Научная статья на тему 'Педагогические условия формирования духовно-нравственных ценностей у студентов высшего учебного заведения физической культуры и спорта'

Педагогические условия формирования духовно-нравственных ценностей у студентов высшего учебного заведения физической культуры и спорта Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
101
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕЛЬ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / КОМПОНЕНТЫ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / ЯКУТСКАЯ ПОЭЗИЯ / ВИТАГЕННАЯ ИНФОРМАЦИЯ / ВИТАГЕННЫЙ ОПЫТ / ЦЕННОСТИ / ДУХОВНОСТЬ / НРАВСТВЕННОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Борисова Татьяна Михайловна

Рассматриваются педагогические условия формирования духовно-нравственных ценностей у студентов. Подробно рассматриваются педагогические условия, которые занимают доминирующую роль в учебно-воспитательном процессе. Это модель педагогической технологии и экспериментальная программа. This paper describes the questions of education of moral qualities at students of sport higher school Republic Sakha (Uakutia) ty means of the Uakut poetry.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Педагогические условия формирования духовно-нравственных ценностей у студентов высшего учебного заведения физической культуры и спорта»

2. Хуторской, А.В. Ключевые компетенции. Технология конструирования // Народное образование. -2003. - № 5 - С.55-61.

3. Хуторской, А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования // Народное образование. - 2003. - № 2 -С.58-66.

4. Российская Академия образования, Институт общего среднего образования Изучение знаний и умений учащихся в рамках Международной Программы PISA

(Материалы подготовлены Ковалевой Г.С., Красновским Э.А., Краснокутской Л.П. и Краснян-ской К.А. по публикации: MEASURING STUDENT KNOWLEDGE AND SKILLS. A new Framework for Assessment. OECD, 1999.)

5. Социология: Энциклопедия / Сост. А.А. Грица-нов, В. Л. Абушенко, Г.М. Евелькин и др. - Мн.: Книжный дом, 2003. - 1312 с. - (Мир энциклопедии^1оуап. yandex.ru/dict/socio1ogy/artic1e/soc/soc-1258.htm

6. Матрос, Д.Ш. Полев, Д.М. Мельникова, Н.Н. Управление качеством образования на основе новых информационных технологий и образовательного мониторинга. Педагогическое общество России, - М.: 2000.

7. Шишов С.Е., Кальней, В.А. Школа: мониторинг качества образования. Педагогическое общество России, - М.: 2000.

8. Поташник, М.М. Управление качеством образования. Педагогическое общество России, М.: 2000.

9. Лернер, И.Я. Качество знаний учащихся: каким оно должно быть. - М.: 1978.

УДК 378.03.015 (082)

Педагогические условия формирования духовно-нравственных ценностей у студентов высшего учебного заведения физической культуры и спорта

Т.М. Борисова

Рассматриваются педагогические условия формирования духовно-нравственных ценностей у студентов. Подробно рассматриваются педагогические условия, которые занимают доминирующую роль в учебно-воспитательном процессе. Это - модель педагогической технологии и экспериментальная программа.

This paper describes the questions of education of moral qualities at students of sport higher school Republic Sakha (Uakutia) ty means of the Uakut poetry.

Ключевые слова: модель, педагогическая технология, компоненты, педагогические условия, якутская поэзия, витагенная информация, витагенный опыт, ценности, духовность, нравственность.

Современное российское общество продолжает переживать переходный период, характеризующийся противоречивостью и сложностью социально-экономических, политических, культурных процессов. «Алкоголизм, наркомания, проституция приняли во второй половине века массовый характер» [1]. «На путях движения к нравственному идеалу подростки, юноши и девушки переживают искания, осуще ствляют поиски самих себя...» [5]. В этих условиях формирование духовно-нравственных ценностей молодого поколения становится важным практическим условием решения проблем в системе образования.

БОРИСОВА Татьяна Михайловна - аспирант ПИ ЯГУ, преподаватель ЧГИФКиС.

