УДК 378.03 ББКЧ441
МОДЕЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОДЕЙСТВИЯ САМОРАЗВИТИЮ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ
Н.П. Тропникова
Уральская государственная академия ветеринарной медицины
MODEL OF PEDAGOGICAL SYSTEM OF ASSISTANCE TO SELF-DEVELOPMENT OF THE FUTURE TEACHERS OF VOCATIONAL TRAINING
N.P. Tropnikova Ural State Academy of Vet Medicine
Рассматривается модель педагогического содействия саморазвитию будущих педагогов профессионального обучения, представленная блоками саморазвития преподавателей и саморазвития обучающихся, этапами саморазвития будущих педагогов профессионального обучения.
Ключевые слова: модель педагогического содействия саморазвитию будущих педагогов профессионального обучения, блоки модели, этапы саморазвития.
The structure of model of pedagogical system of assistance to self-development of the future teachers of vocational training presented by blocks ofself-development ofteachers andself-development trained by stages ofself-development of the future teachers of vocational training is considered in the article.
Keywords: model ofpedagogical system of assistance to self-development of the future teachers of vocational training, blocks of models, stages of self-development.
Современные социально-экономические условия предъявляют высокие требования к профессиональным качествам выпускников вузов. Высшее образование в контексте гуманно ориентированного образования, педагогических аспектов управления человеческими ресурсами образовательного учреждения характеризуется приоритетом сущностных свойств человека, направленностью на их самореализацию в социально приемлемых проявлениях, становление социально и профессионально активной личности [3].
Особого внимания требует подготовка специалистов для самой системы профессионального образования, ибо они должны не только обладать готовностью к саморазвитию, но и одновременно формировать его у своих учащихся. Профессионально-педагогическое образование - это уникальная образовательная система. Ее уникальность заключается в том, что осуществляемая профессиональнопедагогическая деятельность интегрирует в себе две мегадеятельности: деятельность по
производству человека как человека и деятельность по производству средств его существования. Педагог профессионального обучения должен не только уметь обучать, но и владеть определенным видом профессиональной деятельности. При реализации деятельности педагога профессионального обучения происходит процесс не простого усвоения предмета, а овладения специальностью [1].
Успешность подготовки педагога профессионального обучения не возможна без готовности к постоянному саморазвитию, которая способствует самостоятельному управлению собственным развитием и самореализации специалиста. Отсутствие готовности личности к саморазвитию делает личность неконкурентоспособной.
Организация процесса подготовки педагога профессионального обучения предусматривает педагогическое содействие обучающимся в поиске ответов на следующие вопросы. Для чего необходимо саморазвитие? В чем заключается самопознание? Как обеспечить
саморазвитие в процессе обучения в вузе, на протяжении всей жизни? Какие ценности являются наиболее важными?
Ответы на поставленные вопросы находятся в плоскости разработки педагогического содействия саморазвитию будущих педагогов профессионального обучения и отражения ее характеристик посредством педагогического моделирования [2, 6, 7]. При моделировании педагогического содействия саморазвитию будущих педагогов профессионального обучения в качестве ее основных компонентов мы выделили два блока: 1) блок саморазвития преподавателя и 2) блок саморазвития обучающихся - будущих педагогов профессионального обучения.
Выделение при моделировании педагогического содействия двух блоков целесообразно по следующим основаниям:
- модель как система может быть представлена несколькими компонентами;
- саморазвитие обучающихся возможно в условиях организации развивающегося образовательного пространства, в котором преподаватель знает закономерности саморазвития человека, содержание и способы организации деятельности, обеспечивающие это саморазвитие, и большое внимание уделяется опережающему саморазвитию преподавателей;
- процесс саморазвития преподавателей, осуществляемый в профессиональной деятельности, не возможен без взаимодействия с обучающимися, без установления с ними диалога, взаимопонимания, эмпатии, сотрудничества, сотворчества;
- механизм саморазвития обучающихся срабатывает в том случае, если он находится во взаимодействии с механизмом саморазвития преподавателя, если преподаватель вовлекает обучающихся в силовое поле общечеловеческих культурных ценностей, к которым относится саморазвитие;
- процесс профессиональной подготовки предоставляет возможность будущему педагогу профессионального обучения одновременно находиться в двух позициях: в позиции обучаемого и в позиции обучающего, т. е. знакомиться с основами саморазвития и одновременно профессионально учиться овладевать приемами саморазвития для применения их на педагогической практике и в своей жизнедеятельности.
