Научная статья на тему 'Временное объединение как педагогическое условие формирования опыта конструктивного взаимодействия старших подростков'

Временное объединение как педагогическое условие формирования опыта конструктивного взаимодействия старших подростков Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
352
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Забелина Ольга Михайловна

В статье представлены результаты исследования формирования опыта конструктивного взаимодействия старших подростков во временном объединении. Выявлены педагогические условия эффективности данного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Забелина Ольга Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Временное объединение как педагогическое условие формирования опыта конструктивного взаимодействия старших подростков»

О. М. Забелина

ВРЕМЕННОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ОПЫТА КОНСТРУКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ

В статье представлены результаты исследования формирования опыта конструктивного взаимодействия стапшш ппоюостков во временном оиъединении. Выявлены педагогические условия эффективности данного процесса.

На разных этапах своего развития общество предъявляет к личности определенные требования, как в плане ее образовательного, культурного уровня, так и в формировании у нее необходимого опыта социального взаимодействия. В связи с переходом общества в новые социально-экономические условия, изменились ценности и ценностные ориентации. Современные социально-экономические условия требуют от личности быть активной, конкурентоспособной, рассчитывающей только на себя и не ждущей помощи извне. Успешность в решении личностных проблем во многом зависит от сформированности у данной личности умения вступать в продуктивное взаимодействие, выработанности такого стиля общения, который позволяет учитывать особенности взаимодействия с различными возрастными категориями и лицами, занимающими различные социальные позиции. Формирование опыта конструктивного взаимодействия приобретается на различных возрастных этапах. Однако, в нашем понимании, наиболее актуальной данная проблема является для подросткового возраста. Во-первых, это переходный период от детства к взрослости, период активного формирования мировоззрения подростка, его характера, выработки стиля поведения. Во-вторых, характерным для этого периода является то, что у подростков снижается авторитет родителей, учителей и растет авторитет сверстников. А значит, в подростковый период для школьников актуальными являются неформальные отношения. Не случайно именно в этом возрасте ребята тяготеют к участию в деятельности различных временных объединений: школьных, трудовых и производственных, творческих, кружков по интересам, секций, загородных центров, лагерей отдыха.

Временное объединение является воспитательной средой и обладает рядом потенциалов применительно к процессу формирования опыта конструктивного взаимодействия. Традиционно в педагогической литературе понимание временного объединения трактуется как общество учащихся и педагогов, кратковременного автономного объединения, со сборным составом и четко обозначенной функциональностью. Понятие «временного объединения» при этом идентифицируется с понятием «временный коллектив»

В.П. Ижицкий, А.Г. Кирпичник,

Б.В. Куприянов понимают временный коллектив как - организованное объединение подростков, создающееся на определенный период времени, обладающее следующими признаками и особенностями: кратковременность

функционирования; разнородность состава; относительная автономность существования; коллективный характер жизнедеятельности; завершенный цикл развития; максимальный срок существования 40-45 дней, наиболее распространенный -- 10-26 дней.

Временные объединения о шадают особыми воспитательными возможностями: подростку создаются реальные условия для динамичного и интенсивного общения со сверстниками, предоставляются разнообразные варианты реализации своей творческой активности. Интенсивность общения и специально заданная деятельность позволяют ему изменять свои представления, стереотипы, взгляды на самого себя, сверстников, взрослых. Во временном объединении подростки пробуют самостоятельно организовать свою жизнедеятельность, занимая при этом позицию от пассивного наблюдателя до активное организатора

32

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова» 2007. Том 13

©ОМ. Забелина, 2007

Временное объединение как педагогическое условие формирования опыта конструктивного...

жизнедеятельности объединения. Если процесс общения и деятельности в ооъединении проходит в доброжелательной обстановке и каждый подросток ощущает доброе и внимательное отношение к себе, то это помогает ему создать положительную модель поведения, получить эмоционально-

психологическую реабилитации-

Идеальными условиями для формирования опыта конструктивного взаимодействия обладает Костромской облачной лагерь старшеклассников им. А.Н. Лутошкина «Комсорг», являясь также одним из видов временных объединений. Программа лагеря, от этапа подготовки до закрытия смены, логично выстроена таким образом, чтобы создать условия для самоопределения у группе сверстников, приобретения старшими подростками опыта конструктивного взаимодействия и для Формирования положительной мотивации к участию в новых социальных отношениях.

С целью выявления педагогических условий, эффективного формирования у старших подростков опыта конструктивного взаимодействия в условиях временного объединения, нами была разработана программа исследования, которая включала в себя несколько этапов. В ходе первого диагностического среза с целью выявления исходного уровня сформированности опыта конструктивного взаимодействия у старших подростков нами было проведено анкетирование, по результатам которого было зафиксировано, что 12 % старших подростков обладают близким к высокому уровню сформированности опыта конструктивного взаимодействия Это комсорги, которые могут найти правильный подход к построению взаимодействия на основе сотрудничества участников и стремлению к самосовершенствованию, самоактуализации, продуктивному разрешению возникающих противоречий; гибкости установок и взглядов, желания принять и понять особенности личности партнера по общению. У 50 % респондентов был выявлен средний уровень сформированности опыта конструктивного взаимодействия и у 38 % - низкий. Таким образом, 88 % исследуемых нами старших подростков, требуют помощи в формировании у них опыта кoнcтpvктивнoгo взаимодействия.

