Научная статья на тему 'Педагогические условия формирования гражданственности студентов вуза физической культуры в процессе олимпийского образования'

Педагогические условия формирования гражданственности студентов вуза физической культуры в процессе олимпийского образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
62
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ / ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ / СТУДЕНТ ВУЗА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ / ОЛИМПИЙСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ВАРИАТИВНОСТЬ / ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ / МУЗЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ УСЛОВИЕ / УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА / CITIZENSHIP / FORMATION OF CITIZENSHIP / STUDENT OF THE PHYSICAL CULTURE UNIVERSITY / OLYMPIC EDUCATION / VARIABILITY / INDIVIDUALIZATION / MUSEUM PEDAGOGY / PEDAGOGICAL CONDITION / TEACHING AND METHODICAL MEANS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шакирова Мария Вячеславовна, Шарипов Марат Фоатович

Статья посвящена рассмотрению содержания педагогических условий формирования гражданственности студентов вуза физической культуры в процессе олимпийского образования. Авторы отмечают, что гражданско-патриотический аспект подготовки студентов вуза физической культуры отражен в образовательном стандарте, что определяет необходимость научного поиска в данном направлении. Опираясь на проведенные ранее исследования, авторы пишут, что олимпийское образование способствует формированию гражданственности студентов вуза физической культуры при соблюдении комплекса соответствующих педагогических условий. Понимая педагогические условия как совокупность объективных возможностей, форм, средств, методов, педагогических приемов и материально-пространственной среды, способствующей достижению поставленной в исследовании цели, авторы формулируют и обосновывают триаду, составляющую разработанный ими комплекс. Первое педагогические условие подразумевает обеспечение высокой степени вариативности и индивидуализации форм и содержания педагогического процесса. Второе условие заключается в использовании соответствующей целям педагогического процесса материальнопространственной среды, подразумевающей применение музейной педагогики. Третье педагогическое условие подразумевает разработку и реализацию комплекса соответствующих задачам педагогического процесса учебно-методических средств. В заключении авторы делают вывод о необходимости экспериментального обоснования разработанного комплекса, что прогнозируется ими как следующий этап данного исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шакирова Мария Вячеславовна, Шарипов Марат Фоатович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pedagogical conditions for the formation of citizenship of students of the physical culture university under the Olympic education

The article is devoted to the consideration of the pedagogical conditions content for the formation of citizenship of students of the physical culture university under the Olympic education. The authors note that the civil-patriotic aspect of training students of the physical culture university is reflected in the educational standard, which determines the need for a scientific search in this direction. Based on the earlier studies the authors write that the Olympic education contributes to the formation of citizenship of students of the physical culture university, while respecting the complex of relevant pedagogical conditions. Understanding the pedagogical conditions as a set of objective possibilities, forms, means, methods, pedagogical techniques and material-spatial environment conducive to the achievement of the goal set in the study, the authors formulate and justify a triad constituting the complex developed by them. The first pedagogical condition implies the provision of a high degree of variability and individualization of the forms and content of the pedagogical process. The second condition is to use the material-spatial environment corresponding to the objectives of the pedagogical process, which implies the use of museum pedagogy. The third pedagogical condition implies the development and implementation of a complex of educational-methodical tools corresponding to the tasks of the pedagogical process. In conclusion, the authors conclude that it is necessary to experimentally substantiate the developed complex, which is predicted by them as the next stage of this study.

Текст научной работы на тему «Педагогические условия формирования гражданственности студентов вуза физической культуры в процессе олимпийского образования»

Мир науки. Педагогика и психология / World of Science. Pedagogy and psychology https ://mir-nauki. com

2019, №1, Том 7 / 2019, No 1, Vol 7 https://mir-nauki.com/issue-1-2019.html

URL статьи: https://mir-nauki.com/PDF/23PDMN119.pdf

Статья поступила в редакцию 01.03.2019; опубликована 20.04.2019

Ссылка для цитирования этой статьи:

Шакирова М.В., Шарипов М.Ф. Педагогические условия формирования гражданственности студентов вуза физической культуры в процессе олимпийского образования // Мир науки. Педагогика и психология, 2019 №1, https://mir-nauki.com/PDF/23PDMN119.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

For citation:

