Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ САМОРАЗВИТИЮ У БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ'

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ САМОРАЗВИТИЮ У БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
85
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОРАЗВИТИЕ / БУДУЩИЙ ПЕДАГОГ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лисицына Валерия Олеговна

Статья содержит анализ особенностей создания педагогических условий для формирования готовности к профессиональному саморазвитию у будущих педагогов профессионального обучения в процессе их профессиональной подготовки в образовательном учреждении. Цель исследования заключается в теоретическом обосновании и экспериментальной проверке педагогических условий, способствующих эффективному формированию готовности к профессиональному саморазвитию у будущих педагогов профессионального обучения. Гипотеза исследования базируется на предположении, что формирование готовности к профессиональному саморазвитию у будущих педагогов профессионального обучения, как целостного феномена станет эффективным, если на основе выявленной методологии будет определен и реализован комплекс педагогических условий, детерминирующих результаты профессионального самоопределения студентов направления подготовки 44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям) в процессе их обучения в учреждении высшего образования. В качестве педагогических условий формирования готовности студентов к профессиональному саморазвитию нами были приняты: формирование у будущих педагогов профессионального обучения мотивации к профессиональному саморазвитию; использование интегративного ресурса профессионально-педагогических дисциплин; применение технологий образовательного события во внеаудиторной практике подготовки будущих педагогов профессионального обучения. Оценка их эффективности осуществлялась путем анализа динамики уровней сформированности исследуемой готовности студентов (высокий, средний и низкий) на основе разработанных или адаптированных автором диагностических методик и методов. Результаты опытно-поисковой работы позволяют утверждать, что в процессе педагогического эксперимента в экспериментальной группе наблюдалась устойчивая тенденция к росту уровня сформированности готовности студентов к профессиональному саморазвитию; в контрольной группе произошли изменения, но незначительные.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лисицына Валерия Олеговна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR THE FORMATION OF READINESS FOR PROFESSIONAL SELF-DEVELOPMENT AMONG FUTURE TEACHERS OF VOCATIONAL TRAINING

The article contains an analysis of the features of creating pedagogical conditions for the formation of readiness for professional self-development among future teachers of vocational training in the process of their professional training in an educational institution. The purpose of the study is to theoretically substantiate and experimentally test the pedagogical conditions that contribute to the effective formation of readiness for professional self-development among future teachers of vocational training. The hypothesis of the study is based on the assumption that the formation of readiness for professional self-development among future teachers of vocational training, as a holistic phenomenon, will become effective if, on the basis of the identified methodology, a set of pedagogical conditions is determined and implemented that determine the results of professional self-determination of students in the direction of training 44.03.04 Vocational training (by industry) in the process of their education in a higher education institution. As pedagogical conditions for the formation of students' readiness for professional self-development, we have adopted: the formation of motivation for professional self-development among future teachers of vocational training; use of an integrative resource of professional and pedagogical disciplines; application of technologies of an educational event in extracurricular practice of training future teachers of vocational training. Evaluation of their effectiveness was carried out by analyzing the dynamics of the levels of formation of the studied readiness of students (high, medium and low) on the basis of diagnostic techniques and methods developed or adapted by the author. The results of experimental and search work allow us to state that in the process of the pedagogical experiment in the experimental group there was a steady upward trend in the level of formation of students' readiness for professional self-development; in the control group there were changes, but insignificant.

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ САМОРАЗВИТИЮ У БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ»

Мир науки. Педагогика и психология / World of Science. Pedagogy and psychology https ://mir-nauki.com 2023, Том 11, № 2 / 2023, Vol. 11, Iss. 2 https://mir-nauki.com/issue-2-2023.html URL статьи: https://mir-nauki.com/PDF/41PDMN223.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:

Лисицына, В. О. Педагогические условия формирования готовности к профессиональному саморазвитию у будущих педагогов профессионального обучения / В. О. Лисицына // Мир науки. Педагогика и психология. — 2023. — Т. 11. — № 2. — URL: https://mir-nauki.com/PDF/41PDMN223 .pdf

For citation:

Lisitsyna V.O. Pedagogical conditions for the formation of readiness for professional self-development among future teachers of vocational training. World of Science. Pedagogy and psychology. 2023; 11(2): 41PDMN223. Available at: https://mir-nauki.com/PDF/41PDMN223.pdf. (In Russ., abstract in Eng.)

