Научная статья на тему 'ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ИСТОРИЧЕСКОГО КРАЕВЕДЕНИЯ'

ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ИСТОРИЧЕСКОГО КРАЕВЕДЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
552
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕРОССИЙСКАЯ ГРАЖДАНСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / ИСТОРИЧЕСКОЕ САМОСОЗНАНИЕ / ПАТРИОТИЗМ / ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНИК / СУБЪЕКТНЫЙ ПОДХОД / ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ / МУЗЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Полежаев Д.В., Казачкова С.П.

В статье проводится теоретический анализ государственно-правовых оснований гражданско-патриотического воспитания обучающихся начальной школы. Ставится проблема поиска содержательно-смысловых составляющих общероссийской гражданской идентичности школьников. Актуализируется субъектный подход в образовании. Подчеркивают роль школьного музейного пространства, обеспечивающего ментальные опоры гражданского становления учащихся. Опора на воспитательный потенциал вспомогательных исторических дисциплин способствует формированию необходимых условий становления общероссийской гражданской идентичности младших школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CIVIL-PATRIOTIC EDUCATION OF YOUNGER SCHOOLS BY MEANS OF HISTORICAL LOCAL STUDIES

The article provides a theoretical analysis of the state and legal foundations of civil-patriotic education of primary school students. The local history component is considered as the leading component of the educational process in the educational organization. The authors pose the problem of finding the content-semantic components of the all-Russian civic identity of schoolchildren in its criterion measurement. Some practical ones are offered - within the framework of pedagogical diagnostics, “measuring instruments” of the historical self-awareness of junior schoolchildren. Identity is understood as an individual's comparison of himself with other individuals, social groups and societies of a large historical, cultural and civilizational format. In the process of self-identification, the student perceives psychological mental attitudes from all the subjects around him, therefore the civic "quality" of the closest and large social environment is very important. The subject approach is actualized in modern Russian education, within the framework of which all participants in the educational process have their own position, which is interested in the results of students' upbringing. Practically significant examples of existing problem situations and options for their resolution are given. Some guidelines for the positive formation of the all-Russian civic identity of schoolchildren are fixed. The authors emphasize the role of the school museum space and museum pedagogy as a social and pedagogical phenomenon that provides mental and value supports for the civil formation of younger students. The authors propose value-semantic guidelines of historical local history as a thematic direction in the organization of educational research and social-project activities of students. Reliance on the educational potential of auxiliary historical disciplines contributes to the formation of the necessary conditions for the formation of an all-Russian civic identity of primary schoolchildren.

Текст научной работы на тему «ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ИСТОРИЧЕСКОГО КРАЕВЕДЕНИЯ»

Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского Социология. Педагогика. Психология. Том 8 (74). 2022. № 2. С. 108-124.

УДК 37.017

ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ИСТОРИЧЕСКОГО КРАЕВЕДЕНИЯ

Полежаев Д. В. *, Казачкова С. П.

Волгоградская государственная академия последипломного образования, Волгоград, Россия

E-mail: polezh@maH-ru *

В статье проводится теоретический анализ государственно-правовых оснований гражданско-патриотического воспитания обучающихся начальной школы. Ставится проблема поиска содержательно-смысловых составляющих общероссийской гражданской идентичности школьников. Актуализируется субъектный подход в образовании. Подчеркивают роль школьного музейного пространства, обеспечивающего ментальные опоры гражданского становления учащихся. Опора на воспитательный потенциал вспомогательных исторических дисциплин способствует формированию необходимых условий становления общероссийской гражданской идентичности младших школьников. Ключевые слова: общероссийская гражданская идентичность, историческое самосознание, патриотизм, патриотическое воспитание, младший школьник, субъектный подход, вспомогательные исторические дисциплины, музейная педагогика.

ВВЕДЕНИЕ

Вопрос гражданско-патриотического воспитания в последние годы вновь актуализирован в современном российском образовании. Он занимает умы политиков, ученых исследователей и педагогов-практиков, в особенности потому, что тесно увязывается с вопросом формирования общероссийской гражданской идентичности школьников - как одним из важнейших требований государственного образовательного стандарта. В этой связи становится актуальной и проблема критериально-ценностного измерения гражданской идентичности младших школьников, формирующейся, прежде всего, в процессе гражданско-патриотического воспитания; она связана в том числе с поиском содержательных измерителей - показателей, относительно достоверно проявляющих некоторый уровень этой сформированности [1, с. 44-49]. Краеведческий образовательно-воспитательный школьный компонент выступает важной содержательной составляющей общего учебно-воспитательного процесса в образовательной организации. И это особенно важно и заметно в условиях начальной школы, что связано, прежде всего, с общей заинтересованностью обучающихся и их родителей в освоении ребенком нового социального пространства, весьма заметной в первые годы обучения в школе.

Когда сегодня заходит речь о гражданско-патриотическом воспитании новых поколений россиян, говорится преимущественно о воспитании в условиях образовательной организации, к которому заинтересованные родители школьников, повторим, приглядываются достаточно внимательно - как в претенциозно-

108

поисковом плане, так и с точки зрения взаимопомощи, важной в плане взаимодействия семьи и школы. Но гражданско-патриотическое воспитание - это еще и (а может быть и прежде всего) государственная задача.

Цель статьи. Важно обозначить современные российские нормативно-правовые, государственные основы гражданско-патриотического воспитания обучающихся. Видится необходимым актуализировать историко-краеведческую компоненту патриотического воспитания младших школьников, его философско-методологические и содержательно-методические аспекты. Справедливо рассматривать музейную педагогику и музееведческую работу в школе, как пространство активного и заинтересованного взаимодействия всех субъектов образования в формировании историко-патриотического сознания учащихся начальной школы и формирования основ общероссийской гражданской идентичности.

ИЗЛОЖЕНИЕ ОСНОВНОГО МАТЕРИАЛА

Теоретический анализ государственно-правовых оснований гражданско-патриотического воспитания.

Важнейшие государственные документы фиксируют сегодня общероссийскую гражданскую идентичность и патриотизм в качестве важнейших качеств юного гражданина России. Поправки в Конституцию Российской Федерации 2020 г. необходимо фиксируют этот ряд требований к результатам образования, в том числе требований, которые мы вполне можем сегодня именовать «конституционными».

