Научная статья на тему 'Педагогические условия формирования художественной культуры студентов ВУЗа'

Педагогические условия формирования художественной культуры студентов ВУЗа Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
97
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Медведевских В. С.

Формирование художественной культуры студентов педагогического факультета специальности «Технология и предпринимательство» на основе народного декоративно-прикладного искусства, реализовалось при определенных условиях. В научно-педагогической литературе под условиями понимают «... обстоятельство, от которого что-нибудь зависит» [3].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Педагогические условия формирования художественной культуры студентов ВУЗа»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ ВУЗА

© Медведевских В.С.*

Курганский государственный университет, г. Курган

Формирование художественной культуры студентов педагогического факультета специальности «Технология и предпринимательство» на основе народного декоративно-прикладного искусства, реализовалось при определенных условиях. В научно-педагогической литературе под условиями понимают «... обстоятельство, от которого что-нибудь зависит» [3]. В философском энциклопедическом словаре понятие «условия» трактуется как «... то, от чего зависит нечто другое (обусловливаемое); существенный компонент комплекса объектов (вещей, из состояний, взаимодействий), из наличия, которого с необходимостью следует существование данного явления» [4].

В педагогической литературе имеется значительное количество классификаций условий, в частности, дидактические, педагогические, организационные, организационно-педагогические, материально-технические. «Педагогические условия определяют обычно как совокупность объективных возможностей содержания, форм, методов и приемов повышения эффективности учебно-воспитательного процесса и материально-пространственной среды, обеспечивающих успешное решение поставленных в исследовании и проектируемых задач» [2].

Любая педагогическая система может успешно функционировать только при соблюдении определенных условий, и на определенных этапах педагогические условия могут выступать как результат, который достигнут в процессе их реализации (Ю.К. Бабанский, А.Я. Найн и др.).

Под педагогическими условиями можно понимать совокупность объективных возможностей, содержания, форм, методов, реализуемых в определенной образовательной среде и направленных на решение задач исследования.

Условия определялись на основе анализа психоло-педагогической литературы, результатов педагогического наблюдения за процессом формирования художественной культуры, особенностей и содержания модели. Были выдвинуты предположения, которые проверялись с помощью экспертной оценки. При этом использовался дельфийский метод, предполагающий наряду с экспертизой коллективное обсуждение с дальнейшим сокращением количества условий и оставлением наиболее существенных

♦ Заведующая кафедрой Профессионального обучения, технологии и дизайна, к.п.н., доцент

и значимых для процесса формирования художественной культуры студентов ВУЗа. Экспертами являлись наиболее компетентные специалисты, ученые в области декоративно-прикладного искусства из высших профессиональных образовательных учреждений Курганского региона. В ходе педагогической экспертизы из двенадцати предложенных условий реализации модели экспертами оставлены пять, наиболее существенных с их точки зрения: реализация педагогических возможностей народного декоративно-прикладного искусств как средства формирования художественной культуры (74,8 %), включение в содержание дисциплин предметной подготовки по декоративно-прикладному искусству регионального компонента (65,3 %); повышение художественной компетентности преподавателей специальных, общепрофессиональных и гуманитарных дисциплин (55,8 %); организация педагогической деятельности преподавателей по формированию художественной культуры студентов (64,6 %); использование индивидуальных и коллективных методов в процессе практического освоения новых видов народного декоративно-прикладного искусства (70,2 %).

Опираясь на элементы технологии определения педагогических условий (Г.А. Гаврилова), на результаты теоретического анализа и констатирующего эксперимента, были выделены следующие педагогические условия формирования художественной культуры студентов: определение педагогических возможностей народного декоративно-прикладного искусства; включение в содержание дисциплин предметной подготовки по декоративно-прикладному искусству регионального компонента; использование системы индивидуальных и коллективных форм декоративно-прикладной деятельности студентов в учебном процессе.

Важнейшим педагогическим условием формирования художественной культуры студентов является введение регионального компонента в рабочие программы дисциплин предметной подготовки, спецкурса по народному декоративно-прикладному искусству Зауралья.

По мнению ряда исследователей, соотношение регионального компонента с общим теоретическим и прикладным материалом обусловлено целью, задачами, направленностью, социально-практической значимостью, востребованностью материала и другими существенными моментами. В то же время эксперты отмечают, что немаловажную роль в определении этого соотношения играет субъективный фактор - отношение разработчиков программ к идеям региональных знаний, а также возможности народного декоративно-прикладного искусства.

Региональный компонент включает теоретические знания: характеристику и классификации зауральского орнамента; основные законы композиционного построения и цветового решения далматовских и шадринских ковров; традиционный узор зауральской вышивки; стилизацию орнамен-

тальных мотивов урало-сибирской росписи; новые технологии в современных произведениях народного декоративно-прикладного искусства; данные о творчестве мастеров Курганской области.

Отбор регионального материала в процессе исследования осуществляется на основе определенных принципов, которые выбрали эксперты: художественной и исторической ценности произведений народных мастеров; многообразия видов художественной обработки материалов в декоративно-прикладном искусстве Курганской области; учета местных народных традиций; принцип эстетического восприятия и познания фольк-лорно-краеведческого материала.

Народное декоративно-прикладное искусство имеет как теоретический, так и практический аспекты. В процессе профессиональной педагогической подготовки в высших учебных заведениях студенты получают теоретические знания, умения и навыки в области декоративно-прикладного искусства.

