Научная статья на тему 'Педагогические условия формирования готовности будущего офицера к научно-исследовательской деятельности'

Педагогические условия формирования готовности будущего офицера к научно-исследовательской деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
368
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / ГОТОВНОСТЬ / НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / БУДУЩИЙ ОФИЦЕР

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бальчугов Сергей Георгиевич

В статье рассмотрены основные подходы к выявлению, анализу и классификации педагогических условий. Автором предлагается комплекс педагогических условий формирования готовности будущего офицера к научно-исследовательской деятельности, к которым относятся: научные традиции как условие формирования готовности будущих офицеров к научно-исследовательской деятельности, выявление структуры готовности будущих офицеров к научно-исследовательской деятельности, компетентность преподавателей в области научно-исследовательской деятельности, субъектность будущих офицеров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бальчугов Сергей Георгиевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Педагогические условия формирования готовности будущего офицера к научно-исследовательской деятельности»

УДК 378

СГ. Бальчугов ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ

ГОТОВНОСТИ БУДУЩЕГО ОФИЦЕРА К НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация. В статье рассмотрены основные подходы к выявлению, анализу и классификации педагогических условий. Автором предлагается комплекс педагогических условий формирования готовности будущего офицера к научно-исследовательской деятельности, к которым относятся: научные традиции как условие формирования готовности будущих офицеров к научно-исследовательской деятельности, выявление структуры готовности будущих офицеров к научно-исследовательской деятельности, компетентность преподавателей в области научно-исследовательской деятельности, субъект-ность будущих офицеров.

Ключевые слова: педагогические условия, готовность, научно-исследовательская деятельность, будущий офицер.

Sergey Bakhugov PEDAGOGICAL CONDITIONS OF FORMING

OF READINESS OF AN OFFICER TO RESEARCH ACTIVITIES

Annotation. The article describes the main approaches to the identification, analysis and classification of pedagogical conditions. The author proposes the complex of pedagogical conditions offorming of readiness of an officer to research activity, which include: scientific traditions as a condition ofpreparedness for future officers to research activities, identifying patterns of readiness offuture officers to research activities, competence of teachers in the field of research activity, subjectivity future officers. The author proposes the complex ofpedagogical conditions. Keywords: pedagogical conditions, readiness, research activities, future officer.

Эффективность формирования готовности будущего офицера к научно-исследовательской деятельности детерминирована выявлением педагогических условий, разработкой педагогических средств и внедрением их в реальный образовательный процесс военного вуза. Рассмотрим характеристику, сущность и структуру педагогических условий формирования готовности будущего офицера к научно-исследовательской деятельности более подробно. Чтобы процесс выявления педагогических условий формирования готовности будущего офицера к научно-исследовательской деятельности достиг определенной нами цели, прежде чем переходить к анализу выявленных нами педагогических условий, необходимо осмыслить семантику словосочетания «педагогические условия».

По мнению С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой [18], под условиями понимается обстоятельство, договоренность, обстановка, правила и данные, которым необходимо следовать. Известный отечественный философ И.Т. Фролов под условием понимает категорию, которая показывает отношение предмета к явлениям окружающего мира, при отсутствии которых невозможно и его существование. Предмет при этом является чем-то обусловленным, а условие представляет собой многообразие объективного мира, относительно внешнего предмета. В отличие от причины, обуславливающей возникновение какого-либо явления или процесса, условие является средой, обстановкой, в которой происходит возникновение и становление этого явления, процесса [28].

В психологии Р.С. Немов под условиями понимает многообразие внешних и внутренних причин, определяющих психологическое развитие человека, ускоряющих или замедляющих его, оказывающих влияние на процесс развития, его динамику и конечные результаты [16].

