровая экология, экотеатр и др.)); экспедиционно-музейное (экспедиции и музейная деятельность).
При этом все указанные направления не требуют включенности личности подростка во все виды деятельности, для реализации формирующего процесса достаточно участия в двух направлениях.
Список литературы
1. Гринечко, Е. Д. Особенности построения системы социального партнёрства в учреждении дополнительного образования детей по формированию экологической компетентности подростков : метод. пособие / Е. Д. Гринечко. Челябинск, 2012. 71 с.
2. Модернизация современного образования : к экологической компетентности — через экологическую деятельность : материалы V Всерос. науч.-метод. семинара, 8-12 нояб. 2006 г., С.-Петербург. СПб. : Крисмас+, 2006. 264 с.
3. Пашевич, Н. Л. Комплекс педагогических условий эффективного формирования экологической культуры младших школьников / Н. Л. Пашевич // Инновационные процессы в образовании - как фактор конкурентноспособности образовательной системы : сб. материалов межрегион. науч.-методол. конф. Кокшетау : Кокшетаус. гос. ун-т им. Ш. Уалиханова, 2006. 195 с.
Сведения об авторах
Г ринечко Елена Дмитриевна — кандидат педагогических наук, доцент кафедры физического воспитания и спорта Челябинского государственного университета, Челябинск, Россия. univer-ed@inbox.ru
Потапов Сергей Эдуардович — старший лаборант кафедры физического воспитания и спорта Челябинского государственного университета, Челябинск, Россия. univer-ed@inbox.ru
Bulletin of Chelyabinsk State University. 2014. № 4 (333).
Education and Healthcare. Issue 3. P. 154-158.
PRACTICAL REALIzATIoN of THE MAIN DIRECTIoNs of ecological activity in social partnership
E. D. Grinechko
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of Physical Training and Sports of Chelyabinsk State University,
Chelyabinsk, Russia. univer-ed@inbox.ru
S. E. Potapov
Senior Laboratory Assistant of Chair of Physical Training and Sports of Chelyabinsk State University, Chelyabinsk, Russia.
univer-ed@inbox.ru
Proceeding from theoretical provisions and the carried-out skilled and experimental work on a problem of scientific and pedagogical ensuring social partnership as means of formation of ecological competence of teenagers in establishments of additional education of children, us a number of the directions of ecological activity on the basis of staging of social partnership was reasonable.
Keywords: ecological activity, social partnership, establishments of additional education.
References
1. Grinechko, E. D. features of the build system of social partnership in the establishment of the supplementary education to develop environmental competence of adolescents : method. manual / E. D. Grinechko. Chelyabinsk, 2012. 71 p.
2. Modernization of modern education: to environmental expertise through environmental activities : mater. V researcher-method. semin., 8-12 November 2006 SPb.: Christmas +, 2006. 264 p.
3. 3. Pashevich, N. L. Complex pedagogical conditions of effective formation of ecological culture of younger pupils / N. L. Pashevich // Innovative processes in education as a factor of competitiveness of the educational system. mater. kruchin. researcher-metodol. conf. Kokshetau, 2006. 195 p.