Инновации в образовательных организациях
УДК 335.213.
К.В. Петрачков
Проблемы осуществления учащимися кадетских классов деятельности по разучиванию и исполнению строевой песни
Аннотация
Цель статьи раскрыть проблемы, которые возникают у учащихся кадетских классов при разучивании и исполнении ими строевых песен.
Методология исследования базируется на идеях необходимости выяснения определенных трудностей у обучающихся в процессе образования, что дает четкие перспективы для разработки определенных технологий по их устранению.
Методика исследования — анкетирование, анализ и обобщение анкетных данных по проблемам возникающим у кадет при разучивании и исполнении строевых песен.
Результаты исследования — выявленные в результате анкетирования проблемы дают возможность учителю проектировать определенную систему формирования навыка исполнения строевых песен у учащихся кадетских классов.
Научная новизна исследования: на основании итогов анкетирования выявлены основные трудности,ко-торые испытывают обучающиеся при разучивании и исполнении строевых песен. Определены проблемные вопросы, высказанные учителями и воспитателями данных кадетских образовательных учреждений. Практическая значимость — разработанные анкеты могут быть использованы для процесса обучения учащихся кадетских школ и кадетских классов исполнению строевых песен.
Проблема статьи заключается в выявлении основных трудностей, возникающих у кадет при разучивании и исполнении строевых песен. Описанные трудности репрезентативны и повсеместно присутствуют при разучивании строевых песен в системе не только кадетских образовательных учреждений, но и в общеобразовательных организациях, где пение строевых песен сегодня также вводится как новый элемент учебно-воспитательного процесса.
■ Ключевые слова: учащиеся кадетских классов, исполнение строевых песен.
Abstract
The article aims to reveal the problems that arise for students of cadet classes when learning and performing their war-songs.
The methodology is based on the ideas of the need to clarify some difficulties of students ' in the process of education that gives a clear perspective for the development of certain technologies for their elimination. Research methodology — survey, analysis and synthesis of questionnaire data on problems arising cadet when learning and performing drill songs.
The results of the investigation was first introduced in the survey issues enable the teacher to design a certain system of formation of skill of execution of the combat songs from the students of cadet classes. Scientific novelty of the study: based on the results of the survey identified the main difficulties experienced by students when learning and performing drill songs. Identified the problematic issues raised by teachers and educators data cadet educational institutions.
Practical significance of the developed questionnaire can be used for the learning process of pupils of cadet schools and cadet classes the execution of combat songs.
The problem of the article is to identify the main difficulties encountered by the cadet when learning and performing drill songs. The difficulties described are representative and are ubiquitous when learning songs in front of the cadet system is not only of educational institutions but also in educational institutions, where the singing combat songs today also introduced as a new element of the educational process.
■ Keywords: students of cadet classes, the execution of combat songs.
В последнее время в различных регионах Российской Федерации открываются кадетские классы в общеобразовательных школах, лицеи и кадетские корпуса. Данные учебные заведения производят процесс обучения и воспитания учащихся, мотивированных на выбор определенной военной специальности для своей дальнейшей профессиональной деятельности [5]. Распорядок дня в данных образовательных учреждениях является таким же, как в армии. Не на последнем месте огневая и строевая подготовка, в процессе которой кадеты учатся не только маршировать, но и параллельно исполнять строевые песни [8,9,10].
Кадетские корпуса и училища, школы с кадетскими классами в России работают по учебным планам, регламентируемым государственными образовательными стандартами. Учебный план таких кадетских школ включает специфические предметы и особенные виды внеурочной, внеклассной деятельности. Н.Г. Тагильцева указывает, что в любом образвоательном учреждении внеклассная работа включает «работу над творческими проектами, учащихся, подготовку различных коллективов на конкурсы и фестивали, проведение внеурочных мероприятий, связанных с художественным творчеством детей...» [13, с. 32], а также специфические мероприятия, зависящие от направлений деятельности школы [12,14]. В школах с кадетскими клакссами специфика обучения проявляется во многих направлениях, формах, видах деятельности обучающихся, в том числе и в таких, как воинские ритуалы, смотры строя и песни, в которых кадеты обязаны совмещать строевую подготовку и пение.