Shakirova M.V., Sharipov M.F. (2019). Pedagogical conditions for the formation of citizenship of students of the physical culture university under the Olympic education. World of Science. Pedagogy and psychology, [online] 1(7). Available at: https://mir-nauki.com/PDF/23PDMN119.pdf (in Russian)

УДК 37

Шакирова Мария Вячеславовна

ФГБОУ ВО «Уральский государственный университет физической культуры», Челябинск, Россия

Доцент кафедры «Управления физической культурой» E-mail: Shakirova_Maria@bk.ru РИНЦ: http://elibrary.ru/author_profile.asp?id=701734

Шарипов Марат Фоатович

ФГБОУ ВО «Уральский государственный университет физической культуры», Челябинск, Россия

Доцент кафедры «Управления физической культурой» Кандидат педагогических наук E-mail: girewik1987@bk.ru РИНЦ: http://elibrary.ru/author profile.asp?id=727858

Педагогические условия формирования гражданственности студентов вуза физической культуры в процессе олимпийского образования

Аннотация. Статья посвящена рассмотрению содержания педагогических условий формирования гражданственности студентов вуза физической культуры в процессе олимпийского образования. Авторы отмечают, что гражданско-патриотический аспект подготовки студентов вуза физической культуры отражен в образовательном стандарте, что определяет необходимость научного поиска в данном направлении. Опираясь на проведенные ранее исследования, авторы пишут, что олимпийское образование способствует формированию гражданственности студентов вуза физической культуры при соблюдении комплекса соответствующих педагогических условий. Понимая педагогические условия как совокупность объективных возможностей, форм, средств, методов, педагогических приемов и материально-пространственной среды, способствующей достижению поставленной в исследовании цели, авторы формулируют и обосновывают триаду, составляющую разработанный ими комплекс. Первое педагогические условие подразумевает обеспечение высокой степени вариативности и индивидуализации форм и содержания педагогического процесса. Второе условие заключается в использовании соответствующей целям педагогического процесса материально-пространственной среды, подразумевающей применение музейной педагогики. Третье педагогическое условие подразумевает разработку и реализацию комплекса соответствующих задачам педагогического процесса учебно-методических средств. В заключении авторы делают вывод о необходимости экспериментального обоснования разработанного комплекса, что прогнозируется ими как следующий этап данного исследования.

Ключевые слова: гражданственность; формирование гражданственности; студент вуза физической культуры; олимпийское образование; вариативность; индивидуализация; музейная педагогика; педагогическое условие; учебно-методические средства

Введение

Гражданско-патриотический аспект подготовки студентов вуза физической культуры закреплен в «Федеральном государственном образовательном стандарте высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 49.03.01 Физическая культура» в формулировках универсальных и общепрофессиональных компетенций (ФГОС ВО «Физическая культура (бакалавриат) от 19.09.2017). Понятие «гражданственность» находит отражение в ряде исследований [2; 3; 4; 5]. В контексте данной работы мы разделяем точку зрения З.П. Красноока, определившего гражданственность как интегральное качество личности, которое структурно-содержательно фокусирует когнитивные (общественно-политическая и правовая компетенции), эмоциональные (патриотические, интернациональные чувства) и нравственные характеристики как проявление сущего в отношении человека к обществу [2; 3].

Проведенные ранее авторами статьи и другими учеными исследования выявили, что олимпийское образование обладает значительным потенциалом в отношении формирования гражданственности студентов вуза физической культуры [8; 9; 10]. Однако актуальным остается вопрос о педагогических условиях организации данного процесса в целях повышения его эффективности.

Целью данной статьи является выявление и обоснование педагогических условий формирования гражданственности студентов вуза физической культуры в процессе олимпийского образования.

Методы. Основными методами исследования являются теоретический анализ и синтез.

Результаты и их обсуждение

Значительное количество исследований в педагогике оперирует понятием «педагогические условия», приводя его авторское определение. Различия в трактовке понятия зачастую сведены к минимуму, так как в основе приведенных автором дефиниций лежат устоявшиеся в педагогической науке трактовки. Водимые авторами уточнения в определения минимальны и отражают специфику конкретного исследования, не влияя в целом на общее содержание понятия. Тем не менее, анализ литературы позволили выявить некоторые наиболее общие позиции в трактовке понятия «педагогические условия», различия между которыми носят достаточно выраженный характер.

