Научная статья на тему 'МОТИВАЦИОННО-ЦЕННОСТНЫЕ ОСНОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ САМОРАЗВИТИЮ'

МОТИВАЦИОННО-ЦЕННОСТНЫЕ ОСНОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ САМОРАЗВИТИЮ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
51
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
профессионально-педагогическая деятельность / профессиональное саморазвитие / будущий педагог профессионального обучения / готовность будущего педагога профессионального обучения к профессиональному саморазвитию / мотивационноценностная основа. / professional and pedagogical activity / professional self-development / future teacher of vocational training / readiness of the future teacher of vocational training for professional self-development / motivational and value basis.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зинченко Виктория Олеговна, Лисицына Валерия Олеговна

В статье актуализирована проблема формирования готовности будущих педагогов профессионального обучения к профессиональному саморазвитию, что обусловлено происходящими социально-экономическими трансформациями, стремительным научно-техническим прогрессом, внедрением в разные отрасли экономики новых технологий и техники, вызывающих в целом новые требования рынка труда. Авторами указано, что в формировании готовности будущих педагогов профессионального обучения к профессиональному саморазвитию лежат мотивационно-ценностные основания, создание и развитие которых у студентов связывается с обеспечением благоприятного эмоционального фона в учебно-познавательном процессе, созданием ситуации успеха, применением методов и форм активного и интерактивного обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Зинченко Виктория Олеговна, Лисицына Валерия Олеговна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MOTIVATIONAL AND VALUE GROUNDS FOR THE READINESS OF THE FUTURE TEACHER OF VOCATIONAL TRAINING FOR PROFESSIONAL SELF-DEVELOPMENT

The article actualizes the problem of the formation of the readiness of future teachers of vocational training for professional self-development, which is due to the ongoing socio-economic transformations, rapid scientific and technological progress, the introduction of new technologies and equipment into various sectors of the economy, causing new requirements of the labor market in general. The authors indicate that the formation of the readiness of future teachers of vocational training for professional self-development is based on motivational and value foundations, the creation and development of which students are associated with providing a favorable emotional background in the educational and cognitive process, creating a situation of success, using methods and forms of active and interactive learning.

Текст научной работы на тему «МОТИВАЦИОННО-ЦЕННОСТНЫЕ ОСНОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ САМОРАЗВИТИЮ»

МЕТОДОЛОГИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

УДК [378.011.3-051.62]-027.561 DOI: 10.24412/2079-9152-2023-57-7-13

МОТИВАЦИОННО-ЦЕННОСТНЫЕ ОСНОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ САМОРАЗВИТИЮ

Зинченко Виктория Олеговна,

доктор педагогических наук, профессор, e-mail: metelskayvika@mail.ru Лисицына Валерия Олеговна,

аспирант, e-mail: v-lisitsyna@inbox. ru ГОУВО JIHP «Луганский государственный педагогический университет», г. Луганск, РФ

Аннотация. В статье актуализирована проблема формирования готовности будущих педагогов профессионального обучения к профессиональному саморазвитию, что обусловлено происходящими социально-экономическими трансформациями, стремительным научно-техническим прогрессом, внедрением в разные отрасли экономики новых технологий и техники, вызывающих в целом новые требования рынка труда. Авторами указано, что в формировании готовности будущих педагогов профессионального обучения к профессиональному саморазвитию лежат мотивационно-ценностные основания, создание и развитие которых у студентов связывается с обеспечением благоприятного эмоционального фона в учебно-познавательном процессе, созданием ситуации успеха, применением методов и форм активного и интерактивного обучения.

Ключевые слова: профессионально-педагогическая деятельность, профессиональное саморазвитие, будущий педагог профессионального обучения, готовность будущего педагога профессионального обучения к профессиональному саморазвитию, мотивационно-ценностная основа.