В этой связи напомним, что в статье 67.1 п. 4. Конституции прямо сказано о приоритетах государственной политики России в области образования, а также о том, что именно «государство создает условия, способствующие всестороннему духовному, нравственному, интеллектуальному и физическому развитию детей, воспитанию в них патриотизма, гражданственности и уважения к старшим» [2]. Полагаем, что требования условий, необходимых для такого развития детей, тоже следует признать конституционно значимыми.

В любом случае важно, что целый понятийно-терминологический ряд, обозначенный в основном законе страны - «духовность», «нравственность», «патриотизм», «гражданственность», «уважение к старшим» - органично, в плане содержательном и структурном, включается в смысловое и ценностное пространство образования, в котором и происходит, на наш взгляд, становление общероссийской гражданской идентичности младших школьников.

Видится необходимым особо указать на документ (принятый относительно недавно, в октябре 2020 г.), который актуализирует проблему формирования исторического самосознания младших школьников в рамках гражданско-патриотического воспитания. Это «Концепция преподавания учебного курса «История России» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы» [3]. В ней отмечается недостаточная преемственность между историческими сведениями, которые

109

преподносятся детям в рамках предмета «Окружающий мир» начальной школы и курсом «История России» основной и средней школы.

«Исторические сведения на уровне начального общего образования, -отмечается в концепции, - даются в определенной взаимосвязи (история семьи, села, города, страны) и закладывают пропедевтические основы для дальнейшего изучения истории. Однако в настоящее время ни ФГОС начального общего образования, ни примерная программа предмета «Окружающий мир» не содержат конкретизацию (перечень) событий общественной и культурной жизни страны в разные исторические периоды, имен выдающихся людей» [3, с. 11-12]. Поэтому в концепции и подчеркивается необходимость конкретизации дидактических единиц материала по истории России, изучаемого в курсе «Окружающий мир». Особо отмечается необходимость учета возрастных особенностей обучающихся начальной школы, что справедливо, поскольку они не могут осваивать материалы той же сложности, что и школьники среднего и, тем более, старшего звена.

Данная концепция, пришла на смену прежнему Историко-культурному стандарту (Учебно-методический комплекс 2013-2014 гг.), в котором, кстати, ни слова не говорилось о роли начальной школы в становлении исторического самосознания современных российских школьников, и вообще о значимости начального уровня общего образования в формировании общероссийской гражданской идентичности обучающихся.

Вместе с тем надо помнить, что первое обращение к истории России в школе происходит именно на уровне начального общего образования. Авторы концепции пишут также, что при изучении входящих в этот курс рассказов по истории России «должна происходить социализация обучающихся путем формирования элементарных историко-культурных представлений, обогащения познавательной и эмоционально-ценностной сфер личности» [3, с. 13]. Конечно, это важно, чтобы исторические знания были представлены во взаимосвязи истории страны и истории родного города или села, своей собственной семьи, что вполне соответствует многоуровневому пониманию общероссийской гражданской идентичности - как национально-государственной, национально-этнической и национально-региональной [4, с. 60-67]. Думается, впрочем, что речь здесь идет не столько о социализации, сколько о становлении именно исторического самосознания ребенка, о формировании его самоощущения в части общей истории нашей страны, о педагогически организованной и направленной самоидентификации юного россиянина. Актуализация вопроса разработки и апробации Историко-культурного стандарта (или «подстандарта» - как производного) для начальной школы, важного с точки зрения гражданско-патриотического воспитания, в том числе на примерах региональной истории, заслуживает исследовательского внимания.

Гражданско-патриотическое воспитание детей средствами исторического краеведения имеет свою специфику, как в плане многоуровневости образования, так и с точки зрения возрастных особенностей, в том числе в области психологии восприятия. Мы исходим здесь в том числе из того, что дети, приходящие в первый класс школы, уже прошли соответствующее направленное образовательно-

110

воспитательное историко-краеведческое воздействие, системно организованное и реализованное в условиях дошкольной образовательной организации.

А некоторые обучающиеся уже в детском садике получили первый - на своем возрастном уровне - опыт проектно-исследовательской работы, разумеется, при поддержке педагогов, родителей и вообще ближайшего социального окружения, а также «дальних», опосредованных социальных субъектов воспитания [5, с. 272-274; 6, с. 209-214]. И этот потенциал учителю начальной школы очень важно использовать в качестве основы дальнейшей организационно-педагогической работы, направленной на становление общероссийской гражданской идентичности.

То есть воспитание в детском саду можно понимать как движение «от семьи к социуму». А общее развитие дошкольника - это не что иное, как «предсоциализация» - подготовка к социальному общению в рамках непосредственного вхождения в окружающий мира - микро-, медиа- и макросоциум. Специфика же начальной школы проявляется в том числе в том, что именно здесь происходит направленное формирование «картины мира» личности [7, с. 5055], которая в дальнейшем задает ему не только векторы интеллектуально-аналитического, ценностно-смыслового и иных планов, но также и фиксирует в этих пространствах определенные ограничения, связанные с познанием и освоением окружающего мира.

Кроме всего прочего, важно помнить, что возраст учащихся начальной школы (особенно, «на выходе» из нее, где мы и должны по идее отследить первый уровень сформированности идентичности) - это своего рода «предподростковый» возраст, где общение начинает выступать как ведущая деятельность личностного саморазвития. И к этому этапу развития личности надо готовиться заранее каждому актору образования, что особенно важно сегодня, в условиях информационного мира, цифровой цивилизации и общего засилья технических средств коммуникации, «отвлекающих» ребенка или молодого человека от живого социального общения.

Здесь, мы уверенно полагаем, работают ментальные механизмы, связанные, в рамках нашего понимания менталитета / ментальности и особенностей социально-индивидуальной динамики [8], с выработкой и укреплением социально-культурных, глубинно-психических установок восприятия, оценки и поведения - общества и человека. Именно через выработку социальной установки может формироваться, на наш взгляд, и гражданская идентичность обучающегося. Механизмом отслеживания «прохождения» / освоения этапов и достижения определенных уровней формирования такого рода направленной установки может служить постоянный опрос - непрерывный психолого-педагогический мониторинг социокультурных глубинно-психических показателей с изменяющимися в конкретном наборе, но постоянными в общем накоплении и дополняющимися содержательно-процессуальными вопросами мониторинга.

