Научная статья на тему 'Формирование профессиональных компетенций в вузе: сочетание универсальных и профессиональных компетенций'

Формирование профессиональных компетенций в вузе: сочетание универсальных и профессиональных компетенций Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1034
150
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ / LIBERAL EDUCATION / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / GLOBALIZATION / СПЕЦИФИКАЦИЯ / SPECIFICATION / МОБИЛЬНОСТЬ ВЫПУСКНИКОВ / MOBILITY OF GRADUATES / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / PROFESSIONAL THE COMPETENCE / КАЧЕСТВО ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ / QUALITY OF PREPARATION OF EXPERTS / ЗНАНИЕ / KNOWLEDGE / АНАЛИЗ / ANALYSIS / СИНТЕЗ / SYNTHESIS / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / COMPETITIVENESS / РЫНОК ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ / THE MARKET OF MANUFACTURERS OF EDUCATIONAL SERVICES / SELF-REFLEXION / САМОРЕГУЛИРОВАНИЕ / SELF-REGULATION / SELF-ESTIMATION / АДАПТАЦИЯ / ADAPTATION / SKILL TO COMMUNICATE / САМОРЕФЛЕКСИЯ / САМООЦЕНКА / КОММУНИКАБЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Конобеева Алла Борисовна

Оптимальное сочетание профессиональных компетенций и универсализма способно обеспечить выпускнику вуза конкурентоспособность на рынке труда, а аграрному вузу конкурентоспособность на рынке производителей образовательных услуг

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The optimum combination professional the competence and encyclopedic knowledge is capable to provide to such graduate competitiveness on a labour market, and to agrarian high school competitiveness in the market of manufacturers of educational services

Текст научной работы на тему «Формирование профессиональных компетенций в вузе: сочетание универсальных и профессиональных компетенций»

повышение профессионализма и адаптационных возможностей человека. Они включают комплекс естественнонаучных и гуманитарных знаний, приобретают акмеоло-гическую основу.

Особенности акмеологических технологий обусловлены внутренней установкой субъекта на ее разработку и внедрение. Объектом технологизации становятся личностные зоны развития человека, способы и средства жизнедеятельности, профессионального становления. И поиск оптимальных, наиболее эффективных способов, влияющих на качество образования, в последние годы только расширяется. Поэтому необходимо создавать новые педагогические технологии, актуализировать уже известные, поскольку все более явной оказывается невозможность традиционной образовательной системы соответствовать новым социокультурным и экономическим условиям.

Примечания

1. Акмеология: учебник / под ред. А. А. Деркач. - М: РАГС, 2006.

2. Деркач А. А. Акмеологические основы развития профессионализма / А. А. Деркач. - М.; Воронеж, 2004.

3. Зобнина Т. В. Акмеологическая система психологической подготовки будущих учителей / Т. В. Зобнина // Педагогика. - 2006. - № 6.

4. Климов Е. А. Психология профессионала / Е. А. Климов. - М.: Модэк, 1996.

5. Максимова В. Н. Акмеология: новое качество образования / В. Н. Максимова // Завуч. - 2004. - № 3.

6. Мухина В. С. Психологический смысл исследовательской деятельности для развития личности / В. С. Мухина // Школьные технологии. - 2006. - № 2.

7. Натаров В. И. Рационализация состояния сознания как развитие акмеологической адаптации / В. И. Натаров // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитацион-ной работы. - 2001. - № 4.

А. Б. Конобеева

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ В ВУЗЕ: СОЧЕТАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ

Оптимальное сочетание профессиональных компетенций и универсализма способно обеспечить выпускнику вуза конкурентоспособность на рынке труда, а аграрному вузу -конкурентоспособность на рынке производителей образовательных услуг. Ключевые слова: образование в сфере культуры, глобализация, спецификация, мобильность выпускников, профессиональные компетенции, качество подготовки специалистов, знание, анализ, синтез, конкурентоспособность, рынок производителей образовательных услуг, саморефлексия, саморегулирование, самооценка, адаптация, коммуникабельность.

The optimum combination professional the competence and encyclopedic knowledge is capable to provide to such graduate competitiveness on a labour market, and to agrarian high school - competitiveness in the market of manufacturers of educational services. Keywords: liberal education, globalization, specification, mobility of graduates, professional the competence, quality of preparation of experts, knowledge, the analysis, synthesis, competitiveness, the market of manufacturers of educational services, a self-reflexion, self-regulation, a self-estimation, adaptation, skill to communicate.

