Научная статья на тему 'Педагогические условия формирования готовности к здоровьесберегающей деятельности студентов-хореографов'

Педагогические условия формирования готовности к здоровьесберегающей деятельности студентов-хореографов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
153
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ЗДОРОВЬЕ ХОРЕОГРАФОВ / ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ХОРЕОГРАФИИ / ГОТОВНОСТЬ К ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ-ХОРЕОГРАФОВ / МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ КУЛЬТУРЕ ЗДОРОВЬЯ ХОРЕОГРАФОВ / PROFESSIONAL HEALTH OF CHOREOGRAPHERS / HEALTH-SAVING ACTIVITIES IN CHOREOGRAPHY / READINESS FOR HEALTH-SAVING ACTIVITIES OF STUDENTS-CHOREOGRAPHERS / METHODS OF TRAINING AND EDUCATION OF THE HEALTH CULTURE OF CHOREOGRAPHERS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Павинская Кристина Владимировна

В статье анализируются педагогические условия формирования готовности студентов-хореографов к здоровьесберегающей деятельности: просвещение в области профессионального здоровья и здоровьесберегающей деятельности в хореографии; внедрение в учебный процесс специализированного курса «Здроровьесбережение в хореографии основа профессионального долголетия»; углубленное обучение рациональной организации системы питания и режима трудовой деятельности; включение специально разработанных для хореографов форм и методов обучения и воспитания культуре здоровья при реализации процесса формирования готовности к здоровьесберегающей деятельности в вузе.The article analyzes the pedagogical conditions for the formation of readiness of students-choreographers for health-saving activities: education in the field of professional health and health-saving activities in choreography; implementation of the specialized course “Health saving in choreography the basis of professional longevity” in the educational process; in-depth training in the rational organization of the nutrition system and the work regime; inclusion of forms and methods of training and education of a health culture specially developed for choreographers when implementing the process of formation of readiness for health-saving activities at a university.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Павинская Кристина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Педагогические условия формирования готовности к здоровьесберегающей деятельности студентов-хореографов»

Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки, т. 22, №70, 2020 Izvestiya of the Samara Science Centre of the Russian Academy of Sciences. Social, humanitarian, medicobiological sciences, Vol.22, no. 70, 2020

УДК37.022 (Общие вопросы дидактики и методики воспитания и обучения. Методические принципы отдельных теорий и систем)

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ К ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ-ХОРЕОГРАФОВ

© 2020 К.В. Павинская Павинская Кристина Владимировна, аспирант кафедры педагогики. E-mail: kristal-oriental(a)mail.ru

Самарский филиал Московского государственного педагогического университета.

Самара, Россия

Статья поступила в редакцию 16.03.2020

В статье анализируются педагогические условия формирования готовности студентов-хореографов к здоро-вьесберегающей деятельности: просвещение в области профессионального здоровья и здоровьесберегающей деятельности в хореографии; внедрение в учебный процесс специализированного курса «Здроровьесбережение в хореографии - основа профессионального долголетия»; углубленное обучение рациональной организации системы питания и режима трудовой деятельности; включение специально разработанных для хореографов форм и методов обучения и воспитания культуре здоровья при реализации процесса формирования готовности к здоровьесберегающей деятельности в вузе.

Ключевые слова: профессиональное здоровье хореографов; здоровьесберегающая деятельность в хореографии; готовность к здоровьесберегающей деятельности студентов-хореографов; методы обучения и воспитания культуре здоровья хореографов.

Несмотря на стремительное развитие здоро-вьесберегающего образования в нашей стране, в учреждениях высшего хореографического образования все еще отсутствуют как внешние, так и внутренние ресурсы обеспечения действенного обучения студентов-хореографов здоровьесберегающей направленности профессиональной деятельности.

Как показывает практика, для сохранения профессионального здоровья студентам-хореографам недостаточно освоения содержания курсов анатомии и физиологии человека; занятий физической культурой и сдачи норм ГТО; минимального объема знаний по безопасности жизнедеятельности, т.к. их недостаточно для обеспечения потребности современного хореографа быть здоровым на протяжении всей своей карьеры. А.Г. Маджуга отмечает что «здоровьесберегаю-щую направленность должны иметь предметы общепрофессионального и предметного блоков: физическая культура в режиме ЗОЖ и ее теоретическое подкрепление в виде курса «Теория и методика физического воспитания в режиме ЗОЖ»; все разделы психологии, нацеленные, с одной стороны, на освоение студентами методами управления своей психикой, а с другой стороны, на методическую подготовку к обучению этому

других людей; дисциплины педагогического блока, которые призваны показать студентам жизненную значимость знаний по педагогике и помочь им строить свою педагогическую деятельность с позиции сохранения здоровья своего и своих воспитанников» [1, с. 238 - 239]. Ресурсы, существующие сегодня в учебно-воспитательном процессе высшей школы, не обеспечивают студентов-хореографов знаниями, умениями и навыками сохранения и укрепления физического, психологического, социального и духовно-нравственного здоровья и не обеспечивают им готовности к здоровьесберегающей деятельности.