К исполнению строевых песен кадеты привлекаются и для проведения различных торжественных мероприятий, особо значимых в повседневной жизни учебного заведения. Имеющая место традиция проведения различных воинских ритуалов с последующим прохождением строевой песни как под оркестр так и а капельно, вызывает необходимость осуществления работы по разучиванию репертуара строевых песен, исполнение которых требует от кадет сформирвоанных навыков пения и движения. [16]
Работа по исполнению строевых песен должна проводиться воспитателями и педагогами и, конечно, учителем музыки. Он должен быть готов к осуществлению различных видов деятельности на уроке, в том числе и к вокальному исполнению различного песенного репертуара [3,6]. Немаловажной особенностью является и учет возможностей детей младшего подросткового возраста, которые и составляют костяк учащимися таких кадетских классов [11].
Строевая песня является хоровым, маршевым произведением, исполняемым военными подразделениями в сочетании со строевым шагом без сопровождения — а саре11а, реже — в сопровождении оркестра [7]. Как правило, имеет куплетную форму, причем запев исполняется солистом, а припев всеми хористами. В строевой песне темп узаконен военными уставами — 120 шагов в минуту по метроному И.Н. Мельцеля, т. е ровно два шага в секунду.
Исходя из особенностей и специфики строевой песни, можно сформулировать и ее определение. Это
исторически сложившийся вид военной песни, вызванной необходимостью каких — то военных действий, исполняемой хором или хором с солистом (запевалой), при координации шага (движения) и вокального исполнения, имеющий определенные мелодические (призывные интонации, несложную мелодическую линию, декламационность, сочетающуюся с напевностью) ритмические (четкий ритм, ровный метр, мерную шаговую основу) особенности.
В описании процесса организации обучения строевой песни авторы указывают на формирование чувства единения, сплоченности кадетов, на эмоциональное воздействие песни, на необходимость использования особого песенно-маршевого материала [4]. Однако, каковы трудности в обучении кадет строевому пению — об этом в методических рекомендациях и различных учебных материалах ничего не говорится.
Для выявления таких трудностей было произведено анкетирование педагогов и учащихся кадетских классов и кадетских школ, которое проводилось в начале 2014-2015 учебного года в 5-6 -х классах ГБОУ «Екатеринбургский кадетский корпус»; ФГКОУ «Екатеринбургское суворовское военного училища Министерства обороны России»; кадетской школы — интернат «Юность» г. Верхняя Пышма Свердловской области. Общее количество участвующих в анкетировании составило 168 человек.
Цель данного анкетирования среди учащихся заключалась в выявлении возможных трудностей, которые возникают у учащихся в процессе исполнения строевых песен. Кроме того выявлена информация о понимании учащимися необходимости исполнения строевых песен при проведении различных ритуалов, о предпочтениях учащихся в выборе репертуара строевых песен.
В анкете учащихся были сформулированы следующие вопросы:
1. Нравятся ли тебе занятия по подготовке к смотру строя и песни?
2. Нравится ли тебе петь строевые песни и маршировать со всеми вместе на смотрах строя и песни?
3. Как ты считаешь, украшает ли проведение праздников и кадетских ритуалов прохождение кадетов торжественным маршем с исполнением строевых песен или нет?
4. Что тебе нравится больше: маршировать на уроках строевой подготовки, разучивать строевую песню на уроке музыки или петь строевую песню, совмещая ее с шагом?
5. Представь, что тебя пригласили быть членом жюри конкурса строя и песни то за что ты бы поставил кадетам высший балл (выбери ответ из трех вариантов, которые даны внизу и подчеркни его):
A) за то, что кадеты хорошо пели;
Б) за то, что кадеты хорошо маршировали;
B) за то, что кадеты хорошо пели и хорошо маршировали.
6. Что у тебя вызывает трудность при подготовке к конкурсу строя и песни: (выбери свой вариант ответа и раскрой его более подробно):
А) трудно петь, а маршировать для меня легко (напиши, что именно для тебя трудно в пении);
Проблемы осуществления учащимися кадетских классов деятельности по разучиванию и исполнению строевой песни 49
Б) трудно маршировать, но петь для меня легко (напиши какие трудности испытываешь когда маршируешь);
В) одновременно и петь и маршировать (напиши почему);
Г) мне легко и петь и маршировать, трудностей никаких в этом для меня нет (объясни почему).
7. Что бы ты посоветовал учителю (офицеру) для того, чтобы всему классу разучивать строевую песню и шагать строем было бы легко? (напиши ответ так, как ты сам думаешь).
