Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВКУСА СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ВУЗА'

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВКУСА СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
64
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВКУС / ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ВКУС / ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ / СТУДЕНТЫ / МОЛОДЕЖЬ / УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / TASTE / ARTISTIC TASTE / AESTHETIC EDUCATION / PROFESSIONAL TRAINING OF FUTURE SPECIALISTS / STUDENTS / YOUTH / INSTITUTIONS OF HIGHER PROFESSIONAL EDUCATION / PEDAGOGICAL CONDITIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Теленская Дарья Юрьевна

В статье рассмотрено понятие «педагогические условия». В исследовании на основе анализа сущности процесса формирования художественного вкуса студентов и подходов ученых к определению педагогических условий данного процесса представлено собственное обоснование педагогических условий формирования художественного вкуса будущих специалистов в процессе их профессиональной подготовки в высшей школе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Теленская Дарья Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL CONDITIONS OF FORMATION OF ARTISTIC TASTE OF STUDENT YOUTH IN THE CONDITIONS OF THE UNIVERSITY EDUCATIONAL PROCESS

The article considers the concept of "pedagogical conditions". The study based on the analysis of the essence of the process of formation of artistic taste of students and approaches of scientists to determine the pedagogical conditions of this process presents its own justification of pedagogical conditions of formation of artistic taste of future specialists in the process of their professional training in higher school.

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВКУСА СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ВУЗА»

как интегральная этнопсихологическая характеристика индивида, развивающееся самосознание как симбиоз общечеловеческого и этнического компонентов, этническая исключительность и толерантность, кросс-культурные особенности личности и этноса и др.

Литература:

1. Арсалиев Ш.М.-Х. Использование информационных технологий в этнокультурном образовании // Экономические и гуманитарные исследования регионов. 2018. №2. С. 9-14.

2. Волков Г.Н. Педагогика жизни. Чебоксары. 1989. 18 с.

3. Дагбаева С.Б. Тенденции и варианты этнической социализации подростков // Забайкальский государственный университет. 2018. 3. С. 42-56. http://orcid.org/0000-0003-1696-2370 DOI: https://doi.org/10.21702/rpj. 2018.1.7

4. Джуринский А.М. Поликультурное образование в многонациональном социуме: Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры. М.: Юрайт. 2016. 246 с.

5. Ильин И.А. Русский учитель. Опыт православной педагогики. М.: Смысл. 1993. 368 с.

6. Красикова Т.Ц. Невербальное поведение как отражение национального культурного кода. Балтийский гуманитарный журнал. 2018. №1 (22). С. 93-96.

7. Накохова Р.Р. Психологическая концепция развития и функционирования ценностных ориентаций этнофоров Северного Кавказа // Психология в вузе. 2011. №2. С. 16-27.

8. Поштарева Т.В. Воспитание с опорой на национальные традиции // Начальная школа плюс. До и После. 2008. № 10. С. 9-14.

9. Российская идентичность. Психологическое благополучие. Социальная стабильность: Научная монография. Под ред. Зинченко Ю.П. / Т.В. Адамович, А.Г. Асмолов, О.В. Ваханцева и др. Издательство Московского университета Москва. 2017. 520 с.

10. Тахохов Б.А. Диалог культур в современном образовании // Вестник Северо-Осетинского государственного университета им. К.Л. Хетагурова. 2014. №2. С. 34-38.

11. Хотинец В.Ю. Этническое самосознание: монография. СПб.: Алетейя. 2000. 349 с.

12. Ярычев Н.У., Саракаева А.Х. Традиции и обычаи чеченцев как этнопедагогические принципы воспитания молодежи. Грозный: ГБОУ ДПО «Чеченский институт повышения квалификации работников образования». - М.: «Миллениум». 2012. 86 с.

13. Jules T.D. Mature regionalism' and the genesis of 'functional projects': 'educational regionalism' in small (and micro-states) // Globalisation, Societies and Education. 2017. Vol. 15, Issue 4. P. 482-498.