Лисицына Валерия Олеговна

ГОУ ВО ЛНР «Луганский государственный педагогический университет», Луганск, Россия Старший преподаватель кафедры «Технологий производства и профессионального образования»

E-mail: v-lisitsyna@inbox.ru ORCID: https://orcid.org/0000-0003-3768-4082

Педагогические условия формирования готовности к профессиональному саморазвитию у будущих педагогов

профессионального обучения

Аннотация. Статья содержит анализ особенностей создания педагогических условий для формирования готовности к профессиональному саморазвитию у будущих педагогов профессионального обучения в процессе их профессиональной подготовки в образовательном учреждении. Цель исследования заключается в теоретическом обосновании и экспериментальной проверке педагогических условий, способствующих эффективному формированию готовности к профессиональному саморазвитию у будущих педагогов профессионального обучения. Гипотеза исследования базируется на предположении, что формирование готовности к профессиональному саморазвитию у будущих педагогов профессионального обучения, как целостного феномена станет эффективным, если на основе выявленной методологии будет определен и реализован комплекс педагогических условий, детерминирующих результаты профессионального самоопределения студентов направления подготовки 44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям) в процессе их обучения в учреждении высшего образования.

В качестве педагогических условий формирования готовности студентов к профессиональному саморазвитию нами были приняты: формирование у будущих педагогов профессионального обучения мотивации к профессиональному саморазвитию; использование интегративного ресурса профессионально-педагогических дисциплин; применение технологий образовательного события во внеаудиторной практике подготовки будущих педагогов профессионального обучения. Оценка их эффективности осуществлялась путем анализа динамики уровней сформированности исследуемой готовности студентов (высокий, средний и низкий) на основе разработанных или адаптированных автором диагностических методик и методов. Результаты опытно-поисковой работы позволяют утверждать, что в процессе педагогического эксперимента в экспериментальной группе наблюдалась устойчивая тенденция к росту уровня сформированности готовности студентов к профессиональному саморазвитию; в контрольной группе произошли изменения, но незначительные.

Ключевые слова: педагогические условия; формирование готовности; профессиональное саморазвитие; будущий педагог профессионального обучения; профессиональная подготовка

Изменения в современном образовательном пространстве, разработка новых стандартов высшего образования актуализирует один из важных вопросов профессионального становления будущих педагогов профессионального обучения — процесс его профессионального саморазвития, основы которого должны быть заложены уже в процессе профессиональной подготовки. Проблема профессионального саморазвития будущих педагогов профессионального обучения актуальна на современном этапе модернизации российского профессионально-педагогического образования и имеет свое отражение в документах, определяющих стратегические, концептуальные и нормативно-правовые ориентиры развития российского общества, таких как «Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2030 г.», «Национальная доктрина образования в Российской Федерации до 2025 г.», федеральный проект «Молодые профессионалы» федеральный проект «Профессионалитет». В них указывается на необходимость обновления механизмов профессионального саморазвития и самосовершенствования педагогов профессионального обучения с учетом трансформации рынка труда, инновационного развития отраслей экономики и достижений научно-технического прогресса.

Методологическую основу исследования составляют положения и выводы, касающиеся формирования готовности к профессиональному саморазвитию студентов, сделанные отечественными и зарубежными педагогами и психологами (Н.П. Гаманенко, И.С. Казаков, Н.П. Тропникова, Н.А. Уйманова, А.А. Ушаков, В.А. Фрицюк, В.В. Филанковский, А.С. Чурсина и др.).

Проведенная диагностика состояния готовности к профессиональному саморазвитию будущих педагогов профессионального обучения из числа студентов направления подготовки 44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям) Луганского государственного педагогического университета (всего приняло участие 246 обучающихся) путем использования комплекса методов исследования: педагогическое наблюдение, беседа, интервьюирование, анкетирование, тестирование метод самооценки и др., а также соответствующих диагностических методик (табл. 1) показала, что подавляющее большинство студентов (146 чел. — 60,6 %) понимают важность подготовки к профессиональному саморазвитию будущих педагогов профессионального обучения и считают, что это главное требование современной профессионально-педагогической деятельности. 40 респондентов (16,26 %) доказали значимость профессионального саморазвития как необходимого фактора повышения профессионализма будущего педагога профессионального обучения. Наряду с ними 60 опрашиваемых (24,39 %) не осознают общественное значение профессионального саморазвития педагога в будущей работе. При этом анализ результатов исследования реального уровня владения студентами профессионально-педагогическими знаниями, умениями и навыками, необходимые для реализации профессионального саморазвития при выполнении методической, воспитательной, организационно-управленческой, оценочно-диагностической деятельности педагога профессионального обучения показал, что студенты не имеют четкого представления об этом феномене. Так, 28,1 % респондентов имеют лишь общие представления

Актуальность исследования

Методологическая основа исследования

о профессиональном саморазвитии как о «работе педагога над собой», «совершенствовании собственных профессионально-педагогических способностей», «профессиональном становлении и самосовершенствовании», причем их ответы совсем не обоснованы. Большинство респондентов (53,1 %) определяют профессиональное саморазвитие педагога системы СПО через «сочетание самообразования и самовоспитания», но не могут детально осветить содержание и особенности реализации указанного процесса. Лишь небольшое количество (18,8 %) респондентов определяет четкую основательную позицию по профессиональному саморазвитию будущих педагогов профессионального обучения, сопоставляя его с развитием всех сфер личности и профессиональной деятельности педагога.