Для цитирования: Зинченко В.О. Мотивационно-ценностные основания готовности будущего педагога профессионального обучения к профессиональному саморазвитию / В.О. Зинченко, В.О. Лисицына // Дидактика математики: проблемы и исследования: Международный сборник научных работ. - 2023. - Вып. 1 (57). - С. 7-13. DOI: 10.24412/2079-9152-2023-57-7-13

Постановка проблемы. Происходящие в экономике Российской Федерации трансформации, связанные с реализацией стратегий ускоренного инновационного развития и технологической независимости государства, обуславливают потребность в расширенном воспроизводстве квалифицированной рабочей силы, способной к творческой продуктивной деятельности в непрерывно меняющейся производственно-экономической среде [11]. Сегодня потребность различных отраслей экономики в рабочих, служащих и специалистах среднего звена в среднем составляет около 30% [10], что обуславливает не только подготовку этих кадров, но и потребность в педагогах профессионального обучения, осуществляющих ее. При этом, следует понимать, что в таких условиях педагог профессионального обучения должен обладать готовностью к непрерывному профессиональному саморазвитию, гибко реагируя на цифровые трансформации в экономике [18], технологические и образовательные инновации [4; 6], сокращение жизненного цикла профессии [16], востребованность работодателями наличия у работников когнитивных компетенций и социально-поведенческих навыков [14], способности и готовности к самообразованию и самосовершенствованию [19]. По мнению Б.С. Алешина [2], Е.В. Анкудиновой [4], Н.П. Тропниковой [17] и других исследователей, именно технологические и социально-экономические факторы, определяющие изменения требований рынка труда к качеству подготовки квалифицированной рабочей силы, оказывают определяющее воздействие на непрерывное профессиональное саморазвитие педагога профессионального обучения.

Готовность к профессиональному саморазвитию, как многие ошибочно думают, не появляется у педагога вместе с началом трудовой деятельности и адаптации в профессиональной среде [7]. Именно уровень сложности профес-

сиональной адаптации свидетельствует о неготовности молодого специалиста мобильно реагировать на вызовы профессиональной среды, отсутствии у него навыков профессиональной самооценки, адекватного принятия норм и критериев профессиональной деятельности, способности к самоорганизации внутренних ресурсов с целью профессионального роста, совершенствования, выбора средств этого процесса.

В связи с этим формирование готовности будущего педагога профессионального обучения к профессиональному саморазвитию должно осуществляться в период его профессиональной подготовки, посредством передачи механизмов и инструментов развития его интеллектуальной, духовной, эмоционально-волевой, поведенческой сфер в направлении «идеального» образа педагога профессионального обучения — профессионала в деле подготовки квалифицированных кадров и решения разнообразных задач производственно-технологической деятельности в выбранной отраслевой сфере.

Однако и сама профессиональная подготовка будущего специалиста, и формирование отдельных видов компетенций, профессионально значимых качеств, готовности к осуществлению тех или иных видов деятельности, в том числе, и профессионального саморазвития, невозможно без наличия у обучающегося мотивационно-ценностных оснований к активному осознанному участию в указанных процессах.

Целью нашей статьи является определение тех мотивационно-ценност-ных оснований, которые лежат в основе формирования готовности будущих педагогов профессионального обучения к профессиональному саморазвитию с выявлением подходов, которые обеспечат их наличие у обучающихся.

Изложение основного материала. Прежде всего, напомним, что сущность профессионально-педагогической дея-

тельности и особенности подготовки педагогов профессионального обучения в достаточной мере исследованы Е.А. Гна-тышиной, Э.Ф. Зеером, Т.И. Иконниковой, Е.И. Приходченко, Э. Э. Сыманюк, Л.З. Тархан, B.C. Третьяковой, К.А. Фе-дуловой, Т.В. Яковенко и другими учеными. Анализ их работ позволяет выделить два основных вида деятельности, реализуемых педагогом профессионального обучения:

- психолого-пед агогическую, вобравшую в себя учебную, методическую, воспитательную, организационно-управленческую, оценочно-диагностическую деятельности, направленную на организацию и реализацию учебно-производ-ственного процесса в учреждениях среднего профессионального и высшего образования для подготовки квалифицированных кадров;

- производственно-технологическую, которая посредством выполнения конструкторских, технологических, организационных, экономических, управленческих и контролирующих функций способствует организации и реализации производственно-технологического процесса, направленного на производство товаров, реализацию работ и оказание услуг.