Сегодня проблемы воспитания личности находятся в центре внимания исследователей, педагогов, ведутся поиски новых подходов в создании концепций воспитания нового поколения людей с духовным видением мира. Это Е.В.Бондаревская, Е.В.Золотухина-Аболина, И.А. Черкашин, К.Е.Гагарина, Е.С.Жиркова, Е.П.Жирков, З.Б.Цаллагова и др.

«В России, где существенно изменились социальные ценности, идут интенсивные процессы гуманитаризации и гуманизации» [6].

В силу особенностей развития самой цивилизации философское учение о ценностях - аксиология сформировалась сравнительно недавно. Еще позднее, уже по идеологическим причинам,

идеи и представления аксиологии стали исследоваться отечественными философами, социологами и культурологами. Это С.Ф.Анисимов, О.Г.Дробницкий, А.Г.Здравомыслов, М.С.Каган, В.В.Кортава, В.Н.Сагатовский, В.П.Тугаринов, Н.З.Чавчавадзе, В.А.Ядов и др.

Теоретический анализ проблемы, обобщение опыта отечественных и зарубежных философов, психологов, социологов и педагогов позволили выделить в качестве доминирующих комплекс взаимосвязанных педагогических средств, в состав которых входят обучение, духовное и нравственное просвещение, воспитание и самовоспитание. Основой этой взаимосвязи являются принципы дифференцированного и индивидуального подходов к студентам. Все эти внешние факторы будут учитываться при разработке технологии формирования духовно-нравственных ценностей и экспериментальной проверке ее эффективности.

Один из путей решения данной проблемы, как показывает всесторонний анализ ситуации, - совершенствование теории и практики воспитания, создания новой программы, которая стала бы ориентиром в нравственном самовоспитании личности, в подготовке будущего учителя физической культуры, спортсмена, обладающего востребованным обществом нравственными качествами.

По нашему мнению, ядром формирования духовно-нравственных ценностей у студентов Чу-рапчинского государственного института физической культуры и спорта являются педагогические условия: модель педагогической технологии и экспериментальная программа, которая составлена в соответствии со спецификой образовательного учреждения. В нашем случае речь идет не только о формировании духовно-нравственных ценностей студента, как самостоятельной личности, а, прежде всего, как педагога, которому предстоит воспитывать и формировать духовно-нравственные качества в своих воспитанниках.

Появление технологического направления в образовании не случайно, оно является закономерным следствием многообразных педагогических исканий большого количества исследователей, стремящихся оптимизировать образовательный процесс, определить пути достижения если не абсолютного, то высокого и стабильного результата в соответствии с требованиями времени.

В буквальном переводе «технология» - наука о мастерстве (techne (греч.) - искусство, мастерство; logos (греч.) - понятие, учение). У Вл.Даля:

«технология - наука техники. Техника - искусство, знание, умение, приемы работы и приложение их к делу».

В педагогической науке термин «педагогическая технология», получив широкое распространение, тем не менее, так и не имеет строгого определения. В научной литературе встречается более трехсот формулировок, в зависимости от того, как тот или иной автор представляет структуру и составляющие технологического процесса. Лишь обобщая и систематизируя многочисленные подходы к этой проблеме, удается синтезировать педагогическую технологию как вполне означенную целостность и понять ее смысл.

Начиная с 30-х годов ХХ века термин «педагогическая технология» прошел следующую эволюцию своего развития: «технологии в обучении» - «технологии обучения» - «технологии образования» - «педагогические технологии». Касаясь эволюции понятия «педагогическая технология», исследователи в большинстве своем, фиксируют последовательное расширение этого понятия - от первоначального значения до емкой дефиниции П.Д.Митчела, включающей помимо собственно обучения, аспекты организации и «процедуру распределения ресурсов».

Ф.Ф. Янушкевич определяет технологию как систему научно-обоснованных предписаний, используемых в образовательной практике: «педагогическая технология - есть система указаний, которые в ходе использования современных методов и средств обучения должна обеспечить подготовку специалистов «нужного профиля при оптимальных затратах сил и средств».