Готовность студентов-хореографов к здоровьесберегающей деятельности понимается нами как физическое, психологическое, социальное и духовно-нравственное состояние здоровой личности и профессиональное свойство (личности), в котором выражается степень усвоения будущим преподавателем и балетмейстером социального опыта в аспекте здоровьесбережения и способность использовать данный опыт для обеспечения профессионального долголетия. Структуру готовности студентов-хореографов к здоровьесберегающей деятельности составляет: физическая, психологическая, социальная и духовно-

нравственная готовность, в которой мы выделяем следующие компоненты: когнитивный (система представлений о профессиональном здоровье и здоровьесберегающей деятельности в хорегра-фии); физический (устойчивость свойств и качеств физического здоровья); эмоционально-волевой (стрессоустойчивость, волевая регуляция поведения); деятельностный (навыки здоровьесберегающей деятельности в хореографии); ценностно-поведенческий (духовно-нравственное поведение в системе профессиональных отношений).

Процесс формирования готовности студентов-хореографов к здоровьесберегающей деятельности представляет собой процесс формирования собственного здоровья студентов-хореографов, как опыт (резерв) формирования здоровья воспитанников хореографических школ, студий, коллективов. Первым аспектом ее формирования является формирование свойств и качеств здоровой личности, а вторым - подготовка к деятельности, в приоритете которой лежат принципы здоровьесберегающей педагогики и в основе которой имеются (процессуальные и сопровождающие) резервы здоровьесбережения. Для обеспечения процесса формирования готовности студентов-хореографов к здоровьесберегающей деятельности необходимы определенные педагогические условия. Как показывает практика, студенты-хореографы нуждаются в том, чтобы чувствовать себя компетентными, осведомленными социально, интеллектуально, эмоционально и физически. Необходимые им компетенции являются основанием, на базе которого собственное уважение, самооценка и самомнение студента, будущего преподавателя и балетмейстера, складываются в единое целое [2, с.57]. Большую роль в этом играет просветительская работа и включение в содержательный план программы подготовки студентов-хореографов к здоровьесберегающей деятельности необходимых знаний о профессиональном здоровье как состоянии целостного организма. К таким знаниям относятся: знания о сущности профессионального здоровья и здоровьесберегающей деятельности в хореографии; о причинах профессионального нездоровья; о способах оказания первой медицинской помощи; об экспертизе трудоспособности (сроках восстановления трудоспособности, которые определяются временем, необходимым не только для анатомического восстановления тканей и органов после травмы, но и восстановлением их функций) [3, с .259, 266]; знания в области

профилактики, лечения и реабилитации; в области практической психорегуляции [4, с.5, 67]; знания особенностей профессиональной нагрузки; знания основных педагогических принципов системы преподавания хореографии, которые являются основой здоровьесбережения в хореографии; знание методики преподавания хореографических дисциплин, а именно: знание последствий методических ошибок, приводящих к травмам опорно-двигательного аппарата; знание методик построения урока хореографии с позиции рационального распределения нагрузки; знание творчества выдающихся балетмейстеров, представляющих образец вечных духовно-нравственных ценностей в хореографическом искусства и знания о «здоровье - как отправной точке духовного роста человека». Таким образом, просвещение студентов-хореографов в области профессионального здоровья и здоровьесберегающей деятельности в хореографии является первым педагогическим условием, обеспечивающим формирование готовности студентов-хореографов к здоровьесберегающей деятельности, которое потребовало специальной разработки форм и методов здоровьесберегающего воспитания будущих хореографов, чтобы вооружить их необходимыми знаниями и навыками, обеспечивающими сохранение и укрепление профессионального здоровья.

