Научная статья на тему 'Влияние прогрессивных идей просветителей татарского народа на развитие начальных школ мектебе и медресе Вятской губернии в XIX - начала XX вв'

Влияние прогрессивных идей просветителей татарского народа на развитие начальных школ мектебе и медресе Вятской губернии в XIX - начала XX вв Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
78
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОСВЕТИТЕЛИ ТАТАРСКОГО НАРОДА / ЕВРОПЕИЗАЦИЯ ШКОЛЬНОГО ДЕЛА / EDUCATORS OF THE TATAR PEOPLE / EUROPEANIZATION OF THE SCHOOL CASE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Галиакберова Альфинур Азатовна, Мурзакаева Камиля Маратовна

В статье рассматривается вклад прогрессивных идей просветителей татарского народа на развитие начальных школ мектебе и медресе Вятской губернии XIX начала XX вв.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NFLUENCE OF PROGRESSIVE IDEAS OF DICTARIES OF THE TATAR PEOPLE ON THE DEVELOPMENT OF ELEMENTARY SCHOOLS TO MKTEEB AND THE MEDESE OF VYATSKY GUBERNIA IN THE XIX - THE BEGINNING OF XX CENTURIES

The contribution of the progressive ideas of the enlighteners of the Tatar people to the development of the primary schools of the mekteb and madrassas of the Vyatka province of the XIX early XX centuries is considered in the article.

Текст научной работы на тему «Влияние прогрессивных идей просветителей татарского народа на развитие начальных школ мектебе и медресе Вятской губернии в XIX - начала XX вв»

Увеличилось количество школьников со средним показателем мотивации к учебной деятельности, их стало 4 - 39%. Количество ребят с низким уровнем учебной мотивации по результатам контрольной диагностики не было выявлено. Это свидетельствует тому, что сформулированные нами педагогические условия, направленные на формирования мотивации учебной деятельности являются эффективными, что и подтверждает выдвинутую нами ранее гипотезу. Исходя из полученных данных, нами были сформулированы рекомендации направленные на формирования мотивации учебной деятельности младших школьников в системе развивающего обучения.

Выводы. Таким образом, результаты проведенного исследования позволяют сделать вывод, от сформированности мотивации учебной деятельности младших школьников в системе развивающего обучения, зависит от создаваемых педагогических условий. Задачи, поставленные нами в выпускной квалификационной работе, успешно реализованы в ходе экспериментального исследования.

Литература:

1. Асмолов, А. Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа / А. Г. Асмолов. -Москва: Смысл, Академия, 2002. - 416 с.

2. Божович, Л. И. Избранные психологические труды: Проблемы формирования личности / Л. И. Божович; под. ред. Д. И. Фельдштейна. - Москва, 1995. - 276 с.

3. Газизова, Т. В., Колесникова, Т. А., Федченко, А. А., Бадрутдинова, Е. Р., Фролова, К. С., Трусова, О. А. Формирование мотивации учебной деятельности младших школьников - Проблемы современного педагогического образования. Серия: Педагогика и психология. - Сборник научных трудов: - Ялта: РИО ГПА, 2017. - Вып. 56. - Ч. 9. - С. 44-53

4. Давыдов, В. В. Проблемы развивающего обучения: учебное пособие для студ. высш. учебн. заведений / В. В. Давыдов. - Москва: Академия, 2004. - 288 с.

5. Зимняя, И. А. Педагогическая психология: учебник для вуз. / И. А. Зимняя. - Москва: Голос, 2002. - 384 с.

6. Ильин, Е. П. Мотивация и мотивы. Мастера психологии / Е. П. Ильин. - СПБ: Питер, 2003. - 512 с.

7. Маркова, А. К. Формирование мотивации учения: книга для учителя / А. К. Маркова, А. Т. Матис, А. Б. Орлов. - Москва: Просвещение, 1990. - 191 с.

8. Матюхина, М. В. Мотивация учения у младших школьников / М. В. Матюхина. - Мотивация: Педагогика, 1984. - 144 с.

9. Сборник программ начальной общеобразовательной школы. Система Д. Б. Эльконина - В. В. Давыдов / Л. А. Вохмянина; Издательский центр Вита - Пресс - Москва, 2010. - 288 с.