Указанное свидетельствует, что профессиональное саморазвитие педагога профессионального обучения связано с непрерывным совершенствованием знаний, умений, навыков, профессионально-личностных качеств, необходимых для осуществления этих видов деятельности.

Вместе с тем, профессиональное саморазвитие является сложной категорией, которую, опираясь на анализ подходов исследователей [1; 5; 9; 12; 15 и др.], мы рассматриваем как целенаправленный процесс усовершенствования профессионализма, определяемый самим человеком, реализуемый в процессе его профессиональной подготовки и в последующей профессиональной деятельности, включающий такие компо-

ненты, как самоопределение, самоорганизация, самооценка и самоуправление [13].

Отправной точкой профессионального саморазвития становится самоопределение личности будущего педагога профессионального обучения, которое связано с положительным восприятием профессионально-педагогической деятельности, принятием норм и критериев психолого-педагогической и производственно-техно-логической деятельности, осознанием перспектив профессиональной самореализации в образовательной или производственной сферах, что способствует возникновению профессиональных планов, обуславливающих потребности, цели, мотивы профессионального роста, осознание ценности процесса саморазвития, особенностями которого и стремится овладеть будущий педагог профессионального обучения. Фактически профессиональное самоопределение отождествляется с мотивационно-ценностными основаниями, необходимыми для формирования готовности к профессиональному саморазвитию педагога профессионального обучения. Опираясь на подходы В.И. Андреева [3] к структуре саморазвивающейся личности, эти мотивационно-ценносгные основания должны включать не только мотивы и ценностные ориентации, но и нравственные, гражданские, интеллектуальные и деловые качества, особенности характера и поведения специалиста, его способность к самоопределению.

Среди указанных составляющих мотивация имеет решающее влияние на формирование готовности будущего педагога профессионального обучения к профессиональному саморазвитию, его активности в получении знаний, проявлению инициативности, самостоятельности, целенаправленности и организованности всех учебно-познавательных действий. Как видим, мотивация преобразует интересы будущего педагога профессионального обучения к полноценной самореализации в профес-

сиональной деятельности, в свете чего осознается ценность профессионального саморазвития и нацеленность на формирование необходимых для его осуществления знаний, умений и навыков, что включает механизмы проявления в действии личностных качеств, значимых для профессионального саморазвития студента и формирования готовности к нему.

На основании этого мы делаем вывод, что мотивационно-ценностный компонент в структуре готовности к профессиональному саморазвитию будущего педагога профессионального обучения выполняет свои функции тогда, когда есть понимании ценностей профессионального саморазвития для самореализации в профессионально-педагогической деятельности, стремление достичь вершин в ее осуществлении, внутреннее желание развиваться и совершенствоваться, т.е. есть мотивация, которую Э.Ф. Зеер рассматривает как направляющую силу профессионального роста, творческого поиска наиболее эффективных и качественных способов и приемов выполнения профессиональной деятельности [8]. Это обуславливает в процессе формирования готовности к профессиональному саморазвитию будущих педагогов профессионального обучения, во-первых, необходимость выстраивать индивидуальные траектории их подготовки, учитывающие спектр мотивов и личностных качеств, присущих конкретному студенту, во-вторых, использование стимулирующих воздействий, которые будут влиять на все сферы его личности, связанные с профессиональным саморазвитием.

