Научная статья на тему 'Педагогические условия формирования художественной культуры студентов средствами декоративно-прикладного искусства'

Педагогические условия формирования художественной культуры студентов средствами декоративно-прикладного искусства Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
202
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Педагогические условия формирования художественной культуры студентов средствами декоративно-прикладного искусства»

УДК 745

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ СРЕДСТВАМИ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА

© А.М. Османов

Народное искусство как уникальный мир духовных ценностей - это корневая система, питающая древо современной культуры. Чем больше утрачивает современный человек связь с народными корнями и культурой своего народа, тем явственнее становится его духовное обнищание. Не случайно в настоящее время так остро возникла необходимость обращения к народному декоративному искусству как целостной системе, ибо только целостный подход в единстве познания и разнообразных форм художественной деятельности обеспечивает осознанное и активное участие подрастающего поколения в творческом преобразовательном процессе в любых сферах общественной жизни.

Народное искусство является одним из важнейших средств воспитания гармонично развитой личности, развития ее нравственной, трудовой, эстетической и художественной культуры. В современных условиях, когда произошла определенная утрата духовности, предстоит возродить систему традиционных ценностей, на которых базируется национальное самосознание и гражданское согласие [1-3].

Ковроткачество является одним из наиболее древних и широко распространенных видов народноприкладного искусства. Этот излюбленный вид искусства веками бережно передавался из поколения в поколение, язык, узор, колорит его были близки и понятны каждому. Безвестные мастера создавали уникальные ковры, художественное совершенство которых радует, удивляет и поныне. Великолепные ковры и ковровые изделия, созданные сегодня руками табасаранских мастеров Дагестана, украшают крупнейшие музеи мира [4].

Сегодня не вызывает сомнений плодотворность использования средств народного декоративно-прикладного искусства в воспитании и образовании. Однако следует отметить, что вопросы развития творческих способностей учащихся средствами табасаранского народного декоративно-прикладного искусства не получили еще достаточного освещения, не разработана целостная система преподавания декоративно-прикладного искусства табасарана в школах республики. Вместе с тем, изучение содержательного богатства табасаранского народного декоративноприкладного искусства позволяет предполагать о его больших возможностях в формировании и развитии творческих способностей подрастающего поколения.

ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ

Изучить педагогические условия формирования художественной культуры студенческой молодежи средствами народного декоративно-прикладного искусства.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ

Опираясь на элементы технологии определения педагогических условий (Г .А. Гаврилова), на результаты теоретического анализа и констатирующего эксперимента, нами были выделены следующие педагогические условия формирования художественной культуры студентов: определение педагогических возможностей народного декоративно-прикладного искусства; включение в содержание спецдисциплин по декоративноприкладному искусству регионального компонента; использование системы индивидуальных и коллективных форм декоративно-прикладной деятельности студентов в учебном процессе и внеучебной работе.

Первое педагогическое условие, способствующее более эффективному формированию художественной культуры студентов Дербентского открытого социального университета им. С. Стальского, - определение педагогических возможностей народного декоративноприкладного искусства - позволяет более конкретно и четко спроектировать процесс формирования художественной культуры, обозначить его основные направления.

Второе педагогическое условие - введение регионального компонента в содержание спецдисциплин по народному декоративно-прикладному искусству - основывалось на следующих принципах: художественной и исторической ценности произведений народных мастеров; многообразия видов ковровых изделий Дагестана; местных народных традиций.

В ходе исследования был введен региональный компонент в спецпредметы «Декоративно-прикладное искусство» и «Ворсовые ковры Дагестана». В рабочие программы вошли такие темы, как: «Древние образы, символика цвета и формы народного декоративноприкладного искусства Дагестана», «Технологические особенности ковроткачества», «Народные праздники и обычаи южного Дагестана» и др. Введение регионального компонента составило около 20 % от основного содержания программного материала. В ходе исследования был разработан новый спецкурс «Народное декоративно-прикладное искусство Дагестана», основная задача которого состояла в совершенствовании знаний и умений по ковроткачеству.

В процессе проведения опытно-экспериментальной работы сложилась система художественно-исследовательской работы. Так, в 2006 г. в Дербентском открытом социальном университете им. С. Стальского

была создана творческая лаборатория, основными задачами которой являются: апробация новых технологий обучения народного декоративно-прикладного искусства с региональным компонентом; разработка методических рекомендаций для преподавателей университета, педагогических училищ и учителей общеобразовательных учреждений республики.

