Научная статья на тему 'Педагогические условия формирования духовно-нравственной культуры учащихся в учебных заведениях в системе дополнительного образования'

Педагогические условия формирования духовно-нравственной культуры учащихся в учебных заведениях в системе дополнительного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
474
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА / ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ ШКОЛЬНИКОВ / SPIRITUAL AND MORAL CULTURE / PEDAGOGICAL CONDITIONS / SUPPORT / IMPLEMENTATION / PROMOTION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шилова Наталья Евгеньевна

Определены и описаны педагогические условия, которые выступают значимыми обстоятельствами, обеспечивающими эффективное формирование духовно-нравственной культуры учащихся в учебных заведениях в системе дополнительного образования (воскресных школах).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pedagogical conditions in developing spiritual and moral culture of students in educational institutions in the system of supplementary education

This article defines and describes the pedagogical conditions, which are important factors for the effective formation of the spiritual and moral culture of students in educational institutions in the system of supplementary education (Sunday schools).

Текст научной работы на тему «Педагогические условия формирования духовно-нравственной культуры учащихся в учебных заведениях в системе дополнительного образования»

УДК 37.034

ББК Ч 420.051 ГСНТИ 14.25.01; 02.61.45 Код ВАК 13.00.02

Шилова Наталья Евгеньевна,

аспирант, кафедра истории и теории музыки и музыкального образования, Московский городской педагогический университет; 143913, Московская обл., г. Балашиха, м-р Янтарный, Молодежный б-р, 5/3, кв. 157; e-mail: dmitrienko_ne24@mail.ru

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ В УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: духовно-нравственная культура; комплекс педагогических условий, обеспечивающих формирование духовно-нравственной культуры школьников.

АННОТАЦИЯ. Определены и описаны педагогические условия, которые выступают значимыми обстоятельствами, обеспечивающими эффективное формирование духовно-нравственной культуры учащихся в учебных заведениях в системе дополнительного образования (воскресных школах).

Shilova Natalia Evgenievna,

Post-graduate Student of the Chair of History and Theory of Music and Musical Education, Moscow City Pedagogical University, Moscow.

PEDAGOGICAL CONDITIONS IN DEVELOPING SPIRITUAL AND MORAL CULTURE OF STUDENTS IN EDUCATIONAL INSTITUTIONS IN THE SYSTEM OF SUPPLEMENTARY EDUCATION

KEY WORDS: spiritual and moral culture; pedagogical conditions; support; implementation; promotion.

ABSTRACT. This article defines and describes the pedagogical conditions, which are important factors for the effective formation of the spiritual and moral culture of students in educational institutions in the system of supplementary education (Sunday schools).

Для эффективного функционирования модели формирования духовно-нравственной культуры учащихся средствами музыки необходимо соблюдение ряда педагогических условий.

Понятие «условие» трактуется в словаре С. И. Ожегова как обстоятельство, от которого что-нибудь зависит; требование, предъявляемое одной из договаривающихся сторон (3, с. 839). Как философская категория термин «условие» выражает отношение предмета к окружающим его явлениям, без которых он существовать не может. Можно сказать и так: необходимая для существования вещи или явления совокупность отношений, состояний и других вещей (5). Педагогическое условие, по мнению Н. М. Борытко, это внешнее обстоятельство, фактор, оказывающий существенное влияние на протекание педагогического процесса, в той или иной мере сознательно сконструированный педагогом (1, с. 129). Назначение системы педагогических условий состоит в обеспечении поступательности процесса становления исследуемого феномена (1, с. 131).

В этой связи под педагогическими условиями формирования духовно-нравственной культуры учащихся можно понимать специально организуемые преподавателем обстоятельства, помогающие формированию духовно-нравственной культуры учащихся.

Охарактеризуем комплекс педагогических условий, обеспечивающих эффективное формирование духовно-нравственной

культуры учащихся в учебных заведениях в системе дополнительного образования (воскресных школах).

1. Опора на национальную музыкальную культуру, включая церковные и внецерковные традиции

Реализация данного условия вызвана необходимостью обновления содержания педагогического образования (В. А. Сласте-нин, Н. Д. Никандров, В. И. Слободчиков), направленного на формирование культуры учащегося. При этом реализация этого педагогического условия предполагает:

- планомерное и систематическое формирование у учащихся знаний об истории русской духовной музыки;

- развитие вокальных, слуховых, интонационных и других навыков для успешной реализации развития духовной культуры учащихся;

- воспитание уважения к истории и традиции музыкальной культуры России;

- воспитание чувства принадлежности к истории, культуре своего народа;

- формирование гуманистических нравственных норм жизни и поведения в перспективе жизненного самоосуществления;

- формированию художественного вкуса, развитие музыкальных и творческих способностей;

- развитие навыков познавательной и творческой деятельности.

