Научная статья на тему 'Динамика готовности к здоровьесберегающей деятельности студентов-хореографов после участия их в образовательной программе «Здоровьесбережение в хореографии – основа профессионального долголетия»'

Динамика готовности к здоровьесберегающей деятельности студентов-хореографов после участия их в образовательной программе «Здоровьесбережение в хореографии – основа профессионального долголетия» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
82
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
студенты-хореографы / хореографы-преподаватели / хореографы-балетмейстеры / здоровьесбережение в хореографии / готовность к здоровьесберегающей деятельности / критерии готовности к здоровьесберегающей деятельности / высшее педагогическое образование хореографов / Институт современного искусства. / students-choreographers / professional choreographers / health conservation in choreography / readiness for health-saving activities / criteria for readiness for health-saving activities / higher pedagogical education of choreographers / Institute of Contemporary Art.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Павинская Кристина Владимировна

В статье представлены результаты эмпирического исследования показателей готовности к здоровьесберегающей деятельности студентов-хореографов после участия их в образовательной программе «Здоровьесбережение в хореографии – основа профессионального долголетия» и профессионалов (преподавателей и балетмейстеров), прошедших подготовку по программе дополнительного профессионального образования и имеющих опыт здоровьесберегающей деятельности свыше 3 лет. Исследовательская работа со студентами-хореографами осуществлялась с 2012 по 2017 год на базе Автономной некоммерческой организации высшего образования «Институт современного искусства» (АНО ВО ИСИ). Представленный в работе анализ исходного уровня готовности студентов-хореографов и профессионалов к здоровьесберегающей деятельности показал, что группа профессионалов (преподавателей и балетмейстеров) отличается уровнем готовности к здоровьесберегающей деятельности от студентов-хореографов. В статье представлен диагностический инструментарий, который позволил оценить показатели готовности к здоровьесберегающей деятельности студентов-хореографов после участия их в образовательной программе «Здоровьесбережение в хореографии – основа профессионального долголетия», а также результаты статистического анализа данных проведенного исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Павинская Кристина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DYNAMICS OF STUDENTS-CHOREOGRAPHERS’ READINESS FOR HEALTH CARE ACTIVITIES AFTER THEIR PARTICIPATION IN THE EDUCATIONAL PROGRAM «HEALTH SAVING IN CHOREOGRAPHY – THE BASIS OF PROFESSIONAL LONGEVITY»

The paper presents the results of an empirical study of readiness indicators for health-saving activities of students-choreographers after participating in the educational program «Health-saving in choreography – the basis of professional longevity» as well as professionals (teachers and choreographers) who have been trained in the program of additional professional education and have 3-year experience in health-saving activities. The research work with students-choreographers was carried out from 2012 to 2017 on the basis of Institute of Contemporary Art. The analysis of the initial level of students-choreographers and professionals’ readiness for health-saving activities presented in the work showed that the group of professionals (teachers and choreographers) differs in the level of readiness for health-saving activities from students-choreographers. The paper presents diagnostic tools that made it possible to evaluate readiness indicators for health-saving activities of students-choreographers after their participation in the educational program «Health-saving in choreography – the basis of professional longevity». The paper also contains the results of a statistical analysis of the research data.

Текст научной работы на тему «Динамика готовности к здоровьесберегающей деятельности студентов-хореографов после участия их в образовательной программе «Здоровьесбережение в хореографии – основа профессионального долголетия»»

УДК 37.02

DOI 10.24411/2309-4370-2020-11309

Статья поступила в редакцию 26.01.2020

ДИНАМИКА ГОТОВНОСТИ К ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ-ХОРЕОГРАФОВ ПОСЛЕ УЧАСТИЯ ИХ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ «ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ В ХОРЕОГРАФИИ -ОСНОВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ДОЛГОЛЕТИЯ»

© 2020

Павинская Кристина Владимировна, преподаватель кафедры хореографии

Самарский государственный институт культуры (г. Самара, Российская Федерация)