В педагогике существует большое количество подходов к данному понятию и выявлению его

© Бальчугов С.Г., 2014

сущностных характеристик. Например, П.И. Пидкасистый [20] определяет условия как составные части или характеристики среды, в которой развивается обучающийся. Он указывает, что система всех условий образует среду обитания человека. В ней можно выделить подсистемы биологических, психологических и социальных условий. Под условием понимается совокупность того, что нужно создать, сделать, реализовать при достижении планируемых результатов [26].

В исследовании Т.Г. Мухиной основными педагогическими условиями организации творческой образовательной среды выделены следующие: 1) раскрытие в процессе обучения и воспитания обучающихся смысла профессии и ее значения в социально-экономическом развитии общества; 2) обоснование значимости профессии в развитии личности человека; 3) обеспечение гуманистической направленности социально-педагогических отношений участников образовательного процесса; 4) выявление и реализация межпредметных связей между программами дисциплин с целью формирования у обучающихся интереса к педагогической профессии [12]. А.Я. Найн педагогические условия определяет как совокупность объективных возможностей содержания, форм, методов и материально-пространственной среды, направленных на решение поставленных задач [13]. В своих исследованиях В.И. Андреев педагогические условия определяет как совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных обстоятельств процесса деятельности [19]. В.А. Ермолаев считает, что дефиниция «педагогические условия» в широком смысле включает в себя совокупность факторов, обстоятельств, внешних и внутренних требований и параметров, учет выполнения которых обеспечит достижение предполагаемого педагогического результата [25]. В.А. Сластенин рассматривает педагогические условия как обстоятельства, которые обеспечивают наиболее эффективное протекание процессов и явлений, отражают упорядоченность целесообразность их существования [19].

Применительно к функционированиям образовательной системы Ю.К. Бабанский выделяет две группы условий: внешние (природно-географические, производственные, общественные, культурные, среды микрорайона) и внутренние (школьно-гигиенические, учебно-материальные, эстетические и морально-психологические) [26].

Э.Г. Скибицкий и А.Г. Шабанов в своих работах рассматривают организационно-педагогические условия, представляющие собой основания, на которых происходит связь отдельных деятельностных процессов при разработке различных педагогических концепций. Систему организационно-педагогических условий следует трактовать как:

понимание части педагогического процесса, подверженной изменениям, как многоаспектной проблемы;

определение сущности, содержания, функций и параметров образовательной системы

[25].

В соответствии с концепцией А.Я. Найн под педагогическими условиями мы понимаем «совокупность внешних обстоятельств реализации функций управления и внутренних особенностей образовательной деятельности, обеспечивающих сохранение процесса, его целенаправленности и эффективности» [14]. Исходя из вышесказанного, мы считаем целесообразным использование в нашем исследовании определения, данного А.Я. Найном, который под педагогическими условиями понимает совокупность объективных возможностей, содержания, форм, методов, педагогических приемов и материально-пространственной среды, направленных на решение поставленных задач.

В настоящее время исследователи по проблемам образования выделяют несколько групп педагогических условий. К ним относят: учебники, пособия, программы, системы творческих задач (Н.Г. Милованова, Н.В. Чекалева и др.), применение комплекса методов и форм в зависимости от содержания и специфики изучаемого предмета (В.И. Андреев, А.А. Вербицкий и др.), учет особенностей познавательных и мотивационных процессов студентов (А.К. Маркова и др.) [26].

В научной психолого-педагогической литературе предпринимались попытки классификации условий, способствующих активизации познавательной деятельности и разработке систем эффективного управления деятельностью по усвоению знаний (С.И. Архангельский, Ю.К. Бабанский, П.Я. Гальперин, Т.И. Шаламова и др.):

- условия, в которых доминирует цель - обеспечение формирования мотива деятельности;

- условия, цель которых заключается в обеспечении успеха формирования знаний и умений на основе управления процессом обучения;

- условия, в которых главное - включить каждого индивида в активное учение [26].

