Научная статья на тему 'Педагогические условия формирования компонентов профессиональной культуры будущих учителей истории в процессе профессиональной подготовки в высшей школе'

Педагогические условия формирования компонентов профессиональной культуры будущих учителей истории в процессе профессиональной подготовки в высшей школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
98
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА ПЕДАГОГА / PROFESSIONAL CULTURE OF THE TEACHER / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / PEDAGOGICAL CULTURE / ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА / INFORMATION CULTURE / КОММУНИКАТИВНАЯ КУЛЬТУРА / COMMUNICATIVE CULTURE / СТРУКТУРА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГА / STRUCTURE OF PROFESSIONAL CULTURE OF THE TEACHER / БУДУЩИЕ УЧИТЕЛЯ ИСТОРИИ / FUTURE TEACHERS OF HISTORY / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / PROFESSIONAL EDUCATION / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / PEDAGOGICAL CONDITIONS / PROFESSIONAL AND PEDAGOGICAL CULTURE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бекирова Эльмира Шевкетовна

Статья посвящена проблеме формирования профессиональной культуры будущих учителей истории в процессе их подготовки в высшей школе. В работе анализируются основные понятия изучаемого феномена, рассмотрены структурные компоненты профессиональной культуры педагога. В исследовании определены педагогические условия формирования профессиональной культуры будущих учителей истории на основе учета специфики предмета и компонентов изучаемого феномена.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бекирова Эльмира Шевкетовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL CONDITIONS OF FORMATION OF THE COMPONENTS OF PROFESSIONAL CULTURE OF FUTURE TEACHERS OF HISTORY IN THE PROCESS OF PROFESSIONAL TRAINING AT HIGHER SCHOOL

The article is devoted to the problem of formation of professional culture of future teachers of history in the process of their training in higher education. The paper analyzes the basic concepts of the studied phenomenon, the structural components of the professional culture of the teacher. The study defines the pedagogical conditions for the formation of professional culture of future teachers of history based on the specifics of the subject and the components of the phenomenon under study.

Текст научной работы на тему «Педагогические условия формирования компонентов профессиональной культуры будущих учителей истории в процессе профессиональной подготовки в высшей школе»

методологических принципов... Именно через применение методологических принципов в методике происходит реализация методологии» [6, с. 209].

На наш взгляд, основополагающими принципами реализации социологического исследования являются следующие:

- принцип конкретизации;

- принцип типологизации;

- принцип объективизации.

Рассмотрев основные этапы работы со студентами относительно подготовки их к осуществлению социологических исследования, заключим, что уровень сформированности навыков будущих педагогов относительно анализируемой в исследовании проблемы зависит от процентного соотношения практического блока в методике обучения студентов. Так, в рамках курса социологии могут реализовываться мини-исследования, индивидуальные и коллективные исследования, долгосрочные исследования; кроме того, студентам стоит предлагать такую форму работы, как структурный анализ проведенных социологических исследований.

Практические задания на занятиях по социологии должны подбираться с учетом поэтапного увеличения уровня сложности. Например, на ранних этапах работы студентам может быть предложено создание перечня тем, актуальных для проведения социологического исследования. Со временем будущие педагоги должны обучаться самостоятельно составлять документацию, сопровождающую социологическое исследование. Только на основании сформированных навыков студентов по указанным видам работы преподавателю следует приступать к организации условий для реализации будущими педагогами самостоятельных социологических исследований.

Выводы. Резюмируя вышесказанное, заключим, что в системе полноценной профессиональной подготовки будущих педагогов большое значение имеет формирование социологического мышления и навыков реализации социологических исследований, которые представляют собой основной метод социологии относительно изучения социальной действительности.

В рамках реализации курса «Социология» для будущих педагогов особое внимание должно отводиться формированию готовности студентов к осуществлению социологического исследования, для чего необходима целенаправленная методическая система, основывающаяся в первую очередь на реализации элементов исследования с нарастающей сложностью и дальнейшим самостоятельным проведением обучающимися пробных социологических исследований.

Таким образом, проведение пробных социологических исследований является важной составляющей освоения студентами педагогических вузов курса социологии и обеспечивает получение практических умений и навыков исследования различных социальных процессов и явлений, необходимых для будущей профессиональной деятельности педагогов.