Аннотация. В статье представлены результаты эмпирического исследования показателей готовности к здоровьесберегающей деятельности студентов-хореографов после участия их в образовательной программе «Здоровьесбережение в хореографии - основа профессионального долголетия» и профессионалов (преподавателей и балетмейстеров), прошедших подготовку по программе дополнительного профессионального образования и имеющих опыт здоровьесберегающей деятельности свыше 3 лет. Исследовательская работа со студентами-хореографами осуществлялась с 2012 по 2017 год на базе Автономной некоммерческой организации высшего образования «Институт современного искусства» (АНО ВО ИСИ). Представленный в работе анализ исходного уровня готовности студентов-хореографов и профессионалов к здоровьесберегающей деятельности показал, что группа профессионалов (преподавателей и балетмейстеров) отличается уровнем готовности к здоровьесберегающей деятельности от студентов-хореографов. В статье представлен диагностический инструментарий, который позволил оценить показатели готовности к здоровьесберегающей деятельности студентов-хореографов после участия их в образовательной программе «Здоровьесбережение в хореографии - основа профессионального долголетия», а также результаты статистического анализа данных проведенного исследования.

Ключевые слова: студенты-хореографы; хореографы-преподаватели; хореографы-балетмейстеры; здоровьесбережение в хореографии; готовность к здоровьесберегающей деятельности; критерии готовности к здо-ровьесберегающей деятельности; высшее педагогическое образование хореографов; Институт современного искусства.

Выдвинутая на первый план федеральным законодательством [1] и отмеченная во ФГОС [2; 3] задача обеспечения охраны жизни и здоровья обучающихся требует для ее решения высокопрофессионального педагогического участия. Это делает принципиально важной задачу совершенствования педагогической подготовки обучающихся в аспекте здоровьесберегающей деятельности. Современное высшее педагогическое образование хореографов решает эту задачу частично: вопросы здоровьесбережения рассматриваются в рамках таких учебных дисциплин, как педагогика, психология, безопасность жизнедеятельности, физическая культура, содержание которых обеспечивает концептуально-знаниевую основу здоровьесбережения фрагментарно и в отрыве от профессиональной деятельности хореографа. В вариативной части образовательной программы, в которую включена методика преподавания различных направлений хореографии, преобладают теоретические знания анатомо-физиологических основ техники танца, техники безопасности и предупреждения травматизма на занятиях. Однако полученная в ходе теоретического обучения информация о здо-ровьесбережении в отрыве от практики и специфики деятельности хореографа не обеспечивает формирования необходимых умений, навыков и компетенций. Как показало проведенное нами исследование, студенты-хореографы остаются неосведомленными в вопросах здоровьесбережения в хореографии и не готовы реализовать здоровьесберегающую деятельность на практике.

В данной статье мы остановимся только на одном аспекте проверки эффективности разработанной на-

ми программы просвещения студентов-хореографов в вопросах профессионального здоровья и обеспечения их практическими мероприятиями по реализации здоровьесберегающей деятельности. Подготовка к профессиональной деятельности студента-хореографа будет более результативна при использовании программы «Здоровьесбережение в хореографии -основа профессионального долголетия», позволяющей студентам под руководством опытного преподавателя приобрести необходимый профессиональный опыт данной работы.

Эмпирическая проверка эффективности предложенной нами программы «Здоровьесбережение в хореографии - основа профессионального долголетия», реализация модели формирования готовности студентов-хореографов к здоровьесберегающей деятельности и необходимых педагогических условий [4], осуществлялись в течение 6 лет с 2012 года по 2017 год на базе Автономной некоммерческой организации высшего образования «Институт современного искусства» (АНО ВО ИСИ). Всего в проведенном нами исследовании приняли участие 118 студентов-хореографов экспериментальной группы (далее - ЭГ) (уровень бакалавриата очной формы обучения, направление «Хореографическое искусство», профили: «Педагогика балета»; «Искусство балетмейстера») и 30 профессионалов-хореографов (преподавателей и балетмейстеров), прошедших в 2011 г. обучение по программе дополнительного профессионального образования повышения квалификации «Здоровьесбе-режение в хореографии - основа профессионального долголетия» в объеме 144 часов и имеющих опыт здоровьесберегающей деятельности свыше 3 лет.

Наше исследование состояло из 3 этапов.

