Научная статья на тему 'Формирование конкурентоспособности обучающихся колледжа, детей-сирот'

Формирование конкурентоспособности обучающихся колледжа, детей-сирот Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
244
196
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / РЫНОК ТРУДА / ДЕТИ-СИРОТЫ / ФОРМИРОВАНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ / COMPETITIVENESS / LABOR MARKET / ORPHAN CHILDREN / COMPETITIVENESS FORMATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кичигина Татьяна Сергеевна

В статье автор обосновывает необходимость формирования у обучающихся, в том числе детей-сирот, конкурентоспособности и рассматривают подход для реализации данного процесса. По мнению автора выпускников колледжей на рынке труда конкурентоспособными делают либо полученные в УПО специальные знания, либо особые личностные качества.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n the article the author proves necessity of formation at trained, including children-orphans, competitiveness and consider the approach for realization of the given process. According to the author of graduates of colleges on a labor market by the competitive do or received in vocational training establishments special knowledge, or special personal qualities.

Текст научной работы на тему «Формирование конкурентоспособности обучающихся колледжа, детей-сирот»

ФОРМИРОВАНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ КОЛЛЕДЖА, ДЕТЕЙ-СИРОТ

КИЧИГИНА Т.С.

В статье автор обосновывает необходимость формирования у обучающихся, в том числе детей-сирот, конкурентоспособности и рассматривают подход для реализации данного процесса. По мнению автора выпускников колледжей на рынке труда конкурентоспособными делают либо полученные в УПО специальные знания, либо особые личностные качества.

In the article the author proves necessity of formation at trained, including children-orphans, competitiveness and consider the approach for realization of the given process. According to the author of graduates of colleges on a labor market by the competitive do or received in vocational training establishments special knowledge, or special personal qualities.

Процесс овладения профессией учащихся колледжа включает три основных этапа: общее образование; профессиональное образование;

профессиональную деятельность. На первых двух этапах происходит формирование, развитие, а на последнем - реализация и развитие конкурентоспособности. Дети-сироты целевой сегмент учащихся колледжа на рынке трудовых ресурсов. Работодатели предъявляют к ним

1.

2.

3.

Рис.1. Этапы процесса овладения профессией

Система среднего профессионального образования готовит специалистов для конкретных сегментов экономики. Выпускник колледжа (ребёнок-сирота) может оказаться востребованным на рынке труда и зарекомендовать себя как конкурентоспособный специалист, может быть востребованным, но не подтвердить свою конкурентоспособность, может (из-за изменения конъюнктуры) остаться невостребованным.

Анализ этих ситуаций заставляет педагогический коллектив колледжа тщательно изучать требования стратегических социальных партнеров к современным специалистам, в том числе к выпускникам детям-сиротам. К стратегическим социальным партнерам мы относим предприятия, участвующие в организации всех видов практики учащихся и (или) принимающие их на работу.

Учитывая, что в большинстве случаев работодатели заинтересованы во взаимовыгодном сотрудничестве, важно знать их точку зрения по ключевым вопросам подготовки специалистов: цели сторон, характеристику понятия «конкурентоспособный специалист», его основные признаки, показатели, критерии и др.

Потенциальные работодатели к важнейшим подцелям своего предприятия отнесли пополнение кадрового состава специалистами, максимально подготовленными к профессиональной деятельности, способными в кратчайшие сроки адаптироваться к профессиональным требованиям.

К наиболее значимым признакам конкурентоспособности выпускников представители колледжа отнесли:

- готовность к профессиональной деятельности, приобретенная в процессе учебнопроизводственной адаптации;

- востребованность на рынке труда.

Для потенциальных работодателей определяющими стали следующие признаки:

- преодоление молодым специалистом процедуры отбора на этапе трудоустройства;

- успешное прохождение производственной адаптации (профессиональной, социальной, психологической, физиологической).