Анализ ответов на вопросы анкеты показал, что у 7% детей после исполнения строевых песен болит горло, 20% кадет испытывают трудности при пении, такие, как затруднение в дыхании при движении строевым шагом. Дети отмечали: «трудно попасть и удержать ноту»; «при движении строевым шагом не хватает дыхания» и т.д. 29% учащихся отмечали тот факт, что у них не получается совпадение движения с пением. При этом, кадеты отмечали, что испытывают «стеснение из-за того, что нет синхронности».
В исполнении строевой песни учащиеся отмечали следующие неудобства и трудности, которые проявляются у них при исполнении: «при пении маршировать неудобно», «сложно сосредоточиться при пении и движении сразу». Некоторые кадеты, чувствуя недостатки в исполнении строевых песен, отмечали, что им «стыдно упасть и споткнуться на глазах у всех», поэтому выполнять пение и движение для них является трудно доступным действием. 20% учащихся испытывают трудность в осуществлении строевого шага на марше. При этом назывались такие причины как: «волнение». Кто-то считал, что не может маршировать «из-за роста», «могу сбить ногу сам или из-за кого-то идущего впереди строя». Были отмечены и такие трудности как «попадание в ритм со всеми, и с песней». Некоторые кадеты отмечали, что им «трудно попадать в ритм ногой».
Лишь только 19% учащихся посчитали, что не испытывают никаких трудностей при исполнении строевых песен, 5% — респондентов указали, что подготовка и тренировки к исполнению строевых песен это не самое главное в системе обучения кадетских школ, поэтому если и будут трудности, то они их преодолеют. Проанализировав анкеты учащихся, можно сделать вывод о том, что 76% учащихся испытывают те или иные трудности при исполнении строевых песен. Итак, учащиеся не умеют координировать движение и пение, исполнять строевую песню без форсированного звука, что в конечном итоге приводят к проблемам голосового аппарата у детей. В процессе подготовки к смотрам и на самих смотрах, учащиеся ощущают «мышечное напряжение», «зажатость голоса» и «общую нервозность». Их не устраивают бесконечные и повторные прогоны исполнения песен: дети испытывают трудности в координации движений рук и ног при совмещении с пением, пропускают сильную долю такта при пении и при движении строевым шагом, сбиваются с ритма. Также ими было обозначено, что при совмещении пения и движения в шеренге некоторые учащиеся подсекают шаг, либо отстают, или наоборот, допускают ускорение при движении строевым шагом. Это приводит к общему ускорению темпа строевой песни, так как все учащиеся вынуждены уже под сбившихся
координировать пение и темп своего строевого шага. А учитывая, что строевая песня исполняется всем классом, в строю, в итоге, исполнение строевой песни проваливается, дети полностью теряются, создается нервозность, суета, шум, что дополнительно мешает процессу обучения и увеличивает временную продолжительность проведения занятий и тренировок на улице, на плацу учебного заведения.
Что касается значимости строевого пения в обучении кадет, то большинство учащихся высказались о том, что проведение воинских ритуалов с исполнением строевых песен необходимо, так как это «весело» и они получают определенное удовлетворение от совместной деятельности при проведении подобных смотров-конкурсов. Также дети испытывают определенное моральное удовольствие от исполнения строевых песен на строевом плацу своего учебного заведения, что необходимо для поднятия боевого духа детей. Таким образом, кадеты понимают важность и необходимость такого вида деятельности, как исполнение строевых песен при прохождении маршем.
Дети в анкетах отмечали, чтобы строевая песня была доступна по мелодии, понятна по тексту и чтобы в ней « не было непонятных слов» и «непонятной мелодии». Так, в качестве предложения по выбору строевой песни учащиеся указали в своих анкетах, что хотели бы выучить песню Виктора Цоя «Группа крови».
В некоторых ответах на вопросы анкеты были обнаружены: негативное отношение к пению, и к процессу подготовки к исполнению строевой песни маршем. Были и такие ответы, в которых дети указывали на то, что им нравится больше маршировать без пения, чем петь, «так как это легче и проще». Но при этом, эти же учащиеся отмечают, что торжественное прохождение со строевой песней и ее применение в кадетских ритуалах актуально и необходимо, так как это «красиво и смотрится очень хорошо и эффектно» и что такие действия наблюдаются в армейских подразделениях у взрослых военнослужащих.
При ответе на вопрос о возможности участия в жюри и оценке исполнения строевых песен, учащиеся отметили, что поставили бы высший балл тем кадетам, которые хорошо бы пели и при этом одновременно хорошо бы маршировали. Лишь несколько респондентов посчитали, что одного качественного пения для высшей оценки вполне было бы достаточно.