Целостные исследования, посвященные анализу понятия «педагогические условия», встречаются в работах таких авторов, как В.И. Андреев, Ю.К. Бабанский, М.В. Зверева, Н.В. Ипполитова, И.Я. Лернер, А.Я. Найн, Н.М. Яковлева и др. Анализ работ перечисленных и других авторов позволил нам выявить следующие позиции по отношению к определению рассматриваемого понятия:

• педагогические условия рассматриваются как одна из неотъемлемых частей педагогической системы и лежат в основе ее конструирования;

• педагогические условия представляют собой объективные связи и закономерности между оказываемым воздействием и полученным результатом;

• педагогические условия рассматриваются как система или совокупность мер и возможностей педагогического воздействия и материально-пространственной среды [1].

Можно отметить, что первая позиция относится скорее к условиям педагогического процесса вообще, а не только к педагогическим условиям. Такая трактовка является излишне широкой для конкретного педагогического исследования. Что касается второй позиции, то здесь, напротив, констатируется слишком узкая трактовка ключевого понятия. В связи с этим наиболее адекватной для исследования проблемы формирования гражданственности студентов вуза физической культуры в процессе олимпийского образования нам представляется третья позиция, рассматривающая педагогические условия как систему или совокупность мер и возможностей педагогического воздействия и материально-пространственной среды. Среди ученых, придерживающихся данной позиции, существуют некоторые разночтения в определении понятия, не носящие, впрочем, принципиального характера. Наиболее логично сформулированным нам представляется определение А.Я. Найна, который рассматривает педагогические условия как совокупность объективных возможностей форм, средств, методов, педагогических приемов и материально-пространственной среды, обеспечивающих достижение поставленной в исследовании цели [6]. На данное определение мы будем опираться в ходе проведения исследования.

Определившись с содержанием ключевого понятия, перейдем к рассмотрению комплекса педагогических условий формирования гражданственности студентов вуза физической культуры в процессе олимпийского образования.

Выявление педагогических условий, определяющих эффективность вышеупомянутого процесса, осуществлялось в ходе изучения научной литературы по различным аспектам рассматриваемой проблемы, обобщения опыта работ коллег, деятельности Олимпийской академии Урала и других региональных олимпийских академий, а также на основе собственного педагогического опыта.

Первое педагогическое условие заключается в обеспечение высокой степени вариативности и индивидуализации педагогического процесса

Толковый словарь С.И. Ожегова трактует понятие «вариативность» как наличие нескольких вариантов. «Вариант» же определяется как видоизменение, разновидность (Толковый словарь русского языка С.И. Ожегова, 2004). В педагогике вариативность подразумевает отказ от идеального единого способа обучения в пользу индивидуализации образовательного процесса, что в высшей школе достигается внедрением индивидуальных образовательных траекторий, соответствующей работой преподавателей и наличием дисциплин по выбору (вариативных спецкурсов).

В основе понятия «индивидуализация» лежит психологическая категория «индивидуальность», к трактовке которой существует две основные позиции: индивидуальность как синоним личности и индивидуальность как противопоставление (или дополнение) личности. Во втором случае речь идет о том, что личность - по своей сути мера социализации человека, в то время как индивидуальность может не совпадать с общественными установками, как в негативном, так и в позитивном ключе.

Индивидуализация педагогического (чаще употребляется - образовательного) процесса предполагает учет уникальности каждого обучающегося, чем обусловлена вышеупомянутая вариативность в образовании. Таким образом, вариативность и индивидуализация взаимообусловливают и взаимодополняют друг друга.

https://mir-nauki.com

С учетом действующей нормативной базы, а также исходя из объективного содержания педагогического процесса, подразумевающего работу с индивидуумами, вариативность сегодня является обязательным условием системы образования. Однако, когда речь идет о частных педагогических процессах, каким является формирование гражданственности студентов, вариативность, как и индивидуализация нуждаются в дополнительном обосновании опытно-экспериментального характера, что определило формулировку первого педагогического условия.

Второе педагогическое условие заключается в том, что процесс формирования гражданственности студентов вуза физической культуры осуществляется в соответствующей материально-пространственной среде, подразумевающей использование музейной педагогики

Роль материально-пространственной-среды в педагогическом процессе рассматривается в работах Ю.В. Громыко, Г.А. Ковалева, В.С. Кукшкина, В.В. Рубцова, В.А. Ясвина и др. Чаще всего под разными терминами понятие материально-пространственной среды в педагогике использовалось в качестве компонента исследования применительно к школьному и дошкольному возрасту, а также к коррекционной педагогике. В высшей школе в силу ряда причин материально-пространственная среда как компонент педагогической системы рассматривается реже, хотя неизменно присутствует по умолчанию и выступает значимым условием исследовательского и педагогического процессов.

