УДК 373.31:37.035.6 DOI 10.37972/chgpu.2023.119.2.019
Н. В. Смирнова
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ
Культурно-выставочный центр «Радуга», г. Чебоксары
Аннотация. В статье рассматривается актуальная проблема формирования гражданской идентичности обучающихся начального звена общеобразовательной школы. Автор, ссылаясь на имеющиеся исследования по этой проблеме и результаты собственной деятельности, дает краткую характеристику сущности формирования гражданской идентичности и ее роли в общем воспитательном процессе школы. Сформированность гражданской идентичности обучающихся предполагает наличие трех взаимосвязанных компонентов: когнитивного (знание о причастности к определенной социальной общности), эмоционально-ценностного (умение анализировать события общественной жизни, а также принимать и уважать правовые основы государства и общества), дея-тельностного (умение определять индивидуальное поведение в обществе и вести активный социальный образ жизни). Путем анализа современной литературы по проблеме исследования автором выявлены и сформулированы следующие педагогические условия формирования гражданской идентичности младших школьников: знание педагогами компонентов понятия «гражданская идентичность», учет психологических и возрастных особенностей младших школьников; использование в педагогической деятельности технологий музейной педагогики; организация внеклассных мероприятий по патриотическому воспитанию. В статье также представлена характеристика вышеназванных педагогических условий. Автором особое внимание уделено технологиям музейной педагогики, которые позволяют через усвоение культуры родной страны и народов, живущих в непосредственной близости, формировать основы культурного общения, ценности и ориентации личности. В статье сделан вывод о том, что младший школьный возраст является наиболее благоприятным для проведения результативной работы по формированию и развитию гражданской идентичности обучающихся при соблюдении выявленных педагогических условий.
Ключевые слова: гражданская идентичность, формирование гражданской идентичности, педагогические условия, музейная педагогика, компоненты гражданской идентичности, культурно-образовательная среда
N. V. Smirnova
PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR THE FORMATION
OF CIVIL IDENTITY IN JUNIOR SCHOOLCHILDREN
IN CULTURAL AND EDUCATIONAL ENVIRONMENT
Cultural and Exhibition Center "Raduga ", Cheboksary, Russia
Abstract. The article deals with the actual problem of the formation of civil identity of primary schoolchildren. The author, referring to research in the field of this problem and to the results of her own activities, gives a brief description of the essence of the formation of civil identity and its role in the general educational process of a secondary school. The formation of students' civil identity presupposes the presence of three interrelated components: cognitive (knowledge of belonging to a certain social community); emotional and value-based (the ability to analyze the facts of public life, as well as to accept and respect the legal foundations of the state and society); activity-based (the ability to determine individual behavior in society and take an active part in the life of the country). By analyzing modern literature on the problem
of the formation of the civic identity of students, the author identified and formulated the following pedagogical conditions: knowledge by teachers of the components of the concept of civil identity; taking into account the psychological and age characteristics of junior schoolchildren; the use of technologies of museum pedagogy in pedagogical activity; organization of extra-curricular activities for patriotic education. The article also presents the characteristics of the pedagogical conditions for the effective formation of the civil identity of primary school students. The author pays special attention to the technologies of museum pedagogy, which allow, through the assimilation of the culture of the native country and peoples living in close proximity, to form the basis of cultural communication, values and orientation of the individual. The article concludes that the younger school age is the most favorable for effective work on the formation and development of civil identity of students in compliance with the identified pedagogical conditions.
Keywords: civil identity, civil identity formation, pedagogical conditions, museum pedagogy, components of civil identity, cultural and educational environment
Введение. Сегодня, в условиях меняющейся действительности, культурно-образовательное пространство общества призвано всячески способствовать становлению личности человека - гражданина и патриота, жизнеспособного и мобильного члена общества. Безусловно, формирование гражданской идентичности подрастающего поколения, являющееся важной частью патриотического воспитания, выступает залогом стабильного развития страны в будущем, укрепления ее единства и целостности.
Проблема формирования идентичности человека в современном обществе весьма актуальна, так как, по мнению ряда авторов (А. Г. Асмолов [1], Т. В. Водолажская [4], Л. В. Соколова [8]), понятие «гражданская идентичность» имеет крайне неустойчивую и постоянно меняющуюся характеристику.
