УДК 372.878:372.879.6
ББК Ч426.853+Ч426.75-22 ГСНТИ 14.35.09 Код ВАК 13.00.02
Петрачков Константин Владимирович,
аспирант, институт музыкального и художественного образования, Уральский государственный педагогический университет; преподаватель, Екатеринбургский кадетский корпус»; 620058, г. Екатеринбург, пр. Космонавтов, д. 26; e-mail:petrachrov@ mail.ru
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ИСПОЛНЕНИЯ УЧАЩИМИСЯ СТРОЕВОЙ ПЕСНИ
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: строевая песня; педагогические условия формирования навыков исполнения строевой песни.
АННОТАЦИЯ. В статье рассматриваются специфические особенности строевой песни. Определяется, что она базируется на жанре марша, имеет определенное функциональное назначение - поддерживать заданный темп движения. Специфической особенностью строевой песни является опора на речевую составляющую, раскрывающую ее содержание: для такой песни характерны декламационные моменты, скандирование, расстановка акцентов и ударений на определенных слогах. Ритмическая сторона отличается двухдольностью с четким акцентом на первой доле. Исходя из специфики данного музыкального жанра для исполнения строевой песни необходимо умение совмещать пение и движение: «держать» определенный темп в движении, заданный художественно-образным началом песни, ощущать сильную долю двухдольного метра, исполнять песню не «крикливо», но с четкой артикуляцией и произношением слова. Исходя из особенностей строевой песни, а также возрастного развития голосового аппарата подростков определяются условия формирования навыка ее исполнения. Таковыми являются организация работы на здоровьесберегающей основе, совмещение пения и движения, развитие чувства ритма, пение в речевой позиции. Данный комплекс необходимых условий обеспечивает дидактическое единство процесса обучения, его логику, целостность и взаимосвязь всех его частей на доминантной основе здоровьесбережения.
Petrachkov Konstantin Vladimirovich,
Post-graduate Student, Institute of Music and Arts Education, Ural State Pedagogical University; Teacher of "Ekaterinburg Military School", Ekaterinburg, Russia.
PEDAGOGICAL CONDITIONS OF FORMATION OF STUDENTS' SKILLS OF SINGING MARCH SONGS
KEY WORDS: march song; pedagogical conditions of formation of skills of singing march songs.
ABSTRACT. The article considers specific features of march songs. It is argued that a march song is based on the genre of march and has a specific function: to maintain a predetermined tempo of movement. The specific nature of the march song consists in special emphasis on the verbal component, revealing its content: it is characterized by declamatory moments, chanting and stressing certain syllables. The rhythmic aspect is characterized by a cut time signature with a clear emphasis on the first beat. With regard to the specific features of this musical genre, it is necessary to be able to match singing to movement: to "keep to" a specific tempo set by the artistic-imagery beginning of the song; to feel the strong beat of the cut time signature; to perform the song loudly, clearly articulating and pronouncing the words of the lyrics. The conditions of formation of skills of performance of a march song are determined on the basis of the peculiarities of march songs in general and taking into account the development of the vocal apparatus of adolescents at a given age. These conditions include: organization of work on the health-preserving basis; matching singing to movement; development of the sense of rhythm; singing in a speech position. This complex of the necessary conditions provides didactic unity to the learning process, guarantees its logic, integrity and interrelation of all its parts, with the dominant position of health-preservation.
»последнее время в отечественном ры проводятся как в стенах общеобразова-
^ образовании обнаруживается зна- тельных школ, так и в специальных учеб-
чительный интерес исследователей, школь- ных заведениях: кадетских корпусах, ка-
ных учителей, педагогов системы дополни- зачьих учебных заведениях, кадетских шко-
тельного образования к вопросам патрио- лах [8]. Во время подготовки к таким смот-
тического воспитания детей и юношества. рам учащиеся отрабатывают строевой шаг,
Одной из ярких и эффективных форм тако- тренируются в достижении определенной
го воспитания являются смотры строя и выправки и стараются успешно соединять
песни, которые пользовались популярно- исполнение строевых песен, которые пред-
стью в 60-80-е годы ХХ века и впоследствии варительно изучаются на уроках музыки, с
были исключены из школьного воспита- движением.