Свою процессуальную роль здесь может сыграть ритуализация повторяющихся действий опроса. Конечно, для каждой образовательной организации, исходя из ее особенностей, традиций и т.п., устойчивый ритм или «просвет» измерения может быть своим. Таким образом фиксируется (не только в плане оформления, но и действия) система диагностики смыслосодержательных элементов структуры

111

гражданской идентичности, в том числе с точки зрения позиционирования достигнутых экспресс-результатов инновационной деятельности образовательной организации.

Конечно, необходимо учитывать существующие сегодня формальные оценки, заданные «извне» - со стороны непосредственного руководства образовательной организации, а также чиновников от образования, родителей, общественных организаций, профессионального педагогического сообщества и других акторов -активных участников образовательного процесса, заинтересованных в его конечных результатах. Но необходима и оценка содержания, то есть - в нашем понимании -действительного результата гражданско-патриотического воспитания, которая весьма различна для субъектов образования.

Разноуровневые измерители, предназначенные для разных субъектов образования, не случайно имеют общее содержание для опроса. Сегодня у педагогов ощущается достаточно острая нужда в выработке, условно говоря, обобщенной шкалы идентичности, с помощью которой всякий субъект воспитания и становления общероссийской гражданской идентичности обучающихся, в том числе младших школьников, мог бы определить действительные уровни ее сформированности. И этот итог оценочного результата не должен зависеть от заинтересованности собственной позиции актора-«измерителя», социально-политических убеждений, религиозной принадлежности, экономических и иных интересов субъекта, связанных с социальным заказом в отношении полученных данных.

Для практического фиксирования критериев гражданской идентичности (которые в дальнейшем необходимо будет систематизировать и градуировать по уровням достижения - с целью понимания и фиксирования степени их сформированности), повторим, может быть использован метод опроса - в плане первичного сбора эмпирических данных, предназначенных для анализа и уровневого структурирования. Вместе с тем в ходе выборки необходимо учитывать возможные статистические и иные погрешности не только статистического, социологического, но и ценностно-смыслового измерения феномена.

В рамках субъектного подхода к образованию [9, с. 35-42], с точки зрения учета заинтересованной позиции всех основных акторов формирования гражданской идентичности младших школьников опросный лист может быть обращен одновременно: 1) к учащемуся - в плане детерминации его гражданского самосознания; 2) к родителям (законным представителям) учащегося - с точки зрения общего определения (оценки) достаточности / недостаточности сформированности у учащихся гражданственности и патриотизма (в качестве опоры здесь необходимы признаки и примеры); 3) к педагогам, участвующим в качестве профессиональных воспитателей в общем процессе гражданско-патриотического становления обучающихся; 4) к представителям местного сообщества, отражающим заинтересованную позицию по отношению к результатам образования - в контексте реализации принципа общественно-государственного управления образованием. То есть речь необходимо идет как об оценке субъектами воспитания, в том числе и обучающимися, сформированности гражданско-патриотического самосознания, так

112

и о самооценке его (а также своей роли в этом процессе), которую также осуществляют - в различной степени - все участники учебно-воспитательного процесса. В нем равно заинтересованы все субъекты, ответственные (формально и реально) за результаты воспитания.

Педагогический (а в перспективе - национально-государственный) мониторинг состояния гражданско-патриотического воспитания младших школьников, как процесса, так и отслеживаемого результата - важная, хоть и непростая задача, стоящая перед специалистами отечественного социально-гуманитарного знания и педагогами-практиками.

Вопросы практического освоения регионального историко-краеведческого компонента и пути ее реализации.

Роль историко-краеведческого компонента образования в гражданско-патриотическом воспитании обучающихся, в том числе младших школьников, проявляется не только в освоении знаниевого компонента, хотя и он видится немаловажным. При этом выход из ориентации на проверку знаний к воспитывающему содержанию не представляется чрезмерно сложным. Например, вопрос «Чем прославился наш край?», обращенный к школьникам, может включать в себя не только простое перечисление исторически значимых региональных событий и памятных дат местной истории или имен земляков, сыгравших заметную роль в истории области и всей страны, но и описание исторического контекста поступка, действия, деятельности. То есть речь идет не только об «измерении» знаний, но и о поиске их взаимосвязанного смыслового и воспитывающего содержания.

В порядке примера приведем реальный факт «освоения» ценностно-смыслового исторического пространства школьниками, полученный в рамках экспертной деятельности педагогов, и важный с точки зрения понимания действительной гражданско-патриотической самоидентификации школьников. Эксперты региональных школьных олимпиад по истории подчеркивают, по итогам проверки заданий, что даже многие учащиеся средних классов, например, не понимают слова «земляк», помещая в пространство данного понятия многих случайных «исторических гостей» родного края. Избежать такого и подобных ему заблуждений возможно уже на уровне формирования исторического самосознания младших школьников, в том числе осваивая пояснение «мой земляк - человек, родившийся на моей земле» или, как указывается в словаре С.И. Ожегова, «уроженец одной с кем-нибудь местности». Научные определения могут быть и иными, но приведенные нами формулировки, полагаем, несложны для детского понимания.

Кстати, многим волгоградским, да и иногородним, школьникам в этом смысле стоит дополнительно пояснить: несмотря на то, что наш город долгое время (а 36 лет - для детского сознания - огромное историческое протяжение) назвался Сталинградом - в честь известной исторической личности, И.В. Сталин вовсе не является нашим земляком. Города в нашей стране часто переименовывались (как в «ту», так и в «другую» стороны) по самым разным причинам и соображениям, чаще всего идеологическим. И в этом понимании заключается прямой, не только знаниевый, но воспитательный момент.