Несмотря на многообразие теоретических исследований, нами установлено противоречие между задачей формирования гражданской идентичности младших школьников в культурно-образовательной среде и недостаточно эффективным ее решением в практике общеобразовательной школы. Проблема исследования состоит в изучении возможностей использования технологии музейной педагогики в воспитании обучающихся, в частности, в формировании гражданской идентичности учащихся начальных классов.
Целью данной статьи является выявление и характеристика педагогических условий эффективного формирования гражданской идентичности младших школьников в культурно-образовательной среде.
Актуальность исследуемой проблемы. Актуальность исследования обусловлена тем, что, во-первых, формирование у подрастающего поколения гражданской идентичности выступает одной из важных задач образовательных организаций. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года определяет, что «приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины, и формирование у детей высокого уровня духовно-нравственного развития, чувства причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России» [9].
Во-вторых, федеральные стандарты, стратегии, доктрины и государственные программы Российской Федерации предполагают, что формирование и развитие идентичности личности должны быть ориентированы на принципы культурно-этнического наследия, исторической памяти и уважения к прошедшим важным историческим событиям в России. В работах А. Г. Асмолова, Е. Е. Вяземского, О. Ю. Стреловой и других ученых четко обозначено, что образование должно быть ориентировано на национальные идеалы. На практике же не всегда учитываются современные возможности этнопедагогики.
В связи с этим концепция формирования новой гражданской идентичности должна учитывать этот педагогический элемент.
В-третьих, несмотря на несомненную актуальность проблемы формирования и развития гражданской идентичности обучающихся начальных классов, следует отметить, что ученые-педагоги не имеют возможности дать однозначный ответ на вопрос «Каковы реальные педагогические условия, способствующие результативному формированию гражданской идентичности обучающихся начального звена общеобразовательной школы средствами музейной педагогики?».
Материал и методы исследования. В процессе работы нами были проанализированы различные источники в аспекте исследуемой проблемы, изучены нормативно-правовые документы, опыт работы учителей начальных классов по организации учебной и внеурочной деятельности обучающихся, а также личный опыт работы в культурно-образовательной среде Чувашской республиканской общественной организации «Культурно-выставочный центр Радуга» г. Чебоксары в качестве директора.
Результаты исследования и их обсуждение. Педагогическая наука исследует проблему формирования гражданской идентичности обучающихся в русле проблем воспитания личности. С разных аспектов данный вопрос изучали В. Л. Абушенко, Н. В. Антонова, П. Бергер, О. А. Борисова, А. Б. Гофман, О. А. Карабанова, И. В. Кожанов, Т. Во-долажская, В. Н. Ефименко, А. А. Леонтьев и др. Роль школьного музея в формировании гражданской идентичности обучающихся в своих трудах рассматривали такие педагоги, как Л. В. Соколова, А. В. Молчанова, Ю. А. Дроздова.
Для более полного раскрытия сущностных характеристик основных понятий нашего исследования имеет смысл в целом взглянуть на то, как понимается процесс формирования гражданской идентичности обучающихся современными учеными-педагогами. Изначально идентичность рассматривалась как социальная формация: индивид видит себя таким, каким его видят другие. С 1950-х годов понятие «идентичность» в исследованиях рассматривается с позиции «кем человек является в обществе» [6].
В нашем исследовании мы вслед за Т. В. Водолажской идентичность понимаем как свойство человеческой психики, заключающееся в том, что человек, по своей сути, выражает то, как он представляет себе соотнесенность к различным (социальным, национальным, профессиональным, языковым, политическим, религиозным, расовым и т. д.) группам или общностям или сопоставляет себя с тем или иным человеком как воплощение характерных для этих групп или общностей черт [4].
Мы считаем, что гражданская идентичность имеет личностный смысл, который определяет общее отношение человека к окружающему миру. Человек имеет право на свободный выбор и самоопределение и в то же время должен уважать право других людей делать свой собственный выбор.
По мнению С. О. Буранок и Я. А. Левина, способы формирования гражданской идентичности обучающихся в образовательных и культурно-просветительских организациях предполагают совершенно новые подходы к теории и практике данной деятельности. Авторы считают, что современные вызовы общества и изменения в мире, обозначенные в федеральных образовательных, профессиональных и историко-культурных стандартах, а также во многих постановлениях правительства РФ, государственных программах и стратегиях, требуют инновационной концепции формирования гражданской идентичности личности обучающихся [3].