тельного процесса. Анкетирование учителей, педагогов
В настоящее время интерес к таким ме- дополнительного образования, а также
роприятиям возобновляется. Сейчас смот- учащихся кадетских классов и школ, кото-
Bi
о
© Петрачков К. В., 2015
рое проводилось в трех кадетских учебных заведениях Свердловской области (Федеральное государственное казенное общеобразовательное учреждение «Екатеринбургское суворовское военное училище Министерства обороны Российской Федерации», Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области Кадетская школа-интернат «Екатеринбургский кадетский корпус», Кадетская школа-интернат «Юность» г. Верхняя Пышма Свердловской области), в котором принимали участие 165 человек (из них 156 учащихся и 9 педагогов), показал следующее:
- учащиеся не умеют координировать движение и пение;
- исполнение строевой песни часто производится форсированным звуком, что в конечном итоге приводит к проблемам голосового аппарата у детей;
- в процессе подготовки к смотрам и на самом смотре учащиеся ощущают, как они говорят, «сбой дыхания»;
- дети не попадают в сильную долю такта при пении, отчего сбивается ритм и происходит либо отставание, либо, наоборот, ускорение темпа [17].
Полученные данные, а также анализ педагогической литературы позволяют сделать вывод о необходимости, во-первых, определения условий для формирования навыков исполнения строевых песен, во-вторых, разработки соответствующих технологий, методик или комплекса методов, которые способствуют формированию этих навыков. Главным условием обучения строевому пению является осуществление всего этого процесса в опоре на принцип здоровьесбережения. Все другие условия обучения должны создаваться с учетом необходимости сохранения здоровья обучающихся.
Задача сохранения здоровья учащихся определена в федеральных государственных стандартах и представлена во многих документах федерального, регионального, муниципального уровня по вопросам охраны и укрепления здоровья детей [28; 30; 19; 20; 29; 22; 21]. Одним из таких документов является Концепция федеральной системы подготовки граждан РФ к военной службе [10], в которой подчеркивается, что при наличии определенной специфики в программах обучения должны ставить в приоритет охрану детского здоровья. Однако следует объективно признать, что сегодня в учебной программе и в традиционной системе обучения кадетских учебных заведений часто проявляется здоровьезатратный характер [1; 3].
В разных источниках (Н. К. Смирнова [25], В. И. Ковалько [9], Е. А. Менчинская [13], Н. И. Аверьянова, И. Л. Старкова,
Н. М. Абашева [1], С. Г. Ахмерова [3] и др.) здоровьесберегающая составная процесса обучения называется авторами технологией, методом, способом и т. д. В нашей работе мы это положение трактуем как педагогическое условие, так как оно обеспечивает благоприятную и рациональную организацию всего процесса обучения, позволяет учитывать соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям учащихся.
Так как смотры строя и песни чаще всего проводятся у подростков (к тому же в условиях открытого пространства - улицы), то возникает необходимость уделять внимание охране и здоровьесбережению голоса у мутирующих учащихся посредством временного контроля при проведении занятий. Подростковый возраст является переломным и в развитии двигательной активности детей при их неравномерном физическом развитии.
Имеет смысл подробнее остановиться на таком феномене музыкальной культуры, как строевая песня. Ее специфические особенности позволят выделить условия, которые могут быть взяты за основу учителем при подготовке и проведении смотра строя и песни.
Строевая песня представляет собой разновидность военной песни, сложившейся в период становления Российского государства. Данный вид военной песни имеет определенное назначение - поддерживать определенный ритм и темп движения, который задается ритмом и темпом самой песни.
Строевая песня (с «говорящим» названием в переводе с английского marching song) по своей ритмической структуре и жанровой природе схожа с маршем. По существу она является песней-маршем. Музыкальная особенность строевых песен подчеркивается наличием двигательно-мо-торной основы марша, так как именно ма-аршевостью определяется жанровая музыкальная составляющая строевых песен. При этом важно также отметить, что строевая песня обладает ясностью структуры, в которой преобладают квадратные построения, и ей присуща строгая размеренность темпа.