На 1-м этапе констатирующего эксперимента мы сравнили результаты показателей готовности к здоровьесберегающей деятельности студентов-хореографов экспериментальной группы до эксперимента, с результатами профессионалов (преподавателей и балетмейстеров), имеющих опыт здоровьесберегаю-щей деятельности свыше 3 лет. Проведенный анализ полученных данных констатирующего эксперимента показал реальную степень готовности студентов-хореографов и профессионалов к здоровьесберегаю-щей деятельности. Группа профессионалов (преподавателей и балетмейстеров), прошедших обучение по программе дополнительного профессионального образования «Здоровьесбережение в хореографии основа профессионального долголетия» и имеющих опыт здоровьесберегающей деятельности не менее 3 лет, была более благополучна по всем исследуемым характеристикам. Поэтому мы поставили перед собой задачу совершенствовать показатели студентов-хореографов в целях повышения их готовности к здоровьесберегающей деятельности.

На 2-м этапе осуществлялась просветительская образовательная деятельность в экспериментальных группах со студентами-хореографами (будущими преподавателями и балетмейстерами). Результатом работы стала положительная динамика показателей готовности студентов-хореографов к здоровьесбере-гающей деятельности.

На 3-м этапе повторно было проведено сравнение показателей готовности к здоровьесберегающей деятельности студентов-хореографов экспериментальной группы, будущих преподавателей и балетмейстеров (после проведенного эксперимента) с профессионалами (преподавателями и балетмейстерами), имеющими опыт здоровьесберегающей деятельности свыше 3 лет.

Результативность экспериментальной работы оценивалась по следующим критериям:

- сформированность потребности в регуляции поведения на основе приобретенной системы знаний о профессиональном здоровье и здоровьесберегающей деятельности в хореографии;

- сформированность антропометрических параметров физического состояния здоровья как ЗУН по коррекции физического здоровья других;

- сформированность волевой саморегуляции психологического состояния здоровья как ЗУН по коррекции психологического здоровья других;

- сформированность операционально-технологической структуры деятельности по здоровьесбереже-нию в хореографии;

- сформированность духовно-нравственной саморегуляции творческой деятельности.

Диагностический инструментарий нашего исследования включал в себя: авторский тест-контроль знаний о профессиональном здоровье хореографа, анкету на «Определение уровня сформированное™ потребности хореографов к здоровьесберегающей деятельности»; диагностическую оценку по методике, представленной в приложении 3 к приказу Минздрава РФ № 186 и Минобразования РФ № 272 от 30.06.1992 г., которая включает дополнительные показатели физической подготовленности по физическим тестам [5]; методики оценки эмоциональной

настроенности на деятельность М. Люшера, Эггерта по цвету [6; 7]; восьмифакторный тест на преобладание саногенного мышления над патогенным (разработанный на основании выделенных Allen J. Ryan и Robert E. Stephens факторов психологического нездоровья хореографов) [8]; методические практико-ориентированные тесты, созданные на основании требований к профессиональной деятельности Н.И. Тарасова и Р.В. Захарова [9; 10]; методики «Иерархия личности» (Е.В. Шестун, Е.А. Морозова, И.А. Подо-ровская, Е.Н. Устюжанинова) [11] и индекс качества духовности хореографических постановок (основаны на методиках определения индекса качества обучения по В. Зайцеву [12; 13] и требованиях к постановочной деятельности балетмейстера Р.В. Захарова) [10].

Расчет различий по всем компонентам готовности в ЭГ-1 студентов-хореографов и в группе профессионалов ЭГ-2 на констатирующем этапе представлен на таблице 1 (методы: Манна-Уитни х2 Пирсона, угловое преобразование Фишера [14]).

По когнитивному компоненту готовности представлены результаты информационно-потребностно-го критерия в показателях - знания и потребность. Среднее значение по тесту-контролю знаний студентов о профессиональном здоровье хореографов группы ЭГ-1 студентов-хореографов (будущих преподавателей и балетмейстеров) составляет - 33,5 баллов; у профессионалов (преподавателей и балетмейстеров) - 85,1 балла. Определен средний балл уровня сформированности практической потребности студентов-хореографов в реализации здоровьесберега-ющей деятельности у студентов-хореографов - 23,8, что свидетельствует о том, что уровень сформиро-ванности практической потребности в реализации здоровьесберегающей деятельности у них можно назвать достаточным (креативный уровень). У профессионалов данный показатель - 42 балла. То есть уровень сформированности практической потребности преподавателей в реализации здоровьесберегаю-щей деятельности можно назвать высоким (просветительский уровень). Менее трети студентов имеют недостаточный уровень сформированности практической потребности в реализации здоровьесберегающей деятельности, его можно назвать репродуктивным.

