Научная статья на тему 'Инновационная культура как составляющая позитивного профессионального имиджа современного педагога'

Инновационная культура как составляющая позитивного профессионального имиджа современного педагога Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
256
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННЫЙ ПОДХОД / ИННОВАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА ПЕДАГОГА / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБЩЕСТВА / ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ИМИДЖ ПЕДАГОГА / INNOVATIVE APPROACH / INNOVATIVE CULTURE / PROFESSIONAL CULTURE OF THE TEACHER / PROFESSIONAL AND PEDAGOGICAL COMPETENCE / INFORMATIZATION OF SOCIETY / INFORMATIZATION OF EDUCATION / PROFESSIONAL IMAGE OF THE TEACHER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Аверина Татьяна Николаевна

Статья посвящена изучению места инновационной культуры педагога в системе его профессионального имиджа. В работе актуализируется важность такого феномена современности, как «профессиональный имидж педагога», определяется его сущность и структурные компоненты. Согласно положениям инновационного подхода, актуализированного ввиду развития информатизации общества и образования, в структуру профессионального имиджа педагога нами включена инновационная культура. В работе обоснована ее сущность и место в системе компонентов профессионального имиджа современного педагога, указаны компоненты и особенности формирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATIVE CULTURE AS A PART OF A POSITIVE PROFESSIONAL IMAGE OF THE MODERN TEACHER

The article is devoted to the study of the place of innovative culture of the teacher in the system of his professional image. The paper actualizes the importance of such a phenomenon as "professional image of a teacher", defines its essence and structural components. According to the provisions of the innovative approach, actualized in view of the development of information society and education, the structure of the professional image of the teacher we include innovative culture. The paper substantiates its essence and place in the system of components of the professional image of a modern teacher, the components and features of the formation.

Текст научной работы на тему «Инновационная культура как составляющая позитивного профессионального имиджа современного педагога»

Педагогика

УДК 371

кандидат педагогических наук,

доцент кафедры психологии и педагогики Аверина Татьяна Николаевна

Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования Республики Крым «Крымский республиканский институт постдипломного педагогического образования» (г. Симферополь)

ИННОВАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ ПОЗИТИВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ИМИДЖА СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГА

Аннотация. Статья посвящена изучению места инновационной культуры педагога в системе его профессионального имиджа. В работе актуализируется важность такого феномена современности, как «профессиональный имидж педагога», определяется его сущность и структурные компоненты. Согласно положениям инновационного подхода, актуализированного ввиду развития информатизации общества и образования, в структуру профессионального имиджа педагога нами включена инновационная культура. В работе обоснована ее сущность и место в системе компонентов профессионального имиджа современного педагога, указаны компоненты и особенности формирования.

Ключевые слова: инновационный подход, инновационная культура, профессиональная культура педагога, профессионально-педагогическая компетентность, информатизация общества, информатизация образования, профессиональный имидж педагога.

Annotation. The article is devoted to the study of the place of innovative culture of the teacher in the system of his professional image. The paper actualizes the importance of such a phenomenon as "professional image of a teacher", defines its essence and structural components. According to the provisions of the innovative approach, actualized in view of the development of information society and education, the structure of the professional image of the teacher we include innovative culture. The paper substantiates its essence and place in the system of components of the professional image of a modern teacher, the components and features of the formation.

Keywords: innovative approach, innovative culture, professional culture of the teacher, professional and pedagogical competence, Informatization of society, Informatization of education, professional image of the teacher.

Введение. Анализ современных требований к личности педагога, сформулированных в актуальных нормативных государственных документах, регламентирующих сферу педагогического образования (Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования, Профессиональный стандарт «Педагог»), позволяет определить структуру составляющих профессионализма учителя, а также тех личностно-профессиональных образований, выступающих одновременно компонентами и факторами формирования позитивного профессионального имиджа современного педагога. В системе компонентов профессионального имиджа педагога на современном этапе педагога многие исследователи выделяют инновационную культуру специалиста.

Формулировка цели статьи. Целью данной статья является изучение феномена профессионального имиджа современного педагога и определение роли инновационной культуры учителя в его структуре.