Различают необходимые и достаточные условия. Необходимые условия - те условия, которые

возникают одновременно с действиями. Без них существование различных предметов (как материальных, так и идеальных) невозможно, и по своему иерархическому значению они занимают более важное место по отношению к предпосылкам этих явлений. Достаточные - те, которые непременно вызывают различные явления или действия [6].

С целью выявления и внедрения педагогических условий, обеспечивающих эффективность формирования готовности будущего офицера к научно-исследовательской деятельности, нами были определены научные подходы к их реализации: системный, деятельностный, субъектный, интегра-тивный подход и моделирование (см. рис. 1).

Рис. 1. Научные подходы к выявлению и реализации педагогических условий формирования готовности будущих офицеров к научно-исследовательской деятельности

Рассмотрим их сущность и содержание применительно к задаче по выявлению и внедрению педагогических условий более подробно. При системном подходе (В.П. Беспалько [1], Б.Ф. Ломов [11], Н.В. Кузьмина [7], В.Н. Садовский [23], Э.Г. Юдин [28] и др.) анализируемые педагогические условия представляются как системы, являющиеся определенной целостностью, имеющей свою структуру, которая состоит из взаимосвязанных элементов, выполняющих определенные функции. В рамках деятельностного подхода (Л.С. Выготский [3], А.Н. Леонтьев [9], С.Л. Рубинштейн [22] и др.) осуществлялось внедрение в образовательный процесс выявленных условий и программы формирования готовности будущего офицера к научно-исследовательской деятельности через различные формы, типы и виды деятельности будущих офицеров. Субъектный подход (А.В. Брушлинский [2], В.П. Зинченко [5], Д.А. Леонтьев [10], В.М. Розин [21], Э.В. Сайко [24] и др.) реализуется в образовательной деятельности через качества личности, коллектива и общества, которые характеризуют их как самостоятельных субъектов. Субъектность является сложным социокультурным образованием, которое посредством взаимодействия человека и деятельности на различных этапах выполняет важную задачу по самоопределению человека в социуме. Субъектность обеспечивает такое качество, как

самостоятельность, столь важное для осуществления научно-исследовательской деятельности и становления личности ученого. Интегративный подход (В.А. Лекторский [8], А.Я. Найн [14; 15], В.Ю. Новожилов [17] и др.) при формировании готовности будущего офицера к научно-исследовательской деятельности военного вуза представляется оптимальным, так как сфокусирован на интеграции всех компонентов образовательного процесса.

Исходя из вышеизложенного и учитывая специфику процесса формирования готовности будущих офицеров к научно-исследовательской деятельности (НИД), нами выделен комплекс педагогических условий (см. рис. 2). Рассмотрим выявленные педагогические условия, их сущность, структуру, содержание, функции и задачи по формированию готовности будущих офицеров к научно-исследовательской деятельности более подробно.

1. Научные традиции как условие формирования готовности будущих офицеров к научно-исследовательской деятельности. В процессе научно-педагогической деятельности по выработке и передаче нового знания большинство исследователей отталкиваются от научных традиций, сложившихся в определенном научном сообществе. Научные традиции как основания науки являются определяющими для любой сферы научных исследований и образовательного процесса. В последнее время в связи с различными изменениями в жизни общества заговорили о кардинальных изменениях в различных областях выработки и передачи научных знаний. Важным аспектом изучения фундаментальных правил науки является то, что в рамках национальной науки ученые должны мыслить в первую очередь научными понятиями, характерными для отечественной научной традиции.

Рис. 2. Комплекс педагогических условий формирования готовности будущих офицеров к научно-

исследовательской деятельности

Исторически сложилось так, что именно научные традиции являются хранителем и накопителем знаний в науке. Традиционным является и образовательный процесс. По взглядам М.А. Розова, одно из самых распространенных определений понятия традиции звучит следующим образом: «Традиция (лат. traditio - передача, предание) - универсальная форма фиксации, закрепления и избирательного сохранения тех или иных элементов социокультурного опыта, а также универсальный механизм его передачи, обеспечивающий устойчивую историко-генетическую преемственность в социокультурных процессах». Научная традиция - это система основных, общепринятых знаний, норм и идеалов научного познания. В определенном смысле это конвенция - общепринятый договор между учеными относительно адекватности той или иной теории, правил и норм научного познания. Традиция, как правило, появляется и развивается в определенной научной школе либо сообществе [27].