По физическому компоненту готовности представлены результаты антропометрического критерия в показателях - степени гибкости; силы 1; силы 2; выносливости; скорости (спины, колена, стопы, бедра). Значительно отличаются показатели гибкости спины (-44 и -20); в скорости спины (51-64); сила 2 стопы (6,7-27); сила бедра (13-25); гибкость бедра (-19 и -6); сила 1 колена (9,3-16).

По эмоционально-волевому компоненту готовности представлены результаты регулятивного критерия в показателях позитивного/негативного мышления. Позитивное мышление высоко представлено в группе профессионалов (преподавателей и балетмейстеров) - 100%. Данный вид мышления порождает здоровье и благополучие (человек становится более рефлексивным, способным рассматривать себя и свое состояние со стороны). Среди них не встречаются люди с негативным мышлением. Тогда как среди ЭГ-1 студентов-хореографов (будущих преподавателей и балетмейстеров) - 52% человек с низкой рефлексивностью (обладатели негативного мышления).

По деятельностному компоненту готовности представлены результаты технологического критерия в показателях - рациональность; активность; креативность; методическая грамотность. Рациональность использования 4 движений (главного, второстепенного, связующего и завершающей точки) более выражена у профессионалов (преподавателей и балетмейстеров) - 3,4 средний балл, чем у ЭГ-1 студентов-хореографов (будущих преподавателей и балетмейстеров) - 1,4 средний балл. Более всего наблюдается отличие в средних значениях показателя «креативность». У профессионалов более высокий уровень (средний балл 8,9 балла), у ЭГ-1 студентов-хореографов более низкий (3,5 балла).

По ценностно-поведенческому компоненту готовности представлены результаты рефлексивно-проектировочного критерия в показателях - духовность как доминирующая тенденция личности; качество ведения постановочной, хореографической деятельности. Более часто среди профессионалов встре-

чаются люди с духовным уровнем иерархии личности (средний балл 2,5), у студентов-хореографов -1,6. (Духовному уровню соответствует показатель 3, телесному - показатель 1). У профессионалов (преподавателей и балетмейстеров) более качественно представлена и духовная идея постановки - 0,81. Идея постановки высокая, ярко и достоверно представлена хореографическими средствами и оказывает должное эмоциональное воздействие на зрителя. Тогда как у ЭГ-1 студентов-хореографов (будущих преподавателей и балетмейстеров) среднее значения индекса равно - 0,24.

Различия установлены по всем показателям на высоком уровне значимости (р < 0,01). Таким образом, группа профессионалов (преподавателей и балетмейстеров) оказалась более благополучна по исследуемым характеристикам. В связи с чем нами была поставлена задача совершенствовать результаты студентов-хореографов в целях повышения их готовности к здоровьесберегающей деятельности.

Таблица 1 - Расчет различий по всем компонентам готовности в ЭГ-1 студентов-хореографов, будущих преподавателей и балетмейстеров, и в группе ЭГ-2 профессионалов (преподавателей и балетмейстеров) на констатирующем этапе

Параметры сравнения (ЭГ-1 студентов-хореографов и ЭГ-2 профессионалов) на констатирующем этапе Средние значения Критерий достоверности

