Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ИМИДЖА БУДУЩЕГО ИНЖЕНЕРА ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ'

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ИМИДЖА БУДУЩЕГО ИНЖЕНЕРА ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
имиджеформирующая деятельность / имидж будущего специалиста / потенциал образовательной организации / условия формирования имиджа / image-forming activity / the image of a future specialist / the potential of an educational organization / the conditions for image formation

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Егорова Юлия Николаевна, Зотова Татьяна Александровна

Новая образовательная парадигма в условиях социокультурных преобразований и вызовов современного информационного общества определяет обновленные ориентиры целей современной системы высшего образования. Актуализируются позиции развития личностного потенциала обучающегося; центрированности на личности студента, как субъекта самоопределения, саморазвития, самореализации; мобильного, способного в новых изменяющихся условиях и требованиях социума и рынка труда презентовать уникальность, успешность с позиции наличествующих показателей знаний, умений, навыков, ресурсов продуктивного действования и возможностей для развития. В современной практике высшего образование обнаруживается недостаточное внимание к вопросам формирования имиджа будущего специалиста; результаты анкетирования показывают позиции, что 42% обучающихся имеют разрозненные представления об имидже; 54% обучающихся демонстрируют отсутствие умения позиционировать свои личностных и профессиональных качествах и транслировать их в малых группах; 44% обучающихся обнаруживают частичное осмысление себя как субъекта профессионального сообщества, являющегося носителем традиций, культуры определенной профессиональной деятельности. Решение проблемы осмысления использования ресурса педагогического потенциала образовательной организации как средства формирования имиджа будущего инженера путей сообщения стало основной задачей педагогического коллектива кафедры «Общеобразовательные дисциплины» Оренбургского института путей сообщения в период с 2019 года по 2021 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A new educational paradigm in the context of socio-cultural transformations and challenges of the modern information society defines updated guidelines for the goals of the modern higher education system. The positions of the development of the student's personal potential are actualized; centering on the student's personality as a subject of self-determination, self-development, self-realization; mobile, capable of presenting uniqueness and success in the new changing conditions and requirements of society and the labor market from the position of existing indicators of knowledge, skills, skills, resources for productive action and opportunities for development. In the modern practice of higher education, insufficient attention is found to the issues of forming the image of a future specialist; the results of the survey show the position that 42% of students have disparate ideas about the image; 54% of students demonstrate a lack of ability to position their personal and professional qualities and broadcast them in small groups; 44% of students reveal a partial understanding of themselves as a subject of the professional community, which is the bearer of traditions, culture of a certain professional activity. Solving the problem of understanding the use of the resource of the pedagogical potential of an educational organization as a means of forming the image of a future railway engineer has become the main task of the teaching staff of the Department of General Education Disciplines of the Orenburg Institute of Railways in the period from 2019 to 2021.

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ИМИДЖА БУДУЩЕГО ИНЖЕНЕРА ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ»

Педагогика

УДК 378.2

доктор педагогических наук, доцент Егорова Юлия Николаевна

Оренбургский институт путей сообщения (филиал) Федерального образовательного учреждения высшего профессионального образования Самарский государственный университет путей сообщения (г. Оренбург); кандидат педагогических наук, доцент Зотова Татьяна Александровна Оренбургский институт путей сообщения (филиал) Федерального образовательного учреждения высшего профессионального образования Самарский государственный университет путей сообщения (г. Оренбург)

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ИМИДЖА БУДУЩЕГО ИНЖЕНЕРА ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ

