ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ВЫПУСКНИКА НЕГОСУДАРСТВЕННОГО ВУЗА
Ж.А.Шуткина, зам.декана факультета экономики и права Нижегородского института менеджмента и бизнеса
В настоящее время приоритетной задачей высшей школы провозглашена качественная профессиональная подготовка специалиста, где стержневым показателем уровня качественной подготовки является его профессиональная конкурентоспособность.
В реальной практике профессиональной подготовки специалистов ориентация на осуществление моделей, направленных на формирование какого-либо одного аспекта компетентности, ведет к тому, что выпускник, обладая высоким уровнем профессиональных знаний, может испытывать существенные затруднения в межличностном взаимодействии с коллегами и т.п. Не случайно современные работодатели (как показывают опросы) все большее внимание уделяют таким качествам, как коллегиальность, порядочность, надежность, коммуникабельность и т.п.
Подготовка современного специалиста должна ориентироваться на формирование его компетентностей в разнообразных сферах: профессиональной, социальной, лично-стно-индивидуальной. Интеграция этих компетентностей может обеспечить современному выпускнику профессионального учебного заведения конкурентоспособность на рынке труда.
В концепции нашего исследования, конкурентоспособность будущего специалиста представляет собой относительно обобщенную характеристику выпускника учебного заведения профессионального образования, результат интеграции его профессиональной, социальной и индивидуально-личностной компетенций, обеспечивающую ему уверенность в своих силах и способ-
ность выдерживать конкуренцию на рынке труда в сравнении с выпускниками аналогичных учебных заведений.
Конкурентоспособный выпускник - это работник, который способен предложить себя как товар на рынке труда, вступить в отношения (юридические, экономические и т.д.) с работодателем или самому выступить в роли предпринимателя.
Поскольку в сферу конкурентоспособности специалиста включаются его личностные качества, обратимся к их рассмотрению на основании имеющихся исследований, посвященных данному вопросу.
Очевидно, что совокупность профессионально значимых знаний, умений и навыков предлагаемая государственным образовательным стандартом подготовки специалистов по той или иной специальности, обеспечивает некоторый стандартизированный уровень конкурентоспособности, доступный всем студентам. В то же время, выпускнику необходимы качества, которые не «прописаны» в стандартах.
В числе таких качеств выделяются: профессиональная мобильность, владение навыками самообразования и повышения квалификации, инициативность и самодисциплина, предприимчивость и деловитость, способность к самоанализу и принятию ответственных решений, личная ответственность, способность к защите своих прав и свобод , готовность работать в инновационном режиме, умение вести здоровый образ жизни (В.И.Андреев, А.А.Кирсанов, Л.М.Митина, М.А.Чошанов и др.). Отметим, что эти качества, выступая, наряду с требованиями Государственного стандарта, ориентирами в подготовке специалистов,
составляют существенный аспект модели специалиста и имеют определенные основы для своего выделения.
В первую очередь, при выделении данных качеств учитываются требования, предъявляемые рынком труда к выпускникам профессиональных учебных заведений и позволяющие разрабатывать конкретные модели выпускников различных специальностей, а также - принцип личностно-ориентированного трудоустройства, повсеместно реализуемый в условиях перехода к рынку и отказа от государственного распределения выпускников вузов.
Рассмотрение сущности конкурентоспособности будущего специалиста позволяет констатировать, что в имеющихся источниках она представлена как системное качество, включающее в виде подсистем несколько компонентов. Обобщенно конкурентоспособность будущего специалиста можно представить в виде следующей схемы-модели:
Нами проведены исследования с целью сбора и систематизации информации о состоянии педагогического процесса по формированию конкурентоспособности будущего экономиста в негосударственном ву-зе.педагогических условий среди различных категорий студентов Нижегородского института менеджмента и бизнеса, крупным и динамично развивающимся негосударственным образовательным учреждением в Приволжском федеральном округе. По рейтингу Минобрнауки России НИМБ занимает 8 место среди аккредитованных негосударственных вузов России.
Методикой по выявлению конкурентоспособных качеств у студентов предусматривалось:
1.Установление направленности личности студентов, через определение степени мотивированности получения профессионального образования.
2. Диагностика личностных качеств, влияющих на конкурентоспособность специалиста.
Несомненно, анализ мотивов выбора профес-
сии как исходного акта и первоначальной формы выражения отношения студентов к будущей профессии оказывает влияние на процесс дальнейшего профессионального становления студентов, на их конкурентоспособность в период обучения в вузе. Результаты исследований подтверждают то, что мотивы выбора профессии многозначны по содержанию и различны по формам. У студентов заочной формы обучения наряду с мотивами социального и личностного престижа ярко выражены прагматические мотивы. Студенты очной формы обучения делают незначительный акцент на профессиональных и познавательных мотивах процесса обучения. Каждая из названных разновидностей учебной мотивации может иметь как доминирующее, так и подчиненное значение, тем самым определять уровень индивидуальных достижений, влияющих на конкурентоспособность выпускника.