Специфической особенностью строевой песни является опора на речевую составляющую, раскрывающую ее содержание. Такая песня включает декламационные моменты, скандирование, акценты на определенных слогах. Темп строевых песен оптимален для шага, как правило, это темп tempo di marcia (согласно принятым итальянским обозначениям), что соответствует определенному (108-126) общему количеству ударов в минуту. Ритмическая сторона
отличается ярко выраженной двухдольно-стью с четким акцентом на первой доле.
Способы исполнения строевой песни складывались на протяжении многих веков. Она исполняется хором, хором и запевалой (солистом). Помимо звучания а саре11а такая песня включала и аккомпанемент оркестра, в который входили духовые и ударные инструменты военного оркестра. Причем главенствующая роль принадлежит именно ударной группе военно-духового оркестра, которая помогает участникам пения при движении строем: малый барабан подчеркивает темп, большой барабан подчеркивает сильную долю при движении строевым шагом во время пения. Ударная группа (т. е. большой и малый барабан) главным образом непосредственно применяется при разучивании строевых песен и при проведении занятий по строевой подготовке в кадетских, суворовских, казачьих, морских (нахимовских) образовательных учебных заведениях, также в военно-образовательных учреждениях высшего профессионального образования независимо от наличия в них штатного оркестра [17].
Исходя из специфики данного музыкального жанра для исполнения строевой песни необходимы умения:
- совмещать пение и движение:
- «держать» определенный темп в движении, заданный художественно-образным началом песни;
- ощущать сильную долю двухдольного метра;
- исполнять песню не «крикливо», но с четкой артикуляцией и произношением слова.
Варианты решения проблемы обучения детей одновременно совмещать пение и движение обнаруживаются во многих работах авторов дошкольного образования (А. И. Буренина [4], С. Д. Руднева [23], И. М. Каплунова [6], Н. Г. Тагильцева [26; 27]). Особенности совмещения пения и движения в образовательном процессе у дошкольников отражаются в инсценировках песен, театрализациях, в процессе входа в помещение, где проводится музыкальное занятие. Что касается школьного образования, то авторы не проявляют должного интереса к нахождению путей для решения этой проблемы. Хотя на уроках музыки и на внеклассных занятиях в школе учащиеся вовлекаются в пластическое интонирование, в процессе которого включается вокальное исполнение. Но методических материалов по осуществлению такой работы не существует.
Особенности совмещения пения и движения в процессе обучения рассматривается и на уровне профессиональной ву-
зовской педагогики. На этот уровень обучения (в частности, в театральных вузах) обращается внимание в работах таких авторов как О. Л. Монд [15], А. Б. Немировского [16], А. В. Гребенкина [5], И. Э. Кох [11], Н. В. Карпова [7], А. Пиз [18]. Однако обучение совмещать пение и движение в таких работах базируется на идее наиболее полного раскрытия и воплощения художественного образа оперного спектакля, мюзикла или музыкальной комедии.
Идеи о соединении пения и движения при исполнении строевых песен встречаются в работах авторов, которые исследовали процесс обучения будущих военных (В. В. Апакидзе, Р. Г. Дукова [2], В. А. Ме-ринского [14], А. Г. Смирнова, Б. Н. Мишина, В. А. Васнева [24], В. Ф. Кульковой [12]). Но в данных работах упор делался на развитие двигательных навыков, формирующихся в процессе строевой подготовки, а пение рассматривалось как побочный вид деятельности, который осуществляется непроизвольно, сам собою.
Наличие всех вышеуказанных проблем вызывает необходимость определения ряда условий, необходимых для процесса формирования навыков пения строевых песен при работе с учащимися.