10. Эльконин, Д. Б. Психология обучения младшего школьника. Психическое развитие в детских возрастах: Избранные психологические труды / Д. Б. Эльконин; под. ред. Д. И. Фельдштейна. - Изд. 2-е, Москва: Изд. Институт практической психологии, Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. - С. 239-284.

Педагогика

УДК: 37

кандидат экономических наук, доцент Галиакберова Альфинур Азатовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Набережночелнинский государственный педагогический университет» (г. Набережные Челны); преподаватель Мурзакаева Камиля Маратовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Набережночелнинский государственный педагогический университет» (г. Набережные Челны)

ВЛИЯНИЕ ПРОГРЕССИВНЫХ ИДЕЙ ПРОСВЕТИТЕЛЕЙ ТАТАРСКОГО НАРОДА НА РАЗВИТИЕ НАЧАЛЬНЫХ ШКОЛ МЕКТЕБЕ И МЕДРЕСЕ ВЯТСКОЙ ГУБЕРНИИ В XIX - НАЧАЛА XX ВВ.

Аннотация. В статье рассматривается вклад прогрессивных идей просветителей татарского народа на развитие начальных школ мектебе и медресе Вятской губернии XIX - начала XX вв. Ключевые слова: просветители татарского народа, европеизация школьного дела.

Annotation. The contribution of the progressive ideas of the enlighteners of the Tatar people to the development of the primary schools of the mekteb and madrassas of the Vyatka province of the XlX - early XX centuries is considered in the article.

Keywords: educators of the Tatar people, Europeanization of the school case.

Введение. Идейной опорой средневековых и общественно-экономических порядков, сохранившихся среди татар ко второй половине XIX века, была мусульманская религия и культура. Необходимо отметить, что в целом религия ислам способствовала распространению восточно-мусульманской культуры. С принятием ислама в Поволжье начала проникать не только мусульманская культура, но и религиозная философия, которая на данный период развития средневекового общества носила характер более прогрессивного и рационального течения.

Формулировка цели статьи. Теоретически изучить и определить влияние прогрессивных идей просветителей татарского народа на развитие начальных школ мектебе и медресе в Вятской губернии XIX -начала XX вв.

Изложение основного материала статьи. Основное внимание будет обращено выдающимся именам татарских просветителей-педагогов XIX века. Они были сторонниками идеи национального возрождения, представителями реформаторства, утверждали о необходимости реформирования консервативных религиозных устоев.

В конце XIX - начала XX вв. консервативное мусульманское духовенство преследовало реформаторство в богословии, осуждало и подвергало критике светское образование и светскую культуру. В богословии они утверждали абсолютность истины в религиозной философии. С их точки зрения, эта истина - абсолютная величина, и не может быть дополнена или изменена, ее можно лишь комментировать.

Против такого догматического подхода выступил зачинатель татарского просветительского движения Г. Курсави. Его идеи о несовместимости догматизма с развитием общества и социально-культурных сторон

жизни существенно дополнили такие виднейшие представители татарского просветительства, как Ш. Марджани, К. Насыйри, Ш. Культяси. Они выступали против примитивного, рутинного подхода к жизни, к религии; призывали не слепо следовать догматам религии, а приспосабливать законы богословия к требованиям, изменениям жизни. Уже в то время татарские просветители предлагали ориентироваться на достижения европейской цивилизации [1].

Острие своей критики они направляли против мусульманской богословской системы - калама и суфийского учения, в период XIX века, такая критика имела широкий резонанс. Татарские просветители считали калам причиной заблуждений, преградой на пути к прогрессу. Они считали, что результатом распространения идей калама, по их мнению, является, подавление свободы мысли. Так, например, Ш. Марджани в своей работе «Назурат-ульхак» считает, что калам не отражает реальную жизнь, а его значение сводится к разработке искусства ведения спора. «Представители калама, - пишет он, - взяли отдельные философские термины и понятия, без уяснения их значения смешали с догмами веры, подменив при этом продуктами своего пустого воображения и ошибочными сравнениями важные проблемы» [4].

