Педагогика
внеурочной деятельности процесс формирования культуры здорового образа жизни помогает подросткам сделать свободный выбор формы поведения в пользу заботы о своем здоровье.
Библиографический список
1. Багаев С.Н., Григорьев С И. и др. Российское общество, путь к современной культуре управления социальным здоровьем населения. - Москва-Барнаул, 2005. - 66 с.
2. Бальсевич В.К. Физическая культура для всех и для каждого. - М., 1988. - 207 с.
3. Брехман И. И. Валеология - наука о здоровье. -М„ 1980-167 с.
4. Глозман Ж.М Общение и здоровье личности. -М.. 2002 -283 с.
5. Димов В.М. Новая концепция здоровья: системный подход // Социально гуманитарные знания -1999,-№4.-С. 185-192. 6 Засобина Г. А. Назаров В.И. и др. Здоровье и возможности его сохранения в педагогическом процессе. - Иваново, 2003. - 192 с.
7. Оценка физического развития и состояния здоровья детей и подростков. ■ М., 2005. - 64 с.
8. Попов C.B. Валеология в школе и дома. - СПб., 1997 -256 с.
9. Якунин Ю.И. Формирование здорового образа жизни сельских старшеклассников средствами и методами физической культуры: Автореф. дис., .канд. пед. наук. - Кострома, 2002. -22 с.
3. О. Калмыкова
ТРАНСФОРМАЦИЯ ПОЗИТИВНОГО И НЕГАТИВНОГО ВЛИЯНИЯ НОРМ ОБЫЧНОГО ПРАВА АДЫГОВ НА ВОСПИТАНИЕ ПОДРАСТАЮЩЕГО
ПОКОЛЕНИЯ
Изучение проблем, связанных с влиянием норм обычного права адыгов на формирование подрастающего поколения имело большую значимость не только в историческом прошлом, но и для методологии построения теории и практики современной этнопедагогики.
Особенную актуальность данная проблема приобрела на современном этапе, в период глобализации культур, трансформации семейно-брачных отношений, что и определило главную задачу исследования - попытаться ответить на возникшие вопросы- «Кого мы должны воспитывать в современной адыгской семье?» - гражданина Земли, учитывая требования сегодняшнего общества к личным качествам человека (мобильность, практичность, умение быстро адаптироваться и действовать в сложных условиях и т.д.), необходимость быть конкурентоспособным в своей области, что в свою очередь может исключать или делать затруднительным соблюдение некоторых пунктов, предъявляемых обычным правом (беспрекословное подчинение младших по возрасту старшим, избегание проявления инициативы и т. д.);
Насколько возможным является стремление
воспитывать детей лишь на основе традиций своего народа, избегая, по возможности всего «несвойственного нам»? Проведенное нами социологическое исследование по данной проблеме показывает, что количество семей, где воспитание осуществляется согласно нормам Адыгэ Хабзэ значительно ниже, чем стремящихся воспитать детей по общечеловеческим нормам. Сразу же хотелось бы пояснить нашу позицию в этом вопоосе: мы ни в коем случае не являемся сторонниками того что прогресс и развитие заключаются в отказе от традиционных норм, а в принятии всего нового через призму национальной культуры.
Человек должен знать и понимать что общего в его культуре с традициями других народов, и что именно главным образом отличает его от других. Для того, чтобы идентифициоовать себя как адыга, необходимо: являться носителем языка; знать и, по возможности придерживаться основных норм традиций и обычаев (Адыгэ Хабзэ).
Основная причина глобальных изменений, трансформации влияния вышеперечисленных норм на воспитание подрастающих поколений видится в том что адыгская система воспитания потеряла свою
38
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова-» 2007. Том 13
©З.О. Калмыкова, 2007
Трансформация позитивного и негативного влияния норм обычного права адыгов на воспи. ание...
«адаптивность». Адаптационный механизм предполагает высокоразвитую систему демократического управления, т.е. общественную систему управления. Она должна иметь силы, которые сами себя сохраняют.
