Научная статья на тему 'Педагогические условия формирования мотивации учебной деятельности младших школьников в системе развивающего обучения'

Педагогические условия формирования мотивации учебной деятельности младших школьников в системе развивающего обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2028
291
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОТИВАЦИЯ / УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / MOTIVATION / EDUCATIONAL ACTIVITY / FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARD

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Газизова Татьяна Владиславовна, Кочеткова Татьяна Николаевна

В статье проанализировано понятие «мотивация учебной деятельности», обоснована необходимость ее формирования в образовательном процессе начальной школы и охарактеризованы педагогические условия формирования мотивации учебной деятельности в системе развивающего обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Газизова Татьяна Владиславовна, Кочеткова Татьяна Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL CONDITIONS OF FORMATION OF MOTIVATION OF EDUCATIONAL ACTIVITY OF PRIMARY SCHOOL CHILDREN IN THE SYSTEM OF DEVELOPING EDUCATION

The article analyzes the concept of "motivation of educational activity", substantiates the need for its formation in the educational process of primary school and describes the pedagogical conditions of formation of motivation of educational activity in the system of developmental education.

Текст научной работы на тему «Педагогические условия формирования мотивации учебной деятельности младших школьников в системе развивающего обучения»

оптимизируются межличностные отношения. С целью развития навыков самоконтроля поведения и смягчения эмоционального напряжения полезны психорегулирующие тренировки;

- взрослому необходимо чаще подбадривать ребенка, делая это следующим образом: он должен понимать, что похвала является оценкой его конкретной деятельности; - недопустимо игнорирование педагогом индивидуальных и возрастных особенностей каждого ребенка-инвалида. В противном случае, это может стать причиной различного рода негативных психических состояний воспитанников, вызванных некорректным поведением педагога; различного рода фобий, когда ребенок боится и не хочет идти в детский сад, отвечать на вопросы взрослого, сторонится сверстников.

Итак, проведенное исследование подтвердило выводы о том, что преодоление нарушений сферы эмоций и поведения у дошкольников группы компенсирующей направленности будет способствовать подготовке к школьному обучению.

Литература:

1. Кряжева Н. Л. Развитие эмоционального мира детей. - Ярославль: Академия развития, 1996. - 208 с.

2. Неверович Я. З. Мотивация и эмоциональная регуляция деятельности у детей дошкольного возраста / Под ред. А. В. Запорожца, Я. З. Неверовича. - М., 1986.

3. Марилов В. В. Общая психопатология: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 224 с.

4. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми. - М.: Академия. 2001. - 224 с.

Педагогика

УДК 371

старший преподаватель кафедры педагогики Газизова Татьяна Владиславовна

Лесосибирский педагогический институт - филиал Сибирского федерального университета (г. Лесосибирск); кандидат педагогических наук, доцент Кочеткова Татьяна Николаевна

Лесосибирский педагогический институт - филиал Сибирского федерального университета (г. Лесосибирск)

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В СИСТЕМЕ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ

Аннотация. В статье проанализировано понятие «мотивация учебной деятельности», обоснована необходимость ее формирования в образовательном процессе начальной школы и охарактеризованы педагогические условия формирования мотивации учебной деятельности в системе развивающего обучения.

Ключевые слова: мотивация, учебная деятельность, Федеральный государственный образовательный стандарт.

Annotation. The article analyzes the concept of "motivation of educational activity", substantiates the need for its formation in the educational process of primary school and describes the pedagogical conditions of formation of motivation of educational activity in the system of developmental education.

Keywords: motivation, educational activity, Federal state educational standard.

Введение. В Федеральном государственном образовательном стандарте начального образования (ФГОСНОО) отмечается необходимость овладения младшими школьниками основными навыками учебной деятельности, элементами теоретического мышления, простейшими навыками самоконтроля и использования для этой цели учителем разнообразных форм работы на уроках, т.е. создание педагогических условий, с помощью которых педагог может учитывать индивидуальные особенности каждого обучающегося, в результате обеспечивающий формирование мотивации учебной деятельности младших школьников в системе развивающего обучения.

Цель исследования: охарактеризовать педагогические условия формирования мотивации учебной деятельности младших школьников в системе развивающего обучения.

Изложение основного материала статьи. Анализируя понятие «мотивация учебной деятельности», обратимся к характеристике его составляющих компонентов:

А. В. Петровский понимает «мотив» как осознаваемую причину, побуждающую к деятельности в удовлетворение потребностей субъекта, определяющую направленность деятельности и лежащую в основе выбора действий и поступков личности.