Таблица 1

Диагностический инструментарий исследования состояний готовности к профессиональному саморазвитию у будущих педагогов профессионального обучения

Компонент готовности Критерий Показатель Диагностическая методика

1 2 3

Мотивационно-ценностный Мотивационно-ориентационный наличие интереса к осваиваемой профессии, к профессиональной деятельности в качестве педагога профессионального обучения Авторская анкета «Мое призвание — педагог профессионального обучения»

осознание личностной и общественной значимости профессионального саморазвития

сформированность потребности в профессиональном саморазвитии Авторский тест «Потребность в профессиональном саморазвитии»

мотивационная готовность к профессиональному саморазвитию Опросник А.А. Реана «Мотивация к успеху и боязнь неудачи»

сформированность профессиональных волевых качеств Методика исследования волевых качеств по Н.Е. Стамбуловой

Когнитивно-деятельностный Информационно-процессуальный наличие психолого-педагогических знаний, умений и навыков Авторская анкета «Диагностика знаний, умений и навыков, необходимых для профессионального саморазвития у будущих педагогов профессионального обучения»

наличие производственно-технологических знаний, умений и навыков

наличие знаний, умений и навыков осуществления профессионального саморазвития

Рефлексивно-оценочный Личностно-рефлексивный наличие способности к рефлексии на профессиональное саморазвитие Тест «Рефлексия на саморазвитие» по методике Л.Н. Бережновой, адаптированной к профессиональной подготовке будущих педагогов профессионального обучения

сформированность регуляторно-личностных качеств Опросник «Стиль саморегуляции поведения» по В.И. Моросановой

наличие объективной самооценки профессионально значимых качеств педагога профессионального обучения Авторский тест-опросник «Определение уровня самооценки»

Составлено автором

Обстоятельный анализ научных трудов и результатов диагностического исследования позволил констатировать о наличии противоречий между необходимостью повышения уровня готовности к профессиональному саморазвитию будущих педагогов профессионального обучения и использованием преимущественно традиционных форм и методов организации образовательной процесса; недостаточной разработанностью соответствующих педагогических

условий, обеспечивающих эффективность формирования у студентов готовности к профессиональному саморазвитию.

Успешность и результативность процесса формирования готовности к профессиональному саморазвитию у будущих педагогов профессионального обучения обусловлена высоким уровнем активности, что может быть обеспечено путем создания специальных педагогических условий.

Согласно современным исследованиям ученых (Л.В. Долгополовой, Н.В. Ипполитовой, А.П. Русяева, Т.В. Рейстерман, В.Л. Фирсова и др.) педагогические условия можно классифицировать на три группы:

1. Психолого-педагогические условия;

2. Организационно-педагогические условия;

3. Социально-педагогические условия [1-4].

Анализ научных наработок Т.Н. Акуловой, А.С. Батракова, И.Н. Ефремкиной и других ученых [5-7] позволили определить характерные особенности психолого-педагогических условий формирования готовности к профессиональному саморазвитию у будущих педагогов профессионального обучения, которые состоят в том, что указанные условия позволяют создать среду, способствующую реализации теоретических разработок, специфических педагогических воздействий и особого педагогического взаимодействия, положенных в основу формирования у будущих педагогов профессионального обучения готовности к профессиональному саморазвитию.

В качестве основополагающего психолого-педагогического условия нами было определено формирование у будущих педагогов профессионального обучения мотивации к профессиональному саморазвитию.

Ориентируясь на высказывание Э.Ф. Зеера относительно необходимости формирования устойчивых положительных мотивов для профессионального развития, можем сказать, что будущий педагог профессионального обучения осознает необходимость профессионального саморазвития только тогда, когда есть «мотивация, его собственное понимание и осознанное внутреннее стремление развиваться и совершенствоваться в профессиональной сфере» [8, с. 125]. Что указывает на необходимость построения индивидуальных траекторий подготовки будущих педагогов профессионального обучения, где был бы возможен учет личностных особенностей профессиональной мотивации студентов, а также мотивов профессионального роста.