113

В продолжение темы землячества, важной с точки зрения региональной российской идентичности, можно сказать, что не является нашим земляком, например, и Пётр I - русский царь, который в свое время бывал в Царицыне-на-Волге и в Камышине (город, ранее относившийся к Саратовской губернии и называвшийся Дмитриевском, сегодня входит в состав Волгоградской области). Царь Пётр подарил городу Царицыну свою шапку и трость, хранящиеся и сегодня в краеведческом музее. А еще российский самодержец восхитился вкусом местных арбузов - и камышане до настоящего времени проводят в своем городе «арбузный фестиваль»...

Но если вернуться к нашему примеру, то «земляк - это земляк». Он рожден на одной с тобой земле, пусть и в разные времена. Однако именно имена Сталина и Петра I чаще всего выбирались волгоградскими школьниками ошибочно в качестве имен земляков - волгоградцев. Поэтому видится важным, чтобы волгоградские ученики на школьных уроках и во внеурочной работе, в том числе при написании учебных исследований, слышали имена своих действительных земляков: С.Т. Разина, Е.И. Пугачёва, А.П. Маресьева, А.Н. Пахмутовой, К.И. Недорубова, Ф.К. Миронова, З.В. Ермольевой, Гули Королёвой, Саши Филиппова и многих-многих других исторических личностей, деятелей истории и культуры, образования, науки и спорта. Важно лишь научить школьников отделять их от других, не менее знаменитых, заслуженных и великих людей. Но это уже задача учителя и воспитателя, родителя и наставника; иногда это - один человек, иногда -множество [10, с. 78-88]. Приведенный нами пример освоения одного лишь из понятий, входящих в ценностно-смысловое пространство исторической идентичности школьника, показывает всю сложность и многоплановость этой работы.

Для более точного обозначения некоторых существенных в теоретическом отношении аспектов рассматриваемой нами проблемы отметим, что самоидентификация младшего школьника может рассматриваться как поиск «тождественности», «подобия» или «равенства» [11, с. 170], как некое «примеривание», и может быть реализована в том числе средствами театрализации или драматизации - через костюм, предмет, текст, образ и т.п. Речь здесь идет о «драматизации» как педагогическом приеме, который, полагаем, может быть вполне убедительно реализован в условиях начального образования: дети могут в буквальном смысле примерить, например, унифицированную форму и награды (муляжи) военных лет, амуницию и многое другое. Мироощущение обучающегося при этом направленно корректируется в рамках становящейся его индивидуально-личностной «картины мира» [7]. Впрочем, «картина мира» различается не только на индивидуально-личностном, но и социально-групповом и культурно-цивилизационном уровнях.

Наставлять на «должное» в процессе становления исторического самосознания младшего школьника - задача, конечно, не из легких. Иногда она бывает неразрешима даже для взрослого человека. Но это вовсе не значит, что ею можно пренебречь: она важна для каждого гражданина России, а тем более -

114

младшеклассника, в возрасте которого и закладываются основы национальной идентичности, гражданственности, патриотизма, ответственности и активности.

Перспективы использования музейных пространств для осуществления гражданско-патриотического воспитания младших школьников.

В качестве одного их механизмов освоения младшими школьниками регионального краеведческого компонента становления исторического самосознания видится важным использовать научно-экспозиционный, информационно-аналитический, методический и иной потенциал школьных музеев, музейных залов и уголков, задающих особое воспитывающее пространство, в том числе в плане становления общероссийской гражданской идентичности и патриотизма обучающихся.

Это можно также сказать и в отношении федеральных и муниципальных музеев, а также новомодных (и весьма охотно осваивающихся подрастающими поколениями) интерактивных и виртуальных музеев, музеев с так называемыми элементами дополненной реальности и проч. В первом приближении это разнонаправленное образовательно-воспитательное взаимодействие музеев по формированию общего пространства становления гражданской идентичности младших школьников для Волгоградского региона может выглядеть следующим образом (см. схему 1).

Схема 1. Музейное пространство и гражданская идентичность.

Объединенные общим понятием «музей», указанные в схеме акторы историко-краеведческого направления патриотического воспитания школьников, конечно, имеют свою специфику, связанную как с уставными формами и направлениями работы, так и повседневными особенностями жизнедеятельности. Но в любом случае патриотический компонент становления общероссийской гражданской идентичности приобретает в пространстве музея, в том числе школьного [12, с. 129132], историко-краеведческий и героико-патриотический оттенок, важный для выстраивания государственно-региональных векторов исторического самосознания младших школьников.

115

Помимо этого, в каждом случае взаимодействия важно уточнять наличие акторов - активных субъектов воспитания и их функциональные позиции, а также ценностно-смысловые позиции / установки обучающегося контингента. Они также не могут не изменяться в зависимости от возраста, пола, национальных, религиозных и многих других психологических и социокультурных характеристик личности. Например, почти все волгоградские школьные музеи, раскрывая в своих экспозициях самые различные темы историко-краеведческого плана, ориентируются традиционно на такие, как: «Великая Отечественная война» и «Сталинградская битва», «Этнокультурный казачий компонент образования», «Трудовой подвиг народа - из века в век», «Многонациональный народ России и Волгоградской области», «Народный быт и повседневная культура», а также некоторые другие. В рамках реализации принципа исторической реалогии, опирающейся на действительное прикосновение посетителя музея / исследователя к подлинному, многие из них наполнены аутентичными экспонатами, но активно развивается и виртуально-цифровой компонент музейного пространства.

Музейные экскурсии, конференции и «круглые столы», передвижные экспозиции, конкурсы, спектакли и сценки - формы использования школьного музея в деле патриотического воспитания младших школьников многообразны. Впрочем, тема музейной педагогики и школьного музееведения требует отдельного изучения и обсуждения заинтересованными специалистами педагогического сообщества. Как и вопросы продуктивного использования воспитывающего потенциала домашнего музея или собрания, реликвария - хранилища памяти, своеобразно отражающего то, что является ценным для отдельного человека, его родных и близких, для исторической памяти народа. Семья, имена и фамилии, лица на фотографиях, места жительства - города, поселения и территории, биографии, истории и легенды.

Знание, восприятие и оценка базисного краеведческого материала могут выступать одним из необходимых элементов в системе общероссийской гражданской идентичности - особенно, в рамках реализации принципа национально-регионального характера образования. Таким образом, полагаем справедливым говорить о ментальном измерении музейной педагогики и музееведения в контексте гражданско-патриотического воспитания школьников.

