взаимодеиствия.
На заключительном этапе проводится анализ, подведение итогов работы отрядов, анализ личностного роста комсоргов, выявление перспектив роста.
По результатам включения старших подростков в социально-значимую деятельность, с элементами соревновательности, организованную в лагере, нами был проведен второй диагностический срез. В рамках проведения второго среза, мы использовали те же методики, что и на первом этапе. По резулыатам итоговой диагностики были выявлены позитивные изменения формирования опыта конструктивного взаимодействия старших подростков (динамика роста) - 10% низкий уровень, 44% -средний и 46% старшеклассников имеют высокий уровень сформированности опыта конструктивного взаимодействия.
Итоговая диагностика методики «Анализ собственных ограничений» показала значительные изменения: развитие навыков решения проблем возросло на 30,5%; способность старшеклассников управлять собой увеличилась на 28.5%; личные дели опрошенных конкретизировались на 25%, личные ценности на 26%; умение применять во взаимодействии творческий подход возросло на 20%; умение в шять на других людей > величилось на 17%; стремление комсоргов к саморазвитию возросло на 12% опрошенных. Кроме того, старшеклассники
принимали участие в контент-сочинении «что мне лично дал пагерь», опросе, на основе разработанной нами анкеты.
Методика измерения самоактуализации личности на заключительном зтапе смены позволила нам зафиксировать повышение уровня самоактуализации старших подростков - 65,3% (увеличился в 2,7 раза).
Таким ооразом, результаты опытно-экспериментальной работы показали успешность в формировании опыта конструктивного взаимодействия старших подростков во временном объединении, на основе реализации совокупности обоснованных нами педагогических условий: у старших подростков целенаправленно формируется положительная мотивация на приобретение опыта конструктивного взаимодействия, как основы успешной социализации; во временном объединении создана воспитательная система, насыщенная видами деятельности, прежде всего соревновательными, позволяющими накапливать опыт конструктивного взаимодействия; взрослые участники данного объе динения имеет четкое представление о сущности изучаемого процесса и владеет приемами и средствами его организации; организовано рефлексивное опосредование значимых ситуаций конструктивного взаимодействия в соревновательных формах работы временного объединения.
Л. Е. Арсеньев
ПЕДАГОГИЧ1 СКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ПОДРОСТКОВ ВО ВНКУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В статье раскрывается сущность понятия «культура здорового образа жизни», характеризуются т дагогическиеусловия ффективности ее формирования у подростков во внеурочной деятельности.
Кризисные периоды развития общества, как правило, связаны со снижением финансирования социальных программ, труднодоступностью услуг систем здравоохранения, физической культуры и спорта для населения ведут к заметно му ухудшению состояния здоровья подрастающих поколений.
Материалы ежегодных государственных докладов о положении детей в Российской Федерации, результаты исследований многочисленных авторов
(М.В. Антропова, Г.В. Бородкин, О.С Васильева, A.A. Дубровский. P.A. Касимов, З.Н. Литвинова, И.П. Невраева и др.) свидетельствуют об увеличении заболеваемости среди школьников, «омоложении» всех хронических заболеваний у несовершеннолетних, возрастании числа подростков, употребляющих алкоголь, наркотики, имеющих социальные болезни. Научно-технический прогресс, который прочно вошел в нашу жизнь и повлек за собой
©A.F Чрсеньев, 2007
35
информационный «бум» раннего образования, насыщенность образовательных программ, привел к нарушению внутренней среды организма и развитию различных патологических состояний у детей и подростков. Именно острота ситуации с благополучием школьников стимулировала научные исследования последних лет, касающиеся проблемы здороьья людей в системе образования (Н.П. Абаскалова, В.Ф. Базарный, А..С. Ьатуев, Э.Н. Вайнер, H.A. Голиков, Г.К. Зайцев, В.П. Казначеев, Л.Г. Татарникова, Л.Ф. Тихомирова и др.), поиска новых технологий обучения, способствующих здоровьесбережению, определению валеологических аспектов формирования здорового образа жизни школьников, студентов, способов укрепления и сохранения здоровья учащихся на уроке и во внеурочной деятельности. Эксперты ВОЗ еще в восьмидесятых годах определили соотношение различных факторов обеспечения здоровья человека, в результате чего получилось что это:
-генетические факторы — 15-20%,
- состояние окружающей среды - 20-25%;
- медицинское обслуживанш - 10-15%;
- условия и образ жизни - 50-55%.
Таким образом, в русле выше обозначенных тенденций в становлении и развитии ребенка на любом возрастном этапе большую роль играет педагогически целесообразно организованная деятельность по сохранению и укреплению здоровья. Категория «здоровье» трактуется по-разному в ряде источниках.
Мы в своем исследовании опирались на точку зрения C.B. Попова, в рамках которой «здоровье» отражает качество приспособления организма к условиям внешней среды обитания Г8, с. 8]. Автор выделяет несколько компонентов (видов) здоровья:
1 .Соматическое -- текущее состояние органов в системе организма человека, основу которого составляет биологическая программа индивидуального развития, ориентированная базовыми потребностями, доминирующими на различных этапах онтогенетического развития.
