В статье рассматриваются вопросы взаимосвязи пения с движением при исполнении строевых песен кадетами, обучающихся в специальных школах.
Петрачков Константин Владимирович
аспирант
Уральского Государственного педагогического университета, преподаватель ГБОУ Кадетская школа-интернат « Екатеринбургский кадетский корпус» г. Екатеринбург e-mail: [email protected]
J ^
ОБУЧЕНИЕ СТРОЕВОМУ ПЕНИЮ УЧАЩИХСЯ КАДЕТСКИХ КЛАССОВ
Л_с
Аннотация. Автором раскрываются различные точки зрения на особенности совмещения пения с движением. Выделяется теоретическое обоснование для данного процесса. Раскрывается история обучения и распространения строевой песни. Предлагается комплекс упражнений, способствующий формированию навыка исполнения кадетами строевых песен.
Ключевые слова: Пение и движение, исполнение строевых песен, упражнения на формирование навыка исполнения строевых песен.
Среди множества учебных заведений, существующих в современной России, выделяются те, которые производят процесс обучения и воспитания кадетов, мотивированных на выбор определенной военной специальности для своей дальнейшей профессиональной деятельности. Учебный план таких кадетских школ включает специфические предметы и особенные виды внеурочной деятельности, в которые часто включаются такие мероприятия, как смотры строя и песни, воинские ритуалы и т.п. В них кадеты обязаны совмещать строевую подготовку и пение.
Государственное бюджетное образовательное учреждение Свердловской области Кадетская школа-интернат «Екатеринбургский кадетский корпус» работает по учебным планам, регламентируемым государственными образовательными стандартами. В данном учебном заведении распорядок дня приближен к армейскому. Несмотря на строгий армейский уклад жизни кадет, в этом учреждении учащиеся изучают этикет, основы права, занимаются бальными танцами, обучаются игре на музыкальных инструментах. Кадеты серьезно занимаются спортом: атлетической гимнастикой, комплексным единоборством, футболом, баскетболом, теннисом. Не на последнем месте также огневая и строевая подготовка, в процессе которой кадеты учатся не только маршировать, но и параллельно исполнять походные, маршевые песни, которые называются строевыми.
Анализ учебных программ, и, в частности, программ по урокам музыки, а также внеклассным мероприятиям, включающим необходимость исполнения строевых песен, например, традиционные фестивали патриотических песен, смотры строя и песни, включенные в обязательном порядке в систему работы учебного заведения, показывает актуальность и необходимость такого вида деятельности кадет, как строевое пение.
Исторический обзор обучения кадет в дореволюционной России показывает, что в программу обучения и подготовки входила работа по разучиванию строевых песен. Делалось это для того, чтобы будущий офицер, в своей практической деятельности, придя непосредственно уже в полк, мог в свободное от службы время разучить с солдатами строевую песню. Обучение кадет строевому пению входило и в программу внеклассной работы во многих кадетских корпусах, начиная с 90-х годов XIX века. «В старшей роте обязательно должны разучиваться военные, исторические и народные песни всем составом роты», [7, с.111] -писал в своём проекте « Инструкции для обучения пению и музыке в кадетских корпусах» П. Бутовский. В этой работе автор указывает на важность таких песен в деле патриотического воспитания солдат и офицеров Российской армии и флота. [7]
Что же представляет собой такой специфический жанр, как строевая песня? Она является хоровым, как
правило, маршевым произведением, исполняемым военными подразделениями в сочетании со строевым шагом. Как правило, строевая песня исполнялась без сопровождения - а саре11а, реже - в сопровождении оркестра. Строевая песня имеет куплетную форму, причем запев исполняется солистом, а припев всеми хористами. Темп строевой песни определяется особенностью шагового режима кадет.
Исходя из особенностей и специфике строевой песни, можно сформулировать и ее определение: это исторически сложившийся вид военной песни, вызванной необходимостью каких - то военных действий, исполняемой хором или хором с солистом (запевалой), при координации шага (движения) и вокального исполнения, имеющий определенные мелодические (призывные интонации, несложную мелодическую линию, декламационность, сочетающуюся с напевностью) ритмические (четкий ритм, ровный метр, мерную шаговую основу) особенности.