С целы» выявления ограничений, мешающих старшим подросткам эффективно вступать во взаимодействие, нами была использована методика «Анализ собственных ограничений» М. Вудакова,

Д. Френсиса Начальный рейтинг ограничений в совокупности результатов выстроился следующим образом: наибольшие затруднения у комсоргов вызывают недостаточно развитые навыки решения проблем (54,9%) и неумение старшеклассников управлять собой (55,5%); во второй группе ограничений оказались смутные личные цели (44,2%), размытые личные ценности (39,4%) и неумение применять во взаимодействии творческий подход (35,3%). Не уверены в своем умении влиять на других людей (32,2%). Наиболее благополучно обстояла ситуация со стремлением комсоргов к саморазвитию, в качестве собственного ограничения данный параметр выделили 15% опрошенных.

Уровень самоактуализации личности во взаимодействии измерялся нами с помощью методики CAT (измерение самоактуализации в модификации Л.Я. Гозмана. М.В. Кроза). Средний совокупный показатель уровня самоактуализации на начальном этапе опытно-экспериментальной работы был низким - 24,2%.

С целью замера взаимосвязи эмоционального состояния старших подростков и результатов конструктивного взаимодействия, на протяжении всей смены нами применялась методика «Цветопись» А.Н. Лутошкина.

В результате диагностики нами была зафиксирована проблема, что у старших подростков не сформирован опыт конструктивного взаимодействия, они не умеют управлять своим эмоциональным состоянием в процессе контакта, не могут найти оптимальный способ вступления в контакт, не умеют быть толерантными по отношению к партнеру, у них не сформирован опыт умения анализировать результаты собственного взаимодействия.

После этого нами были введены коррективы в содержание лагерной смены (ролевые, деловые игры, саморазвивающийся спектакль, ток-шоу, самоаттестация отряда, тренинги эффективного взаимодействия), которые, как мы предполагали, должны были способствовать формированию опыта конструктивного взаимодействия.

Нами была разработана концепция формирования опыта конструктивного взаимодействия старших подростков в условиях областного лагеря старшеклассников им. А.Н. Лутошкина «Комсорг». В ней учитываются все те наиболее эффективные педагогические условия,

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ № 3, 2007

33

которые способствуют формированию опыта конструктивного взаимодействия у старших подростков.

Процесс формирования опыта

конструктивного взаимодействия охватывает весь период лагерной смены, участником которой является старший подросток. Вслед за О.В. Румянцевой в процессе формирования опыта конструктивного взаимодействия мы выделяем три взаимосвязанных этапа: этап социального ориентирования, этап социального выбора и этап социальной деятельности. Этап социального ориентирования предполагает создание условий для интгриоризации личностью старшего подростка социально-позитивной системы ценностей и формирование у них понимания конструктивного взаимодействия как социальной ценности.

Этап социального выбора предполагает предоставление старшим подросткам широкого спектра альтернативных сфер общения и видов деятельности, наиболее соответствующих их потребностям, интересам и возможностям и эффективных в формировании опыта конструктивного взаимодействия.

Этап социальной деятельности подразумевает включение старших подростков в социально-ориентированную деятельность, способствующую эффективному формированию опыта

конструктивного взаимодействия.

Все три этапа смены насыщены разнообразными видами деятельности, способствующими выработке у старших подро^ков стиля общения, норм поведения, умения вступать в контакт формирования у них опыта конструктивного взаимодействия.

Наиболее эффективным видом деятельности, как показали результаты проведенного нами исследования, является соревнование. Мы вслед за В.В. Лебединским рассматриваем соревнование как метод организации и стимулирования деятельности коллективов старших подоостков, в основе которого - борьба за достижение лучших результатов в конкретной работе. Необходимость использования метода соревнования в работе со старшими подростками вызвано их возрастными особенностями. Старшим подросткам свойственно стремление сравнивать себя со своими сверстниками, и в этом сравнении самоутверждаться, вырабатывать определенные черты характера, искать свой путь в

жизни. Чаще всего критерием оценки себя и своих товарищей является результат взаимодействия в коллективе.