Критериальные пространства общероссийской гражданской идентичности задаются, на наш взгляд, в широком ряде официальных документов и «Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», которая уже больше десятка лет задает ценностно-смысловые основания становления новых и новых поколений россиян. В ней достаточно четко сформулированы и закреплены официально принятые для реализации в современном российском образовании - в рамках требований ФГОС - базовые национальные ценности России, основные принципы организации духовно-нравственного развития и воспитания, сформулирован национальный воспитательный идеал и др. [13]. Они могут сегодня только апробироваться и дорабатываться в педагогической практике, а также в теоретическом пространстве научно-практических педагогических мероприятий с учетом новых

116

информационных возможностей, задаваемых сегодня цифровым миром [14]. Однако изменения ее в ближайшее время вряд ли возможны - настолько фундаментально, хоть и общо заданы здесь философско-методологические ориентиры и основы гражданско-патриотического воспитания.

Весьма серьезной исследовательской проблемой, существенной и с точки зрения педагогической практики, выступает вопрос о том, как «проверить» сформированность, «осознание» [15, с. 7] общероссийской гражданской идентичности младшего школьника. Поиск критериев идентичности актуализируется, например, и задачами общероссийского проекта «Патриотическое воспитание», где заданы некие «процентные» ориентиры достижения определенных уровней сформированности идентичности граждан России в различных возрастных сегментах общества; эти ориентиры пока не очень понятны, поскольку не определены сами критерии оценки идентичности. Это, с одной стороны, может подтолкнуть нас к определенным сомнениям в реальности решения поставленных задач, а с другой - позволяет широко развернуть исследовательский поиск и освоение опорных точек, необходимо артикулирующих уровень сформированности гражданской идентичности и исторического самосознания индивида.

По-видимому, одной из важнейших составляющих гражданской идентичности является уважение к историческому пути народа вообще. Оно может иметь вербально-идейное проявление (в том числе формальное или «демонстративно-показательное», которого, впрочем, также нельзя упускать из виду), может выражаться через поступки и частные проявления в контекстных ситуациях, а может реализовываться в повседневном и постоянном поведении - работе, учебе, службе на благо Родины, служении Отечеству.

В рамках выстраивания этого повседневного уважительного отношения в пространстве школьного образования и воспитания ребенок может быть включен в процесс ритуализации, вводящий его в пространство национально-государственной идентичности - через социальные акции («Бессмертный полк», «Письмо ветерану», «Сталинградские окна», «Сталинградская сирень» и др.), патриотические ритуалы («Пост № 1», «Знамя Победы», «Юнармейский смотр» и др. [16]), а также ряд других специально организованных педагогических событий. Хорошо, если семья поддерживает эти действия и включается в их подготовку и проведение, помогает в реализации детских социальных проектов, учебно-исследовательских работы на краеведческую тематику. Хуже, если семья этому противостоит или относится безразлично - от позиции ближайшего окружения во многом зависит то, какая система оценок сформированности идентичности будет выбрана экспертами в качестве основной. И здесь на первый план вновь выходит субъектный подход к результатам образования и воспитания обучающихся. [9].

Историческое краеведение необходимо дополняется как вопросами биолого-краеведческого плана [17, 18], так и вопросами географического краеведения, неразрывно связанного с исторической географией. Все они влияют на формирование общего пространства гражданско-патриотического воспитания младших школьников. Это могут быть вопросы для обсуждения на классных часах

117

и внеурочных школьных мероприятиях или темы для учебно-исследовательских работ и рефератов, вот некоторые из них:

«Чем прославился наш край: имена, события, даты...»;

«Как называются реки, протекающие в наших краях (большие и малые, известные всем и местные)? Расскажите, что вы знаете о них»;

«Какие привлекательные места есть в нашем краю? Чем они интересны?»;

«Имя города. Почему наш город носит разные имена? (Царицын, Сталинград, Волгоград)»;

«Имя улицы. Чье имя носит наша улица?» (Герои гражданской войны и Сталинградской битвы, названия городов, воинских подразделений и др.);

«Имя мое. Для чего нужно имя?». (Ономастика - раздел науки о языке -языкознании - рассказывает о происхождении имен людей, географических и других названий);

«Фамилия - имя моего рода. О чем говорит фамилия? Какие фамилии составляют нашу семью?» (Отсюда может быть выстроено и проектное задание (в том числе в рамках предмета «Окружающий мир») - составить родословное древо -восходящее, нисходящее, горизонтальное или радиальное). Уточним, что для ребенка важно понимание: родословное (или генеалогическое) древо - это не простая схема или картинка, это - своего рода опредмеченная нить жизни или «лента времени». Это должно стать собственным отражением в сознании учащихся того, что «Я есть часть прошлого и часть будущего». Данный аспект весьма важен для становления исторического сознания младших школьников, их гражданско-патриотического становления.

Воспитательный потенциал вспомогательных исторических дисциплин.

Важным в вопросе гражданско-патриотического воспитания младших школьников средствами исторического краеведения представляется использование вспомогательных исторических дисциплин, обучающий и воспитывающий потенциал который может быть широко и, полагаем, успешно использован в условиях начальной школы.

Вспомогательные исторические дисциплины могут помочь в становлении исторического самосознания младших школьников, в том числе в краеведческом плане. Родной край может изучаться через фотографии, книги, газеты, открытки, марки, медали, значки и прочие артефакты, основываясь в том числе на увлечениях младших школьников собирательством или формируя их, что может быть успешно реализовано именно в этом возрасте. Пример опоры (выбора направлений) на вспомогательные исторические дисциплины при изучении Великой Отечественной войны, приведен на схеме 2.

Вспомогательные исторические дисциплины в основе своей опираются на реалогию - научное направление культурологии, изучающее подлинные (аутентичные) предметы исторического прошлого, в том числе предметы домашних собраний и частных коллекций. Реальное прикосновение к историческим предметам важно для становления исторического сознания юного гражданина и в эмоциональном плане. Ведь многие значения и смыслы даже сохранившихся

118

предметов, утрачиваются новыми поколениями; потому важно поддерживать их значимость в рамках школьного образовательно-воспитательного процесса.