Перед историей педагогики возникает вопрос критического осмысления исторического опыта и анализа педагогической деятельности татарского народа проживавших на территории Российских губерний.

Более глубокое изучение и обобщение педагогического опыта раскрывает основу социально-культурных и нравственных ценностей и помогает анализировать историю становления педагогической мысли и развития народного образования[5].

Другой представитель татарской просветительской стороны джадидизма - Рашид Ибрагимов выступал с требованиями реформы школы на европейский лад, защищал буржуазные новведения в исламском мире.

Следующим представителем татарского просветительства является редактор литературного и научного журнала «Шура» («Совет») в Оренбурге Риза Фахретдинов, сторонник обновления религии. Он в своих многочисленных педагогических сочинениях, раскрывает вопросы нравственного воспитания молодежи в духе педагогики джадидизма.

Далее, представитель татарской просветительской мысли - идеолог джадизма Фатих Карими в своих произведениях «Почтенный Джигангир» (1900г.), «Шакирд и студенты» (1899г.) описал основы педагогики кадимизма, как отвечающие современным требованиям общественного развития. В своих книгах о путешествиях в Крым, по Европе и в Турцию, а также в многочисленных статьях в газете «Вакыт» и в журнале «Шура» пропагандировал идеи джадидизма. Стремясь изменить содержание обучения в татарских мектебах в джадидистском направлении, он сам приступил к созданию новометодной учебной литературы.

Видными теоретиками и практиками среди педагогов-просветителей так же были Габдулла и Губайдулла Нигматуллины. Необходимо отметить, что положительным в их взглядах была пропаганда светского образования, приобщение к русской и западно-европейской культуре, призыв к подготовке учителей из татар для просвещения народа.

В д. Иж Буби Агрызской волости Сарапульского уезда Вятской губернии они встали во главе медресе и преобразовали данное медресе по основам концепции педагогики джадидизма. Обучение в начальной школе велось на основе классно-урочной системы, начальная школа имела общежитие для иногородних учащихся. Кроме того он является автором введения нового звукового метода в преподавании языков, благодаря которому скорость усвоения увеличивается во много раз.

Бобьинские ставили задачу подготовки не только современных, образованных в духе деятелей религии людей, но и муггалимов для джадидиских школ и практических работников для торговли, сельского хозяйства и развивающейся промышленности.

Считалось, что джадидистское направление не выступало против ислама, а предлагало адаптировать религию к настоящему, к необходимым моментам для развивающегося общества. [5].

Следующий представителем татарского просветительства является идеолог джадидизма редактор первой в России тюрко-татарской газеты «Терджиман» («Переводчик») взгляды которого сформировались под влиянием основного идеолога татарского просветителя Шигабутдина Марджани - Исмаил Бей Гаспринский. Он стал лидером передовой татарской интеллигенции, его идейное влияние заключалось в адаптации насущных требований татарского народа к реалиям современности XIX - начала XX вв. [6].

Отметим что, кроме периодики в его типографии издавались сотни книг и брошюр, посвященных различным областям науки, культуры, народного быта, что непосредственно влияло на повышение уровня национального образования.

Идеи «Терджимана» о модернизации школьного образования, дошли до самых отдаленных аулов Крыма, Поволжья, Кавказа, Средней Азии, а так же Сибири и Восточного Туркестана, овладели умами многих людей. Культ знания, образования, грамотности восхвалялся в сотнях произведениях художественной словесности тюркоязычной литературы, в многочисленных народных песнях - творениях шакирдов. На страницах газеты подвергалось критике все старое и закостенелое, воспевалось все новое, прогрессивное. «Терджиман» привлек к себе внимание ведущих мусульманских интеллектуалов Российской Империи и Турции, таких как: Юсуф Акчура, братья Рамиевы, Ахмед-Хади Максуди, Ризаеддин Фахреддин, Ферудин бей Кочерли, Али - Акбар Рефибейли, Нариман Нариманов, Осман Акчокракли, Ахмед Озенбашли, Хасан Сабри Айвазов, Ибрахим Фехми, Фуад Копролю, Зия Гек-Альп, Ахмед Мухтар Паша, а также многие другие.