Аннотация. Новая образовательная парадигма в условиях социокультурных преобразований и вызовов современного информационного общества определяет обновленные ориентиры целей современной системы высшего образования. Актуализируются позиции развития личностного потенциала обучающегося; центрированности на личности студента, как субъекта самоопределения, саморазвития, самореализации; мобильного, способного в новых изменяющихся условиях и требованиях социума и рынка труда презентовать уникальность, успешность с позиции наличествующих показателей знаний, умений, навыков, ресурсов продуктивного действования и возможностей для развития. В современной практике высшего образование обнаруживается недостаточное внимание к вопросам формирования имиджа будущего специалиста; результаты анкетирования показывают позиции, что 42% обучающихся имеют разрозненные представления об имидже; 54% обучающихся демонстрируют отсутствие умения позиционировать свои личностных и профессиональных качествах и транслировать их в малых группах; 44% обучающихся обнаруживают частичное осмысление себя как субъекта профессионального сообщества, являющегося носителем традиций, культуры определенной профессиональной деятельности. Решение проблемы осмысления использования ресурса педагогического потенциала образовательной организации как средства формирования имиджа будущего инженера путей сообщения стало основной задачей педагогического коллектива кафедры «Общеобразовательные дисциплины» Оренбургского института путей сообщения в период с 2019 года по 2021 г.

Ключевые слова: имиджеформирующая деятельность, имидж будущего специалиста, потенциал образовательной организации, условия формирования имиджа.

Annotation. A new educational paradigm in the context of socio-cultural transformations and challenges of the modern information society defines updated guidelines for the goals of the modern higher education system. The positions of the development of the student's personal potential are actualized; centering on the student's personality as a subject of self-determination, self-development, self-realization; mobile, capable of presenting uniqueness and success in the new changing conditions and requirements of society and the labor market from the position of existing indicators of knowledge, skills, skills, resources for productive action and opportunities for development. In the modern practice of higher education, insufficient attention is found to the issues of forming the image of a future specialist; the results of the survey show the position that 42% of students have disparate ideas about the image; 54% of students demonstrate a lack of ability to position their personal and professional qualities and broadcast them in small groups; 44% of students reveal a partial understanding of themselves as a subject of the professional community, which is the bearer of traditions, culture of a certain professional activity. Solving the problem of understanding the use of the resource of the pedagogical potential of an educational organization as a means of forming the image of a future railway engineer has become the main task of the teaching staff of the Department of General Education Disciplines of the Orenburg Institute of Railways in the period from 2019to 2021.

Key words: image-forming activity, the image of a future specialist, the potential of an educational organization, the conditions for image formation.

Введение. В Национальной доктрине образования в Российской Федерации до 2025 г. определяется значимость подготовки высокообразованных людей и высококвалифицированных специалистов, которые способны к профессиональному росту и реализации профессиональной мобильности в условиях современного общества. В позициях требований ЮНЕСКО к инженеру XXI века определяются стремление к постоянному личностному и профессиональному совершенствованию и развитию своего интеллектуального потенциала.

Следует отметить, что реальная практика образования выявляет отсутствие внимания к позиции формирования имиджа современного студента. Приобретение знаний об имидже как о социально значимой ценности, ресурсе самовоспроизводства часто происходит у студентов фрагментарно, стихийно, путем проб и ошибок. В связи с чем, актуализируется изучение возможностей образовательной среды вуза для формирования имиджа современного студента.

Изложение основного материала статьи. Теоретико-прикладные аспекты изучения феномена имиджа, развития и формирования представлены в работах западных ученых П. Берд, Л. Брауна, Ф. Дейвиса с позиции атрибутной характеристики, присущей каждому объекту [2]. В психологии феномен имиджа рассматривается с позиции аккумуляции элементов антологии и гносеологии, активного действия субъекта деятельности [3].

Интерес к феномену имиджа со стороны государства, политических организаций, педагогических сообществ обусловил обоснование междисциплинарных содержательных характеристик категории «имидж» и рассмотрения данной дефиниции в контексте различных видов: индивидуального имиджа, профессионального, образа специалиста в определенной деятельности, который сложился в массовом сознании, включающий ряд качеств, особенностей, имеющий определенное преобразующее влияние на окружающих субъектов деятельности, взаимодействия [5].