Схема 2. Вспомогательные исторические дисциплины.

Можно вспомнить здесь в качестве примера, что многие педагоги не имеют представления о том, что некоторые боевые медали времен Великой Отечественной войны подразделялись на медали «За оборону», «За освобождение» и «За взятие» городов. В традиционной (еще советской) классификации они обозначались как «Медали СССР для награждения за заслуги и отличия в период Великой Отечественной войны, в обороне, взятии и освобождении городов и территорий» [19, с. 112-145]. Не зная этого сами, учителя не могут донести и до детского сознания важных в историко-патриотическом и военно-патриотическом смысле идей о том, что у нас были «наши» города, за которые мы сражались, обороняли; были города вражеские - столицы европейских государств, ведших против нас войну. А были и страны, кто не воевал против Советского Союза, но был захвачен гитлеровской Германией и ее союзниками - их столицы советская армия освобождала. Педагогам важно понимать и доносить до детского понимания, что всегда у нас в истории и современности есть «мы» - «свои», есть - «враги» и есть -«союзники». Выбор тех или иных из них в разное время может быть различным - в силу политической ангажированности, экономических интересов и многого другого. Здесь можно увидеть основу для формирования политического сегмента гражданской идентичности.

Можно, к слову, вспомнить и о медалях, посвященных ныне «несуществующим» городам - Кёнигсбергу, Ленинграду, Сталинграду; это -

119

вообще тема для развернутого школьного исследовательского проекта. Или о юбилейной медали (сегодня это уже не государственные награды, а памятные знаки) в честь 30-летия Победы, на которой изображен монумент Родины-матери на Мамаевом кургане в Волгограде. Эта медаль была вручена всем участникам войны, всем труженикам тыла, а также зарубежным союзникам Советского Союза. Кстати, соотнесение советского и российского - для современного школьника также достаточно сложная задача, решение которой связано с должным развитием его исторического самосознания и гражданской идентичности.

Продолжая тему регионального измерения исторической фалеристики, можно сказать, например, о памятных знаках и значках, посвященных юбилейным датам Великой Отечественной войны и Сталинградской битвы, отражающих интереснейшие исторические коллизии нашего прошлого. Приведем интереснейший и малоизвестный сегодня факт: на одном из значков, выполненных в «тяжелом» металле в 60-е годы прошлого века, изображен монумент, утвержденный государственной комиссией для возведения на Мамаевом Кургане -фигура солдата, склонившегося под знаменем. Однако позже было принято решение об установке на вершине кургана фигуры Родины-матери. И значок с изображением невоплощенного в бетоне величественного монумента остался лишь в коллекциях фалеристов-собирателей - презентацией нереализованного проекта.

Закрепляя в исторической памяти младших школьников события, названия и имена героев Великой Отечественной войны, можно, например, вспомнить с ними о современных российских монетах с изображением городов-героев и городов воинской славы, исторических событий и известных личностей времен Великой Отечественной войны. Конечно, тема Великой Отечественной войны и Победы в Сталинградской битве не может сегодня быть единственным ценностным ориентиром гражданско-патриотического воспитания школьников. Но Волгоградская область - это пространство непрерывного патриотического воспитания; и ежегодно поднимаемых из земли останков советских солдат и опасных боеприпасов хватит - в качестве осязаемого и воспитывающего примера -еще не на одно поколение волгоградцев. В том числе и поэтому такие рельефные и устойчивые «точки опоры» гражданско-патриотического воспитания школьников нельзя не использовать в нашей педагогической работе, чтобы не размыть действительного их воспитывающего содержания.

Содержание гражданско-патриотического воспитания, частично обозначенное нами выше в различных формах воспитательной работы, ценностно-смысловых «проблемных узлах», отдельных темах и методах деятельности, естественно, не является исчерпывающим. Оно может быть представлено в более широком педагогическом контексте. Но здесь видится важным понимание того, что как рассмотренные нами, так и иные возможные структурные элементы являются необходимыми компонентами становления и функционирования общероссийской гражданской идентичности. Значимость их определяется не только степенью сформированности, но и активностью их социального проявления.

Поэтому мы полагаем необходимым актуализировать вполне очевидную и весьма интересную, особенно, в плане ее практического и системного - на

120

национально-государственном уровне - осуществления, задачу, связанную с поиском и утверждением критериев гражданской идентичности в целом, условий ее формирования, градуирования выделенных показателей и распределения на некоторой - пока что условной - «шкале достижения».

Можно ли вообще говорить об общероссийской гражданской идентичности как образовательно-воспитательном результате с точки зрения «степени сформированности»? Каким образом измерять, «достаточно» или «недостаточно» сформирован гражданин и патриот - как с точки зрения интенциональной, так и с точки зрения практической - в действиях или бездействии, наличии или отсутствии оценки в отношении социально-политически и культурно-исторически значимых или малозначимых явлений?

Здесь, подчеркнем, речь необходимо вести, прежде всего, о ментальных установках общества или социальной группы, транслируемых - направленно или опосредованно - в сознание и поведение человека. Но важно и то, в каком виде они транслируются (в плане ожидания или запроса и с учетом соответствующих социальных трансформаций), как они воспринимаются и реализуются субъектами в их собственной практике. Впрочем, данный аспект поднятой нами достаточно сложной проблемы критериального измерения общероссийской гражданской идентичности и патриотизма младших школьников заслуживает, полагаем, отдельного вдумчивого рассмотрения.

ВЫВОДЫ

Изучение современной нормативной базы, государственных документов, программ и проектов, посвященных или затрагивающих в той или иной мере вопросы гражданско-патриотического воспитания обучающихся, формирования у подрастающего поколения ментально-ценностных оснований общероссийской гражданской идентичности, позволяет говорить о становлении гражданина и патриота как государственной задаче отечественного образования. Учет в этом процессе субъектного подхода к измерению результатов образовательно-воспитательной работы предполагает заинтересованное участие всех активных участников / акторов воспитания юного гражданина. Актуализация историко-краеведческой компоненты гражданско-патриотического воспитания учащихся начальной школы, в том числе в рамках школьного музея, необходимо способствует развертыванию содержания и механизмов функционирования исторического сознания младших школьников, формирования основ гражданской идентичности.