В строевой песне темп даже узаконен военными уставами - 120 шагов в минуту по метроному И. Н. Мельцеля, т.е ровно два шага в секунду.
Анализ литературы позволяет говорить о том, что процесс обучения совмещать пение и движение в исполнении строевых песен совершенно не рассматривался в педагогической литературе относительно такого большого контингента детей, как учащиеся кадетских классов. Им же, как указывалось выше, чаще всего приходится участвовать в таких мероприятиях, в которых необходимым компонентом является исполнение песен с движением.
Методика обучения юных кадет координации движения и пения является мало разработанной. В своей профессиональной деятельности обучающие кадет педагоги опираются лишь на отдельные положения и идеи, встречающиеся в работах различных авторов, которые рассматривают данную проблему лишь попутно. Сопоставление идей, имеющихся в таких авторских работах, говорит о том, что они, во-первых, являются противоречивыми, а, во-вторых, опровергают во многих положениях друг друга. Все это не дает возможности педагогам-практикам, работающим с кадетами, выделить для себя какую-то определенную методику по обучению детей пению в сочетании с движением.
Отсутствие в педагогическом арсенале такой методики приводит к печальным последствиям: у детей пропадает голос, на связках образуются узлы, двигательный аппарат зажимается, а, вместе с ним, естественно, происходит зажим и голосового аппарата. Что касается эстетической стороны воинских ритуалов и всевозможных военных мероприятий, проводящихся в кадетских школах, то и она оставляет желать лучшего, ибо главным критерием «качественности» исполнения военных песен «под шаг» является громкость пения, которое более всего соответствует громкому произношению слов песни под музыку и четкий мерный шаг, который порой опережает метроритм песни и базируется на зажатии двигательного аппарата.
Сформулируем более кратко то, к чему ведет отсутствие методики обучения детей пению с движением: происходит мышечная зажатость, что ведет к появлению неестественных движений ног, рук, головы, корпуса. При неправильном положении головы, корпуса, рук и тела во время передвижения строевым шагом мышцы голосовых связок и элементы голосового аппарата, гортань могут сжиматься, слова и слоги в пении могут быть искажены, звуки не произносится ввиду зажатости языка, неправильное положение корпуса тела приводит к поверхностному исполнительскому дыханию, вследствие чего оно расходуется нерационально и при исполнении строевых песен его, как правило, не хватает.
Рассмотрим воззрения авторов на проблему совмещения пения и движения. Так, Л. Б. Дмитриев в своих работах говорит о том, «что при выполнении движений включаются центры тех мышц, которые не должны в нем участвовать, да и неподвластные воле органы голосового аппарата еще не сумели приспособиться для новой функции». [2, с.78]
П. Роденбург подчеркивает, что при активном движении дыхание поднимается на уровень грудной клетки и верхнего плечевого пояса, где оно постепенно укорачивается и становится беспорядочно неровным. Оно же является, как известно, одной из причин неверной интонации, крикливого пения, проговаривания текста вместо пропевания- кантилены исполнения. [3, с.29]
А. Н. Пфафенродт в своих работах высказывает следующую точку зрения - речь может помочь формированию двигательной активности. Названный автор разработал фонетическую ритмику, которая включает сочетание движения человека с речевой деятельностью - произношением слов, слогов и фраз. Соединение речедвигательного и слухового анализатора, считает А. Н. Пфафенродт, способствует развитию общей моторики. [4, с.12]
В работах Д. Е. Огороднова, и в частности, в его методике воспитания вокально-речевой и эмоционально-двигательной культуры человека доказывается, что движение непосредственно положительно влияет на постановку певческого аппарата и развитие музыкальных способностей. Руки, подчеркивает Д. Е. Ого-роднов, являются особым артикуляционным аппаратом, влияющим на голос, поэтому целесообразное движение руками может помочь развитию певческих навыков. [5, с.19]
В работах в русле коррекционной педагогики многие авторы подчеркивают связь движения, особенно рук, кистей, пальчиков ребенка с успешностью его речевой деятельностью. Так, Г. А. Волкова разработала логопедическую ритмику, цель которой - использование слова в сочетании с музыкой и движением. [5, с.19] Такая же методика имелась у Т. А. Лобановой.