Просвещение студентов-хореографов в области профессионального здоровья и здоровьесберегающей деятельности в хореографии необходимо осуществлять в совокупности с формированием их системного представления о профессиональном здоровье и формированием умений и навыков реализации здоровьесберегающей деятельности, осуществляемых с помощью специализированного курса «Здроровьесбережение в хореографии - основа профессионального долголетия». Программно-целевое обеспечение курса включает: обеспечение специальным комплексом знаний о профессиональном здоровье и здоровьесберегающей деятельности в хореографии; введение специализированного комплекса мероприятий, направленных на здоровьесбережение; систему мониторинга уровня готовности студентов-хореографов к здоровьесберегающей деятельности. Содержание программы курса представляет собой разработанные нами интегрированные модули: «Аспекты профессионального здоровья хореографов»; «Основные принципы здоровьесбережения в хореографии»; «Методика здоровьесбережения воспитанников хореогра-

Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки, т. 22, №70, 2020 Izvestiya of the Samara Science Centre of the Russian Academy of Sciences. Social, humanitarian, medicobiological sciences, Vol.22, no. 70, 2020

фического коллектива»; «Культура мастерства хореографа». Цель интегрированных модулей программы состоит в формировании интереса студентов-хореографов к здоровьесберегающей деятельности. Основные задачи специализированного курса: обеспечить студентам передачу культурного наследия хореографии в области профессионального здоровья; обучить студентов практическим способам организации здоровьесберегающей деятельности; обеспечить студентам овладение постановочными приемами и методами реализации духовно-нравственных ценностей посредством собственных творческих работ. Данные модули, включенные в систему профессиональной подготовки студентов-хореографов на протяжении всех четырех лет обучения, способны существенно повлиять на формирование готовности студентов-хореографов к здоровьесберегающей деятельности. Поэтому внедрение в учебный процесс специализированного курса «Здоровьесбережение в хореографии -основа профессионального долголетия» является вторым педагогическим условием, обеспечивающим формирование готовности студентов-хореографов к здоровьесберегающей деятельности. Предложенный спецкурс позволяет педагогическим работникам осознать ценность здоровья как важнейшего условия продления срока своей профессиональной деятельности и обеспечить новое качество подготовки хореографа, владеющего теорией и методикой здоровьесбережения в хореографии.

В процессе формирования готовности студентов-хореографов к здоровьесберегающей деятельности необходимо обучение студентов-хореографов рациональной организации системы питания и режима трудовой деятельности. Это предполагает: обеспечение студентов-хореографов своевременной помощью в планировании системы питания и режима дня, а также обеспечение практическими мероприятиями по проектированию индивидуальных программ здорового питания и режима учебного процесса и жизнедеятельности. Углубленное обучение студентов-хореографов рациональной организации системы питания и режима трудовой деятельности является третьим педагогическим условием, обеспечивающим формирование готовности студентов-хореографов к здоровьесберегающей деятельности.

Физическое воспитание, согласно нормативным документам, служит целям укрепления здоровья и физического совершенствования, поэтому включение специально разработанной для студентов-хореографов физической подготовки, обеспечивающей организацию и использование технологии «подготовки опорно-двигательного аппарата к профессиональной деятельности, направленной на полное сосредоточение на скорости движения, соотношении силы, амплитуды (гибкости) и эластичности (упругости) движений, то, что необходимо хореографу в его профессиональной деятельности и обеспечит его физическую готовность. Включение специально разработанной для студентов-хореографов системы физической подготовки предполагает проведение первичного диагностического осмотра, как средства получить больше информации о физической форме и динамичной асимметрии с целью своевременной коррекции технических проблем (и улучшения физической формы); проведение периодически повторяющейся в семестре рефлексии, обеспечивающей возможность понять, что изменилось за определенную единицу времени; применение индивидуального подхода к выбору специализированной нагрузки, выстраивание индивидуального маршрута развития физического здоровья.

Психологическое воспитание, а именно, обучение позитивному (саногенному) мышлению и психорегуляции, служит целям укрепления психического здоровья, поэтому, включение специально разработанной для студентов-хореографов психофизической тренировки, обеспечивающей организацию и использование тренинга эмоционально-волевого самовоздействия через движение, который выполняет функцию позитивного психологического настроя на занятие, выступление и экзамены обеспечит психологическую готовность. Успешность ее проведения неразрывно связана с методической целесообразностью и предполагает: 1) во-первых, формирование положительной эмоциональной сферы студента-хореографа. Так как эффективности любой деятельности способствуют положительные эмоции, то и хореографы нуждаются в ощущении направленности, так как прогресс может время от времени останавливаться и любовь к деятельности может ослабевать» [4, с. 59]. Поэтому будущему преподавателю и балетмейстеру необходимо вовлекать хореографов в процесс, заряжать своими