Под мотивацией к профессиональному саморазвитию мы понимаем интеграцию потребностей в личностном самосовершенствовании и профессиональном росте на основе взаимных трансформаций учебных и профессиональных мотивов, мотивов личностного становления и достижения успеха, побуждающих студентов к саморазвитию, которые способствуют выработке у будущих педагогов профессионального обучения стремления к усовершенствованию профессиональных компетенций и непрерывного личностного роста.

Развитие мотивации к профессиональному саморазвитию возможно через применение комплекса стимулирующих мотивационных факторов на эмоциональную, познавательную, социальную и волевую сферы личности.

Что касается организационно-педагогических условий, то ученые рассматривают их как «совокупность любых возможностей, обеспечивающих успешное решение образовательных задач» [9]; «совокупность внешних возможностей реализации процесса/деятельности проектирования и внутренних особенностей образовательного процесса, обеспечивающих его

эффективность» [10]; «совокупность возможностей содержания, форм, методов целостного педагогического процесса, направленных на достижение целей педагогической деятельности» [11]. В контексте проблематики нашего исследования под реализацией организационно-педагогических условий мы будем понимать процесс подготовки будущих педагогов профессионального обучения, который будет происходить в высшем образовательном заведении по определенной совокупности обстоятельств, детерминирующих результаты данной подготовки для дальнейшей профессиональной деятельности, объективно обеспечив возможность формирования готовности к профессиональному саморазвитию. С этой целью считаем целесообразным использовать интегративный ресурс профессионально-педагогических дисциплин для профессионального саморазвития будущих педагогов профессионального обучения.

В.О. Зинченко считает, что качественные преобразования в системе подготовки профессионально-педагогических кадров достигаются путем формирования у будущих педагогов готовности к личностному и профессиональному самопониманию и саморазвитию на основе идеи усиления интегральности профессиональной подготовки, создающей условия для возникновения потребностей и возможностей построения индивидуально ориентированных стратегий будущей деятельности [12]. Собственно, профессиональная деятельность педагога профессионального обучения происходит в контексте интеграции разносторонних знаний, ведь будущему преподавателю системы СПО необходимо кроме знаний профильных дисциплин владеть методикой их преподавания, иметь широкий кругозор, эрудицию, быть креативным [13]. Поэтому, мы считаем, профессиональная подготовка будущих педагогов профессионального обучения должна базироваться на идеи использования интегративного ресурса профессионально-педагогических дисциплин для профессионального саморазвития. Интегративный ресурс позволяет в процессе профессиональной подготовки ознакомить будущих педагогов профессионального обучения с особенностями профессионального саморазвития, помогает раскрыть собственную личность, моделировать ситуации из профессиональной деятельности будущих педагогов профессионального обучения, отражающие важные задачи и возможные трудности на педагогическом пути, сформировать ценностное отношение к самообразованию, сформировать готовность к самореализации в выбранной профессии.

В исследованиях по проблемам современной педагогики особо место уделяется социально-педагогическим условиям (А.В. Гумеров, С.В. Марихин, Ю.С. Серебрякова и др.), которые способствуют усвоению опыта социальных взаимоотношений и адаптирует студентов к поведению в социуме [14-16]. В нашем исследовании социально-педагогическим условием формирования готовности к профессиональному саморазвитию является применение технологий образовательного события во внеаудиторной практике подготовки будущих педагогов профессионального образования.

Технологии образовательного события в последние годы получили стремительное развитие в контексте событийного ^vent-) менеджмента и маркетинга. В контексте организации образовательного процесса «event» («событие») понимается как «специально организованный уникальный педагогический факт, ограниченный образовательной ситуацией, но жестко не детерминированный ею и выводящий образовательный процесс за границы обыденности» [17]. Наиболее распространенными образовательными событиями являются: выставка, воркшоп, дебаты, заседания, собрания, конкурс, конференция, круглый стол, фестиваль, форум, ярмарка и т. д.

Таким образом, итогом проделанной работы стали определенные и обоснованные педагогические условия формирования готовности к профессиональному саморазвитию у будущих педагогов профессионального обучения, которые требовали реализации и проверки их эффективности в условиях реального образовательного процесса.

Результаты

Реализация педагогических условий формирования готовности к профессиональному саморазвитию осуществлялась в период с сентября 2019 года по январь 2023 года в три этапа (прогностический, проектировочный, практический), которые были направлены на решение определенных задач с помощью соответствующего методического инструментария и обеспечить достижение результата.