ЭГ-1 С-хор Профессионалы ^критерий Уровень значимости

1. Знания 33,5 85,1 174,000 p = 0,000

2. Потребность 23,8 42,0 126,000 p = 0,000

3. Гибкость спины -44,0 -20,0 267,500 p = 0,000

4. Сила спины 1 9,0 13,0 134,000 p = 0,000

5. Сила спины 2 6,5 10,0 144,000 p = 0,000

6. Выносливость спины 2,0 3,6 156,000 p = 0,000

7. Скорость спины 51,0 64,0 129,000 p = 0,000

8. Гибкость колена 1,9 2,7 154,500 p = 0,000

9. Сила колена 1 9,3 16,0 144,500 p = 0,000

10. Сила колена 2 6,7 13,0 142,500 p = 0,000

11. Выносливость колена 3,0 5,0 129,500 p = 0,000

12. Скорость колена 84,0 76,0 353,500 p = 0,000

13. Гибкость стопы 5,3 5,6 146,500 p = 0,000

14. Сила стопы 1 9,6 29,0 134,000 p = 0,000

15. Сила стопы 2 6,7 27,0 207,000 p = 0,000

16. Выносливость стопы 3,4 8,4 1999,500 p = 0,000

17. Скорость стопы 71,0 81,0 133,500 p = 0,000

18. Гибкость бедра -19,0 -6,0 196,500 p = 0,000

19. Сила бедра 1 13,0 25,0 204,000 p = 0,000

20. Сила бедра 2 11,0 21,0 201,000 p = 0,000

21. Выносливость бедра 45,0 54,0 203,000 p = 0,000

22. Скорость бедра 31,0 38,0 209,000 p = 0,000

23. Негативное мышление 52,0 0,0 2,731 p = 0,000

24. Позитивное мышление 48,0 100,0 2,656 p = 0,000

25. Рациональность (комбинация 4 движения) 1,4 3,4 1535,000 p = 0,000

26. Рациональность (урок 4 части) 1,1 3,5 125,000 p = 0,000

27. Активность 1,75 4,5 191,000 p = 0,000

28. Креативность 3,5 8,9 133,000 p = 0,000

29. Методическая грамотность (принципы здоровьесберегающего образования в хореографии) 1,35 6,1 141,500 p = 0,000

30. Методическая грамотность (анализ методических ошибок преподавания хореографии, приводящих к травмам) 2,0 8,8 156,000 p = 0,000

31. Духовность как доминирующая тенденция личности 1,6 2,5 187,000 p = 0,000

32. Качество ведения постановочной, хореографической деятельности 0,24 0,81 184,500 p = 0,000

После участия студентов-хореографов в образовательной программе «Здоровьесбережение в хореографии - основа профессионального долголетия», с помощью модели формирования готовности студентов-хореографов к здоровьесберегающей деятельности и совокупности педагогических условий реализации данной модели [4] было проведено повторное сравнение результатов готовности студентов-хореографов экспериментальной группы (будущих преподавателей и балетмейстеров) и профессионалов (преподавателей и балетмейстеров), имеющих опыт здоровьесберегающей деятельности свыше 3 лет.

Динамика показателей сформированное™ готовности к здоровьесберегающей деятельности у студентов-хореографов (будущих преподавателей и балетмейстеров) после участия их программе «Здоро-вьесбережение в хореографии - основа профессионального долголетия», в сравнении с профессионалами (преподавателями и балетмейстерами), ее кри-

терий достоверности и уровень значимости различий представлены в таблице 2 (методы: Манна-Уитни х2 Пирсона, угловое преобразование Фишера [14]).

Статистический анализ при помощи метода Ман-на-Уитни позволил установить различия по части шкал: знания (анкета) ^ = 174,5; р < 0,01); гибкость спины ^ = 237,5; р < 0,05); сила спины 1 ^ = 234,0; р < 0,05); сила спины 2 ^ = 244,0; р < 0,01); выносливость спины (и = 246,5; р < 0,05); рациональность: хореографическая комбинация 4 движения (и = 235,0; р < 0,05); рациональность: урок хореографии (класс-концерта) 4 части ^ = 165,0; р < 0,01); креативность тематического урока (урока на здоровьесберегающую тему) (и = 166,0; р < 0,01); методическая грамотность: анализ методических ошибок преподавания хореографии, приводящих к травмам (и = 236,0; р < 0,05); духовность как доминирующая тенденция личности (и = 217,0; р < 0,01); качество ведения постановочной, хореографической деятельности (и = 224,5; р < 0,01).

Параметры сравнения (ЭГ-1 студентов-хореографов и ЭГ-2 профессионалов) на формирующем этапе Критерий достоверности

U-критерий. Констатирующий этап U-критерий. Формирующий этап Уровень значимости. Констатирующий этап Уровень значимости. Формирующий этап

