Научная статья на тему 'Современные тенденции формирования экологической компетентности старших подростков в педагогической теории и практике'

Современные тенденции формирования экологической компетентности старших подростков в педагогической теории и практике Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
622
115
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КОМПЕ-ТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гринечко Елена Дмитриевна

В статье актуализируется необходимость обращения к проблеме экологического образования личности в современном обществе; акцентируется внимание на повышение роли дополнительного образования в формировании личности; анализируется роль компетент-ностного подхода в образовательно-воспитательном процессе в целом и дополнительном образовании в частности. Раскрыта взаимосвязь понятий экологическое воспитание экологическое образование экологическая компетентность экологическая грамотность. делаются выводы о возможностях педагогического проектирования формирования экологической компетентности старших подростков в учреждении дополнительного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Современные тенденции формирования экологической компетентности старших подростков в педагогической теории и практике»

УДК 373.3/5

Гринечко Елена Дмитриевна

Аспирант кафедры педагогики и психологии Челябинской государственной академии культуры и искусств, kaf-ped@chgaki.ru, Челябинск

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ И ПРАКТИКЕ

Grinechko Elena Dmitriyevna

Post-graduate student of the Chair of Pedagogics and psychology of the Chelyabinsk State Academy of Culture and Arts, ekaf-ped@chgaki.ru, Chelyabinsk

THE MODERN TENDENCIES OF THE FORMATION of the ecological competence OF TEENAGERS IN THE PEDAGOGICAL THEORY AND PRACTICE

Современная отечественная педагогическая система ориентирована на цели устойчивого развития общества, формирование ценностей воспитания и образования в контексте Болонского процесса, где становление экологической доминанты современного общественного сознания призвано способствовать преодолению негативных явлений современности.

Обращение к формированию экологической компетентности старших подростков в дополнительном образовании предопределили следующие тенденции в современной педагогической теории и практике.

Так первой тенденцией выступает актуализация экологического образования личности в современном обществе.

Согласно «Экологической доктрине России» экологическое обучение и воспитание объективно становятся стержнем концепции образования ХХ! в., отражая историческую необходимость перехода человека к новому типу отношений с природой, производством и обществом. В сферу образования все активнее входит экологическая составляющая, что способствует взвешенному отношению к природе и человеку.

Методологические и дидактические основы экологического образования заложены в ряд теоретических концепций, при обобщении которых нами выявлена значимость непрерывности экологического образования (в исследовании Н. В. Картамышевой), междисципланарности как принципа и условия успешности экологического образования (И. Д. Зверев, И. Н. Пономарева, И. Т. Суравегина), необходимость учета особенностей на глобальном, национально-региональном и локальном уровнях в содержании экологического образования (А. М. Попов) [7].

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ...

При этом в педагогике отдельно рассматривается понятие экологическое воспитание как новое направление, которое признается в настоящее время в качестве одного из действенных средств решения современных проблем человека и окружающей среды, общества и природы, здорового образа жизни самого человека и др. [3].

Мы придерживаемся мнения М. В. Лебедева, Ф. Н. Мухамбетова, что под экологическим воспитанием в педагогической науке понимается единство экологического сознания и поведения, гармоничного с природой. При этом экологическое воспитание является составной частью нравственного воспитания [4; 6].

Экологическое воспитание старших подростков в соответствии с пси-холого-педагогическими особенностями возраста направлено на решение важнейшей задачи формирования восприятия, оценок и суждений, что подразумевает становление личной духовно-содержательной позиции по отношению к природе как объекту социальной и эстетической ценности, в частности, и подготовку к жизненному самоопределению, самостоятельному выбору в пользу гуманистических идеалов, развитию самостоятельности как качества личности, в целом.

Структурная декомпозиция цели общего экологического образования (согласно Концепции общего среднего экологического образования - формирование экологической культуры) позволяет определить место экологической компетентности в системе образовательных результатов «грамотность» -«образованность» - «компетентность» - «культура» - «менталитет».

Экологическая компетентность органично формируется в процессе экологического образования и является основанием экологической культуры, осуществляет личностно-развивающую функцию в методике и технологии обучения, реализует функцию природной ориентации в организационном и практическом построении обучения [5].

Таким образом, формирование экологической компетентности является необходимым этапом становления экологической культуры и выступает целенаправленным процессом освоения личностью теоретических знаний, практических умений, экологических ценностей, обретения экологических смыслов в ходе личностно и социально значимой экологической деятельности и приобретения на этой основе опыта решения экологических проблем [2].