2.Физическое - уровень роста и развития органов и систем организма, основу которого составляет морфологические и функциональные резервы, обеспечивающие адаптационные реакции.
3.Психическое - состояние психической среды,
основу которого составляет состояние общего душевного комфорта, обеспечивающее адекватную поведенческую реакцию.
4.Нравственное - комплекс характеристик мотивационной и потребностно-информативной сферы жизнедеятельности, основу которой определяет система ценностей- установок и мотивов поведения индивида в обществе [8, с. 8-9].
Согласно C.B. Попову, признаками здоровья, могут служить:
- специфическая (иммунная) и не специфическая устойчивость к действию повреждающих факторов;
- показатели роста и развития;
- функциональное состояние и резервные возможности организма;
- начичие и уровень какого-либо заболевания или дефекта развития;
- уровень морально-волевых и ценностно-мотивационных установок.
Таким образом, здооовье конкретного человека объективно фиксируется с помощью различных диагностических средств и методов, \f растеризуется полнотой проявления жизненных сил, ощущением жизни, всесторонностью и долговременностью социальной активности, целостностью и гармоничностью развития личности. Многообразие понимания здоровья, в известной мере, инициирует и многообразие толкования понятия «здоровый образ жизни». Проведенный Ю.И. Якуниным анашз данной категории показал, что в ее сущности можно выделить три подхода: философско-социологический, определяющий его как интегра1ивный показатель культуры и социальной политики общества; медико-биологический, рассматривающий его как гигиеническое поведение, базирующееся на научно оооснованных санитарно-гигиенических нормах; психолого-педагогический, утверждающий его важную роль в мотивационно-ценностном отношении, в сознании и поведении личности для обеспечения своей здоровой жизнедеятельности [9, с. 12].
Таким образом, здоровый образ жизни можно рассматривать как социальную, общественную и личностную ценность, средство успешной социализации подрастающего поколения, индивидуальную систему саморазвития и самосовершенствования личности, способ преобразования окружающей действительности и
36
Вестник КГУ им. H.A. Некрасова» 2007. Том 13
самого себя.
В то же время, проведенное нами исследование на этапе констатирующего эксперимента, показало наличие явного противоречия- чем больше в планах воспитательной работы указывается на различные формы пропаганды здорового образа жизни (лекции, беседы встречи) среди подростков, тем выше (от 65% до 73%) негативное их отношение к призывам к здоровому образу жизни. Выявление нами причины такого положения дел совпадают : данными других исследователей о наличии четырех групп факторов, отрицательно влияюших на эффективность педагогических усилий в этом вопросе:
- первая группа характеризуется индивидуальными особенностями конкретного подростка (системой его жизненных ценностей, совокупностью привычек, уровнем образования, характером информативности, особенностями воспитания, степенью личной заинтересованности, состоянием здоровья);
- вторая группа факторов связана с осооенностями общества, в котором живет подросток (политический и экономический уклад, характер исторических привычек и культурных традиций, особенности, быта, уровень общественного сознания и Олагосостояния);
- третья группа факторов определяется особенностями местного окружения Сюда можно отнести правила, стереотипы, традиции, образ и стиль поведения тех групп общества, к которым принадлежит подросток (прежде всего его семья);
- > етвертая группа факторов связана с самой агитацией, характером, ее формой и содержанием. Все это вместе взятое, убедило нас в том, что главный акцент в воспитании должен быть сделан на формирование культуры здорового образа жизни через осмысление здоровья не только как знания и ценности (совокупности информации, необходимой человеку для понимания происходящих с ними изменений, поддержания благоприятных состояний в повседневной жизни), но и побуждение к освоению в повседневной деятельности различных форм поведения, которые способствуют накоплению и расширению опыта фамотных, безопасных действий, постижению собственных ресурсов (я могу это сейчас), путей их наращивания (это я смогу, если...), способов достижения желаемых результатов (для этого мне неооходимо или я должен).
Таким образом, для того, чтобы повседневные
формы здорового образа жизни стали привычными, необходимо, как показали результаты нашего исследования, соблюдение ряда педагогических условий:
- комплексное использование методов формирования интереса к здоровому образу жизни всеми специалистами образовательного учреждения;
- построение воспитательно-оздоровительных программ на принципах целостности, систематичности, постепенности, активности каждого, праксиологической направленности содержания:
- создание вокруг подростка развивающей информационной среды «здоровья», которая не только напрямую, но и опосредованно влияет на его мироощущения, стимулирует овладение знаниями, на основе которых возможно грамотно, безопасно, с пользой для организма и личности взаимодействовать с окружающей средой;
- включение подростков в различные виды и формы внеурочной деятельности, позволяющей закреплять и расширять опыт здоровьесообразного поведения.
