УДК 378.147
Н.В. Козлякова, аспирант МаГУ, г. Магнитогорск
ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ НА ЗАНЯТИЯХ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНЫМ ИСКУССТВОМ (НА ПРИМЕРЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ВЫШИВКИ)
В статье рассматриваются предпосылки для создания педагогических условий повышения эффективности художественнотворческой деятельности студентов на занятиях декоративно-прикладным искусством на примере художественной вышивки, в частности древнерусского золотного шитья.
Ключевые слова: художественно-творческая деятельность, повышение эффективности, художественная вышивка - золотное шитье.
Повышение эффективности художественно-творческой деятельности студентов средствами декоративно-прикладного искусства обусловлено необходимостью подготовки специалистов высшей категории в сфере художественного текстиля. Основная задача, стоящая перед профессиональным образованием - подготовка активной творческой личности, способной к полноценной художественной деятельности. Современный художественный текстиль как вид декоративно-прикладного искусства, основанный на принципах народного творчества, имеет огромный потенциал с точки зрения психологоэмоционального и содержательно-образного воздействия.
Декоративно-прикладное искусство определяют как искусство, имеющее свой особый художественный смысл и свою декоративную образность и вместе с тем непосредственно связанное с бытовыми нуждами людей; как составную часть предметной среды, окружающей человека и украшающей ее; вид искусства, возникший с выделением ремесла [1, с.186]. В декоративно-прикладном искусстве, в силу его бифункциональной природы и целостного единства, функционируют творческая и эстетически-духовная деятельность, причем такие уровни этой деятельности, как чувственные и рациональные (красота и утилитарность), оказываются доступными специфике художественно-образной выразительности.
Категория художественно-творческой деятельности в педагогике художественного образования является центральной. Ее содержание помогает понять тайну психологии художественного творчества.
Деятельностный подход в художественной педагогике декоративно-прикладного искусства указывает на то, что в основе образования художественного образа как результата художественно-творческой деятельности лежит не пассивное созерцание окружающей действительности, а «активное и непрерывное взаимодействие с ней». Именно в результате этого взаимодействия рождаются новые художественные идеи, а форма активности исторически обуславливается взаимодействием с народным искусством. Здесь уместно отметить, что художественная ценность объекта декоративно-прикладного искусства раскрывается только в процессе взаимодействия двух функций: утилитарной и эстетической.
Материальная форма декоративно-прикладного искусства эстетически значима в смысле художественно-творческой организованности. Поэтому бифункциональность декоративно-прикладного искусства выступает как сущностный компонент его предметной и художественно-эстетической области.
Для всех видов декоративно-прикладного искусства характерно взаимопроникновение орнаментальных мотивов настолько, что иногда трудно определить первоначальную принадлежность. Декоративные росписи со стен храмов в стили-
зованном виде переносились на текстильное убранство; деревянная резьба наличников повторялась в вышивке полотенец и т.д. Изучение традиций декоративно-прикладного искусства развивает чувство композиции, ритма, колорита, воспитывает вкус, умение разбираться в художественном уровне изделий.
Искусство художественной вышивки является одним из многочисленных видов декоративно-прикладного искусства как народного, так и профессионального.
Во-первых, вышивка проникает в разные слои духовной и материальной жизни человека. Во-вторых, она формирует индивидуальный художественный вкус человека. В-третьих, народная художественная вышивка является источником для современного этнодизайна.
Одним из видов древнерусского вышивального искусства является орнаментальное золотное шитье, которое в прошлом было украшением только для «феодальной знати», а сегодня художники и дизайнеры вновь с огромной творческой силой обратились к идеям золотного шитья в искусстве интерьера и искусстве костюма. И это не случайно. Дело в том, что высшее художественное образование претерпело значительные перемены, и если ранее художественно-графические факультеты готовили художников-педагогов, то сегодня многие факультеты открыли новые непедагогические специальности «Художник декоративно-прикладного искусства» (далее «художник ДНИ»), «Дизайнер костюма» и т.д. В связи с этим проявляются особенности подготовки студентов, специализирующихся, например, на «художественном текстиле». Здесь немаловажную роль играет создание педагогических условий, повышающих эффективность художественно-творческой деятельности будущих художников на занятиях по технологии художественной вышивки. В данной статье из многообразных видов рукотворного украшения ткани мы рассматриваем только древнерусское золотное шитье.