Литература:

1. Батыгин Г.С. Лекции по методологии социологических исследований. Учебник для студентов гуманитарных ВУЗов и аспирантов. - М., 1995. - 286 с.

2. Бутенко И.А. Организация прикладного социологического исследования. - М., 1998. - 228 с.

3. Здравомыслов А.Г. Методология и процедуры социологического исследования. - М., 1969. - 205 с.

4. Краткий словарь по социологии / под ред. Д. М. Гвишиани, Н. И. Лапина. - М.: Политиздат, 1988. - 479 с.

5. Методы сбора информации в социологических исследованиях / под ред. В. Г. Андреенкова, О. М. Масловой. - М.: Наука, 1990. - 232 с.

6. Овсянников В.Г., Пашков М.В. Методологические принципы и методика прикладного социологического исследования // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12. Социология. -2012. - № 3. - С. 205-211.

Педагогика

УДК 371

кандидат педагогических наук, доцент Бекирова Эльмира Шевкетовна

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования

«Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского» (г. Ялта)

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПОНЕНТОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ИСТОРИИ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ

ПОДГОТОВКИ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ

Аннотация. Статья посвящена проблеме формирования профессиональной культуры будущих учителей истории в процессе их подготовки в высшей школе. В работе анализируются основные понятия изучаемого феномена, рассмотрены структурные компоненты профессиональной культуры педагога. В исследовании определены педагогические условия формирования профессиональной культуры будущих учителей истории на основе учета специфики предмета и компонентов изучаемого феномена.

Ключевые слова: профессиональная культура педагога, профессионально-педагогическая культура, педагогическая культура, информационная культура, коммуникативная культура, структура профессиональной культуры педагога, будущие учителя истории, профессиональное образование, педагогические условия.

Annotation. The article is devoted to the problem of formation of professional culture of future teachers of history in the process of their training in higher education. The paper analyzes the basic concepts of the studied phenomenon, the structural components of the professional culture of the teacher. The study defines the pedagogical conditions for the formation of professional culture of future teachers of history based on the specifics of the subject and the components of the phenomenon under study.

Keywords: professional culture of the teacher, professional and pedagogical culture, pedagogical culture, Information culture, communicative culture, structure of professional culture of the teacher, future teachers of history, professional education, pedagogical conditions.

Введение. Учет развития и взросления будущих граждан в современных социокультурных и экономических условиях обосновывает появление новых требований к личности будущего педагога. Сегодня в рамках новой образовательной парадигмы отмечаются тенденции переноса акцентов с системы знаний на личность обучающегося, развития его духовных и моральных способностей. Это обусловливает потребность в педагогических кадрах, способных к созданию условий для саморазвития, самореализации личности обучающегося в различных типах учебных заведений.

Педагогические вузы должны сегодня обеспечить условия не только для профессионального, но и эмоционально-нравственного становления личности будущего педагога. От этого зависит успешность решения комплекса проблем модернизации всей системы образования.

Так, на современном этапе развития отечественного образования и системы подготовки будущих педагогов важной задачей является создание условий для формирования профессиональной культуры будущего учителя.

Учет специфики преподавания и содержания дисциплин исторического цикла обосновывает потребность создания конкретных педагогических условий и благоприятной образовательной среды для повышения эффективности процесса формирования компонентов профессиональной культуры будущих учителей истории в рамках их профессиональной подготовки в педагогическом вузе.

Формулировка цели статьи. Целью данной статьи является определение педагогических условий формирования компонентов профессиональной культуры будущих учителей истории в процессе их профессиональной подготовки в высшей школе.

Изложение основного материала статьи. Период профессиональной подготовки будущего педагога представляет собой платформу для формирования профессионально значимых качеств и свойств личности учителя. Одним из этапов подготовки будущего специалиста в области истории является формирование профессиональной культуры.

Проблема формирования профессиональной культуры будущего педагога является одной из наиболее актуальных в отечественной педагогике последних десятилетий. Ее актуальность наиболее ощутима в современных условиях модернизации образования, вызванной осознанием и учетом современных социокультурных процессов, протекающих в российском обществе.