Педагогу для соблюдения названных условий необходимо прежде всего в доступной форме, ясно изложить цели занятия, целостное понимание его алгоритма и последовательности. Без поэтапного решения задач, без осознания необходимости требуемых от учащегося действий занятие может превратиться в муштру, что ведет к напрасной трате времени и физических сил. А это неизбежно приведет к переутомлению учащихся и, как следствие, к проблемам со здоровьем. В практической работе следует осуществлять контроль равномерности нагрузки на мышцы двигательного аппарата, ровности звучания голосового аппарата, исключить при пении форсированное звучание голоса.
Также следует подчеркнуть важность соответствия речи и пения, темпа движения и функционирования дыхательной системы учащегося. И. Э. Кох указывает на то, что «произнесение текста или пение во время или после активного движения требует от исполнителя специальной координации речи и движений с деятельностью сердечнососудистого и дыхательного аппаратов. Во время активного движения и особенно после него нарушение дыхания мешает произнесению текста» [11, с. 23]. Данная цитата подтверждает взаимосвязь условия здо-ровьесбережения и условия совмещения пения с движением, так как процесс пения и
движения происходит при участии сердечно-сосудистого и дыхательного аппаратов.
Поэтому-то следующим условием обучения детей строевому пению является совмещение пения и движения. Это условие вытекает, во-первых, из необходимости здоровьесбережения, во-вторых, из специфики строевой песни, которая исполняется под шаг, т. е. в движении.
Как может осуществляться соблюдение данного условия на практике? Прежде всего, за счет адекватности требований к исполнению строевой песни и на уроках музыки, и на занятиях по строевой подготовке. На уроке музыки это совмещение осуществляется при разучивании строевой песни учащимися с активным включением двигательных действий: шага на месте, движения рук при шаге на месте. А на занятиях по строевой подготовке - в двигательную (шаговую) тренировку включается пение (по одной фразе с паузами, по исполнению фраз разными рядами, по проговариванию фраз песни и т. д.).
При рассмотрении рече-двигательной координации (умения соединять речь и движения в одинаковых и меняющихся по ходу исполнения темпо-ритмах действиях) следует принимать во внимание установки И. П. Павлова, который писал, что под «движениями речи» подразумевается вся совокупность работы мышц речевого аппарата, т. е. дыхательных, гортани, резонаторов: «В процессе развития человек овладевает сложнейшей координацией мышц, обеспечивающих не только произнесение слов, но и взаимодействие речи с движениями скелетной мускулатуры, порознь, а чаще совместно осуществляющих различные действия» [11, с. 22]. А раз пение невозможно без координации действий мышц, то именно в пении можно успешно совмещать движение других мышц - рук, туловища, плеча, - что еще раз доказывает значимость реализации условия совмещения пения и движения.
Следует отметить, что реализация данного условия возможна при следующем условии - развитии чувства ритма. Синхронное совмещение пения и движения, как это было уже сказано, исключает «сбивчивость дыхания», как говорят сами учащиеся, неравномерность сокращения сердечной мышцы, сердцебиения.
Развитие чувства ритма можно реализовать следующим образом: следует включать в исполнение большой барабан (который акустически подчеркивает сильную долю), малый барабан, который подчеркивает ритмическую пульсацию, а также исполнять песню то в одном, то в другом темпе (ускоряя или замедляя его).
При пении необходимо добиваться чистоты интонации, устранения форсированного звучания голоса у учащихся. Важно, чтобы двигательные навыки при выполнении перестроений, движений строевым шагом качественно выполнялись, а строевые движения одновременно совпадали по темпу и ритму с движениями учащихся, при этом ритм и метр исполнения песни помогал проявлению равномерного, ритмичного дыхания. В этом случае можно говорить о координации движения и пения и о ритмическом воспитании учащихся.