В контексте рассматриваемого вопроса важным моментом выступает резерв студенчества как возрастной группы для формирования имиджа обучающегося, будущего специалиста профессиональной деятельности. Сензитивность студенчества для формирования имиджа определяется благоприятностью периода в формировании личностных черт, совершенствования мыслительной культуры; жизненных планов и смысложизненных ориентаций; проявлением стремления к всестороннему развитию своих способностей; становления способности к саморегуляции, чувства ответственности за принятые решения, гармоничного сочетания интеллектуальной и социальной зрелости; а также, наличием внутренних противоречий -приобретение статуса взрослого человека при отсутствии опыта выполнения различных социальных ролей, недостаточной самостоятельности, но активной готовности к самоотдаче ради реализации жизненных целей [4].

В связи с этим, выступает актуальным поиск оптимальных педагогических условий формирования имиджа будущего инженера в образовательной организации. Исследование проходило на базе Оренбургского института путей сообщения, в

котором были задействованы обучающиеся специальностей: Эксплуатация железных дорог, Система обеспечения движения поездов, Подвижной состав железных дорог, Строительство железных дорог.

Основными задачами исследования в контексте рассматриваемой проблемы выступили:

- расширение знаний студента об имидже, имиджеформирующей деятельности, стратегиях своего личного и профессионального будущего;

- развитие направленности обучающегося на самопознание в контексте личностных и ценностных аспектов профессиональной деятельности, развитие мотивации к самосовершенствованию и самореализации;

- включение обучающегося в имиджеформирующую деятельность, межличностное взаимодействие, обеспечивающее формирование и совершенствование способов успешного транслирования и управления своим имиджем.

Для решения поставленных задач важным этапом выступило осмысление потенциала образовательной организации для формирования имиджа будущего инженера.

Ценностно-культурный ресурс потенциала образовательной организации охватывает духовно-нравственную атмосферу образовательной организации, традиции, обычаи студенческой жизни и этикета, знаково-символические атрибуты организации, корпоративные элементы культуры инженеров путей сообщения. Данный ресурс актуализирует направленность образовательного процесса на ценности профессиональной деятельности и личностного развития обучающегося в русле идентификации как с общественно значимыми ценностями, так и с профессиональными целями, корпоративными установками, ценностями.

Информационно-деятельностный ресурс определяется образовательными программами высшего образования, требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов, интеграцией научной деятельности, обучения и внеаудиторной деятельности, наличием выбора вариативных дисциплин с имеджформирующей направленностью. Палитра многовариантности информационно-деятельностного ресурса нацеливает на учет и реализацию в содержательном компоненте образования имиджеформирующей направленности, обеспечивающей развитие и формирование личностных качеств обучающегося - успешной коммуникативности, оперативности в принятии решений, эмпатии, гибкости в различных видах взаимодействий, способности выхода из конфликтных ситуаций, которые определяют формирование позитивного отношения и мнения о личности, помогают формировать репутационные составляющие конкурентноспособности, транслировать свой имидж как в событийном плане, так и для приоритетных аудиторий.

В рамках информационно-деятельностного ресурса особое значение и влияние в контексте исследуемой проблемы приобретают различные виды практики (Учебная практика, ознакомительная практика; Производственная практика, технологическая практик; Производственная практика, технологическая ознакомительная практика; Производственная практика, эксплуатационно-управленческая практика; Производственная практика, преддипломная практика), в ходе которых происходит активное освоение и реализация в реальных производственных условиях профессиональных компетенций, соотнесение наличествующего ресурса индивидуальных и профессиональных качеств с позициями требований конкретного функционала должностных обязанностей специалистов железнодорожной отрасли; опыт транслирования своего имиджа в конкретных производственных ситуациях, анализа и сравнения сформированной готовности к самореализации самосовершенствованию, оценки и необходимой корректировки своего имиджа.