Различным аспектам проблемы формирования профессиональной культуры педагоги посвящены труды многочисленных представителей отечественной педагогической науки.

Методологические основы профессионально-педагогической культуры исследуются в трудах В.В. Краевского, В.Э. Тамарина, А.Н. Ходусова и других ученых.

Феномен профессиональной культуры педагога с точки зрения культурологического подхода отражен в работах в Е.В. Бондаревской, И.Ф. Исаева, Н.Б. Крыловой, В.А. Сластенина и других исследователей.

Нравственно-этический компонент профессиональной культуры педагога отражен в исследованиях Е.Н. Богданова, Э.А. Гришина, Е.Г. Силяевой. Духовная культуры как компонент профессионально-педагогической культуры изучался Е.И. Артамоновой, Р.К. Бикмухаметовым, В.П. Зинченко, Н.Е. Щурковой. Технологический компонент профессиональной культуры педагога является предметом исследования М.М. Левиной; коммуникативный - А.В. Мудрика, Е.И. Мычко и др.; информационный - А.П. Ершова, Н.М. Минакова; проектный - Л.М. Гурье, А.А. Криулиной; экологический - С.М. Глазачева и др. [1].

Прежде чем перейти к рассмотрению педагогических условий формирования профессиональной культуры педагога, в частности - будущего учителя истории, обратимся к анализу базовых понятий данного феномена.

По мнению Л.А. Аухадеевой, термин «педагогическая культура» представляет собой определенную совокупность накопившегося педагогического опыта за время существования всех мировых цивилизаций и исторических эпох; сложную самоорганизующуюся открытую систему, информационно наполняемую наукой, искусством, религией, морально-нравственными постулатами общества и в то же время репродуцирующую и транслирующую духовно-эстетические, морально-этические ценности отдельной нации и всего человечества новым поколениям; компонент общечеловеческой культуры, интегрирующий сферу педагогического взаимодействия [1].

Л. Г.Набиуллин профессиональную культуру педагога рассматривает как «закономерное, учебно-воспитательной деятельностью опосредованное, интегральное взаимно детерминированное проявление его специальной квалификации и общей культуры. Сущность профессиональной культуры педагога может быть раскрыта через системные принципы исследования всей совокупности его качеств как высококвалифицированного и высококультурного специалиста и субъекта образования молодежи» [3, с. 36].

Под профессионально-педагогической культурой теоретики отечественной современной педагогики В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов понимают меру и способ творческой самореализации личности учителя в разнообразных видах педагогической деятельности и общения, направленных на освоение и создание педагогических ценностей и технологий [5].

В рамках данного исследования на основе вышеизложенного процесс формирования профессиональной культуры будущего учителя истории будем рассматривать как этап апробации его в реальных условиях профессиональной деятельности, так как в этот период вузовского обучения студент сталкивается со всеми сторонами выбранной профессии, такими как планирование, моделирование, реализация педагогической деятельности в процессе взаимодействия с коллегами, обучающимися и их родителями [4].

Процесс формирования профессиональной культуры будущего учителя истории невозможен без знания ее основных компонентов. На основе анализа исследований современных ученых можно отметить наличие различных подходов к определению компонентов профессионально-педагогической культуры.

Так, Л.Г. Набиуллин понимает профессионально-педагогическую культуру как системной образование, включающее следующие компоненты:

- аксиологический;

- технологический;

- личностно-творческий.

По мнению ученого, «аксиологический компонент профессионально-педагогической культуры образован совокупностью педагогических ценностей, созданных человечеством и своеобразно включенных в целостный педагогический процесс на современном этапе развития образования» [3, с. 35]. «Технологический компонент профессионально-педагогической культуры включает в себя способы и приемы педагогической деятельности учителя» [3, 35]. «Личностно-творческий компонент профессионально-педагогической культуры раскрывает механизм овладения ею и ее воплощения как творческого акта» [3, с. 35].

По нашему мнению такой подход к определению компонентов профессиональной культуры педагога является систематизированным и обобщенным. На основе анализа педагогической литературы, посвященной проблемам профессионального становления педагога, выделим следующие основные компоненты профессиональной культуры учителя истории:

- духовная культура;

- нравственно-эстетическая культура;

- информационная культура;

- технологическая культура;

- коммуникативная культура;

- проектная культура;

- исследовательская культура;

- экологическая культура и т.д.