На занятиях учебной дисциплины «Технологический практикум» студенты получают сведения о роли декоративно-прикладного искусства и народных промыслов в развитии культуры и общества, истории и перспективах развития декоративно-прикладного искусства и традиционных российских промыслов, усваивают теоретические основы декоративно-прикладного искусства (стили и специфику языка произведений декоративно-прикладного искусства, основы художественного изображения и конструирования), приобретают умения отличать особенности и приемы создания произведений декоративно-прикладного искусства России, овладевают основами художественной композиции. Теоретические знания закрепляются в практических работах, в ходе которых студенты свободно изображают элементы декоративного украшения. Практические работы выполняются в мастерских с преподавателем, который показывает и отрабатывает со студентами приемы работы технологи с разнообразными материалами, упражнения по декору изделия, проверяет составленные студентом эскизы, выполнение по ним работ в материале. Данный курс позволяет реализовать задачи, связанные с формированием основ целостной художественной культуры и эстетического вкуса, развитием образного мышления и творческой, эмоциональной активности.

Теоретико-прикладные аспекты декоративно-прикладного искусства являются основой учебной дисциплины «Художественная обработка материала». В процессе изучения студенты получают более конкретные знания теоретических основ декоративно-прикладного искусства (резьба по дереву): исторические сведения; анализ современных произведений; объяснение особенностей стилизации; гармонизация цвета и декоративной композиции в данной технике; ознакомление с художественными особенностями и свойствами материалов, необходимые для творческих работ.

Освоение данного курса предполагает овладение технологией художественной обработки дерева и выработку умений грамотно применять полученные знания для творческой работы по резьбе. В ходе реализации учебного материала преподаватель может внести изменения в программу с целью информирования о народном декоративно-прикладном искусстве своего региона. Выявленное условие позволяет реализовать основные задачи формирования художественной культуры студентов: расширение художественного кругозора личности, реализацию художественных потребностей личности, воспитание интереса и уважения к народным традициям.

Другим педагогическим условием является определение педагогических возможностей народного декоративно-прикладного искусства как средства формирования художественной культуры студентов. Реализация данного условия связана со структурой педагогической деятельности, включающей развитие мотивационно-ценностной сферы студентов, формирование целостных знаний о народном декоративно-прикладном искусстве, формирование декоративно-прикладных и педагогических умений студентов.

Готовность и способность активно изучать, сохранять и развивать народное декоративно-прикладное искусство подтверждается тем, что все студенты экспериментальной группы с большим желанием посещали мастер-класс, выставки «Большого Урала», плодотворно вели экспериментальную работу, исследующей формирование художественной культуры средствами всех видов декоративно-прикладного искусства в общеобразовательных учреждениях.

Актуализация знаний и умений народного декоративно-прикладного искусства совершенствуется в процессе педагогической практики на уроках технологии, во внеклассной работе в общеобразовательных учреждениях и на летней практике в оздоровительных лагерях, где ведутся студентами кружки по декоративно-прикладному искусству.

Важнейшим педагогическим условием формирования художественной культуры студентов является использование коллективных и индивидуальных форм декоративно-прикладной деятельности в повышении уровня информированности студентов о региональных особенностях народного декоративно-прикладного искусства через систему практических, поисково-исследовательских, внеучебных форм работы.

Данное условие вытекает из самой природы народного декоративно-прикладного искусства. Его освоить, возможно, лишь через деятельность, участие в изготовлении продуктов народного декоративно-прикладного искусства. Деятельность по данному искусству осуществляется по следующим направлениям:

- развитие навыков целостного восприятия произведений народного искусства и осознание специфики языка данного искусства;

- развитие умений и навыков в выполнении техники народного декоративно-прикладного искусства на основе практических упражнений;

- формирование способности создавать образ в различных видах декоративной деятельности на основе сознательного использования языковых знаний, а также исследования народной традиции родного края.

В процессе деятельности происходит всестороннее и целостное развитие личности, так как в деятельности задействуются все ее сущностные силы: интеллект, эмоции, воля, духовность, способность к творчеству, вера и т.д. [1].

Деятельность по народному декоративно-прикладному искусству осуществляет реализацию творческих возможностей студентов, максимально проявляется творческая инициатива и самостоятельность мышления, формируется культура отношений, создается воспитательный эффект в коллективном творчестве.

Результаты исследования показали, что в формировании художественной культуры студентов оптимальным является сочетание преподавания народного декоративно-прикладного искусства как учебной дисциплины предметной подготовки с внеаудиторной самостоятельной деятельностью студентов.

Таким образом, на основе реализации данных педагогических условий происходит процесс формирования художественной культуры студентов ВУЗа, будущих учителей технологии.

Список литературы:

1. Волынкин В.И. Педагогика в схемах: учеб. пособие. - Ростов-н/Д: Феникс, 2007. - 283 с.: ил. - (Высшее образование).

2. Найн А.Я. Технология работы над диссертацией по гуманитарным наукам. - Челябинск: Урал ГАФК, 2000. - 187 с.

3. Ожегов С.И. Словарь русского языка: Ок. 57.000 слов / Под ред. Н.Ю. Шведовой. - М.: Русский язык, 1985. - 797 с.

4. Философский энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия, 1983. - 840 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.