В педагогических исследованиях (В.А. Беликов, Т.Е. Климова, А.Я. Найн, Н.Я. Сайгушев, Л.И. Савва и др.) чаще всего рассматриваются общепедагогические аспекты понятия «условий деятельности». В нашу же задачу входило определение достаточных педагогических условий, которые влияют на художественный образовательный процесс и обеспечивают наиболее эффективное протекание художественно-творческой деятельности средствами искусства золотного шитья.
В ходе исследования мы создавали условия эффективного развития творческой личности будущего художника, используя опыт исследователей-педагогов. В частности, работу профессора Беликова В.А. «Философия образования личности: деятельностный аспект», где он отмечает, что «условия эффективного развития личности, исходя из философского определения, мы можем рассматривать как совокупность обстоя-
тельств, в которых оно совершается и которые способствуют успешности этого процесса.
При этом к обстоятельствам могут быть отнесены:
- объекты окружающей действительности;
- субъекты процесса выполнения различных видов деятельности;
- специфика процесса формирования и развития активности личности;
- средства, методы и формы реализации данного процесса» [2, с. 234].
Основой создания эффективных условий для художественно-творческой деятельности при работе с золотным шитьем послужили следующие положения:
Изучение золотного шитья как исторического аспекта, источника ценностной ориентации.
Золотное шитье - вышивание металлической нитью с серебряным или золотым напылением. Сложное по технике исполнения, требующее дорогих материалов и специальных инструментов, оно развивалось в монастырях, царских палатах, великокняжеских мастерских, где работали специально обученные мастерицы. От мастерства рукодельницы, ее вкуса, таланта и опыта зависела степень выразительности образа (с точки зрения художественности) и эмоциональная окраска произведения.
Образ-замысел играет важную и необходимую роль в развитии художественно-творческого процесса, поэтому он вписывается в общую логику любого творческого процесса (В.А. Кан-Калик, Н.Д. Никандров) и конкретно в процессе художественно-творческой деятельности основывается:
Во-первых, на образовании представлений о предмете, то есть возникновении замысла. Здесь, на первоначальном этапе, ведущую роль играет воображение. Это неотъемлемое условие творческого познания. Оно облегчает и ускоряет мышление, заполняя недостающие звенья в мыслительном процессе, обусловливает интуицию. В полной мере воображение проявляется в творчестве. Если восприятие, представление, мышление отражают действительность, то творит ее воображение, моделируя новые явления материальной и духовной культуры. Зарождается идея будущего произведения.
Во-вторых, с возникновением первичного замысла возникает осознание цели деятельности и определение ее приоритетных направлений. На данном этапе большую роль играет жизненный, социальный опыт, система мотивов субъекта деятельности. А определяющим фактором являются потребности, которые и выступают как первичные, побудительные элементы. Являясь исходным пунктом любой деятельности человека, потребности оказывают влияние на его активность.
В-третьих, следующим шагом является накопление наблюдений, необходимых для решения поставленного вопроса, изучение различных литературных источников, знакомство с работами известных мастеров и т.д.; конкретизируется художественная структура произведения. Устанавливается способ графического проектирования идеи и изготавливается форэс-киз. Данные действия направлены на поиск художественного образа предмета.
В-четвертых, определяются наиболее приемлемые способы для достижения поставленной цели или изобразительной задачи, выбирается материал и способ его обработки (приемы и технологии).