14. Leidner D.E. Globalization, culture, and information: Towards global knowledge transparency // The Journal of Strategic Information Systems. 2010. Vol. 19 (2). Р. 69-77.

15. Shields R. Reconsidering regionalisation in global higher education: student mobility spaces of the European Higher Education Area // Compare: A Journal of Comparative and International Education. 2016. Vol. 46 (1). Р. 5-23.

16. Peng R.-Z., Wu W.-P. Measuring intercultural contact and its effects on intercultural competences structural equation modeling approach. International Journal of Intercultural Relations. 2016; 53:16-27. DOI: 10.1016/j .ijintrel.2016.05.003

Педагогика

УДК 371

старший преподаватель кафедры музыкальной педагогики и исполнительства Теленская Дарья Юрьевна

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал)

Федерального государственного автономного

образовательного учреждения высшего образования

«Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Ялта)

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВКУСА СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ВУЗА

Аннотация. В статье рассмотрено понятие «педагогические условия». В исследовании на основе анализа сущности процесса формирования художественного вкуса студентов и подходов ученых к определению педагогических условий данного процесса представлено собственное обоснование педагогических условий формирования художественного вкуса будущих специалистов в процессе их профессиональной подготовки в высшей школе.

Ключевые слова: вкус, художественный вкус, эстетическое воспитание, профессиональная подготовка будущих специалистов, студенты, молодежь, учреждения высшего профессионального образования, педагогические условия.

Annotation. The article considers the concept of "pedagogical conditions". The study based on the analysis of the essence of the process of formation of artistic taste of students and approaches of scientists to determine the pedagogical conditions of this process presents its own justification of pedagogical conditions of formation of artistic taste of future specialists in the process of their professional training in higher school.

Keywords: taste, artistic taste, aesthetic education, professional training of future specialists, students, youth, institutions of higher professional education, pedagogical conditions.

Введение. Понятие вкуса человека (эстетического, художественного) учеными рассматривается как существенный компонент в структуре его жизнедеятельности, который обеспечивает регуляцию взаимоотношений с природной, предметной, социальной и художественной средой. Воспитание эстетической культуры, развитие художественно-эстетического вкуса является важной предпосылкой формирования гармонично развитой личности.

Осмысление сущности вкуса как социально-исторической категории является одним из самых распространенных в современной научной практике. Вкус по своей природе тесно связан с тем, что приобретено обществом в течение его многовекового развития, что было предметом активного познания и

практического опыта. Вкус как общественная норма прекрасного, как воссоздание системы эстетических ценностей выступает, с одной стороны, средством регуляции эстетической деятельности человека, а, с другой - средством творческого самовыражения и художественного познания мира.

Сегодня наблюдается трансформация отношение молодежи к искусству ввиду изменения системы потребностей, ценностей, отношений к действительности, что обосновывается возрастным и социальным особенностям становления студентов. В этой связи необходимо подчеркнуть мысль о решающем влиянии процесса формирования художественного вкуса в высшем учебном заведении на общее развитие личности будущего специалиста.

Так, в процессе формирования художественного вкуса у студентов важно учитывать, что эстетические и художественные потребности студентов связаны с особенностями их возраста, потребностью поисков смысла жизни, социального самоопределение, потребностью общения, самоутверждения.

Формирование художественного вкуса будущих специалистов в образовательном процессе высшей школы достигается путем создания определенных условий.

Изложение основного материала статьи. В педагогике для улучшения качества определенного явления или процесса употребляют понятие «условие». Условия составляют ту среду, окружение, в котором явление возникает, существует и развивается. Они составляют ту среду, обстановку, в которой явление или процесс возникает, существует и развивается.

В теоретической литературе педагогические условия рассматриваются с разных позиций, например, как совокупность объективных возможностей, обстоятельств и мер, которые сопровождают образовательный процесс, определенным образом структурированы и направлены на достижение цели. Педагогическими условиями в отечественной науке также считают обстоятельства, способствующие развитию или торможению учебно-воспитательного процесса, их определяют как комплекс средств, использующихся для эффективного осуществления учебно-воспитательного процесса.

