Научная статья на тему 'Художественное воспитание студентов в процессе преподавания декоративно-прикладного искусства'

Художественное воспитание студентов в процессе преподавания декоративно-прикладного искусства Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
123
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Османов А. М.

Osmanov A.M. Art education of students at teaching decorative and applied arts. The article considers art culture as an important means of personal development and an essential component of vocational and pedagogical training of future teachers. The author presents the results of studying of pedagogical opportunities of folk decorative and applied arts as means of formation of art culture of students, confirming that folk decorative and applied arts provide increase of art culture level of university students.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Art education of students at teaching decorative and applied arts 3

Osmanov A.M. Art education of students at teaching decorative and applied arts. The article considers art culture as an important means of personal development and an essential component of vocational and pedagogical training of future teachers. The author presents the results of studying of pedagogical opportunities of folk decorative and applied arts as means of formation of art culture of students, confirming that folk decorative and applied arts provide increase of art culture level of university students.

Текст научной работы на тему «Художественное воспитание студентов в процессе преподавания декоративно-прикладного искусства»

УДК 371.036+735

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА

© А.М. Османов

Osmanov А.М. Art education of students at teaching decorative and applied arts. The article considers art culture as an important means of personal development and an essential component of vocational and pedagogical training of future teachers. The author presents the results of studying of pedagogical opportunities of folk decorative and applied arts as means of formation of art culture of students, confirming that folk decorative and applied arts provide increase of art culture level of university students.

ВВЕДЕНИЕ

Для нашей многонациональной страны разнообразие народного творчества, обрядов, обычаев, ремесел не только бесценное наследие. Это наше общенациональное достояние.

Президент России В.В. Путин.

Из выступления на заседании Государственного Совета РФ 26.12.2006

В настоящее время возрастают требования к учителю, уровню его художественной культуры, умениям использовать в воспитании учащихся и студентов традиции, обычаи, народное декоративно-прикладное искусство.

Народное искусство является одним из важнейших средств воспитания гармонично развитой личности, развития её нравственной, трудовой, эстетической и художественной культуры. В современных условиях, когда произошла определенная утрата духовности, предстоит возродить систему традиционных ценностей, на которых базируется национальное самосознание и гражданское согласие [1, 2].

Анализ научных исследований показал, что художественная культура рассматривается как важное средство развития личности и существенный компонент профессионально-педагогической подготовки будущих учителей. В то же время современные ученые уделяют недостаточно внимания ее исследованию, в т. ч. средствами народного декоративно-прикладного искусства [1, 3, 4].

Ковроткачество является одним из наиболее древних и широко распространенных видов народноприкладного искусства. Этот излюбленный вид искусства веками бережно передавался из поколения в поколение, язык, узор, колорит его были близки и понятны каждому. Безвестные мастера создавали уникальные ковры, художественное совершенство которых радует, удивляет и поныне. Великолепные ковры и ковровые изделия, созданные сегодня руками табасаранских мастеров Дагестана, украшают крупнейшие музеи мира [5].

ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ

Изучить педагогические возможности народного декоративно-прикладного искусства как средства формирования художественной культуры студенческой молодежи.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ

В исследовании участвовали 10 преподавателей и 56 студентов Дербентского открытого социального университета им. С. Стальского. Применялись следующие методы: анализ теоретических источников, педагогическое наблюдение, анкетирование, интервьюирование, экспериментальная оценка, эксперимент.

В исследовании мы исходили из того, что любая педагогическая система может успешно функционировать только при соблюдении определенных условий, и на определенных этапах педагогические условия могут выступать как результат, который достигнут в процессе их реализации (Ю.К. Бабанский, А.Я. Наин и др.). Под педагогическими условиями мы понимаем совокупность объективных возможностей, содержания, форм, методов, реализуемых в определенной образовательной среде и направленных на решение задач исследования.

Опираясь на элементы технологии определения педагогических условий (Г .А. Гаврилова), на результаты теоретического анализа и констатирующего эксперимента, нами были выделены следующие педагогические условия формирования художественной культуры студентов: определение педагогических возможностей народного декоративно-прикладного искусства; включение в содержание спецдисциплин по декоративноприкладному искусству регионального компонента; использование системы индивидуальных и коллективных форм декоративно-прикладной деятельности студентов в учебном процессе и внеучебной работе.

Первое педагогическое условие, способствующее более эффективному формированию художественной культуры студентов Дербентского открытого социального университета им. С. Стальского, - определение педагогических возможностей народного декоративно-

прикладного искусства - позволяет более конкретно и четко спроектировать процесс формирования художественной культуры, обозначить его основные направления.

Второе педагогическое условие - введение регионального компонента в содержание спецдисциплин по народному декоративно-прикладному искусству - основывалось на следующих принципах: художественной и исторической ценности произведений народных мастеров; многообразия видов ковровых изделий Дагестана; местных народных традиций.