Прогностический этап. На первом этапе основными задачами являлись: развитие интереса к процессу саморазвития, формирование у будущих педагогов профессионального обучения стойкого желания познавать себя и работать над собой, становиться профессионалом своего дела, потребности в самоактуализации, достижение успеха; раскрытие личностного потенциала, стремления к самореализации в контексте профессиональной деятельности. С целью формирования устойчивой положительной мотивации к профессиональному саморазвитию в дальнейшей профессиональной деятельности мы в рамках опытной программы разработали и провели тренинг «Основы профессионального целеполагания». Этот тренинг является составной частью авторской опытной программы формирования готовности к профессиональному саморазвитию у будущих педагогов профессионального обучения «Современный педагог профессионального обучения». При этом использовались такие методы активного и проблемного обучения как обучающие дискуссии, сторителинг, таксономия Блума. На прогностическом этапе внедрено педагогическое условие: формирование мотивации к профессиональному саморазвитию через комплекс стимулирующих факторов, и как результат соответственно раскрыт мотивационно-ценностный компонент готовности к профессиональному саморазвитию.

Проектировочный этап был направлен на овладение системой специальных знаний об особенностях профессионального саморазвития, тактику и способах его осуществления, осмысление характеристик собственной личности, определение противоречий между «Я-реальным» и «Я-идеальным», разработка профессиональной «Я-концепции», определение направлений совершенствования личностных черт и профессионально-педагогической компетентности, определение индивидуальной стратегии профессионального саморазвития, выработка электронного портфолио, систематизирующего теоретические и практические наработки. В течение этого этапа актуализировались возможности интегративного ресурса профессионально-педагогических дисциплин («Методика профессионального обучения», «Педагогические технологии»), предусматривающие проработку информационных блоков по тематике профессионального саморазвития, состоящих из теоретической части и практикумов. Решение поставленных задач происходило путем использования таких методов как кейс-метод, метод портфолио, метод проектов, методы интерактивного группового взаимодействия (Мировое кафе, Метод У. Диснея, Мастерская будущего, метод WOOP), проработка профессиональных ситуаций, раскрывающих проблематику профессионального саморазвития будущего педагога профессионального обучения. На проектировочном этапе мы предлагали проработать кейс «Разработка «Я-концепции» профессионального саморазвития будущего педагога профессионального обучения». Также был проведен тренинг по проектированию индивидуальной стратегии профессионального саморазвития. На втором этапе внедрено организационно-педагогическое условие: использование интегративного ресурса профессионально-педагогических дисциплин для профессионального саморазвития, как

результат раскрыт когнитивно-деятельностный компонент готовности к профессиональному саморазвитию.

Задачами практического этапа являлись: активная реализация стратегии профессионального саморазвития, выработка навыков рефлексивной самооценки и анализа эффективности выбранных способов активности, умение вносить коррективы в процессе профессионального саморазвития.

/---л--.."..-..-.---N

I

>>

S

0

1 £

я =

2 л»

я

о _

я

2 =

я

v

Методический инструментарий

3*

и ы а> о

t S

И

Ü я

i- я

о S

0 «■»

S «

® f

Н о

S —

и в

Я CQ

Я о

1 Р es о

а з*

« ^ я

° я-

-е- 3 _

я =t я

X о

§ о

£ я

Sfi ва

О РП

41 Я

Г —

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

я о

Формирование у будущих педагогов профессионального обучения мотивации к профессиональному саморазвитию

О

ф

Использование интегративного ресурса профессионально-педагогических дисциплин

6

Ф

Применение технологий образовательного события во внеаудиторной практике подготовки будущих педагогов профессионального обучения

О

Прогностический этап приемы: «эмоциональное поглаживание», «коллективная похвала», «шанс», «эврика», «анонсирование», «задания разной

сложности»; методы: решение педагогических ситуаций, анализ видеоситуаций,

посещение занятий ведущих педагогов системы СПО, просмотр обучающих фильмов, метод

проектов, игровой метод; средства: тренинг «Основы профессионального целеполагания»

Проектировочный этан

приемы: трансформации содержания учебных дисциплин «Методика профессионального обучения», «Педагогические

технологии»; методы: кейс-метод, метод портфолио, метод проектов, методы интерактивного группового взаимодействия; средст ва: кейс «Разработка «Я-концепции» профессионального саморазвития будущего педагога профессионального обучения»; тренинг по проектированию индивидуальной стратегии профессионального саморазвития

Практический этан приемы внеаудиторной работы: мастер-классы, конференции, фестивали; методы: метод портфолио, метод проектов, методы интерактивного группового взаимодействия; средства: опытная программа формирования готовности к профессиональному саморазвитию у будущих педагогов профессионального обучения во внеаудиторной работе «Современный педагог профессионального обучения»; «Фестиваль профессионального саморазвития»

\ I

Л I

1 1

1 1 Й« •С

0 1 О X s f- 3 ° « О со Ж s = H и —r

1 1 о —

0

1 1 >s ■ 2

1 1 О X я f—

s о f- X x -a я 5

1 о ь 2 к

1 1) et

Ф

О

о >я

5

s х

о т

ü о

<и X

к

-Э- X

о о

о.