В научных исследованиях представлены различные типы педагогических условий:

- организационно-педагогические (В.А. Беликов, Е.И. Козырева, С.Н. Павлов, А.В. Сверчков и др.);

- психолого-педагогические (Н.В. Журавская, А.В. Круглий, А.В. Лысенко, А.О. Малыхин и др.);

- дидактические условия (М.В. Рутковская и др.) и т.д. [8].

По словам А.Х. Хушбахтова, все перечисленные типы логичным образом расширяют и дополняют сущность термина «педагогические условия» и нацелены на то, чтобы сделать педагогический процесс более продуктивным и комфортным для всех его субъектов [8].

По мнению С.Н. Павлова, понятие «педагогические условия» - это «совокупность объективных возможностей обучения и воспитания людей, организационных форм и материальных возможностей» [6, с. 14].

Согласно определению А.В. Сверчкова, педагогические условия - это «принципиальные основания для связывания процессов деятельности по управлению процессом формирования профессиональной педагогической культуры личности» [7, с. 279-282].

В данном исследовании в качестве ведущего приведем следующее определение педагогических условий, принадлежащее авторству В.А. Беликова: это «те условия, которые сознательно создаются в образовательном процессе, и реализация которых обеспечивает наиболее эффективное протекание этих процессов. В основании этих процессов - деятельность» [1, с. 234-235].

В педагогических трудах условия нередко делят по разным обоснованиям на:

- необходимые;

- возможные;

- допустимые;

- внешние;

- внутренние.

Зачастую к внешним условиям относят организацию разнообразной, творческой деятельности детей, воспитание отношений в коллективе, личного опыта и тому подобное. К внутренним - личностные потребности личности. Тогда как, внешние факторы определяют характер деятельности и отношений, а внутренние - стимулируют активность обучающихся.

Рассмотрев теоретические основания категории «педагогические условия» обратимся к решению основной цели данного исследования - определению специфики процесса формирования художественного вкуса студентов и педагогических условий успешной его реализации.

По мнению В.А. Щербакова, художественный вкус представляет собой понятие, связанное со специальной художественной средой во всем ее многообразии [9].

Б.Т. Лихачев понятия «эстетический вкус» и «художественный вкус» объединяет в одну категорию «художественно-эстетический вкус» и называет его сложным «социально-психологическим произведением, которое возникает в результате сочетания эстетического сознания и эстетического чувства, способностью человека к оценке произведений, предметов и явлений с позиции художественно-эстетического идеала» [5, с. 20].

Педагогическое управление формированием художественного вкуса является одним из главных вопросов проблемы оптимизации учебно-воспитательного процесса. Для успешного протекания педагогического процесса необходимо учитывать среду и обстоятельства, в рамках которых будет протекать учебно-воспитательный процесс. Для достижения поставленной цели по формированию художественного вкуса будущего специалиста в учебно-воспитательном процессе вуза необходимо детально изучить и разработать педагогические условия эффективности формирования исследуемого процесса.

Исследования Н.Р. Исхаховой и Р.Р. Болтачева доказали, что эффективность работы по эстетическому воспитанию зависит от совокупности педагогических условий и осуществляется в различных формах:

- художественных кружках и студиях, исполнительных коллективах, самодеятельных театрах и тому подобное;

- в процессе посещения концертов, театров, музеев, выставок, вернисажей, встреч с художниками;

- во время просмотров телепередач;

- в процессе подготовки и проведения различных художественных мероприятий, праздников.

Реализация указанных форм должна сопровождаться использованием различных интерактивных методов и инновационных педагогических технологий, которые повышают результативность работы с формирование эстетических вкусов обучающихся [4].

По мнению М.Ю. Бирюкова, разрабатывающего проблему формирования художественного вкуса студентов творческих специальностей, данный процесс будет эффективным при соблюдении следующих педагогических условий, а именно:

- интеграции дисциплин художественно-эстетического цикла;

- синтеза пространственных видов искусства и дизайна;

- организация разновидностей художественно-творческой деятельности;

- организации систематического ознакомления обучающихся с художественно-эстетическими ценностями [2].