Анализ работ данных авторов позволил сделать следующий вывод: если речевая деятельность и певческая деятельность взаимосвязаны и их осуществление возможно с помощью речевого и двигательного
аппарата человека, то для развития певческих навыков, также, как и двигательных, их координация не будет являться отрицательным фактором для формирования навыка пения в движении, а, наоборот, данная координация послужит средством формирования и певческих, и двигательных навыков детей. Именно эта установка был взята автором данной статьи для разработки комплекса последовательно вводимых упражнений для формирования у кадетов навыка исполнения строевой песни, совмещающей движение и пение.
Как было указано выше, подготовка к исполнению строевых песен в учебных заведениях, где обучаются кадеты, строится на многократном повторении одних и тех же движений и песенных фраз, что заметно снижает уровень интереса кадет к такому виду художественной деятельности.
Для того, чтобы процесс формирования навыков совмещения пения и движения был более интересен учащимся и осуществлялся эффективно для исполнения ими строевых песен нами были разработаны упражнения, апробация которых проходила при обучении кадет в ГБОУ Свердловской области Кадетская школа - интернат « Екатеринбургский кадетский корпус» (г. Екатеринбург).
Требования к исполнению строевой песни могут быть различными, но, наиболее значимыми являются такие, как интонационно чистое пение, в опоре на нижнереберное дыхание; совмещение пения и четкого шага, совпадающего с сильной долей песни; включение в пение и шаг ритмичное и свободное с хорошей амплитудой движения рук.
Работа по формированию навыков строевого пения прошла апробацию в процессе подготовки учащихся данного учебного заведения к периодически проводимым строевым смотрам, смотрам-конкурсам кадетской строевой песни, а также применена в процессе учебных занятий по строевой подготовке а также использовались в процессе проведения уроков музыки и во время внеклассных музыкальных занятий школы-интерната.
Результаты проведенной практической работы по разучиванию и формированию навыка строевой песни позитивно повлияли при выступлении учащихся кадетов на отборочном областном смотре-конкурсе «Лучший кадетский класс» ежегодно проводимом Правительством Свердловской области и Министерством образования Свердловской области, на отборочных Всероссийских соревнованиях «Казачий сполох» при проведении смотра-конкурса «Песни из строя», кадеты школы - интерната успешно выступили и на фестивале патриотической песни «России можем послужить», проводимом Уральским государственным педагогическим университетом. Также разучивание и исполнение строевых песен нашло свое широкое применение в учебном и в воспитательном процессе школы-интерната.
Для обучения такому исполнению была разработана последовательность упражнений, взятых из различных методик, в которых авторы сочетают движение,
пение и визуальные цветовые образы. Так, в работах Н. Г. Тагильцевой указывается, что «опираясь на предпочитаемые конкретным воспитанником средства определенного вида искусства - слово, жест, звук или цвет, учитель может сформировать представления о других менее успешно выполняемых видах художественной и музыкальной деятельности» [6, с.125]. Поэтому через хорошо усвоенные виды художественной деятельности можно формировать у детей те, которые усвоены пока еще не достаточно прочно.
Итак, нами были разработаны такие упражнения:
- беззвучные упражнения;
- исполнение на сильную долю такта только одной ноты, совмещая такое пение с движением;
- исполнение на сильную и слабую долю такта двух нот, совмещая такое пение с движением;
- исполнение куплета или запева песни при совмещении пения с движениями только рук;
- исполнение куплета или запева песни при совмещении пения с движениями рук и шагом;
- увеличение или уменьшение амплитуды движения рук и амплитуды шага в зависимости от динамики вокального исполнения песни;
- исполнение фрагмента песни с движением в определенном эмоциональном тоне, который может быть предъявлен кадетам в виде условного знака - цветной карточки.
Определенная выше последовательность упражнений обусловлена тем, что сначала идет соединение простых действий: пения одной ноты и движение рук, затем действий усложненных и, наконец, действий полностью сочетающих движения, необходимые для маршевого прохождения и пения. К усложненным действиям относится пение нескольких нот и движения рук. К сложным действиям, как указывалось, сочетания пения и комплекса движений в марше, а, иногда и восприятие цветового сигнала: цветной карточки, которая олицетворяет команду на то, или иное эмоциональное исполнение песни.