Главной целью газеты было знакомство тюрков-мусульман с культурным наследием тюркских народов, а также с техническими достижениями в области образования, культуры и техники современной западной цивилизации. Второй целью было знакомство русских читателей с культурой мусульманских народов [3].

Пргрессивные идеи И. Гаспринского распространялись через газету «Терджиман» в России и во многие страны мира. Необходимо отметить его вклад в дело сближения тюркских народов и развитии национальной культуры, его политическую деятельность. «Ученый филолог Басыр Гафарович Гафаров считал, что Исмаил Гаспринский известен как талантливый педагог, реформатор школьного образования у тюрко-татарских народов, что он идеолог и организатор движения в области просветительства среди мусульманских народов России»[2]. В 1910 году за социально-политическую и культурно-просветительскую деятельность французским журналом «Pevue du monde musulman» его кандидатура была выдвинута на соискание Нобелевской премии мира [5]. Все это говорит о мировом признании Исмаила Гаспринского, как общественного деятеля. И. Гаспринский был авторитетный общественный и политический деятель общероссийского и мирового масштаба. Он поставил перед собой поистине исполинскую задачу развития

научной основы успешного развития тюркского национального образования. Как признанный специалист по просвещению, языкам, истории и литературе, И. Гаспринский был готов взять на себя такую сложную задачу.

Во время путешествий И. Гаспринский испытывал на себе влияние многих зарубежных идеологов, включая русский популизм в славянофильской форме, французский либерализм и умеренный социализм, младотурецкий пантюркизм и немецкий романтизм. Но яркие идеи, мысли человека в обществе в тот период считались отклонением и не воспринимались обществом в принципе. Тяга к новому, продвижение вперед считалось нарушением норм общественности. В результате реформ И. Гаспринского образовательный и культурный уровень мусульманской элиты значительно возрос. Ряд мусульманских городов: Казань, Бахчисарай, Оренбург, Баку, Уфа, Троицк - стали достойными соперниками других интеллектуальных и культурных центров - Стамбула, Каира, Бейрута.

«Отечественный арабист, доктор исторических наук Евгений Александрович Беляев считал, что И. Гаспринскому приходилось вводить новое дело в образование и печати мусульман в весьма трудных условиях. Он сумел установить диалог через созданную им газету «Терджиман» («Переводчик») между мусульманским востоком и Россией. Таких результатов до него еще никто не достигал из мусульманских деятелей» [2].

И. Гаспринский был творцом - идеологом, и практическим организатором - целого движения в области просветительства среди мусульманских народов России - джадидизма. Именно за эту, просветительскую деятельность он еще при жизни был признан Улуг устазом -Великим учителем. Так величали его культурные представители не только татар, но и азербайджанцев, узбеков, туркмен, кумыков, уйгур, ногайцев и т.д., то есть весь тюркский мир. Благодаря этим заслугам за И. Гаспринским закрепился почетный титул - Отец нации. Велико было влияние и газеты «Терджиман» на бурное развитие после революции 1905 года многочисленной периодической печати газет и журналов тюркских народов.

Следующий представитель татарской интеллигенции, просветитель, татарский писатель Фатих Амирхан. Он повлиял на развитие прогрессивного педагогического пространства татарского народа, отстаивал передовые взгляды. По мнению Ф. Амирхана ведущую роль в воспитании нового поколения играет школа, а реорганизация школьного дела на основе прогрессивных взглядов выдвигается на передний план для татарского народа, так как школа должна готовить грамотных, образованных людей, разбирающихся в науках, ремеслах и искусствах, так же должно быть изменено содержание и методика обучения, утверждал он.