Педагогическое содействие саморазвитию будущих педагогов профессионального обучения, конкретизированное в двух структурно-
функциональных блоках как системно представленный объект имеет общие компоненты: целевой, содержательный, технологический, результативный.
Моделирование педагогического содействия мы связываем с этапами саморазвития будущих педагогов профессионального обучения, которые помогут нам установить связи строения объекта с выполняемыми функциями. Выделение этапов и их содержательная характеристика, несмотря на их условное разграничение, помогает рассмотреть отдельные грани, «содержательные линии» сложного целостного процесса. В нашем исследовании рациональным является выделение трех этапов, отличающихся по целям, содержанию, методам, направленности педагогического содействия: диагностического (начального), конструктивно-содержательного (основного) и интегративного (заключительного) (см. рисунок).
На первом этапе осуществляется самооценка саморазвития обучающихся, освоение новых требований, норм взаимоотношений с однокурсниками, преподавателями, новых ценностей. Происходит корректировка знаний обучающихся по причине несоответствия показателей их учебной деятельности в школе и тем уровнем, который они показывают в вузе. Активизируется процесс самопознания как одна из форм процесса саморазвития и источник самосовершенствования и дальнейшей самореализации. Осуществляется осознание ценностей самопознания и саморазвития, углубленное раскрытие профессиографических требований к личности педагога, «примерива-ние себя», своих возможностей к специфике и содержанию будущей профессиональной деятельности; формируется интерес к самопознанию, саморазвитию. На данном этапе обучающиеся получают первоначальные знания по основам саморазвития, самодиагностиро-вания, происходит овладение умениями выполнять основные виды и формы учебной, самообразовательной деятельности, востребованность в которых в условиях учебного заведения максимально обостряется, Это уровень диагностики и становления положительных ориентиров к самопознанию, саморазвитию.
Основу второго, конструктивно-содержательного, этапа составляет осуществление самопознания, саморазвития. В связи с первыми «профессиональными пробами» укореняется стремление к изучению теории и практики саморазвития.
Модель педагогической системы содействия саморазвитию будущим педагогов профессионального обучения
Социальный заказ: Подготовка специалистов, обладающих качествами, обеспечивающими их конкурентоспособность, способность к постоянному саморазвитию
Цель; обеспечение эффективности содействия саморазвитию будущих педагогов профессионального обучения в образовательном процессе вуза
Подходы: системный, синергетический, деятельностный, компетентностный, ценностный, личностно развивающий
Принципы: активности, сочетание механизма управления и самоуправления, активизации субъектного опыта, интеллектуальной рефлексии, перехода мотивации в самомотивацию, саморегуляции деятельности саморазвития
бОА
Саморазвитие
преподавателя
Саморазвитие
обучающихся
Обеспечение опережающего уровня саморазвития Обеспечение становления субъекта саморазвития
Разработка программы саморазвития Накопление комплекса знании о процессе саморазвития
Технология саморазвития преподавателя Технолргия педсодеисгвия саморазвитию обучающихся
Опережающее саморазвитие преподавателя Проявление способности к саморазвитию
Диагностический
Этапы _____________
саморазвития будущих педагогов профессионального обучения
Содержательно-конструктивный
Интегративный
Модель педагогического содействия саморазвитию будущих педагогов профессионального обучения
Выбор дополнительной подготовки (специализации), темы научно-исследовательской деятельности, углубление процесса индивидуализации в обучении приводит к осознанию собственных личностных, интеллектуальных, творческих возможностей, отличия себя от других, эталона профессии, чем и стимули-
руется саморазвитие обучающихся в разных сферах учебно-профессиональной деятельности. Осуществляется становление компонентов саморазвития в ходе учебно-профес-сиональной деятельности, совершенствование навыков самооценки и самоанализа, актуализируется творческий потенциал обучающихся,
побуждая их к самопрезентации, обеспечивая активную вовлеченность в совместную деятельность. Происходит самоопределение в выборе траектории саморазвития в процессе профессионального обучения, повышается собственная продуктивность по освоению способов осуществления саморазвития, усиливается волевая саморегуляция, что обеспечивает переход от объекта к субъекту саморазвития. Это уровень активной деятельности по саморазвитию.