Л. И. Божович определяет мотив как то, ради чего осуществляется деятельность. В качестве мотива по мнению ученого могут выступать предметы внешнего мира, представления, идеи, то, в чем находят свое воплощение потребности [2].

Нам интересно мнение ученого С. Л. Рубинштейна в плане вычленения групп мотивов, который говорит о том, что один и тот же акт поведения обучающихся оказывается по существу совершенно различным поступками.

М. В. Матюхина выделяет две основных группы мотивов, которые являются основополагающими факторами в формировании мотивации учебной деятельности у младших школьников: первая группа социальных мотивов, вторая группа познавательных мотивов.

Группа социальных мотивов - делится на подгруппы:

1. Широкие социальные мотивы, реализующиеся в стремлении школьниками стать полезными Родине, обществу, в понимании необходимости получения образования, в чувстве ответственности, желание хорошо подготовиться к будущей профессии;

2. Узкие социальные или (позиционные) мотивы, заключающиеся в определении своей позиции и места в отношениях с окружающими, это их одобрения, признания, заслужить авторитет в социуме [8].

Мы пришли к выводу, что мотив является основой формирования мотивации.

О мотивации в своих трудах упоминал А. Шопенгауэр, объясняя этим поведение человека.

К. Мадсен, определяет мотивацию как совокупность факторов, определяющих поведение человека. Ж. Годфруа формулирует это понятие как совокупность мотивов. К. К. Платонов тоже высказывает свое мнение об определении мотивации и формулирует его как побудитель, вызывающий активность организма и определяющий ее направленность. М. Ш. Магомед-Эминов говорит, что мотивация - это процесс действия

мотива, механизм, определяющий возникновения способов, осуществления конкретных форм деятельности человека.

Говоря о мотивации, мы не можем не затронуть определение мотивационной сферы, которая включает волевую сферу личности, т.е., переживание и удовлетворения потребностей, по мнению Л. С. Выготского. Мотивационная сфера в широком смысле слова трактуется как стержень личности, к которому стягиваются такие его свойства, как направленность, ценностные ориентации, установки, социальные ожидания и другие социально-психологические характеристики.

В отечественной науке формирование мотивационной сферы человека ученые рассматривают в рамках формирования познавательных интересов собственно как основные причины, побуждающие его к развитию разных видов деятельности. Интерес у ребенка начинает проявляться уже в первый год его жизни. Мотивационная сфера в этот период возраста у ребенка крайне неустойчивая к восприятию. Взрослеет ребенок и вместе с ним развивается двигательная активность, все больше проявляется интерес к самостоятельному выполнению действий, которыми он постепенно овладевает [4].

В младшем школьном возрасте у ученика возникает интерес к учебной деятельности, что и становится на этот период развития ведущим видом деятельности, в которой происходит интенсивное формирование мотивации учебной деятельности.

Собственно, мотивация учебной деятельности складывается из цепочки периодически изменяющихся отношений друг с другом, вызывающая потребности в обучении у школьников, по этому, становление мотивации учения положительной или наоборот отрицательной по отношению к учебной деятельности изменяет свою структуру.

А. К. Маркова в своих трудах выделяет три типа отношений мотивации учебной деятельности: отрицательной; нейтральной; положительной; Приводит четкую дифференциацию последнего на основе включенности обучающегося в учебный процесс [7].

Показателями наличия новообразований в мотивационной сфере является не общее возрастание положительного отношения к учению (предмету), а качественное изменение ее отдельных сторон, усложнение их отношений, следовательно, строения мотивационной сферы, более произвольная ее организация.

Значимую роль в формировании мотивации учебной деятельности оказывают задания проблемного характера, в результате столкновения учащихся с трудностью, которую они даже имея определенный багаж знаний, затрудняются решить, особенно для школьников третьего класса. В результате школьники осознают, что есть вещи, которые им еще не виданы и не открыты, собственно именно это их подталкивает на добывания знаний. Преодоление трудностей в учебной деятельности рассматривается как важнейшее условие возникновения мотивации учебной деятельности.

Учебный материал и методические приемы, используемые на уроке учителем, должны быть разнообразными, но в пределах нормы, так как чрезмерное обилие методов и приемов, используемых на одном уроке, приведет к сильному утомлению и формированию отрицательной мотивации.

Наличие разных форм взаимодействия на уроках способствует формированию социальных и познавательных мотивов учебной деятельности, при решении проблемы, в групповой работе обучающиеся учатся договариваться, находить совместное решение проблемы, у них формируется умение слушать и слышать собеседника, в результате у группы появляется общий интерес и общий мотив. Так как в первом и во втором классе ребята только учатся взаимодействовать в парах и в группах, то школьники третьего класса уже свободно могут выполнять предъявляемые им требования учителем.