Одним из основных компонентов профессиональной культуры будущего учителя истории является информационная культура.

Современные процессы становления информационного общества, глобализации и информатизации всех сфер жизнедеятельности человека, в том числе и системы образования, обусловили новые требования к профессиональной деятельности и подготовке учителя истории Анализ профессиографических требований к учителю дисциплин исторического цикла позволяет нам утверждать, что информационная культура является важной составляющей профессионализма педагога-историка, формируемой в процессе профессиональной подготовки.

По мнению Е.В. Данильчук, информационной культура - это особый вид «компетентности в новых информационных условиях», который является «неотъемлемой частью общей культуры человека и становится одной из приоритетных задач системы образования» [2, с. 157]. Она «пронизана информационной деятельностью - процесс, в ходе которого личность преобразует и познает информационную среду, делая тем самым себя деятельным субъектом, а осваиваемые объекты, процессы, явления информационной среды -объектом своей деятельности, наиболее полно реализуя в такой деятельности свои способности, потребности и стремления как в интересах собственного развития, так и с пользой для общества в целом» [2, с. 157]. Информационную культуру педагога исследовательница понимает в значении проявления «информационной культуры личности в специфике ее педагогической деятельности и системе профессиональных качеств» [2, с. 158].

Информационная культура учителя истории включает следующие компоненты:

- целостность информационной картины мира (понимание исторического процесса как развития человечества как органичной и единой системы;

- продуктивное использование разных источников информации;

- этическое отношение к отбору информации;

- критическое отношение к информации;

- ориентация на гуманистические ценности;

- диалогичность мышления;

- отношение к информации с позиций личностного и профессионального саморазвития и др.

Овладение будущим учителем истории указанными компонентами информационной культуры возможно

при условии не только соответствующей организации учебного процесса в педагогическом вузе, но и в условиях восприятия соответствующих ценностей и норм, зафиксированных в профессионально-педагогической культуре, в процессе социализации.

В структуре профессиональной культуры учителя истории важное место занимает коммуникативная культура. В системе деятельности педагога, по мнению Л.А. Аухадеевой, «коммуникативная культура превращается в кардинальный, профессионально значимый фактор, выступает как категория функциональная, становится инструментом воздействия, и все ее функции и задачи усложняются, поскольку из аспектов общечеловеческих перерастают в компоненты профессионально-творческие» [1, с. 109].

Учитывая тот факт, что коммуникативная культура учителя истории выступает средством решения образовательных и воспитательных задач, социально-психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса, способом организации педагогического взаимодействия между субъектами процесса образования, можем утверждать, что она является одним из основных компонентов профессиональной культуры будущего педагога-историка, наряду с информационной культурой, а также то, что ее формирование является обязательным условием профессиональной подготовки будущих учителей истории в высшей школе.

Рассмотрев структуру профессионально-педагогической культуры педагога и сущность наиболее значимых ее компонентов относительно профессии учителя истории, обозначим основные педагогические условия формирования компонентов анализируемого в данном исследовании феномена. Так, эффективность формирования компонентов профессионально-педагогической культуры будущих историков в процессе их обучения в высшей школе возможна при условиях:

- обеспечения возможности для полноценной социализации будущих специалистов;

- создания инновационной образовательной среды;

- повышения уровня информатизации образовательно-воспитательной среды учреждения высшего профессионального педагогического образования;

- обеспечения студентов качественными информационными ресурсами;

- соответствия квалификации и уровня компетентности преподавательского состава современным требованиям;

- анализа и учета тенденций современной геополитической ситуации и построения содержания образования будущих учителей на ее основе;

- целенаправленное формирование каждого из структурных компонентов профессионально-педагогической культуры учителя истории.

Выводы. Таким образом, основной задачей педагогических вузов, реализующих профессиональную подготовку будущих учителей истории, является формирование всех компонентов профессиональной культуры педагога. Данный процесс требует серьезной трансформации не только содержания профессиональной подготовки, но и форм, методов, технологий реализации процесса обучения и воспитания студентов.