Третье условие формирования - развитие декоративно-прикладной деятельности, которое реализуется в системе индивидуальных и коллективных работ. Деятельность по народному декоративно-прикладному искусству осуществляется по следующим направлениям:

—развитие навыков целостного восприятия произведений народного искусства и осознание специфики языка данного искусства;

— развитие умений и навыков в выполнении техники народного декоративно-прикладного искусства на основе практических упражнений.

Обучение осуществлялось через различные организационные формы: лекции, видеозанятия, мастер-классы, практические (индивидуальные и коллективные) и обобщающие занятия.

В процессе обучения студенты узнают об истоках искусства ворсового ковроделия народностей Дагестана, центрах ворсового ковроткачества, основных приемах композиционного построения узоров, колоромет-рических решениях, орнаментальных особенностях, особенностях технологии изготовления, мастерах местной художественной ковродельческой промышленности (Дербент, Дагестанские Огни, Хучни, Караг, Халаг). Во время практической работы студенты разрабатывают самостоятельно орнаментальные и сюжетные рисунки узоров с учетом особенностей местного художественного колорита. Творческая композиция, являющаяся обязательным приложением к дипломной работе, свидетельствует о тех знаниях, умениях и навыках, которые приобрели студенты в процессе обучения по народному декоративно-прикладному искусству.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

В ходе констатирующего эксперимента был выявлен уровень информированности студентов о народном декоративно-прикладном искусстве. При самооценке уровня информированности было выделено 5 аспектов искусства ворсового ковроделия народностей Дагестана. Проведенный анализ ответов респондентов составил следующий ряд убывания: информированность о классификации ковровых изделий Дагестана (4,2 балла по 5-балльной системе), основных приемах композиционного построения узоров - 3,6 балла, колорометриче-ских решениях - 2,9 балла, орнаментальных особенностях - 2,4 балла, центрах ворсового ковроткачества -2,3 балла. Эксперты отметили невысокий уровень ин-

формированности студентов о народном декоративноприкладном искусстве. Студенты мало знают об основных элементах художественного языка по декоративноприкладному искусству, символических образах народного искусства, технике выполнения изделий, мастерах народного декоративно-прикладного искусства Дагестана. Невысокий уровень их знаний обусловлен рядом причин, основным из которых является отсутствие регионального компонента в тематических планах спецдисциплин.

Анкетный опрос выявил достаточно высокий уровень мотивации студентов. Так, 66,0 % опрошенных студентов испытывают желание заниматься различными видами декоративно-прикладного искусства, проявляют интерес к основным приемам композиционного построения узоров. Свои художественные потребности они хотели бы реализовать на спецпредметах, спецкурсах (34,7 %), в студиях (25,2 %), кружках (20,7 %), самостоятельно (5,4 %).

В целом по результатам констатирующего эксперимента 58,7 % студентов имели средний уровень сформированности художественной культуры, 34,6 % -низкий и высокий - 6,7 %.

Проведенные в ходе формирующего эксперимента мероприятия повысили художественную декоративноприкладную активность студентов. Более 75,0 % стали принимать участие в выставках, в поисковой и исследовательской работе, в общеуниверситетских мероприятиях по народному искусству.

В целом в конце эксперимента высокий уровень сформированности художественной культуры имели 53,4 %, средний 43,4 %, низкий 3,2 %.

Таким образом, полученные количественные экспериментальные данные подтверждают, что определение и реализация педагогических возможностей народного декоративно-прикладного искусства, введение регионального компонента в спецпредметы декоративноприкладного искусства, использование системы индивидуальных и коллективных форм декоративноприкладной деятельности в учебном процессе и вне-учебной работе обеспечивают повышение уровня художественной культуры студентов университета.

ЛИТЕРАТУРА

1. Медведевских В.С. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. Курган: Изд-во Курганский ИПК, 2000.

2. Мелентьев Ю.С. Родники народного искусства // Декоративное искусство СССР. 1978. №8. С. 1-5.

3. Шишова О.А. Творчество юных - двадцать первому веку // Библиотечка руководителя: сб. М., 1999. Вып. 9. С. 69-84.

4. Казилов Г.Н. Ворсовые ковры Дагестана. Махачкала: Даг. кн. изд-во, 1989.

Поступила в редакцию 20 ноября 2007 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.