Научная статья на тему 'Здоровьесберегающее пространство вуза как условие непрерывного педагогического образования'

Здоровьесберегающее пространство вуза как условие непрерывного педагогического образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
162
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЕ ПРОСТРАНСТВО / ВАЛЕОЛОГИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / HEALTH CARE SPACE / VALEOLOGICAL CORRELATION / CONTINUOUS EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Грачев Константин Юрьевич, Федосеева Светлана Юрьевна

Показаны возможности здоровьесберегающего пространства вуза как одного из ключевых условий реализации непрерывного педагогического образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Грачев Константин Юрьевич, Федосеева Светлана Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with the potential of the health care space of a higher school as one of the key conditions of implementation of the continuous pedagogic education.

Текст научной работы на тему «Здоровьесберегающее пространство вуза как условие непрерывного педагогического образования»

НЕПРЕРЫВНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

НЕПРЕРЫВНОЕ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАНИЕ

К.Ю. ГРАЧЕВ, С.Ю. ФЕДОСЕЕВА (Волгоград)

здоровьесберегающее

пространство вуза

как условие непрерывного

педагогического образования

Показаны возможности здоровьесберегаю-щего пространства вуза как одного из ключевых условий реализации непрерывного педагогического образования.

Ключевые слова: здоровьесберегающее пространство, валеологическое взаимодействие, непрерывное образование.

Формирование личности будущего педагога зависит от системы условий, обеспечиваемых в рамках образовательного процесса вуза. Одним из таких условий является непрерывный характер педагогического образования, над которым почти три десятка лет трудится коллектив Волгоградского государственного социально-педагогического университета [6].

Накопленный опыт позволяет утверждать, что качественное непрерывное образование учителя как носителя идей здорового образа жизни, культуры здоровья невозможно без создания факторов и условий, в совокупности образующих здоровьесберегающее пространство вуза.

в образовательном процессе сегодня можно наблюдать противоречия между необходимостью сохранения здоровья обучающихся, учета их физиологических особенностей и возможностей и возрастанием информационных нагрузок в процессе обучения. Это приводит к нарушению гармонии в здоровье подрастающего поколения. высокий уровень заболеваемости школьников (С.В. Алексеев, В.Ф. Базарный, И.М. Воронцов и др.) обусловлен, с одной стороны, их недостаточно здоровым образом жизни (И.А. Гундаров, Г.К. Зайцев, Ю.П. Лисицын и др.), с другой - стрессо-генным характером образовательного процесса (Р.И. Айзман, В.Ф. Базарный, И.А. Колесникова, Л.Г. Татарникова и др.), что указыва-

О Грачев К.Ю., Федосеева С.Ю., 2016

ет на необходимость повышения валеологиче-ской грамотности и будущих учителей, и действующих педагогов в процессе непрерывного педагогического образования (Ю.К. Бахтин, Т.А. Берсенева, Г.К. Зайцев, Л.Г. Татарникова).

сохранение и укрепление здоровья студентов, повышение их умственной и физической работоспособности в современных условиях требуют пристального внимания [1]. Сегодняшним студентам предстоит реализовы-вать такие важные социальные функции общества, как профессионально-трудовая, репродуктивная, интеллектуальная и нравственная. Однако ухудшение здоровья субъектов образовательного процесса стало проблемой не только медицинской, но и педагогической. Число студентов с хронической патологией за время обучения в вузе возрастает как по классу заболеваний, так и по количеству. Нарушения здоровья студентов часто имеют дезадап-тационный характер. Им предшествует выраженная эмоционально-стрессовая реакция, возникающая в связи с необходимостью приспосабливаться к сложным микросоциальным условиям (О.В. Морозов, 2015).

Для достижения цели формирования, сохранения и укрепления здоровья всех субъектов образовательного процесса вуза необходимо создание здоровьесберегающего пространства вуза - специально организованной и целенаправленно освоенной среды, способствующей здоровьесбережению и культивированию всеми субъектами образовательного процесса здорового образа жизни как интегратив-ного показателя культуры здоровья будущих учителей [3].