1. Знания 174,000 174,000 p = 0,000 p = 0,000

2. Потребность 126,000 353,500 p = 0, 000 p = 0, 752

3. Гибкость спины 267,500 237,500 p = 0, 000 p = 0,040

4. Сила спины 1 134,000 234,000 p = 0,000 p = 0,045

5. Сила спины 2 144,000 244,000 p = 0,000 p = 0,034

6. Выносливость спины 156,000 246,500 p = 0,000 p = 0,026

7. Скорость спины 129,000 304,000 p = 0,000 p = 0,247

8. Гибкость колена 154,500 297,000 p = 0,000 p = 0,114

9. Сила колена 1 144,500 347,500 p = 0,000 p = 0,662

10. Сила колена 2 142,500 346,500 p = 0,000 p = 0,662

11. Выносливость колена 129,500 304,000 p = 0,000 p = 0,247

12. Скорость колена 353,500 297,000 p = 0,000 p = 0,114

13. Гибкость стопы 146,500 277,000 p = 0,000 p = 0,114

14. Сила стопы 1 134,000 283,000 p = 0,000 p = 0,130

15. Сила стопы 2 207,000 299,000 p = 0,000 p = 0,313

16. Выносливость стопы 1999,500 307,000 p = 0,000 p = 0,214

17. Скорость стопы 133,500 283,000 p = 0,000 p = 0,130

18. Гибкость бедра 196,500 299,000 p = 0,000 p = 0,313

19. Сила бедра 1 204,000 342,500 p = 0,000 p = 0,616

20. Сила бедра 2 201,000 329,500 p = 0,000 p = 0,469

21. Выносливость бедра 203,000 353,500 p = 0,000 p = 0,752

22. Скорость бедра 209,000 346,500 p = 0,000 p = 0,662

23. Негативное мышление 2,731 369,000 p = 0,000 p = 0,000

24. Позитивное мышление 2,656 316,500 p = 0,000 p = 0,000

25. Рациональность (комбинация 4 движения) 1535,000 235,000 p = 0,000 p = 0,046

26. Рациональность (урок 4 части) 125,000 165,000 p = 0,000 p = 0,000

27. Активность 191,000 191,000 p = 0,000 p = 0,000

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

28. Креативность 133,000 166,000 p = 0,000 p = 0,000

29. Методическая грамотность (принципы здоровьесберегающего образования в хореографии) 141,500 341,500 p = 0,000 p = 0,143

30. Методическая грамотность (анализ методических ошибок преподавания хореографии, приводящих к травмам) 156,000 236,000 p = 0,000 p = 0,046

31. Духовность как доминирующая тенденция личности 187,000 217,000 p = 0,000 p = 0,033

32. Качество ведения постановочной, хореографической деятельности 184,500 224,500 p = 0,000 p = 0,041

Таблица 2 - Расчет различий по всем компонентам готовности в ЭГ-1 студентов-хореографов, будущих преподавателей и балетмейстеров, и в группе ЭГ-2 профессионалов (преподавателей и балетмейстеров) на формирующем этапе

Полученные результаты позволяют утверждать, что по показателям когнитивного компонента (практическая потребность); физического компонента (показатели физической подготовленности стопы, колена и бедра); эмоционально-волевого компонента (позитивный и негативный настрой); деятельностного компонента (методической грамотности: принципы здоровьесберегающего образования в хореографии; активности) экспериментальные группы не отличаются. Высокозначимые различия установлены по показателям когнитивного компонента, по результатам анкетирования (знания), по показателям деятельност-ного компонента, методологическим характеристикам: рациональность («урок хореографии 4 части») и креативность. Можно утверждать, что профессионалы, преподаватели и балетмейстеры, достигают более высоких значений по этим показателям за счет своего практического профессионального опыта здоровьесберегающей деятельности. Невысокозначимые различия установлены по показателям физического компонента (показатели физической подготовленности спины); по показателям деятельностного компонента (рациональность «хореографическая комбинация 4 движения», методическая грамотность «анализ методических ошибок»), по показателям ценностно-поведенческого компонента (духовность как доминирующая тенденция личности; качество ведения постановочной, хореографической деятельности). Результаты показывают, что студенты-хореографы ЭГ-1 достигли более высокого уровня сформированности готовности к здоровьесберегающей деятельности. За время экспериментальной работы показатели готовности студентов-хореографов ЭГ-1 стремительно приближаются к показателям готовности ЭГ-2 профессионалов (преподавателей и балетмейстеров), имеющих опыт здоровьесберегающей деятельности свыше 3 лет. В ходе исследования доказана эффективность предложенной образовательной программы, модели формирования готовности студентов-хореографов к здоровьесберегающей деятельности и соответствующих педагогических условий.