Потенциал данного ресурса раскрывается и с позиции включения обучающихся в научно-исследовательскую деятельность, работу СНО (студенческого научного общества), студенческих научных кружков, участие в различных научно-методических конференциях (Международная научно-методическая конференция «Наука и образование: актуальные вопросы теории и практики», Международная научно-исследовательская конференция «Молодежная наука в 21 веке: традиции, инновации, векторы развития», Международная научно-методическая конференция «Эпоха путей сообщения: традиции, современность перспективы»), форумах, грантовой деятельности, что способствовало развитию умения презентовать себя и свой научный продукт, регулировать внешние и внутренние составляющие имиджа при транслирование результатов своих наработок для различных аудиторий, осваивать новые механизмы саморегуляции в различных ситуациях альтернативного видения решения научной проблемы оппонентами.

Включение обучающихся во внеаудиторную деятельность, выступающую значимым фактором в формировании активной личностной позиции, позволяло актуализировать формирование своего жизненного и профессионального кредо, способствовало обогащению социальных и профессиональных знаний, накоплению нового социального опыта для успешного формирования имиджа. Палитра внеаудиторной деятельности: Фестиваль студенческого творчества Оренбургского территориального управления ЮУЖД «Молодежный перрон», фестиваль «Студенческий Дебют» и др.) культурно-досуговые мероприятия вуза («Студент года», «Мисс и мистер ОрИПС», «Осенний бал», «Посвящение в студенты», «День открытых дверей») предоставляла студентам возможность презентовать себя на большие социальные общности, менять транслируемые образы в различных ситуациях межличностного взаимодействия, корректировать стратегии, привносить новые компоненты и оттачивать свою индивидуальную манеру образа.

Интерактивно-коммуникативный ресурс потенциала образовательной организации для формирования имиджа будущего инженера обнаруживает организацию субъект-субъектного имиджевого взаимодействия в различных сферах отношений, в различных видах взаимодействий (студент-студент, преподаватель-студент, студент-работодатель и др.), обеспечивает вариативность применения обучающимся различных стратегий самопрезентации, управления создаваемым образом.

Реализация интерактивно-коммуникативного ресурса осуществлялась посредством организации сотрудничества, деловых и профессиональных взаимодействий в организуемых группах социальных сетей, на форумах (Слет молодежи Группы Компаний «Локомотивные технологии», межрегиональный форум «Война. Победа. Единство», фестиваль творчества студенческих отрядов Оренбургской области) видео-мостах, теле-конференциях, ярмарках вакансий, круглых столах («Эффективное управление персоналом», «Первые шаги в науку», онлайн-квест «Я - гражданин России») конкурсах (Всероссийский конкурс «Лидер XXI века», конкурс студенческого творчества «Минута славы», Всероссийский конкурс с международным участием по риторике и речевым коммуникациям «Сила Слова», Всероссийский конкурс «Философия в художественных образах», конкурс «Лучший студент»), (мастер-классах (Мобильная школа создания персонального бренда «ЗеШе-ргсуесЬ), диалог - клуб «Сила Слова: от теории - к практике!», Проектный офис для реализации актуальных инноваций и инициатив) по общественно значимым вопросам современного социума; что способствовало приобретению студентами опыта коммуникативной деятельности, навыков вербального и невербального общения, саморегуляции и стрессоустойчивости, осмысления и анализа эффективных стратегий поведения, конструированию профессионального образа «Я».

Педагогическими условиями, определяющими результативность формирования имиджа будущего инженера выступили:

- актуализация знаний обучающихся об имидже, о себе как о субъекте самосовершенствования;

- реализация педагогической поддержки имиджеформирующей деятельности;

- включение субъектов образовательной деятельности в эффективное социальное и профессиональное взаимодействие.

Экспериментальная работа проходила на базе Оренбургского института путей сообщения с 2019 года (факультет высшего образования, кафедра «Общеобразовательные дисциплины»), В экспериментальной работе участвовало 145 обучающихся очной формы обучения и 7 преподавателей. Был разработан критериально-диагностический инструментарий, обеспечивающий отслеживание динамики формирования имиджа будущего инженера.