Ответы на вопрос, о том, каким образом педагогам можно разучивать строевую песню, кадеты ответили следующим образом:
- «чтобы педагог пел вместе с нами и перед разучиванием выучил бы ее предварительно наизусть со всеми»;
-проводить больше тренировок на плацу, совмещая пение и движение и «все потом само собой получится»;
- «при разучивании строевых песен использовать барабаны»;
- «дать учащимся возможность самим выбрать песню, которая им понравится»;
- «добавить интерес к занятиям по строевой подготовке, рассказывая о воинских ритуалах»;
- «выбрать легкую и мелодичную песню»;
- «учить строевую песню в записи, «каждый индивидуально с помощью МР 3 плеера»;
- «не петь так очень уж громко»;
- «предложить хорошую награду за лучшее исполнение».
Отдельно среди педагогов названных учебных заведений было проведено анкетирвоание. Целью проведения анкетирования среди воспитателей и педагогов было выявление представлений педагогов о возможных трудностях, которые испытывает ребенок при исполнении строевых песен и возможных способах их устранения.
В анкетирвоании принимали участие 30 человек. 13 педагогов из ГБОУ «Екатеринбургский кадетский корпус»; 10 человек из ФГКОУ «Екатеринбургское суворовское военное училище» и 7 педагогов из КШИ Свердловской области «Юность» (г. Верхняя Пышма Свердловской области).
Вопросы анкеты были сформулированы следующим образом:
1. Как Вы считаете, имеются ли у учащихся, обучающиеся в 5 классе, (а также и в других классах) трудности при исполнении строевой песни при движении строевым шагом?
2. Если такие трудности Вы отмечаете, то какие именно эти трудности?
3. Какими способами Вы устраняете отмеченные Вами трудности?
4. Есть ли у Вас методика обучения строевой песне для учащихся 5,6,7 и старших классов?
5. В чем состоит Ваша методика или какими методами Вы пользуетесь при обучении кадетов исполнять строевую песню?
Анкетирование преподавателей и воспитателей показало, что не все воспитатели и учителя владеют методикой работы над строевой песней. Они считают, что эта работа должна быть дифференцирована на процесс строевой подготовки и процесс разучивания песни на уроке музыки.
Анализ полученных ответов показал, что определенной методикой по по разучиванию строевых песен никто из реципиентов на момент проведения анкетирования не владел. Исключением в данном случае выступили преподаватели и воспитатели ФГКОУ «Екатеринбургского суворовского военного училища Министерства Обороны России», обозначив в своих анкетах методику Т.А. Апакидзе и Р.Г. Дукова[1], считая ее как единственно правильную.
Однако, говоря о методике Т.А. Апакидзе и Р.Г. Дукова, следует отметить, что она касается обучению строевой подготовке. Учебное пособие данного автора предусматривает грамотное выполнение и овладение лишь строевых приемов и элементов, правильной подачи и выполнения команд и т.д.
Остальные преподаватели и воспитатели и вовсе сослались на отсутствие какой-либо методики в своей работе, зато указывали на методику обучения пению Д.Б. Кабалевского, которая предназначена для общего музыкального образования детей разнолого возраста [2].
Таким образом, исходя из полученных результатов, можно сделать вывод, что многие педагоги и воспитатели не знают, а значит, не применяют какую — либо определенную методику обучения и разучивания строевых песен.
Результаты проведенного анкетирования среди воспитателей и педагогов показали следующее:
90% — (27 чел.) педагогов и воспитателей признали, что для учащихся пятых классов при исполнении строевой песни характерны такие трудности как: отсутствие чувства ритма, («непопадание в такт», «неумение совместить ритм песни совместно с шагом»), неумение ходить строевым шагом, «потеря темпа исполнения учащимися — либо замедления либо ускорения», отсутствие вокально-слуховой и вокально-двигательной координации.
В ответах анкет педагогов в качестве главной проблемы отмечается от-сутствие синхронности движения с пением, несоблюдение равнения в шеренгах и отсутствие понимания понятия «строй», слабая координация и память пятиклассников при заучивании слов строевой песни, а также их стеснительность при пении. Сопоставление ответов кадет и педагогов позволило выявить адекватные проблемы, нерешенные вопросы, которые отмечают и те и другие реципиенты.