Такие воздействия должны быть связаны с созданием положительного эмоционального фона, ситуации успеха, понимания студентом того нового образа «Я-профессионал», к которому он стремится, и тех перспектив, которые открываются перед будущим педагогом профессионального обучения благодаря

переходу на более высокий уровень своего профессионального развития. Реализация подобных воздействий требует использования таких приемов, как «эмоциональное поглаживание», «коллективная похвала», «шанс», «эврика», «анонсирование», «задания разной сложности», «прием дидактической игры»; применения методов активного и интерактивного обучения, среди которых выделяем метод дискуссий, проблемный метод, метод проектов, игровые и ситуационные методы в форме мастер-классов, дискуссий, проблемных занятий, творческих проектов, конкурсов профессионального мастерства, деловых и ролевых игр, кейсов, педагогических ситуаций, и пр.

Указанные приемы, методы и формы обучения обеспечивают непрерывное развитие познавательного интереса, способность к постановке целей деятельности, ее планированию и организации, выбору средств и способов достижения, осуществления моральной и профессиональной самооценки, осознания и принятия оценки внешнего окружения собственных профессиональных достижений. Последние аспекты крайне важны, поскольку оценивание позволяет выявить отношение как студента к обучению, так и степень проявления значимых для саморазвития качеств: целеустремленности, настойчивости, усердия, требовательности, работоспособности, ответственности. Если происходит максимальное сближение внутренней и внешней оценок, то это создает новые мотивы и новые ценностные смыслы для последующего витка профессионального саморазвития. В этом контексте считаем целесообразным использовать комплексную оценку готовности будущего педагога профессионального обучения к профессиональному саморазвитию: стимулирующую оценку педагога, коллективную оценку студентов группы, самооценку с предоставлением студентам

®

возможности выбора форм контроля, что будет способствовать развитию навыков самооценки и рефлексии собственной деятельности.

В формировании мотивационно-ценностных оснований готовности будущих педагогов профессионального обучения к профессиональному саморазвитию считаем значимой личность педагога, направляющего и осуществляющего этот процесс. Именно он и должен становится тем идеальным образом педагога профессионального обучения, к которому стремится обучающийся. Если педагог не может поделиться личным опытом профессионального саморазвития, передать студенту систему координат в виде целей, мотивов, ценностей, идеалов, планов, установок, то использование любых методов и форм обучения, обладающих потенциалом к развитию мотивационно-ценностных оснований, теряет смысл, не достигает целей своего применения. Поэтому, мотивируя будущих педагогов профессионального обучения к саморазвитию, педагог, осуществляющий деятельность в системе профессионально-педагогичес-кого образования, должен сам демонстрировать образцы и результаты собственного профессионального развития, тем самым обучая студентов умениям и навыкам профессионального саморазвития, которые они в будущем передадут обучающимся учреждений профессионального образования, членам трудовых коллективов предприятий и организаций.

Выводы. Таким образом, социально-экономические и научно-технические трансформации, задачи построения отечественной модели экономического развития обуславливают потребность в подготовке квалифицированных рабочих, служащих и специалистов среднего звена, готовых работать в новых технико-технологических условиях. В свою очередь, это стимулирует профессиональное саморазвитие педагогов профессионального обучения, готовность к которому

должна быть сформирована еще в период профессиональной подготовки. Важным условием формирования готовности будущих педагогов профессионального обучения к профессиональному саморазвитию выступают мотивационно-ценностные основания этого процесса, имеющие непосредственную связь с профессиональным самоопределением студента. Установлено, что мотивацион-но-ценностные основания предполагают наличие интереса к профессии педагога профессионального обучения, реализуемой в образовательной и производственной сферах, осознание ценности и значимости профессионального саморазвития, потребности в профессиональном саморазвитии, мотивационной готовности к нему, развитых профессионально-личностных качеств, значимых для овладения готовностью к профессиональному саморазвитию и непрерывного его осуществления, - целенаправленности, самостоятельности, настойчивости, ответственности, инициативности, усердия, трудолюбия и пр. Формирование мотивационно-ценностных оснований готовности будущих педагогов профессионального обучения к профессиональному саморазвитию связывается нами с использованием приемов, создающих благоприятный эмоциональный фон, нацеливающих студентов на ситуацию успеха, достижения целей профессионального развития, а также методов активного и интерактивного обучения, соответствующих им форм, позволяющих конкретизировать цели и планы профессионального саморазвития, раскрывающих потенциальные возможности обучающихся в их достижении.