Государственная политика царского правительства оказалась совсем другой по содержанию и по преследуемым целям и задачам, что привело к полной ликвидации Хасы -общественного управления адыгов. Данное расхождение находит подтверждение в следующем архивном материале: «Собственно в политическом отношении, т.е. в смысле установиония духовной и экономической связи Кавказа с Россией, в смысле водворения здесь не одной только русской правительственной власти, но и русского национального влияния, достигнутые результаты, нельзя не сознаться, представляются недостаточно удовлетворительными. Эта неудовлетворенность результатов объясняется как трудностью самой задачи, так и характером всей предшествующей деятельности нашей в крае. Для успешной борьбы с такими затруднениями, для перемены того, что было создано веками исторической жизни и природой, недостаточно тех или иных приемов администрации, недостаточно наилучше написанных законов, тем более, недостаточно материальной силы. Для того, чтооы слить чуждые народы в одну общую жизнь, в одно целое с господствующею народностью в гос>дарстве, нужно употребление цивилизованных сил, перерождающих народности посредством слияния их нравственных и материальных интересов». (ЦГА СО АССР, ф. 12, оп. 8, д. 103. Канцелярия начальника Терской ооласти и наказного атамана Терского казачьего войска по секретному столу; дело№24- докладная записка начальника главного управления наместника кавказского).
Известно, что изменения общественных условий приводит к изменению ментальности, поэтому с у тратой системы самоуправления - Хасы, как следствие, данная система воспитания перестала адаптироваться к окружающим условиям. Из этого следует, что, если мы будем стремиться сохранять все принципы и нормы в таком же виде и контексте, мы будем «идти назад». Поэтому наша задача заключается в том, чтобы определить насколько эта трансформация отражается на воспитательных функциях обычного права адыгских народов, а также выявить новые возможные направления с учетом
современных реэдий.
В январе-феврале 2007 г. нами было проведено социологическое исследование с целью выявления степени трансформации норм обычного права и влияния как позитивные, так и негативные данной трансформации на воспитание подрастающего поколения.
Исследование проводилось среди городского и сельского населения КБР. Было опрошено 200 респондентов в возрасте от 25 до 50 и выше. Результаты исследования (анкетирована и интервью) показали следующее: на вопрос: «Кто в семье занимается воспитанием детей?» 41,5 % ответили -оба родителя 39,5 % - мать; 14 % - отец и 5 % -дедушка и бабушка. 34,5 % респондентов считают что большее влияние на воспитание подрастающего поколения оказывает круг друзей; 33,5 % - СМИ: 25,5 % респондентов отметили, что более важное значение оказывает семья и 6,5 % - школа. 48 % опрошенных воспитывают своих детей исходя из общечеловеческих принципов; 38,5 % - стараются комбинировать нормы обычного права и общечеловеческие принципы воспитания; 13 % -воспитывают детей исходя из принципов обычного права. 68. 5 % опрошенных общаются со своими детьми на родном языке; 31,5 % на русском. 69 % респондентов с нормами обычниго права знакомы частично; 15 % - знакомы основательно и 16 % - не знакомы. 45 % считают, что нормы обычного права оказывают как позитивное, так и негативное влияние на воспитание подрастающих поколений; 38,5 %-больше позитивное влияние; 16,5 % - больше негативное. 42,5 % - опрошенных признают, что их дети мало знакомы с нормами обычного права; 29 % - отмечают, что их дети знают и частично соблюдают принципы обычного права, 28,5 % - знают и соблюдают. 5,5 % - смогли бы доверить воспитание своего ребенка другому человеку: 44,5 % не смогли бы. 66,5 % - считают, что знание и соблюдение норм о&ычного права мешают современному человеку; 33,5 % - не мешают. На вопрос: «Какие пункты из свода правил обычного права Вы считаете пережитками старины?» респонденты отвечали: аталычество, кровная месть, калым. Для 49.5 % знание их детьми норм обычного права не является принципиальным: 30,5 % - считают, что знание и соблюдение данных норм сегодня мешаюч современному человеку; и лишь для 20 % родителей знание их детьми норм обычного права имеет
Педаг"гика. Психология. Социальная раСота. Ювкнология. Социокинетика ♦ № 3, 2007
39
Пеца. огнка
принципиальное значение. 37,5 % - опрошенных считают, что в нашей республике благоприятные условия для соблюдения Адыгэ Хабзэ; 16 % -неблагоприятные условия; 46,5 % - считают, что соблюдение данных принципе в не зависит от условий. 51,5 % опрошенных считают, что Адыгэ Хабзэ претерпело существенные изменения; 43 % -находится на грани исчезновения; 5,5% - полностью сохранилось. 23,5 % респондентов считают что на трансформацию Адыгэ Хабзэ влияют политические факторы; 23 % - социально-экономические факторы и 53,5 % отмечают все пыше перечисленные факторы.
