Научная статья на тему 'Применение здоровьесберегающих технологий в педагогической практике преподавателя вуза'

Применение здоровьесберегающих технологий в педагогической практике преподавателя вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
102
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ / PEDAGOGICAL TECHNOLOGIES / УКРЕПЛЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ / HEALTH PROMOTION / HEALTH SAVING TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Воробьева И.В., Залялиева О.В., Фалеева С.А.

В данной статье мы постарались раскрыть определенным образом, что применение в образовательном процессе здоровьесберегающих технологий в значительной мере позволит повысить уровень знаний и умений обучающихся в сохранении и укреплении своего здоровья.Health caring educational environment is essential for the formation of a harmoniously developed personality. In this paper we tried to reveal in a certain way that using of the health care technologies in educational process will significantly improve the level of knowledge and skills of the students in the preservation and strengthening of their health. The methods of the organization of training activities in terms of health care pedagogy include the implementation of sports and recreation activities, creation of conditions for the concerned attitudes towards education and the creation of favorable conditions for sport activities. To reach these purposes it is necessary, from the one hand, to keep tracking the dynamics of working capacity in the classroom and, from another hand, to apply the individually-differentiated approach for each student.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Воробьева И.В., Залялиева О.В., Фалеева С.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Применение здоровьесберегающих технологий в педагогической практике преподавателя вуза»

Правильное звукообразование певческих гласных - начальный этап певческой (стилевой, а не позиционной, как в речи) артикуляции, т.е - различных видов звуковеде-ния (подчеркнем еще раз, что речевой и певческий вокальные жесты коренным образом отличаются друг от друга).

На втором этапе происходит совершенствование автоматизмов, на которых основаны вокальные компетенции предыдущего уровня и развитие следующих вокальных компетенций: формирование полноценного тембрового диапазона на основе вибрационно-двигательной (резонаторной) координации голоса; освоение основных видов академического звуковедения - певческой артикуляции.

На первых двух этапах развивается также такие вокальные компетенции, как вокальный слух (формирование которого происходит в фоновом режиме, т.е. - специально не акцентируется) и вокально-исполнительская компетентность.

На третьем этапе - совершенствование автоматизмов предыдущего цикла (шлифовка); развитие профессионального вокального слуха, в комплексе с решением художественно- исполнительских задач (нюансировка, вкус, жанровая стилистика и другие элементы вокально-исполнительской компетентности).

Таким образом, интегральными вокальными («жесткими» профессиональными вокальными) компетенциями являются:

- певческое дыхание;

- певческая позиция;

- сформированные двигательно-координационные автоматизмы гортани; - позиционно-дыхательная координация (показателем является правильное образование певческих гласных);

- вибрационно-координационный (резонаторный) самоконтроль;

- сформированный тембровый диапазон;

- певческая артикуляция;

- вокальный слух (вокально-исполнительская компетентность).

Подчеркнем, что вокально - исполнительская компетентность, как функционально-интонационная сторона проявления (демонстрации) вокального слуха, является не только базой для работы над художественной стороной исполняемых вокальных произведений, но и одновременно - инструментом развития певческой техники, особенно - внутреннего интонирования (т.е., развитие внутреннего слуха - ладового, гармонического, вокального) и

чистоты певческой интонации. Для выделения главных элементов структуры академического вокала и типирова-ния профильного обучения в ключе функционального подхода, обладающего наиболее высоким уровнем общности, был произведен ретроспективный анализ трансформации вокальных компетенций в истории русского певческого искусства.

С проблемами вокальной компетентности и уров-невыми компетенциями тесно связаны дидактико-методологические вопросы, прежде всего - «чему учить»? Обзор литературных данных по позициям умений учеников и собственные эмпирические наблюдения, [2], показали наличие трех основных групп вокальных проблем, характерных для начального этапа обучения вокалу в хоровых и сольных коллективах дополнительного образовании и вокальных отделениях музыкальных школ: проблемы дыхания и осанки; проблемы голосообразования (темброво-фактурные характеристики голоса и вокальная позиция); проблемы певческой и речевой артикуляции.