Приведем пример взаимосвязи условия развитости чувства ритма и совмещения движения и пения. Так, при недостаточно развитом чувстве ритма у учащегося при исполнении строевой песни будет прослеживаться неправильное представление сильной ритмической доли, которое может привести к нарушению совмещения пения и движения. Другими словами, ритмически сильная в двухдольном или относительно сильная в четырехдольном размере доля приходится точно под левую ногу, слабая и относительно слабая - под правую. Нужно учесть, что на занятиях по строевой подготовке при отработке двигательных навыков (без пения) первый шаг производится левой ногой с параллельным движением правой руки назад и немного в сторону. Второй шаг - с правой ноги с отведением левой руки назад. На выполнении этих синхронных и параллельных движений рук и ног основаны упражнения по формированию навыков движения строевым шагом без пения. При отработке данных двигательных навыков наблюдаются определенные проблемы как в плане синхронизации движения рук и ног, так и совмещения сильной доли с шагом левой ноги у кадетов-левшей. У них, как известно, ведущим является левое полушарие мозга, что сказывается на координации сильной доли и движения левой ноги и правой руки. А при включении пения в этот «двигательный» и «шаговый» процесс задача для подростков-левшей еще более усложняется.
В связи с этим педагог должен понимать, что при обучении строевому пению необходим индивидуальный (дифференцированный) подход, что обусловлено особенностями психофизического развития детей. Отметим, что при недостаточно развитом чувстве ритма у учащихся часто утрачивается восприятие темпа, сильной доли, а вследствие этого слов текста песни, что ведет к непониманию того, «с какого места» ее исполнять или «где и в каком месте» она сейчас в данный момент исполняется. С первым шагом (а левша чаще всего неосознанно ходит с правой ноги) при начале
движения с пением у такой группы учащихся будет нарушена последовательность чередования движения правой и левой ног, в том числе и из-за неправильного восприятия чередования сильных и слабых долей в песне. Таким образом, процесс совмещения пения с движением и синхронность движения ног и рук при этом будут нарушены, как и сам процесс пения. Исходя из этого можно сказать, что в вопросе формирования двигательных и координационных навыков условие для совмещения пения и движения максимально зависит от развития чувства ритма.
Сформированное чувство ритма позволит осуществлять четкую организацию певческого дыхания и его координацию с движением рук и ног при выполнении маршевого шага. Такая координация позволит выполнять движение и дыхание в одном темпе.
Ввиду специфичности такого рассматриваемого нами феномена, как строевая песня, когда движение совмещается с пением, следует упомянуть и о необходимости соблюдения такого важного условия, как пение в речевой позиции, которое необходимо для формирования вокального исполнения строевой песни.
Говоря о певческих навыках при обучении строевому пению, следует учесть, что «купольность» звука, характерная для классического пения, будет способствовать опущению гортани при пении, формированию «закрытости» слова. В связи с этим кадеты должны исполнять песню совместно с движением при естественном положении гортани, таком, которое наблюдается при разговоре. Это положение не дает возможности появления форсированного звучания, что так важно для сбережения голоса подростков. Оно явится естественным положением речи, а способы его осуществления хорошо известны учащимся. Поэтому в обучении пению детей на уроке музыки, включающем и разучивание строевых песен, необходимо обучение пению в речевой позиции.
Данное положение вытекает из теоретических оснований работы Сета Риггса «Пение в речевой позиции». Автор утверждает, что для обучения пению в речевой позиции гортань находится в положении, как и во время речи. При этом мышечное напряжение отсутствует, а артикуляция оказывается естественной [31]
Говоря о дыхании, Сет Риггс утверждает, что при пении в речевой позиции регулировка количества воздуха, необходимая для движения голосовых связок, происходит автоматически, что облегчает процесс исполнения, так как вибрация - исходная причина появления звука [31]. Гортань не должна двигаться (ребенку не нужно ее контролировать, т.к. он поет так, как говорит), иначе не будет обеспечена дыхательная поддержка звучания.
Реализация условия обучения кадетов строевому пению в речевой позиции способствует возникновению у учащихся такого процесса, как нефорсированное пение, которое является естественным, т. к. базируется на том же принципе звукообразования, что и при разговоре. Такое пение исключает поднятие плеч, зажатости мышц лица, челюсти. Все эти негативные проявления как раз и вызывают появление различных заболеваний певческого аппарата. В этом плане условие «пение в речевой позиции» физиологически тесно связано с главным условием - здоровьесберегающим обучением исполнения строевой песни.