Об актуальности формирования здоро-вьесберегающего пространства свидетельствуют положения Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», излагающие принципы государственной политики в области образования, один из которых утверждает приоритет жизни и здоровья человека (ст. 3, п. 1.3).

Философско-педагогический подход, в основе которого лежит категория «пространство», получил обоснование и развитие в работах И.А. Колесниковой. Автор исходит из философской природы категории «пространство» и доказывает, что оно может быть соотнесено с феноменом воспитания в силу его онтологичности, встроенности в бытие. Пространство, согласно точке зрения И.А. Колес-

- ИЗВЕСТИЯ ВГПУ. ПЕ,

никовой, может выступать как нечто внешнее по отношению к человеку, так может возникнуть и изнутри, формируясь на уровне субъективной реальности [5].

Следовательно, на строение здоровье-сберегающего пространства оказывают влияние не только объективные, но и субъективные причины. само пространство словно существует в двух плоскостях - объективной и субъективной. Объективный характер здо-ровьесберегающего пространства отражает представления о пространстве при наличии достаточно полного знания обо всех возможных и неосуществимых событиях, ассоциируемых со здоровьесбережением; субъективный характер отражает представления о здоровье-сберегающем пространстве конкретного субъекта образовательного процесса, информированность которого, естественно, ограниченна. Именно память и знания человека способствуют объективизации представлений о здо-ровьесберегающем пространстве, которое отражает некую протяженность, структурное сосуществование и взаимодействие любых возможных здоровьесберегающих систем, их компонентов, событий.

Важными характеристиками здоровьесбе-регающего пространства являются его целостность, способность к динамичному саморазвитию. Оно является результатом целенаправленной организационно-педагогической деятельности и предполагает организацию вале-ологического сопровождения педагогического процесса в вузе, представляющего собой совместную деятельность педагогов, психологов и сотрудников медицинской службы, в ходе которой у студентов формируется отношение к здоровью как к приоритетной ценности.

Осуществляя любое педагогическое воздействие, необходимо учитывать личностные особенности субъектов образовательного процесса, способствовать их проявлению и развитию. При этом необходимо учитывать все стороны процесса: развитие физическое, психическое, социальное. Нарушение же гармонии процесса создает трудности в становлении личности будущего педагога [2].

Особым условием, обеспечивающим успешность валеологического взаимодействия, является мотивационная заинтересованность в здоровье всех субъектов образовательного процесса, позволяющая осмыслить противоречие между социальными потребностями обучающейся молодёжи в здоровом образе жизни и неготовностью управленцев и педагогов к развитию валеологической культуры

ГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ -

у себя и у своих воспитанников. Именно поэтому системообразующим фактором валеоло-гического сопровождения, на наш взгляд, выступает мотивационная вовлеченность и компетентность всех субъектов образовательного процесса [4; 7].

Компонентами здоровьесберегающего пространства вуза являются организация предметно-пространственного окружения, предполагающего реализацию санитарно-гигиенических и психофизиологических требований к организации образовательного процесса, внедрение проектов и программ, направленных на формирование, сохранение и укрепление здоровья, создание оптимального социально-психологического климата. Разработка и реализация компонентов здоровьесберегающего пространства предполагают консолидированную деятельность профессорско-преподавательского состава и сотрудников различных подразделений вуза.

вышесказанное обусловливает необходимость изучения теоретических аспектов проблемы валеологического сопровождения образовательного процесса, выявления педагогических условий, обеспечивающих здоровье-сберегающий характер непрерывного педагогического образования (сотрудники кафедры морфологии, физиологии человека и медико-педагогических дисциплин ВГСПУ); динамическое валеологическое наблюдение - мониторинг функциональных резервов, включающий диагностику состояния здоровья преподавателей, сотрудников, студентов и определение их индивидуальных психофизиологических особенностей; проведение валеологи-ческого анализа учебного процесса с последующим определением адаптивности организма обучающихся к учебной нагрузке, повышения валеологической грамотности всех участников образовательного процесса (сотрудники научно-методического центра «Здоровье» ВГСПУ).