Ведущими компонентами профессиональной культуры учителя истории являются коммуникативная и информационная культура. В этой связи при создании условий для полноценного формирования компонентов профессиональной культуры учителей истории в процессе их обучения в высшей школе этапы модели профессиональной подготовки должны включать обязательные содержательные компоненты, направленные на формирование высокого уровня информационной и коммуникативной культуры будущих учителей истории как существенных показателей качества их образования и профессиональной компетентности.

Литература:

1. Аухадеева Л.А. Коммуникативная культура как компонент общей и профессионально-педагогической культуры учителя // Филология и культура. - 2006. - № 5. - С. 99-111.

2. Данильчук Е.В. Модернизация образования в информационном обществе и информационная культура педагога // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2002. - № 2. - С. 153-161.

3. Набиуллин Л.Г. Профессионально-педагогическая культура учителя как основа формирования ценностных ориентаций учащихся // Человек и образование. - 2014. - № 2. - С. 34-38.

4. Никитина Н. Н. Становление культуры профессионально-личностного самоопределения учителя: автореф. ... дис. д-ра пед. наук: 13.00.08. - Ульяновск, 2003. - 50 с.

5. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 576 с.

Педагогика

УДК 37.018.4

кандидат политических наук, доцент,

заведующий кафедрой иностранных языков Бикбаев Вадим Манцурович

Новосибирское высшее военное командное училище (г. Новосибирск)

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ИНОЯЗЫЧНОЙ КОММУНИКАЦИИ ОФИЦЕРОВ СУХОПУТНЫХ

ВОЙСК В ПЕРВУЮ МИРОВУЮ ВОЙНУ

Аннотация. Статья посвящена рассмотрению некоторых вопросов становления иноязычной коммуникации в период Первой мировой войны. Отмечается, что проблемы в иноязычной коммуникации и языковой подготовке военнослужащих Российской армии главным образом существовали вследствие ограниченности имеющегося у Российской армии опыта, отсутствия реальных условий по совершенствованию языковой подготовки и самих знаний. Ситуация была также обусловлена классовым составом военнослужащих, в результате чего в сложившихся условиях иностранным языком в совершенстве могли владеть офицеры оперативного и стратегического звеньев управления.

Ключевые слова: иноязычная коммуникация, языковая подготовка, профессиональное военное образование.

Annotation. The Article is devoted to some issues of formation of foreign language communication during the First world war. Problems in foreign language communication and language training of servicemen of the Russian army mainly existed due to the limited availability of the Russian army experience, the lack of real conditions for the improvement of language competence and of knowledge itself. It is noted that the above problem was also due to the class composition of the military, resulting in the current conditions a foreign language in perfection to own officers of the operational and strategic levels of management.

Keywords: foreign language communication, language training, professional military education.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Введение. Отечественные подходы к разрешению проблемы формирования иноязычной коммуникации офицеров Сухопутных войск Российской Федерации сложились в конкретных исторических условиях, уникальность которых делает как саму иноязычную коммуникацию, так и модели языковой подготовки офицера предметом историко-педагогического исследования.

История проблемы иноязычной коммуникации офицеров Сухопутных войск приобретает теоретическое значение в том случае, если вместо фактологического и событийного исторического описания вскрыты факторы ее появления и развития, объяснены практические решения, обобщен положительный и отрицательный педагогический и организационный опыт, иными словами - применен историко-генетический метод [9, с. 384].

Такое знание не только служит основой прогнозирования и поиска решения проблемы формирования иноязычной коммуникации офицера Сухопутных войск в перспективе (поскольку в историческом исследовании генетический вектор тесно связан с прогностическим [Там же.], но и позволяет доказать принципиальную необходимость смены модели языковой подготовки в современных условиях.

Формулировка цели статьи. Проблема иноязычной коммуникации в военно-профессиональной деятельности отчетливо проявилась уже в Первой мировой войне и окончательно оформилась во Второй мировой, когда военные действия и их обеспечение потребовали организации тесного взаимодействия с армиями, экономическими и политическими структурами стран-союзниц и местным населением при одновременном усилении традиционных задач разведки, пропаганды, администрирования, использования или разрушении коммуникаций противника.

Изложение основного материала статьи. К началу Первой мировой войны Российская императорская армия уже имела достаточный опыт совместных боевых действий с союзниками, в том числе и на

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.