Исследователи подчеркивают, что выполнение этого условия будет способство-

© Шилова Н. Е., 2013

вать формированию духовно-нравственной культуры учащихся; привитию детям любви к православной и народной музыкальной культуре; пробуждению генетической памяти ребенка к своим историко-культурным корням; овладению традицией духовных песнопений, их видами и жанрами, а также жанрами и видами народного песенного творчества.

Реализацию данного педагогического условия формирования духовно-нравственной культуры учащихся мы осуществили через созданную нами образовательную программу «Церковно-хоровое пение».

При создании этой программы учитывался возрастающий интерес современного российского общества к непреходящим духовным ценностям, и, в частности, к русской духовной музыке.

Отличительной особенностью настоящей программы от аналогичных по профилю является введение в программу произведений народного песенного творчества, творчества бардов и современного детского песенного репертуара. Церковно-хоровая и народно-песенная культуры несут в себе не только художественно-эстетическое начало, но и являются фундаментальным биогенетическим механизмом, формирующим в человеке его человеческую сущность. Они открывают человеку законы гармонии мира, и только при помощи них можно воспитать чувства истинной красоты, любви, сопереживания. Использование в программе произведений творчества бардов и современного детского песенного репертуара помогает расширить кругозор учащихся. В этих песнях воспевается родина, семья, материнство, природа. Они развивают в детях патриотизм, эстетические и моральные качества.

Использование разнообразного музыкального репертуара способствует углублению духовно-нравственного воспитания учащихся, становлению и развитию их личности, национального самосознания и музыкальной культуры.

Вся программа построена по дидактическому принципу «от простого к сложному». Основными темами курса являются: история богослужебного пения, история нотации, история глассовой системы, систематика жанров, основные песнопения, песно-писцы церкви, церковные богослужения. В изучении духовных песнопений соблюдена определенная последовательность не только в отношении музыкального материала, но и постепенного перехода от одноголосного к многоголосному пению.

В приложение к образовательной программе был создан «Учебник сольфеджио для регентских и воскресных школ». Это

необходимо для достижения определенных результатов образовательного процесса: быстрого овладения разучиваемым материалом; умения прочитать произведение с листа; развития вокально-интонационных навыков, чувства метроритма; развития музыкального восприятия. Ценность его составляет то, что в нем представлен большой нотный материал, состоящий полностью из духовных произведений, на образцах которого учащиеся изучают сольфеджио. Так учащиеся осваивают и запоминают большое количество песнопений, овладевают знаниями в области сольфеджио. Вследствие этого ускоряется процесс разучивания духовного хорового материала.

2. Привлечение родителей к активному участию в образовательном процессе

Данное педагогическое условие направлено на реализацию требования статьи 44 закона РФ «Об образовании», где указано, что родители обязаны заложить, помимо интеллектуального и физического, основы нравственного развития личности ребёнка (4).

Сотрудничество учителя с родителями является залогом успешной воспитательной деятельности, так как семья оказывает значительное влияние на развитие личности ребёнка. Родители должны быть убеждены, что их участие в жизни школы важно не потому, что так хочет преподаватель, а потому, что это важно для развития их ребёнка. Задача преподавателя - помочь родителям осознать свою родительскую воспитательную миссию как величайшую ответственность за будущее ребёнка. Важно и то, что воспитание учащихся в школе и воспитание в семье - это единый неразрывный процесс. Однако проблемой для преподавателя являются организационные вопросы, связанные с включением родителей в жизнь образовательного учреждения.

В этой связи взаимодействие с родителями нужно строить на основе таких идей-принципов, как: обращение к чувству родительской любви; умение разглядеть в каждом ученике положительные черты; уважение личности отца и матери, их родительских забот, трудовой и общественной деятельности.

Реализация данного педагогического условия предполагает присутствие родителей на уроках; участие родителей в школьных и внешкольных мероприятиях; помощь в организации и проведении внеклассных дел; совместное обсуждение вопросов обучения.

Мы хотим подчеркнуть, что выполнение данного условия будет способствовать развитию мотивации учащихся (самоопределения,

самоусовершенствования, самоутверждения, достижения, долга, ответственности); формированию правильного поведения; развитию духовно-нравственных качеств (ответственности, чувства долга, уважения к старшим, честности, справедливости, порядочности, ответственности, совести).