Исходя из вышесказанного можно констатировать, что программа «Здоровьесбережение в хореографии - основа профессионального долголетия», реализованная в образовательном процессе образовательной организации высшего образования, позволяет сформировать навыки здоровьесберегающей деятельности студентов-хореографов и обеспечить долгую здоровую профессиональную карьеру будущим их воспитанникам.

Список литературы:

1. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ // Консуль-тантПлюс [Электронный ресурс]. - https://consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_140174.

2. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 52.03.01 Хореографическое искусство (уровень бакалавриата): приказ Ми-нобрнауки России от 12.01.2016 г. № 6 // Консультант-Плюс [Электронный ресурс]. - https://consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_194270.

3. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование (уровень бакалавриата): приказ Минобрнауки России от 04.12.2015 г. № 1426 // Кон-сультантПлюс [Электронный ресурс]. - https:// consultant.ru/document/cons_doc_LAW_192459.

4. Павинская К.В. Модель формирования готовности к реализации здоровьесберегающей деятельности у студентов-хореографов // Международный научно-исследовательский журнал. 2017. № 3-1 (57). С. 43-47.

5. О совершенствовании системы медицинского обеспечения детей в образовательных учреждениях: приказ Минздрава РФ № 186, Минобразования РФ № 272 от 30.06.1992 // Законодательная база Российской Федерации [Электронный ресурс]. - https:// zakonbase.ru/content/base/6715.

6. Люшер М. Цветовой тест Люшера. М.: Изд-во «АСТ», 2005. 192 с.

7. Люшер М. Цветовой тест Люшера / пер. с англ. А. Никоновой. М.: Изд-во Эксмо-Пресс, 2002. 192 с.

8. Ryan A.J., Stephens R.E. The Dancer's complete guide to healthcare and a long career. London, 2010. 238 p.

9. Тарасов Н.И. Классический танец. Школа мужского исполнительства. 2-е изд., исп. и доп. М.: Искусство, 1981. 479 с.

10. Захаров Р.В. Сочинение танца. Страницы педагогического опыта. М.: Искусство, 1983. 237 с.

11. Шестун Е.В., Морозова Е.А., Подоровская И.А., Устюжанинова Е.Н. Возможности диагностики личностных уровней с помощью методики «Иерархия личности» // Психологическая наука и образование. 2010. № 1. С. 69-81.

12. Зайцев В. Диагностико-технологическое управление процессом обучения // Народное образование. 2000. № 7. С. 70-77.

13. Зайцев В.Н. Приобщение к поиску. Диагно-стико-технологический практикум: учебное пособие для студентов педагогических специальностей, аспирантов, учителей, руководителей школ. Йошкар-Ола: МГПИ им. Н.К. Крупской, 2006. 151 с.

14. Сидоренко Е.В. Метод математической обработки в психологии. СПб.: ООО «Речь», 2002. 350 с.

DYNAMICS OF STUDENTS-CHOREOGRAPHERS' READINESS FOR HEALTH CARE ACTIVITIES AFTER THEIR PARTICIPATION IN THE EDUCATIONAL PROGRAM «HEALTH SAVING IN CHOREOGRAPHY - THE BASIS OF PROFESSIONAL LONGEVITY»

© 2020

Pavinskaya Kristina Vladimirovna, lecturer of Choreography Department

Samara State Institute of Culture (Samara, Russian Federation)

Abstract. The paper presents the results of an empirical study of readiness indicators for health-saving activities of students-choreographers after participating in the educational program «Health-saving in choreography - the basis of professional longevity» as well as professionals (teachers and choreographers) who have been trained in the program of additional professional education and have 3-year experience in health-saving activities. The research work with students-choreographers was carried out from 2012 to 2017 on the basis of Institute of Contemporary Art. The

analysis of the initial level of students-choreographers and professionals' readiness for health-saving activities presented in the work showed that the group of professionals (teachers and choreographers) differs in the level of readiness for health-saving activities from students-choreographers. The paper presents diagnostic tools that made it possible to evaluate readiness indicators for health-saving activities of students-choreographers after their participation in the educational program «Health-saving in choreography - the basis of professional longevity». The paper also contains the results of a statistical analysis of the research data.