Тем не менее, можно констатировать, что в данном направлении в системе высшего профессионального образования в России в настоящее время идёт активный поиск инновационных средств и методов эффективного воспитания студентов. На наш взгляд одним из действенных методов воспитания может стать музейная педагогика.

Анализу содержания данного понятия посвящена работа Т.Л. Пятковой. В качестве определения, автор приводит трактовку Клауса Шрейнера - «музейная педагогика - это общественно-научная специальная дисциплина, которая изучает содержание и принципы, а также методы специфического для музея процесса воспитания и образования» (К. Шрейнер, 1982). При этом в работе приводится подробный анализ возможностей и основных векторов использования музея в педагогической деятельности [7].

Однако анализ научно-методической литературы показал, что возможности музейной педагогики не используются в полной мере в практике учебно-воспитательного процесса. А если и используются, то направлены, прежде всего, на школьников [7]. Также, можно констатировать, что в большинстве случаев основной целью музейной педагогики является информационно-образовательная деятельность, а не воспитательная.

Таким образом, в настоящее время существует противоречие между возможностями использования музейной педагогики в профессиональном воспитании студентов вуза физической культуры и практикой применения данной деятельности.

Вместе с тем, в контексте актуальности использования музейной педагогики в процессах формирования гражданственности и олимпийского образования студентов необходимо отметить положительные тенденции в увеличении количества музеев спорта, олимпизма или отдельных коллекций на данную тематику в отраслевых или краеведческих собраниях, которые несомненно способствуют развитию олимпийского образования различных категорий населения.

С ростом коллекций, как правило, вырастает объем работы по олимпийскому образованию в музеях. Подмечено, что на основе материалов музея, когда процесс

олимпийского образования учащихся ведется наглядно, вызывая рефлексию, и работа протекает более эффективно. Однако необходимо отметить, что данная деятельность зачастую ведется интуитивно, бессистемно.

В то же время, в нашей стране и за рубежом накоплен опыт развития музейной педагогики, как науки возникшей на стыке педагогики, психологии, музееведения, искусства и краеведения. Основная цель музейной педагогики - создание условий для развития личности, путём включения её в многообразную деятельность музея.

Актуальность изучения возможностей музейной педагогики в учебно -воспитательном процессе вуза подтверждается и тем, что к сегодняшнему моменту при большинстве вузов функционируют музеи и существует потребность в научно и методически обоснованных рекомендациях, направленных на повышение эффективности их использования в системе высшего образования.

Таким образом, можно констатировать, что использование музейной педагогики в системе высшего образования подразумевает определенную инновационность, нуждающуюся в методическом обосновании и экспериментальной апробации, что определяет формулировку второго педагогического условия ключевой идеи данной работы.

Третье педагогическое условие подразумевает разработку и реализацию комплекса соответствующих учебно-методических средств

Учебно-методические средства являются разновидностью педагогических средств. Согласно педагогическому словарю средства в педагогике представляют собой материальные объекты и предметы духовной культуры, предназначающиеся для организации и осуществления педагогического процесса и выполняющие функции развития учащихся; предметная поддержка педагогического процесса, а также разнообразная деятельность, в которую включаются воспитанники: труд, игра, учение, общение, познание (Педагогический словарь Г.М. Коджаспировой, А.Ю. Коджаспирова, 2001).

С учетом структуры педагогического процесса формирования гражданственности студентов вуза физической культуры и системы олимпийского образования, реализуемой в Уральском государственном университете физической культуры, для каждого этапа были разработаны соответствующие учебно-методические материалы. Использование учебно-методических средств предполагалось в процессе реализации спецкурса «История олимпийского движения», «История спортивной символики и атрибутики», а также обязательного предмета - «История физической культуры». Кроме того, были разработаны методические рекомендации для самостоятельной работы студентов в области олимпийского образования, подготовки к конкурсам знатоков олимпизма, самостоятельного проведения тематических мероприятий с различными категориями граждан. Общая схема использования учебно-методических средств формирования гражданственности студентов вуза в процессе олимпийского образования представлена в таблице 1 и отражает основные направления реализации олимпийского образования со студенческой молодежью в Уральском государственном университете физической культуры.