По данным многочисленных исследований младшие школьники имеют недостаточные знания о своей Родине, многие не совсем правильно понимают словосочетания «семейные традиции», «семейные ценности» и т. д. Разработчики Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования дают ориентиры
на «личностное развитие обучающихся, в том числе духовно-нравственное и социокультурное, включая становление их российской гражданской идентичности как составляющей их социальной идентичности, представляющей собой осознание индивидом принадлежности к общности граждан Российской Федерации, способности, готовности и ответственности выполнения им своих гражданских обязанностей, пользования прав и активного участия в жизни государства, развития гражданского общества с учетом принятых в обществе правил и норм поведения» [11].
Теоретический анализ литературных источников позволил нам выделить компоненты гражданской идентичности:
- когнитивный (теоретические знания школьника о том, к какой социальной общности он принадлежит);
- эмоционально-ценностный (умение анализировать факты, происходящие в обществе; понимание правовых основ государства);
- деятельностный (умение определять индивидуальное поведение в обществе и принимать активное участие в жизни страны) [1].
Следует отметить, что разные авторы предлагают от трех до четырех компонентов в структуре гражданской идентичности. В связи с тем что в младшем школьном возрасте важную роль играют эмоционально-ценностная и деятельностная составляющая гражданской идентичности, мы не стали включать в структуру компонент, раскрывающий позитивное или негативное отношение к своей принадлежности. Также отметим, что когнитивный компонент гражданской идентичности в исследуемом процессе необходим, но не может быть доминирующим.
Таким образом, нами были определены требования к результатам формирования гражданской идентичности учеников начальных классов, которые мы рассматриваем как уровни сформированности гражданской идентичности (первый, второй и третий уровни, которые в целом соответствуют компонентам гражданской идентичности). По нашему мнению, первый уровень должен включать в себя компетенцию, которая предполагает сформированность социальных знаний, иными словами, обучающийся младших классов должен знать социальные нормы, социально одобряемые и неодобряе-мые формы поведения. На втором уровне ученик уже должен быть знаком с основными ценностями общества и начинать приобретать опыт активного взаимодействия с этими ценностями. На третьем уровне учащиеся приобретают опыт самостоятельного социального поведения.
Исходя из вышесказанного, для эффективного формирования гражданской идентичности младших школьников педагогам необходимо реализовать следующие педагогические условия:
- знать компоненты гражданской идентичности и учитывать психологические, возрастные особенности младшего школьника;
- использовать в работе с обучающимися технологии музейной педагогики;
- организовывать внеклассные мероприятия патриотической направленности.
В соответствии с первым педагогическим условием эффективного формирования гражданской идентичности младших школьников педагогу нужно не только знать структуру гражданской идентичности, но и владеть компетенциями для формирования личностных качеств обучающихся.
Например, для достижения результатов первого уровня (когнитивный компонент) необходима организация обмена между учениками и носителями позитивного социального опыта, чтобы дети могли идентифицировать себя с этим человеком и учиться у него позитивным образцам для подражания. Т. К. Беляева, А. Г. Пухова, Н. Б. Солодова считают, что в рамках когнитивного компонента педагогу необходимо также вести работу
по ознакомлению учеников с территориями и границами нашей страны, ее географическими особенностями, государственной символикой, народами и этническими группами [2].
Для формирования у детей эмоционально-ценностного компонента очень важно их взаимодействие между собой в социальной среде, так как именно в такой обстановке школьники получают возможность применять полученные ими социальные знания. Показатели этого уровня включают в себя наличие у учащегося чувства патриотизма и гордости за свою страну, положительное отношение к своей национальной принадлежности, толерантное и уважительное отношение к окружающим людям (одноклассникам, учителям, друзьям, знакомым и т. д.), уважение к семье и семейным традициям, любовь к живой природе.
Достижение третьего уровня (деятельностный компонент) предполагает предоставление учащимся возможности приобрести опыт активной социальной деятельности в окружающем их обществе. Показатели деятельностного (поведенческого) компонента:
1) участие в соответствующих возрасту школьных мероприятиях;
2) способность взаимодействовать на равных на основе взаимного уважения и принятия;
3) способность конструктивно разрешать возникающие конфликты;
4) толерантное отношение к мнениям, убеждениям и идеям других людей;
5) активное участие в общественной жизни своей страны, города, школы и класса (посильное участие в благотворительных акциях; интерес к событиям в стране и мире; посещение театров, музеев, библиотек; ведение здорового образа жизни и т. д.);
6) соблюдение нравственных и гражданских норм поведения в отношениях с близкими дома, со взрослыми и сверстниками в школе, а также на внеклассных занятиях и различных мероприятиях.