Список литературы

1. Казачкова С. П. Социологические аспекты измерения общероссийской гражданской идентичности младших школьников / С. П. Казачкова, Д. В. Полежаев // Primo Aspektu. - 2021. - № 3 (47). -С. 44-49.

2. Конституция Российской Федерации / Новый текст Конституции РФ с поправками 2020. Поправки вступают в силу 4 июля 2020 г. [Электр. ресурс] // Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации. - Режим доступа: http://duma.gov.ru/news/48953, свободный. - Яз. рус. -Заглавие с экрана. (дата обращения: 03.06.2021).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

121

3. Концепция преподавания учебного курса «История России» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы. Утверждена решением Коллегии Министерства просвещения Российской Федерации (протокол от 23 октября 2020 г. № ПК-1вн) - 100 с. [Электр. ресурс] // ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО». - Режим доступа: http://www.instrao.ru/images/concept/Kontseptsiya_po_Istorii.pdf, свободный. - Яз. рус. - Заглавие с экрана. - (дата обращения: 03.06.2021).

4. Полежаев Д. В. Философские основания национальной идентичности / Д. В. Полежаев // Сибирский учитель. - Новосибирск, 2017. - № 2 (111). - С. 60-67.

5. Рябикина И. В. Из истории царицынской горчицы: опыт краеведческого исследования / И. В. Рябикина, И. Д. Полежаев, Д. В. Полежаев // I Всероссийские исторические чтения: сб. науч. докл. и сообщ. (г. Волгоград, 15 нояб. 2013 г.) / редкол.: Д. В. Полежаев (отв. ред.) и др. - М.: Планета, 2014. - С. 272-274.

6. Шилина М. Е. Нобелевский вклад в историю Царицына: опыт краеведческого исследования / М. Е. Шилина, А. Д. Полежаева, Д. В. Полежаев // Культура. Образование. Наука: сб. науч. тр. / под ред. Д. В. Полежаева. - 2012. - Вып. II. Воспитание учащихся на традициях русской истории, философии и культуры. - М.: Планета, 2012. - С. 209-214.

7. Полежаев Д. В. Проблема формирования картины мира личности / Д. В. Полежаев // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. - 2009. - № 8 (42). - С. 50-55. (Сер. «Социально-экономические науки и искусство»).

8. Полежаев Д. В. Личность и тоталитаризм: ментальные трансформации: монография / Д. В. Полежаев. - М.: Планета, 2018. - 208 с.

9. Полежаев Д. В. Субъектный подход в измерении качества образования: философско-методологические основы / Д. В. Полежаев // Primo Aspektu. - 2018. - № 3 (35). - С. 35-42.

10. Полежаев Д. В. Наставник молодежи: современный портрет (социальная философия, социология, практика) / Д. В. Полежаев // Primo Aspektu. - 2019. - № 3 (39). - С. 78-88.

11. Идентичность / Краткая философская энциклопедия. - М.: Изд. группа «Прогресс». -«Энциклопедия», 1994. - С. 170.

12. Лемешкин С.П. Школьный музей как пространство патриотического воспитания / С. П. Лемешкин, Д. В. Полежаев // Историческое образование в XXI веке: матер. Всерос. науч.-практ. конф. (12 марта 2015 г.) / отв. ред. Е. Ю. Болотова, Д. В. Полежаев. - Волгоград: Изд-во ВГАПО, 2015. -С. 129-132.

13. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. - М.: Просвещение, 2009. - 24 с. (Сер. «Стандарты второго поколения»).

14. Гражданско-патриотическое воспитание: устойчивые традиции и новые возможности российского образования в условиях информационной цивилизации: сб. науч. докл. и сообщ. Всерос. науч. -практ. конф. (23 апр. 2021 г.) / ГАУ ДПО «ВГАПО»; ВОО «АУИиО»; редкол.: проф. Д. В. Полежаев (науч. ред.) и др. - М.: Планета, 2021. - 140 с.

15. Полежаев Д. В. Актуальная историософия или, Критические заметки на полях нового Историко-культурного стандарта // Гражданско-патриотическое воспитание: устойчивые традиции и новые возможности российского образования в условиях информационной цивилизации: сб. науч. докл. и сообщ. Всерос. науч.-практ. конф. (г. Волгоград, 23 апреля 2021 г.) / ГАУ ДПО «ВГАПО»; ВОО «АУИиО»; редкол.: проф. Д.В. Полежаев (науч. ред.) и др. - М.: Планета, 2021. - С. 6-14.

16. Уроки Победы: волгоградская технология патриотического воспитания: метод. пособие / авт. -сост. А. Н. Кузибецкий; науч. ред.: Д. В. Полежаев. - Волгоград: РИЦ ВГАПО, 2018. - 64 с.

17. Казачкова С. П. Комплексные проверочные работы (1 класс) на основе краеведческого материала. Диагностика уровня сформированности УУД: метод. рекомендации / С. П. Казачкова. - М.: Планета, 2018. - 48 с. (Сер. «Наш Волго-Донской край»).

18. Казачкова С. П. Комплексные проверочные работы (2 класс) на основе краеведческого материала. Диагностика уровня сформированности УУД: рабочая тетрадь / С. П. Казачкова. - М.: Планета, 2018. - 64 с. (Сер. «Наш Волго-Донской край»).

19. Ордена и медали Союза ССР: альбом. - М.: Известия, 1984. - 192 с.; ил.

122

CIVIL-PATRIOTIC EDUCATION OF YOUNGER SCHOOLS BY MEANS OF HISTORICAL LOCAL STUDIES

Polezhaev D. V. *, Kazachkova S. P.

Volgograd State Academy of Postgraduate Education, Volgograd, Russian Federation

E-mail: polezh@mail. ru *

The article provides a theoretical analysis of the state and legal foundations of civil-patriotic education of primary school students. The local history component is considered as the leading component of the educational process in the educational organization.