Введение данного комплекса упражнений происходило, как уже отмечалось, на начальном этапе обучения совмещения у них пения с движением, который проходил в течение одного месяца. Результатами данного внедрения явилось следующее:
- кадеты стали исполнять строевую песню на дыхании, без форсированного звучания, совмещая пение с шагом;
- отсутствие у всех кадет зажатости двигательного аппарата при совмещении движения и пения;
- точное совмещение сильных долей такта песни с шагом;
- наличие в исполнении динамических нюансов при совмещении шага, движения рук и корпуса при исполнении строевой песни.
Таким образом, теоретическая значимость данной статьи заключается в обосновании выбора определенного подхода при обучении кадет исполнению строевых песен при совмещении пения и движения, базирующегося на позициях Д. Е. Огороднова.
Практическая значимость статьи заключается в разработке комплекса упражнений для начального этапа обучения кадет совмещению пения и движения.
Перспективы работы над темой заключаются в определении теоретических оснований и практической реализации комплекса упражнений на совмещение пения с движением для промежуточного этапа обучения исполнению строевых песен кадетами.
Литература
1. Дмитриев Л. Б. Основы вокальной методики. Солисты театра Ла Скала о вокальном искусстве: Диалоги о технике пения.- М., 2002. С.156-159
2. Монд О.Л. Принципы формирования обучающих программ для артистов-вокалистов мюзикла// Педагогика
искусства: электронный научный журнал. № 2.- 2009. С. 56-62
3. Огороднов Д. Е. Методика комплексного воспитания вокально-речевой и эмоционально-двигательной культуры человека. Пение рождается на кончиках пальцев// Музыкальная жизнь.- № 12.- 2011. С.21-36
4. Пфафенродт А. Н. Развитие слухового восприятия слабослышащих детей. М. 2004. С.34-43
5. Rodenburg P. Right to Speak. Working with the Voice. Methuen, 1992. P. 56-64
6. Тагильцева Н. Г. Организация музыкальных занятий в стартовых школах// Образование и наука- 2013.- № 6 (105). С.118-129.
7. Бутовский П. В. Проект инструкции для обучения пению и музыке в кадетских корпусах// СПб.,1989. С.99-137
Стельмах Ольга Дмитриевна
педагог-психолог
Центра психолого-медико-социального сопровождения «Северо-Запад»
Ступина Вера Николаевна педагог-психолог ГБОУ СОШ № 712 Чернушевич Владимир Анатольевич
доцент кафедры юридической психологии и права МГППУ
г. Москва
Аннотация: Статья продолжает начатый цикл работ, посвященных возврату народной игры в практику жизни детей и подростков, как необходимого условия их вхождения в культуру своего народа. Игра рассматривается как динамическая модель социальных отношений в рамках культурной традиции, инициирующая весь спектр базовых эмоций, сопровождающих эти отношения и позволяющая участникам освоить их культурные формы. Предлагается игровая программа для детского сада с анализом возможностей развития эмоционально-волевой сферы ребенка за счет ресурсов включенных в нее игр.
Ключевые слова: народная игра, правила, эмоции, социокультурная модель, эмоционально-волевое регулирование поведения.
ИГРОВАЯ ПРОГРАММА КАК СПОСОБ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПОВЕДЕНИЯ РЕБЕНКА
Во все времена и у всех народов детская игра имела особое значение [3,6,7,8]. Играя, дети стараются понять окружающий их мир. В подвижных играх с правилами проживаются и осваиваются эмоциональные состояния, обобщенные модели человеческих отношений, выработанных в традиции народа
(«Каравай», «Коршун», «Салки», «Прятки», «Жмурки», «Казаки-разбойники»...), происходит физическое, эмоциональное и психофизиологическое развитие ребенка. Игра рассматривается нами как динамическая модель социальных отношений в рамках культурной традиции (социокультурная модель), инициирующая весь спектр базовых эмоций, сопровождающих эти отношения и позволяющая участникам освоить их культурные формы [1;2;6,7]. Некоторая классификация игр, используемых нами в игровых программах, рассматривалась ранее [2;5,6,7].