эмоциями, заинтересовывать делать правильно и с удовольствием, что является профессионально важным фактором для сохранения психического здоровья самого студента-хореографа и его будущих воспитанников; обучить студентов эмоциональному реагированию на собственные достижения или неудачи; 2) во-вторых, обучение изменению привычного порядка работы и режима в период утраты сил (перетренированности), которое предполагает обучение студентов-хореографов созданию условий для изменения окружающей обстановки (среды), которая позволит отвлечься от рабочего процесса и сконцентрироваться на чем-то совершенно другом; формирование навыка внутренне планировать будущий успех, освобождая себя от реальной физической нагрузки и изменяя заведенный режим; 3) в-третьих, формирование адекватной самооценки, самоуважения и самомнения, что предполагает обучение студентов-хореографов доверять своим способностям и справляться с ошибками и ежедневными разочарованиями, неудовлетворенностью и срывами, не брать во внимание субъективное оценивание, а придавать значимость лишь сбалансированной оценки (взглядов) различных специалистов, чтобы не позволить разрушить свою самооценку; формирование навыка использования психологического подкрепления; 4) в-четвертых, развитие определенной тактики поведения в ситуациях давления со стороны однокурсников, что предполагает обучение студента-хореографа быть толерантным, пользоваться перцептивными способностями (объективно оценивать их эмоциональное состояние, выявлять особенности психики, умение проникать в духовный мир; 5) в-пятых, обеспечение студентов-хореографов навыками проведения успешных выступлений и сдачи экзаменов, что предполагает обучение студента-хореографа тренировке сознания через аутоинформацию и визуализацию в движении, восстановительные движения, согласованные с дыханием и кровообращением, позволящие мягко координировать мышцы и устранить нервно-мышечное напряжение, что повысит результативность на выступлениях и экзаменах; 6) в-шестых, формирование навыков проведения психофизической диагностики состояния здоровья, которое предполагает обучение студента-хореографа психофизической диагностике, результаты которой помогут контролировать возможности хореографов. Опираясь на показатели здоровья, студент-хореограф будет компетентен в выборе правильной

стратегии проведения тренировок, ее общей протяженности, соответствующего темпа и ритма и сможет обеспечить восстановление физической работоспособности; 7) в-седьмых, обучение определенной тактике поведения в ситуациях стресса и профессионального выгорания, что предполагает формирование умения будущего преподавателя и балетмейстера признавать, подтверждать даже небольшой прогресс и достижениях своего воспитанника. При случившемся стрессе будущий преподаватель и балетмейстер должен быть обучен тактике помощи по изменению структуры взглядов личности, преобразованию его восприятия, мышления, видоизменению центра фокусирования внимания [5, с. 195 - 198]. В случае эмоционального выгорания будущий преподаватель (балетмейстер) должен быть обучен приемам оказания помощи по восстановлению утерянной связи с хореографией, тактике возвращения к основам открытия любви к танцу. Осмысление факторов риска стресса и выгорания для профессиональной деятельности хореографа поможет в дальнейшем оценить значимость собственного психологического здоровья.

Принятие новой «социальной, профессиональной роли» хореографа, реализующего здоро-вьесберегающую деятельность через включение специально разработанных для студентов-хореографов методов практического анализа методических ошибок профессиональной деятельности, а также, включение практико-методической подготовки студентов-хореогра-фов к организации и проведению здоровьесберегающих уроков по хореографии, обеспечит его социальную готовность. Первое предполагает обеспечение студентов-хореографов основным дидактическим материалом, позволяющим восполнить пробелы методической грамотности [6, с. 104]; организацию наглядного разбора методических ошибок профессиональной деятельности с последующими рекомендациями путей их устранения. Второе подразумевает обеспечение студентов-хореографов методическим материалом по рациональному построению хореографических комбинаций и урока хореографии; заранее подготовленный просмотр отечественных и зарубежных видеоматериалов по спортивной медицине с образцами подготовки опорно-двигательного аппарата; обеспечение самостоятельного доступа к интернет-ресурсам; организацию практики проведения здоровьесберегающего урока по хореографии для каждого студента-хореографа.

Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки, т. 22, №70, 2020 Izvestiya of the Samara Science Centre of the Russian Academy of Sciences. Social, humanitarian, medicobiological sciences, Vol.22, no. 70, 2020

Духовно-нравственное воспитание, а именно, совместный сотворческий поиск вечных, неразрешимых, общечеловеческих, высоко духовно-нравственных, экзистенциальных проблем, через включение специально разработанных для хореографов методов практического анализа образцов мирового хореографического искусства, а также практическая реализация высших духовно-нравственных ценностей средствами искусства, через включение методов практического формирования духовно-нравственной культуры мастерства хореографа - обеспечит духовно-нравственную готовность. Первое предполагает организацию культурно-просве-тительской работы со студентами-хореографами с последующим практическим анализом идеи и ценности хореографических произведений с целью исследования проблемы духовности и духовно-нравственных ценностей творчества. Второе подразумевает организацию практического знакомства с постановочными методами и приемами, реализованными великими балетмейстерами через образцы мирового хореографического искусства, представляющего вечные духовно-нравственные

ценности. Включение специально разработанных для хореографов форм и методов обучения и воспитания культуре здоровья при реализации процесса формирования готовности студентов-хореографов к здоровьесберегающей деятельности в вузе является четвертым педагогическим условием, обеспечивающим формирование данной готовности.