М.Чошанов определяет технологию как составную процессуальную часть дидактической системы, а И.П.Волков - как описание процесса достижения планируемых результатов обучения.

Н.Е.Щуркова и В.Ю.Питюков, говоря о технологии, отмечают следующее: «теория воспитания анализирует воспитательный процесс с самых общих позиций, на уровне высокого абстрагирования моделирует воспитание, выявляя его сущность. Методика воспитательного процесса анализирует это с позиций, приближенных к конкретной реальности. Ее интересует способ организации жизнедеятельности ребенка в соответствии с психолого-педагогическими закономерностями, отразившими природу становления личности. Педагогическая технология оставляет для исследования тот же процесс, но уровень, с

которого он рассматривается, низведен до момента воспитательного воздействия».

Заслуживает внимания определение технологии, предложенное О.П.Околеловым: «Технология в образовании - целостная совокупность разнокачественных процедур (дидактических, общепедагогических, психологических и др.), обусловленная соответствующими целями и содержанием обучения и воспитания, которая призвана осуществить требуемые изменения (вплоть до возникновения принципиально новых) форм поведения и деятельности обучающихся».

Согласно определению В.П.Беспалько, «педагогическая технология - проект определенной педагогической системы, реализуемой на практике».

Разделяя точку зрения Г.К.Селевко, педагогическую технологию будем представлять тремя аспектами: 1) научным (педагогические технологии - часть педагогической науки, изучающей и разрабатывающей цели, содержание и методы обучения и проектирующей педагогические процессы, 2) процессуально-описательным (описание процесса, совокупность целей, содержания, методов и средств обучения для достижения планируемых результатов); 3) процессуально-действенным (осуществление технологического процесса, функционирование всех личностных, инструментальных и методологических педагогических средств). Следовательно, педагогическая технология функционирует «в качестве науки, исследующей наиболее рациональные пути обучения, и в качестве системы способов, принципов и регулятивов, применяемых в обучении, и в качестве реального процесса обучения».

Сегодня система образования нуждается в таких технологиях, которые помогали бы студентам преодолевать «психологические барьеры», видеть перспективу собственной деятельности, реальные резервы своей личности, наполнять жизнь новым социально и личностно-значимым смыслом, поверить в свои силы, что особенно важно в условиях динамичной, нестабильной и подчас экстремальной обстановки внешней среды.

Резервы совершенствования педагогической деятельности не ограничены. Для полной эффективности процесса обучения необходимо продумывание педагогической технологии, методов, каждого приема, соотнесение с содержанием, с реальными возможностями обучающих и обучающихся, с целями и задачами занятия.

В предложенной нами модели формирова-

ния духовно-нравственных ценностей студентов средствами якутской поэзии выделены концептуальная основа: подходы (аксиологический, эм-патийный, коммуникативно-диалоговый, лично-стно-ориентированный, гуманистический) и принципы (эмоциональной открытости и доверия друг другу).

Модель педагогической технологии включила комплекс педагогических условий поэтапного формирования духовно-нравственных ценностей студентов, структуру формирования духовно-нравственных ценностей, которая отражает содержательную (программа «Кэрэ±э дьулуЬуу») и процессуальную (компоненты) основы. Данная модель призвана осуществить формирование духовно-нравственных ценностей студентов ВУЗа средствами якутской поэзии путем целостной реализации информационно-содержательного, организационно-деятельност-ного, коммуникативно-творческого и рефлексив-но-мотивационного компонентов.

Педагогические условия: модель педагогической технологии и экспериментальная программа, направленные на формирование духовно-нравственных ценностей у студентов ВУЗа способствуют решению цели нашего исследования: разработка и научное обоснование системы педагогических условий формирования духовно-нравственных ценностей.

Предлагаемая нами модель педагогической технологии включает компоненты: информационно-содержательный, организационно-дея-тельностный, коммуникативно-творческий и реф-лексивно-мотивационный.