Отбор кадров в организациях осуществляют работники отделов кадров, которые используются следующие методы оценки и отбора персонала.

Таблица 1. Методы оценки и отбора персонала

Наименование оцениваемых качеств Анализ анкетных данных Психологическое тестирование Оценочные деловые игры Квалификационное тестирование Проверка отзывов Собесе- дование

1. Профессиональные знания и навыки. + + ++ + +

2. Организаторские способности и навыки. + ++ + + +

3. Коммуникативные способности и навыки + ++ ++

4. Личностные способности (психологический портрет). ++ + + ++

5. Здоровье и работоспособность. + + + +

6. Внешний вид и манеры. + ++

7. Мотивация (готовность и заинтересованность выполнять предлагаемую работу в данной организации). ++

Условные обозначения:

++ (наиболее эффективный метод);

+ (часто применяемый метод).

Преодолев процедуру отбора, молодой специалист заключает с предприятием трудовой договор и приступает к выполнению должностных обязанностей. На этом этапе начинается процесс производственной адаптации работника, который может закончиться как переходом на следующий этап - этап профессионального роста, так и привести в дальнейшем к уходу из организации, как по собственному желанию, так и по инициативе работодателя.

В процессе оценки кандидата важной составляющей, наряду с оценкой профессиональной подготовленности работника, является условие соответствия личных качеств кандидата требованиям работодателя (особенно для управленческого персонала, специалистов и служащих).

Согласно проведенным исследованиям, на более чем половине предприятий при приеме на работу существуют определенные требования к личным качествам кандидата. К ним были отнесены: творческие качества (готовность учиться, инициативность, творческий подход к делу, умение представить себя, результаты своего труда); исполнительские качества (дисциплинированность, чувство ответственности за порученную работу, умение работать в коллективе).

Повысились требования работодателя к профессиональной культуре работника, которая «проявляется именно в профессиональной деятельности», к коммуникативной культуре. Этим объясняется введение в учебные планы ряда специальностей дисциплины «Основы профес-

сиональной культуры» [1].

Исходя из вышесказанного, мы предлагаем следующий подход к понятию «конкурентоспособный выпускник», отразивший, на наш взгляд, его существенные признаки и учитывающий позицию, как образовательного учреждения, так и социальных партнеров.

Конкурентоспособным считается выпускник: успешно прошедший адаптацию к профессиональной деятельности (в части физиологической, психологической, социальной и профессиональной адаптации) в колледжа. востребованный на рынке труда.

преодолевший процедуру оценки и отбора на этапе трудоустройства.

успешно прошедший адаптацию к профессиональной деятельности (в части физиологической, психологической, социальной и профессиональной адаптации) на предприятии.

Критерий успешной адаптации к профессиональной деятельности в предлагаемом перечне является, на наш взгляд, ключевым и для детей-сирот, поскольку он фиксирует конечный результат профессионального обучения. Это позволяет нам предположить: если будет выявлена природа и механизм адаптации к профессиональной деятельности учащихся детей-сирот, то это даст нам возможность целенаправленно работать над педагогическими условиями, повышающими ее уровень, в т.ч. в части ее профессиональной составляющей.

Таблица 2. Система адаптации субъекта к профессиональной деятельности

Процесс овладения профессией Система адаптации субъекта к профессиональной деятельности

Элементы Взаимосвязанные виды адаптации Результат, проявление

I этап Общее образование Осуществляется в рамках учебновоспитательного процесса в школе: (в т.ч. профориентация, профильное обучение) Учебная адаптация к будущей профессиональной деятельности - физиологическая - психологическая - социальная - профессиональная Потенциальная конкурентоспособность, выражающаяся в профессиональном самоопределении, выборе профессии, учебного заведения ПО.

II этап Профессиональное образование Осуществляется в рамках учебновоспитательного процесса в колледжах Учебнопроизводственная адаптация к будущей профессиональной деятельности - физиологическая - психологическая - социальная - профессиональная Конкурентоспособность, выражающаяся в готовности выпускника к профессиональной деятельности и востребованности его на конкретном рынке труда (по критериям колледжа с учетом требований работодателей).