Подводя итоги, отметим, что здоровь-есбережение, по нашему мнению, является приоритетным условием обучения кадетов строевой песне, что проявляется в каждом из последующих условий. При этом можно увидеть, что все выявленные условия для формирования требуемых навыков исполнения учащимися строевых песен связаны между собой и тем самым обеспечивают продуктивность обучающего процесса:
- организация процесса обучения на здоровьесберегающей основе;
- обучение учащихся совмещению пения и движения при исполнении строевых песен;
- развитие у учащихся чувства ритма;
- формирование умения пения в речевой позиции
Разработанный комплекс условий обеспечивает дидактическое единство процесса обучения, его логику, целостность и взаимосвязь всех его частей на доминантной основе здоровьесбережения. Этот комплекс условий по формированию певческих и двигательных навыков исполнения строевых песен может стать базисом для разработки технологий и методик, способствующих достижению результата по качественному исполнению детьми строевых песен.
ЛИТЕРАТУРА
1. Аверьянова Н. И., Старкова И. Л., Абашева Н. М., Абашев Э. Ш. Здоровьесберегающие технологии в школе // Международный журнал экспериментального образования. 2013. №8. URL: http://cyberleninka.rU/article/n/zdoroviesberegayuschie-tehnologii-v-shkole-1 (дата обращения: 14.02.2015).
2. Апакидзе В. В, Дуков Р. Г. «Строевая подготовка» / под ред. генерал-полковника В. А. Меримского (учебное пособие). М. : Воениздат, 1988.
3. Ахмерова С. Г. Здоровый образ жизни и его формирование в процессе обучения // Профилактика заболеваний и укрепление здоровья. 2001. № 2. С. 37-40.
4. Буренина А. И. Коммуникативные танцы-игры для детей: учеб. пособие. М. : Муз. палитра, 2007.
5. Гребенкин А. В. Сценическое движение : пособие для руководителей театральных студий и школ искусств. М. : ИХО РАО, 2003.
6. Каплунова И. М, Новоскольцева И. А. Музыка и чудеса. Музыкально-двигательные фантазии. СПб. : Композитор, 2000.
7. Карпов Н. В. Уроки сценического движения. М. : ГИТИС, 1999.
8. Кашина Н. И., Тагильцева Н. Г. К вопросу о механизмах формирования культурной идентичности казаков-кадет средствами музыкальной культуры казачества // Педагогическое образование в России.
2012. № 3. С. 188-190.
9. Ковалько В. И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. 1-4 классы. М. : ВАКО, 2004.
10. Концепция федеральной системы подготовки граждан РФ к военной службе на период до 2020 года // Российская газета (Федеральный выпуск). 2010. № 5109.
11. Кох И. Э. Основы сценического движения. Пособие для культ.-просвет. и театр. училищ. М. : Просвещение, 1976.
12. Кулькова В. Ф. Военная психология и педагогика. М. : Совершенство, 2008.
13. Менчинская Е. А. Основы здоровьесберегающего обучения в начальной школе : метод. рекомендации по преодолению перегрузки учащихся. М. : Вентана-Граф, 2008.
14. Меримский В. А. Методика строевой подготовки : учеб. пособие. М. : Воениздат, 1988.
15. Монд О. Новый подход к обучению пению детей и подростков в школах // Молодой ученый. 2010. №3. С. 284-289
16. Немеровский А. Б. Пластическая выразительность актера. М. : Искусство, 1988.
17. Петрачков К. В. Технология обучения строевому пению учащихся кадетских школ // Педагогика искусства. № 4 . 2014. URL://www.art-education.ru/AE-magazine/archive/nomer-42014/petrachkov.pdf.
18. Пиз А. Язык телодвижений. Новгород : Ай кью, 1992.
19. Приказ Министерства образования и науки РФ от 21.07.2011 г. № 2151 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования».
20. Приказ Министерства образования и науки РФ от 28.12.2010 г. № 2106 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников».