Информационно-содержательный компонент включает ознакомление студентов с творчеством и жизнью поэта, ознакомление с произведением, словарную работу, включение студентов в проведение образовательного процесса. Обязательным условием данного компонента является личный пример нравственного поведения, нравственного отношения к студентам, коллегам, окружающему миру.

Организационно-деятельностный компонент включил выдачу заданий по группам, коллективную работу в группе, составление вопросов для дальнейшего обсуждения, анализ произведения, нахождение идеи, философии поэта, определение главного героя, его чувств, определение исторических событий, описываемых в произведении. Обязательным условием данного компонента является нравственная организация образовательно-

го процесса как гуманное взаимодействие между педагогом и студентами.

Коммуникативно-творческий компонент включает постановку составленных вопросов и тем для обсуждения, диалог, диспут-лекцию, свободное выражение собственного мнения, своих мыслей, творческую работу. Этот компонент представляет собой систему диалогических ситуаций, последовательно разворачиваемых и обеспечивающих накопление опыта субъект-субъектных отношений на эмоциональном, сознательном и духовном уровнях. Это означает, что диспут строится вокруг диалогической работы над текстом стихотворения, несущим авторскую идею и философию. Данный компонент способствует развитию коммуникативных навыков и развитию креативных способностей человека потому, что процесс познания использует творчество как механизм мобилизации и развития потенциальных возможностей личности, в том числе ее духовно-нравственного потенциала. Содержание гуманистически ориентированной творческой деятельности определяется системой общечеловеческих ценностей, выражается в открытости к пробле-матизации, диалогу и индивидуализации педагогического взаимодействия. Поэтому творчеством должен быть пронизан весь процесс подготовки будущего педагога.

Рефлексивно-мотивационный компонент включил защиту творческой работы, рефлексию студента, выводы и итоги занятия. Этот компонент отразил прогнозируемый результат, которым является личность, обладающая достаточно высоким уровнем сформированности духовно-нравственных ценностей, с собственной стратегией нравственного поведения, направленной на установление гуманных, нравственных отношений.

На всех этапах реализации модели педагогической технологии субъект-субъектные отношения между студентами и преподавателями должны отличаться гуманистичностью, доброжелательностью, комфортностью для студентов.

Вторым важным педагогическим условием формирования духовно-нравственных ценностей у студентов вуза является экспериментальная программа. Предлагаемая экспериментальная программа - одна из попыток ответить на вопрос о том, как сформировать у студентов духовно-нравственные ценности современного человека. Предлагаемая программа - определенный ориентир. Она вариативна, может быть изменена, дополнена,

скорректирована. Основным средством реализации программы является якутская поэзия, где отражены общечеловеческие ценности. Главная воспитательная ее ценность - философия поэта, его жизненная позиция, выдвинутые проблемы, идея произведения. Основаниями программы являются:

- педагогический взгляд на воспитание с позиции общечеловеческой культуры;

- педагогическое представление о слагаемых воспитательного процесса как усвоении и присвоении духовно-нравственных ценностей студентом, входящим в эту жизнь на уровне современной культуры и вступающим в сложную, гуманную, благородную профессию учителя;

- определение содержания воспитательного процесса как системы отношений к ценностям достойной жизни гуманной личности, а знаний и умений - как средства проживаемых ценностных отношений человека к жизни;

- разворачивание поставленной проблемы в ходе диспута, диалога;

- философско-педагогическое представление о жизни как ценности, представление о воспитании как приобщении и приучении к самостоятельному выбору жизненного пути и образа жизни.

Лейтмотивом экспериментальной программы выступает отношение к жизни. Студент вместе с педагогом познает жизнь на основе витагенной информации: ознакомление с жизнью и творчеством якутских поэтов, анализ произведения. На основе анализа произведения студент взаимодействует с жизнью, старается полюбить эту жизнь, учиться жизни, набирает жизненного опыта, приобретает способность осмысленно и осознанно выстраивать свою жизнь используя духовно-нравственные ценности, проявляя нравственные качества в согласии со своим внутренним миром.