III этап Профессиональная деятельность Осуществляется в рамках производственного процесса Производственная адаптация к профессиональной деятельности - профессиональная - физиологическая - психологическая - социальная Конкурентоспособность, проявившаяся во время процедуры оценки и отбора на этапе трудоустройства и успешно пройденной производственной адаптации (по критериям работодателя).

В нашем понимании, адаптация к профессиональной деятельности молодого человека -это интегрированный процесс и результат освоения профессиональной деятельности, имеющий место в общеобразовательной школе, образовательном учреждении СПО и на производстве. Логично предположить, что процесс адаптации ребёнка-сироты начинается задолго до начала профессиональной деятельности личности и охватывает весь период овладения профессией.

Такой подход позволяет нам на первом этапе исследования обрисовать контуры системы адаптации субъекта (учащегося, выпускника) к профессиональной деятельности (табл.2).

Этап адаптации учащихся к профессиональной деятельности в образовательном учреждении СПО мы рассматриваем именно как учебно-производственный. Анализ научной литературы в области профессиональной педагогики показал, что при исследовании проблем адаптации учащихся не всегда в структуре образовательного процесса, наряду с учебновоспитательной, учитывается наличие его учебно-производственной составляющей. При этом она имеет ту же глобальную цель, что и весь учебно-воспитательный процесс (передачу социального опыта подрастающему поколению) и те же функции (обучающую, воспитательную и развивающую). Однако задачи этого направления, его содержание, формы и методы реализации во многом определяются особенностями производства, для которого колледжа готовит специалистов.

Вычленение в образовательном процессе его учебно-производственной составляющей позволяет нам зафиксировать учебно-производственный этап процесса адаптации к профессиональной деятельности.

Учебно-производственный и производственный этапы адаптации имеют одинаковую структуру, что дает возможность рассматривать профессиональную адаптацию в развитии и взаимосвязи с физиологической, психологической и социальной. Появляется возможность выявить и исследовать причинно-следственные связи между организационнопедагогическими условиями, существующими в колледжах и реально демонстрируемым уровнем профессиональной адаптации, как учащихся, так и выпускников.

Учебно-производственная компонента учебно-воспитательного процесса в колледжах представлена тремя видами практики: практика для получения первичных профессиональных навыков; практика по профилю специальности; квалификационная практика, стажировка.

При этом общий объем практики на предприятии составляет примерно 20% от общего объема времени за весь курс обучения.

Результаты всех видов практики регулярно анализируются как специалистами колледжа, так и представителями стратегических социальных партнеров. Далее они транслируются всем элементам педагогической системы колледжа в виде требований, рекомендаций, пожеланий работодателей. Что приводит к корректировке целей, задач, содержания, форм и методов обучения, позволяющей, в конечном итоге, подготовить конкурентоспособного специалиста.

Конкурентоспособный специалист - результат конкурентоспособных образовательных услуг. Проблема конкурентоспособности имеет сложную природу. Она заключается в особенностях самого вида деятельности, а также в существующей социально-экономической ситуации в стране, которая отличается от той, в которой многие десятилетия развивалось профессиональное образование.

При этом под услугой как видом деятельности понимается «работа, выполняемая на заказ и не приводящая к созданию самостоятельного продукта, товара», а также «трудовая, целесообразная деятельность, результаты которой выражаются в полезном эффекте, удовлетворяющем какие-либо потребности людей». Рассматриваемый полезный эффект потребляется как обучающимся, так и опосредованно, работодателями. Потребление полезного эффекта образовательных услуг осуществляется в условиях, которые характеризуются рядом особенностей [2].

1. Профессиональное образование своей важнейшей целью ставит воспитание гармонично развитой личности (в том числе в области профессиональной подготовки). Финансирование образования осуществляется из федерального и регионального бюджетов.