Таким образом, педагогическими условиями, обеспечивающими эффективное формирования готовности студентов-хореографов к здоровьесберегающей деятельности являются: просвещение в области профессионального здоровья и здоровьесберегающей деятельности в хореографии; внедрение в учебный процесс специализированного курса «Здроровьесбережение в хореографии - основа профессионального долголетия»; углубленное обучение рациональной организации системы питания и режима трудовой деятельности; включение специально разработанных для хореографов форм и методов обучения и воспитания культуре здоровья при реализации процесса формирования готовности к здоровьесберегающей деятельности в вузе.

1. Маджуга, А.Г. Здоровьетворшцее образование: монография. Уфа, РИО РУМНЦ, 2008. 389 с.

2. Medical Advisory Boad. АВТ The Healthy Dancer - ABT Guidelines for Dancer Health/ ABT Medical Advisory Boad. NY, Macfadden Performing Arts Medi; 1st edition. 2008. p.

3. Миронова 3.C., Баднин И.А. Повреждения и заболевания опорно-двигательного аппарата у артистов балета. М., «Медицина», 1976, 320 е., ил.

4. Гройсман А.Л., Иконникова А.Н. Общая психопрофилактика и психогигиена творческого труда. М., «Когито-центр», 2006.160 с.

5. Ruth Solomon. John Solomon, Sandra Cerne Minton Preventing Dance Injuries-2nd Edition [Paperback] / Ruth Solomon, John Solomon, Minton Sandra Cerne. USA, Human Kinetics; 2 edition (March 21) 2005. 243 p.

6. Тарасов Н.И. Классический танец. Школа мужского исполнительства. М., 1981.

PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR THE FORMATION OF READINESS FOR HEALTH-SAVING ACTIVITIES OF STUDENTS-CHOREOGRAPHERS AT THE UNIVERSITY

© 2020 K.V. Pavinskaya

Kristina V. Pavinskaya, postgraduate student of the Department of pedagogy. E-mail: kristal-oriental(a)mail.m

Samara branch of the Moscow state pedagogical University. Samara, Russia

The article analyzes the pedagogical conditions for the formation of readiness of students-choreographers for health-saving activities: education in the field of professional health and health-saving activities in choreography; implementation of the specialized course "Health saving in choreography - the basis of professional longevity" in the educational process; in-depth training in the rational organization of the nutrition system and the work regime; inclusion of forms and methods of training and education of a health culture specially developed for choreographers when implementing the process of formation of readiness for health-saving activities at a university.

Keywords: professional health of choreographers; health-saving activities in choreography; readiness for health-saving activities of students-choreographers; methods of training and education of the health culture of choreographers.

1. Madzhuga, A.G. Zdorov'yetvoryashcheye obrazovaniye (Health-creating education): monografiya. Ufa: RIO RUMNTS, 2008. 389 s.

2. Medical Advisory Boad. ABT The Healthy Dancer - ABT Guidelines for Dancer Health/ ABT Medical Advisory Boad. NY, Macfadden Performing Arts Medi; 1st edition. 2008. p.

3. Mironova Z.S., Badnin LA. Povrezhdeniya i zabolevaniya oporno-dvigatel'nogo apparata u artistov baleta (Injuries and diseases of the musculoskeletal system in ballet dancers). M., «Meditsina», 1976, 320 s., il.

4. Groysman A.L., Ikonnikova A.N. Obshchaya psikhoprofilaktika i psikhogigiyena tvorcheskogo truda (Common psychological prophylaxis and hygiene of creative work). M., «Kogito-tsentr», 2006.— 160 s.

5. Ruth Solomon. John Solomon, Sandra Cerne Minton Preventing Dance Injuries-2nd Edition [Paperback. USA, Human Kinetics; 2 edition (March 21) 2005. 243 p.

6. Tarasov N.I. Klassicheskiy tanets. Shkola muzhskogo ispolnitel'stva (Classical dance. School of male performance). M., 1981.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.