Ключевым стержнем программы является жизнь человека - носителя и творца культуры, признание человека и жизни наивысшими ценностями. Таким образом, формирование духовно-нравственных ценностей выстраивается как логически взаимосвязанный процесс, каждое осознанное принятие ценностей - ступенька верх в духовном и физическом становлении.

Исследование якутской поэзии выявило духовные доминанты, скрытые в логике композиционных построений, в смысловых параллелях, в закономерностях подбора материалов и их художественных особенностях, в приемах педагогического воздействия на душу испытуемого, а именно

- витагенную информацию и показало, что якутская поэзия, обладая мощным жизненным опытом личности, духовно-нравственным потенциалом, огромными возможностями достижения воспитательных целей, позволяют в условиях современной высшей школы содействовать просвещению, духовному развитию, возвышению и облагораживанию души молодого человека, самопознанию и самосовершенствованию личности.

Академик А.С.Белкин рекомендует четко различать два понятия: опыт жизни и жизненный опыт. Опыт жизни - витагенная информация, не «прожитая» человеком, связанная лишь с его осведомленностью о тех или иных сторонах жизни и деятельности, но не имеющая для него достаточной ценности. Жизненный опыт - витаген-ная информация, ставшая достоянием личности, отложенная в резервах долговременной памяти и находящаяся в состоянии постоянной готовности к актуализации (востребованию) в адекватных ситуациях. Она связана с памятью разума, памятью чувств, памятью поведения. Задача педагога - перевести опыт жизни в жизненный опыт»[6].

Достижение целей духовно-нравственного воспитания осуществляется благодаря гармоничному обращению к рационально-рассудочной и эмоционально-аффективной сферам психики молодого человека, а также благодаря опоре на систему духовно-нравственных ценностей, широко и последовательно представленную в произведениях якутских поэтов. Система ценностей, содержащаяся в якутской поэзии дает студентам истинное и объемное представление о мире, формирует ценностный кругозор. Все человеческое бытье, вся глубина человеческих чувств представлены в произведениях А.Е.Кулаковского, А.И.Софро-нова, П.А.Ойунского, С.П.Данилова, В.М.Новикова, И.М.Гоголева, П.Н.Тобурокова, С.И.Тарасова, М. Д. Ефимова и др.

Якутская поэзия дает исключительную для сельского студента возможность воспринять богатство народной культуры, связанной с натуральным укладом человеческой жизни, и погрузиться в мир естественного человеческого бытия. Блестящие образцы, примеры добрососедства, содружества, призывающие любить нравственный поступок, показаны без морализаторства, без излишнего дидактизма на произведениях, отражающих многие тонкости, нюансы человеческих взаимоотношений, человеческой жизни. На основе якутской поэзии проявляются способности к

философскому пониманию смысла жизни, амбивалентности мира, к созданию личностно оформленного образа целей.

Ведущие методы: диспут-лекция о смысле жизни, о мечтах и планах, об ответственности, справедливости и несправедливости, о честности и нечестности; анализ поступков, результатов деятельности; рефлексия компонентов занятия; творческие письменные и художественные работы; диспуты-лекции философского содержания и др.

В заключении можно сказать что, для полноценной реализации на практике представленных теоретических положений необходима организация воспитательного процесса на основе оптимальных условий. К их числу отнесем следующие:

- экспериментальная программа по формированию духовно-нравственных ценностей средствами якутской поэзии;

- модель педагогической технологии по формированию духовно-нравственных ценностей;

Таким образом, разработанный комплекс педагогических условий по формированию духовно-нравственных ценностей студентов сельского вуза средствами якутской поэзии явился структурообразующим и интегрирующим основанием модели формирования духовно-нравственных ценностей студентов, обеспечивающей его целостность и эффективность.