Медико-гигиеническое направление включает в себя контроль и помощь в обеспечении надлежащих гигиенических условий в соответствии с регламентациями санитарных правил и норм. Ключевую роль здесь призван играть созданный на базе ВГСПУ научно-методический центр «Здоровье».

В структуру обеспечения гигиенических условий образовательного процесса включаются: действие звуковых раздражителей (в зависимости от силы и длительности), создающих предпосылки благоприятного или неблагоприятного психологического климата;

непрерывное профессиональное образование

воздушно-тепловой режим, освещение; требования к использованию студентами компьютеров, направленные на профилактику ухудшения зрения, психофизического утомления; организация рационального питания (состав и качество продуктов питания, сбалансированность по основным компонентам, режим питания).

Известно, что значительным резервом повышения эффективности образовательного процесса является валеологически обоснованное расписание занятий, которое даёт возможность сохранить умственную работоспособность студентов на протяжении длительного периода учебной деятельности. В силу этого необходимо периодически осуществлять комплексное валеолого-педагогическое исследование расписания учебных занятий на предмет соответствия гигиеническим, нормативным и валеологическим требованиям, а также работоспособности обучающихся в начале недели (начало учебного года), в конце первого дня недели и в конце недели.

Современный учебный процесс предъявляет к организму студентов большие требования, часто превышающие их физиологические возможности. Своевременное распознавание и коррекция развивающихся дисфункций систем организма обучающихся возможны только при создании условий для мониторинга состояния их здоровья в динамике обучения. Основой мониторинга здоровья является «Паспорт здоровья», представляющий комплекс необходимых параметров, фиксирующий психофизиологическое состояние студентов (сотрудников научно-методического центра «Здоровье» ВГСПУ).

Сотрудники медицинского пункта, санатория-профилактория, столовой осуществляют:

- организацию и проведение медицинских осмотров сотрудников университета;

- профилактику профессиональных заболеваний преподавателей и сотрудников, болезней студентов, в частности профилактику заболеваний желудочно-кишечного тракта путём организации диетического питания, предусматривающего расширение перечня диетических блюд в меню столовой университета;

- оздоровление и реабилитацию преподавателей, сотрудников и студентов на базе санатория-профилактория и медицинского пункта.

Важным элементом валеологического подхода в построении здоровьесберегающего образовательного процесса является сбор анкет-

ных данных студентов (для определения процентного соотношения уровней оценки здоровья), а также преподавателей ВГСПУ (для оценки уровня здоровья в зависимости от педагогического стажа) (сотрудники кафедры психологии).

Структурные подразделения университета - факультеты, кафедры, отделы социально-бытовой и воспитательной работы, санаторий-профилакторий, медпункт, а также субъекты образовательного процесса - студенты, педагоги, психологи, медицинские работники включены в процесс валеологического сопровождения в ходе непрерывного педагогического образования.

Система валеологического взаимодействия в университете включает разработку мероприятий по координации усилий педагогов и медицинских работников, направленных на сохранение и укрепление здоровья всех субъектов образовательного процесса, определение оптимального режима учебной деятельности, внедрение валеологически целесообразного режима функционирования педвуза, разработку валеологически обоснованных инновационных технологий обучения и их внедрение, организацию исследовательской деятельности, направленной на выявление уровней состояния здоровья студентов, установление взаимосвязи между показателями физического и психического состояния обучающихся и объёмами учебной нагрузки, педагогическую деятельность преподавателей по формированию у обучающихся потребности в здоровом образе жизни, первичную валеологиче-скую подготовку педагогов как условие реализации валеологического сопровождения.

При таком подходе основным институтом, обеспечивающим сохранение здоровья субъектов образовательного процесса, становится валеологическая служба, которая предполагает работу по нескольким направлениям. Так, совместно с преподавателями кафедры морфологии, физиологии человека и медико-педагогических дисциплин ВГСПУ студенты в учебном процессе ежегодно проводят гигиеническую оценку учебной среды, антропометрические измерения для оценки состояния основных систем организма, обучаются навыкам составления пищевого рациона и т. д. Этот процесс направлен на формирование системы научных и практических валеологиче-ских знаний, умений и навыков поведения в повседневной деятельности, обеспечивающих ценностное отношение к собственному здоровью и здоровью окружающих, способствует

- ИЗВЕСТИЯ вгпу. ПЕ,

повышению адаптационного потенциала организма студентов, укреплению их физического здоровья.