В-пятых, последней стадией художественно-творческой деятельности является оценка как всего периода работы (процессуальный результат), конечного продукта (итоговый результат) через отношение к предмету - совокупности различных элементов: оценке предмета (наличие бифункциональности),
нравственной, эстетической и т.д., так и определение места изделия в историко-культурной нише (отсроченный результат).
1. Оригинальность орнаментики золотного шитья, средства выразительности.
Орнаментальные композиции золотого шитья включают в себя растительные мотивы, изображение птиц, зверей, фантастических животных, стилизованные женские фигуры. К средствам выразительности в золотном шитье (с точки зрения технологии) можно отнести декоративные возможности материала, блеск и матовость ниток, цветовые оттенки золота и т. д.
Изучение изображения старинной вышивки: определение композиционной схемы, стилистических особенностей, символических образов народного искусства и отдельных характерных деталей - положительно влияет на композиционную деятельность студентов, будущих художников (рис. 1).
Рис. 1. Учебные работы
Проектирование текстильного вышивного изделия - это основополагающий этап в создании эстетически ценной вещи, многогранный комплекс художественных, конструкторских и технологических задач, требующий серьезной теоретической подготовки, приобретения разнообразных умений и навыков. Обучающая деятельность на аудиторных занятиях, усвоение ключевых моментов создания изделия от идеи, эскизирования и до воплощения в материале формируют умение видеть систему в проектировании любого вида предмета, выделять особенности использования технических и художественных средств при создании произведения декоративно-прикладного искусства утилитарного или художественного назначения, способствуют осуществлению связи теоретических знаний и практических умений в будущей профессиональной деятельности.
2. Нравственные основы русского золотного шитья, причастность к духовной культуре современного человека.
В золотной вышивке «содержится источник той художественной радости, которая переливается в ликующую звонкость открытого цвета, выражается в живой энергии колорита, возникшего как бы от природы» [4, с. 99]. Говоря о нравственной основе русского золотного шитья, мы отмечаем следующее:
- сохранение в современном профессиональном искусстве традиций народного творчества, «основанного на многовековой крестьянской культуре»;
- проявление художественного вкуса вышивальщиц;
- связь обучения с окружающей природой (экодизайн) [3, с. 231];
- связь обучения с историей культуры как всемирной, так и регионально-национальной;
- формирование у студентов - будущих художников критико-диагностической деятельности;
- воспитание патриотизма.
На основании изложенного выше материала мы предлагаем следующий комплекс педагогических условий, ориентированный на повышение эффективности художественно-твор-
ческой деятельности будущих художников средствами древнерусского золотного шитья.
1. Образовательный процесс студентов, будущих художников, осуществляется на основе традиционных видов декоративно-прикладного искусства.
2. Учебно-методический комплекс по декоративно-прикладному искусству создается в логике преемственности художественных ценностей древнерусского искусства.
3. Сформированностью основ художественно-творческой деятельности студентов - будущих художников, является наличие выразительности художественного образа учебно-творческой работы.
Реализация педагогических условий повышения эффективности художественно-творческой деятельности средствами декоративно-прикладного искусства на примере вышивки представлена на рис. 2, где прослеживается взаимосвязь педагогических условий, принципов обучения и деятельности студентов при изучении золотного шитья. На первом этапе условие «образовательный процесс студентов, будущих - художников осуществляется на основе традиционных видов декоративно-прикладного искусства» взаимодействует с принципом научности и способствует формированию глубокой теоретической базы:
- накопление знаний в области теории (изучение истории промысла: традиционных приемов исполнения, характерных образцов орнамента и т.д.);
- составление плана предстоящих действий;
- контроль за исполнением и дальнейшая коррекция.
Второй этап, подчиненный условию «учебно-методический комплекс по декоративно-прикладному искусству создается в логике преемственности художественных ценностей древнерусского искусства», с опорой на принципы наглядности и связи теории с практикой оказывает содействие в изуче-
Рис. 2. Реализация педагогических условий на занятиях по декоративно-прикладному
искусству
нии декоративных возможностей материала, приобретении новых знаний, умений, навыков, формирует вкус и исполнительское мастерство.