Исходя из осуществленного теоретического анализа, в нашем исследовании реализуется непрерывная динамика экологического развития личности старшего подростка в неразрывной взаимосвязи экологического образования и воспитания при векторном развитии от экологических знаний, умений и навыков к экологическому сознанию, мировоззрению и др., что становиться основой экологической компетентности и залогом успешного формирования и развития экологической культуры. Системность понятий заключена в выстраивании иерархичности, схематизации реализации последовательности педагогической деятельности.

В настоящее время экологическая компетенция не входит в перечни образовательных компетенций, составленных как зарубежными, так и отече-

ственными исследователями. Экологическая компетентность старшего подростка в нашем исследовании на современном этапе развития педагогики и общества в целом не может быть отнесена к ключевым, поскольку все же имеет ограниченный практический контекст и не может распространяться на все виды деятельности личности, в связи с рядом ограничений: отсутствие понимания в педагогическом обществе первоочередного внимания к проблеме «человек-природа» (наибольшее внимание уделено самореализации, духовно-нравственному развитию, коммуникациям); отсутствие достаточных знаний у широкого круга педагогов как общего так и дополнительного образования о теориях и технологиях экологического воспитания личности как человека природы и необходимости позиции в отношении «Я-природа» (здоровьезбережение), «Я- оптимальный потребитель» (краеведение, туризм, исследования и пр.), «Я-активный создатель» (объединения, социальная деятельность) как направления будущего развития социума; слабая разработанность нормативных документов и пр.

Исходя из этого, а также относительно базы формирования, а именно учреждение дополнительного образования, мы относим экологическую компетентность к группе социальных компетентностей личности, что предполагает личностное отношение к предмету деятельности, сложившиеся в результате оценки эффективности результатов действий в системе дополнительного образования.

Второй тенденцией в современной педагогической теории и практики, предопределяющей обращение к проблеме формирования экологической компетентности старшеклассников в дополнительном образовании, выступает повышение роли дополнительного образования в формировании личности.

Так, в настоящее время необходимыми условиями существования человека в современном мире провозглашаются свобода выбора, развитие и самоопределение, а также самостоятельность и ответственность в принятии решения.

Дополнительное образование детей, органично сочетает в себе воспитание, обучение, развитие и социализацию личности. Оно социально востребовано, находится в постоянном развитии и обновлении, создавая и апробируя новые образовательные структуры, новые программы и технологии, активно включается в научно-исследовательскую деятельность, в организацию профильного обучения, в этом заключается социальность статуса дополнительного образования [8].

Новое образование, в том числе и дополнительное, строящееся на основе компетентностного подхода, предлагает разграничение компетентностей личности по определенным сферам [9]. Одной из таких сфер является сфера экологической деятельности. Указанная сфера представляется неотъемлемым элементом образа жизни старшего подростка, определяющим особое пространство его развития, при этом особенно важна внеурочная деятельность, так как именно она способствует позитивной социализации.

Научный интерес к эко сфере старших подростков как к сфере, связанной с саморазвитием, самовыражением, самоутверждением носит неустойчивый

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ... характер, однако последнее время эко-человек и проблемы энерго-сберега-ющих технологий делают сферу экологического образования и воспитания одной из значимых направлений деятельности учреждений дополнительного образования.

Проведенный историко-акцентуальный анализ развития экологического мировоззрения позволил сделать следующие выводы:

• существуют исторические предпосылки системной разработки и изучения процесса формирования комплексных взаимоотношений человека с другим человеком, социальными группами, природой, социально-природной средой и самим собой в системе дополнительного образования;

• системные знания, предметом которых являются взаимоотношения человека с другим человеком, социальными группами людей, природой, социально-природной средой и самим собой становятся основанием для развития экологического направления в деятельности учреждений дополнительного образования;

• имеются разработки и реализации дидактических основ экологического образования в учреждении дополнительного образования;

• деятельность учреждения дополнительного образованная по формированию экологической компетентности старшеклассников необходимо основывать на педагогической антропологи, позволяющей исходить из исторического опыта целенаправленного формирования отношений человека с окружающим миром и самим собой.

И третья тенденция предопределяющая обращение к проблеме формирования экологической компетентности старшеклассников в дополнительном образовании заключается в возрастании роли компетентностного подхода в образовательно-воспитательных процессах в целом и дополнительном образовании в частности.

В настоящий период именно компетентностный подход выступает социальной стратегией в сфере образования, ориентированной на личность.