В ходе исследования был введен региональный компонент в спецпредметы «Декоративно-прикладное искусство» и «Ворсовые ковры Дагестана». В рабочие программы вошли такие темы, как: «Древние образы, символика цвета и формы народного декоративноприкладного искусства Дагестана», «Технологические особенности ковроткачества», «Народные праздники и обычаи южного Дагестана» и др. Введение регионального компонента составило около 20 % от основного содержания программного материала. В ходе исследования был разработан новый спецкурс «Народное декоративно-прикладное искусство Дагестана», основная задача которого состояла в совершенствовании знаний и умений по ковроткачеству.

В процессе проведения опытно-экспериментальной работы сложилась система художественно-исследовательской работы. Так, в 2006 г. в Дербентском открытом социальном университете им. С. Стальского была создана творческая лаборатория, основными задачами которой являются: апробация новых технологий обучения народного декоративно-прикладного искусства с региональным компонентом; разработка методических рекомендаций для преподавателей университета, педагогических училищ и учителей общеобразовательных учреждений республики.

Третье условие формирования - развитие декоративно-прикладной деятельности, которое реализуется в системе индивидуальных и коллективных работ. Деятельность по народному декоративно-прикладному искусству осуществляется по следующим направлениям:

• развитие навыков целостного восприятия произведений народного искусства и осознание специфики языка данного искусства;

• развитие умений и навыков в выполнении техники народного декоративно-прикладного искусства на основе практических упражнений.

Обучение осуществлялось через различные организационные формы: лекции, видеозанятия, мастер-классы, практические (индивидуальные и коллективные) и обобщающие занятия.

В процессе обучения студенты узнают об истоках искусства ворсового ковроделия народностей Дагестана, центрах ворсового ковроткачества, основных приемах композиционного построения узоров, колоромет-рических решениях, орнаментальных особенностях, особенностях технологии изготовления, мастерах местной художественной ковродельческой промышленности (Дербент, Дагестанские Огни, Хучни, Караг, Халаг). Во время практической работы студенты разрабатывают самостоятельно орнаментальные и сюжетные рисунки узоров с учетом особенностей местного художественного колорита. Творческая композиция, являющаяся обязательным приложением к дипломной

работе, свидетельствует о тех знаниях, умениях и навыках, которые приобрели студенты в процессе обучения по народному декоративно-прикладному искусству.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

В ходе констатирующего эксперимента был выявлен уровень информированности студентов о народном декоративно-прикладном искусстве. При самооценке уровня информированности было выделено 5 аспектов искусства ворсового ковроделия народностей Дагестана. Проведенный анализ ответов респондентов составил следующий ряд убывания: информированность о классификации ковровых изделий Дагестана (4,2 балла по 5-балльной системе), основных приемах композиционного построения узоров - 3,6 балла, колорометриче-ских решениях - 2,9 балла, орнаментальных особенностях - 2,4 балла, центрах ворсового ковроткачества -2,3 балла. Эксперты отметили невысокий уровень информированности студентов о народном декоративноприкладном искусстве. Студенты мало знают об основных элементах художественного языка по декоративноприкладному искусству, символических образах народного искусства, технике выполнения изделий, мастерах народного декоративно-прикладного искусства Дагестана. Невысокий уровень их знаний обусловлен рядом причин, основным из которых является отсутствие регионального компонента в тематических планах спецдисциплин.

Анкетный опрос выявил достаточно высокий уровень мотивации студентов. Так, 66,0 % опрошенных студентов испытывают желание заниматься различными видами декоративно-прикладного искусства, проявляют интерес к основным приемам композиционного построения узоров. Свои художественные потребности они хотели бы реализовать на спецпредметах, спецкурсах (34,7 %), в студиях (25,2 %), кружках (20,7 %), самостоятельно (5,4 %).

В целом по результатам констатирующего эксперимента 58,7 % студентов имели средний уровень сформированности художественной культуры, 34,6 % -низкий и высокий - 6,7 %.

Проведенные в ходе формирующего эксперимента мероприятия повысили художественную декоративноприкладную активность студентов. Более (75,0 %) стали принимать участие в выставках, в поисковой и исследовательской работе, в общеуниверситетских мероприятиях по народному искусству.

В целом в конце эксперимента высокий уровень сформированности художественной культуры имели 53,4 %, средний - 43,4 %, низкий - 3,2 %.

Таким образом, полученные количественные экспериментальные данные подтверждают, что определение и реализация педагогических возможностей народного декоративно-прикладного искусства, введение регионального компонента в спецпредметы декоративноприкладного искусства, использование системы индивидуальных и коллективных форм декоративноприкладной деятельности в учебном процессе и вне-учебной работе обеспечивают повышение уровня художественной культуры студентов университета.

ЛИТЕРАТУРА

1. Герчук Ю.Я. Что такое орнамент? Структура и смысл орнаментального образа. М.: Галарт, 1998.

2. Медведевских В.С. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека: метод. пособие. Курган: Изд-во Курганский ИПК, 2000.

3. Мелентьев Ю.С. Родники народного искусства // Декоративное искусство СССР. 1978. № 8. С. 1-5.

4. Шишова О.А. Творчество юных - двадцать первому веку // Библиотечка руководителя: сб. М., 1999. Вып. 9. С. 69-84.

5. Казилов Г.Н. Ворсовые ковры Дагестана. Махачкала: Дагестан. кн. изд-во, 1989.

Поступила в редакцию 22 апреля 2007 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.