На третьем этапе условие «сформированностью основ художественно-творческой деятельности студентов - будущих художников является наличие выразительности художественного образа учебно-творческой работы» и принцип художественной целостности обеспечивают предпосылки для изготовления вышивного изделия, имеющего эстетическую ценность.
Принцип художественной целостности понимается нами как комплексный подход к формированию художественно-творческой деятельности студента, изготавливающего изделие декоративно-прикладного искусства, и включает в себя:
1) достижение художественного образа изобразительными средствами (линия, форма, ритм, симметрия или асимметрия, пропорции, свет, контраст);
2) развитие художественного вкуса, владение эстетичес-ки-оценочной деятельностью развитие эстетических чувств;
3) приобретение знаний о соединении внешней привлекательности и практической полезности изделия (утилитарной и художественной стороны);
4) приобретение умений соединять традиционные приемы с новейшими технологиями.
Основу творчества студентов художественно-графического факультета составляет предметно-практическая деятельность, направленная на приобретение профессиональных навыков. Своеобразие художественно-творческой деятельности в области декоративно-прикладного искусства состоит в том, что ее можно формировать на определенном предметном материале (объекте). Продуктивность отдельных этапов художественнотворческой деятельности существенно изменяется при наличии педагогического сопровождения действий обучаемого, совместной работе педагога и студента.
В качестве критериев эффективного развития художественно-творческой деятельности средствами декоративно-прикладного искусства мы выделяем:
- мотивационный (осознание личностью своей уникальности, которое определяется развитием художественного такта как чувства меры красоты и утилитарности, основанном на понимании соотношения нормы декора и формы в произведениях декоративно-прикладного искусства);
- когнитивный (знание специфических особенностей художественных средств декоративно-прикладного искусства, которые проявляются в декоративности как форме выражения красоты);
- деятельностный (умение соотнести наличие художественного такта с художественной выразительностью как качественной степенью формирования первого этапа художественного образа: «образ-замысел»).
Наличие художественного такта у мастеров иконописно-художественного древнерусского шитья как особое достоинство отмечал искусствовед А.Н. Свирин. В частности, он писал: «Умение с таким большим вкусом, глубоким артистизмом воплотить нитями шелка, золота и серебра замысел иконописца присуще только настоящему художнику, равному по своей художественной культуре автору композиции. Чувство материала, знание его художе-
ственных возможностей, прирожденный художественный такт
- качества, обусловившие исключительные художественные достоинства памятников древнерусского шитья» [5, с. 7]. Автор этих строк говорит о прирожденном художественном такте, однако художественный такт как особое свойство личности можно развивать в условиях художественного образования, если мы будем опираться на такие компоненты художественно-творческой деятельности, как взаимосвязь художественной выразительности и изобразительности, основанной на принципе декоративности.
В процессе исследования мы пришли к убеждению: продуктивность отдельных этапов художественно-творческой деятельности существенно изменяется, если она не будет оцениваться «внутренней цензурой» личности с точки зрения соответствия её содержания художественно-нормативным требованиям декоративно-прикладного искусства (бифункциональность, художественный такт, художественная выразительность). Художественный такт мы рассматриваем как чувство гармонии, меры использования совокупности выразительных средств и приемов для достижения цели: создания высокохудожественного предмета, отвечающего специфическим требованиям декоративно-прикладного искусства. Художественный такт в совокупности с темперацией (установление правильных, соразмерных отношений величин) характеризует процесс деятельности: ритм педагога или ритм студентов, которые в случае упорядоченности действий, правильной расстановки акцентов обеспечивают повышение эффективности художественно-творческой деятельности.