Учителю необходимо владеть различными способами и приёмами работы с классом, чтобы из огромного их числа извлечь то самое важное, что в наивысшей мере способствовало бы достижению конечного результата, а именно созданию мотивации к учебной деятельности.

Используемые методические приемы должны отличаться новизной, разнообразием, занимательностью, увлекательностью, использованием ярких художественных средств, образностью; включать в себя удивление, поиск, парадоксальность

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования одним из базовых требований к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования, является готовность и способность к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию.

Таким образом, мотивация учебной деятельности - это процесс формирования и закрепления у обучающихся положительных мотивов учебной деятельности.

Нами выделены особенности формирования мотивации учебной деятельности младших школьников: для формирования учебной мотивации в системе развивающего обучения необходимо создание проблемной ситуации на уроке; при наличии познавательной мотивации учебной деятельности необходимо обеспечить смену ее на преобладание социальной мотивации; в ходе урока учителю необходимо уметь быстро менять вид деятельности на другой; преобладание умения постановки собственных мотивов для усвоения учебного материала; появление потребности в разнообразии форм взаимодействия на уроке учащихся по формированию мотивации учебной деятельности; самостоятельное решение проблем во время учебной деятельности [3].

В ходе нашего исследования мы определяли наиболее эффективные педагогические условия формирования мотивации учебной деятельности младших школьников.

Проанализировав позиции ученых В. И. Андреева, А. Я. Найна, Н. М. Яковлева, мы согласны с их позицией, в которой «педагогические условия» есть совокупность каких-либо мер педагогического воздействия и возможностей материально-пространственной среды:

- (Комплекс) мер, содержание, методы (приемы) и организационные формы обучения и воспитания -В. И. Андреев;

- Совокупность объективных возможностей содержания, форм, методов, средств и материально-пространственной среды, направленных на решение поставленных задач - А. Я. Найн;

- Совокупность мер (объективных возможностей) педагогического процесса - Н. М. Яковлева.

Мы определили такие педагогические условия оказывающие влияние на формирование мотивации учебной деятельности младших школьников в системе развивающего обучения как: использование системы методических приемов, направленных на формирование мотивации учебной деятельности младших

школьников в системе развивающего обучения; разработка и апробация системы заданий, направленные на формирование мотивации учебной деятельности младших школьников в системе развивающего обучения; организация рефлексии, направленные на формирование мотивации учебной деятельности младших школьников в системе развивающего обучения.

Методические приемы - это разнообразные сочетания обучающих средств, форм устного изложения учебного материала, логических путей и приемов познания, а также видов и форм учебной деятельности школьников обеспечивающая достижению поставленной цели урока.

Отталкиваясь от требований ФГОС НОО, можем отметить, что обучение осуществляется как целенаправленная учебная деятельность, в которой ребёнок сознательно ставит цели и задачи самоизменения, и творчески их достигает. Организовать её - основная и наиболее сложная методическая задача, стоящая перед учителем в системе развивающего обучения Д. Б. Эльконина - В. В. Давыдова. Проблемные вопросы вызывают у ученика определённые творческие усилия, заставляют излагать собственное мнение, формулировать выводы, строить гипотезы и проверять их в диалоге с оппонентами. Это подтверждает важность педагогического условия, использование методических приемов учителем в учебном процессе для формирования мотивации учебной деятельности [9].

При использовании таких приемов как: генераторы-критики, домысливание, на понимание и синтез, подводящий диалог, лови ошибку, ловушка, внимания на учителя, цитаты, пословицы, привлекательная цель, открытые проблемы, мозговой штурм, кроссворд, загадки т. е. Данные приемы помогают школьнику проявить интерес, любопытство, провоцируют и озадачивают его на самостоятельное формулирование цели урока, посредством которой осознанно проявляется желание выполнять учебные задания, формулировать вопросы и обосновывать ответы, умение видеть и исправлять ошибки.

Процесс формирования мотивации учебной деятельности станет более эффективным, если организовать само преподавание не как трансляцию информации, а как активизацию и стимуляцию процессов осмысленного обучения. Не все обучающиеся имеют одинаковый интерес к изучаемым предметам, у них разные способности, не каждый может проявить собственное «Я».

Для нашего исследования важно мнение ученых - Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова, Л.С. Выготского, которые утверждают, что учитель на уроках не только сообщает неизвестную для них информацию, но по возможности ведёт их к открытию, заставляет следить за движением мысли, делает обучающихся соучастниками научного поиска. Это соответствует природе мышления как процесса, направленного на открытие новых для ребёнка закономерностей, путей решения познавательных и практических проблем [4].