На первом этапе формирования опыта конструктивного взаимодействия элемент соревновательности присутствует в деятельности отряда: «Самая чистая комната», «самый пунктуальный комсорг». Формируя первичную структуру отряда (выбор командира, дежурного командира, названия, девиза), каждый стремятся к тому, чтобы именно его идея была лучшей, чтобы именно он стал командиром отряда. Задача педагога, работающего с отрядом, заключается в том, чтобы все включились в деятельность, т.е. начали взаимодействовать. Все дела, проводимые на этапе социального ориентирования, так или иначе, способствуют формированию положительного отношения к конструктивному, т.е. социально-значимому взаимодействию

На втором этапе соревнование переходит на межотрядный уровень: «экран чистоты территории», творческий подход к подготовке дел и пр. На данном этапе старшие подростки участвуют в разнообразной совместной деятельности, получают необходимые знания для того, чтобы уметь взаимодействовать со сверстниками и педагогами, что является необходимым условием успешного выполнения любого дела. На данном ^тапе старшие подростки учатся вступать в конструктивное взаимодействие, искать тот стиль общения, который бы позволил бы им наладить контакт с лицами, занимающими различные социальные позиции. Все это происходит через деятельность, в которой они участвуют или которую они инициируют (социально-ориентированная, познавательная; творческая; спортивная и другие). Для того чтобы старшеклассники получили знания и умения, необходимые для реализации старшими подростками себя в проводимых делах, в лагере реализуется образовательная программа.

Третий этап характеризуется возможностью взаимодействовать с членами другого отряда, соревнуясь в правильности проведения технологии общелагерных дел. В течение данного этапа каждый отряд разрабатывает собственную программу деятельности, которую впоследствии защищает в экспертном совете и затем реализует. Успешность проведения отрядной программы зависит от сформированности у ребят опыта конструктивного

34

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2007. Том 13

Педагогические условия формирования культуры здорового образа жизни у подростков...

взаимодеиствия.

На заключительном этапе проводится анализ, подведение итогов работы отрядов, анализ личностного роста комсоргов, выявление перспектив роста.

По результатам включения старших подростков в социально-значимую деятельность, с элементами соревновательности, организованную в лагере, нами был проведен второй диагностический срез. В рамках проведения второго среза, мы использовали те же методики, что и на первом этапе. По резулыатам итоговой диагностики были выявлены позитивные изменения формирования опыта конструктивного взаимодействия старших подростков (динамика роста) - 10% низкий уровень, 44% -средний и 46% старшеклассников имеют высокий уровень сформированности опыта конструктивного взаимодействия.

Итоговая диагностика методики «Анализ собственных ограничений» показала значительные изменения: развитие навыков решения проблем возросло на 30,5%; способность старшеклассников управлять собой увеличилась на 28.5%; личные дели опрошенных конкретизировались на 25%, личные ценности на 26%; умение применять во взаимодействии творческий подход возросло на 20%; умение в шять на других людей > величилось на 17%; стремление комсоргов к саморазвитию возросло на 12% опрошенных. Кроме того, старшеклассники

принимали участие в контент-сочинении «что мне лично дал дагерь», опросе, на основе разработанной нами анкеты.

Методика измерения самоактуализации личности на заключительном зтапе смены позволила нам зафиксировать повышение уровня самоактуализации старших подростков - 65,3% (увеличился в 2,7 раза).

Таким образом, результаты опытно-экспериментальной работы показали успешность в формировании опыта конструктивного взаимодействия старших подростков во временном объединении, на основе реализации совокупности обоснованных нами педагогических условий: у старших подростков целенаправленно формируется положительная мотивация на приобретение опыта конструктивного взаимодействия, как основы успешной социализации; во временном объединении создана воспитательная система, насыщенная видами деятельности, прежде всего соревновательными, позволяющими накапливать опыт конструктивного взаимодействия; взрослые участники данного объе динения имеет четкое представление о сущности изучаемого процесса и владеет приемами и средствами его организации; организовано рефлексивное опосредование значимых ситуаций конструктивного взаимодействия в соревновательных формах работы временного объединения.

Л. Е. Арсеньев

ПЕДАГОГИЧ1 СКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ПОДРОСТКОВ ВО ВНКУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В статье раскрывается сущность понятия «культура здорового образа жизни», характеризуются т дагогические условия ффективности ее формирования у подростков во внеурочной деятельности.

Кризисные периоды развития общества, как правило, связаны со снижением финансиоования социальных программ, труднодоступностью услуг систем здравоохранения, физической культуры и спорта для населения ведут к заметно му ухудшению состояния здоровья подрастающих поколений.

Материалы ежегодных государственных докладов о положении детей в Российской Федерации, результаты исследований многочисленных авторов

(М.В. Антропова, Г.В. Бородкин, О.С Васильева, A.A. Дубровский. P.A. Касимов, З.Н. Литвинова, И.П. Невраева и др.) свидетельствуют об увеличении заболеваемости среди школьников, «омоложении» всех хронических заболеваний у несовершеннолетних, возрастании числа подростков, употребляющих алкоголь, наркотики, имеющих социальные болезни. Научно-технический прогресс, который прочно вошел в нашу жизнь и повлек за собой

©A.F Чрсеньев, 2007

35

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.