В.В. Вартанова, изучающая проблему формирования художественно и эстетически развитой личности будущих филологов определила следующие организационно-педагогические условия:

- выявление педагогом художественно-эстетического аспекта в содержании дисциплины;

- использование методов и технологий обучения, направленных на активизацию эстетического отношения студентов к образовательному процессу;

- интеграция учебной и внеучебной деятельности в рамках процесса образования;

- поддержка проявлений творческой инициативы и активизация самостоятельной творческой деятельности обучающихся;

- применение системы специально подобранных заданий и упражнений [3].

Анализ работа педагогов-практиков, посвященных формированию художественно вкуса обучающихся позволяет определить и такие педагогические условия реализации данного процесса, как:

- ориентирование мотивационной сферы обучающихся на эстетическое восприятие и осмысление содержания произведений искусства, отношение к ним с позиции художественного идеала;

- целенаправленное использование художественных средств для формирование художественно-эстетического вкуса;

- обеспечение поэтапного подхода в изучении произведений искусства по принципу «от простого к сложному»;

- более широкое привлечение в качестве художественного материала произведений, которые является составляющей частью молодежной субкультуры;

- использование различных интерактивных методов и инновационных педагогических технологий, повышающих результативность работы по формированию художественного вкуса обучающихся.

На основе анализа подходов ученых к определению педагогических условий сопровождения процесса формирования художественного вкуса будущих специалистов определим следующий комплекс условий:

- включение целенаправленной работы по формированию художественного вкуса студенческой молодежи как важной составляющей их общей и профессиональной культуры в процесс профессиональной подготовки;

- стимулирование приобретения студентами социокультурного опыта практического воплощения своих вкусов, реального их проживания в разных формах художественно-творческой деятельности;

- обеспечение возможности регулярного восприятия студентами высококачественных произведений различных направлений искусства;

- стимулирование студентов к реализации самостоятельной оценки и к художественной коммуникации в рамках факультативных искусствоведческих курсов, семинаров, выставок и т.д.;

- интегрирование искусствоведческих знаний студентов в сферу профессионально-педагогической деятельности.

Выводы. Таким образом, эффективность процесса формирования художественного вкуса будущих специалистов зависит от уместности и правильно подобранных и обеспеченных педагогических условия реализации денного процесса.

Литература:

1. Беликов В.А. Образование. Деятельность. Личность: монография. - М.: Академия Естествознания, 2010. - 310 с.

2. Бирюков М.Ю. Обоснование педагогических условий формирования художественного вкуса у студентов творческих специальностей в процессе их профессиональной подготовки // Самарский научный вестник. - 2016. - № 2. - С. 141-146.

3. Вартанова В.В. Организационно-педагогические условия художественно-эстетического воспитания студентов-бакалавров языковых специальностей (практический аспект) // Многоязычие в образовательном пространстве. - 2015. - № 1. - С. 69-77

4. Исхахова Н.Р. Музыкальные предпочтения молодежи / Н.Р. Исхахова, Р.Р. Болтачев // Социологические исследования. - 2006. - № 6. - С. 103-106.

5. Лихачев Б.Т. Теория эстетического воспитания школьников: учеб. пособие по спецкурсу для студентов пед. ин-тов. - М.: Просвещение, 1985. - 176 с.

6. Павлов С.Н. Организационно-педагогические условия формирования общественного мнения органами местного самоуправления: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Магнитогорск, 1999. - 23 с.

7. Сверчков А.В. Организационно-педагогические условия формирования профессионально-педагогической культуры будущих спортивных педагогов // Молодой ученый. - 2009. - № 4. - С. 279-282.

8. Хушбахтов А.Х. Терминология «педагогические условия» // Молодой ученый. - 2015. - №23. -С. 1020-1022.

9. Щербаков В.А. Проблема формирования музыкально-художественного вкуса подростков. Автореф. дисс.. к.ф.н. - М., 1973. - 23 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.