Рефлексия - важный механизм продуктивного мышления, особая организация процессов понимания происходящего в широком системном контексте; процесс самоанализа и активного осмысления состояния и действий индивида и других людей, включённых в решение задач. Поэтому рефлексия может осуществляться как во внутреннем плане (переживания и самоотчёт одного индивида), так и во внешнем (как коллективная мыследеятельность и совместный поиск решения) [1].

В работах многих отечественных авторов (В. В. Давыдов, Г. А. Цукерман, П. В. Новиков, Л. И. Айдарова, М. Э. Боцманова) рефлексия рассматривается как новообразование младшего школьного возраста. При этом ее исследуют, с одной стороны, как компонент теоретического мышления, а с другой стороны, как результат и показатель, сформированной учебной деятельности. В связи с этим организация рефлексии как условия формирования мотивации учебной деятельности младших школьников является неотъемлемой частью образовательного процесса в системе развивающего обучения [9].

Проанализировав теоретические основы формирования мотивации учебной деятельности младших школьников в системе развивающего обучения, мы выяснили, что в отечественной науке формирование мотивации учебной деятельности обучающихся ученые рассматривают в рамках формирования познавательных интересов собственно как основные причины, побуждающие его к развитию разных видов деятельности.

Мотивация учебной деятельности - это процесс формирования и закрепления у обучающихся положительных мотивов учебной деятельности.

Таким образом, мы обосновали такие педагогические условия формирования мотивации учебной деятельности как: использование системы методических приемов, направленных на формирование мотивации учебной деятельности младших школьников в системе развивающего обучения; разработка и апробация системы заданий, направленные на формирование мотивации учебной деятельности младших школьников в системе развивающего обучения; организация рефлексии, направленные на формирование мотивации учебной деятельности младших школьников в системе развивающего обучения. И считаем, что в образовательном процессе начальной школе их необходимо использовать во взаимосвязи и интеграции.

Нами была организована опытно-экспериментальная работа, направленная на проверку педагогических условий формирования мотивации учебной деятельности младших школьников в системе развивающего обучения по системе развивающего обучения Д. Б. Эльконина - В. В. Давыдова. Анализируя результаты исследования, в апреле 2016 г. нами было выявлено, что из (25 - ти) обучающихся 2 класса, у 12 - 48%, результат показал (средний уровень) сформированности мотивации учебной деятельности младших школьников в системе развивающего обучения. Оставшиеся 13 школьников - 52%, из них 11 обучающихся -44% это школьников с результатом, (низкого уровня сформированности мотивации учебной деятельности младших школьников и 2 школьника - 8% имеют очень низкие показатели, граничащие с показателем негативного отношения к школе, сравнимая на ряду со школьной дезадаптацией. Обучающиеся с высоким уровнем учебной мотивации по показателям отсутствуют.

На основе полученных результатов, составлена выборка исследования, в которую входили 9 школьников с разным уровнем сформированности мотивации учебной деятельности младших школьников: 6 школьников с низким уровнем мотивации учебной деятельности и 3 - е ребят средним показателем мотивации учебной деятельности.

В течение года мы реализовывали определенные нами педагогические условия следующим образом, один раз в неделю реализовывали на разных уроках методические приемы, системы заданий, способы организации рефлексии как условие формирования мотивации учебной деятельности младших школьников в системе развивающего обучения.

Результаты контрольной диагностики показали следующие данные: у троих - обучающихся средний уровень изменился на высокий, в итоге 5 школьников - 61%. Мы наблюдаем положительную динамику.

Увеличилось количество школьников со средним показателем мотивации к учебной деятельности, их стало 4 - 39%. Количество ребят с низким уровнем учебной мотивации по результатам контрольной диагностики не было выявлено. Это свидетельствует тому, что сформулированные нами педагогические условия, направленные на формирования мотивации учебной деятельности являются эффективными, что и подтверждает выдвинутую нами ранее гипотезу. Исходя из полученных данных, нами были сформулированы рекомендации направленные на формирования мотивации учебной деятельности младших школьников в системе развивающего обучения.

Выводы. Таким образом, результаты проведенного исследования позволяют сделать вывод, от сформированности мотивации учебной деятельности младших школьников в системе развивающего обучения, зависит от создаваемых педагогических условий. Задачи, поставленные нами в выпускной квалификационной работе, успешно реализованы в ходе экспериментального исследования.

Литература:

1. Асмолов, А. Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа / А. Г. Асмолов. -Москва: Смысл, Академия, 2002. - 416 с.