Выразительность в декоративно-прикладном искусстве -это свойство раскрывать в яркой форме сущность предметного мира и передавать отношение художника к материалу творчества. В декоративно-прикладном искусстве выразительность является наиболее важным моментом художественно-образного отражения. В связи с этим, для достижения последовательности и эффективности развития художественно-творческой деятельности в области декоративно-прикладного искусства, необходимо четкое понимание соразмерности художественного и выразительного в утилитарных предметах декоративно-прикладного искусства, в основе которых лежат закономерности творческого процесса.
В связи с этим мы отмечаем, что педагогическое сопровождение художественно-творческой деятельности студента связано с участием его в познавательной, преобразовательной, ценностно-ориентационной «деятельности, в общении и художественном освоением мира» (М.С. Каган).
Структура совместной деятельности имеет центральный компонент - общую цель, под которой понимается идеально представленный будущий результат: законченное произведение текстильного искусства. Общая цель разбивается на ряд конкретных задач, которые постепенно решаются в течение
Библиографический список.
семестра: выбор тематического задания; подбор необходимого изобразительного материала - точка отсчета творческой деятельности; разработка эскиза и выполнение в текстильном материале. Третьим важным компонентом деятельности являются совместные действия — ряд элементов, направленных на выполнение текущих, достаточно простых операций: выборка швов, подготовка текстильного материала к вышиванию и т. д. Существует и четвертый компонент совместной деятельности - общий мотив, который может совпадать у студента и педагога, но, как показывает практика, в подавляющем большинстве случаев расходится.
Существует множество приемов для достижения положительного результата на занятиях по художественной вышивке:
- легкие творческие задания на первоначальном этапе;
- признание и поощрение разнообразных вариантов решения предложенной задачи (колорит, композиция, текстура);
- раскрытие личностной значимости изученного материала, выполненного текстильного изделия;
- поощрение чувства предвосхищения результата деятельности;
- ненавязчивое исправление ошибки;
- личностный интерес педагога к студенту как автору выполненного изделия.
Повышение эффективности художественно-творческой деятельности студентов, с точки зрения педагогики — это соответствие между достигаемыми и проектируемыми результатами, которые уменьшаются или увеличиваются под влиянием различных составляющих. В этом контексте большое значение имеют действия педагога: сотрудничество, сотворчество, профессионально-педагогическое общение. В процессе сотрудничества, сотворчества в художественно-творческой деятельности студента и педагога профессионально-педагогическое общение формируется в индивидуальный художественно-педагогический стиль, который определяется Р. А. Гильман как «приемы и методы обучения художественно-творческой деятельности, основанной на системе принципов, закономерностей и правил художественного метода в условиях успешности педагогического общения, направленного на активное развитие творческой личности» [3, с. 68].
Содержание и организация педагогического процесса в художественном образовании основывается на поисках путей совершенствования подготовки студента к профессиональной художественно-творческой деятельности, исходя из направленности новых образовательных ценностей, требований рынка труда и личных качеств выпускника вуза. Таким образом, создавая педагогические условия для повышения эффективности художественно-творческой деятельности, мы рассматриваем основные педагогические функции через призму специфических особенностей декоративно-прикладного искусства.
1. Мелик-Пашаев, А.А.. Современный словарь-справочник по искусству / Науч. ред. и сост. А.А. Мелик-Пашаев - М.: Олимп: ООО «Издательство АСТ», 2000.
2. Беликов, В.А. Философия образования личности: Деятельностный аспект: Монография / В.А. Беликов. - М.: Владос, 2004.
3. Гильман, РА. Теория и практика развития творческой активности личности студента в системе высшего художественно-педагогического образования: Дис... док. пед. наук. / РА. Гильман - Магнитогорск, 2001.
4. Подольская, М.С., Федорова, Л.П. Традиции ученичества в декоративно-прикладном искусстве (материалы педагогических исследований) / М.С. Подольская, Л.П. Федорова - М.: ИНИОН РАН. - 2002.
5. Свирин А.Н. Древнерусское шитье / А.Н. Свирин. - М.: Искусство, 1963.
Статья поступила в редакцию 19.01.09