Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА'

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
стратегия / финансовая грамотность / финансы / педагогическая задача / дошкольный возраст / strategy / financial literacy / finance / pedagogical task / preschool children

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Васильева Д.В., Воронина Л.В.

В связи со стремительным развитием современного общества, современная система образования претерпевает постоянные изменения. Одной из ключевых проблем становится финансовая грамотность населения и ее влияние на благополучие общества. Низкий уровень компетентности в этой области требует создания специальных программ формирования финансовой грамотности в дошкольных образовательных учреждениях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Васильева Д.В., Воронина Л.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL CONDITIONS FORMATION OF FINANCIAL LITERACY IN PRESCHOOL CHILDREN

Due to the rapid development of modern society, the modern education system is undergoing constant changes. Financial literacy of the population and its impact on the well-being of society is becoming one of the key problems. The low level of competence in this area requires the creation of special programs for the formation of financial literacy in preschool educational institutions.

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

УДК 373.2 Васильева Д.В., Воронина Л.В.

Васильева Д.В.

магистрант

Уральский государственный педагогический университет (г. Екатеринбург, Россия)

Научный руководитель: Воронина Л.В.

доктор педагогических наук, профессор Уральский государственный педагогический университет (г. Екатеринбург, Россия)

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Аннотация: в связи со стремительным развитием современного общества, современная система образования претерпевает постоянные изменения. Одной из ключевых проблем становится финансовая грамотность населения и ее влияние на благополучие общества. Низкий уровень компетентности в этой области требует создания специальных программ формирования финансовой грамотности в дошкольных образовательных учреждениях.

Ключевые слова: стратегия, финансовая грамотность, финансы, педагогическая задача, дошкольный возраст.

Финансовая грамотность детей дошкольного возраста как один из аспектов экономического воспитания - это новое направление в дошкольной педагогике, является актуальной социально значимой проблемой, неотделимой от ребенка с самых ранних лет его жизни.

24 октября 2023 года принята Стратегия повышения финансовой грамотности населения в Российской Федерации. Документ рассчитан до 2030 года и нацелен на увеличение численности финансово образованных граждан.

Цель Стратегии: создание основ для формирования финансово грамотного поведения населения как необходимого условия повышения уровня и качества жизни граждан [7].

В процессе формирования и развития личности ребенка обучение и воспитание тесно связаны. Единство обучения и воспитания является важнейшим моментом для эффективности образовательного процесса. Поэтому при планировании образовательной деятельности необходимо уделять особое внимание воспитательным задачам.

Среди основных воспитательных задач можно выделить [5]:

- поддержание интереса к познанию финансового мира, - поддержка активного общения у детей,

- развитие позитивного мировоззрения в отношении финансовой грамотности и финансовой культуры,

- укрепление ответственности и навыков самоконтроля — ключевые качества для достижения высоких результатов в будущей жизни.

- воспитание уважения к своему и чужому труду, ответственного отношения к выполняемой работе, сотрудничество в повседневной жизни, включающее в себя взаимопомощь между членами семьи, друзьями.

- развитие нравственно-экономических качеств, таких как трудолюбие, предприимчивость, добросовестность, ответственность и самоконтроль, а также уверенность в себе и способность находить оптимальные решения в сложных ситуациях.

- формирование бережного отношения к всем формам собственности, как личной, так и общественной, к семейному и общественному достоянию, к материальным ресурсам.

- побуждение к взаимопомощи и поддержке, желание делиться и помогать другим, особенно в случае крайней необходимости, также играет важную роль в формировании нравственности личности.

- обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повысить уровень компетентности родителей в вопросах формирования финансовой грамотности у детей.

Высокоэффективное формирование финансовой грамотности при воспитании и обучении старших дошкольников полагает соблюдение определенных принципов, которые способствуют развитию их финансового мышления и понимания основ финансов [3].

Выбор методов и приемов проведения этого процесса зависит от уровня заинтересованности и подготовленности участников. Определенные факторы, такие как возраст и специфика восприятия, играют ключевую роль при выборе форм работы с детьми старшего возраста.

• педагог выбирает методы и средства, основанные на деятельностном аспекте,

• использованы разнообразные методы и средства проведения занятий,

• грамотно подобрана система упражнений, которая обеспечивает содержательность, информативность и практическую деятельность занятий.

Финансовая грамотность - это многогранное явление, требующее использования различных подходов в педагогической практике. Значимым критерием успешного формирования финансовой грамотности является создание благоприятных условий, способствующих формированию навыков и умений в сфере финансовых отношений [5]. Важно найти методы и приемы, которые помогут преодолеть разрыв между требованиями к финансовой компетентности детей и их реальным уровнем финансовой грамотности.

Формирование финансовой грамотности в процессе воспитания и обучения базируется на принципах, обеспечивающих высокоэффективную организацию развития старших дошкольников в области финансовых знаний и мышления. Выбор методов и подходов к организации процесса зависит от

заинтересованности и компетентности участников

Игра и проектная деятельность выделяются как эффективные способы формировния финансовой грамотности, обеспечивающие интерес детей

дошкольного возраста и их родителей к приобретению финансовых знаний. Эти виды деятельности основаны на принципах самостоятельного участия и мотивации, что способствует более эффективному обучению.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Аблитарова А.Р., Саганджиева Э.Ш. Базисные экономические представления детей как педагогическая проблема в дошкольном образовании [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2016 г.). - Чита: Издательство Молодой ученый, 2016. - С. 3639. - URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/189/10056/ (дата обращения: 05.04.2024);

2. Антонова Ю.Е. Основы финансовой грамотности для дошкольников: мотивы и мнения//Воспитатель ДОУ - № 9. - 2018. - С. 6-16.

3. Ивченко Т.А., Белова Н.Н., Садкова З.И. Клуб по интересам и поддержке детских инициатив в познавательной деятельности//Воспитатель ДОО. - 2018. -№ 1. - С. 58-64;

4. Шатова А.Д. Нужно ли и зачем дошкольнику экономическое воспитание // Дошкольное воспитание. - 1995. - № 8. - С. 17-24;

5. Шатова А.Д. Экономическое воспитание дошкольников. - М., 2005. - 254 с.;

6. Ковалева, Г.С. Финансовая грамотность как элемент функциональной грамотности: международный контекст / Г.С. Ковалева // Отечественная и зарубежная педагогика. - 2017. - № 11. - 217 с.;

7. Министерсво финансов Российской Федерации [электронный ресурс] URL: http s: //minfin. gov. ru/ru/document? id_4=304737-rasporyazhenie_pravitelstva_rossiiskoi_federatsii_ot_24.10.2023_2958-

r_ob_utverzhdenii_strategii_povysheniya_finansovoi_gramotnosti_i_formirovaniya_ fmansovoi_kultmy_do_2030_goda (дата обращения 18.06.2024)

Vasilyeva D. V., Voronina L. V.

Vasilyeva D.V.

Ural State Pedagogical University (Ekaterinburg, Russia)

Scientific advisor: Voronina L.V.

Ural State Pedagogical University (Ekaterinburg, Russia)

PEDAGOGICAL CONDITIONS FORMATION OF FINANCIAL LITERACY IN PRESCHOOL CHILDREN

Abstract: due to the rapid development of modern society, the modern education system is undergoing constant changes. Financial literacy of the population and its impact on the well-being of society is becoming one of the key problems. The low level of competence in this area requires the creation of special programs for the formation of financial literacy in preschool educational institutions.

Keywords: strategy, financial literacy, finance, pedagogical task, preschool children.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.