социально-психологическая служба вуза работает на формирование и укрепление психологического здоровья студентов. Фактически ее основной функцией является то, что Э.Ф. Зеер называет «психологическим сопровождением становления профессионала», определяя его как «целостный процесс изучения, формирования, развития и коррекции профессионального становления личности» [2]. Реализация данной функции осуществляется через такие виды деятельности, как диагностика, анализ и интерпретация её результатов, консультирование, развивающая работа, психологическая профилактика и психологическое просвещение. В результате грамотно проектируемой и четко организованной системы сопровождения происходит планомерное становление профессионала в процессе непрерывного педагогического образования.

Отдел воспитательной работы в рамках своего функционала (развитие студенческого самоуправления, поддержка общественных организаций и объединений студентов, развитие досуговой, клубной деятельности и др.) на регулярной основе реализует мероприятия по профилактике алкогольной, наркотической и иных видов зависимости, а также асоциальных проявлений в студенческой среде. Кроме того, сотрудники отдела осуществляют мониторинг состояния проблемы здоровьесбережения студенчества, для чего регулярно проводятся устные и письменные опросы с их последующим анализом, и принимают решения по совершенствованию системы работы в данном направлении. с учетом необходимости формирования здоровьесберегающего пространства вуза в качестве ближайших перспектив развития отдела воспитательной работы можно определить необходимость разработки и реализации программ образовательно-просветительского характера по формированию валеологической грамотности (а затем и валеологической культуры), а также организации массовых акций и мероприятий (спартакиады, сдача нормативов ГТО, тематические игры клуба «Что? Где? Когда?», массовые забеги, проведение декад (или месячников) здоровья и т. д.).

санаторий-профилакторий университета осуществляет поддержание и укрепление здоровья, а также реабилитацию нуждающихся в ней студентов с целью выработки у них навыков здорового образа жизни, выражающихся в разумном сочетании учебной и трудовой дея-

гОгИЧЕСКИЕ НАУКИ -

тельности, активности и отдыха, формировании умений и привычек рационального питания, профилактике различных заболеваний и вредных привычек. Медицинский пункт вуза организует ежегодные медицинские осмотры студентов первого курса, что, в частности, позволяет выявить студентов с хроническими заболеваниями и рекомендовать им комплекс лечебно-оздоровительных мероприятий на базе санатория-профилактория. Кроме того, в функционал медицинского пункта входит также оказание неотложной и консультативной помощи нуждающимся в ней студентам.

Физкультурно-оздоровительное направление связано с деятельностью кафедры физического воспитания и спортивного клуба, которые для достижения цели развития целостной гармоничной личности будущего учителя решают образовательные, воспитательные, развивающие и оздоровительные задачи, используя для этого различные формы и методы, в том числе потенциал спортивных секций, учебно-оздоровительного комплекса, плавательного бассейна. В рамках данного направления реализуются следующие задачи:

- пропаганда здорового образа жизни;

- проведение спортивных конкурсов и соревнований;

- профилактика аддиктивного поведения;

- организация Дней здоровья на базе учебно-оздоровительного комплекса университета «Марафон»;

- проведение занятий лечебной физической культурой;

- подготовка физоргов студенческих групп и курсов;

- организация динамических пауз во время учебных занятий;

- проведение массовых динамических пауз для преподавателей и студентов с музыкальным сопровождением при помощи сотрудников и студентов Института художественного образования ВГСПУ.

Для достижения психофизиологической разгрузки целесообразно использовать средства, которые могут быть обеспечены различными подразделениями университета: музы-ко- и арт-терапии (Институт художественного образования), библиотерапии (библиотека), гармонизации с окружающей средой (Ботанический сад ВГсПу) и др.