Безусловно, при анализе воспитательной стороны норм обычного права адыгов в современном сопоставительном контексте выявляются пункты, соблюдение которых представляется не столько абсурдным, сколько затруднительным. Поэтому, необходимо в таком анализе, прежде всего, определить: что же представляет собой ментальность адыга? Что позволяет продвигаться вперед в миропонимании, а что мешает? Здесь, как и для достижения всякой истины, необходимы противоречия и разные, разумеется, аргументированные, мнения.
Как считает Антонио Грамши: «О любом поколении можно иметь гакое же суждение, какое оно создает о предшествующем поколении, а 00 историческом периоде нужно судить по его собственному подходу к тому периоду, на смену которого он пришел. Поколение, которое унижает предшествующее поколение, не видит в нем необходимого величия и значения - жалкое поколение. И, напротив, сильное поколение, ставящее перед собой задачу действовать и утверждаться, не стремится разрушить все содеянное, чтобы отличиться самому, а оценивает предшествующее поколение даже завышено» [1].
Данные проведенного нами
социологического исследования дают основание полагать, что основной причиной смены ценностных ориентаций детей в современном адыгском обществе является недостаточное владение самих родителей воспитательными нормами обычного права. Это тем более пре дставляется важным, поскольку главная роль в формировании национального самосознания принадлежит семье, так как именно в ней ребенок проходит первичную социализацию. Этот факт является на наш взгляд выражением кризиса воспитательной функции института семьи и новым
положением женщины в обществе, которые способствуют тому, что воспитание детей все больше передается различным государственным воспитательным и образовательным учреждениям, что и приводит к определенному отношению, к оценке и расстановке акцентов на те чли иные нравственные ценности.
Кабардинское слово Хабзэ - обозначает закон, следовательно, Адыгэ Хабзэ, т. е. адыгский закон соответствовал значению обычного правя
Возникновение кабардинского обычного права - Адыг? Хабзэ не подразумевало упразднения или коренных изменений в нравственных устоях, этики, обычаях и традициях, которые до возникновения классов относились к Адыгэ Хабзэ, хотя нормы обычного права, относящиеся к вопросам преступления и наказания семьи и брака, наследовании и цр. у кабардинцев также именуются Адыгэ Хабзэ. Дело в том, что для закрепления и поддержания своего господства привилегированные сословия составляют и устанавливают определенные пункты обязанностей для своих подвластных, за несоблюдение которых предусматриваются штрафы и другие различные виды наказания. Таким образом, совокупность подобных норм, осязательные к исполнению, и образуют обычное право адыгов и новое направление в устоявшихся традициях и обычаях, которое рассматривалось князями, дворянами и крепостными в зависимости от социального статуса. Отсутствие писаных законов и письма определило у адыгов двойственное положение Адыгэ Хабзэ, которое состояло не только из статей обычного права, но и форм нравственности, унаследованные из родового строя, которые определяли поведение и регулировали все стороны жизни адыгов [3].
В данной статье мы бы хотели подробнее рассмотреть последний пункт, т.е. рассмотрение обычного права с эстетической и педагогической стороны.
Даже если судить лишь с логической точки зрения, не говоря о каких-либо нравственных аспектах, молодое поколение всегда соблюдало обычай почитания старших, авторитет которых был непререкаем, хотя бы потому, что они имели большой жизненный опыт, обладали житейской мудростью. Подобные знания и опыт для народов, не имеющих письменности, играли особую практическую роль в обществе и в его духовном развитии.