Полученные данные на завершающем этапе формирующего эксперимента продемонстрировали, во-первых, сокращение дефицита сна (с 55,8% до 17,4%); жалоб на головную боль к концу цня и недели (с 63,4% до 25,1%); неблагоприятных сдвигов артериального давления в конце недели (с 62,1% до 30,1%), конфликтности и иных форм проявления невротизма ^ 78,2% до 21,3%); во-вторых, увеличение времени на активную деятельность и прогулки на свежем воздухе я рамках физиологической нормы (с 73,7% до 21,8%); в-третьих, значительное расширение представления о законах питания, режиме дня, способах помощи себе в ситуациях естественных затруднений, знаниях о болезнях, понимание пограничного состояния.
Анализ индивидуального ранжирования ценностей до внедрения программы опытно-экспериментальной работы и после ее реализации показал, что если в начале только 5% подростков ставили здоровье на первое и 11% на второе и третье место, то в конце - 17% учащихся на первое место и 69% на второе и третое. Аналогичная положительная динамика прослеживается и по другим термальным и инструментальным ценностям.
Следовательно, разумно дозированный, ненавязчивый, логично встроенный в архитектуру
Педагогика. Психология. Социальная раоота. Ювенологих. Социокинетика ♦ № 3, 2007
37
внеурочной деятельности процесс формирования культуры здорового образа жизни помогает подросткам сделать свободный выбор формы поведения в пользу заботы о своем здоровье.
Библиографический список
1. Багаев С.Н., Григорьев С И. и др. Российское общество, путь к современной культуре управления социальным здоровьем населения. - Москва-Барнаул, 2005. - 66 с.
2. Бальсевич В.К. Физическая культура для всех и для каждого. - М., 1988. - 207 с.
3. Брехман И. И. Валеология - наука о здоровье. -М„ 1980-167 с.
4. Глозман Ж.М Общение и здоровье личности. -М.. 2002 -283 с.
5. Димов В.М. Новая концепция здоровья: системный подход // Социально гуманитарные знания -1999,-№4.-С. 185-192. 6 Засобина Г. А. Назаров В.И. и др. Здоровье и возможности его сохранения в педагогическом процессе. - Иваново, 2003. - 192 с.
7. Оценка физического развития и состояния здоровья детей и подростков. ■ М., 2005. - 64 с.
8. Попов C.B. Валеология в школе и дома. - СПб., 1997 -256 с.
9. Якунин Ю.И. Формирование здорового образа жизни сельских старшеклассников средствами и методами физической культуры: Автореф. дис., .канд. пед. наук. - Кострома, 2002. -22 с.
3. О. Калмыкова
ТРАНСФОРМАЦИЯ ПОЗИТИВНОГО И НЕГАТИВНОГО ВЛИЯНИЯ НОРМ ОБЫЧНОГО ПРАВА АДЫГОВ НА ВОСПИТАНИЕ ПОДРАСТАЮЩЕГО
ПОКОЛЕНИЯ
Изучение проблем, связанных с влиянием норм обычного права адыгов на формирование подрастающего поколения имело большую значимость не только в историческом прошлом, но и для методологии построения теории и практики современной этнопедагогики.
Особенную актуальность данная проблема приобрела на современном этапе, в период глобализации культур, трансформации семейно-брачных отношений, что и определило главную задачу исследования - попытаться ответить на возникшие вопросы- «Кого мы должны воспитывать в современной адыгской семье?» - гражданина Земли, учитывая требования сегодняшнего общества к личным качествам человека (мобильность, практичность, умение быстро адаптироваться и действовать в сложных условиях и т.д.), необходимость быть конкурентоспособным в своей области, что в свою очередь может исключать или делать затруднительным соблюдение некоторых пунктов, предъявляемых обычным правом (беспрекословное подчинение младших по возрасту старшим, избегание проявления инициативы и т. д.);
Насколько возможным является стремление
воспитывать детей лишь на основе традиций своего народа, избегая, по возможности всего «несвойственного нам»? Проведенное нами социологическое исследование по данной проблеме показывает, что количество семей, где воспитание осуществляется согласно нормам Адыгэ Хабзэ значительно ниже, чем стремящихся воспитать детей по общечеловеческим нормам. Сразу же хотелось бы пояснить нашу позицию в этом вопросе: мы ни в коем случае не являемся сторонниками того что прогресс и развитие заключаются в отказе от традиционных норм, а в принятии всего нового через призму национальной культуры.
Человек должен знать и понимать что общего в его культуре с традициями других народов, и что именно главным образом отличает его от других. Для того, чтобы идентифицировать себя как адыга, необходимо: являться носителем языка; знать и, по возможности придерживаться основных норм традиций и обычаев (Адыгэ Хабзэ).
Основная причина глобальных изменений, трансформации влияния вышеперечисленных норм на воспитание подрастающих поколений видится в том что адыгская система воспитания потеряла свою
38
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова-» 2007. Том 13
©З.О. Калмыкова, 2007