1. Аксенова, Е.П. Особенности Я-кон-цещии карьеры студентов вузов / Е.П. Аксенова, В.И.Доминяк // Научно-технические ведомости СПбГПУ. Гуманитарные и общественные науки. - 2011. - 1 (118). - С. 126-130.

2. Алешин, Б.С. Современные подходы к повышению качества профессионального

®

обучения будущих рабочих в условиях внедрения стандартов «World Skills» / Б. С. Алешин // Человек и образование. - 2022. -№3.-С. 158-163. DOI 10.54884/S181570410023131-9

3. Андреев, В.И. Изучение и диагностика «Я-кощегщии» саморазвития студента как интеллигентной и конкурентоспособной личности/В. И. Андреев, Т. В. Сибгатуллина// Образование и саморазвитие. - 2010. - №4 (20). -С. 3-9.

4. Использование технологии чемпио-натного движения «Ворлдскиллс» в процессе профессионального воспитания бакалавров педагогического образования / Е.В. Анкудино-ва, Г.Ф. Понкратенко, М.А. Анкудинова,

A.B. Федотова. - Текст : электронный // Современные проблемы науки и образования — 2020. - №6. - URL: https://science-education.ru/ru/articleMew? id=30417 (дата обращения: 22.11.2022).

5. Боброва, ИА. Профессиональное саморазвитие педагога как условие его непрерывного образования / ИА. Боброва, О.В. Чурсинова // Международный журнал гуманитарных и естественных наук - 2018. -№ 10-1. - С. 41-43.

6. Гаманенко, Н.П. Методологические основы совершенствования профессиональной педагогической деятельности педагогов колледжа / Н.П. Гаманенко // Вестник ПГТТГУ. Серия № 1. Психологические и педагогические науки. - 2018. - Вып. 2. — С. 19-24.

7. Дерий, ИА. Генезис понятия адаптации в контексте социального развития личности будущего учителя / И.А. Дерий // Дидактика математики: проблемы и исследования: Междунар. сборник научных работ. - 2020. - Вып. 51. - С. 7-12.

8. Зеер, Э. Ф. Психология профессий: учебное пособие для студентов вузов / Э.Ф.Зеер. - Москва; Академ. Проект; Екатеринбург: Деловая кн., 2003. - 329 с.

9. Зеер, Э.Ф. Психология профессиональных деструкции: учебное пособие для вузов : учебное пособие для студентов, магистрантов и аспирантов, обучающихся по психологическим специальностям / Э.Ф. Зеер, Э.Э. Сыманюк. - Екатеринбург: Деловая кн.; Москва: Академ. Проект, 2005. - 239 с.

10. Козилова, JI.B. Профессиональное саморазвитие преподавателя педагогического вуза в условиях трансформации образователь-

ной среды / JI.B. Козилова - Текст : электронный. // Педагогика и просвещение. - 2020.

4. - С. 106-121. - URL: https://nbpublish.com/ppmag/contents_2020.html #34752 (дата обращения: 17.09.2022). DOLIO. 7256/2454-0676.2020.4.34752

11. Козлов, А. Кадровый голод и локальная безработица: что ждет рынок труда в 2023 году / Антон Козлов, Дмитрий Гринкевич. Текст : электронный // Ведомости: [сайт]. — URL:https://www.vedomosti.ru/economics/ articles/2023/01/18/959434-kadrovii-golod-i-lokalnaya-bezrabotitsa/. (дата обращения: 20.12.2022).