40
Вестник К ГУ им. Н.А. Некрасова» 2007. Том 13
Трансформация позитивного и негативного влияния норм обычного нрава адыгов на воспитание..
На современном этапе одним из важнейших требований общества, пр цъявляемых к различным учебным заведениям, является воспитание гражданско-правового сознания подрастающего поколения. Безусловно, подобная задача невыполнима без исторического аспекта и сопоставительного анализа. Именно здесь и необходимо исследование норм обычного права при рассмотрении его пунктов как позитивных или негативных для формирования подрастающего поколения. Имеется в виду, что некоторые пункты традиционного воспитания, которые являлись не только уместными, но и обязательными для соблюдения, например, кровная месть, калым и т.д., которые на современном этапе развития общества рассматриваются как «пережитки старины» или «вредные обычаи». Это что касается сегодняшнего дня. Говоря о том, какое влияние имел тот же обычай кровной мести на воспитание подрастающих поколений в историческом прошлом, сложно однозначно утверждать его только положительное или отрицательное воздействие. Для многих на первый взгляд является очевидным, что данное явление могло возыметь лишь негативное воздействие на воспитание детей. Дело в том. что, являясь одним из явлений первобытнооощинного строя, тгот обычай носил довольно жестокий характер (например, то, что после естественной смерти или в результате несчастного случая месть не прекращалась, а продолжалось преследование его родственников; или факты поджогов целых аулов). Старая поговорка адыгов, гласившая «Свою кровь не отомстивший в круг людей войти не достоин» говорит о многом. Дети с раннего возраста слышали и видели на наглядных примерах, что жаловались на обидчиков только вдовы и беззащитные люди, все остальные сами добивались отмщения, т. е. подрастающее поколение воспитывалось на том принципе, что неотомстивший не мог считаться полноценным членом общества. Тем не менее, нельзя не отметить, что, несмотря на отсутствие единой централизованной власти в Черкесии, традиционные общественные институты и социальная организация в целом были организованы на очень высоком уровне. Главная причина, по которой это являлось возможным, как отмечает Лапинский - «хорошо продуманная социальная организации этого народа, который руководствовался национальными традициями и обычаями, а последние, в свою очередь, предписывали неприкосновенность личности и
имущества каждого». Здесь ьельзя не отметить, что в подобном регулировании обычай кровной мести, который предусматривался за насилие, ущерб, особенно за убийство, а также поджоги, разбои и другие преступления тяжелого характера, играл определенную роль в обеспечении безопасности естественным правом каждого человека защищать себя, свою семью и имущество. Говоря о кровной мести, нельзя не затронуть религиозный характер этого явления, который, на наш взгляд, сыграл немалую роль в том, чтобы узаконить этот обычай, имевший свои законы и принципы, которые соблюдались наряду с любым другим обычаем.
Одним из главных видов традиционной культуры воспитания адыгских народов являлся институт аталычества, который был общим явлением у всех народов Кавказа. В эпоху феодальных отношений он носил резко выраженный классовый характер и имол место в основном среди феодальных слоев, являясь основной школой воспитания детей данных сословий. На наш взгляд данный институт является одним из самых существенных в плане воспитания детей. При изучении различного материала по данной теме, четко прослеживаются как положительные, так и весьма отрицательные стороны этого вопроса, которые оказывали соответствующее влияние на формирование подрастающего поколения.
Так, мы видим, что аталычество использовалось феодалами для укрепления своих связей с соседними народами и даже государствами, т.е. приобретали могущественных покровителей, воспитывая например, детей крымского хана или турецкого султана. Желая обучать мальчиков с ранних лет военному делу, они с большой охотой отдавали детей на воспитание кабардинцам и другим черкесам, жившим в условиях постоянной опасности и отличавшихся соответствующими чертами хараюера. Следует также отметить, что при таком методе воспитания дети учились говорить на других языках и диалектах, что оказывалось при существовавшем разноязычии весьма важным и полезным для них впоследствии.