Мы считаем, что учет возрастных и психологических особенностей младшего школьника (сговорчивость, уступчивость, гипнабельность, признание доминирующего авторитета учителя) оказывает положительное влияние на формирование гражданской идентичности. Н. А. Казак пишет о том, что развитие личности ребенка в первые годы обучения в школе характеризуется тем, что он сталкивается с широким спектром норм и правил поведения, которыми должен руководствоваться в своих отношениях с людьми в различных ситуациях. Ребенок активно усваивает моральные нормы и правила поведения. Сформированные в этом возрасте нравственные качества становятся неотъемлемой и органичной частью личности ребенка [5].
Итак, обучающиеся начальных классов отличаются повышенной чувствительностью к внешним воздействиям (готовность и интерес к новой информации), интересом к окружающему миру (интерес к явлениям и событиям, происходящим в мире) и способностью к подражанию. В связи с тем что младший школьный возраст характеризуется гибкостью, определенной внушаемостью, надежностью и склонностью к подражанию и уважению, учителя, выступающие в роли авторитетов, создают благоприятные предпосылки для формирования личности ребенка и его гражданской идентичности.
Таким образом, анализ литературы позволяет нам констатировать, что для формирования гражданской идентичности лучше всего подходят младшие классы. Это связано с тем, что школьники стремятся познавать мир и получать новые впечатления, интересуются общественной жизнью и взаимоотношениями в ней.
В соответствии со вторым педагогическим условием нам необходимо рассмотреть возможности технологий музейной педагогики в формировании гражданской идентичности младших школьников.
Музейная педагогика в нашей стране начала зарождаться в конце XIX века. В то время роль музеев в образовании анализировали представители экскурсионных школ, такие как
Н. А. Гейнике и Б. Е. Райков. Свой вклад в развитие музейной педагогики внесли и академики А. В. Луначарский, Н. И. Романов, А. В. Бакушинский, П. А. Флоренский.
Педагоги, использующие в учебно-воспитательном процессе технологии музейной педагогики, выбирают различные формы и методы работы. Например, М. Ю. Юхневич рассматривает следующие основные формы культурно-образовательной деятельности музея: экскурсии, лекции, консультации, научные чтения, клубы, конкурсы, встречи, концерты (литературные вечера, театральные постановки, кинопоказы), праздники, исторические игры [12].
Ярким примером творческого взаимодействия музейных и школьных педагогов является деятельность Чувашской республиканской общественной организации «Культурно-выставочный центр «Радуга» (КВЦ «Радуга», г. Чебоксары), основателем и директором которой является Смирнова Нина Васильевна. Сегодня КВЦ «Радуга» - выставочный центр с несколькими залами различных экспозиций. Контингент посетителей центра разнообразен: воспитанники детских садов, школьники, студенты, коллективы предприятий, семьи и пенсионеры. Центром разработаны и реализуются 11 социально-образовательных проектов, в которых участвуют не только педагоги и музейные работники, но и врачи и бизнесмены.
Одно из основных и важных направлений деятельности КВЦ «Радуга» - это гражданское воспитание детей на основе музейно-образовательной программы «Здравствуй, музей!» службы «Российский центр музейной педагогики и детского творчества» Государственного Русского музея (г. Санкт-Петербург). Программа разработана коллективом авторов под руководством Б. А. Столярова [10].
Мы глубоко уверены в том, что музей - это не только специально организованное культурно-образовательное и историческое пространство, где хранятся документальные и материальные артефакты. Сотрудники музеев активно участвуют в формировании основных личностных качеств - гражданственности, честности, толерантности и милосердия, которыми обладают истинные патриоты Родины. Чем раньше дети войдут в культурно-образовательную среду музея, тем раньше они получат необходимые знания, которые помогут им в стимулировании культурных потребностей, устремлений и, в конечном итоге, сформированности гражданской идентичности. В то же время музеи играют значимую роль в отражении особенностей социально-исторического и культурного развития республики и региона, помогая младшему школьнику глубже усвоить богатую историю республики, города и страны, расширить знания, полученные на школьных уроках в рамках конкретных учебных программ.