3. Формирование Соборной педагогической общности основанной на взаимосвязи педагогов, учащихся и родителей

В основе выделения этого педагогического условия лежат идеи А. С. Хомякова, С. Н. Булгакова, П. А. Флоренского, Н. А. Бердяева, В. И. Иванова о соборности, предполагающей добровольное единение людей, устремлённых к высшим духовно-нравственным ценностям.

Соборность - понятие, введённое русским религиозным философом XIX в.

А. С. Хомяковым. По его учению, соборность - целостное сочетание свободы и единства многих людей на основе их общей любви к одним и тем же абсолютным ценностям (6). Такое понимание соборности соответствовало древнерусскому понятию «лад» и было неразрывно связано с общинной жизнью русского народа. В целом, соборность предполагает не только сотрудничество учащихся и учителей, но и сотрудничество с родителями. Именно соборность помогает установить связь поколений.

Школа только тогда и может раскрыть все те духовные возможности, которые скрыты в объединении детей в школе, когда она действительно станет единой школьной семьей (2, с. 242). Школьная семья должна основываться на совместном труде, учении и отдыхе. Удачной можно назвать работу такой воскресной школы, где из года в год поддерживается дух соборности, дух особого единения и любви.

В каждом человеке много разнообразных дарований и способностей, нуждающихся в развитии, поэтому для их раскрытия необходим совместный труд: семьи, школы, общества.

Реализация данного педагогического условия предполагает общее участие в праздниках; совместное участие в клирос-ной практике; совместные паломнические поездки (экскурсии); совместный труд; совместные вечера (чаепития).

На наш взгляд, выполнение данного условия будет способствовать созданию духовно-культурной среды, благотворно влияющей на укрепление семьи; постижению духа богослужебного пения, духа любви, созерцания, живого творческого общения; развитию духовного совершенствования;

развитию коллективизма и взаимопомощи; приобретению возможности духовного делания, скрытой в каждом человеке.

4. Организация школьного пространства

Данное педагогическое условие основывается на идее о воздействии предметнопространственной среды на сознание личности, на эффективность обучения и воспитания (Я. А. Коменский, А. С. Макаренко,

В. А. Сухомлинский, Б. Т. Лихачев и др.).

Важнейшим условием обеспечения комфортной и стимулирующей школьной среды является грамотно организованное школьное пространство, его атмосфера и наполнение. Правильно организованная предметно-пространственная среда способствует становлению личности учащегося.

Предметно-пространственная среда характеризуется в первую очередь стилем. Он может быть официальным или домашним, строгим или свободным. В зависимости от выбранного стиля находящийся в школе ребенок будет либо внутренне подсознательно подтягиваться и сосредотачиваться, либо расхолаживаться и расслабляться. Стиль, который мы считаем оптимальным для предметно-пространственной среды школы, можно назвать храмовым. Под храмовостью понимается такой стиль предметно-пространственной среды школы, который в максимальной степени способствует внутренней сосредоточенности ребенка и максимально направлен на его индивидуальность. Так, храмовость предметно-пространственной среды школы являет собой стилистическую цельность элементов среды, традиционную для облачения храма или той части дома, который служит домашней церковью.

Реализация этого условия предполагает наличие в интерьере витражей (создающих световую гамму), наличие ламп-подсвечников, арочных окон, картин религиозной направленности, специального музыкального оформления и других элементов.

Мы считаем, что выполнение данного педагогического условия будет способствовать раскрытию внутренней свободы учащихся; сосредоточенности на уроке; доверию в отношениях; эффективности процесса обучения, повышению его качества; развитию эстетического чувства; возрастанию интереса к учебе.

В целом, мы считаем, что охарактеризованные педагогические условия выступают значимыми обстоятельствами, которые обеспечивают эффективное формирование духовно-нравственной культуры учащихся, обучающихся в воскресной школе.

ЛИТЕРАТУРА

1. Борытко Н. М. В пространстве воспитательной деятельности. Волгоград: Перемена, 2001.

2. Ничипоров Б. Принципы христианской педагогики и нравственное воспитание русских детей // Вестник духовного просвещения. №1. М., 1994.

3. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М. : Азбуковник, 1999.

4. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». №273-ФЗ. М. : Проспект, 2013.

5. Философский энциклопедический словарь / Ред. кол. С. С. Аверинцев, Э. А. Араб-Оглы, Л. Ф. Ильичев и др. М. : Сов. энциклопедия, 1989.

6. Хомяков Д. А. Православие. Самодержавие. Народность. Монреаль, 1982.

Статью рекомендует д-р пед. наук, проф. А. И. Савостьянов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.