А. Тюльков // Современные тенденции развития химического образования: работа с одаренными детьми. - М. : Изд-во Моск. ун-та, 2007. - с. 34-52.
5. Путин, В. В. Выступление на расширенном заседании Государственного совета «О стратегии развития России до 2020 года» 8 февраля 2008 года [Электронный ресурс] / В. В. Путин. - URL : http://president.kremlin.ru/text/appears/2008/02/159528. shtml (дата обращения: 23.04.2011).
6. Радченко, О. А. Немецкий язык. Всероссийские олимпиады [Текст] /
О.А. Радченко, Д. К. Бартош, М. Д. Бузоева. - Вып.1, серия «Пять колец». -М. : Просвещение, 2008. - 143 с.
7. Ситаров, В. А. Дидактика [Текст] / В. А. Ситаров. - М. : Академия, 2004.- 345 с.
8. Тер-Минасова, С. Г. Английский язык. Всероссийские олимпиады [Текст] / С. Г. Тер-Минасова, Ю. Б. Курасовская. - Вып.2, серия «Пять колец».- М. : Просвещение, 2010. - 175 с.
Карповская Наталья Олеговна
Учитель английского языка МБОУ «СОШ «№13», г.Братск, Россия
УДК 37.015.31.
ББК 74
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ
ИНДИВИДУАЛЬНОГО СТИЛЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА
ОСНОВЕ ИКТ
В статье на основе анализа источников и результатов предварительного эмпирического исследования обосновываются педагогические условия, способствующие формированию индивидуального стиля учащегося в образовательном процессе с применением ИКТ.
Ключевые слова: результат образования; компетентность; индивидуальность; индивидуальный стиль; условия развития стиля; информационные технологии.
PEDAGOGICAL CONDITIONS TO FORM STUDENT’S INDIVIDUAL STYLE IN STUDYING USING INFORMATION TEXNOLOGIES
The article deals with the pedagogical conditions to form student’s individual style in studying with the help of information technologies. The purpose is to give proof of the conditions based on the analysis of sources and results of the preliminary empirical study.
Key words: Result of education; competence; individuality; individual style; style development conditions; information technologies.
В современных условиях перед системой образования поставлен ряд кардинально новых задач, содержание которых фокусируется в основном на двух аспектах: с одной стороны, на создании условий для развития индивидуальности учащегося, его самоактуализации, с другой стороны, на прагма-
тизации результатов образования, что нашло выражение в переходе стандартов нового поколения на компетентностный подход. Таким образом, современное образование должно ориентироваться на развитие индивидуальных проявлений учащегося в его компетентности относительно разных видов деятельности.
Кроме того, необходимо учитывать, что решение выделенных выше задач образования реализуется в контексте активной информатизации образовательного пространства, внедрения информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс.
Все сказанное актуализирует в педагогической науке проблему формирования индивидуального стиля учащегося, что обусловлено следующими аспектами.
1. Индивидуальный стиль рассматривается в современной психологии и педагогике как показатель уровня развития индивидуальности человека. В частности Г. Олпорт определял индивидуальный стиль как показатель самоактуализации человека, раскрытия его уникальных, свойственных только ему потенциалов [Олпорт, 1982]. Соответственно, ориентация современного образования на индивидуальность учащегося априори актуализирует вопросы развития индивидуального стиля учащегося.
2. Индивидуальный стиль рассматривается как устойчивая система способов выполнения какой-либо деятельности, обеспечивающая эффективность и результативность данной деятельности. Соответственно, индивидуальный стиль можно рассматривать как внутреннюю проекцию компетентности, как ее процессуальное ядро.
В связи с этим актуальным для образования является исследование и специальное целенаправленное создание в образовательном процессе педагогических условий формирования индивидуального стиля учебной деятельности.
Индивидуальный стиль деятельности - одна из важных характеристик процесса индивидуализации личности. Наличие развитого стиля учебной деятельности у учащегося свидетельствует, с одной стороны, о его приспособлении к объективно заданной структуре учебной деятельности, а с другой стороны, о максимально возможном раскрытии своей индивидуальности.