Результаты проведенного исследования не дают окончательных ответов на вопросы формирования духовно-нравственных ценностей средствами якутской поэзии. Мы сделали попытку доказать, что важнейшее значение в разработке технологии формирования духовно-нравственных ценностей имеет поиск условий, средств, обеспечивающих успешное функционирование разрабатываемой модели. Входная диагностика зафиксировала, что 33,03% студентов обладает низким уровнем, 7,04% - высоким, и 59,02% - средним. Для подтверждения эффективности выявленного комплекса педагогических условий процесса формирования духовно-нравственных ценностей у студентов было проведено повторное исследование в группах по сходным диагностическим методикам. Анализ исследования выявил целый ряд позитивных изменений: произошли положительные сдвиги в поведении студентов, повысился уровень знаний о ценностях и уровень межличностного познания и понимания, улучшились отношения между студентами, расширился репертуар способов помогающего поведения.

КОЧЕВОЙ ЛАГЕРЬ КАК ЛЕТНЯЯ ШКОЛА ПО ОБУЧЕНИЮ РОДНОМУ ЯЗЫКУ

Динамика роста сформированности духовно-нравственных ценностей студентов в ходе экспериментальной работы подтверждает предварительный вывод об эффективности применения комплекса педагогических условий с целью формирования духовно-нравственных ценностей средствами якутской поэзии: количество студентов с низким уровнем уменьшилось с 33,03% до 7,14%, с высоким уровнем возросло с 7,04% до 29,46%. Произошли изменения и в динамике среднего уровня: увеличилось количество студентов с 59,02% до 63,35%.

Проведение экспериментальной работы в Чурапчинском государственном институте физической культуры и спорта позволило на практике проверить гипотетически выдвинутый комплекс педагогических условий эффективного формирования духовно-нравственных ценностей средства-

ми якутской поэзии и доказать, что цель и задачи исследования решены.

Литература

1. Аболина-Золотухина Е.В. Современная этика. Москва-Ростов на Дону, 2005. - 393с.

2. Бондаревская Е.В. Ценностные основания личностно-ориентированного воспитания.//Педагоги-ка. - 2007. - № 8. - 44с.

3. Бурцев А.А Якутская классическая литература и современность. - Якутск, 2007. - 216с.

4. Гагарина К.Е. Модель формирования духовной культуры студентов вузов.//Наука и образование. - 2007. - № 1. - 178с.

5. Лихачев Б.Т. Педагогика. М: «Юрайт», 1998. -264 с.

6. Кукушин В.С. Общие основы педагогики. Москва-Ростов на Дону, 2006. - 213 с.

УДК 372.016:811.512.211

Кочевой лагерь как летняя школа по обучению родному языку малочисленных народов Севера

Ю.А. Слепцов

Рассматривается кочевой лагерь для детей коренных малочисленных народов Севера по обучению родному языку и культуре.

This article is about nomadic camp for children of the native scanty people of the North on training to a native language and culture.

Ключевые слова: кочевье, лагерь, этнос, эвены, фольклор, традиции.

Родной язык является одним из показателей сохранности культуры и быта этноса. Потеря языка приводит к ассимиляции нации и дальнейшему ее исчезновению как этнос. Как показывают статистические данные, у малочисленных народов Севера с каждым годом число знающих свою культуру и разговаривающих на своем родном языке становится меньше. Так ежегодно сокращается число эвенов, владеющих родным языком своей национальности: в 1970 г. - 41,7 %, в 1979 г. - 44,1, в 1989 г. - 34,7. По данным переписи 2002

СЛЕПЦОВ Юрий Алексеевич - соискатель ИГИиПМНС СО РАН.

г., эвенов, владеющих своим языком, из 19071 человек было 3272, т.е. 28%.

Снижение знания родного языка наблюдается и у других малочисленных народов Севера, проживающих в Якутии - это долганы, эвенки (тунгусы), чукчи, юкагиры. Сохранение национального языка возможно только в местах компактного их проживания. Проживающие в городах представители малочисленных народов Севера под влиянием урбанизации постепенно теряют не только родной язык, но и обычаи своего народа.

Главной причиной сокращения носителей родного языка, как мне кажется, явилось то, что национальный язык не применяется в повседневной

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.