2. Божович, Л. И. Избранные психологические труды: Проблемы формирования личности / Л. И. Божович; под. ред. Д. И. Фельдштейна. - Москва, 1995. - 276 с.

3. Газизова, Т. В., Колесникова, Т. А., Федченко, А. А., Бадрутдинова, Е. Р., Фролова, К. С., Трусова, О. А. Формирование мотивации учебной деятельности младших школьников - Проблемы современного педагогического образования. Серия: Педагогика и психология. - Сборник научных трудов: - Ялта: РИО ГПА, 2017. - Вып. 56. - Ч. 9. - С. 44-53

4. Давыдов, В. В. Проблемы развивающего обучения: учебное пособие для студ. высш. учебн. заведений / В. В. Давыдов. - Москва: Академия, 2004. - 288 с.

5. Зимняя, И. А. Педагогическая психология: учебник для вуз. / И. А. Зимняя. - Москва: Голос, 2002. - 384 с.

6. Ильин, Е. П. Мотивация и мотивы. Мастера психологии / Е. П. Ильин. - СПБ: Питер, 2003. - 512 с.

7. Маркова, А. К. Формирование мотивации учения: книга для учителя / А. К. Маркова, А. Т. Матис, А. Б. Орлов. - Москва: Просвещение, 1990. - 191 с.

8. Матюхина, М. В. Мотивация учения у младших школьников / М. В. Матюхина. - Мотивация: Педагогика, 1984. - 144 с.

9. Сборник программ начальной общеобразовательной школы. Система Д. Б. Эльконина - В. В. Давыдов / Л. А. Вохмянина; Издательский центр Вита - Пресс - Москва, 2010. - 288 с.

10. Эльконин, Д. Б. Психология обучения младшего школьника. Психическое развитие в детских возрастах: Избранные психологические труды / Д. Б. Эльконин; под. ред. Д. И. Фельдштейна. - Изд. 2-е, Москва: Изд. Институт практической психологии, Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. - С. 239-284.

Педагогика

УДК: 37

кандидат экономических наук, доцент Галиакберова Альфинур Азатовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Набережночелнинский государственный педагогический университет» (г. Набережные Челны); преподаватель Мурзакаева Камиля Маратовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Набережночелнинский государственный педагогический университет» (г. Набережные Челны)

ВЛИЯНИЕ ПРОГРЕССИВНЫХ ИДЕЙ ПРОСВЕТИТЕЛЕЙ ТАТАРСКОГО НАРОДА НА РАЗВИТИЕ НАЧАЛЬНЫХ ШКОЛ МЕКТЕБЕ И МЕДРЕСЕ ВЯТСКОЙ ГУБЕРНИИ В XIX - НАЧАЛА XX ВВ.

Аннотация. В статье рассматривается вклад прогрессивных идей просветителей татарского народа на развитие начальных школ мектебе и медресе Вятской губернии XIX - начала XX вв. Ключевые слова: просветители татарского народа, европеизация школьного дела.

Annotation. The contribution of the progressive ideas of the enlighteners of the Tatar people to the development of the primary schools of the mekteb and madrassas of the Vyatka province of the XlX - early XX centuries is considered in the article.

Keywords: educators of the Tatar people, Europeanization of the school case.

Введение. Идейной опорой средневековых и общественно-экономических порядков, сохранившихся среди татар ко второй половине XIX века, была мусульманская религия и культура. Необходимо отметить, что в целом религия ислам способствовала распространению восточно-мусульманской культуры. С принятием ислама в Поволжье начала проникать не только мусульманская культура, но и религиозная философия, которая на данный период развития средневекового общества носила характер более прогрессивного и рационального течения.

Формулировка цели статьи. Теоретически изучить и определить влияние прогрессивных идей просветителей татарского народа на развитие начальных школ мектебе и медресе в Вятской губернии XIX -начала XX вв.

Изложение основного материала статьи. Основное внимание будет обращено выдающимся именам татарских просветителей-педагогов XIX века. Они были сторонниками идеи национального возрождения, представителями реформаторства, утверждали о необходимости реформирования консервативных религиозных устоев.

В конце XIX - начала XX вв. консервативное мусульманское духовенство преследовало реформаторство в богословии, осуждало и подвергало критике светское образование и светскую культуру. В богословии они утверждали абсолютность истины в религиозной философии. С их точки зрения, эта истина - абсолютная величина, и не может быть дополнена или изменена, ее можно лишь комментировать.

Против такого догматического подхода выступил зачинатель татарского просветительского движения Г. Курсави. Его идеи о несовместимости догматизма с развитием общества и социально-культурных сторон

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.