Однако неосознанный выбор профессии осуществлен большинством студентов очной формы обучения и составляет 60,4%, поэтому в процессе обучения особое внимание было уделено формированию у них профессионально-познавательной сферы и становлению социальных мотивов (принести пользу обществу).
В дополнение мы провели исследование профессионально значимых качеств личности для успешной деятельности в экономической сфере. Перечень качеств был составлен по результатам экспертных оценок ведущих преподавателей вуза, специалистов в области экономики, успешных предпринимателей Н.Новгорода и области.
Результаты анализа свидетельствуют о том, что к преобладающим качествам студенты очной формы обучения относят целеустремленность и честность. Высокий показатель целеустремленности является главным качеством успешного обучения, что говорит, о том, что у студентов хорошо выражена ориентация на себя, на свое саморазвитие. Необходимость непрерывного развития современных организаций диктует
Подсистема профессиональных знаний, умений, навыков.
Профессионально-личностная подсистема
Индивидуально-личностная подсистема
Подсистема общеобразова-тельльных (об-щекультур-ных) знаний, умений, навыков
необходимость непрерывного обучения, перемещение уровней мотиваций сотрудников, что создает предпосылки для их конкурентного преимущества как специалиста на профессиональном рынке труда. Студенты заочной формы обучения отдают предпочтение таким качествам, как трудолюбие и ответственность, это также подтверждает выше изложенный вывод.
Однако студенты не предают особого значения способности быть лидером и профессиональной мобильности - главным
конкурентным качествам для успешной деятельности в экономической сфере, о чем указывают низкие показатели или их отсутствие в 10 наиболее значимых. Это подтверждает тот факт, что процесс профессионального становления будущих экономистов начинается с формирования общих предпосылок освоения профессии, и здесь центральными качествами выступают: трудолюбие, ответственность, честность.
Позднее закладываются такие качества как самодисциплина, лидерские способно-
сти.
способность специалиста - это интегратив-ный результат качественного общего образования и профессиональной подготовки студентов в НИМБе обеспечивается тремя педагогическими условиями:
1.Образовательный процесс сопровождается современными учебно-методическими комплексами, разработанными ведущими преподавателями вуза на основе мультимедийных технологий.
2.Обеспечена горизонтальная и вертикальная мобильность студента, т.е. студент имеет возможность одновременного освоения различных образовательных программ по всему спектру направлений и специальностей вуза, так и продолжить свое обучение в магистратуре, аспирантуре, выбрав индивидуальное научное направление деятельности.
Исследование показало, что конкуренто 3.Создано единое культурно-образовательное пространство по приобретению социального опыта, опыта маркетинговых исследований и т.д.
Литература:
1. Андреев В.И. Саморазвитие конкурентоспособной личности менеджера.- Казань:КГУ, 1992.
2. Митина Л.М. Психология развития конкурентоспособной личности. -М.:МПСИ, 2003.
3. Мухаметзянова Г.В., Масленникова В.Ш., Трегубова Т.М., Ширшов В.П. Социально-педагогическая подготовка инженерно-педагогических кадров ССУЗ.-Казань: ИСПО РАО, 1997.
4. Осипов П.Н. Новые социально-экономические условия переходного периода и общественные требования к личности.-Казань: ИСПО РАО, 1996.
ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ В
ПРОФИЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Л.А.Мазитова, соискатель ТГГПУ
Исследуя проблему формирования у учащихся экологического отношения к природе на уроках естественнонаучного цикла, мы пришли к мысли о необходимости найти тесную взаимосвязь между экологическим образованием и формированием экологических отношений. Нами был проведен анализ таких понятий как «отношение», «отношение к природе», «экологическое отношение». Необходимо было также осознать, насколько тесно соприкасаются друг с другом смежные понятия «экологическое отношение», «субъективное отношение», «ответственное отношение», «положительное отношение», «ценностное отношение».
Понятие «отношение» это «разнообразные связи, которые возникают между субъектами социального взаимодействия, и характеризует общество, в которое входят данные субъекты, как целостность» [3]. От-
ношение, таким образом, представляет собой связь, во многом определяющая степень общей цивилизованности общества. Наиболее четкое определение понятия «отношение к природе» формулирует И.С.Кон, полагая, что «отношение к природе - это одна из сфер общественной жизнедеятельности человека, заключающая в себе нравственно-ценностное содержание» [4]. Отношение к природе зависит от господствующего в обществе способа производства, осуществляется на основе общественных связей между людьми. Мы так же присоединяемся к мнению В.Н.Мясищева, который определяет, что «субъективное отношение - это субъективная позиция личности в окружающей ее действительности» [1].
Подробно и всесторонне рассмотрено понятие «отношения экологические» Л.В.Моисеевой: «социальные связи между