2. Система профессионального образования готовит специалистов, как для производственной, так и непроизводственной (бюджетной) сфер экономики. В современных условиях отношения между такими работодателями и образовательными учреждениями выстраиваются по-разному. Между бюджетными организациями (страхование, образование, государственные,

муниципальные службы) и образовательными учреждениями СПО существует взаимодействие, помогающее эффективно организовать практику, беспрепятственно получить информацию о новых требованиях к молодым специалистам, о возможности их трудоустройства, то есть сохранились прямые связи между работодателями и образовательными учреждениями.

Более сложными являются отношения между профессиональным образованием и производственной сферой. Производственные предприятия, в большинстве своем, имеют частную, акционерную, смешанную формы собственности. Работодатели, стремясь удовлетворить потребность в квалифицированных работниках, выходят на рынок труда и формируют спрос на конкретную специальность. При этом заявляются определенные требования к специалистам, определяющие их конкурентоспособность. К ним относятся: наличие опыта работы, интегрированное видение профессиональной среды и себя в ней, широкий профиль специалиста, умение учиться, переучиваться и т.д. Обнаружив эти требования, образовательные учреждения должны совершенствовать существующие организационно-педагогические условия, в рамках которых осуществляется учебно-производственная адаптация будущих специалистов [4].

Для детей-сирот важно определить направления их профессиональной подготовки с учётом психологической и профессиональной составляющей будущей профессии для достижения нужной степени конкурентоспособности. Используются различные методы и методики.

Наибольшее признание в отечественной педагогике получила четырехъярусная классификация профессий Е.А. Климова. Каждый из ярусов данной классификации, представляет собой систематизацию профессий по различным основаниям. Любая конкретная профессия находится на пересечении всех четырех ярусов, т.е. может быть классифицирована по четырем основаниям.

На первом ярусе классификации Е.А. Климова по предмету труда выделяются пять основных типов профессий: «человек - живая природа», «человек - техника (и неживая природа)», «человек - знаковая система», «человек - художественный образ», «человек - человек».

Второй ярус содержит основные классы профессий, выделяемые по признаку целей труда: гностические, преобразующие и изыскательные. Третий ярус отражает отделы профессий, определяемых по признаку основных орудий и средств труда: профессии ручного труда, профессии машинно-ручного труда, профессии, связанные с применением автоматизированных и автоматических систем, и профессии, связанные с преобладанием функциональных средств труда. Четвертый ярус классификации разделяет профессии на четыре группы в зависимости от преобладающих условий труда: работа в условиях, близких к бытовым; работа на открытом воздухе; работа в необычных условиях; работа в условиях повышенной моральной ответственности.

Используя методику Е.А. Климова, в колледже было проведено широкомасштабное тестирование учащихся детей-сирот групп профессиональной подготовки. Ниже приводится анализ результатов диагностики учащихся первого, второго и третьего курсов по профессии «Оператор швейного оборудования», где из 56 учащихся 44- дети-сироты.

Далее в группе «Оператор швейного оборудования» проводилось исследование по методике «Дифференциально-диагностический опросник» (ДДО).

Методика направлена на выявление профессиональной склонности личности и содержит пять основных направлений: «человек - человек», «человек - знаковый образ», «человек -природа», «человек - художественный образ», «человек - техник».

В исследовании приняли участие 41 человек. По результатам диагностики были выявлено следующее:

- человек - человек.

8 учащихся 19,5 %

- человек - природа.

10 учащихся 24,3 %

- человек - знаковый образ.

3 учащихся 7,3 %

- человек - художественный образ.

3 учащихся 7,3 %

- человек - техник.

5 учащихся 12,1 %

Ряд учащихся показал одинаковые результаты по двум, а то и трем показателям, что может говорить о неопределенной склонности к тем или иным видам профессиональной деятельности:

- человек - человек/ человек - художественный образ.