21. Приказ Минобразования РФ от 15.01.02 № 76 «О создании безопасных условий жизнедеятельности обучающихся в образовательных учреждениях».
22. Приказ Минобрнауки России № 1644 от 29 декабря 2014 года «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».
23. Руднева С. Д. Музыкальные игры, пляски и упражнения в детском саду. М. : Учпедгиз, 1958.
24. Смирнов А. Г., Мишин Б. Н., Васнев В. А. Основы военной подготовки. М., 2009.
25. Смирнов Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. М. : АПК и ПРО, 2002.
26. Тагильцева Н. Г. Организация музыкальных занятий в стартовых школах // Образование и наука.
2013. № 6 (105) . С. 118-131
27. Тагильцева Н. Г., Шавов Ф. Д. Суггестопедия в формировании музыкального опыта дошкольников// Образование и наука. 2015. № 2. С. 94-103.
28. Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. N 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы».
29. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 22 сентября 2011 г. № 2357).
30. Федеральный Закон « Об образовании» ст. 32, п. 22.3 «Компетентность и ответственность образовательного учреждения» 2013 год.
31. Riggs S. How to become a star. M., 2005.
LITERATURE
1. Aver'yanova N. I., Starkova I. L., Abasheva N. M., Abashev E. Sh. Zdorov'esberegayushchie tekhnologii v shkole // Mezhdunarodnyy zhurnal eksperimental'nogo obrazovaniya. 2013. №8. URL: http://cyberleninka.rU/article/n/zdoroviesberegayuschie-tehnologii-v-shkole-1 (data obrashcheniya: 14.02.2015).
2. Apakidze V. V, Dukov R. G. «Stroevaya podgotovka» / pod red. general-polkovnika V. A. Merimskogo (uchebnoe posobie). M. : Voenizdat, 1988.
3. Akhmerova S. G. Zdorovyy obraz zhizni i ego formirovanie v protsesse obucheniya // Profilaktika zabole-vaniy i ukreplenie zdorov'ya. 2001. № 2. S. 37-40.
4. Burenina A. I. Kommunikativnye tantsy-igry dlya detey: ucheb. posobie. M. : Muz. palitra, 2007.
5. Grebenkin A. V. Stsenicheskoe dvizhenie : posobie dlya rukovoditeley teatral'nykh studiy i shkol iskusstv. M. : IKhO RAO, 2003.
6. Kaplunova I. M, Novoskol'tseva I. A. Muzyka i chudesa. Muzykal'no-dvigatel'nye fantazii. SPb. : Kompo-zitor, 2000.
7. Karpov N. V. Uroki stsenicheskogo dvizheniya. M. : GITIS, 1999.
8. Kashina N. I., Tagil'tseva N. G. K voprosu o mekhanizmakh formirovaniya kul'turnoy identichnosti kaza-kov-kadet sredstvami muzykal'noy kul'tury kazachestva // Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. 2012. № 3. S. 188-190.
9. Koval'ko V. I. Zdorov'esberegayushchie tekhnologii v nachal'noy shkole. 1-4 klassy. M. : VAKO, 2004.
10. Kontseptsiya federal'noy sistemy podgotovki grazhdan RF k voennoy sluzhbe na period do 2020 goda // Rossiyskaya gazeta (Federal'nyy vypusk). 2010. № 5109.
11. КокЬ I. Е. Оэпоуу stsenicheskogo ^7Ьешуа. РозоЫе d1ya ки1'1.-рго8Уе1. 1 1еа1т. исЬШэЬсЬ. М. : Ргоэ-уеэЬсЬеше, 1976.
12. Ки1'коуа V. Б. Уоеппауа psikЬo1ogiya 1 pedagogika. М. : 8оуегеЬеш1:уо, 2008.
13. МепсЫшкауа Е. А. Osnovy zdorov'esЪeregayusЬcЬego оЬисЬешуа V пасЬа1'поу sЬko1e : metod. геко-men-datsii ро preodo1eniyu peregruzki ucЬasЬcЬikЬsya. М. : Ventana-Graf, 2008.