Ф. Амирхан пишет: «Обучение должно соответствовать духу времени, связано с жизнью народа». Этим он выделял дидактический принцип - связь обучения с жизнью. Он как и И. Гаспринский призывал к введению татарского языка, как языка школьного обучения, отмечая, что в новометодных школах - мектебе и медресе, была введена только арабская литература, а родная литература не изучалась. В 1908 году Ф. Амирхан выступил с докладом на тему «Уроки литературы в школах», где раскрыл не только образовательное значение родной литературы, но и ее воспитательную роль. Считая творчество народных поэтов поучительными, он пропагандировал произведения татарской литературы. Совместно с педагогом Г. Рафиковым составил учебник «Родная речь» («Ана теле») для 1-3х классов трудовых школ. Первая часть учебника, построена на основе дидактических правил от близкого к далекому, от известного к неизвестному и охватывает произведения Г. Тукая, М. Гафури, Н. Думави, С. Сунчелея и других, призывающие учащихся к учебе и труду. Далее дидактические рассказы занимают особое место в педагогической деятельности Ф. Амирхана, разрабатывая их, он ориентировался на развитие мышления через логические упражнения.

Значительную роль в педагогическом просвещении народа оказал Г. Ибрагимов, он так же как и Ф. Амирхан придерживался принципа народности и связи обучения с жизнью. По его мнению, народное творчество должно войти в учебники, родной язык должен входит во все ступени просвещения. Известность ему принесли его дидактические разработки. Сознательность в обучении. На первый план он выдвигает развитие самостоятельности размышлений учащихся, стимулирование их активности в познании. Учитель должен пробудить интерес у учащихся к поискам, показать пути самостоятельного познания, пути приобретения знаний - в этом заключается сложность и ценность качественного преподавания.

В 1916 году он выпустил книгу «Теория татарской словесности» («Эдэбият каннунары»), где излагает теоретические и практические стороны методики преподавания литературы. Им написано также большое количество учебников по литературе. В 1914 году вышла его «Новая литература» («Яна эдэбият»), где даны образцы лучших произведений Г. Тукая, М. Гафури, Ф. Амирхана, Ш. Камала и др. Книга имела иллюстрации, что было редким явлением в татарской учебной литературе того периода. В этой книге определены задачи преподавания литературы, так же просматривается, что он придерживался глубоко продуманных педагогических принципов, всячески способствующих общекультурному и интеллектуальному развитию учащихся, их воспитанию и подготовке к жизни. По его мнению, в начальной школе следует приучать учащихся к самостоятельному пониманию читаемого.

Выводы. Таким образом, к началу XX в. увеличилось количество светской литературы, практически все крупные татарские книготорговцы выпускали помимо книг специализированные журналы и газеты. Татарские просветители, работавшие вместе с русскими учеными, видели нерешенность проблем культуры своего народа, убеждались в ненужности беспросветной восточной схоластики и вдохновлялись идеями просвещения своего народа. Необходимо отметить, что татарские просветители видели, что учебные заведения бухарского типа не удовлетворяют потребности татар.

Педагогика просветительства сыграла значительную роль в развитии демократической культуры татарского народа, в пробуждении его от векового мрака средневековья и схоластики, в изменении организационных форм и методов обучения. Татарские просветили, выступали за европеизацию школьного дела татар на основе достижений передовой русской культуры, убедительно показывая преимущества прогрессивной русской педагогической мысли. Они способствовали изменению не только содержания, но и форм и методов обучения. Татарские просветители считали русский язык и русскую культуру важнейшими средствами просвещения татарского народа. Те сдвиги, которые произошли в культуре и просвещении татарского народа в XIX - начала XX века, были не только результатом активной деятельности просветителей, но и большей степени результатом движения широких народных масс.

Литература:

1. Абдуллин, Я. Г. Татарская просветительская мысль / Я. Г. Абдуллин. - Казань: Татарское кн. изд-во, 1976. - 130 с.

2. Байрамов, Э.З. Великий просветитель российских мусульман Исмаил Гаспринскийи. - 2001 - Режим доступа URL:http://www.mtss.ru/?page=bairamov3

3. Гаспринский, И. Русское мусульманство. Мысли, заметки и наблюдения мусульманина. / И. Гаспринский - Симферополь. Типография Спиро. 1881. Переиздание: Гаспринский Исмаил бей. Русское мусульманство. Оксфорд, 1985

4. Марджани, Ш. Мукадима / Ш. Марджани. - Казань, 1883. - 475 с.