И.Т. Касавин определяет традицию как «способ аккумуляции и трансляции коллективного опыта человеческой деятельности, выраженного в социальных стереотипах». В науке такое понимание традиции восходит к учению постпозитивистов (Куна, Лакатоса и др.). Именно они показали, что научная теория буквально «нагружена» социальными стереотипами, идеалами, ценностями, господствующими в том или ином сообществе ученых. По сути, наука не может быть автономной, изолированной от социальной среды. Значимую роль традиций в науке отмечает также В. Гейзенберг, подчеркивая их влияние на выбор проблем, методологий и собственно научных понятий [27].

Традиция (социальная, политическая, культурная, научная и т.д.) всегда относится к прошлому и опирается на прежние достижения. Каждая научная традиция имеет свою сферу применения и распространения. В истории и философии науки выделяют традиции специально-научные и общенаучные [27]. Хотя грань между ними не более чем условна. Дело в том, что специально-научные традиции, на которых базируется та или иная конкретная наука, например, физика, химия, биология и т.д., могут одновременно выступать и в роли общенаучной традиции. Это происходит в том случае, когда методы одной науки, например, биологии, применяются для построения теорий других естественных и даже общественных наук. Как известно, в настоящее время многие теоретические и методологические принципы и установки биологии используются при объяснении генезиса общества, отношения между полами и т.д.

В отечественной научной школе (как и в любой другой) существуют свои научные традиции, выполняющие фундаментальную задачу по сохранению научных ценностей, трансляции накопленных знаний и опыта последующим поколениям ученых. Именно они являются путеводителем в научном мире для молодого ученого. Одной из важнейших отечественных научных традиций является традиция коллективизма, самопожертвования и выполнения научных задач на благо последующих поколений. Для России характерно то, что именно традиции (в том числе научные) являются основаниями жизни общества.

Отечественные философы В.С. Степин, М.А. Розов и другие в своих трудах о научных традициях употребляют также понятие «основания науки». С их точки зрения, новое знание возникает благодаря существованию многообразия традиций и их взаимодействия [27]. Главными компонентами основания науки являются идеалы и методы исследования (представления о целях научной деятельности и способах их достижений); научная картина мира (целостная система представлений о мире, его общих свойствах и закономерностях, формирующихся на основе научных понятий и законов); философские идеи и принципы, обосновывающие цели, методы, нормы и идеалы научного исследования [15].

В нашем исследовании данное педагогическое условие выполняет следующие функции: ориентирующую, аксиологическую, формирующую и прогностическую. Функции данного педагогического условия выполняются через решение следующих задач:

ориентирование будущего офицера в рамках определенной исследовательской программы по описанию, объяснению, предсказанию и на этой основе выработки нового знания об окружающей действительности и самом себе;

- развитие компонентов системы ценностей будущего офицера, ориентированных на выполнение воинского долга, успешную служебно-боевую деятельность и научно-исследовательскую работу;

- заложение основ научных знаний, необходимых для осуществления научно-исследовательской деятельности, включение будущего офицера в эстафету «неявного знания» в науке;

прогнозирования будущих результатов научно-исследовательской деятельности на основе знаний и ценностей будущего офицера в рамках эстафеты «неявного знания» и исследовательской программы.

2. Выявление структуры готовности будущих офицеров к научно-исследовательской деятельности. Готовность будущих офицеров к научно-исследовательской деятельности - это свойства личности, выражающиеся в направленности, пригодности, способности, уровне знаний, уровне коммуникации, направленной на получение и выработку новых знаний. Она представляет собой целостную личностную систему, в структуру которой входят следующие компоненты: преобразовательный; когнитивный; аксиологический; коммуникативный и творческий.