Учебная деятельность - сложная и многокомпонентная деятельность, включающая всевозможные компоненты любой другой деятельности: познавательной, коммуникативной, организационной, предметной и др. Они образуют внутреннюю структуру учебного процесса. Единство и взаимосвязь этих компонентов позволяют реализовать в полной мере потенциал учащегося.
Особую роль в структуре учебной деятельности играет общение как инструмент воздействия на личность обучаемого. Общение учащегося - целостная система социально-психологического взаимодействия с педагогом и другими учащимися, содержащая в себе обмен информацией, воспитательные воздействия и организацию взаимоотношений с помощью коммуникативных средств.
В число наиболее сложных задач, встающих перед педагогом, входит создание условия для формирования стиля общения как основы стиля учебной деятельности.
Под стилем общения мы понимаем индивидуально-типологические особенности социально-психологического взаимодействия учащегося с педагогом и другими обучающимися. В стиле общения находят выражение:
- особенности коммуникативных возможностей ребенка;
- сложившийся характер взаимоотношений в коллективе;
- творческая индивидуальность учащегося;
- особенности ученического коллектива.
Причем необходимо подчеркнуть, что стиль общения - категория социально и нравственно насыщенная. Она воплощает в себе социально-этические установки общества и воспитателя как его представителя.
Первое экспериментальное исследование стилей общения было проведено в 1938 г. немецким психологом Куртом Левином.
В наши дни выделяют много типов стилей педагогического общения, но перечислим основные: авторитарный, попустительский, демократический, общение на основе увлеченности совместной творческой деятельностью, общение-дистанция и общение-устрашение, заигрывание и др.
Наиболее плодотворный процесс развития стиля общения обеспечивается четкой организацией системы взаимоотношений учащегося и педагога. Такая система должна характеризоваться:
- взаимодействием факторов ведомости и сотрудничества при организации воспитательного процесса;
- наличием у школьников ощущения психологической общности с педагогами;
- ориентировкой на взрослого человека с высоким самосознанием;
- отсутствием авторитарных форм воспитательного воздействия;
- использованием в качестве фактора управления воспитанием и обучением заинтересованности учащихся;
- единством делового и личностного общения;
- включением учащихся в целесообразно организованную систему педагогического общения, в том числе через разнообразные формы деятельности: кружки, конференции, диспуты и т. п.
Базовой проблемой в контексте развития индивидуального стиля учащегося при ориентации на стратегию фасилитирующей педагогики является определение педагогических условий стилеразвития, которые должны конкретизировать соответствующие условия, выделенные в психологии В.С. Мерли-ным.
Первым психологическим условием является наличие зоны неопределенности деятельности, возникающей в результате того, что одна и та же цель может быть достигнута при помощи различных движений, операций, промежуточных целей. Стиль возникает там, где есть свобода самовыражения. Если деятельность жестко регламентирована и алгоритмизирована, то в таких условиях индивидуальному стилю сложно проявиться [Шкуратова, 1998].
Большое значение имеет тот факт, что зона неопределенности включает субъективный аспект обусловленности: там, где один человек видит множество решений, другой видит только одно и вероятно не самое лучшее.
Вторым условием эффективного стилеобразования является стремление учащегося выбрать такую индивидуальную систему действий, операций, промежуточных целей, благодаря которой достигается наибольшая для него успешность деятельности [Климов, 1996; Мерлин, 1996]. Это условие непосредственно связано с проблемами учебной мотивации учащегося.
Так как эти условия были выделены несколько десятилетий назад, то они не включают особенностей информационного общества и следовательно нуждаются в детализации и уточнении. И здесь, необходимо сказать о важности использовании ИКТ для формирования индивидуального стиля учебной деятельности.
Проблема использования ИКТ на базе Интернета начала обсуждаться за рубежом еще в начале 90-х гг. прошлого века. В России первые публикации подобного рода начинают появляться с 2000 г., авторы этих статей обосновывали значимость ИКТ в процессе обучения и представляли зарубежный опыт в данном направлении. Интерес к данной проблеме существенно возрастает с 2001 г. и не угасает по настоящее время; на страницах специализированных журналов и газет, Интернет сайтов появляется большое количество статей по этой проблеме.