Ускорение темпов модернизации российского образования свидетельствует об актуальности генезиса и методологического статуса образовательного пространства. Глобализация и спецификация современного мирового образовательного пространства требуют от выпускников вузов мобильности в своем общении и деятельности, в приобретении профессиональных компетенций, изменении социального статуса и

т.д. В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» целевая направленность современной школы связана с формированием ключевых компетенций выпускника, с его научной информированностью, коммуникабельностью, толерантностью, современным мышлением, адаптацией к условиям современного общества. Давно назрела проблема качества выпускаемых специалистов, а также соответствия профиля их подготовки запросам современного рынка труда. Сегодня престиж учебного заведения всецело зависит от возможности самореализации, трудоустройства, перспектив дальнейшего образования и карьерного роста выпускников и др. Проведенное Мировым Банком сравнительное исследование выпускников вузов постсоветских стран (Россия, Беларусь, Украина) и развитых стран Запада (США, Франция, Канада, Израиль) показало, что студенты постсоветских стран имеют отличные результаты (9—10 баллов) по критериям «знание» и «понимание» и низкую степень по критериям «применение знаний на практике», «анализ», «синтез», «оценивание» (1-2 балла). Студенты из развитых западных стран показали противоположные результаты, то есть высокий уровень по критериям «анализ», «синтез» и невысокий уровень критерия «знание» (4). Поэтому критерием качества подготовки выпускников аграрных вузов выступает их высокая конкурентоспособная профессиональная компетентность на рынке труда с учетом международных требований, которая может быть достигнута при условии серьезных преобразований системы высшего профессионального образования. Конкурентоспособность будущего специалиста (товароведа-эксперта, агроэколога, агронома, зооинженера, экономиста, инженера-технолога и др.) способны обеспечить четкость целей и ценностных ориентаций, трудолюбие, творческое отношение к профессиональной деятельности, способность к риску, работе в команде, непрерывному саморазвитию и профессиональному росту, независимость, способность быть лидером, стремление к высокому качеству конечного продукта; стрессоустойчивость. Оптимальное сочетание профессиональных компетенций и универсализма обеспечить такому выпускнику конкурентоспособность на рынке труда, а аграрному вузу - конкурентоспособность на рынке производителей образовательных услуг.

Понятие «компетенция» имеет несколько определений: компетенция как способность человека мобилизовать в ходе профессиональной деятельности приобретенные знания и умения; компетенция как способность, основанная на знаниях, опыте, ценностях, склонностях, приобретаемых во всех типах образовательной практики (формальной и неформальной). Иначе говоря, компетенции можно рассматривать как меру образовательного успеха и роста личности, проявляющихся в ее действиях в определенных профессиональных ситуациях (3). К тому же на рынке труда востребованы не сами по себе знания, а способность специалиста применять их на практике, выполнять определенные профессиональные и социальные функции (1).

Исследования компетенций и компетентности будущих специалистов отражены в научных трудах В. П. Беспалько, Н. В. Кузьминой, И. Я. Лернера, А. К. Марковой, Г. В. Мухаметзяновой, А. М. Новикова, А. С. Симонова, В. А. Сластенина, С. Н. Чистяковой, К. А. Абульхановой-Славской, Б. Г. Ананьева, А. А. Бодалева, В. В. Давыдова, Л. С. Выготского, П. Я. Гальперина, И. А. Зимней, А. А. Леонтьева, А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна, В. А. Болотова, В. В. Краевского, О. Е. Лебедева, В. В. Серикова, М. А. Холодной, А. В. Хуторского, Т. И. Шамовой, А. А. Пинского, И. Д. Фрумина, Б. Д. Эльконина, Э. Ф. Зеера, В. С. Леднева, Р. П. Мильруда и др., отметивших значимость методологии компетентностного подхода и существование различных видов компетентности будущего специалиста, формирование которых составляет профессиональную компетентность.

Профессиональные компетенции включают рефлексивность, развитие и само-

развитие будущего специалиста, самореализацию творческого потенциала, развитие готовности к предстоящей профессиональной деятельности, самообразование, самоорганизацию и самоконтроль, самосовершенствование, самореорганизацию своих поступков и действий под влиянием новых требований профессии, общества, развития науки, способность эффективной работы в команде, планирование, разрешение проблем, предпринимательское видение и коммуникабельность (6).

Формирование профессиональной компетентности выпускника аграрного вуза заключается в увеличении практической направленности приобретаемых знаний, умений и ключевых (универсальных) компетенций, в понимании профессиональной деятельности в агропромышленном комплексе шире, чем только в рамках определенной конкретной профессии, в расширении возможности трудоустройства и комплекса выполняемых задач, в обеспечении возможности дальнейшего самообразования и карьерного роста. Компетенция является сферой отношений, существующих между знанием и действием в практике, и имеет креативную (творческую) направленность. К собственно креативным компетенциям относят умение извлекать пользу из опыта, решать проблемы, находить новые решения и др. (2).

При формировании компетентности используется несколько подходов: деятель-ностно-компетентностный подход, направленный на приобретение знаний, умений, профессионально и социально значимых компетенций и опыта практической деятельности; ситуационно-проблемный подход, нацеленный на формирование социальных компетентностей; заданный подход, предполагающий реализацию ком-петентностей гражданственности, здоровьесбережения и др.; компетентностный подход, ориентирующий человеческую деятельность на разрешение разнообразных профессиональных и жизненных ситуаций; комплексный подход, включающий направленность, целеполагание, ценностно-смысловое отношение и др.; линност-но-деятельностный подход, предполагающий формирование социальных компетен-тностей (1, 3, 5) и др.