Для третьего, интегративного, этапа свойственно объединение в системное целое всех компонентов саморазвития. Оформляется образ Я-концепции, «Я в профессии», активизируется процесс «включения» объективного педагогического знания в личностный план, потребность в самоорганизации творческой исследовательской деятельности. Происходит дальнейшее структурирование личностных и профессиональных качеств, обостряется стремление к самореализации, самоактуализации в деятельности. На данном этапе снова возникает проблема поиска жизненных смыслов как следствие приближения финала обучения в вузе, философских размышлений, сомнений. Это уровень целостного отношения к результатам саморазвития, определения личностных и профессиональных стратегических линий самосовершенствования.
Рассмотрим содержание компонентов каждого блока модели с учетом этапов саморазвития будущих педагогов профессионального обучения.
При рассмотрении целевого компонента педагогического содействия и определении цели как ее системообразующего фактора и показателя ее целостности, отмечаем значимость единой цели при моделировании для ее блоков. Каждый блок модели не является единственным в плане содействия саморазвитию будущих педагогов профессионального обучения в образовательном процессе, но вносит свой вклад. Истоки целостности (внутренний системообразующий фактор) проявляются во взаимодействии блоков. В качестве общей цели блоков модели педагогического содействия мы выделяем обеспечение эффективности содействия саморазвитию будущих педагогов профессионального обучения в образовательном процессе вуза.
Выделим цели для каждого блока модели педагогического содействия. В блоке саморазвития преподавателя в качестве цели выступает обеспечение необходимого опере-
жающего уровня саморазвития. Обосновывая выбор этой цели, мы соглашаемся с Л.Н. Куликовой в том, что на первый план сегодня выходит необходимость личностного духовнонравственного самоукрепления преподавателя, его саморазвития как условия и средства постоянного наращивания своих потенциалов. При этом саморазвитие преподавателя должно идти с опережением социального «вызова» и тогда оно выступает энергетическим источником обновления образования [2].
В блоке саморазвития будущих педагогов профессионального обучения целью является обеспечение становления субъекта саморазвития. Значимость выделения этой цели обоснована атрибутивной закономерностью, содержание которой раскрывает, что именно благодаря становлению личности как субъекта возможно управление и самоуправление саморазвитием в разных видах учебно-про-фессиональной деятельности.
Реализация цели педагогического содействия связана с определенным содержанием. Рассмотрим содержательный компонент, который отражает общность для каждого блока модели и предусматривает содержание и деятельность ее субъектов по саморазвитию обучающихся и саморазвитию преподавателя на каждом этапе саморазвития будущих педагогов профессионального обучения.
На диагностическом этапе в блоке саморазвития преподавателя определяется подбор содержания с учетом мотивов саморазвития преподавателя, который возможен посредством поэтапной реализации выбранной стратегии саморазвития. В блоке саморазвития обучающихся при конструировании содержания образования важным является отражение интеграции содержания учебных дисциплин, концентрации их вокруг дисциплин психологопедагогического цикла как наук о человековедении, а также обеспечение мотивации саморазвитию через изучаемый материал, отражение комплекса знаний об этом процессе и накопление субъектного опыта обучающихся.
На конструктивно-содержательном этапе в блоке саморазвития преподавателя выстраивается работа по систематизации материала в процессе разработки программы саморазвития преподавателя, реализации индивидуального плана преподавателя. В блоке саморазвития обучающихся освоение содержания педагогического содействия саморазвитию будущих педагогов профессионального обучения связано с наличием определенных зна-
ний, и, в первую очередь, знаний психологопедагогических дисциплин. Знания, по нашему мнению, должны явиться фундаментальным основанием реализации в своей деятельности принципа самопостроения, создания условий для обнаружения способности становящейся личности превращать собственную жизнедеятельность в предмет практического преобразования. Задачей преподавателя при этом становится предоставление обучающимся возможностей выбора реально существующих способов саморазвития - те из них, которые соответствуют его человеческому назначению, создают ситуацию «диалога ак-сиосфер» [4].
Данные позиции совпадают с нашим представлением об успешности саморазвития, так как считаем, что знаниевый компонент, преобразуясь в личностно-субъективную форму, становится достоянием личности. Это подчеркивает, что направленность содержания психолого-педагогических дисциплин на изучение особенностей и механизмов саморазвития поможет формированию способности на основе знаний самостоятельно осуществлять ряд форм саморазвития в разнообразных социально-профессиональных ситуациях. Именно психолого-педагогическая подготовка, по нашему мнению, играет доминирующую роль в получении научных представлений об осуществлении процесса саморазвития личности.