В нашем исследовании данное педагогическое условие выполняет следующие функции: когнитивную, преобразующую, развивающую. Функции данного педагогического условия выполняются через решение следующих задач:

- усвоение, переработка, накопление, хранение и использование знаний о структуре готовности будущих офицеров к научно-исследовательской деятельности;

- преобразование и внесение корректив в работу по формированию готовности будущих офицеров к научно-исследовательской деятельности;

- развитие компетентности в получении научных знаний, необходимых для осуществления научно-исследовательской деятельности, через непрерывное воздействие на каждый компонент и всю структуру готовности будущих офицеров к научно-исследовательской деятельности.

3. Компетентность преподавателей в области научно-исследовательской деятельности. И.А. Зимняя отмечает, что компетенции - это некоторые внутренние, потенциальные, сокрытые психологические новообразования (знания, представления, программы (алгоритмы) действий, системы ценностей и отношений), которые затем выявляются в компетентностях человека как актуальных, деятельностных проявлениях [4].

Компетентность преподавателей в области научно-исследовательской деятельности включает в себя следующие направления: умение самостоятельно и грамотно формулировать цели и задачи исследования и определения четких критериев достижения запланированных результатов; научный и доступный для будущих офицеров стиль изложения научного материала; умение интерпретировать результаты и делать выводы; умение определять критерии качества собственной и курсантской научной работы и анализа научной деятельности с внесением при необходимости корректив; самоконтроль и рефлексия над результатами научно-исследовательской деятельности. В целях выполнения данного условия нами разработано педагогическое средство - интегрированный курс для преподавателей, структурно входящий в педагогическую программу.

В нашем исследовании данное педагогическое условие выполняет следующие функции: целе-полагающую, организующую, управленческую. Функции данного педагогического условия выполняются через решение следующих задач:

- умение определять стратегические и тактические цели в научно-исследовательской деятельности;

организация и осуществление научно-исследовательской деятельности; руководство собственной научно-исследовательской деятельностью и научно-исследовательской деятельностью курсантов.

4. Субъектность будущих офицеров. Субъектность является сложным социокультурным образованием, которое посредством взаимодействия человека и деятельности на различных возрастных этапах выполняет важную задачу по определению основных социокультурных путей развития человека, его индивидуальности и самоопределения. Субъектность обеспечивает такое качество, как самостоятельность, столь важное для осуществления научно-исследовательской деятельности и становления научного мировоззрения будущего офицера.

В нашем исследовании данное педагогическое условие выполняет следующие функции: самоформирующую, фиксирующую, рефлексивную. Функции данного педагогического условия выполняются через решение следующих задач:

- осуществление процесса сознательного усовершенствования самого себя через овладение способами научно-исследовательской деятельности;

- усвоение, переработка, накопление, хранение и использование знаний, полученных при осуществлении научно-исследовательской деятельности;

- выполнение самоанализа, анализ усовершенствования самого себя и полученных знаний при осуществлении научно-исследовательской деятельности.

Таким образом, рассмотрев основные подходы к выявлению, анализу и классификации педагогических условий, нами был выделен комплекс педагогических условий формирования готовности будущих офицеров к научно-исследовательской деятельности, способствующий осуществлению данного процесса.

Библиографический список

1. Беспалько В.П. Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия) / В.П. Беспалько. - М.: Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2002. - 352 с.

2. Брушлинский А.В. Психология субъекта / А.В. Брушлинский. - М.: ИП РАН; СПб.: Изд-во «Алетея»,

2003. - 272 с.

3. Выготский Л.С. Собрание сочинений. В 6 т. Т.3. / Л.С. Выготский. - М.: Педагогика, 1983. - 368 с.

4. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании / И.А. Зимняя. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов,

2004.