Для целенаправленного формирования профессиональной компетенции специалиста необходима реализация вариативных, гибких и динамичных, традиционных и инновационных интегративных технологий, проблемных ситуационных задач, производственных ситуаций (case-study), ролевых и деловых игр, подготовка к которым осуществляется с помощью новых информационных технологий в процессе самостоятельной работы студентов (2). Такие технологии позволят обеспечить оперативность решения коммуникативных задач, адекватность профессиональных действий и контроль моделируемой производственной обстановки, эффективность саморегулирования, саморефлексии, самооценки, быструю, гибкую и адаптивную реакцию на динамику обстоятельств и среды. Весомый вклад в формирование профессиональной компетенции специалиста могут внести деловые проблемно-ситуационные игры, являющиеся важным условием трансформации его учебно-познавательной мотивации в профессиональную.

Таким образом, образование на современном этапе становится непрерывно-инновационным континуумом, в котором у личности формируется реалистическое мировоззрение, потенциал творческих возможностей и способностей, накапливается опыт решения конкретных проблем в профессиональной деятельности, а также формируется способность учиться самостоятельно.

Примечания

1. Андреев А. Л. Компетентностная парадигма в образовании: опыт философско-методологического анализа / А. Л. Андреев // Педагогика. - 2005. - № 4. - С. 19-27.

2. Богданов А. В. Об опыте приобщения молодежи к участию в социальных интернет-проектах: [материалы 4-й Всероссийской очно-заочной научно-практической конференции «Информационные технологии в управлении и учебном процессе вуза» / А. В.

Богданов. - М., 2003. - С. 114-118.

3. Зимняя И. А. Социальные компетентности выпускников вузов в контексте государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования и проекта TUNING / И. А. Зимняя, М. Д. Лаптева, Н. А. Морозова // Высшее образование сегодня. - 2007. - №11. - С. 22-27.

4. Краснова Т. И. Инновации в системе оценивания учебной деятельности студентов / Т. И. Краснова // Образование для устойчивого развития. - Минск, 2005. - С. 438-440.

5. Меркулова С. Проблема оценки качества подготовки - компетентностный подход / С. Меркулова // Высшее образование в России. - 2007. - №8. - С. 127-130.

6. Оскарссон Б. Базовые навыки как обязательный компонент высококачественного профессионального образования / Б. Оскарссон // Оценка качества профессионального образования. Доклад 5 / под общ. ред. В. И. Байденко, Дж. ван Зантворта; Европейский фонд подготовки кадров. Проект ДЕЛФИ. - М., 2001.

М. А. Беляева

АКСИОЛОГИЧЕСКИЕ ОРИЕНТИРЫ ВОСПИТАНИЯ КУЛЬТУРЫ ПОЗНАНИЯ ДЕТЕЙ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ НАСЛЕДИИ В. А. СУХОМЛИНСКОГО

В статье излагаются результаты изучения педагогического наследия В. А. Сухомлин-ского, рассматриваются его идеи о воспитании культуры познания детей, о необходимости создания условий для развития деятельной позиции ребенка, о месте семейной библиотеки и роли книги в формировании личности, а также выявляется значение субъект-субъектных отношений в учебно-воспитательном процессе. Ключевые слова: образование в сфере культуры, воспитание, культура, познание, личность, книга.

The results of studying of a pedagogical heritage of V. A. Suhomlinsky are stated in article, his valuable ideas about education of children's learning culture are considered. It reveals the necessity for creation of conditions for development of an active position of the child, place of family library and a book role in formation of the person, value of the subject-subject relations in teaching and educational process. Keywords: liberal education, culture, knowledge, the person, the book.

В условиях модернизации современного образования актуализируется задача формирования личностной культуры человека, одним из аспектов которой является личностная культура познания, которая необходима не только для того, чтобы успешно учиться в школе, но и для того, чтобы получить высшее образование, профессию, а при необходимости сменить ее. Вся жизнь - это решение нестандартных и житейских проблем, что требует постоянного обновления знаний и умений, которые можно получить в процессе познания. Только человек, владеющий культурой познания, может быть успешным и конкурентоспособным в жизни.

В современной психолого-педагогической литературе сущность «познания» трактуется как:

- обусловленный развитием общественно-исторической практики процесс психического отражения и воспроизведения действительности в мышлении человека, обеспечивающий приобретение (в той или иной мере), усвоение знаний. У человека один из трех атрибутов сознания вместе с переживанием и отношением специально организованное познание составляет сущность учебно-воспитательного процесса» (4, с. 289);

- процесс отражения, анализа и воспроизведения действительности в мышлении; постижение закономерностей объективного мира; познание законов природы и общества; совокупность приобретенных знаний и опыта (2, с. 419);

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.