Изложение основного материала статьи. В науке понятие «имидж» трактуется по-разному, в зависимости от предметно-объектной направленности научной отрасли. Данное понятие рассматривается как визуальный образ (В.М. Шепель) [141, как представление (А.А. Калюжный) [61, как символический образ субъекта (Е.Б. Перелыгина) [101, как мнение (А.Ю. Панасюк) [91 и т.д. В педагогическом словаре под редакцией Г.М. Коджаспировой имидж рассматривается как «то впечатление, которое производит человек на окружающих, целостное представление об образе, который формируется в сознании людей» [8, с. 131.

По мнению С.Н. Захаровой, профессиональный имидж педагога представляет собой интегральную характеристику, включающую «совокупность внешних и внутренних индивидных, личностных, индивидуальных и профессиональных качеств педагога, которая способствует эффективности педагогической деятельности» [3, с. 171.

В данном исследовании, вслед за Л.П. Качаловой, под профессиональным имиджем педагога будем понимать «интегральное, целенаправленно сформированное, целостное, динамичное качество, обусловленное соответствием и взаимопроникновением внутренних и внешних личностных и индивидуальных качеств педагога, призванное обеспечить гармоничное взаимодействие его с самим собой и участниками образовательного процесса и позволяющее реализовать педагогическую деятельность через формирование позитивного мнения» [7, с. 281.

В структуре профессионального имиджа педагога исследователи Ф.Н. Джалилова и Н.Р. Мадаминова выделяют следующие компоненты:

- личностные качества;

- коммуникативные особенности профессиональной деятельности и поведения;

- визуальный образ учителя [21.

Основной характеристикой имиджа педагога, по мнению большинства исследователей вопросов педагогического профессионализма, является его профессиональная компетентность. Согласно определению одного из ведущих теоретиков компетентностного подхода Г.К. Селевко, профессионально-педагогическая компетентность представляет собой совокупность знаний и умений личности структурировать и интегрировать теоретические и практические знания для лучшего решения задач педагогической деятельности [121.

К основным показателям сформированности профессиональной компетентности педагога исследователи относят:

- подготовленность к педагогической и научно-методической деятельности;

- педагогическое мастерство;

- инновационность мышления;

- профессиональные прогностические умения [51.

На основе тщательного изучения указанных выше нормативных документов и анализа теоретических источников, посвященных проблемам профессионального образования и становления педагогов, нами были

определены следующие умения, способности и компетенции, составляющие в комплексе позитивный профессиональный имидж педагога на современном этапе развития отечественного общества:

- адаптивность;

- коммуникативно-информационные навыки и медиаграмотность;

- интеллект и педагогическое творчество;

- критическое и системное мышление;

- умение грамотно строить межличностные и групповые взаимоотношения

- личностная направленность на обучение в течение всей жизни.

Проблема формирования педагогического имиджа рассматривается сегодня в отечественной науке сквозь призму инновационного подхода. Согласно концептуальным положениям данного подхода, комплекс качеств профессионализма компетентного педагога составляет, наряду с вышеуказанными компонентами, инновационная культура как фактор формирования позитивного имиджа современного учителя.

Актуальность формирования у будущих и уже практикующих педагогов инновационной культуры обосновывается не только приоритетом инновационного подхода в образовании, но и таким явлением, как информатизация общества и образования как одного из социальных институций.

Академиком А.П. Ершовым, предложившим термин «информатизация», анализируемый нами термин рассматривается как «комплекс мер, направленных на обеспечение полного использования достоверного, исчерпывающего и своевременного знания во всех общественно значимых видах человеческой деятельности» [11, с. 5181.

По словам А. Г. Гюлджян, информатизации общества - это «социальное действие, в основе которого лежит сбор, накопление, продуцирование, обработка, хранение, передача и использование информации. Информатизация общества предполагает, во-первых, широкое использование интеллектуального потенциала, который содержится в печатном фонде, включая научную, производственную и другие виды деятельности. Во-вторых, речь идет о внедрении информационных технологий в различные виды деятельности, которые способствуют развитию общественного производства и её интеллектуализации. К этому перечню можно отнести и достойный уровень информационного сервиса, т. е. возможность получить доступ к источникам проверенной информации и визуализировать ее» [1, с. 12].