На интегративном этапе в блоке саморазвития преподавателя в качестве результата разработки содержания является программа саморазвития преподавателя, предусматривающая разные разделы информационного, практикоориентированного характера. В блоке саморазвития обучающихся результативность освоения знаний, содержания определяется их применяемостью, т. е. качеством действий, умений обучающихся.
В процессе изучения психолого-педаго-гических дисциплин мы считаем необходимым вооружить обучающихся системой приемов, действий осуществления саморазвития. В интересах обеспечения субъектной позиции будущих педагогов учебная деятельность должна быть организована как будущая профессиональная деятельность, в которой формируется саморазвитие обучающегося; проявляется индивидуальный стиль деятельности. Полученные знания психолого-педаго-гических дисциплин активизируют процесс самопознания как элемент саморазвития и
источник дальнейшего личностно-профессио-нального роста и других форм саморазвития, способствуют овладению умениями осуществлять саморазвитие в разных ситуациях.
Освоение содержания, обозначенного для блоков модели педагогического содействия, происходит посредством использования блоч-но-рефлексивной технологии педагогического содействия саморазвитию будущих педагогов профессионального обучения, реализация которой предусматривается в технологическом компоненте модели, алгоритмизация ее внедрения связана с этапами саморазвития, а содержание соответствует блокам модели. В качестве блочно-рефлексивной технологии педагогического содействия саморазвитию будущих педагогов профессионального обучения мы рассматриваем организационно-методический инструментарий, представляющий собой совокупность психолого-педагогических установок, определяющую специальный набор и компоновку форм, методов, способов саморазвития, выполнение которых приведет к достижению запланированных целей.
При рассмотрении результативного компонента педагогического содействия следует отметить, что главной чертой целостной системы является наличие у нее интегративных качеств, возникающих в результате взаимодействия ее элементов, но отсутствующих у каждого элемента в отдельности. Интегративным качеством педагогического содействия саморазвитию будущих педагогов профессионального обучения предстает проявление способности к саморазвитию обучающихся, которая выступает как результативный компонент педагогической системы. Направленность на результат в построении функциональных систем выделяется П.К. Анохиным. Автор считает, что ведущими в построении данных систем является закон результата и закон динамической мобилизации структур, отражающие закономерности формирования функциональной системы и получение заданного результата [5].
Представленная нами модель педагогического содействия саморазвитию будущих педагогов профессионального обучения реализовывалась на базе ФГОУ ВПО «Уральская государственная академия ветеринарной медицины» с 2005 по 2010 гг. Оценка эффективности модели велась по мотивационно-ценностному, когнитивному и функциональному критериям. В ходе эксперимента в экспериментальных группах, где была реализована представленная модель, показатели по всем
трем критериям были выше, чем в контрольных группах соответственно на 24-26, 20-22, 25-27 %. Полученные результаты позволили нам сделать заключение, что представленная нами модель педагогического содействия саморазвитию будущих педагогов профессионального обучения в образовательном процессе вуза достаточно эффективна.
Литература
1. Зеер, Э.Ф. Психология профессионального образования / Э.Ф. Зеер. - М.: Моск. психол.-соц. ин-т; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2003. -480 с.
2. Куликова, Л.Н Проблемы саморазвития личности / Л.Н. Куликова. - Хабаровск: Изд-воХГПУ; 1997. - 315 с.
3. Сериков, Г.Н. Гуманно ориентированная интерпретация профессиональных компетенций педагогов / Г.Н. Сериков // Вестник
ЮУрГУ. Серия «Образование. Педагогические науки». - 2009. —№31 (164). - С. 10-16.
4. Степашко, Л.А. Аксиологический аспект процесса обучения / Л.А. Степашко // Управление в образовании: теория, практика, перспективы: Межвуз. сб. науч. ст. - Хабаровск: Изд-во ХГПУ’ 2000. - С 3-4.
5. Худякова, Н.Л. Философия и развитие
образования / Н.Л. Худякова. - Челябинск: Изд-во ИИ-УМЦ «Образование», 2009. -
230 с.
6. Шадриков, В.Д. Новая модель специалиста: инновационная подготовка и компе-тентностный подход / В.Д. Шадриков // Высш. образование сегодня. - 2004. - № 8. -
С. 26-31.
7. Яковлев, Е.В. Педагогическая концепция: методологические аспекты построения / Е.В. Яковлев, НО. Яковлева. - М.: Гуманитар.
издат. центр ВЛАДОС, 2006. - 239 с.
Поступила в редакцию 13 января 2011 г.