Таблица 1

Общая схема использования учебно-методических средств формирования гражданственности студентов вуза в процессе олимпийского образования

Направление работы Разработанные учебно-методические средства

Аудиторные занятия («история физической культуры», «история олимпийского движения», «история спортивной символики и атрибутики») Учебно-методический комплекс, фонды оценочных средств, методические рекомендации

Направление работы Разработанные учебно-методические средства

Самостоятельная работа студентов Методические пособия

Подготовка к участию в конкурсах (знатоков олимпизма, научных работ) Методические рекомендации, справочник

Подготовка к самостоятельному проведению тематических мероприятий Методические рекомендации

Выделение соответствующих направлений работы, а также содержание и методическое выстраивание материала в разработанных учебно-методических средствах требуют апробации в ходе опытно-экспериментальной работы. Представляется также, что представленные в данной таблице средства в значительной мере дополняют комплекс педагогических условий, придавая ему методическую завершенность.

Все описанные педагогические условия составляют единый комплекс, то есть обладают свойством взаимного усиления. Предполагается, что их комплексная реализация в рамках модели формирования гражданственности студентов вуза физической культуры в процессе олимпийского образования позволит добиться более высокой эффективности педагогического процесса. Обобщенно соответствующую модель можно представить следующим образом (рисунок 1).

и

о

4 о

о sa и

S

и

о

Ч о

а

О

и

Т -

п о н и

Я

а

а -

а О

Социальный заказ:

формирование гражданственности молодёжи в РФ повышение качества олимпийского образования учащихся

Цель - формирования гражданственности студентов вуза физической культуры в процессе

олимпийского образования

Методы: проектов; музейной ^ педагогики Средства: музейные экспозиции, выставки наглядные пособия, мультимедиа

Формы: аудиторные, внеадиторные, дистанционные

Педагогические условия 1 обеспечение высокой степени вариативности и индивидуализации форм и содержания педагогического процесса; 2 использование соответствующей материально-пространственной среды, подразумевающей использование музейной педагогики; 3 разработка и реализация комплекса соответствующих учебно-методических средств

®2

и а

Критерии: когнитивный, эмоционально-ценностный; мотивационно-поведенческий

Уровни: высокий, средний, низкий

Результат: достижение высокого уровня гражданственности студентами вуза физической

культуры

Рисунок 1. Педагогическая модель формирования гражданственности студентов вуза физической культуры в процессе олимпийского образования

https://mir-nauki.com

Как показано на рисунке 1, в соответствии с социальным заказом и его конкретизацией относительно контингента участников данного исследования моделированный педагогический процесс преследует цель - формирование гражданственности студентов вуза физической культуры в процессе олимпийского образования, что отмечено в целевом блоке модели.

Организационно-методический блок модели отражает систему рекомендуемых форм, методов и средств, а также комплекс внедряемых педагогический условий формирования гражданственности студентов вуза физической культуры в процессе олимпийского образования. Подобранные формы, методы и средства определены содержанием комплекса педагогических условий и специфики образовательного процессе высшей школы.

Заключительным блоком представленной модели является оценочно-результативный, отражающий общую направленность критериально оценочных средств, ориентирующих на структуру понятия «гражданственность», а также ожидаемый результат педагогического процесса - достижение высокого уровня сформированности гражданственности студентом вуза физической культуры.

Представленная модель и комплекс педагогических условий нуждаются в опытно-экспериментальном обосновании эффективности, что является следующим этапом данного исследования.

В процессе анализа теории и практик формирования гражданственности студентов вуза физической культуры, реализации олимпийского образования и актуальной нормативной базы был сформулирован и обоснован комплекс педагогических условий, определяющий эффективность рассматриваемых процессов. Первое педагогические условие подразумевает обеспечение высокой степени вариативности и индивидуализации форм и содержания педагогического процесса. Второе условие заключается в использовании соответствующей целям педагогического процесса материально-пространственной среды, подразумевающей применение музейной педагогики. Третье педагогическое условие подразумевает разработку и реализацию комплекса соответствующих задачам педагогического процесса учебно-методических средств. Рассматриваемый комплекс органично вписан в модель формирования гражданственности студентов вуза физической культуры в процессе олимпийского образования и нуждается в экспериментальном обосновании, что является следующим этапом данного исследования.