2 человека 4,8 %

- человек - природа/ человек - художественный образ.

8 человек 19,5 %

- человек - человек/ человек - техник.

1 человек 2,4 %

Классификация профессий, предложенная Е.А. Климовым, является наиболее четкой и систематизированной. Она позволяет рассматривать любую профессию как сложное явление, строго относящееся по тому или иному признаку к определенному роду сходных профессий. Достоинством классификации профессий Е.А. Климова является и легкость ее использования, что объясняется непротиворечивостью ее оснований и четкостью описания. Поэтому в нашей работе мы опираемся именно на данную классификацию.

Согласно Е.А. Климову, профессии типа «человек - человек» обладают не только особым объектом труда (на основании которого они выделяются). Специфика профессий данного типа проявляется на более высоких ярусах классификации, отражаясь в особенностях средств и условий труда. Специфические же свойства предмета, средств, условий труда влекут за собой требования к субъекту профессиональной деятельности.

Объект труда в профессиях типа «человек - человек» обладает такими характеристиками как нестандартность, изменчивость, нечеткость границ, что накладывает свой отпечаток на протекание познавательной деятельности личности. Основными требованиями к познавательной деятельности представителей этого типа профессий является «своеобразная душе-ведческая направленность ума, наблюдательность к проявлениям чувств, ума и характера человека, к его поведению, умение или способность мысленно представить, смоделировать его внутренний мир». Высокие требования предъявляются к кругозору, эрудиции профессионала, его эмпатийным свойствам, рефлексии, личностным качествам.

Основными средствами труда в социономических профессиях являются функциональные средства: «выразительные средства построения речи, поведения, правила решения практических задач». В связи с этим исполнительно-двигательная сторона труда приобретает свою специфику: наблюдается преобладание речевых действий, мимики и пантомимики.

На наш взгляд, в профессиях типа «человек - человек» совместная деятельность является еще одной специфической чертой деятельности в профессиях этого типа.

В условиях все возрастающего дефицита трудовых ресурсов в стране работодатели признают, что за молодыми будущее и что формировать резерв кадров надо уже сейчас. Молодежь привлекает работодателей своей активностью и «незашоренностью», открытостью новому, свежими знаниями и меньшей стоимостью на рынке труда.

Однако работодателей смущает в молодых выпускниках неадекватность в восприятии себя и своих реальных возможностей; ориентация на себя, а не на дело; отсутствие социального опыта работы; завышенные ожидания оценки своего вклада; непостоянство и нестабильность в работе.

Конкурентоспособными на рынке труда выпускников колледжей делают либо специальные знания, рыночный спрос на которые высок и которые не могут быть компенсированы лично-

стными качествами, либо особые личностные качества, которые требуются в рыночной экономике сверх знаний, полученных в УПО.

Рыночные компетенции, которые сделают молодых выпускников привлекательными в глазах работодателей: «активная жизненная позиция», «серьезность мотивации к профессии», «склонность к саморазвитию», «трудолюбие и желание работать», «навыки коммуникации», «нацеленность на результат», «здоровье» и позволят им выдержать конкуренцию.

Библиографический список:

1. Гренов Г.С., Семенова О.А. Формирование конкурентоспособности выпускников профессионального колледжа // Научные исследования в образовании - 2011. № 1. С. 3-8.

2. Шуваев М.А. Роль инноваций в формировании национальной конкурентоспособности // Инновационная деятельность - 2010. № 4. С. 52-58.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Мальцев А.А. Модернизация в системе формирования конкурентоспособности // Управленец - 2010. № 5-6. С. 18-24.

4. Кара А.Н. Проблемы формирования конкурентоспособности специалиста // Школа университетской науки: парадигма развития - 2010. № 1-2. С. 38-40.

Ключевые слова: конкурентоспособность, рынок труда, дети-сироты, формирование конкурентоспособности.

Keywords: competitiveness, labor market, orphan children, competitiveness formation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.