На вопрос о том, как устранить обозначенные имеющиеся трудности при исполнении строевых песен с учащихся почти все воспитатели и педагоги не знают ответа. Некоторые считают, что в качестве основного метода по устранению таких трудностей следует применять больше прогонов и большое количество занятий и тренировок.
Приведем примеры таких ответов: 60% опрошенных отметили следую-щее: «путем многократных тренировок на плацу»; 13% — «изучением строевого устава», 20% — раздельное обучение: сначала пению и заучиванию слов песни в классе, затем отработка строевых движений на плацу, потом «многократное» пение в сочетании со строевыми движениями; 7% — прослушивание оригинала в записи и заучивание наизусть текста песни.
Ответы воспитателей и педагогов о наличии какой-либо методики обучения строевой песни и методов обучения, распределились следующим образом:
55% не применяют какой либо методики и методов обучении;
10% считают, что необходимо заниматься «много и по уставу»;
15% при обучении применяют за основу методику обучения строевой подготовке Т.А. Апакидзе;
8% обучают без определенной методики, но у них при этом «итак всё получается»;
1 респондент при обучении применяет за основу методику обучения пению Д.Б. Кабалевкого;
1 респондент осуществляет обучение пению «способом импровизации»;
1 респондент описал методику как «раздельное обучение: сначала пению и заучиванию слов песни в классе, затем отработка строевых движений на плацу, потом «многократное» пение в сочетании со строевыми движениями».
Проблемы осуществления учащимися кадетских классов деятельности по разучиванию и исполнению строевой песни 51
1 респондент привел и такую методическую последовательность, назвав ее «собственной методикой»:
а) изучение текста песни наизусть (в классе);
б) исполнение и разучивание песни под фонограмму (в классе);
в) движение строевым шагом под фонограмму (в классе);
г) многократная тренировка и движение строевым шагом с исполнением песни на плацу.
Нужно отметить, что большинство респондентов (73%) вообще не смогли назвать какую-то определенную последовательность разучивания строевых песен, или этапы обучения строевой песне. Часть педагогов и воспитателей (20%) приоритетным считает раздельное обучение: сначала обучение пению, затем обучение движению строевым шагом и выполнению строевых приёмов и элементов. Но, при этом, такое раздельное обучение, по их мнению, должно быть построенно на многократных тренировках и отработке строевых движений: т.е. сначала обучать пению и заучивать слова песни в классе, затем отрабатывать строевые движений на плацу, а потом уже («путем многократного повторения») петь на плацу в движении.
При сопоставлении ответов на вопросы анкет учащихся и педагогов об-наружилось, что учащиеся представили более интересные овтеты в анкетах, чем педа-
гоги. Интересно, что кадеты предложили даже большее количество методов и рекомендаций по проведению занятий по подготовке и разучиванию строевых песен. Воспитатели и учителя же, наоборот, посчитали, что в данном вопросе приоритетны многократные тренировки, раздельное обучение пению, а. потом, строевой подготовке. Трудности, которые отметили как педагоги, так и кадеты:
- синхронизация пения с движением в сочетании со строевыми приемами;
- неправильный строевой шаг и его постановка, которые не совпадают с темпом и ритмом песни;
- неправильное ощущение ритма и чередование сильных и слабых долей в строевой песне;
- отсутствие навыка сохранения единого темпа исполнения и производимых движений у учащихся.
Проведенное анкетирование учащихся и педагогов показало наличие общих проблем, которые отметили как учащиеся, так и педагоги. Данный опрос учащихся и педагогов показал, что для процесса разучивания строевой песни необходима разработка единой технологии, которая бы учитывала выявленные организационные, технические и исполнительские про-блемы[15].
Литература
1. Апакидзе Т.А, Дуков Р.Г. Строевая подготовка. /Под ред. генерал-полковника В.А. Меримского (учебное пособи-е).М.: Воениздат, 1988.— 336 с.
2. Артюхова Е.С. Влияние музыкального восприятия на умственное развитие младших школьников в условиях введения ФГОС. // Эксперимент и инновации в школе. 2012. № 2. С.32-35.
3. Бодина Е.А. О методологической подготовке педагога-музыканта // Образование и наука.2014.№ 3. С. 22-35.
4. Зрниг С.В. Литературно-музыкальная композиция «Тропа в Константиново». // Эксперимент и инновации в школе. 2011. № 2. С. 74-77.