Следующее выявленное нами педагогическое условие - организация внеклассных мероприятий патриотической направленности. Что касается формирования гражданской идентичности учащихся начальной школы, то сущность воспитательной деятельности в этом направлении заключается в систематическом проведении мероприятий, которые позволят младшему школьнику лучше узнать историю, традиции и культуру своего народа, края и Родины. Участвуя и защищая честь школы в различных конкурсах и олимпиадах, посещая всевозможные выставки, отражающие достижения чувашских и российских мастеров, художников, архитекторов, спортсменов, школьники начинают лучше понимать смысл понятия «гордость за свою семью, школу, Родину». Следует отметить, что истинный патриотизм гуманистичен по своей природе, уважителен к другим народам и странам, их обычаям и традициям, неразрывно связан с культурой малой родины и межнациональных отношений.
Мы согласны с классификацией гражданско-патриотических воспитательных ори-ентаций, предложенной Е. В. Мусиной, и считаем, что такая работа оказывает благоприятное влияние на воспитательный процесс по формированию гражданской идентичности
обучающихся. Краткое содержание данных мероприятий:
- прославление воинов, погибших при защите Отечества;
- формирование у учеников понимания своей роли в служении Родине;
- воспитание неподдельного уважения к национальной принадлежности, гордости за Родину и почитания символов Российской Федерации;
- изучение этнических традиций в быту и семейных отношениях;
- воспитание готовности к выполнению обязанностей по самоотверженному служению Родине и ее защите [7].
Сегодня российскому народу важно сохранить у молодого поколения присущую патриоту непоколебимую убежденность и веру в возможности России, воспитать у детей чувство ответственности за судьбу Родины.
Выводы. Формирование гражданской идентичности у детей младшего школьного возраста в культурно-образовательной среде - процесс сложный и последовательный, который ориентирован на принципы сознательности и активности, систематичности и последовательности, учета возрастных и индивидуальных особенностей, ограниченного социального и нравственного опыта детей. Немаловажным в данном вопросе является использование принципа преемственности в сочетании с реализацией педагогических условий эффективного формирования у дошкольников гражданской идентичности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Асмолов А. Г. Как рождается гражданская идентичность в мире образования: от феноменологии к технологии : монография : в 2 ч. - М. : Знание, 2011. - Ч. 1. - 112 с.; Ч. 2. - 339 с.
2. Беляева Т. К., Пухова А. Г., Солодова Н. Б. Курс «География России» как основа формирования гражданской идентичности учащихся [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. -2015. - № 3. - Режим доступа : https://science-education.ru/ru/artide/view?id=20093 (дата обращения: 06.07.2023).
3. Буранок С. О., Левин Я. А. Педагогические условия формирования гражданской идентичности // Самарский научный вестник. - 2021. - Т. 10, № 4. - С. 247-251. - DOI 10.17816/snv2021104302.
4. Водолажская Т. В. Идентичность гражданская // Образовательная политика. - 2010. - № 5-6(43-44). -С. 140-141.
5. Казак Н. А. Формирование основ гражданской идентичности младших школьников [Электронный ресурс]. - Режим доступа : https://infourok.ru/ (дата обращения: 06.07.2023).
6. Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь. - М. : Академия, 2001. - 176 с.
7. Мусина Е. В. Патриотическое воспитание школьников : учебно-методическое пособие. - Белгород : ИД «Белгород» НИУ «БелГУ», 2013. - 156 с.
8. Соколова Л. В. Формирование гражданской идентичности обучающихся средствами школьного музея // Педагогический опыт: от теории к практике : материалы IV Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 22 янв. 2018 г.) / редкол. : О. Н. Широков и др. - Чебоксары : Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс», 2018. - С. 212-221.
9. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утв. распоряжением Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р) [Электронный ресурс]. - Режим доступа : https://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_180402/400951e1bec44b76d470a1deda8b17e988c587d6/ (дата обращения: 06.07.2023).
10. Учись смотреть и видеть: учебный курс для первого года обучения : музейно-педагогическая программа «Здравствуй, Музей!»: раздел «Мир музея» / Б. А. Столяров, Т. А. Барышева, О. Р. Лузе, Л. А. Гольтякова. -4-е изд., испр. и доп. - СПб. : Изд-во Политехн. ун-та, 2017. - 120 с.
11. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержден приказом Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. № 286 [Электронный ресурс]. - Режим доступа : https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/400807193/ (дата обращения: 06.07.2023).
12. Юхневич М. Ю. Образовательный музей (педагогический, школьный, детский). - М. : СТОиК, 2007. - 167 с.
Статья поступила в редакцию 28.07.2023 REFERENCES
1. Asmolov A. G. Kak rozhdaetsya grazhdanskaya identichnost' v mire obrazovaniya: ot fenomenologii k tekhnologii : monografiya : v 2 ch. - M. : Znanie, 2011. - Ch. 1. - 112 s.; Ch. 2. - 339 s.
2. Belyaeva T. K., Puhova A. G., Solodova N. B. Kurs «Geografiya Rossii» kak osnova formirovaniya gra-zhdanskoj identichnosti uchashchihsya [Elektronnyj resurs] // Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. - 2015. -№ 3. - Rezhim dostupa : https://science-education.ru/ru/article/view?id=20093 (data obrashcheniya: 06.07.2023).
3. Buranok S. O., Levin Ya. A. Pedagogicheskie usloviya formirovaniya grazhdanskoj identichnosti // Sa-marskij nauchnyj vestnik. - 2021. - T. 10, № 4. - S. 247-251. - DOI 10.17816/snv2021104302.
4. Vodolazhskaya T. V. Identichnost' grazhdanskaya // Obrazovatel'naya politika. - 2010. - № 5-6(43-44). -S. 140-141.
5. Kazak N. A. Formirovanie osnov grazhdanskoj identichnosti mladshih shkol'nikov [Elektronnyj resurs]. -Rezhim dostupa : https://infourok.ru/ (data obrashcheniya: 06.07.2023).
6. Kodzhaspirova G. M., Kodzhaspirov A. Yu. Pedagogicheskij slovar'. - M. : Akademiya, 2001. - 176 s.
7. Musina E. V. Patrioticheskoe vospitanie shkol'nikov : uchebno-metodicheskoe posobie. - Belgorod : ID «Belgorod» NIU «BelGU», 2013. - 156 s.
8. Sokolova L. V. Formirovanie grazhdanskoj identichnosti obuchayushchihsya sredstvami shkol'nogo muzeya // Pedagogicheskij opyt: ot teorii k praktike : materialy IV Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. (Cheboksary, 22 yanv. 2018 g.) / redkol. : O. N. Shirokov i dr. - Cheboksary : Centr nauchnogo sotrudnichestva «Interaktiv plyus», 2018. - S. 212-221.
9. Strategiya razvitiya vospitaniya v Rossijskoj Federacii na period do 2025 goda (utv. rasporyazheniem Pravitel'stva RF ot 29.05.2015 № 996-r) [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa : https://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_180402/400951e1bec44b76d470a1deda8b17e988c587d6/ (data obrashcheniya: 06.07.2023).
10. Uchis' smotret' i videt': uchebnyj kurs dlya pervogo goda obucheniya : muzejno-pedagogicheskaya programma «Zdravstvuj, Muzej!»: razdel «Mir muzeya» / B. A. Stolyarov, T. A. Barysheva, O. R. Luze, L. A. Gol'tya-kova. - 4-e izd., ispr. i dop. - SPb. : Izd-vo Politekhn. un-ta, 2017. - 120 s.
11. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart nachal'nogo obshchego obrazovaniya, utverzhden prikazom Ministerstva prosveshcheniya RF ot 31 maya 2021 g. № 286 [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa : https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/400807193/ (data obrashcheniya: 06.07.2023).
12. Yuhnevich M. Yu. Obrazovatel'nyj muzej (pedagogicheskij, shkol'nyj, detskij). - M. : STOiK, 2007. - 167 s.
The article was contributed on July 28, 2023
Сведения об авторе
Смирнова Нина Васильевна - директор Культурно-выставочного центра «Радуга», г. Чебоксары, Россия, https://orcid.org/0009-0006-6845-8968, nsmirnova67@yandex.ru
Author Information
Smirnova, Nina Vasilyevna - Director of the Cultural and Exhibition Center "Raduga", Cheboksary, Russia, https://orcid.org/0009-0006-6845-8968, nsmirnova67@yandex.ru