Таким образом, здоровьесберегающее пространство вуза в совокупности своих структурных компонентов - предметно-пространственного окружения, специализированных проектов и программ, направленных на фор-

НЕПРЕРЫВНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

мирование, сохранение и укрепление здоровья субъектов образовательного процесса, а также системы мер по формированию оптимального социально-психологического климата - выступает в качестве одного из ключевых условий реализации непрерывного педагогического образования.

Список литературы

1. Жданов С. И. Педагогические условия формирования у студента вуза субъектной позиции оздоровительной направленности : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 / Урал. гос. ун-т физ. культуры. Челябинск, 2009.

2. Зеер Э.Ф. Психология профессий. М., 2001. С. 257.

3. Золотухина И.П. Здоровьесберегающее пространство как феномен взаимодействия детского сада и начальной школы : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01. М., 2006.

4. Клинов В. В., Щур С. Н. Теоретические основы формирования мотивации здорового образа жизни студентов // Веснж Мазырскага дзяржаунага педагапчнага ушверспэта 1мя I. П. Шамякша. 2012. №1 (34).

5. Колесникова И.А. Педагогическая реальность в зеркале межпарадигмальной рефлексии. СПб.: СПбГУПМ, 1999.

6. Непрерывное педагогическое образование. Научная школа Н.К. Сергеева: сб. науч. тр. / науч. ред. Н.К. Сергеев. Волгоград: Изд-во ВГПУ «Перемена», 2011.

7. Полякова Т.Д., Зубовский Д.К. Здоровье-сбережение - важная составляющая инновационного образовательного процесса // Мир спорта. 2008. № 1. С. 52-58.

* * *

1. Zhdanov S. I. Pedagogicheskie uslovija formirovanija u studenta vuza sub#ektnoj pozicii ozdorovitel'noj napravlennosti : avtoref. dis. ... kand. ped. nauk : 13.00.08 / Ural. gos. un-t fiz. kul'tury. Chelyabinsk, 2009.

2. Zeer Je.F. Psihologija professij. M., 2001. S. 257.

3. Zolotuhina I.P. Zdorov'esberegajushhee prostranstvo kak fenomen vzaimodejstvija detskogo sada i nachal'noj shkoly : dis. ... kand. ped. nauk : 13.00.01. M., 2006.

4. Klinov V. V., Shhur S. N. Teoreticheskie osnovy formirovanija motivacii zdorovogo obraza zhizni studentov // Vesnik Mazyrskaga dzjarzhaynaga pedagagichnaga yniversitjeta imja I. P. Shamjakina. 2012. №1 (34).

5. Kolesnikova I.A. Pedagogicheskaja real'nost' v zerkale mezhparadigmal'noj refleksii. SPb.: SPbGUPM, 1999.

О Гладун Л.А., 2016

6. Nepreryvnoe pedagogicheskoe obrazovanie. Nauchnaja shkola N.K. Sergeeva: sb. nauch. tr. / nauch. red. N.K. Sergeev. Volgograd: Izd-vo VGPU «Peremena», 2011.

7. Poljakova T.D., Zubovskij D.K. Zdorov'e-sberezhenie - vazhnaja sostavljajushhaja inno-vacionnogo obrazovatel'nogo processa // Mir sporta. 2008. № 1. S. 52-58.

Health care space of a higher school as the condition for continuous pedagogic education

The article deals with the potential of the health care space of a higher school as one of the key conditions of implementation of the continuous pedagogic education.

Key words: health care space, valeological correlation, continuous education.

(Статья поступила в редакцию 01.07.2016)

л.а. гладун

(иркутск)

оценка развития методических компетенций в процессе

профессионального становления специального педагога

Представлены результаты исследования динамики развития методических компетенций специального педагога в процессе его профессионального становления. На основе методики, разработанной с позиций компетент-ностного, системно-деятельностного подходов, даются оценка и характеристика специфики развития содержательной и процессуальной сторон методических компетенций на разных этапах профессионализации учителя-олигофренопедагога.

Ключевые слова: профессиональная подготовка, методические компетенции, специальный педагог, олигофренопедагог.

В современном специальном образовании происходят серьезные изменения, связанные с внедрением государственных образовательных стандартов для обучающих-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.