5. Кашина Н.И., Тагильцева Н.Г. К вопросу о механизмах формирования культурной идентичности казаков-кадет средствами музыкальной культуры казачества // Педагогическое образвоание в России. 2013.—№ 5. С. 188-191.
6. Лебедева Н.В. Развитие вокально-хоровых навыков у школьников на уроках музыки. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент 2011. № 3.С. 60-63.[]
7. Лихачева Е.Л. Музыкальный фольклор как средство развития нравственных качеств старших дошкольников. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент 2012. № 6.С. 56-60.
8. Петрачков К.В. Обучение строевому пению учащихся кадет // Инновационные проекты и программы в образовании. 2014. № 2. С.
9. Петрачков К.В. Обучение строевому пению учащихся кадетских классов. // Эксперимент и инновации в школе. 2014. № 2. С.46-49.
10. Петрачков К.В., Тагильцева Н.Г. Методы формирования у кадетов навыка исполнения строевых песен. // Искусство и культура. 2012. № 4 (8). С. 134-139.
11. Сиденко Е.А. К вопросу адаптации младшего подростка в социуме// Инновационные проекты и программы в образовании. 2011.№ 1. С.65-76.
12. Сырцева Т.Э. Опыт реализации музыкально-эстетического образования учащихся. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент 2011. № 6.С. 69-72.
13. Тагильцева Н.Г. Инновационная среда художественно одаренных детей: детский сад-школа-вуз // Инновационные проекты и программы в образовании. 2014.№ 1. С.29-33
14. Тагильцева Н.Г. Организация музыкальных занятий в стартовых школах // Образование и наука. 2013. № 6. С. 118-131.
15. Холостякова Л.В. Музыкальная педагогика: концепции, методы и специфика. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент 2012. № 5.С. 61-65.
16. Чернова Л.В., Чернов Д.Е. Гимнастика голоса // Педагогическое образование в России. 2015. № 12. С. 272-277.
References
1. Apakidze T., Dukov G.R. Drill. /Edited by colonel-general V.A. Meretskogo (manual).M.: Voenizdat, 1988.— 336.
2. Artyukhova, E. S. the Effect of music perception on the mental development of younger schoolboys in the conditions of introduction of fgos. // Experimentation and innovation in the school. 2012. No. 2. P. 32-35.
3. Bodina E.A. About methodological training of teacher-musician // Education and science.2014, no. 3. P. 22-35.
4. Zrnic S. V. Literary-musical composition "the Path in Konstantinovo". // Experimentation and innovation in the school. 2011. No. 2. P. 74-77.
5. Kashina N., Tagiltseva N. G. To the question about the mechanisms of formation of cultural identity of Cossacks cadet means of musical culture of the Cossacks // teacher obrazovanie in Russia. 2013 no. 5. P. 188-191.
6. Lebedeva N. In. The development of choral vocal skills of schoolchildren at music lessons. // Municipal education: innovation and experiment 2011. No. 3.With. 60-63.[]
7. Likhacheva E.L. Musical folklore as a means of developing moral qualities of senior preschool children. // Municipal education: innovation and experiment 2012. No. 6.With. 56-60.
8. Petrachkov K. V. Training drill singing students cadet // Innovative projects and programs in education. 2014. No. 2. S.
9. Petrachkov K.V. Training drill singing students cadet classes. // Experimentation and innovation in the school. 2014. No. 2. P. 46-49.
10. Petrachkov K.V., Tagiltseva N.G. Methods of forming of cadets skills execution of combat songs. // Art and culture. 2012. No. 4 (8). Pp. 134-139.
11. Sidenko E.A. To the question of adaptation of the younger teenager in the society// Innovative projects and programs in education. 2011.№ 1. P. 65-76.
12. Syrtseva T.E. Experience ofrealization ofmusical and aesthetic education of students. // Municipal education: innovation and experiment 2011. No. 6.With. 69-72.
13. Tagiltseva N.G. Innovative environment artistically gifted children: kindergarten-school-University // Innovation projects and programmes in education. 2014, no. 1. S. 29-33
14. Tagiltseva N. G. Organizing the music classes in starting schools // Education and science. 2013. No. 6. P. 118-131.
15. Holostyakov L.V. Music pedagogy: concepts, methods and specifics. // Municipal education: innovation and experiment 2012. No. 5.With. 61-65.
16. Chernova, L. V., Chernov, D.E. Gymnastics of the voice // Pedagogical education in Russia. 2015. No. 12. S. 272-277.