The authors pose the problem of finding the content-semantic components of the all-Russian civic identity of schoolchildren in its criterion measurement. Some practical ones are offered - within the framework of pedagogical diagnostics, "measuring instruments" of the historical self-awareness of junior schoolchildren.

Identity is understood as an individual's comparison of himself with other individuals, social groups and societies of a large historical, cultural and civilizational format. In the process of self-identification, the student perceives psychological mental attitudes from all the subjects around him, therefore the civic "quality" of the closest and large social environment is very important.

The subject approach is actualized in modern Russian education, within the framework of which all participants in the educational process have their own position, which is interested in the results of students' upbringing.

Practically significant examples of existing problem situations and options for their resolution are given. Some guidelines for the positive formation of the all-Russian civic identity of schoolchildren are fixed. The authors emphasize the role of the school museum space and museum pedagogy as a social and pedagogical phenomenon that provides mental and value supports for the civil formation of younger students.

The authors propose value-semantic guidelines of historical local history as a thematic direction in the organization of educational research and social-project activities of students. Reliance on the educational potential of auxiliary historical disciplines contributes to the formation of the necessary conditions for the formation of an all-Russian civic identity of primary schoolchildren.

Keywords: all-Russian civic identity, historical self-awareness, self-identification, patriotism, civic-patriotic education, junior schoolchildren, subjective approach in education, auxiliary historical disciplines, museum pedagogy.

References

1. Kazachkova S.P., Polezhaev D.V., Sociological aspects of measuring the All-Russian civil identity of primary schoolchildren, Primo Aspektu, 3 (48), 20 (2021).

2. Constitution of the Russian Federation / New text of the Constitution of the Russian Federation as amended in 2020. The amendments enter into force on July 4, 2020, State Duma of the Federal Assembly of the Russian Federation. URL: http://duma.gov.ru/-news/48953 (03.06.2021).

3. The concept of teaching the training course "History of Russia" in educational institutions of the Russian Federation, implementing basic general education programs. Approved by the decision of the Board of the Ministry of Education of the Russian Federation. 100 p., FGBNU "Institute of Education Development

123

Strategy of the Russian Academy of Education". URL: http://www.instrao.ru/-images/concept/-Kontseptsiya_po_Istorii.pdf (03.06.2021).

4. Polezhaev D.V., Philosophical foundations of national identity, Siberian teacher, 2 (111), March-April, 60 (2017).

5. Ryabikina I.V., Polezhaev I.D., Polezhaev D.V., From the history of Tsaritsyn mustard: the experience of local history research, I All-Russian historical readings: collection of scientific reports and messages (Volgograd, November 15, 2013), editorial board: D.V. Polezhaev (executive editor) and others (Moscow: Planeta, 2014), S. 272-274.

6. Shilina M.E., Polezhaeva A.D., Polezhaev D.V., Nobel contribution to the history of Tsaritsyn: the experience of local history research, Culture. Education. Science: collection of scientific papers, edited by D.V. Polezhaev. 2012. Issue II. Education of students in the traditions of Russian history, philosophy and culture (Moscow: Planeta, 2012), S. 209-214.

7. Polezhaev D.V., The problem of forming a picture of the world of the individual, Izvestia of the Volgograd State Pedagogical University, 8 (42), 50-55 (2009) ("Socio-economic sciences and art").

8. Polezhaev D.V., Personality and totalitarianism: mental transformations: monograph, 208 p. (Moscow: Planeta, 2018).

9. Polezhaev D.V., Subjective approach in measuring the quality of education: philosophical and methodological foundations, Primo Aspektu, 3 (35), 35 (2018).

10. Polezhaev D.V., Mentor of youth: a modern portrait (social philosophy, sociology, practice), Primo Aspektu, 3 (39), 78 (2019).

11. Identity, Brief Encyclopedia of Philosophy (Ed. group "Progress" - "Encyclopedia", Moscow, 1994), P. 170.

12. Lemeshkin S.P., Polezhaev D.V., School museum as a space for patriotic education, Historical education in the XXI century: materials of the All-Russian scientific and practical conference (March 12, 2015), executive editors: E.Yu. Bolotova, D.V. Polezhaev (Volgograd: VGAPO Publishing House, 2015), S. 129132.

13. The concept of spiritual and moral development and education of the personality of a citizen of Russia, A.Ya. Danilyuk, A.M. Kondakov, V.A. Tishkov (Prosveshcheniye, Moscow, 2009), 24 p. ("Standards of the second generation").

14. Civil-patriotic education: stable traditions and new opportunities of Russian education in the context of an information civilization: a collection of scientific reports and messages of the All-Russian scientific and practical conference (April 23, 2021), GAU DPO «Volgograd State Academy of Postgraduate Education»; Russian public organization "Association of teachers of history and social studies"; editorial board: professor D.V. Polezhaev (scientific editor) and others, 140 p. (Planeta, Moscow, 2021).

15. Polezhaev D.V., Actual historiosophy or, Critical notes on the margins of the new Historical and cultural standard, Civil-patriotic education: stable traditions and new opportunities of Russian education in the context of an information civilization: collection of scientific reports and messages of the All-Russian scientific and practical conference (Volgograd, April 23, 2021), GAU DPO «Volgograd State Academy of Postgraduate Education»; Russian public organization "Association of teachers of history and social studies"; editorial board: professor D.V. Polezhaev (scientific editor) and others (Planeta, Moscow, 2021), S. 6 14.

16. The lessons of the Victory: Volgograd technology of patriotic education: a methodological guide, compiled by A.N. Kuzibetsky; scientific editor: D.V. Polezhaev (VGAPO Editorial and Publishing Center, Volgograd, 2018), 64 p.

17. Kazachkova S.P., Comprehensive testing (grade 1) based on local history material. Diagnostics of the level of formation of UUD: guidelines, 48 p. (Planeta, Moscow, 2018). (Series "Our Volga-Don Territory").

18. Kazachkova S.P., Comprehensive testing (grade 2) based on local history material. Diagnostics of the level of UUD formation: workbook, 64 p. (Moscow: Planeta, 2018). (Series "Our Volga-Don Territory").

19. Orders and medals of the USSR: album, 192 p.; ill. (Izvestia, Moscow, 1984).

124

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.