Всё чаще поднимается вопрос о применении новых информационных технологий при обучении. Это не только новые технические средства, но и новые формы и методы преподавания, новый подход к процессу обучения. Задача преподавателя состоит в том, чтобы создать условия практического овладения знаниями для каждого учащегося, выбрать такие методы обучения, которые позволили бы проявить ребенку свою активность, своё творчество, а следовательно, формировать свой неповторимый стиль учебной деятельности.
Современные педагогические технологии и ИКТ помогают реализовать личностно-ориентированный подход в обучении, обеспечивают индивидуализацию и дифференциацию обучения с учётом способностей обучаемых, их склонностей и т.д.
Возможности использования Интернет-ресурсов огромны. Использование сети Интернет в учебном процессе дает возможность почувствовать, что такое реальное общение, обогащает обучающихся межкультурными знаниями и умениями, обеспечивает доступ к многообразию информации и ресурсов.
Проведенный анализ научной литературы, позволяет заключить, что исследований в области изучения ИКТ и стилей учебной деятельности недостаточно для практического создания и внедрения эффективной системы условий формирования индивидуального стиля учебной деятельности через ИКТ.
Диапазон использования компьютера в учебно-воспитательном процессе очень велик: от тестирования учащихся, учета их личностных особенностей до тренинга определённых умений и навыков. Компьютер позволяет полно-
стью устранить одну из важнейших причин отрицательного отношения к учебе - неуспех, обусловленный непониманием материала или пробелами в знаниях. Работая на компьютере, учащийся получает возможность довести решение задачи до конца, опираясь на необходимую помощь.
Таким образом, решение проблемы формирования индивидуального стиля учебной деятельности средствами ИКТ предполагает гармоничное согласования известных условий стилегенеза и возможностей ИКТ. Минимально необходимые технические условия для реализации данной деятельности заключаются в наличии достаточного количества точек выхода в интернет на рабочих местах учащихся, что сегодня не является проблемой для многих городских школ, а также для отдельных сельских образовательных учреждений.
Проводимое в данном направлении исследование еще не завершено, однако полученные результаты уже позволяют обоснованно предположить, что условиями формирования стиля учебной деятельности учащегося являются следующие:
- наличие возможностей виртуального общения с различными партнерами, включая других учащихся, в том числе - представителей других культур, известных специалистов в рамках изучаемой темы и др.;
- свобода выбора характера решаемых задач и распределения времени решения этих задач;
- персональная ответственность за успешное решение выбранных и утвержденных учителем учебных задач.
Как показал опыт внедрения данных условий в процесс обучения английскому языку, даже частичное создание этих условий активизирует формирование индивидуального стиля учебной деятельности.
Библиографический список
1. Абульханова-Славская, К. А. Стратегия жизни [Текст] / К. А. Абульха-нова-Славская. - М. : Смысл, 1991. - 286 с.
2. Гузеев, В. В. Образовательная технология: от приема до философии [Текст] / В. В. Гузеев. - М. : Педагогический центр, 1996. - 120 с.
3. Климов, Е. А. Психология профессионала [Текст] / Е. А. Климов. - М. : Институт практической психологии, Воронеж : НПО МОДЭК, 1996. - 420 с.
4. Мерлин, В. С. Психология индивидуальности [Текст] / В. С. Мерлин. -М. : Издательство «Институт практической психологии», Воронеж : НПО «МОДЭК», 1996. - 286 с.
5. Олпорт, Г. Личность: проблема науки или искусства? [Текст] / Г. Олпорт // Психология. Личность: тексты. - М. : Просвещение, 1982. - С. 106108.
6. Сенько, Ю. В. Формирование научного стиля мышления учащихся [Текст] / Ю В. Сенько. - М. : Просвещение, 1986. - 82 с.
7. Шкуратова, И. П. Исследование стиля в психологии: оппозиция или консолидация [Текст] / И. П. Шкуратова // Стиль человека: психологический анализ. - М. : Смысл, 1998. - С. 13-33.