5. Мухаметшин, А.Г. История развития педагогической мысли, просвещения и образования татарского народа в XVI -начала XX вв. / А.Г. Мухаметшин - Учебное пособие Набережные Челны: ФГБОУ ВПО «НИСПТР», 2012. - 254

6. Хасанов, М.Х. Муса Бигиев (к 130-летию со дня рождения) /М.Х. Хасанов //Научный Татарстан Теоретический научно-популярный и информационный журнал. - 2005. - №3(4) С. 3-11

Педагогика

УДК 378

кандидат педагогических наук, доцент Галиахметова Альбина Тагировна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Казанский государственный энергетический университет» (г. Казань)

ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА И ЭФФЕКТИВНОСТИ ОСНОВНЫХ ФОРМ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В ВУЗЕ НА ОСНОВЕ ИНТЕГРАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ

Аннотация. Статья посвящена вопросам модернизации педагогического процесса в высшей профессиональной школе. Одним из важных и перспективных средств повышения качества образования в учебных заведениях является интеграция педагогических технологий. Интеграция педагогических технологий обеспечивает решение ключевых задач современного профессионального образования. В данном исследовании представлена гибкая интегральная технология проектно-исследовательского, личностно-ориентированного и компьютерного обучения.

Ключевые слова: повышение качества образования в вузе, повышение качества и эффективности основных форм учебного процесса в ВУЗе, педагогическая технология, интеграция педагогических технологий, интеграция технологий проектно-исследовательского, личностно-ориентированного и компьютерного обучения.

Annotation. The article is devoted to the issues of pedagogical process modernization in the higher vocational school. One of the important and promising means of improving the quality of education in educational institutions is the integration of pedagogical technologies. Integration of pedagogical technologies ensures solution of key tasks of modern vocational education. This study presents a flexible integrated technology for project-research, personal-oriented and computer-based learning.

Keywords: improving the quality of education in higher education, improving the quality and effectiveness of the basic forms of the educational process in the university, pedagogical technology, the integration of pedagogical technologies, the integration of project-research, personal-oriented and computer training technologies.

Введение. Повышение качества образования в ВУЗах требует повышения качества и эффективности основных форм учебного процесса (лекций, практикумов, семинаров и т.д.).

Анализ состояния образования показывает, что эффективность педагогического процесса в значительной части ВУЗов остается недостаточно высокой. Многие преподаватели пользуются традиционными методиками, неадаптированными к существующим условиям. Необходима замена традиционных методик организации форм учебных занятий гибкими интегральными педагогическими технологиями.

Формулировка цели статьи: обоснование процесса интеграции педагогических технологий как важного средства повышения качества образования в вузе; разработка основных теоретических положений о проектировании интегральных педагогических технологий и их апробация.

Изложение основного материала статьи. Эффективность реализуемых педагогических технологий определяется многими факторами. Понятие «педагогическая технология» в педагогической литературе определяется по-разному: «педагогическая технология - совокупность психолого-педагогических установок, определяющих определенный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств...» (Б.Т.Лихачев); «педагогическая технология - описание процесса достижения планируемых результатов обучения» (И.П.Волков) и т. д.

Под педагогической технологией мы понимаем целостную педагогическую систему, ориентированную на эффективное достижение учебных и воспитательных задач и представленную в виде целей, задач, концептуальных основ, принципов, особенностей построения содержания, методов и алгоритма организации педагогического процесса.

Классификация педагогических технологий в упрощенном виде может выглядеть следующим образом:

I. По обеспечению дифференциации и личностной ориентации обучения:

1.1. традиционные технологии - технологии фронтального обучения (не обеспечивающие дифференциации и личностной ориентации обучения);

1.2. технологии дифференцированного обучения;

1.3. технологии личностно-ориентированного обучения.

II. По обеспечению развития, активности, самостоятельности обучаемых:

2.1. традиционные технологии - технологии объяснительно-иллюстративного, репродуктивного обучения;

2.2. технология проблемного изложения;

2.3. частично поисковая (эвристическая)

2.4. исследовательская технология;

2.5. проектно-исследовательская технология;

2.6. технологии развивающего обучения;

III. По обеспечению укрупнения дидактических единиц:

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.