Информатизация общества реализуется путем внедрения информационных технологий во все социальные сферы. «С развитием информационных технологий возрастает взаимодействие между элементами общества, увеличивается скорость и объемы передачи информации между субъектами мировой системы. Таким образом, информационные технологии выступают в качестве фактора развития интеграции, их функционирование приводит к размыванию региональных и культурно-исторических особенностей» [1, с. 14].

Образования как социального института в последние десятилетия также коснулась тенденция информатизации. По мнению Ю.С. Зверевой, «Информатизация образования - это процесс обеспечения системы образования теорией и практикой разработки и использования новых информационных технологий, ориентированных на реализацию целей обучения и воспитания» [4, с. 241.

На основе исследования сущности феномена информатизации образования и его последствий в отечественном образовательном пространстве мы пришли к выводу, что данное явление требует от современных педагогов наличия инновационной культуры.

Инновационная культура является закономерным компонентом профессиональной культуры педагога, которая вбирает в себя индивидуальные ценности педагога, проявляется и оценивается через педагогическую деятельность.

Инновационная культура педагога характеризуется следующими показателями:

- ориентированностью на личность;

- способностью личности к изменениям;

- открытостью к коммуникациям в окружающей среде;

- солидарностью относительно ценностей и взглядов на инновационное образование;

- склонностью к принятию нестандартных решений;

- активностью в научно-исследовательской деятельности;

- умением сотрудничать в условиях постоянного конструктивного диалога и согласования позиций.

Инновационная культура современного педагога предполагает не только наличие знаний в рамках

преподаваемого предмета, но и компетентности в других отраслях, высокой культуры, коммуникабельности, креативных способностей, опыта творческой деятельности, психологической грамотности.

Инновационная культура педагога реализуется на двух уровнях: личностном и профессиональном. В контексте первого уровня инновационная культура представляет собой область духовной жизни человека, отражающая его ценностную ориентацию, закрепленную в мотивах, знаниях, умениях, образцах и нормах поведения и обеспечивающая восприимчивость им новых идей, готовность и способность к поддержке и реализации новшеств во всех сферах жизни. На профессиональном уровне инновационная культура педагога характеризует высокий уровень его педагогической деятельности.

Формирование (повышение уровня) инновационной культуры педагога, по мнению В.Н. Фокиной, невозможно без знания ее основных структурных компонентов. В данном ключе исследовательница подчеркивает, что реализация инновационной культуры педагога достигается благодаря наличию таких основных ее структурных составляющих, как:

- инновационные ценности;

- отношение к инновационной деятельности;

- знания, необходимые для инновационной деятельности;

- инновационно значимые приемы, навыки и т. п. [13].

Выводы. Обобщая вышеизложенное, заключим, что на современном этапе развития отечественного социума важным аспектом, от которого зависит восприятие личности специалиста, является его профессиональный имидж. Не составляет исключения также и педагогическая профессия. Иными словами, сегодня одним из компонентов профессионального становления и совершенствования педагога является формирование его позитивного профессионального имиджа.

В период информатизации общества и системы образования как одной из его институций одним из основных концептуальных подходов реализации профессиональной подготовки педагогов является

инновационный подход. В контексте данного подхода среди прочих компонентов профессионального имиджа педагога важное место занимает инновационная культура, которая основывается на инновационных ценностях, направленности на инновационную педагогическую деятельность, знаниях, необходимых для ее реализации и ряде личностных качеств, характеризующих инновационно культурную личность.

Литература:

1. Гюлджян А. Г. Информатизация общества как одна из важнейших составляющих социального прогресса // Молодой ученый. - 2017. - №32. - С. 12-15. - URL https://moluch.ru/archive/166/45367/ (дата обращения: 31.01.2019).

2. Джалилова Ф. Н., Мадаминова Н. Р. Структурные компоненты профессионального имиджа педагога // Молодой ученый. - 2012. - №12. - С. 461-463. - URL https://moluch.ru/archive/47/5827/ (дата обращения: 31.01.2019).

3. Захарова С. Н. Имидж педагога как составляющая профессиональной компетентности // Молодой ученый. - 2016. - №5.1. - С. 16-18. - URL https://moluch.ru/archive/109/26316/ (дата обращения: 31.01.2019).