Существовали определенные требования к воспитателю: он должен был обладать безупречной репутацией, знать в совершенстве .этикет, военное дело, ораторское искусство и т.д., поскольку именно этим качествам он должен обучить своего воспитанника. Задачей аталыка также являлось обязательное приучение своего кана (воспитанника^
Педагогика. Психология. Социальная раоота. Ювенология. Социокинетика ♦ № 3, 2007
41
Педагогика
религиозным предписаниям и нормам народных обычаев. Для этих целей он водил воспитанника на народные собрания и разбирательства, где он мог наблюдать обсуждаемые вопросы и пути их решений [2].
Из сказанного следует, что данный институт способствовал сближению семейств, родов и даже народов. Указывая на положительные стороны институ л аталычества, Ф.И. Леонтович отмечает, что «не имея государственного устройства, находясь в условиях беспрерывной войны, вражды княжеских родов и кровомщений, черкесы находят в аталычестве средство дать каждому черкесу опору, связи и обширное родство Аталычество тесно связало семейства и роды между собой: а связь семейств и родов повела к соединению между собой союзами неоолыпих враждующих народов» [4].
Но, между тем, сложно утверждать, что в качестве основного средства воспитания аталычество имело исключительно положительное влияние, особенно в жизни самой молодежи. Безусловно, отец и вместе с ним все общество в целом получали в конце воспитательного процесса от аталыка элитного воина, что являлось весьма важным в период существования данного института. Однако, главным негативным моментом является то. что ребенок, воспитываемый в чужом роду, будет неизбежно расти эгоистом по отношению к родителям, родным братьям и всем родственникам. Здесь мы можем это объяснять тем, что на протяжении 16 -18 лет, включая и сенситивный период (от года до трех лет), когда по утверждению многих ученых-психологов, в ребенке закладываются многие фундаментальные качества, в том числе формируются чувства привязанности, родства и.т, д., он растет, не виця их, не общаясь с ними. И? чтого следует, что подобный ребенок растет без самых важных качеств и способен думать лишь о себе и своих интересах.
В итоге мы выявляем, что родство фактически носило биологический характер; привязанности же практически были к аталыку. С самыми близкими воспитаннику людьми его связывает лишь факт их наличия, т.е. он знает, что у него где-то есть брат, сестра, другие родственники и получается естественным, что, кроме долга перед ними, он ничего
не испытывает. Не трудно представить и состояние самих молодых людей. Они оставляют в один день все, что привыкли видеть вокруг себя: лица, вещи и т.д. и, безусловно, новая обстановка, практически незнакомые люди вокруг, правила и режим, к которым он не привык, накладывают негативный отпечаток на него. Происходит, по сути, болезненный процесс реадаптации.
Таким образом, можно утверждать, что институт аталычества не оправдывал изначально преследуемые цели и возлагаемые надежды. Более того, достигается противоположный результат, т.е., как утверждают многие авторы (например, Г,Х Мамбетов) именно в нем видится одна из главных причин борьбы между феодалами в 16-18 веках, находившимися в близком родстве, включая родных братьев. Следовательно, аталычество выступает главной причиной существовавшей рпдробленности не только в Кабарде. но и у всех народов Кавказа, где практиковалась подобная система воспитания подрастающего поколения
Из вышесказанного следует, что, несмотря на то, что воспитательные функции норм обычного права адыгов претерпели значительную трансформацию, его основополагающие принципы продолжают находить свое отражение в современном воспитательном процессе. В дальнейшем сохранение принципов Адыгэ Хабзэ будет зависеть как от социально-экономической ситуации в регионе, так и в выборе стиля воспитания в отдельной семье.
Библиографический список
1 .Грамши А. Формирование человека. - М., 1983 -82 с.
2. Дубровин Н. Ф. Черкесы <А цыге). - Нальчик, 1991 -154 с.
3. Катанчиев Г.М. Кабардинское обычное право. - Нальчик, 2003. - С. 41-43.
4. Леонтович Ф. И 'Чдаты кавказских горцев. - Нальчик, 2002. - 142 с.
5. Канцелярия начальника Терской области и наказного атамана Терского казачьего войска по секретному столу: дело № 24 - докладная записка начальника главного управления наместника кавказского. 7/ ЦГА СО АССР, ф.12, оп. 8, д. 103.
42
Вестник КГУ им. Н А. Некрасова* 2007. Том 13