Выводы

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ипполитова, Н.В. Анализ понятия «педагогические условия»: сущность, классификация / Н.В. Ипполитова, Н. Стерхова // General and Professional Education. - 2012. - № 1. - С. 8-14.

2. Красноок, З.П. Гражданско-патриотическое воспитание и тенденция дегероизации общества / З.П. Красноок, Ю.Н. Попова, С.В. Кабанова, Л.А. Корнилова // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. - 2017. - № 129. - С. 391402.

3. Красноок, З.П. Духовные ценности как фактор гражданского становления молодежи / З.П. Красноок // Межкультурная коммуникация и проблемы толерантности (междисциплинарный подход): материалы Международной научной конференции. - 2017. - С. 95-101.

4. Крымова, Д.А. Формирование гражданской позиции в коллективной творческой деятельности / Д.А. Крымова // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. - 2016. - № 48. - С. 77-84.

5. Крюкова, Т.Б. К вопросу о понятии и сущности феномена «гражданственность» в психолого-педагогических исследованиях / Т.Б. Крюкова, Е.Ю. Моисеев // Состояние и перспективы развития электро- и теплотехнологии: материалы международной научно-технической конференции. - 2015. - С. 148-151.

6. Найн, А.Я. Современный словарь-справочник молодого исследователя / А.Я. Найн, З.М. Уметбаев. - Челябинск; Магнитогорск: МаГУ, 2007 - 115 с.

7. Пяткова, Т.Л. Возможности музейной педагогики для формирования навыков учебно-исследовательской деятельности школьников / Т.Л. Пяткова // Инфорурок: библиотека материалов [электронный ресурс]. - Режим доступа: https://infourok.ru/material.html?mid=151600 (дата обращения 21.12.2018).

8. Солдатенков, Ф.Н. Формирование мотивации к учебе у студентов непедагогических специальностей средствами олимпийского образования в условиях педагогического вуза / Ф.Н. Солдатенков // Теория и практика физической культуры. - 2017. - № 8. - С. 41-43.

9. Шакирова, М.В. Воспитание гражданственности студентов на основе олимпийских знаний / М.В. Шакирова // Омский научный вестник. - 2011. - № 2.

- с. 161-163.

10. Шарипов, М.Ф. Олимпийское образование бакалавров физической культуры в контексте модернизации федерального государственного образовательного стандарта / М.Ф. Шарипов, И.Н. Селиверстова // Мир науки. - 2018. - Т. 6. - № 3.

- С. 59.

Shakirova Mariya Vyacheslavovna

Urals state university of physical culture, Chelyabinsk, Russia

E-mail: Shakirova_Maria@bk.ru

Sharipov Marat Foatovich

Urals state university of physical culture, Chelyabinsk, Russia

E-mail: girewik1987@bk.ru

Pedagogical conditions for the formation of citizenship of students of the physical culture university

under the Olympic education

Abstract. The article is devoted to the consideration of the pedagogical conditions content for the formation of citizenship of students of the physical culture university under the Olympic education. The authors note that the civil-patriotic aspect of training students of the physical culture university is reflected in the educational standard, which determines the need for a scientific search in this direction. Based on the earlier studies the authors write that the Olympic education contributes to the formation of citizenship of students of the physical culture university, while respecting the complex of relevant pedagogical conditions. Understanding the pedagogical conditions as a set of objective possibilities, forms, means, methods, pedagogical techniques and material-spatial environment conducive to the achievement of the goal set in the study, the authors formulate and justify a triad constituting the complex developed by them. The first pedagogical condition implies the provision of a high degree of variability and individualization of the forms and content of the pedagogical process. The second condition is to use the material-spatial environment corresponding to the objectives of the pedagogical process, which implies the use of museum pedagogy. The third pedagogical condition implies the development and implementation of a complex of educational-methodical tools corresponding to the tasks of the pedagogical process. In conclusion, the authors conclude that it is necessary to experimentally substantiate the developed complex, which is predicted by them as the next stage of this study.

Keywords: citizenship; formation of citizenship; student of the physical culture university; Olympic education; variability; individualization; museum pedagogy; pedagogical condition; teaching and methodical means

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.