4. Зверева Ю. С. Информатизация образования // Молодой ученый. - 2016. - №6.3. - С. 23-26. - URL https://moluch.ru/archive/110/27234/ (дата обращения: 31.01.2019).

5. Зиновенко О. А., Егорова Ж. С. К вопросу о профессиональной компетентности педагога ДОО [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, январь 2017 г.). - Челябинск: Два комсомольца, 2017. - С. 106-109. - URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/210/11636/ (дата обращения: 31.01.2019).

6. Калюжный А.А. Психология формирования имиджа учителя. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2004. - 222 с.

7. Качалова Л.П. Воспитание педагогического имиджа будущего учителя: теория и технология. -Шадринск, 2008. - 71 с.

8. Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 176 с.

9. Панасюк А.Ю. Формирование имиджа: Стратегия, психотехники, психотехнологии. - М.: Омега-Л, 2007 - 266 с.

10. Перелыгина Е.Б. Психология имиджа / Е.Б. Перелыгина. - М.: Аспект Пресс. - 2002. - 223 с.

11. Руткевич М. Н. Диалектический материализм. - М., 1973. - С. 518-520.

12. Селевко Г. К. Педагогические компетенции и компетентность: [их классификация] / Г. К. Селевко // Сельская школа: Рос. пед. журн. - 2004. - № 3. - С. 29-32.

13. Фокина В. Н. Формирование инновационной культуры преподавателя вуза: социологический аспект управления: дис. канд. соц. наук : 22.00.08 / Современный гуманитарный институт. - М., 2001. - 151 с.

14. Шепель, В.М. Имиджелогия. Как нравиться людям: Учеб. пособие - М.: Народное образование, 2002. - 576 с.

Педагогика

УДК 371.124: [373]

кандидат педагогических наук, доцент Акпынар Лемара Энверовна

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Республики Крым «Крымский инженерно-педагогический университет» (г. Симферополь)

ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ К ПРИМЕНЕНИЮ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ

Аннотация. В статье автор представляет анализ понятий, которые были использованы в исследовании («технология», «технология обучения», «педагогическая технология», «интерактивные технологии обучения»), проблему подготовки будущих учителей начальных классов к применению интерактивных технологий обучения.

Ключевые слова: технология, технология обучения, педагогическая технология, структура педагогической технологии, интерактивные технологии обучения, подготовка будущего учителя, формирование готовности.

Annotation. In the article the author presents the concepts that were used in the research ("technology", "teaching technology", "pedagogical technology", "interactive learning technologies"), the problem of preparing future teachers of primary classes for the application of interactive learning technologies.

Keywords: technology, technology of teaching, pedagogical technology, the structure of pedagogical technology, interactive learning technologies, the preparation of the future teacher, the formation of readiness.

Введение. Современному обществу нужны учителя, которые владеют не только традиционными методами и технологиями обучения, а и инновационными, в том числе и интерактивными технологиями обучения. С этой целью необходимо создание и поддержка научно-исследовательских и педагогических связей в рамках «университет - школа»; обсуждение проблем, касающихся готовности учителя начальных классов к применению интерактивных технологий обучения.

Цель статьи: ознакомить преподавателей вузов, преподавателей институтов повышения квалификации педагогических работников, учителей начальных классов с анализом понятий «технология», «технология обучения», «педагогическая технология», «интерактивные технологии обучения», со структурой педагогических технологий; с процессом подготовки будущих учителей начальных классов к применению интерактивных технологий обучения.

Изложение основного материала статьи. Теоретическую основу исследования составляют научные труды психологов по вопросам развития личности (З. Фрейд, А. Адлер, Э. Берн, В. Джеймс, Э. Эриксон,

A. Маслоу, Я. Морено, Ф. Перлз, К. Роджерс, К .Г. Юнг, К. Ясперс и др.) в том числе, в социальном и профессиональном контексте (К.О. Абульханова-Славская, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А. С. Гребенюк,

B. Давыдов, А.Н. Леонтьев, В. М. Мясищев, С. Л. Рубинштейн, Д.Н. Узнадзе и др.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.