14. Merimskiy V. А. Metodika stroevoy podgotovki : ucЬeЪ. posobie. М. : Voenizdat, 1988.
15. Mond О. Novyy podkЬod к obucheniyu peniyu detey i podrostkov v sЬko1akЬ // Mo1odoy теЬепуу. 2010. №3. S. 284-289
16. Nemerovskiy А. В. PlasticЬeskaya vyrazite1'nost' aktera. М. : Iskusstvo, 1988.
17. Petrachkov К. V. ТекЬпо^!уа oЪucЬeniya stroevomu peniyu ucЬasЬcЬikЬsya kadetskikh sЬko1 // Peda-gogika iskusstva. № 4. 2014. URL://www.art-education.ru/AE-magazine/arcЬive/nomer-420l4/petracЬkov.pdf.
18. Piz А. Yazyk te1odvizЬeniy. Novgorod : Ау к'уи, 1992.
19. Prikaz Ministerstva oЪrazovaniya i пяиМ RF ot 21.07.2011 g. № 2151 «ОЬ utverzЬdenii i vvede-nii v deystvie federa1'nykЬ gosudarstvennykЬ trebovaniy к us1oviyam rea1izatsii osnovnoy oЪsЬcЬeoЪrazo-vate1'noy programmy dosЬko1'nogo oЪrazovaniya».
20. Prikaz Ministerstva oЪrazovaniya i nauki RF ot 28.12.2010 g. № 2106 «ОЪ utverzhdenii fede-ra1'nykЬ treЪovaniy к oЪrazovate1'nym ucЬrezЬdeniyam v cЬasti окЬгапу zdorov'ya oЪucЬayusЬcЬikЬsya, vospitan-nikov».
21. Prikaz MinoЪrazovaniya RF ot 15.01.02 № 76 «О sozdanii Ъezopasnykh ш1о\1у zhiznedeyatel'no-sti оЪ^ cЬayusЬcЬikЬsya v oЪrazovate1'nykЬ ucЬrezЬdeniyakЬ».
22. Prikaz MinoЪmauki Rossii № 1644 ot 29 dekabrya 2014 goda «ОЪ utverzhdenii federal'nogo go-sudarstvennogo oЪrazovate1'nogo standarta osnovnogo oЪsЬcЬego oЪrazovaniya».
23. Rudneva 8. Б. Muzyka1'nye igry, p1yaski ! uprazЬneniya v detskom sadu. М. : Uchpedgiz, 1958.
24. Smirnov А. G., MisЬin В. Vasnev V. А. Osnovy тоеппоу podgotovki. М., 2009.
25. Smirnov N. К. Zdorov'esЪeregayusЬcЬie oЪrazovate1'nye tekhno1ogii v sovгemennoy sЬko1e. М. : АРК i PRO, 2002.
26. Tagi1'tseva N. G. Organizatsiya muzyka1'nykЬ zanyatiy v startovykЬ sЬko1akЬ // Obrazovanie i nauka. 2013. № 6 (105) . S. 118-131
27. Tagi1'tseva N. G., Shavov Б. Б. Suggestopediya v formirovanii muzyka1'nogo opyta dosЬko1'ni-kov/ / Ob-razovanie i nauka. 2015. № 2. S. 94-103.
28. Ukaz Prezidenta RF о1 1 iyunya 2012 g. N 761 <Ю Natsiona1'noy strategii deystviy v interesakh de-tey па 2012 - 2017 gody».
29. Federa1'nyy gosudarstvennyy oЪrazovate1'nyy standart nacЬa1'nogo oЪsЬcЬego oЪrazovaniya verzЬden prikazom MinoЪrnauki Rossii ot 22 sentyaЪrya 2011 g. № 2357).
30. Federa1'nyy Zakon « Ob oЪrazovanii» st. 32, p. 22.3 «Kompetentnost' i otvetstvennost' oЪrazo-vate1'nogo ucЬrezЬdeniya» 2013 god.
31. Riggs S. How 1О Ъecome a star. М., 2005.
Статью рекомендует д-р пед. наук, проф. Н. Г. Тагильцева.