На основании проведенных исследований была разработана модель профессиональной компетентности в вокале, содержащая структурный блок компетенций и схему строения организационно-педагогических условий формирования профессиональной вокальной компетентности.

Литература

1. Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс. Кн. 1-2. -Л.: Государственное муз. изд-во. - 378с.

2. Войтик И.А. Творческий музыкальный проект как организационно-педагогические условия повышения квалификации педагогов в области певческого искусства. // ISSN 2079-8717, ж. ВАК Педагогическое образование в России, № 5. - 2014. - с. 50-56.

3. Голубева Э.А. Способности. Личность. Индивидуальность. - Дубна: Феникс. - 2005. - 250с.

4. Дмитриев Л.Б. Основы вокальной методики. - М.: Музыка, 2007. - 368с.

5. Климов Е.А.Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы. Казань. - 1969. -278с.

6. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. -М. -Л.: Изд-во АПН РСФСР. -1947. -355с.

7. Шадриков В.Д. Профессиональные способности. -М.: ГУ-ВШЭ. -2010. -279 с.

8. Шатская О.В. Исполнительский стиль в вокале как интегральная характеристика телесного Я и динамических свойств личности. // Известия Самарского НЦ РАН,Том 17, №1. -2015. -С. 119-122.

ПРИМЕНЕНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ

ПРАКТИКЕ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВУЗА

Воробьева И.В., Залялиева О.В., Фалеева С.А.

Казанский (Приволжский) Федеральный Университет, г. Казань

АННОТАЦИЯ:

В данной статье мы постарались раскрыть определенным образом, что применение в образовательном процессе здоровьесберегающих технологий в значительной мере позволит повысить уровень знаний и умений обучающихся в сохранении и укреплении своего здоровья.

ABSTRACT:

Health caring educational environment is essential for the formation of a harmoniously developed personality. In this paper we tried to reveal in a certain way that using of the health care technologies in educational process will significantly improve the level of knowledge and skills of the students in the preservation and strengthening of their health.

The methods of the organization of training activities in terms of health care pedagogy include the implementation of sports and recreation activities, creation of conditions for the concerned attitudes towards education and the creation of favorable conditions for sport activities. To reach these purposes it is necessary, from the one hand, to keep tracking the dynamics of working capacity in the classroom and, from another hand, to apply the individually-differentiated approach for each student.

Ключевые слова: здоровьесберегающие технологии, педагогические технологии, укрепление здоровья.

Keywords: Health saving technologies, pedagogical technologies, health promotion.

Здоровьесберегающие образовательные технологии - это знакомые большинству педагогов психолого-педагогические приемы и методы работы, технологий, подходов к реализации возможных проблем плюс постоянное стремление самого педагога к самосовершенствованию. Мы только тогда можем сказать, что учебно-образовательный процесс осуществляется по здоровьесберегаю-щим образовательным технологиям, если при реализации используемой педагогической системы решается задача сохранения здоровья учащихся и педагогов [1].

Здоровьесберегающая образовательная среда имеет принципиальное значение для формирования гармонично развитой личности. Духовно и физически здоровые люди намного быстрее адаптируются в науке и производстве, успешнее осваивают новые виды деятельности, лучше выполняют свою работу. Образование будет выполнять функцию укрепления здоровья подрастающего поколения в том случае, если здоровью будут не только учить, но здоровье станет образом жизни. Пример такого образа жизни должны показать педагоги, родители, общественность. Особенностями организации учебной деятельности в условиях здоровьесберегающей педагогики является реализации качественной физкультурно-оздоровительной работы, создание условий для заинтересованного отношения к учебе, создание комфортных условий для занятий физкультурой для этого необходимо следить за соблюдением санитарно-гигиенических норм, вести учёт динамики работоспособности на занятиях, стремиться к индивидуально-дифференцированному подходу к каждому студенту.

Для достижения целей здоровьесберегающих образовательных технологий обучения применяются следующие группы средств:

1. средства двигательной направленности;

2. оздоровительные силы природы;

3. гигиенические факторы.

Комплексное применение этих средств позволяет решить задачи педагогики оздоровления.