а

я

Я

д

QJ

Т

>>

vo

о

о

U

о

я

л

ч

я

S 2

я я

CJ

и я

CJ я

-е- м

о я

о. я CL о

05 - о S я U

U

Я S

3 я о я ■Q

о

_ я

4* я

о

я

н и

о

Ю И

я -е-

U о

и —

о я

я

я

о

н

о

U

м

р

я

—'

о

я

о

Рисунок 1. Реализация педагогических условий формирования готовности к профессиональному саморазвитию у будущих педагогов профессионального обучения (составлено автором)

На практическом этапе была разработана и реализована опытная программа формирования готовности к профессиональному саморазвитию у будущих педагогов профессионального обучения во внеаудиторной работе «Современный педагог профессионального обучения», основанная на применении технологий образовательного события. Каждый пункт программы базировался на полученных студентами знаниях, умениях, навыках проработки тематик профессионально-педагогических дисциплин. Логика реализации опытной программы внеаудиторной работы была выстроена так, что каждый следующий пункт для студентов имел как профессиональное, так и личностное значение, поскольку пошагово дополнялся и совершенствовался: от проработки профессионального портрета «Современного педагога профессионального обучения», методической помощи в создании целостного собственного творческого продукта в виде лекции, мастер-класса, тренинга, деловой игры к презентации их в рамках мероприятия — «Фестиваля профессионального саморазвития» с последующей рефлексией и подведением итогов. На третьем этапе было внедрено социально-педагогическое условие: применение технологий образовательного события во внеаудиторной практике подготовки будущих педагогов профессионального образования, и как результат раскрыт рефлексивно-оценочный компонент готовности к профессиональному саморазвитию.

Можем сказать, что поэтапная организация процесса формирования готовности к профессиональному саморазвитию у будущих педагогов профессионального обучения определяет последовательность экспериментальной работы над наиболее важными структурными элементами методического обеспечения формирования готовности к профессиональному саморазвитию у будущих педагогов профессионального обучения (рис. 1).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Спроектированный алгоритм реализации педагогических условий требует экспериментальной проверки его эффективности. Так, по результатам педагогического эксперимента высокий уровень готовности к профессиональному саморазвитию выявили 35,04 % студентов экспериментальной группы (по сравнению с 15,95 % в начале опытно-экспериментальной работы), средний уровень — 49,55 %. по сравнению с 44,89 %), низкий — 15,41 % (по сравнению с 39,16 %).

КГ (в начале эксп.) ЭГ (в начале эксп.) КГ (в конце эксп.) ЭГ (в конце эксп.) □ низкий уровень,% □ средний уровень,% □ высокий уровень,%

Рисунок 2. Динамика сформированности готовности к профессиональному саморазвитию у будущих педагогов профессионального обучения (составлено автором)

В контрольной группе, согласно осуществленной обработке данных, наблюдается несущественная динамика изменений: высокий уровень готовности к профессиональному саморазвитию выявили 21,56 % студентов по сравнению с 18,31 % в начале опытно-экспериментальной работы, средний уровень — 47,54 % по сравнению с 44,08 %, низкий — 30,87 % по сравнению с 37,61 % респондентов.

Графически срез полученных результатов в начале и в конце педагогического эксперимента, отражающего динамику уровней сформированности готовности будущих педагогов профессионального обучения к профессиональному саморазвитию, представлен на рисунке 2.

Отличия в уровнях сформированной готовности у студентов контрольных и экспериментальных групп позволяют сделать вывод о том, что внедрение разработанных педагогических условий формирования готовности студентов к профессиональному саморазвитию у будущих педагогов профессионального обучения способствовало положительной динамике в мотивационно-ценностной, когнитивно-деятельностной и рефлексивно-оценочной областях в будущих педагогов профессионального обучения экспериментальных групп. Для количественного доказательства научной обоснованности, объективности и достоверности результатов опытно-экспериментальной работы нами применены методы математической статистики с использованием критерия Пирсона (х2), который позволил определить различие в уровнях готовности к профессиональному саморазвитию у студентов экспериментальной и контрольной групп. Так, в начале педагогического эксперимента существенного различия между контрольными и экспериментальными группами не выявлено. Однако, к концу педагогического эксперимента различие между контрольными и экспериментальными группами существенно на уровне значимости 0,05.