В ходе опытно-экспериментальной работы использовался комплекс диагностических методик, позволивших отслеживать сформированность имиджа будущего инженера [7].

Необходимо отметить, что реализация педагогических условий формирования имиджа будущего инженера происходило с учетом выявленного потенциала образовательной организации, что существенным образом влияло на ход экспериментальной работы и сформированность имиджа по когнитивному, мотивационному, деятельностному критериям.

Первое условие: актуализация знаний обучающихся об имидже, о себе как о субъекте самосовершенствования, осуществлялось посредством обеспечения общеобразовательной подготовки будущего инженера путем расширения тематики рассматриваемых вопросов об имидже и объема часов в рамках дисциплин: Психология профессионально личностного развития, Управление персоналом, Управление персоналом организации, Психологические основы интеллектуально-личностного развития, а также актуализации ценностно-культурного ресурса потенциала образовательной организации путем учета и активного освоения обучающимися инженерной специфики профессиональной деятельности.

В тематику вышеозначенных дисциплин были включены вопросы по теории имиджелогии профессионала, практические занятия по проектированию своего имиджа, эффективному межличностному взаимодействию. На практических занятиях студенты изучали стратегии самопрезентации по Э. Джонсу, Р. Чалдини, Р. Баумейстеру, овладевали навыками демонстрации способов самопрезентации, упражнялись в освоении видов самопрезентации (устной, письменной, электронной, телефонной); составляли инфографику «Теория поколений и имидж»; писали эссе на тему «Имидж и индивидуальность», «Мои жизненные и профессиональные планы» в котором отразили позиции функций имиджа, возможных технологий для формирования имиджа, унифицированность и актуализацию индивидуальности личности; составляли матрицу позитивных и негативных факторов влияния имиджа на личностное развитие; изучали психологические, вербальные, средовые, кинетические аспекты имиджа, механизмы проявления индивидуальности через анализ энергетических типов по системе «Дизайн человека» [6].

Значимым для реализации второго социально-педагогического условия - реализация педагогической поддержки имиджеформирующей деятельности; являлся как ценностно-культурный ресурс педагогического потенциала образовательной организации, актуализирующий возможность: направленность образовательного процесса на ценности профессиональной деятельности и личностного развития; так и информационно-деятельностный ресурс, позволяющий оптимизировать возможности научно-исследовательской деятельности студентов в русле расширения ориентационного поля способов презентационных конструкций личностного самовыражения и самореализации в разнообразных ситуациях профессионального взаимодействия.

Следует отметить, что преподаватель, выступая в различных ролевых позициях: фасилитатора, психотерапевта, консультанта, модератора, наставника, тьютора; направлял, корректировал, сопровождал научно-исследовательский поиск обучающегося в направлении выбора, анализа вопросов и проблем формирования имиджа, разработки индивидуального проекта имиджа, информационного портфолио имиджа обучающегося.

В рамках научного студенческого кружка «Психология менеджмента и самоменеджмента» результативным выступил видео-тренинг «Моя биография», включающий запись обучающимся видео с рассказом о себе при дальнейшем просмотре и анализе внешних символических элементов имиджа; предполагающий соблюдение основных принципов тренингового взаимодействия: персонифицированности высказываний (обращения непосредственно у конкретному человеку); конфиденциальности (не разглашения происходящего на тренинге за его пределами); обращения критики не к личности, а к ее поступкам; уважения чужого мнения, отличного от собственного.

Третье условие - включение обучающегося в имиджеформирующую деятельность, межличностное взаимодействие, обеспечивающее формирование и совершенствование способов успешного транслирования и управления своим имиджем осуществлялось путем актуализации интерактивно-коммуникативного ресурса потенциала образовательной организации посредством включения обучающихся в творческое межличностное взаимодействие «внеаудиторного пространства», в котором преобладают отношения сотрудничества, активно происходит освоение знаковой символики, принятой в группе, что способствовало приобретению опыта позитивной самопрезентации [9].