Keywords: students-choreographers; professional choreographers; health conservation in choreography; readiness for health-saving activities; criteria for readiness for health-saving activities; higher pedagogical education of choreographers; Institute of Contemporary Art.

it it it

УДК 371.3

DOI 10.24411/2309-4370-2020-11310

Статья поступила в редакцию 10.09.2019

ФЕНОНАБЛЮДЕНИЯ ЗА ДРЕВЕСНО-КУСТАРНИКОВЫМИ РАСТЕНИЯМИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ

© 2020

Соловьева Вера Валентиновна, доктор биологических наук, профессор кафедры биологии, экологии и методики обучения

Самарский государственный социально-педагогический университет (г. Самара, Российская Федерация)

Аннотация. В России впервые фенологические наблюдения начали проводиться в начале XVIII в. Фено-наблюдения имеют важное значение в изучении биологии. Проведение исследований над растительными объектами, с использованием методов фенологии, способствует развитию у учащихся таких мыслительных операций, как анализ собранного в природных условиях материала, синтез полученных результатов исследований, сравнение данных наблюдений, обобщение и выводы. Проведение фенологических наблюдений важно для развития исследовательских умений учащихся. В ходе экскурсий в природу, помимо вышеперечисленных мыслительных операций, у учащихся развивается наблюдательность, то есть способность замечать признаки и черты объектов, выявлять существенные особенности. Одна из граней проблемы развития исследовательских умений учащихся - непосредственная роль фенологических наблюдений в этом процессе. Согласно «Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы» исследовательская деятельность имеет большое значение в образовательном процессе и важный педагогический смысл: педагогу, выступающему в роли организатора фенологических наблюдений, необходимо знать методику проведения подобных наблюдений, правила их организации, регистрации и проведения. Поэтому рассматриваемый вопрос является актуальным и имеет практическую значимость. Целью настоящей работы явилось: показать значение организации фенонаблюдений за деревьями и кустарниками в развитии исследовательских умений учащихся. В задачи работы входило: обобщить методику проведения фенонаблюдений за древесно-кустарниковыми растениями и разработать задания для проведения конкретных наблюдений в природных условиях.

Ключевые слова: учащиеся; фенология; явления природы; природа родного края; фенологические наблюдения; регистрация фенонаблюдений; дневник; научный отчет; древесные растения; кустарники; лианы; сокодвижение; набухание почек; развертывание листьев (облиствение); появление бутонов (соцветий); цветение; созревание плодов; листопад; умения; исследовательская деятельность; анализ; синтез; сравнение; обобщение.

Природа нашей страны отличается тем, что на ее просторах одновременно можно наблюдать не только различные периоды какого-либо сезона, но и разные сезоны года. Весь этот комплекс сезонных явлений изучает фенология (от греч. fenomen - явление и logos - учение) - наука о явлениях, учитывающая, систематизирующая закономерности порядка и сроков наступления сезонных явлений, т.е. изучающая закономерности сезонного развития природы. В России впервые фенологические наблюдения начали проводиться в начале XVIII в. В 1721 г. Пётр I приказал Меньшикову высылать в Москву из мест, где был заложен Петербург, развернувшиеся листья деревьев и кустарников, «дабы узнать, где раньше началась весна» [1]. В 1730 г. в Петербурге вел фенологические наблюдения русский ученый Крафт Логин Юрьевич (1701-1754), известный физик, астроном и географ, в 1760 г. - Иоганн Петр Фальк (1732-1774) - шведский врач и естествоиспытатель, выдающийся ботаник, бывший директор ботаниче-Самарский научный вестник. 2020. Т. 9, № 1 (30)

ского сада при Санкт-Петербургской Академии наук, ученый-путешественник. В конце XIX и начале XX века стараниями отечественных ученых (А.И. Воейкова, И.А. Здановского, В.А. Поггенполя и особенно Д.Н. Кайгородова) была создана первая сеть пунктов фенологических наблюдений. Именно в советский период, когда в одну сеть были соединены представителями краеведения пункты наблюдений из различных регионов, фенологические наблюдения стали более актуальны, что в значительной мере повысило интерес к подобного рода исследованиям; была учреждена сельскохозяйственная фенологическая служба [1].

Фенонаблюдения имеют важное значение в изучении биологии. Используя в своей педагогической деятельности задания для наблюдений за сезонными явлениями в жизни растений, учитель решает ряд важнейших задач: во-первых, учащиеся знакомятся с природой родного края, изучают ее особенности, виды растений, характерных для данной местности; во-вторых, происходит развитие мировоззрения уча-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.