Выводы

В процессе опытно-поисковой работы были обоснованы и разработаны педагогические условия формирования готовности к профессиональному саморазвитию у будущих педагогов профессионального обучения, под которыми понимается совокупность обстоятельств, детерминирующих результаты профессионального саморазвития студентов направления подготовки 44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям) в процессе их обучения в высшем образовательном заведении, объективно обеспечив возможность формирования всех структурных компонентов готовности к профессиональному саморазвитию у будущих педагогов профессионального обучения. В качестве таковых обстоятельств нами были приняты: формирование у будущих педагогов профессионального обучения мотивации к профессиональному саморазвитию; использование интегративного ресурса профессионально-педагогических дисциплин; применение технологий образовательного события во внеаудиторной практике подготовки будущих педагогов профессионального обучения. Внедрение в образовательный процесс педагогических условий осуществлялось поэтапно: имело особенности на прогностическом, проектировочном и практическом этапах за счет интеграции содержания профессионально-педагогических дисциплин («Методика профессионального обучения», «Педагогические технологии»); применения психологических приемов («эмоциональное поглаживание», «коллективная похвала», «шанс», «эврика», «анонсирование», «задания разной сложности»); активных и интерактивных методов обучения (проектного, интерактивного группового взаимодействия, игрового, ситуационного и др.); совокупности специально подобранных и разработанных средств обучения (кейс «Разработка «Я-концепции» профессионального саморазвития будущего педагога профессионального обучения»; тренинг по проектированию индивидуальной стратегии профессионального саморазвития; электронное портфолио, мильтимедийные наглядные пособия и др.); а также

использования технологий образовательного события во внеаудиторной работы студентов (опытная программа «Современный педагог профессионального обучения»; «Фестиваль профессионального саморазвития», серия мастер-классов).

Разработанная нами критериально-диагностическая база исследования, включающая систему критериев готовности будущего педагога профессионального обучения к профессиональному саморазвитию (мотивационно-ценностный, когнитивно-деятельностный и рефлексивно-оценочный) и их качественных показателей, отражающих авторское понимание сущности, структуры и основных характеристик исследуемого феномена, а также разработанные и адаптированные диагностические методики позволили оценить эффективность педагогических условий формирования готовности к профессиональному саморазвитию у будущих педагогов профессионального обучения путем анализа динамики уровней сформированности исследуемой готовности студентов: высокий, средний и низкий. Результаты опытно-поисковой работы позволяют утверждать, что в процессе педагогического эксперимента в экспериментальной группе наблюдалась устойчивая тенденция к росту уровня сформированности готовности студентов к профессиональному саморазвитию; в контрольной группе произошли изменения, но незначительные. Обработка экспериментальных данных математическими методами с помощью расчета критерия Пирсона (х2), дала основание для вывода о целесообразности использования педагогических условий формирования готовности будущих педагогов профессионального обучения к профессиональному саморазвитию в процессе их профессиональной подготовки. Различия в показателях сформированности готовности к профессиональному саморазвитию у студентов контрольной и экспериментальной групп подтвердили выдвинутую гипотезу исследования.

ЛИТЕРАТУРА

1. Долгополова, Л.В. Педагогические условия подготовки преподавателей вуза к использованию тренинговых методов обучения / Л.В. Долгополова // Педагогика и психология: перспективы развития: Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Чебоксары, 18 сентября 2020 года / Редколлегия: О.Н. Широков [и др.]. — Чебоксары: Общество с ограниченной ответственностью "Центр научного сотрудничества "Интерактив плюс", 2020. — С. 19-23.

2. Ипполитова, Н.В. Анализ понятия «педагогические условия»: сущность, классификация / Н.В. Ипполитова, Н.С. Стерхова // Общее и профессиональное образование. — 2012 — № 1. — С. 8-14.

3. Русяев, А.П. Педагогические условия формирования готовности к профессиональному самоопределению подростков средствами декоративно-прикладного искусства / А.П. Русяев // Проблемы современного педагогического образования. — 2022. — № 75-4. — С. 249-252.

4. Фирсов, В.Л. Педагогические условия формирования готовности студентов вуза к непрерывному профессиональному образованию в условиях дистанционного обучения / В.Л. Фирсов // Наука и современность. — 2012. — № 15-3. — С. 104107.

5. Акулова, Т.Н. Психолого-педагогические условия формирования готовности к развитию субъектности обучаемых: к постановке проблемы исследования / Т.Н. Акулова // Научное мнение. — 2020. — № 10. — С. 98-102. — DOI 10.25807^^22224378.2020.10.98.102.

6. Батраков, А.С. Психолого-педагогические условия формирования психологической готовности студентов СПО к преодолению кризисных состояний / А.С. Батраков // Амурский научный вестник. — 2023. — № 1. — С. 415.