Выделение педагогических условий в нашем исследовании происходило с учетом аккумуляции данных реализации условий ряда авторов, а также выявленных ими рисков в процессе внедрения. Учитывая эти позиции нами также были проанализированы ресурсы потенциала образовательной организации для формирования имиджа будущего инженера, которые позволили скорректировать и сформулировать комплекс педагогических условий.

Эффективность реализации выбранных педагогических условий формирования имиджа будущего инженера путей сообщения подтвердилось положительной динамикой уровней сформированности имиджа будущего инженера по когнитивному, мотивационному, деятельностному критериям.

Выводы. Полученные результаты позволили констатировать эффективность обоснования педагогического потенциала образовательной организации как средства формирования имиджа будущего инженера путей сообщения.

В ходе экспериментальной работы были выявлены риски, негативно влияющие на процесс формирования имиджа будущего инженера путей сообщения: наличиствие стандартов измерения образовательного уровня обучающихся в сочетании с недостатком внимания к личностному развитию личности; эпизодичность и ситуативность внедрения в образовательную практику технологий имиджеформирующей направленности, наличие трудностей в коммуникации со сверстниками и профессорско-преподавательским составом; стандартизированный подход в конструировании обучающимися своего имиджа; отсутствие умений продуктивного использования ресурсов педагогического потенциала образовательной организации.

Литература:

1. Берд,П.Продайсебя! Тактика совершенствования Вашегоимиджа / П.Берд. - Минск.2004. - С. 108-115

2. Змановская, Е.В. Руководство по управлению личным имиджем / Е.В. Змановская. - Санкт Петербург. - 2005. -С. 118-123

3. Мандель, Б.Р. Психология развития: полный курс / Б.Р. Мандель. - Москва. - 2015. - С. 43-49

4. Матюшина, Ю.И Профессиональный имидж переводчика как фактор профессионально-личностного развития студентов / Ю.И. Матюшина. Педагогическое образование и наука. Научно-методический журнал. - №6. - 2008. - С. 31-34

5. Панасюк, А.Ю. Формирование имиджа: стратегия, психотехники, психотехнологии / А.Ю. Панасюк. - Москва, 2009. - С. 66-75

6. Петрова, Е.А. Имиджелогия: избранные труды / Е.А. Петрова. - Москва. - 2009. - С. 150-162

7. Семенова, Л.М. Имиджелогичеекая подготовка специалиста по связям с общественностью в вузе / Л.М. Семенова. - Челябинск. - 2010. - С. 194-203

8. Хребина, С.В. Гуманизация образования / С.В. Хребина, Р.Н Юндин // Международный научно-практический журнал. - Сочи. - 2011,- С. 47-50

9. Tomlinson, Н. Educational Leadership: Personal Growth for Professional Development / H. Tomlinson 11 Sage Publications. -2004. - Pp. 140-149

10. Solovova, N.V. Education and Self-development/N.V. Solovova, N.V. Sukhankina.-2020. - Pp. 97-108

Педагогика

УДК 376.3

кандидат психологических наук, доцент Жулина Елена Викторовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); магистрант Ежова Ирина Анатольевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДИКИ ABA В АКТИВИЗАЦИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА

Аннотация. В данной статье представлен опыт работы по формированию речи у детей с расстройством аутистического спектра в условиях группы компенсирующей направленности на основании методики АВА-терапии. Авторы определили этапы работы, систему подсказок и поощрений детей с РАС. На основе анализа методической литературы представлены особенности развития речи у детей с РАС, этапы работы по формированию речи различных авторов. Авторы определяют выбор технологии ABA. В статье представлена система работы по отработке разнообразных навыков, необходимых для активизации речи дошкольников. Отмечена и роль родителей в вопросах применения ABA для формирования речи. Актуальность статьи обусловлена активным включение детей с расстройствами аутистического спектра в систему дошкольного образования. Статья предназначена для специалистов дошкольных учреждений, работающих с детьми данной категории.