Одним из главных требований к использованию перечисленных выше средств является их системное и комплексное применение в виде занятий с использованием профилактических методик; с применением функциональной музыки; аудиосопровождение занятий, с чередованием занятий с высокой и низкой двигательной активностью; в виде реабилитационных мероприятий; через массовые оздоровительные мероприятия, спортивно-оздоровительные праздники здоровья; выход на природу, экскурсии, через здоровьесберегающие технологии процесса обучения и развития в работе с семьей с целью пропаганды здорового образа жизни в системе организационно-теоретических и практических занятий в родительских лекториях, в работе с педагогическим коллективом как обучение педагогического коллектива в условиях инновационного образовательного учреждения [2]. В процессе обучения в соответствии с идеями здоровьесберегающих образовательных технологий ставится задача сформировать у школьника необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания, умения и навыки по здоровому образу

жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Весь процесс обучения в условиях здоровьесбере-гающей педагогики включает в себя три этапа, которые отличаются друг от друга, как частными задачами, так и особенностями методики.

1.Этап начального ознакомления с основными понятиями и представлениями.

Цель - сформировать у ученика основы здорового образа жизни и добиться выполнения элементарных правил здоровьесбережения.

2. Этап углубленного изучения.

Цель - сформировать полноценное понимание основ здорового образа жизни.

З.Этап закрепления знаний, умений и навыков по здоровьесбережению и дальнейшего их совершенствования.

Цель - умение перевести в навык, обладающий возможностью его целевого использования.

Для реализации качественной физкультурно-оздоровительной работы, создания здоровьеохранных условий развития студентов необходимо строить образовательный процесс на диагностической основе. Поэтому свою деятельность в начале учебного года должен начинаться с диагностических обследований уровней физического развития детей (методика Н.Н. Ефименко). Параллельно с данной диагностикой медицинскими работниками проводится мониторинг здоровья студента на начало учебного года, сравнительный анализ по данным направлениям за 2 года. Данная объемная работа необходима для учета индивидуальных особенностей развития студента при планировании и реализации педагогического процесса.

Совместно с врачом составляются "Паспорт здоровья" студента каждой группы с конкретными рекомендациями. На основе этого составляется план физкультурно-оздоровительной и лечебно-профилактической работы, который включает в себя, закаливающие мероприятия, режим двигательной активности с учетом особенностей состояния здоровья студента данной группы и конкретной диагностики каждого. Такой глубокий анализ и учет здоровья студентов в проводимых мероприятиях позволяют решить задачу - сохранения жизненной энергии и проследить за развитием и изменением состояния каждого сту-дента[3].

А так же должны быть: строгие дозированные физические нагрузки; использование методики чередования интенсивности и релаксации в обучении; использование принципа наглядности, постепенности, доступности нагрузки с учётом возрастных особенностей; учёт физической подготовленности детей и развития физических качеств; построение занятий с учётом динамичности учащихся, их работоспособности; соблюдение гигиенических требований; благоприятный эмоциональный настрой; создание комфортности [4].

На занятиях по физической культуре необходимо уделять особое внимание организации здоровьесберегаю-щих факторов.

Контрольные испытания, задания, тестирования и т.д. должны лишь давать исходную (и текущую) информа-

цию для разработки индивидуальных заданий, суть которых - учащийся должен в каждый очередной период времени продвинуться дальше, что и подтвердит следующее тестирование. Если же этого не произошло, то преподаватель должен внести в индивидуальные задания соответствующие коррективы. Принципиально важно, чтобы при этом учащийся не сравнивался с другими по принципу «лучше или хуже других», а сравнивался с самим собой: я сегодня стал лучше, чем вчера, а завтра постараюсь стать лучше, чем сегодня. Однако для этого задания должны быть реальными и стимулировать учащихся к активной работе. Пока же критерии оценок основаны на сравнении результатов освоения знаний и умений с некоторыми надуманными «средними» значениями. В таком случае сильный не чувствует потребности в повседневном учебном труде, а слабый, чувствуя себя обреченным, не испытывает стремления к нему.