При этом в современной системе дополнительного образования в соответствии с компетеннтостным подходом формируются изменения в ценностях, целях и результатах обучения и воспитания (от усвоения ЗУНов - к формированию базовых социальных и предметных компетенций личности); существует система практических действий как основа компетенции и заложена педагогика творческого сотрудничества и диалога педагога и ребенка; наблюдается общее стремление к созиданию образа мира в себе самом посредством активного полагания себя в мир интеллектуальной, духовной, социальной и предметной культуры.

Системе дополнительного образования родоначально является открытой к инновационным педагогическим технологиям, реализующим принципы совместной деятельности и творческого взаимодействия педагога и обучающихся, единства познавательной, исследовательской и будущей практической деятельности; способной к социальному партнерству, что становиться

наиболее перспективным стартом для включения в систему компетентност-ного подхода.

При этом следует создать педагогическую среду учреждения дополнительного образования, влияющую на разные аспекты и стороны развития личности: создать условия для появления у старшеклассников мотива к само-изменению, личностному росту; создать условия для приобретения средств познания и исследования мира (процессов, явлений, событий, свойств, законов и закономерностей, отношений и др.); создать условия для возможности к реализации «Я - концепции» («Я - могу» - «я - хочу» - «я - нравлюсь»). В рамках данного подхода можно вести речь о комплексном развитии эмоционально-образной, когнитивной, деятельностной сфер личности [1].

Компетентностный подход в дополнительном образовании, ориентированный преимущественно на ценностно-смысловую, содержательную, личностную составляющие образования и воспитания, не противопоставляясь традиционному знаниевому подходу, и принимая необходимость усиления его практико-ориентированности, существенно расширяет содержание экологического образования собственно личностными составляющими, делает его гуманистически направленным.

Определение ведущих тенденцией в современной педагогической теории и практики, предопределяющей обращение к проблеме формирования экологической компетентности старшеклассников в дополнительном образовании позволяют определить стратегию в выстраивании тезауруса рассматриваемого явления; определении соотношений понятий и места экологической компетентности старшего подростка в системе компетенций личности; определить структуру экологической компетентности старшего подростка; выделить специфику применения компетентностного подхода в системе дополнительного образования детей; осуществить проектирование рассматриваемого процесса.

Библиографический список

1. Бородина, Е. П. Введение элементов компетентностного подхода в школе в рамках инновационной и экспериментальной деятельности педагога [Электронный ресурс] / Е. П. Бородина // Интернет-журнал «Эйдос». - 2011. - № 6. -27 июня. - Режим доступа: http://eidos.ru/joumal/2011/0627-02. Ьт.

2. Ермаков, Д. С. Педагогическая концепция формирования экологической компетентности учащихся [Текст]: автореф. дис. ... докт. пед. наук / Д. С. Ермаков. -М.: [б. и. ], 2009. - 36 с.

3. Коваль, Т. В. Биоэтическое воспитание как средство формирования экологической культуры старшеклассников [Текст] / Т. В. Коваль, Л. Н. Харченко // Вестник Ставропольского государственного университета. - 2008. - № 56. - С. 16-22.

4. Лебедева, М. В. Экологическое воспитание как актуальная психолого-педаго-гическая проблема [Текст] / М. В. Лебедева // Среднее профессиональное образование. - 2007. - № 10. - С. 8-9.

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ...

5. Макоедова, А. А. Формирование экологической компетентности старшеклассников в природоориентированной деятельности гимназии [Текст]: автореф. дис. ... канд. пед. наук / А. А. Макоедова. - М.: [б. и. ], 2007. - 21 с.

6. Мухамбетов, Ф. Н. Экологическое воспитание молодежи [Текст] / Ф. Н. Му-хамбетов // Философия права. - 2010. - № 3. - С. 110-111.

7. Попов, А. М. Актуальные проблемы экологического образования и воспитания [Текст] / А. М. Попов // Вестник Омского университета: науч. журн. - 2007. -№ 1. - С. 141-146.

8. Ткачева, А. Н. Пути преодоления профессиональных деформаций в деятельности специалистов дополнительного образования детей [Текст] / А. Н. Ткачева // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. - 2007. - № 11. -С. 243-248.

9. Шевченко, В. А. Теоретико-методологические вопросы управления образовательными системами в условиях реализации компетентностного подхода [Текст] / В. А. Шевченко // Образование. Наука. Инновации. - 2010. - № 2. - С. 40-46.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.