7. Ефремкина, И.Н. Психолого-педагогические условия формирования готовности к самообразованию студентов вуза / И.Н. Ефремкина // Азимут научных исследований: педагогика и психология. — 2016. — Т. 5, № 3(16). — С. 50-54.

8. Зеер, Э.Ф. Концепция профессионального развития человека в системе непрерывного образования / Э.Ф. Зеер // Педагогическое образование в России.

— 2012. — № 5. — С. 122-127.

9. Свеженцева, И.А. Организационно-педагогические условия оптимизации самостоятельной работы бакалавров средствами сетевых технологий / И.А. Свеженцева // Вестник науки Сибири. — 2017. — № 3(26). — С. 47-56.

10. Сагателова, Л.С. организационно-педагогические условия проектирования математического образования в общеобразовательных организациях / Л.С. Сагателова // Primo Aspectu. — 2023. — № 1(53). — С. 71-78. — DOI 10.35211/2500-2635-2023-1-53-71-78.

11. Беликов, В.А. Философия образования личности: деятельностный аспект /

B.А. Беликов. — Москва: ВЛАДОС, 2004. — 356 с. — ISBN 5-691-01301-7.

12. Зинченко, В.О. Актуальные проблемы профессионального саморазвития педагогов дошкольных образовательных учреждений / В.О. Зинченко,

C.Ю. Глазунова // Биоразнообразие, биоресурсы, вопросы биотехнологии и здоровье населения Северо-Кавказского региона: Материалы IX (66-й) ежегодной научно-практической конференции, Ставрополь, 04-29 апреля 2022 года. — Ставрополь: Северо-Кавказский федеральный университет, 2022. — С.240-244.

13. Яковенко, Т.В. Креативный педагог профессионального обучения как основа инновационного общества / Т.В. Яковенко // Донецкие чтения 2019: образование, наука, инновации, культура и вызовы современности: материалы IV Международной научной конференции, Донецк, 31 октября 2019 года. Том 6. Часть 1. — Донецк: Донецкий национальный университет, 2019. — С. 378-380.

14. Гумеров, А.В. Социально-педагогические условия формирования образовательной среды вуза / А.В. Гумеров // Современные проблемы социально-гуманитарных наук. — 2016. — № 3(5). — С. 5-7.

15. Марихин, С.В. Социально-педагогические условия формирования проектной компетенции магистрантов инженерно-технического профиля / С.В. Марихин // Актуальные проблемы гуманитарных и социально-экономических наук. — 2019.

— Т. 13, № 9. — С. 106-109.

16. Серебрякова, Ю.В. Социально-педагогические условия формирования коммуникативной компетенции студента вуза / Ю.В. Серебрякова // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. — 2012. — № 8.

— С. 146-155.

17. Лобанов, В.В. Образовательное событие в постнеклассической педагогике / В.В. Лобанов // Инновационные проекты и программы в образовании. — 2016. — № 1. — С. 31-35.

Lisitsyna Valeriya Olegovna

Lugansk State Pedagogical University, Lugansk, Russia E-mail: v-lisitsyna@inbox.ru ORCID: https://orcid.org/0000-0003-3768-4082

Pedagogical conditions for the formation of readiness for professional self-development among future teachers of vocational training

Abstract. The article contains an analysis of the features of creating pedagogical conditions for the formation of readiness for professional self-development among future teachers of vocational training in the process of their professional training in an educational institution. The purpose of the study is to theoretically substantiate and experimentally test the pedagogical conditions that contribute to the effective formation of readiness for professional self-development among future teachers of vocational training. The hypothesis of the study is based on the assumption that the formation of readiness for professional self-development among future teachers of vocational training, as a holistic phenomenon, will become effective if, on the basis of the identified methodology, a set of pedagogical conditions is determined and implemented that determine the results of professional self-determination of students in the direction of training 44.03.04 Vocational training (by industry) in the process of their education in a higher education institution.

As pedagogical conditions for the formation of students' readiness for professional self-development, we have adopted: the formation of motivation for professional self-development among future teachers of vocational training; use of an integrative resource of professional and pedagogical disciplines; application of technologies of an educational event in extracurricular practice of training future teachers of vocational training. Evaluation of their effectiveness was carried out by analyzing the dynamics of the levels of formation of the studied readiness of students (high, medium and low) on the basis of diagnostic techniques and methods developed or adapted by the author. The results of experimental and search work allow us to state that in the process of the pedagogical experiment in the experimental group there was a steady upward trend in the level of formation of students' readiness for professional self-development; in the control group there were changes, but insignificant.

Keywords: pedagogical conditions; formation of readiness; professional self-development; future teacher of vocational training; professional training

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.