Если ученик не понимает значимости учебного материала, то и избирательно работающее подсознание сразу после получения оценки помогает ему довольно быстро забывать ненужный материал. В таком случае нарушается системность в освоении основ знаний, и каждый новый материал оказывается, как бы оторванным от предыдущего, самостоятельным и даже надуманным[5].

Для обеспечения комфортных условий для занятий физкультурой необходимо следующее: соблюдения санитарно-гигиенических норм, рациональное освещение зала; исключение монотонных звуковых раздражителей; влажная уборка зала через каждые 2 часа занятий; наличие туалетов и умывальников в раздевалках; наличие аптечки; спортивный инвентарь, наличие у каждого студента сменной спортивной обуви и спортивной формы для занятий физической культурой в зале и соответствующей формы при уроках на свежем воздухе (осень-весна, зима).

Преподавателю необходимо: учёт динамики работоспособности на уроке-1 фаза врабатывание 8-10 минут; 2 фаза оптимальной работоспособности 30-50 минут; 3 фаза преодолеваемого утомления.

Также необходимо включать элементы активного отдыха помимо занятий физической культуры- на других занятиях и перерывах: физкультминуты, физкультпаузы, динамические (подвижные) перерывы. Такой активный отдых призван решать целый ряд задач: предупреждение раннего умственного утомления и восстановление умственной работоспособности активизацией мозгового кровообращения и переключением внимания; устранение застойных явлений в кровообращении и дыхательной системе упражнениями в глубоком дыхании и в ритмичных чередованиях сокращений и расслаблений мышц, обеспечивающих аккомодацию глаза; устранение неблагоприятных последствий длительного растяжения и расслабления мышц спины, отвечающих за осанку и другое[5].

Список использованной литературы

1. http://festival.1september.ru/articles/557275 «Здоро-вьесберегающие технологии на уроках физической культуры и во внеклассной спортивной работе» Акимова Елена Владимировна

2. Максименко А.М. Основы теории и методики физической культуры. - М., 1999.-345с

3. http://zam sport11.ucoz.ru/index/ zdorovesbere-gajushhie _tekhnologii/0- 14«Формирование здоро-вьесберегающей среды на уроках»

4. Анохина И.А. Индивидуальный подход в физкультурно-оздоровительной работе ДОУ: Методические рекомендации / И.А. Анохина. - Ульяновск: УИПКПРО, 2006. - 49 с.

5. http ://irina-school8 .ucoz. ru/publ/1-1-0-1 «Здоро-вьесберегающие технологии на уроках физической культуры»

6. Валеология. Диагностика, средства и практика обеспечения здоровья. / Под ред. И.И. Брехмана. СПБ.: Наука, 1993, 269с.

7. Ахутина Т.В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход // Школа здоровья. 2000. Т. 7. №2. С.21 - 28

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ КАК ФОРМА ОТРАЖЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РЕАЛЬНОСТИ В НАУЧНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИССЛЕДОВАТЕЛЯ

Афонин Юрий Алексеевич

Доктор экономических наук, профессор кафедры менеджмента, Самарский государственный экономический

университет г. Самара (Россия) Галкина Ольга Владимировна

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры управления и сервисных технологий, Поволжская государственная

социально-гуманитарная академия, Самара (Россия)

АННОТАЦИЯ

Предметом методологического раздела общей педагогики является процесс познания и преобразования педагогической действительности в научно-познавательной деятельности исследователя. На основании проведенного обзора научно-педагогических разработок педагогическая действительность также имеет множественность определений и рассматривается с позиции в качестве ключевых содержательного, функционального, статичного, статистического, динамического или целостного подходов, которые представлены исследователями на частно-научном уровне методологии. Мы считаем, что, решение поставленной проблемы множественности следует искать не на частно-научном, а на философском уровне методологии, используя методы диалектического и исторического материализма, базируясь на методологических принципах отражения и соответствия. Философско-гносеологический аспект представления о действительности как отраженной формой реальности в познавательной деятельности субъекта правомерно перенести на рассмотрение педагогической действительности как отраженной формы педагогической реальности в научно-педагогическом исследовании. В данной статье, мы рассматриваем педагогическую действительность как форму отражения педагогической реальности в научно-познавательной деятельности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.