12. Кряхтунов, МИ. Психолого-педагоги-ческие условия профессионального саморазвития учителя : специальность 13.00.08 «Теория и методика профессионального образования», 19.00.07 «Педагогическая психология» диссертация... доктора педагогических наук / Кряхтунов Михаил Ильич. - Москва, 2002. — 466 с.

13. Лисицына, В. О. Сущность и структура готовности будущего педагога профессионального обучения к профессиональному саморазвитию / В.О.Лисицына // Известия Волгоградского государственного педагогического университета Педагогические науки.-2023. -№ 1 (174). - С. 47-52.

14. Россия 2025: от кадров к талантам Текст : электронный // Dekanblog : [сайт]. — URL: https://www.dekanblog.ru/2017/ll/ strategi cheskii-menegement/rossiya-2025-ot-kadrov-k-talantam/ (дата обращения: 06.11. 2022).

15. Сергеева, Б.В. Профессиональное саморазвитие будущего педагога начального образования в условиях цифровой образовательной среды / Б.В. Сергеева // Вестник Тамбовского университета Серия: Гуманитарные науки. - 2020. - Т. 25, № 186. -С. 114-127.

16. Табатадзе, Л.М. Система подготовки специалиста креативных индустрии в условиях информатизации среднего профессионального образования : монография / Л.М Табатадзе, О. П. Остова - Москва : ГБПОУ «Моек техникум креатив, индустрии им Л. Б. Красина», 2022. - 344 с.

17. Тропникова, Н.П. Формирование готовности к саморазвитию в процессе профессиональной подготовки будущих педагогов профессионального обучения / Н.П. Тропникова // Вестник Учебно-методи-ческого объединения по профессионально-

©

nedazozmecKOMy o6pa3oeamao. — 2012. - № 1 (46).-C. 174-178.

18. Schrauf S. Industry 4.0: How digitization makes the supply chain more efficient, agile, and customer-focused / Stefan Schrauf, Philipp Berttram - PwC, 2016. URL:https:/Avww.strategyandpwc.com/gx/en/insi ghts/2016/industry-4-digitization/industry40.pdf

(дата обращения 04.04.2023). - Текст : электронный.

19. The Future of Jobs Report 2020, october 2020 / World Economic Forum. - URL: https://www3. weforum. org/docs/WEF_Future_of_ Jobs_2020.pdf (дата обращения: 24.07.2022).

3.......£ —

MOTIVATIONAL AND VALUE GROUNDS FOR THE READINESS OF THE FUTURE TEACHER OF VOCATIONAL TRAINING FOR PROFESSIONAL SELF-DEVELOPMENT

Zinchenko Victoria,

Doctor of Pedagogical Sciences, Professor,

Lisitsyna Valeria,

Postgraduate Student Lugansk State Pedagogical University, Lugansk,

Russian Federation

Abstract The article actualizes the problem of the formation of the readiness of future teachers of vocational training for professional self-development, which is due to the ongoing socio-economic transformations, rapid scientific and technological progress, the introduction of new technologies and equipment into various sectors of the economy, causing new requirements of the labor market in general. The authors indicate that the formation of the readiness of future teachers of vocational training for professional self-development is based on motivational and value foundations, the creation and development of which students are associated with providing a favorable emotional background in the educational and cognitive process, creating a situation of success, using methods and forms of active and interactive learning.

Keywords: professional and pedagogical activity, professional self-development, future teacher of vocational training, readiness of the future teacher of vocational training for professional self-development, motivational and value basis.

For citation: Zinchenko V., Lisitsyna V. (2023). Motivational and value grounds for the readiness of the future teacher of vocational training for professional self-development. Didactics of Mathematics: Problems and Investigations. No. 1 (57), pp. 7-13. (In Russ., abstract in Eng.). DOI: 10.24412/2079-9152-2023-57-7-13

Статья представлена профессором Е.Г. Евсеевой.

Поступила в редакцию 16.12.2022.

©

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.