5. Зинченко В.П. Методологические вопросы психологии / В.П. Зинченко, С.Д. Смирнов. - М.: МГУ, 1983.

6. Кириллов В.И. Логика: учеб. пособ. / В.И. Кириллов, А.А. Старченко - М.: Изд-во Юристъ, 1997. - 254 с.

7. Кузьмина Н.В. Понятие «педагогическая система» и критерии ее оценки. Методы системного педагогического исследования / Н.В. Кузьмина. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1989. - С. 97-138.

8. Лекторский В.А., Садовский В.Н. О принципах исследования систем // Вопр. философии. - 1960. - № 8.

9. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев. - М., - 1977. - 304 с.

10. Леонтьев Д.А. Очерк психологии личности / Д.А. Леонтьев. - М.: Смысл, 1997. - 64 с.

11. Ломов Б.Ф. Системность в психологии: Избранные психологические труды / Б.Ф. Ломов. - М.: Моск. псих. соц. ин-т; Воронеж: Изд-во НПО «Модэк», 2003. - 424 с.

12. Мухина Т.Г. Становление и развитие системы дополнительного образования в высшей школе / Т.Г. Мухина. - Н. Новгород, 2011. - 510 с.

13. Найн А.Я. Инновации в образовании / А.Я. Найн. - Челябинск: УралГАФК, 1995. - 288 с.

14. Найн А.Я. Технология работы над кандидатской диссертацией по педагогике / Я.А. Найн. - Челябинск, Урал ГАФК, 1996. - 144 с.

15. Бальчугов С.Г., Наумов П.Ю. Научные традиции и компетентностный подход в образовании: проблема // В мире научных открытий. - 2012. - № 5 (29). - С. 267-280.

16. Немов Р.С. Психология: словарь-справочник: в 2 ч. Ч. 2. / Р.С. Немов. - М.: Изд. ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. — 352 с.

17. Новожилов В.Ю. Основы психологической самопомощи: учеб.-метод. пособие / В.Ю. Новожилов [и др.]. - М.: Изд-во журнала «На боевом посту», 2008. - 158 с.

18. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. - М.: Азбуковник, 1999. -944 с.

19. Педагогика: учебник для бакалавров / Под общ. ред. Л.С. Подымовой, В.А. Сластенина. - М.: Юрайт, 2012. - 332 с.

20. Педагогика: учебник для бакалавров / Под ред. П.И. Пидкасистого. - 3-е изд., испр., доп. - М.: Юрайт, 2012. - 511 с.

21. Розин В.М. Ценностные основания концепций деятельности в психологии и современной методологии // Вопросы философии. - 2001.- № 2. - С. 44-56.

22. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - СПб: Изд-во «Питер», 2000. - 712 с.

23. Садовский В.Н. Основания общей теории систем / В.Н. Садовский. - М.: Наука, 1976. - 279 с.

24. Сайко Э.В. Субъект: созидатель и носитель социального / Э.В. Сайко. - М.: Моск. псих. соц. ин-т; Воронеж.: Изд-во НПО «Модек», 2006. - 424 с.

25. Скибицкий Э.Г. Дистанционное обучение: теоретико-методологические основы: монограф. / Э.Г. Ски-бицкий, А.Г. Шабанов. - Новосибирск: СИБФД, СГА, 2004. - 208 с.

26. Скибицкий Э.Г. Педагогические условия и средства подготовки будущих менеджеров государственного и муниципального управления / Э.Г. Скибицкий [и др.]. - Новосибирск: САФБД, 2010. - 210 с.

27. Степин В.С. Философия науки и техники / В.С. Степин [и др.]. - М.: Гардарика, 1996. - 400 с.

28. Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. - 8-е изд., дораб. и доп. - М.: Республика; Современник, 2009. - 846 с.

29. Юдин Э.Г. Системный подход и принцип деятельности: методологические проблемы современной науки / Э.Г. Юдин. - М.: Наука, 1978. - 391 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.