Ключевые слова: дошкольники с РАС, развитие и понимание речи, АВА-терапия, формирование подражания, имитации, подсказка.

Annotation. This article presents the experience of working on the formation of speech in children with autism spectrum disorder in the conditions of a compensatory orientation group based on the ADA-therapy technique. The authors identified the stages of work, a system of tips and encouragement for children with autism. Based on the analysis of methodological literature, the features of speech development in children with ASD, the stages of work on the formation of speech by various authors are presented. The authors determine the choice of ABA technology. The article presents a system of work on the development of various skills necessary for the development of speech of preschoolers. The role of parents in the use of ABA for speech formation is also noted. The relevance of the article is due to the active inclusion of children with autism spectrum disorders in the preschool education system. The article is intended for specialists of preschool institutions working with children of this category.

Key words: preschoolers with ASD, speech development and understanding, ABA-therapy, imitation formation, imitation, prompt.

Введение. Обеспечение «равного доступа к получению качественного образования с учетом индивидуальных образовательных потребностей независимо от места жительства, проживания, пола, расы, национальности, языка и социального статуса» гарантирует реализация федеральных государственных стандартов нового поколения [8]. Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья с расстройствами аутистического спектра (РАС) нуждаются в создании специальных условий обучения для эффективного преодоления трудностей социального взаимодействия.

Для установления контактов и поддержания социального взаимодействия необходима активизация речи дошкольников с РАС, что возможно только при логопедической коррекции, направленной активизацию импрессивной и экспрессивной речи. Отсутствие вербальных средств коммуникации ограничивает самовыражение и социальную адаптацию, лишают возможности активизации личностного потенциала ребенка с РАС.

Классики исследования аутизма М.М. Либлинг, Е.Р. Баенская, О.С.Никольская выделяют важность логопедической диагностики и логопедической коррекции, которые обеспечивают формирование осознанной речи и «постепенное вхождение ребенка в социум» [4]. Вышесказанное подтверждает необходимость разработки адаптированных образовательных программ, с учетом психо-физических и индивидуальных особенностей дошкольников с РАС. Эффективность логопедической работы в дошкольном возрасте обусловлена сензитивностью данного периода и зависит от того, какой инструментарий коррекционной работы будет выбран.

Все основные направления специальной помощи направлены на активизацию речи, что говорит о комплексном подходе. Последовательно рассмотрим их: коррекционная помощь в овладении базовым содержанием обучения, эмоционально-личностное развитие ребенка, развитие социально-бытовых навыков, речи и восприятия, психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с РАС.

У дошкольников с нормативным развитием потребность в общении появляется у ребенка с первых лет жизни. Ребенок с диагнозом аутизм такой потребности не проявляет совсем, или проявляет ее специфически: не принимает прикасания к себе, не проявляет комплекс оживления, не обращает внимание на игрушки, не смотрит в глаза, не хочет понравится, активно настаивает на том, что он хочет делать, демонстрируя негативизм, протест-бунт, агрессию.

Л. Каннер и Г. Аспергер выделяли нарушение коммуникации как существенных признак, характерный для детей с РАС (Л. Каннер и Г. Аспергер). [1]. Современные специалисты поддерживают данное мнение и рассматривают комплексных подход к организации эффективной коммуникации, основанный на этических принципах и ценностно-ориентированных предпосылках [2].

Ученые, занимающиеся проблемами детей с расстройствами аутистического спектра, О.С. Никольская, Л.С. Лебединская, Д. Макэнен, указывали на то, что главным препятствием адаптации детей является нарушение полноценной коммуникации, особенно речевой [5].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.